Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич 18 апреля 2023

18 апреля 2023 г.

В студии священник Андрей Лысевич, проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине (г. Москва).

Как у вас на приходе прошла Пасха Христова?

– Очень хорошо, почувствовалось, что люди как бы отогрелись после ковидного лихолетья, когда храмы были закрыты. Тогда у людей было тяжелое смущение, как праздновать Пасху, что делать. Теперь народ пришел в церковь Божию. Это очень хороший знак.

Сейчас трудный период в истории нашей страны. А всякий трудный период наступает, когда люди перестают молиться. В связи с пандемией впервые в истории человечества, и тем более нашей страны, люди перестали молиться. И теперь мы пожинаем плоды такого немолитвенного отношения к этой ситуации.

Очень радостно, что, по крайней мере, люди вернулись в храм в том объеме, какой был, и, может, даже более того, и чувствуется глубокая осмысленность.

Я не с детства в Православной Церкви. Вспоминаю Пасху, одну из своих первых, когда был уже осознанным юношей. Впервые пришел на ночную службу и увидел огромное скопление народа, причем людей, которые пришли в этот день в храм совершенно по разным причинам.

Обычно после крестного хода 50–70% людей уходило. Сначала не втиснешься в храм, а потом  просторно. Трудно понять, зачем эти люди приходили, но, во всяком случае, они как-то наполняли собой пространство храма.

В эту Пасху я обратил внимание, что те, кто пошел на крестный ход, остались в храме до последнего момента. Служба шла долго со всей пасхальной заутреней, крестным ходом, литургией. Обычно самое длительное на Пасху – это причастие Святых Христовых Таин. Оно длилось около часа, хотя причащали мы четырьмя Чашами. Это центральное событие в пасхальной службе. И все, кто был на начало крестного хода, причастились и молились с нами до конца. Служба закончилась в четыре часа.

Есть еще один очень приятный опыт этой Пасхи. Я стараюсь каждый раз это практиковать, но ковидный период был печальным исключением. В Великую Субботу традиционно освящают куличи. Люди приходят в большом количестве, и часто они совсем не церковные. Они приходят раз в год с этим куличиком.

И так хочется, чтобы в этот момент в человеке, который приходит в храм один раз в год, зародилась какая-то искра Божией любви; чтобы он почувствовал какую-то благодать от пребывания в стенах храма, услышал хоть что-то о церковном учении. Я с первой же Пасхи своего священства старался в этот день проповедовать. Это технически сложно, но, на мой взгляд, крайне благодарно. Сейчас и в эфир это говорю, чтобы призвать других священнослужителей практиковать проповедь перед освящением куличей. Встаешь, люди собрались, торопятся, скорей бы домой кулич отнести. Можно и задержаться, послушать, что батюшка скажет, тем более не на славянском, греческом, латинском языке, а по-русски.

Я стараюсь говорить о каких-то элементарных христианских вещах: что Бог воплотился, что Христос умер на кресте, что Он воскрес, что нам необходимо молиться, читать Священное Писание, ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Говоришь какие-то самые банальные вещи и видишь в глазах людей отклик на эти слова. Я даже написал пост на этот счет в группе «ВКонтакте». Люди комментировали, что им было приятно то, что они небезразличны для священника. Удивительные слова. С одной стороны, приятно, с другой, горестно – разве может быть по-другому?

Люди приходят, а священник вышел усталый, безучастно побрызгал водой и ушел – это, наверно, тот случай, когда человек может почувствовать безразличие со стороны священника. Не из-за того, что священник действительно безразличен, может, он просто устал.

Нам хочется стремиться к ситуации, когда каждый приходящий в этот день почувствовал бы любовь Божию и внимание со стороны священника. Очень важно в этот день сказать какие-то краткие, простые, утешительные слова. Люди благодарно к этому относятся, и есть чувство успокоения, выполненного долга. Это крайне важно.

– Вопрос от телезрителя: «Такие светлые, прекрасные дни, что даже словами не описать, но пасхальная неделя когда-нибудь заканчивается. Как не потерять и сохранить эту радость?»

Пасхальная радость – это дар Божий. Это кажется немножечко банальным или странным, но все именно так. Надо относиться к ней как в Божественному дарованию за Великий пост, за труды по несению добродетели и так далее.

Как сохранить дар Божий? Быть достойным его. Как сохранить эту радость? Жить христианской жизнью, не останавливаться на достигнутом. В светлый праздник Пасхи бывает искушение, когда начинается разговенье. Человек как бы отбрасывает все свои христианские добродетели и духовные труды, которые были прежде, и говорит: Иисусову молитву читать не буду, утренние, вечерние молитвы кратко, две минуты достаточно, я человек духовный, Пасха же наступила, и в храм ходить не надо. А что делать-то? Остается с друзьями пить, есть и веселиться. А потом наступает ощущение потери благодатной радости Пасхи, потому что человек забыл, что это дар Божий, который нужно сберечь.

В течение этих дней лучше приумножать радость. Если есть силы, время и возможность, можно добавить что-то к молитвам по пасхальному чину, может быть, почитать Евангельские зачала, которые положены в воскресные дни. Дополнительно к правилу откройте Евангелие, весть о воскресшем Христе. Это радость в светлые дни почитать пасхальные зачала, буквально несколько глав Евангелия, которые повествуют о Его воскресении. Кроме того, в эти дни можно почитать конечные главы Апокалипсиса. Как ни странно, они как-то вдохновляют, наполняют надеждой. Потому что ты ощущаешь точное соответствие этой пасхальной радости, которую чувствуешь и проживаешь здесь и сейчас, во время бытия этого мира, как она точно обрисовывает ту радость и тот образ конца света, когда мир прекратит быть, а Христос придет и свершит Страшный суд. Возникает удивительное внутреннее созвучие.

Кроме того, я считаю необходимым в пасхальный период читать Иисусову молитву и хранить какое-то самоограничение. В Светлую седмицу поститься нельзя, но можно сохранять некое самоограничение, которое мы выработали в течение поста. Очень полезно воздержаться от того, чего очень сильно хочется или может нанести какой-то вред. Это поможет продлить пасхальную радость и после Радоницы. Получается не семь дней, а вместе с Пасхой – десять. 

Сохраняя христианскую жизнь после Радоницы, человек постоянно пребывает в пасхальной радости, в этом чувстве ожидания грядущего Спасителя.

– Вы вспомнили об одиннадцати евангельских отрывках, которые читаются на утренях по вечерам накануне воскресных дней. Сегодня читали о явлении воскресшего Христа Луке и Клеопе, идущим в Эммаус. Что это за событие?

– Стоит озвучить его для наших телезрителей. Напомню, что все христиане каждый день обязательно читают Евангелие. Это крайне важное христианское делание. Не совсем верно просто следить за календарем чтений Церкви и каждый день прочитывать тот отрывок, который звучит на литургии. Эти отрывки не перекрывают полностью все Священное Писание. Рекомендую читать самостоятельно, заложив закладку, от корки до корки, обращая большее внимание на какие-то места, заучивая наизусть цитаты, которые легли на сердце. Нужно носить в себе слово Божие. Божья Матерь носила в Себе Христа; соответственно, и Его слово. Мы заучиваем Священное Писание, стараемся читать его почаще для того, чтобы оно звучало в наших сердцах; повторяем его, чтобы самим быть его носителями.

Сегодня читали отрывок из Евангелия от Луки о двух путниках, Луке и Клеопе, шедших в Эммаус. В тот самый день, когда жены-мироносицы увидели, что камень отвален от гроба, когда апостолы обнаружили, что гроб пуст, фактически в пасхальный день, Лука и Клеопа уходят из Иерусалима. Почему? В субботу нельзя было совершать большого путешествия. По ветхозаветной заповеди они никуда не пошли, а воскресенье для них первый день недели, когда можно что-то делать и куда-то перемещаться. Именно поэтому они выбрали воскресенье. В Евангелии не раскрывается, какова была цель этого путешествия, но вполне возможно (и они постоянно говорили об этом), что они боялись за свою жизнь после распятия Христова, боялись гонений, которые могут коснуться и Его учеников. Раз священники так расправились с Учителем, то с каждым, кого они узнают из состава учеников, могут поступить и хуже. И они старались уйти из Иерусалима.

По пути им встретился некий Путник, Который шел вместе с ними. Они говорили о том, как печально, что Иисус из Назарета не исполнит ветхозаветные пророчества и не восстановит царство Израиля. Путник, услышав их разговоры, вдруг сказал: «Неужели вы не знали, что, согласно Священному Писанию, так и должно было произойти? Ведь Он должен был действительно умереть, а не только царствовать». И далее приводит им примеры из Писания. Это тоже очень важное указание на то, что нам необходимо изучать его, потому что Христос, встречая Своих напуганных учеников, бегущих от благодати воскресения, убеждает их с помощью Священного Писания. Апостолы тоже боялись, но они остались в горнице в Иерусалиме. Насколько важно слово Божие и Священное Писание!

Они идут вместе, приближается закат. Путник хочет идти дальше, а они уже достигли своих пределов и спрашивают Его: «Куда Ты пойдешь? Темно уже, разбойники». Крайне интересный момент: они проявляют жалость и сострадание к этому Человеку. Как Пилат говорил на казни: ecce homo – «это просто человек». Они увидели в этом Путнике простого Человека, Который идет по дороге и может оказаться в тяжелой, неприглядной ситуации. Им стало Его жалко. Они стали уговаривать Его пойти с ними: «Мы дадим Тебе кров, пищу». И благодаря этому состраданию и милосердию, проявленным к чужому, казалось бы, Путнику, они сподобились великого дара. Христос воссел с ними за стол и, очевидно, совершил такие же действия, которые они видели за Евхаристией. Он преломил хлеб так же, как это было сделано в Великий Четверг, дал Луке и Клеопе.

И тут они узнали в Нем того Самого Иисуса из Назарета, их Учителя, про Которого они думали, что Он – Мессия, но Он оказался распятым, и теперь Он убедил их, как по Священному Писанию, что Ему подобало умереть и воскреснуть. И они увидели Его воскресшим. Он стал невидим, а они побежали обратно в Иерусалим и пришли к апостолам, собранным вместе. Десять апостолов пребывали вместе, и Лука с Клеопой пришли и стали им рассказывать о том, что они видели, а апостолы сказали, что и они тоже видели Христа в это время, Христос им явился.

Интересный момент: мы празднуем Пасху, для нас это торжество и взрыв света пасхальной радости наступает в 12 часов ночи, и нам кажется, что именно в 12 часов ночи воскрес Христос. Может, конечно, и так, самого момента воскресения не лицезрели люди, а жены-мироносицы вышли прежде, чем рассвело, то есть еще затемно они пошли и пришли примерно к рассвету. А апостолы не поверили им, апостолы не поверили проповеди и Марии Магдалины, и жен-мироносиц, и когда апостолы Петр с Иоанном прибежали, увидели гроб пустым, то и тогда апостолы сомневались. Иоанн, по всей видимости, первым уверовал, как написано в Евангелии от Иоанна: увидел пелены – и уверовал. А остальные-то не верили, и вопрос: о чем Петр думал в этот момент, о чем думали другие апостолы?

– Петр удивлялся увиденному и происшедшему, то есть он не верил, не осознавал.

– Просто дивился – и более ничего. И настоящая Пасха, настоящая радость для апостолов наступила вечером воскресного дня, когда Христос явился им, собранным вместе. И собрались они именно потому, что произошли тревожные, непонятные события. Был отодвинут камень, может быть, иудеи надругаться решили над телом Христовым? Может, они решили украсть Его? А тут все стало очевидным.

– Вопрос от телезрителя: «Мы каждый год празднуем Христово Воскресение как день памяти той жертвы, которую Христос принес 2000 лет назад. Это и есть по смыслу истинная Евхаристия?»

– Назвать празднование Пасхи истинной Евхаристией, я думаю, было бы не совсем верно. Но все духовные события, которые совершаются в Церкви и в Евангелии, все то, что мы называем таинствами веры и таинствами приближения человека к Богу,  совершаются вне времени.  В этом удивительная их тайна, что они имеют вневременной характер. Как литургия, Евхаристия, совершаемая в Церкви, так и Пасха, и многие другие церковные события имеют такой вневременной характер.

Я начну с примера литургии для того, чтобы пояснить, что я имею в виду по поводу Пасхи Христовой. Когда мы совершаем литургию, то Евхаристия, совершаемая в наших храмах, действительно является воспоминанием Тайной Вечери, событий этого Великого Четверга. Кроме того, она является переживанием всех событий Страстной седмицы: и погребения Спасителя, и Воскресения Христова. Кроме того, литургия, которую мы совершаем, является именно совместным деланием, актуальным деланием Церкви здесь и сейчас, каким-то служением, жертвоприношением Богу бескровной жертвы, Тела и Крови Спасителя, актом освящения Церкви.

Кроме того, Евхаристия является неким продолжением той самой Тайной Вечери, Божественной трапезы. Когда Христос совершил Тайную Вечерю, то это место, где апостолы впервые причащались Тела и Крови Спасителя, как бы продолжается в наших храмах. Пространство этой Сионской горницы как бы расширяется на протяжении этих двух тысячелетий нашими храмами, и каждый алтарь становится как бы  пристройкой к этой Сионской горнице. И мы не просто вспоминаем это событие, а продолжаем его. Мы участвуем в нем же и продолжаем его же.

И даже этого недостаточно – только воспоминания, продолжения и актуального освящения сегодня. Евхаристия является предвкушением Страшного Суда Господня. И в этом смысле, когда мы предстоим за Божественной литургией, мы уже находимся на Страшном Суде и вечном воздаянии Бога святым. И все это вместе и есть тот вневременной характер церковного таинства.

И в этом смысле Пасха, которую мы празднуем сегодня, – это и воспоминание, и продолжение Пасхи Христовой. Потому что Христос воскрес, и с этого началась новая эра в жизни Христовой Церкви, в жизни Церкви истинного Бога, когда все люди получили возможность не только стремиться к благочестию, но и войти в Царство Небесное, стать соучастниками обетованного воскресения, преображения и обожения, которого чаяли, но не испытывали в древности. А в Новом Завете мы это видим, и чувствуем, и испытываем, и далее продолжаем и ныне это освящающее действие через Пасху. И кроме того, это ожидание бесконечной и безграничной пасхальной радости в конечных судьбах мира. В этом смысле Пасха – не только воспоминание. Истинная Евхаристия и есть истинная Евхаристия, причастие Тела и Крови Спасителя и обожения в будущем веке.

– Правильно я понимаю, что Воскресение Христово самым тесным образом связано с Евхаристией в том плане, что мы причащаемся Тела и Крови воскресшего Христа, мы причащаемся обновленного Тела и Крови, которые будут и у нас впоследствии, по воскресении из мертвых, при Втором Пришествии Спасителя. И чтобы нам совоскреснуть со Христом в будущей жизни, мы и причащаемся этого Тела и Крови?

– Я бы не стал детализировать этот вопрос. Мы причащаемся воскресшего Спасителя, это однозначно. Об этом свидетельствует чинопоследование литургии. Когда мы служим литургию, у нас в связи с Синодальной эпохой имеет место некая перестановка, не предосудительная, но тем не менее чуть смазывающая этот смысл чинопоследования литургии. Во всех Служебниках написано, что священник после причастия верных читает определенные молитвы. В Синодальную эпоху, по всей видимости, во-первых, редко было, когда миряне причащались. То есть литургия служилась, а люди не причащались. Я за всю жизнь, может, раза два так служил, это достаточно грустная ситуация, когда ты причастился и как бы только для себя отслужил литургию.

– Это же и поощрялось в те годы, и проповедовалось, что не надо причащаться часто, достаточно четыре раза в год, во время постов.

– Если бы еще четыре раза, а то один раз, на Великий Четверток, причащались, а потом уже и разговлялись в субботу и воскресенье, уже было непонятно, что праздновали. Это очень печальная ситуация. Понятно, что были подвижники, люди, которые жили другой жизнью, но общий тренд был именно такой. И в этом смысле ситуация с отсутствием причащающихся за литургией, кроме священника, чуть исказила этот чин. Получается, священник стал присоединять эти молитвы, по чину, сразу после своего собственного причастия. Сам причастился – и читает эти молитвы. Молитвы эти начинаются словами: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Священник читает пасхальные молитвы, эту известную молитву, потом другие молитвы, тропари, наиболее остро и ярко передающие нам смысл Воскресения Христова. И когда, в согласии с синодальной практикой, священник причастился и сразу прочитал эти молитвы, то здесь смысл несколько смазался. Получается, он сам причастился, Воскресение Христово увидел – и уже все хорошо, Христос воскрес для него и в нем. Но по чину, по смыслу литургии эти молитвы полагаются после того, как священник причастит людей. То есть он сам причастился и с Чашей вышел причащать людей.

Он причащает общину, и этот момент, причастие общины, есть средоточие Священной литургии. Кто-то скажет, что самый главный момент – это Евхаристический канон, но не менее важным является момент, когда священник церковных чад, агнцев, стадо Господне причащает Телом Христовым, как бы питает новой жизнью. И после того, как вся община причастилась Святых Христовых Таин, священник заходит в алтарь и возглашает: «Воскресение Христово видевше». То есть мы все узрели Воскресение Христово. В нас оно совершилось. Причастие общины Тела и Крови Спасителя – это действенно явленное Воскресение Христово в нас. И в этом смысле, несомненно, Евхаристия с Пасхой связаны, потому что мы причащаемся воскресшего Христа.

Еще вспоминаются строки из Божественной литургии. Тайная молитва после произнесения установительных слов «Приимите, ядите и пейте из нее все», когда священник говорит: «Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь (то есть вспоминая это установление о Причастии) и вся яже о нас бывшая». И перечисляет: Крест – то есть распятие, гроб – погребение, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную сидение (что укладывается вполне в наше понимание). А потом, перечисляя то, что уже было, говорит: «Второе и славное Христово Пришествие».

– Да, здесь действительно ощущение, осмысление литургии как открытия, как предначинания той самой Евхаристии, или причастности, которую будут иметь святые Божии в нескончаемом веке, в восьмом дне после Второго Пришествия. Это, конечно, ощущается и в текстах литургии, и в этих словах. И, конечно же, это у святых отцов во многих местах в толкованиях сказано. У Максима Исповедника, если мне не изменяет память, очень интересное толкование. Он как бы четыре раза прочитывает литургию и четыре раза дает новые толкования, каждому отдельному элементу литургии он дает четыре разных смысловых слоя, и один из смысловых слоев у него заключается в том, что он говорит: великий вход, а перед этим изгнание из храма оглашенных и согрешивших, не имеющих права присутствовать за Божественной литургией в связи со своими грехами, – это образ Страшного Суда, когда отторгнуты будут от Бога все делающие зло и нечестие здесь, на земле. А великий вход – это как раз явление Божие Своим святым, избранным. И далее весь Евхаристический канон преподобный Максим Исповедник излагает в образах таинства грядущих благ, как Господь будет утешать и сопребывать со Своими верными в нескончаемой вечности. И он изъясняет это, раскрывает дополнительные смыслы, и получается, что это переживание вечности со Христом – вся основная часть литургии.

– Вопрос на пасхальную тематику: «Услышала в храме от прихожан, что на Светлую седмицу для таинства Причастия достаточно прочитать только канон Святой Пасхи. Так и сделала. А уже после причащения прочитала в Интернете, что при подготовке к причастию на Светлой седмице читается и Последование. Надо ли в этом исповедоваться перед следующим причастием на Светлой седмице? Или можно потом в этом исповедоваться, уже после окончания Светлой седмицы?»

Объясните, как на Светлой седмице вообще правильно готовиться к причастию, как исповедоваться, что читать.

– Да, вопрос практичный и актуальный. Впереди у нас основная часть Светлой седмицы, надеюсь, что мы еще будем торжествовать, причащаться с радостью на этих днях. Во-первых, на Светлой седмице поститься запрещено. Если человек хочет причаститься, то ему достаточно после ужина, вечером, после богослужения воздержаться. Если человеку вечером трудно воздерживаться – в принципе, нет препятствий, даже вкушая непостную пищу вечером, причаститься утром Святых Христовых Таин.

Во-вторых, что касается молитвенной подготовки, молитвенного правила. Последование ко Причастию читается в нашей русской традиции всегда перед таинством Причастия. В любом случае, когда бы человек ни причащался, в какой бы день года, день недели, – мы всегда читаем Последование ко Святому Причащению.

Единственное изменение касается трех канонов. По сути дела, эти три канона связаны с суточным кругом богослужения и с малым повечерием, которое читается в течение года. И вообще молитвенная подготовка ко причастию сопряжена с неким желанием присутствовать за суточным кругом богослужения. И коль скоро повечерие в храме не читается, то его стараются читать дома.

В состав этого повечерия всегда входят три канона. На самом деле эти три канона, которые мы читаем традиционно перед причастием, – каноны с Великого повечерия воскресного дня, когда с субботы на воскресенье мы читаем Покаянный канон Господу Иисусу, молебный канон Божией Матери и канон ангелу-хранителю. Но в другие дни недели эти каноны меняются. Накануне вторника читается канон Иоанну Крестителю, накануне среды – канон Кресту и так далее, есть такая ротация. Немногие сейчас этого правила придерживаются, и допустимо, когда мы обычным образом читаем эти три канона, но в Светлую пасхальную седмицу все эти молитвословия заменяются каноном Пасхи или часами Пасхи. В итоге получается, что вместо этих трех канонов будет петься просто канон Пасхи, соответственно – этого и достаточно.

Насчет исповеди на Светлой седмице. Здесь на самом деле тема более глубокая и более сложная, потому что в этом отношении единогласия нет и среди священнослужителей, и в инструкциях для священнослужителей, как им правильно поступать и принимать исповедь. Но, во всяком случае, я вижу соответствие тому, как это делается в нашем храме,  в древних текстах; например, в таком древнем христианском памятнике, как Дидахе.  Там мы встречаем определение, что исповедовать свои грехи нужно перед каждым причастием, перед каждой литургией.

Если человек желает причаститься, то, конечно, ему нужно исповедоваться. Конечно, исповедь и причастие – это разные таинства, они не привязаны друг к другу. Исповедь к Евхаристии не привязана, но очевидно, что приступать к Евхаристии нужно с чистым сердцем, с чистой совестью. В этом отношении необязательно причащаться после исповеди, но обязательно исповедоваться перед причастием. На мой взгляд, это истина, которая прослеживается на протяжении многих веков нашей христианской традиции, с глубочайшей древности, с первого века христианства. И мне кажется, что здесь не стоит пастырям пренебрегать этой замечательной данностью, которая у нас сегодня есть. Мы действительно очень часто, согласно нашей традиции, контактируем с прихожанами, мы действительно очень часто имеем возможность принимать исповедь, беседовать на исповеди с прихожанами, уделять внимание их проблемам, молиться о трудностях, которые их постигают. И это крайне важно на самом деле.

У меня есть один знакомый, он по вероисповедованию является протестантом, и когда у нас с ним заходила об этом речь, он говорил, что это просто великолепно в Православной Церкви и что протестантам очень не хватает этого духовничества, возможности исповедования грехов. И если уж они это понимают, то грех нам не понимать и не ценить того, что мы имеем, и жаловаться, что священники все говорят об одном и том же. Так надо учить исповедоваться! Надо объяснять людям, что такое грех, на проповеди рассказывать о том, какие бывают грехи, какие бывают страсти, как с ними бороться. Это главное, что мы, пастыри, можем сделать для своей паствы.

Ведь даже в Светлую седмицу с нас никто не снимает обязанности душепопечения. Мы вроде являемся священниками, а сваливаем на паству вину в том, что они не научились исповедоваться. Так это мы их не научили исповедоваться,  поэтому они не знают, что говорить на исповеди. А на своем опыте я знаю, что чем чаще причащаешься и исповедуешься, тем больше за собой замечаешь грехов. Наверное, если человек часто исповедуется, то ему нет нужды в длинных, получасовых исповедях. Ему достаточно сказать три-пять слов, но сказать их от сердца. Сказать: «Да, это так. Я опять осудил, я опять на кого-то раздражался, я опять не оказал должного внимания жене, детям, я не почувствовал их проблем должным образом, я не ощутил их состояния. Я кого-то обидел, не сдержался, резко сказал на улице, какую-то мысль дурную впустил в свою голову, гадкую, неприличную». Это же с нами постоянно случается, но можно просто этого не замечать, тогда и не каяться в этом. А если человек это замечает, то как он может в этом не каяться? И в этом смысле, мне кажется, на Светлой седмице вполне уместно исповедоваться каждый раз, когда человек идет на причастие.

– Прошу Вашего пасхального напутствия нашим телезрителям.

– Много скорбей и трудностей христианин переживает в своей жизни, когда идет вслед за Христом, неся крест свой, неся крест заповедей Христовых. Сегодня день пасхальный, день радостный, день светлый. Искренне желаю, чтобы в ваших сердцах была пасхальная, звенящая, светлая радость, чтобы этот свет научил вас жить по-христиански и каждую секунду помнить о Христе. И чтобы эта радость была той радостью, которую никто не отнимет у нас, по слову апостола. Христос воскресе!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать