Беседы с батюшкой. Соблазны в жизни христианина. Священник Евгений Фирса. 29 января 2024

29 января 2024 г.

В гостях клирик храма во имя преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы иерей Евгений Фирса.

– Тема сегодняшнего разговора: «Соблазны в жизни христианина». Батюшка, что значит слово «соблазн»?

– Тема соблазна всегда была крайне важной для каждого христианина и вообще для каждого человека, живущего на планете. Буквально сегодня на Божественной литургии мы читали слова Христа, обращенные как к народу, который Его окружал, так и ко всему человечеству: Горе миру от соблазнов. Безусловно, слова Христа для нас всегда имеют крайне важное, колоссальное значение.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что в современных медиа – как их называет богослов Жан-Клод Ларше – это слово как бы выдвинуто на второй план из общественного дискурса. То есть вроде бы оно есть, а вроде бы и нет. Но если мы откроем Священное Писание на греческом языке, то увидим, что слово «соблазн» имеет свое значение, которое подразумевает некие силки, сеть, крючок, на который ловится человек.

В связи с этим можно вспомнить то видение, которое показал Господь преподобному Антонию Великому, день памяти которого мы с вами сегодня совершаем. Преподобный Антоний увидел весь мир, окутанный сетями. Ужаснувшись от видения, он обращается ко Христу: «Господи, что это за сети?» Господь ему говорит, что это соблазны, которые покрывают всю землю. Антоний снова вопрошает: «А как их избежать?» И Господь ему отвечает, что только лишь смиренный может их избежать.

Далее мы открываем священный текст Ветхого Завета, обращаемся к еврейскому языку, и  под словом «соблазн» читаем слово «мишхаль», что в переводе означает «некий камень преткновения, преграду», которая стоит между человеком и Богом, – если говорить в контексте христианина. То есть, отвечая на вопрос, что такое соблазн, можно сказать, что это некая преграда, силки, крючок, на который ловится человек. Это то, что ограждает человека от Бога.

– Что означают слова в Евангелии от Матфея: блажен, кто не соблазнится о Мне? Что значит «соблазниться об Иисусе Христе»? И еще что означают слова: смиренный, кроткий человек? Это значит какой человек?

– Господь говорит: в ваших словах соблазн – это некий камень преткновения. И мы помним слова Господа, Который, ссылаясь на пророка, говорит: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. Для некоторых людей, современников Христа, которые боролись с Ним, фарисеев, Христос как раз и стал таким камнем преткновения. Проблема в том, что Его учение, то, о чем Господь говорил, не совпадало с духовными внутренними установками Его современников, и в этом смысле они претыкались об Его учение. Они не хотели спуститься в глубину себя. Ведь проблема в чем? Когда человек погружается в глубину себя, он может увидеть там монстров. Но и там же, на глубине, каждый человек может встретить Христа, потому что Он находится не на поверхности. Необходимо спуститься именно на глубину, и вот там возможна встреча со Христом. Людям, для которых Христос был камнем преткновения, было сложно спуститься на эту глубину.

Второй вопрос о кротких и смиренных. Когда мы обращаемся к заповедям блаженств, первое, на что нужно обратить внимание, – к какой аудитории обращается Христос. Он обращается часто к простым людям, которые понимают Его буквально. Это сейчас, спустя века, мы имеем какую-то интерпретацию, экзегезу. У нас уже накоплен колоссальный богословский и духовный опыт Церкви. А тогда это было прямое обращение, однако в нем была и глубина. И, говоря о кротости и смирении, Он говорит о доброте. Интересно, что слово «смирение» до революции писалось через «ять». Речь о том, что человек должен познать свою меру, в связи с которой он должен уметь жить в мире с Богом, с окружающими и с самим собой.

– Откуда вообще появились соблазны в мире?

– Чтобы ответить на Ваш вопрос, иногда нужно посмотреть в ретроспективу, то есть прийти к некой начальной точке, с которой все начиналось. И здесь можно мысленно переместиться туда, где обитали наши прародители, – к раю. Мы видим древо познания добра и зла, первых людей, Еву, к которой подползает – как сказано в синодальном переводе – некий змей. А если мы обратимся к древнееврейскому тексту, там есть интересное слово «нахаш», что переводится буквально как «некое прямоходящее демоническое существо». Что происходит? Она с ним начинает говорить.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что это было нарушение. Ева была создана для Адама, и только с ним она могла говорить и со своим Творцом. Но тем не менее начинается этот диалог. В результате мы видим, как говорят в посланиях апостол Павел и святой евангелист Иоанн Богослов, что происходит искушение Евы, то есть некое искажение ее телесных чувств, похоть плоти, гордость очей, гордость житейская. Она увидела, что плод вожделен, посмотрела на плод, и для ее глаз это стало соблазном. Она поняла, что этот плод ей может дать некое тайное знание. К чему эта история привела, мы помним. Отвечая на вопрос, можно сказать, что соблазны появились еще на заре человечества.

– Вопрос телезрительницы: «В Санкт-Петербурге есть реабилитационный центр Коновалова. Он лечит энергией сотворения. Можно ли лечиться энергией сотворения или это тоже соблазн?»

– Я не знаю про этот центр, первый раз в жизни слышу. Но когда мы говорим о каких-то энергиях, то здесь сразу можно вспомнить о тех энергиях, которые в нашем православном богословии называются нетварными Божественными энергиями. И если мы говорим именно об этих энергиях, то они действуют как во всем мире, так и в Церкви Христовой. Поэтому какие-то центры, которые лечат какими-то энергиями, нужно несколько раз проверить. Как говорит апостол: испытывайте духов, от Бога ли они. Как это сочетается со Христом, с Церковью? Можно подойти к ближайшему храму, где служит священник, и поинтересоваться, знает ли батюшка, что это за центр, спросить уже на месте, о чем речь, что там за энергии.

– Каким образом человек поддается соблазнам? И что об этом говорит православная аскетика?

– Вспоминается интересный опыт, который у меня был во время учебы в Московской духовной академии. Учась на первом курсе, мы с некоторыми студентами решили ответить на этот вопрос, сняв небольшой фильм. У нас шел урок по Катехизису, и наш замечательный преподаватель отец Иоанн (Самойлов)  сейчас он благочинный Сергиево-Посадского округа – как раз рассуждал на эту тему.

По сюжету фильма два друга должны были встретиться вечером для того, чтобы подготовиться к экзамену по Катехизису и успешно его сдать. Один друг подходит к другому и говорит: «Давай сегодня после вечерней спевки соберемся, позадаем друг другу вопросы». Только главный герой приступил к чтению книги, как вдруг в голову приходит помысел: «Сегодня пятница, а значит – в местный буфет привезут вкусняшку. Не пойти ли скушать кусочек?» Студент уходит, думая, что съест маленький кусочек, но в итоге съедает весь торт. Он объелся, ему стало плохо, живот болит. Приходит его друг, который собирался с ним учить экзамен, а наш герой говорит: «Я не могу, мне плохо».

Таким образом, отцы православной аскетики говорят, что последовательно возникают прилог, сосложение, сочетание, пленение, и в итоге получается как в известной поговорке: не собака виляет хвостом, а хвост виляет собакой. То есть эти соблазны и то, к чему они приводят, манипулируют человеком.

На следующий раз наш студент исправился – поборол чревоугодие и с поднятым кверху пальцем произнес народную мудрость: «Если ты голоден, то наелся. Если наелся, то переел. Если переел, то отравился». Он сдал экзамен, а мы получили от отца Иоанна пятерки по домашнему заданию. То есть, отвечая на вопрос, подытожу, что вначале в голове появляется соблазн, потом происходит собеседование с ним, и в итоге идет его реализация.

– Батюшка, а какие новые соблазны появились в современном мире, современном обществе, о которых святые отцы не писали, потому что в то время их попросту не было?

Действительно, сейчас есть проблемы, которых во времена отцов не было. Но давайте обратимся к тому, с чего мы начали, к преподобному Антонию. Наш мир охвачен всевозможными сетями, и одним из соблазнов для современного человека является чрезмерное увлечение технологиями.

Сразу оговорюсь, что я не противник Интернета, я только за него, но, к сожалению, нередко так называемый контент, который мы видим по телевизору, напоминает одну сказку Ганса Христиана Андерсена. В сказке «Снежная королева» есть такой момент, когда тролли создают некое зеркало, в котором добрые дела либо вообще не видны, либо их роль приумножается и злые дела увеличиваются до неимоверных размеров.

Так вот, примерно то же происходит и в большинстве наших современных масс-медиа. То есть информация, которую мы потребляем, нередко содержит в себе вшитый духовно отрицательный, разрушительный продукт, и это большая проблема. Многие ученые, занимающиеся изучением мозга, когнитивисты, говорят, что сейчас очень актуальна тургеневская проблема взаимоотношений отцов и детей. То есть если раньше дети вырастали и входили в традицию отцов, то сейчас они сильно отличаются от своих родителей, они становятся как бы «новыми» детьми.

Проведенные в этой области исследования показали, что в связи с потреблением огромного количества информации в голове человека происходят некие когнитивные процессы. Они меняют природу ребенка. Некоторые говорят, что ничего страшного в этом нет, просто дети другие, но это дискуссионный, спорный вопрос: они просто другие или это действительно серьезная проблема? То есть потребление информационного продукта может стать проблемой. Я считаю, что это один из серьезных вызовов человеку, и решать эту проблему необходимо на государственном уровне.

– Вопрос от телезрительницы: «Я изучаю Писание и стала понимать, что есть мир материальный и мир духов. Бог – это Дух, самый сильный Дух, это Любовь, созидательная сила. Но есть дух зла разрушительная сила. И между ними есть еще очень много духов, которых в простонародье называют бесами: бес ума, бес забот, бес пьянки, бес табакокурения. Все эти бесы нападают на человеческую душу и стараются сделать человека рабом. К примеру, в мое сердце входит дух осуждения. Он шлет мне мысли, и я их воспроизвожу, то есть я становлюсь его рабой. В романе Пушкина «Евгений Онегин» есть эпизод – сон Татьяны Лариной, в котором описаны эти ужасные духи – бесы. И когда я приду на Суд Божий, бес, которому я служу, встанет и скажет: «Ты моя, иди сюда». Мы, православные, изучаем этот духовный мир, но не совсем его понимаем. Мы не понимаем, что нами владеет, откуда идут все эти мысли. Так вот, я думаю, что мысли идут от духов, которые пытаются овладеть нашей душой. Батюшка, скажите, правильно ли я это понимаю?»

Действительно, отцы говорят, что эти собеседования нашего ума могут быть от разных источников, в том числе и от бесов, как Вы верно заметили. То есть лукавые помыслы, приходящие в голову, с которыми мы вступаем в беседу и которые деструктивно влияют на нашу жизнь, разрушая ее, могут быть бесовскими. И есть помыслы от ангелов, от ангельского мира.

Безусловно, светлые духи тоже нас окружают и охраняют. У каждого из нас есть ангел-хранитель, данный нам при крещении, который также помогает нам. И, безусловно, есть наше естество, то есть наша природа, в которой мы тоже можем многое черпать. Говоря «наша природа», я понимаю под этим переживания, которые мы испытываем в течение дня и вообще в течение всего нашего бытия. От этой нашей природы тоже немало зависит. То есть получается, что у нас есть три источника информации.

А как противостоять соблазнам, с которыми мы встречаемся каждый день?

– Здесь мне сразу вспоминаются письма святителя Феофана Затворника к его духовной дочери. Обращаясь к своему духовному чаду, которая поменяла среду обитания вышла в свет, святитель Феофан говорит, что ей необходимо наблюдать за тем, с кем она общается, в каких условиях оказывается. Помните: с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.

Святитель Феофан говорит, что, наверное, его духовному чаду придется быть и на каких-то балах (очень распространенных в то время), но если есть у нее возможность поменять среду, лишний раз не искушать себя тем окружением, которое может подействовать на нее разрушительно, лучше это сделать.

Ну и второе, важнейшее для нас это наша духовная жизнь, наша аскетическая практика. Недавно я услышал интересную информацию от практикующего врача-психиатра, верующего православного человека. Он изучал работы одного лингвиста, и вдруг на глаза ему попались интересные сведения.

Этот лингвист занимался изучением разных народов, культур, языков, и он пришел к заключению, что в разных странах мира в одни и те же слова люди вкладывают разные значения. Например, для древнего римлянина и древнего ацтека слова «дружба», «честь» могли иметь абсолютно разные значения, но примерно шестьдесят слов объединяют все человечество. То есть где бы люди ни были, в какую эпоху ни жили, они всегда поймут, о чем идет речь.

Среди этих слов есть глаголы, выражающие действия души человека, связанные с познанием, сохранением чувств. И этот доктор, психиатр, сделал для себя открытие. Он сказал: «Я открываю вечернее правило, вижу эти глаголы и прихожу к мнению, что молитва является той защитой, той помощью, которая ограничивает, ограждает наши чувства от соблазнов. Например: положи Господи хранение устом моим».  

– Что происходит с человеком, который не пытается бороться со своими соблазнами?

– Здесь можно вспомнить рассказ Герберта Уэллса, в котором он описывает, как один человек попадает в закрытый город, где в весьма комфортных условиях живет некая закрытая каста слепых людей. Этот человек говорит им: «Вы живете в изолированной среде, но за ее пределами есть другой мир, который может расширить ваши способности». Но эти люди ему не верят.

Вспоминается и платоновская пещера, в которой люди прикованы лицом к ее стенам, и они видят только тени от предметов, проходящих перед огнем, горящим позади них. Так происходит и в жизни. То есть человек, который не борется со своими соблазнами, по сути, погружается во тьму, в духовную тьму, как эти слепые люди. Главный герой произведения Герберта Уэллса говорит им: «Выйдите на свет».

Кстати, недавно я прочитал об одном интересном факте. Современные психологи, занимающиеся возрастной психологией, установили, что у глухонемых людей может родиться совершенно здоровый ребенок без каких-либо нарушений, но если полгода с ним не разговаривать, он станет глухим. Описаны клинические случаи, когда зрячий ребенок, не видевший света, становился слепым. Вот что происходит с людьми, погружающимися во тьму.

– Вопрос телезрителя: «Христос сказал: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Получается, что главная проблема не в самих соблазнах, а в их источнике, и бороться нам приходится не с абстрактным соблазном, а именно с его источником. Так ли это?»

Я абсолютно согласен с этим. Как мы уже говорили, источники соблазнов это и демонический мир, и, к сожалению, окружающая среда. Именно на это мы должны направлять, акцентировать свое внимание.  

Как понимать слова из Евангелия, которые читались сегодня утром на литургии: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской? 

– Первое, на что обращается наше внимание, это слова: кто соблазнит одного из малых сих. Из Писания мы знаем, что Господь нередко соприкасается с детьми, и, указывая на детей, Господь говорит взрослым, что они своими нравственными качествами должны уподобиться детям в их простоте и бесхитростности. Если человек является источником соблазна для детей, да и для любого христианина, то в духовном мире это катастрофа.

Вспомним слова Христа, сказанные им в другом месте: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. А соблазн действует и на тело, и на душу на всего человека. 

Часто христиане буквально понимают евангельские слова, которые также сегодня читались в храмах: если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный.  И далее: если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Многие наши телезрители не понимают такой евангельский призыв, да и мы не всегда его понимаем. Как же нужно понимать эти слова?  

К сожалению, в истории Церкви были и есть люди, которые буквально понимали эти слова. Конечно, Христос говорит их фигурально. Здесь обращает на себя внимание некая категоричность в борьбе с этими соблазнами. То есть Христос как бы говорит, что когда человек сталкивается с миром соблазнов, здесь не может быть компромиссов: уйди с этого места, не смотри в эту сторону, не задействуй свои органы чувств. Если рука твоя соблазняет тебя, постарайся изменить траекторию своих мыслей и действий. Я считаю, что речь здесь идет именно об этом.

Батюшка, существуют ли соблазны в церковной жизни?

– Представьте себе ситуацию: вы идете по улице где-нибудь в центре Москвы и вдруг, проходя мимо одной витрины, обращаете внимание на какую-то вещь в витрине, которая вам очень понравилась. Она вам интересна, может быть, она даже вызывает у вас чувство вожделения, но по причине высокой ее цены вы не можете ее купить, она, как говорится, вам не по карману.

Вот так и враг рода человеческого. Он желает овладеть каждой христианской душой, а тех людей, кто уже в его собственности, ему незачем желать – они и так ему служат, и они живут в этой повседневности. Вообще брань от дьявола идет не на жизнь, а на смерть. Мы знаем три ступени в жизни христианина: раб, наемник и человек, который уже усыновлен Богом, и на каждом из этих этапов есть свои категории соблазнов.

Но здесь, как писал об этом духовный писатель и философ Сергей Фудель, нередко бывает, что человек соблазняется неким двойником Церкви, то есть не сущностью Церкви, не ее святостью, а неким ее параллельным двойником, и это продолжается на протяжении всего исторического периода существования Церкви. Здесь требуется мудрость, чтобы отличить одно от другого, и это дает христианину иммунитет, некую прививку, чтобы не поддаться этим соблазнам.

– Вопрос от телезрительницы из Кирово-Чепецка: «Я уже много лет читаю Евангелие, но не могу понять слова Господа: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Скажите, пожалуйста, что означают эти слова?»

Да, это слова из непростой для понимания притчи, которую рассказал Христос. Я понимаю эти слова так: бывают в жизни ситуации, когда люди совершают какие-то ошибки, но потом пытаются их загладить. Вот человек живет в грехах, а потом вдруг что-то касается его сердца, и он приходит в храм и говорит: «Я хочу чем-нибудь помочь храму, и этим я как бы обозначу свое сердечное намерение». Я так понимаю эти слова Христа.  

Скажите, батюшка, получает ли в Церкви человек помощь в борьбе с соблазнами? И если да, то какую?

– Да, конечно, в Церкви человек получает благодатную помощь в борьбе с соблазнами. Если, например, человек обращается к психологии, то он может хорошо себя познать, может провести некий анализ самого себя, но это не приведет его к покаянию. Он не получит от Бога даров Духа Святого, которые дали бы ему возможность бороться с соблазнами.

Слова апостола Павла: облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… мироправителей тьмы века сего. Против источников соблазнов духов злобы поднебесной. То есть в Церкви человек получает ту Божественную благодать, ту энергию, которая способна придать ему сил в преодолении соблазнов.

Ирина спрашивает: «Что Вы можете посоветовать православным девушкам, женщинам, которым хочется хорошо выглядеть, но чтобы это не вызывало у окружающих греховных помыслов и соблазнов?»

Если человек хочет хорошо выглядеть, в первую очередь он должен обращать внимание на свой внутренний мир, потому что, как мы знаем, дух творит себе формы. То есть если человек имеет некое внутреннее знание даже о том, как нужно одеваться, которому, как мы знаем, научает Святой Дух, то формы тоже найдут свое выражение.

То есть понятно, что любая девушка, женщина по природе своей хочет красиво одеваться, хорошо выглядеть, но это не должно выходить за определенные рамки. Мы знаем, что в начале ХХ века женские платья были длиной до пола, затем они стали до колена, а потом появились мини-юбки, и это уже крайность. Шекспир говорил: «Лишь в чувстве меры истинное благо».

– Батюшка, дайте наставление нашим дорогим телезрителям.

– Я хотел бы всем пожелать почаще читать Священное Писание, потому что Священное Писание, как выразился один священник, некая точка до большого взрыва. То есть это то, что содержит в себе невероятную глубину и мудрость, которая может поддержать человека, помочь ему, наставить его и дать правильный ход мыслям для борьбы с соблазнами.

Ведущий Павел Денисик

Записали Мария Лытасова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать