Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников. 23 мая 2023

23 мая 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (г. Москва).

– По традиции разберем что-нибудь из евангельских строк. Господь говорит: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. «Любящий душу свою» – это, наверное, когда чрезмерно заботишься о себе. Хотя непонятно, почему душу. Это больше о теле, когда речь идет о каких-то земных удовольствиях. Но как ненавидеть свою душу и при этом спастись? Что это значит?

– Священное Писание высоко для разумения. Тем не менее Господь обращается к простым людям, и это означает, что Его словеса должны быть поняты как раз по-простому.

Действительно, это не о теле, а именно о душе. И, как говорят святые отцы, речь идет о той духовной жизни, которая определяет вектор движения всей нашей жизни. В какую сторону мы с вами пойдем: в жизнь вечную или в другую. И Господь говорит о том, что тот, кто любит, лелеет и бережет свою душу, потеряет ее для Царства Божьего.

Часто можно услышать, как прихожане говорят: «Причастился Христовых Таин и бегом домой, чтобы никого не встретить на своем пути. Ведь если не встречу, значит, не осужу, не буду злословить, не буду многословным…» «Объясните, – спрашивают священников, – правильно ли я делаю?» Ведь на самом деле только причастился, а появляется искушение – и сразу же растерял благодать. Таким прихожанам приходится отвечать именно этими строчками Священного Писания.

Мы причащаемся Христовых Таин во исцеление души и тела, наполняемся благодатью. Но наполняемся мы ею не для себя. Свойство благодати заключается в том, что она умножается, когда ее расточаешь. Приведу пример. Священнослужитель причащается на каждой литургии и потом должен не молчать, а говорить слово Божие. К нему приходят люди, он должен освятить жилище или побеседовать с ними, утешить, подбодрить, поддержать разговор. Ни о каком безмолвии речь не идет. А благодать умножается. И любой священник знает: когда причастился Христовых Таин, появляются благодатные встречи, которые действительно умножают то состояние, которое получил на Божественной литургии.

Воистину мы видим, что благодать Божия не делится, а умножается. А то, что мы злословим, многословим, осуждаем,  это не от благодати, а прежде всего от нашей испорченности и нашего желания злословить, многословить и осуждать. Господь об этом и говорит. Если вы причащаетесь Христовых Таин и дальше бережете свою душу, ничего не делая, чтобы сохранить благодать в душе, то вы потеряете ее. А если вы относитесь к своему послушанию так, что целиком и полностью растворяетесь в нем во имя ближнего, во имя Церкви Христовой, то вы спасете свою душу.

Получается, что «ненавидеть» – это не в том смысле, что не любить свою душу, а в том, чтоб не носиться с ней как с драгоценным стеклом. Больше всего в духовной жизни преуспевают те, кто меньше всего о себе думает. Вектор направлен не внутрь себя, а на служение ближнему. Тогда человек преуспевает.

Посмотрите на подвижников благочестия. Например, на тех, кто трудится в больницах, в тюрьмах… Или возьмем специальную военную операцию. Если человек, который служит в таких экстремальных ситуациях, будет думать о своем духовном и душевном состоянии, он ничего не сделает. Но если он прежде всего будет думать, как помочь другому, как поучаствовать в его боли, скорби и трудностях, забывая о себе, он преуспеет в этом делании.

Поэтому и Господь напоминает, что душа дана не для того, чтобы мы ее просто берегли в ничегонеделании, а чтобы не смотрели на нее, когда служим другому человеку.  В патериках и святоотеческой литературе описаны случаи, когда даже монашествующие подвижники оставляли, например, свое молитвенное правило, чтобы помочь своему брату или сестре. Казалось бы, закон духовной жизни – молитва есть основа. «Нет», – говорят патерики. Если к тебе стучится брат и просит твоей помощи, оставь свое молитвенное правило и помоги. Человек разворачивается от себя, от любимого дела – молитвы – и поворачивается в сторону страждущего брата.

Господь говорит, что больше всего в жизни человека определяют его поступки. Мы, городские жители, во многом изменили центр тяжести своей жизни. Если раньше все измерялось поступками, то сейчас, так как мы живем в городе и не работаем физически, центр нашей жизни переместился в ум, в наше мышление. И отсюда появляются очень многие сложности. То есть мы, по сути, уже оцениваем себя не по тому, что делаем, а по тому, что мыслим. И очень часто бывает так, что человек вроде и желает жить добродетельной жизнью, но сгорает на уровне чтения святоотеческой литературы. Он просто останавливается на ситуации и состоянии хотения, но не делания. Господь говорит, что состояние хотения или мысли о добродетели – это еще не духовная жизнь. А она именно в том, что мы делаем и каковы мотивы того или иного поступка, который мы совершаем.

– Вы до этого привели очень интересную и актуальную жизненную историю. Действительно, многим кажется, что нужно закрыться в себе после причастия. Есть даже такие рекомендации – обязательно молчать как можно дольше. И желательно, чтобы тебя никто не раздражал, поэтому лучше удалиться куда-то в пустыню. Это подается как особое благоговение и сохранение в себе святыни. Хотя Ваша точка зрения кажется мне абсолютно правильной, логичной и уместной, но Бог дарует человеку благодать, и как можно не поделиться этим великим даром? Как можно все это скрывать в себе? Как в известной притче о талантах, когда человек получает некий дар от хозяина и прячет его.

– В том и дело, нужно меньше думать о себе. Тогда мы преуспеем в духовной жизни. А искажение духовной жизни как раз и заключается в том, что мы не видим себя, а смотрим на обстоятельства; как сделать так, чтобы они способствовали нашей тишине. Такого никогда не будет. И дьявол, видя такое наше настроение, обязательно устроит такие ситуации, при которых нам нужно будет и говорить, и на рынок сходить, и помочь кому-нибудь. Все для того, чтобы мы раздражились. И Господь попускает эти ситуации, чтоб мы увидели себя. Оказывается, я причащаюсь Христовых Таин, но при этом говорю: не трогайте меня. В этом искажение. Здесь мы сталкиваемся с новой сложностью, которая есть у всех нас. Мы не видим свои грехи и свое пагубное и слепое состояние. Все, что мы делаем, нам кажется правильным. Поэтому на исповеди мы описываем обстоятельства…

– Целые истории.

– Описываем детей, тещ, зятьев, соседей – кого угодно. И все они виноваты. Вот беда. Церковь призывает не к тому, чтобы всегда видеть, что я виноват (хотя это идеально), а к тому, чтобы хотя бы начать распознавать некую правду. А это величайший дар от Бога, который даруется Причастием. И посмотрите, какой замкнутый круг: чем больше я борюсь со своими страстями, причащаясь Христовых Таин и ничего больше не делая, тем меньше у меня это получается.

Святые отцы подсказывают нам один из способов побороть свои страсти: служить другому человеку, то есть находиться в гуще всей этой реальной жизни, такой, какая она есть. Да, ты сам раненый в духовном смысле, и вокруг тебя такие же. Но излечиться ты можешь только в общении с другим человеком. Как это происходит? У каждого по-разному. У каждого своя тема, которая особенно ранит и беспокоит, но тем не менее Господь всех нас ставит в такие обстоятельства, чтоб мы лечились. Нужно учиться доверять жизни, потому что именно в ней полноценно проявляет Себя Господь. Другой раз удивляешься и не понимаешь, почему опоздал или, наоборот, успел, почему приходится ждать или почему обстоятельства жизни складываются не так, как было запланировано. Потому, что входит Господь. Нужно учиться доверять Промыслу Божьему. А это как раз не про то, чтобы думать, насколько мы сберегли благодать для себя. Это про служение другому человеку.

– Интересно, что в таинстве Евхаристии в том числе благодать подается, чтобы больше служить другому человеку, больше заботиться о ближнем. Не молча убегать от него и всячески игнорировать, а именно для того, чтобы, наоборот, самому быстрее идти на контакт.

– Именно так. Но когда человек идет на контакт, то вдруг понимает, что немощен, что у него нет сил. А где черпать эти силы? Опять в таинстве. Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. Это закон духовной жизни. Замкнутый круг. Не случайно преподобный Авва Дорофей как раз описывал духовную жизнь в виде круга, в центре которого находится Бог. И чем ближе мы к другому человеку, тем ближе становимся и к Богу. И наоборот.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Часто богатство связано со злом и грехом. И если человек приобретает его только для себя, то вряд оно будет на пользу».

– Вопрос про праведное и неправедное богатство? Бывают разные обстоятельства, да и жизнь бывает разная.

– Об этом есть слова в Евангелии: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Что это значит?

– Святые отцы толкуют, что все, что приходит к нам, принадлежит не нам, и в этом смысле оно неправедное, то есть незаслуженное. Господь говорит, что это полученное в жизни богатство нужно расточать на благие, добрые дела и тем самым приобретать себе друзей и Царство Божие. Большая мудрость, когда человек приобретает или получает что-либо в жизни и воспринимает это не как себе принадлежащее, а прежде всего как Божий дар. Мне удалось и довелось общаться с людьми, которые несут послушание именно в строительстве и благоукрашении храмов. С ними приобретаешь очень полезный опыт общения. Особенно если это воцерковленный человек, это воистину богатство.

– То есть «неправедное» не в смысле «нечестное»?

– «Неправедное» в смысле «не мое».

– Получается, в этом мире все не наше? Все принадлежит Творцу, а мы можем воспользоваться этим, чтобы заслужить жизнь вечную?

– Да, по-разному. Можно воспользоваться богатством только для себя и опять же для той самой души (то есть любить ее), а можно забыть про нее и употребить его на строительство или благоукрашение храма или другие социальные проекты. И таким вот образом приобретается Царство Божие. Человек не думает о себе. Я знаю таких людей. Они очень скромные, незаметные, но сделали и приобрели в своей жизни очень многое. Они не тратят на себя то, что им пришло от Господа, а прежде всего трудятся во славу Божию и помогают Православной Церкви.

– Вспоминаются еще одни евангельские слова: Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Это целиком относится к нашей сегодняшней теме, а также к вопросу о человеке, который побыстрее и молча убегает из храма. В этом нет никакой силы. Он не прилагает никакого усилия для того, чтобы получить Царство Божие. Тебе дается немножко благодати, и ты бежишь.

Если бы к Вам после службы подошли прихожане и сказали: «Батюшка, мы после Причастия ощущаем силу и хотим найти ей правильное применение», что посоветуете делать, куда идти? Чем заняться, чтобы принести пользу ближнему?

– Есть очень хороший способ – предложить человеку потрудиться в храме. Очень часто в духовной жизни, когда человек приобретает благодать, он начинает мечтать о неких высоких материях: дескать, вот он сейчас будет на передовой или в больнице, и это будет здорово, ведь он будет слово Божие нести... Такого человека очень полезно приземлить именно земными делами: дать помыть пол, протереть подсвечник, икону. Если этот человек рвется и желает потрудиться в больнице, то опыт послушания в храме такого человека как раз отрезвит. Он-то мечтал о высоких материях, но, оказывается, чтобы служить ближнему, необходимы именно такие простые, бытовые вещи.

– Я сейчас немножко удивлен: ты ощущаешь благодать, это возвышенное чувство, и, конечно, будешь рассуждать о том, что больничное служение это героизм в чем-то, самоотверженность… А Вы говорите: помыть полы в храме.

– Да, мы сталкиваемся с этим очень часто, когда призываем людей трудиться и проповедовать слово Божие, помогая нам в тюремном служении. Человек один раз попадает туда, он как раз мечтал о чем-то возвышенном, как будет проповедовать среди неверных и оступившихся людей, а ему предлагают носить святую воду, или сортировать книги для заключенных, или записывать на Божественную литургию, которая пройдет на следующей неделе. То есть такие простые вещи, в которых необходимо постоянство. В духовной жизни одно из главнейших свойств – постоянство. Пусть это будут маленькие шаги, но пусть они будут постоянными. И я еще хотел сказать, почему речь идет о мытье пола, протирании подсвечников, икон и так далее. Дело в том, что в этом смиряется наша гордыня, а мы этого боимся, мы боимся этого дна, нам страшно пройти по нему, потому что в этом и заключается эта ненависть. Повторюсь, не в том, что мы презираем свою душу, а в том, что мы не жалеем ее, когда хотим вскрыть свои невзгоды, духовные раны. Я не знаю, как это работает, но почему-то благодаря мытью полов, протиранию подсвечников и икон вдруг вскрывается вся наша суть. Это очень полезный опыт: забыть о себе во имя красоты храма, во имя чистоты пола. Это не совсем духовно, но полезно, поэтому я бы таким людям посоветовал именно такие простые вещи. Что удивительно, после такого совета, как правило, желающих потрудиться очень-очень мало.

– Почему? Начинают жалеть себя?

– Нет, просто таким образом проверяется намерение человека. Это как в браке: человек влюбляется, он создал некий образ своей супруги, а начинается бытовая жизнь часто неприглядная, часто рутинная, и здесь проявляется именно настоящая суть, любишь ты человека или нет. Точно так же и с такими людьми. Человек мечтает о высоких материях, но боится именно этого труда, ведь начнутся обязательно помыслы: ты такой великий и вдруг призван сейчас мыть полы. Мы часто боимся именно таких диалогов, мы избегаем их, отсюда, конечно, наша слепота. Поскольку мы боимся соприкоснуться со своей гордыней, попрать ее, получается так, как получается. Исповедуемся, причащаемся, потому что надо, праздник великий, это же принято и т.д.

– И эта жалость к себе, чувство собственного величия в такой же степени губят душу, как любовь к собственной душе.

– Именно так. Любовь не столько к душе, сколько к своей самости не позволяет человеку идти вперед, а первый шаг на этом пути как раз через такие простые дела, которые смиряют. Я не говорю, конечно, про ситуацию, когда начальствующий издевается над своим подчиненным. Нет, речь идет о простых делах, которые нужно сделать. Например, нужно к престольному празднику храма промыть полы, почистить подсвечники, протереть иконы. Если есть некое противление этому, то человек дальше не пойдет. Ему дай другое послушание – будет такое же противление, дай третье – то же самое. То есть он не может сделать первый шаг. Он умом понимает, что нужно что-то менять, что от исповеди к исповеди он не меняется, грехи повторяются, он так же злословит, так же осуждает, ропщет, а сделать первый шаг боится, потому что боится потерять себя. Но мудрость духовной жизни в том, что, потеряв себя таким вот образом, приобретаешь Царство Божие.

– Бывали ли в Вашем опыте случаи, когда человек  проходил через такие испытания и наверняка за ними были какие-то возвышения определенные? Есть такие истории?

– Все труженики церквей, храмов – это как раз  примеры, когда человек не просто пришел на работу и на следующей неделе или через день ушел, а именно остался, он прикипает к храму. Обратите внимание, что это совершенно другой тип людей, в них нет какой-то спеси. Я не говорю про всех, конечно, есть разные люди, я говорю про тех, кто действительно смирился. После этого шага человек, как правило, не ищет величия, он как-то перестраивается по-другому, жизнь его складывается по-другому, он вдруг обнаруживает, что то, что он хотел этого величия, это призрачно, это не настоящая цель, к ней не нужно стремиться. То величие, которого хотелось бы, действительно не настоящее, оно неполезно. Поэтому Господь действительно делает так: меняет твои цели при помощи того, что ты теряешь этот путь к величию.

– Знаете, в чем интересно коварство дьявола? Бывает, люди даже проходят этот путь, его некоторую часть, в церкви могут служить уже свечницами или алтарниками, но подвергаются искушению, когда воспринимают свое место в церкви как нечто великое и значимое.

– Да, такое сплошь и рядом. Но я говорю именно о настоящих тружениках. И настоятель любого храма знает и поймет, о чем я говорю. То есть это люди, которым не нужно много говорить, им не нужно много объяснять, они просто несут послушание – и точка. И великое счастье, когда в храме такие люди присутствуют. Ты даже не знаешь, по какой причине они так трудятся, но они трудятся. Да, есть спесивые, но мы не о них говорим, мы говорим о тех, которые воспринимают храм Божий как место послушания, а не самоутверждения.

– Действительно, интересна мотивация этих людей. Что же они должны приобретать взамен, если настолько трепетно относятся и с таким послушанием принимают то, что им дают?

– Ведь этому же не научишь. Это дар Божий. Так семечко Господь вложил в душу такого человека, и вот он любит храм. Меняются настоятели, много всего меняется, а они любят храм, свое дело. И какое бы послушание ты им ни дал, они действительно будут его нести с благодарностью. Это другой род людей, то, что мы называем церковностью, ведь она проявляется не в долгих молитвах, не в строгих постах, не в бесчисленных коленопреклонениях. Церковность проявляется в послушании нелицемерном. Осознать красоту, глубину и необходимость послушания – это то, чего нам всем не хватает. Мы, к сожалению, живем в мире, где подчеркивается, что ты всего достоин, что ты всего добьешься, пойдешь вперед, что не должен смотреть по сторонам, не должен советоваться, забывая, в принципе, то, что это те корни христианской духовной жизни, от которых мы отрываемся.

– Почему плохи такие призывы, такая мотивация?

– Это не плохо, просто вопрос выбора: что ты хочешь от жизни? Ты хочешь Царства Божия или хочешь успеха светского? Молодой человек поначалу обязательно хочет успеха, так жизнь устроена, а потом мудрость приобретается, и человек понимает, что этот успех будет призрачным, что все меняется, что прежде всего красота и сладость послушания – то, от чего не нужно было уходить. Но чтобы осознать это, человек должен был обмануться этой призрачной целью.

– Это некое коварство отчасти, потому что с возрастом все меняется. В молодости человек хочет чего-то добиться, подросток растет, открывает для себя структуру общества, видит, сколько в обществе разных ролей, и, конечно, ему интересно преуспеть в общественной жизни и занять какую-то важную, значимую роль для общества. Но потом, когда задумываешься над тленностью земной жизни и над важностью вечной жизни, не вызвано ли это просто старостью, приближением смерти и надеждой на то, что все-таки после этой земной жизни можно будет еще раз прожить и снова добиваться таких же успехов?

– Заметьте, мы сейчас не даем оценку. Мы не говорим, что эти цели плохие. Более того, я даже сказал, что человек в чем-то даже должен обмануться этими целями, чтобы прийти потом к осознанию, что благое послушание, Царство Божие, жизнь в Церкви – это то, в чем действительно его предназначение. Я не думаю, что это из-за того, что человек понимает, что скоро умрет, просто смерть хорошо отрезвляет; плюс приобретается мудрость человеческая. Когда человек был потрепан разными искушениями и трудностями, это взрослит его, и он приходит к рассуждению, к выводу, что все, что он делал, оказывается, проходит. А что остается? А остается твое внутреннее, твое стремление к Богу. Когда мы говорим про светские цели, мы говорим о том, что человек рискнул в своей жизни пойти этим путем. И, может быть, и Господь попустил этот риск для того, чтобы человек все равно пришел к осознанию, что без Церкви, без Бога, без духовной жизни он ничто. Все меняется.

– Многие действительно приходят только на одре смерти к вере, к Богу, раскаиваются.

– И такое бывает, в этом и заключается покаяние: «Прости меня, Господи, я жил без Тебя. Я искал другого. Я не осознал в самом начале своего жизненного пути, что кроме Тебя, по сути дела, все мелкое». Может быть, Господь и не будет судить такого человека за то, что тот рискнул и свой талант несколько по-другому употребил. Повторюсь, он первый раз в жизни живет и, в конце концов, он что-то пробовал, не сидел на месте. За его покаяние на смертном одре Господь примет его; все ошибаются.

– Предлагаю еще одну евангельскую строчку разобрать. Христос говорит: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Он имел в виду, видимо, что свет – это Он, и свет – это те слова, то учение, которое Он принес. Когда Он вознесся от нас на Небо, нас объяла тьма?

– Нет. Он оставил после Себя Церковь Христову, и Он говорил перед Своими страданиями: «Если Я не пойду на страдания, то не придет Дух Утешитель, Который освятит вас и передаст все, о чем Я вам говорил». Удивительный опыт Церкви, что через многие десятилетия Церковь помнит до последнего словечка то, что говорил Сам Господь. Через Церковь, через Духа Божиего. Поэтому мы не во тьме, мы в Церкви и благодаря Церкви пребываем в свете. Потому что в Церкви пребывает Христос, незыблемо. Никакие грехи не могут отогнать Господа от Его Церкви. Мы эмпирическим путем видим, что по-человечески мы все достойны осуждения, но Евхаристия совершается до сих пор. Все понимают и получают эту благодать, чувствуют, знают, что они съели не хлеб и вино, а причастились Тела и Крови Христа. В этом доказательство того, что мы пребываем в свете Христовой правды, в свете Христова учения, в том чуде, которое до сих пор происходит в Церкви, что грешник становится праведником.

Это же действительно чудо. Это может быть непонятно простым людям, у которых жизнь более-менее спокойная, а если пообщаться с людьми оступившимися, которые находятся в следственном изоляторе, действительно видишь их перерождение. Самым большим, огромнейшим потрясением в рамках тюремного служения, общения с такими людьми бывает то, что ты слышишь слова благодарности от заключенного в сторону Господа: «Благодарю, Тебя, Господи, что Ты меня провел таким путем, что я вдруг увидел свою жизнь, ее греховность». Мы все время просим Господа об исцелении души и тела, чтобы мы вдруг прозрели, увидели себя, а заключенный, который убил другого, благодарит Бога за то, что он увидел свои грехи.

– Вы как раз окормляете заключенных. Много раз приводилось видеть такие истории?

– Да. Более того, скажу, что у людей существует предрассудок, что в следственном изоляторе, в тюрьме находятся рецидивисты, отпетые мошенники и разбойники. Мой опыт служения подсказывает, что они такие же люди, как и мы с вами, но Господь провел их другим путем. Всегда, когда выходишь из следственного изолятора, благодаришь Бога за встречу с такими людьми. Как правило, каждый служебный день доводится общаться с такими людьми. Это удивительно, просто чудо, на самом деле чудо.

– За все время окормления заключенных какой главный урок Вы для себя извлекли, что главное для себя открыли?

– Уроков много. Один из них: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Человек вчера ходил по улице, а сегодня он в следственном изоляторе. Чаще всего попадают простые люди, по неопытности, обольщенные этим миром, который предлагает легкие деньги. Достаточно ничего не делать, вести блог или свой канал в YouTube (сайт нарушает закон РФ), и ты можешь зарабатывать большие деньги. Люди соблазняются, соглашаются на греховные действия, и как раз по неопытности их ловят и наказывают. Поэтому я всем, когда освящаю квартиры, машины, советую всегда, выходя на улицу, перекреститься, читать «Отче наш», «Да воскреснет Бог», Иисусову молитву. Нужно иметь над нами покров Божией Матери и Господа, чтобы не случились эти искушения. Ты никогда не будешь готовым к этим искушениям, они приходят как Страшный Суд.

Ты не молился? Значит, будешь учиться молиться. Если молился, посмотри, в каких условиях теперь будешь молиться. Это очень жизненные уроки, в другой раз, бывает, сердце сжимается. Тяжелее всего в следственном изоляторе церковным людям – это очень хорошая проверка на нашу настоящую церковность. Как молиться теперь? Как поститься? Где иконостас, где Причастие? Это здорово отрезвляет.

Общаясь с церковными людьми, я понимаю, как им тяжело. Как проходит какое-то время, и они перестраиваются и продолжают молиться, продолжают строго поститься. Мы в миру можем себе позволить порассуждать о том, что пост не в пище, а в духовном, а они, находясь в одном помещении, ставят для себя задачи строго поститься. Иногда даже говорю: «Брат, наверное, так не надо». – «Нет, отче, я взял на себя такое обязательство, сейчас Великий пост».

– Отец Роман, спасибо большое за этот разговор. В заключение прошу вас подвести итоги программы. Что-то пожелать нашим телезрителям.

– В последнее время, особенно когда мы переживаем такие события в нашей стране, во всем мире, я одного желаю людям – беречь и жалеть друг друга. Потому что мы великие философы, мы очень много читаем книжек, а тех людей, которые находятся рядом с нами, которые любят нас, которых мы любим, часто ни во что не ставим. Поэтому берегите друг друга, жалейте друг друга, прощайте друг другу мелочи, из которых создана наша жизнь, потому что человек, с которым мы живем, – это наш ближний, благодаря которому мы и спасемся.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове священник Виктор Ленок.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать