Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 7 января 2024

7 января 2024 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы.

– Рождество Христово иногда называется малой Пасхой. Этот праздник, по моему мнению, в нашем гражданском календаре занимает странное место. Только мы отпраздновали Рождество и буквально через день идем на работу. Святки проходят как-то мимо нас. Что Вы думаете по этому вопросу? Я лично недоволен и считаю, что мы должны праздновать до Крещения: колядовать и так далее. Как это было у наших прадедов.

– Конечно, это связано с изменением календаря. Безусловно, пока это смешение у нас не преодолено. Пока Новый год не будет четко после Рождества, все это будет как-то очень странно. Нужно прийти к такому знаменателю, чтобы действительно в Новый год мы не постились, а все вместе праздновали святки. Может быть, когда-то это будет, но пока довольствуемся тем, что есть. Рождество Христово от этого никак не омрачается, это любимый русскими людьми праздник. Единственное, что для Восточной Церкви первый, главный праздник, безусловно, Пасха. В православии акцент идет на жертвенное служение Господа, которое реализовалось именно на Пасху.

–  Даже есть такая колядка: «Ночь тиха над Палестиной, спит усталая земля». И в конце как кульминация: «Сам Себя Он в жертву дал». Даже в этом рождественском песнопении отражен весь смысл нашего богословия.

– В Древней Церкви праздник Рождества был именно отражением жертвы. Сейчас мы, может быть, забываем об этом, но вообще это праздник смирения. Давайте представим себе, что произошло в Рождество. Всемогущего Бога просто взяли и положили в коробочку как маленького человека, младенца…

И Христос мог начать спасаться и распинаться на кресте сразу, как только появился на свет, но Он смиренно ждал 30 лет, пока пройдут какие-то наши человеческие стереотипы. Хотя для Божьего пути Он мог сделать это уже в яслях. Поэтому это праздник смирения. И для Богородицы, и для всех остальных. Нужно помнить, что путь православия – это смиренная радость. И она наиболее глубокая и радостная.

– Содержательная.

– Она радостная, потому что тот, кто познал смиренномудрие, радуется. Почему сказано: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах? Потому, что тогда возможна полнота принятия благодати и вот эта духовная, внутренняя, радость. Человек уже в раю. А современной западной радостью ее никак нельзя достичь. Да, это интересно, что-то такое происходит, но тайна, глубина Рождества Христова понимаются только в этой жертве, кульминация которой произошла на Пасху.

Мне бы хотелось, чтобы в Рождество мы именно благодарили Господа за такую возможность: началось спасение человека. И с этого момента мы уже освобождаемся от греха, проклятия, от смерти. Мы уже не в лапах врага рода человеческого. И хотя до Пасхи еще далеко, но именно уже должно звучать: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. И это самое главное, что произошло на Рождество: теперь мы имеем надежду, теперь мы имеем вечную жизнь. И вот эта радость может восприниматься только со смирением через распятие, смерть и воскресение Христово. Поэтому это чудесный праздник, и дай Бог каждому из нас этой благодати рожденного Младенца Христа, чтобы мы восприняли ее своим сердцем с благодарностью и смирением.

– Я очень люблю разбирать богослужебные тексты, со временем как-то доходишь до этого. Там мы черпаем какой-то очень важный смысл. Стихира на «Господи, воззвах»: «Что принесем мы Тебе, Христу, явившемуся ради нас на земле как Человек? Каждое из творений Твоих приносит Тебе свой дар: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – благоговейное изумление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Сущий прежде веков, Боже, помилуй нас». Очень трепетно.

– Да, прославляется Дева Мария. И мы смотрим на эти рождественские картины, которые умиляют, но Богородице в тот момент было не до умиления.

– Почему?

– Ну, представьте себе: уставшие в дороге, они не нашли даже места, где Христос мог спокойно родиться. Он родился там, где вообще не могло быть рождения, где вообще нет жизни. Иногда рядом со Христом изображают волов, ягнят, но это была пещера, а в пещере не жили.

– Там же вроде скот содержался?

– Нет.

– А как?

– Там укрывались на время непогоды. Пока непогода, все животные устраивались там, там плохо пахло. И Дева Мария была вынуждена родить Христа в таком месте. Это и чудно, что Христос, чтобы вытравить Адамов грех, так смиряется... Ради нас. Ибо так возлюбил Бог мир… Представляете? Бог, Который все сотворил, рождается там, где никто никогда не рождался. А Дева Мария воспринимает все так: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Без этого невозможно было бы действительно вытравить из человечества эту гордыню. Мы не рожаем своих детей в таких условиях, но Он родился, чтобы в нас не было гордыни. Когда, если не в день Рождества, мы должны отказаться от этого горделивого и надменного пути, отказаться от себя? Мне кажется, это будет самый большой дар, потому что этого ждет от нас Христос. Ведь Он так и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Без смиренномудрия, которое имела Богородица, которым жил Христос, невозможно обрести этого самого главного понимания, без него не будет ни мира, ни радости. Можно сколько угодно бренчать в эти бубенцы, но если нет мира в душе, то это будет только раздражающая суета, поэтому надо успокоиться, и тогда наступит мир и зародится радость, кульминацией которой будет торжество благодати Божией. И это будет действительно рай на земле. Каждому желаю ощутить это, и пусть радость в эти святочные дни будет тихой. Тихая радость самая нежная, самая лучшая, самая трепетная,  вызывает правильное осознание праздника: «А что я могу дать Младенцу Христу?»

– Все дали, даже земля дала пещеру, а небо звезду.

– А что я могу? Сыне, даждь Ми твое сердце. Этого ждет от нас Христос. Мы должны, как говорил Паисий Святогорец, построить в этой жизни хижину в своем сердце, чтобы там поселился Младенец Христос. Такие замечательные слова. И в праздник Рождества они как-то отрезвляюще действуют. Строим эту хижину, ясли в своем сердце, чтобы там поселилась благодать Божия. Он так решил. Он выбрал нас. Он усыновил нас. И эта большая радость начинается с Рождества.

– Также в стихирах на вечерне Рождества очень особенные песнопения, потому что исполняются раз в год, на «Слава и ныне» мы переносимся чуть больше, чем на 2 000 лет назад, и там следующие слова: «Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали». То есть получается, что Христос пришел, скажем, в тот момент, когда было единое царство, единый правитель на земле, владычествовала Римская империя, то есть не было империи сильнее. Единый царь, единый Бог, еще и перепись населения возникла. Почему, кстати, произошло именно так? Есть ли этому какое-то объяснение?

– Как говорится, настало благоприятное время. А для чего? Какое благоприятное время? Когда человек наиболее нуждался в этом. И евангелист имел в виду не только Израиль, но все человечество именно в это время ждало каких-то перемен. Мы можем это увидеть и в развитии философии: в то время ожидали, что будет какой-то совершенно новый виток событий, что произойдет какой-то прорыв в сознании, потому что языческая философия уже пришла к тупику развития. Весь мир чего-то ожидал, потому что для Римской империи это был уже полный расцвет. Что дальше, люди не знали, проходили некий декаданс в развитии цивилизации, и грех уже полностью захватил их, как и сейчас. Никаких рамок не было. Почему Нерон сжигает Рим? От безделья. Он уже не знает, как веселиться, это же буквально в эти же времена, на 60 лет позже. Но что такое 60 лет? Для нас сейчас с вами это ничего. И народ, особенно в Израиле, ожидал, что должен прийти Христос, что настанет Его царство, а вместо этого они были узурпированы Римом, таким врагом, которого никак нельзя победить, потому что весь мир под его пятой. Не было надежды справиться с этими человеческими путями. И вот именно из этой, можно сказать, рутины малодушия и беспробудной безнадеги рождается вопль народа: «Мы хотим, чтобы Ты пришел».

Господь пришел именно тогда, когда народ был готов Его принять. Единственное, что не были готовы принять Его родившимся в пещере среди волов. Ждали совсем другого царя. Видели, что Он творил то, что никто не мог творить, но ожидали, что Он даст Царство Небесное на земле. Забыли, что говорили пророки, что говорил человечеству Бог, когда произошла Адамова трагедия, что пошлет Утешителя, Который все исправит. А что исправит-то? Весь человеческий род снова будет жить в раю. Но люди хотят рая на земле, хотят жить здесь. А Христос говорит: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня. И Он был не в царских одеждах, причем очень смиренный. Представьте себе, как Он выглядел: постоянно ходил пешком, с обветренным лицом, как путешественники, которые не заботятся о том, что у них с одеждой и тому подобное. И Христос говорит: будьте такими. Людей это не устроило. Они хотели идти против Рима и все завоевать.

– И очень активно сопротивлялись. Сколько было иудейских восстаний!

– И мы знаем, к чему этот путь.

– Проблема до сих пор не решена.

– Да, освобождение Ханаана происходит сейчас, увы, такими же путями, как было тогда. Поэтому Господь и говорит, что путь-то другой. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Он говорит: «Вы ждете Меня? Вы хотите покоя? Придите ко Мне и получите его». Нет. Не пошли, потому что нужно другое. Как написано у Пушкина в «Золотой рыбке»: быть владычицей морской, а золотая рыбка чтобы была на посылках. То есть: «Дай нам все, а Сам будешь официантом, вдруг мы еще чего-то захотим». Христос, конечно, в этом не участвовал.

Почему это закончилось Голгофой? Потому, что Он именно так возлюбил наш мир, что, несмотря на наше безрассудство, спасал нас, спасает и будет спасать. Конечно, трепетно и радостно, что у нас есть такой Господь, Ходатай, Защитник. Он нас усыновил. Мы не рабы, а друзья, дети Бога. О таком статусе, который Он дал Церкви, даже не мечтали те люди.

– Многим тысячам людей посчастливилось видеть Его вживую, и то не все поверили.

– Именно из-за стереотипов. Гордость мешает.

– А мы чем-то отличаемся от тех людей? Кроме быта, одежды, еще чего-то. В принципе, человек не меняется же по своей сути.

– Не меняется. Мы такие же…

Нужен действительно отказ от себя, от гордыни, от того, что тебя связывает в этом мире. А ведь здесь особо ничего хорошего-то и нет. Здесь мало что радует. И Господь говорит, что по-другому мы не обретем радости. Мы только тогда обрящем покой, когда придем к Нему, когда увидим, что Он кроток и смирен сердцем, тогда и наше сердце успокоится и в нем возникнет радость. Надо бороться со своей гордыней, надо говорить как Богородица: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Мы же молимся так, просто: «Отец наш, Который на небесах…» Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя… Это же совершенно удивительные слова. Да святится имя Твое. Оно же в нас святиться будет. Господь сказал, что Он прославит нас; и мы Его прославим, потому что в нашем смиренном сердце будет светиться Он. Бог ожидает и хочет от нас, чтобы мы прославляли Его в своем сердце, но для этого должно прийти Царствие Его, для этого должна свершиться Его воля. Он же и оставил нам эту молитву «Отче наш». Он ждет этого от нас.

– Сейчас многие боятся конца света, апокалипсиса, разные лозунги... Но ведь мы в этой молитве говорим: Да приидет Царствие Твое. То есть как раз говорим о том самом Его Пришествии?

– Иоанн Богослов заканчивает Апокалипсис так: Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Он этого ожидал. И каждый ожидал, когда Господь вознесся. Понятно, что жизнь земная с этим закончится. Апостол Павел, рассуждая об этом, говорит, что скоро придет Христос и мы встретим Его. Он не переживал: если умрем раньше, значит, встретим Его раньше. Мы ждем Его. Апостол говорит: ни смерть, ни жизнь… не может отлучить нас от любви Божией. Какая разница? Сейчас Он придет – замечательно; умрем раньше – значит, сразу же предстанем пред Ним. Апостол Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом. То есть умереть и быть с Ним.

– Удивительно, апостолы же ждали, что Второе Пришествие случится еще при них.

– Конечно, они ожидали этого. И это понятно. Мы все ждем любимых людей, и чем раньше они придут, тем для нас радостнее. Если узнали, что человек скоро придет, то радуемся и готовимся к этому. Поэтому у того мало веры, кто боится Второго Пришествия, тем более антихриста. Если Христос с нами, если Он уже победил этот мир, значит, ты не доверяешь Ему, раз боишься антихриста.

– Да, согласен. Мы очень мало знаем о детстве Христа. Сохранились какие-то отрывки, об этом говорят апокрифические Евангелия. Понятно, что было бегство в Египет, потом возвращение. Но что делал Христос эти без малого почти 30 лет? Чем  занимался?

– Детство всех людей на Востоке было очень сложным. Практически так же осталось и сейчас. Если мы возьмем нецивилизованные мусульманские страны, где быт практически не менялся, на детей там особо никто не обращает внимания, то есть в основном «принеси, подай». Как и у нас было раньше. Это большой труд. Христу еще больше не повезло, Богородица и Христос были на правах обслуживающего персонала. Родственники Иосифа от них отказались по одной причине: представьте, Иосиф на старости лет привел молодую жену, а Она еще и родила, а у всех уже свои большие семьи.

Понятно, что Иосиф принял Ее, так как обещал ангелу, принял по просьбе священника, родственника, который понимал, что в храме Ее оставить нельзя. Она бы не выжила в этом страшном восточном мире, дав обет безбрачия. Поэтому было принято решение, что Она выйдет замуж. Но Она еще родила наследника, понимаете? То есть все имущество надо поделить между всеми наследниками. Родственники отказались давать Христу наследство. И только Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа, отделил кусочек от своего наследства для Девы Марии и Христа. Может быть, потому, что долгое время находился с ними как старший сын Иосифа, сопровождал их в Египте и, может быть, привязался ко Христу, пожалел. Как выжить в тех условиях Деве Марии и Сыну? И женщина не все может делать, Христу приходилось горбатиться за пятерых. Мы должны это понимать. И все это было сделано ради нас. Детства, как сейчас у нас, у Христа не было. Это были плач, скорбь, лишения.

– Большие лишения.

– Да, они начались сразу, поэтому Он ничего не ожидал. Он делал Свое дело и спокойно, смиренно воспринимал все. И Он уже слышал слова: «Распни Его! Распни Его!» Это был Его выбор, сделанный задолго до Рождества. Он его сделал, чтобы спасти нас. И когда мы отмечаем все Господские праздники, особенно Рождество, должны ценить это. А что мы можем дать в ответ? Только сказать: «Благодарю!» Ничем откупиться нельзя. Только благодарить, смиренно понимая, что мы ничем не расплатимся. «Благодарю Тебя, Господи, что Ты Такой. Прости нас, что мы не такие». Вот и все. И вот здесь зарождается радость. Удивительно, как только это скажешь, сразу обретается покой и радость, ты сразу понимаешь, что любишь Господа; от любого упоминания «Господи Иисусе» у тебя что-то радостно звенит в сердце, потому что понимаешь, как хорошо, что есть Господь. Вот это и есть истинная радость…

– Культуры празднования Рождества как таковой, наверное, нет. Вернее, она в возрождающемся состоянии и, может быть, еще не до конца сформирована. Богослужение и его место в жизни понятно, оно абсолютно прекрасно и великолепно. Сколько музыкальных произведений замечательных композиторов! Может, они звучат несколько пестро, но уже без этого праздник как-то не очень воспринимается. Какие-то музыкальные моменты, содержание праздника – все понятно.

А все, что вокруг праздника? Например, колядки. Они на Украине очень развиты. Там не так много было гонений, особенно на западе Украины, и эти традиции сохранились. А у нас просто катком прошлись по Церкви. Сейчас многие мои друзья-фольклористы ездят в экспедиции и по крупицам собирают эти рождественские канты и песнопения, которых мы просто не знаем. Тульская или Курская области вроде как наши соседи, а там все по-другому было, мы это потеряли.

И все это на фоне западной культуры. А у нас, простите, «31 декабря я хожу с друзьями в баню» – и все. Мне кажется, вот здесь христианство и наше русское православие могут спасти ситуацию. Мы действительно можем сформировать некий свой образ околоцерковной атмосферы. Что Вы думаете по этому поводу? Потому что мне немного не хватает того, что вокруг праздника должно быть. Запад затмевает своими традициями.

– Давайте я скажу, что думает об этом Христос. В Евангелии, в самой последней своей молитве к Отцу, Он молится об апостолах, а потом молится за всех верующих: «Не о них только молюсь, но еще и о тех, кого Ты мне дал, да будут едины, как и мы, и познают Тебя через Меня, как мы едины с Тобой». Оказывается, насколько мы едины, настолько мир познаёт Христа. Поэтому проблема в этом единстве.

– Значит, мы виноваты?

– Мы виноваты, безусловно.

– Придумывать можно что угодно, но если не будет единства – все напрасно.

– Да, прошел каток атеизма. Сейчас это пустыня. И по всей этой пустыне всходят маленькие ростки. Все будет, как только мы поймем, что должны быть едины. И Господь как раз для этого сказал апостолам: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. И все узнают, что вы Мои ученики по тому, что будете иметь любовь между собой». То есть пока мы с вами не поймем, что хотел от нас Христос (чтобы мы были едины), ничего не получится.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос про колядки, про всю эту праздничную инфраструктуру, я могу сказать: ничего не будет, пока мы не поймем, что, видя верующего человека, мы должны с ним подружиться, его полюбить, несмотря на его изъяны (они есть у всех нас). И когда начнется это объединение, тогда автоматически создастся вся эта инфраструктура: и праздника, и жизни, и общины Церкви. Мы ходим в храм, но мы не знаем, кто стоит рядом с нами. Как только мы начнем смотреть друг на друга, чтобы полюбить друг друга (как говорил Господь: «Имейте любовь между собой»), тогда возникнет это единение. И тогда от избытка сердца будут говорить уста. Вот тогда мы захотим петь.

Помните 136-й псалом «На реках Вавилонских»? Люди тогда находились в Вавилоне в изгнании, они не могли ни петь, ни веселиться, ни хвалить Бога. У них все просто атрофировалось. Они могли только плакать.

Сейчас мы можем только блеять и плакать, пока не будем иметь любви между собой. Как только мы объединяемся, как только возникает сильная община – людей не удержать. Они начинают петь, как могут, в храме, после храма идут друг к другу в гости и поют. Все это создается естественно.

Но я понимаю, что Ваш вопрос о том, как важно развитие культуры новых, интересных, красивых произведений, прославляющих Христа, о Котором мы тоже стали забывать. Интерес к ним резко будет возрастать, когда на местах возникнет духовная структура, создания которой хотел от нас Господь.

А так я могу сказать: проблема есть, и она большая. Даже пока мы еще друг друга не полюбили, мы должны хотя бы внешне это делать с надеждой, что внутреннее появится в процессе. Будем стараться. Действительно, ведь это прекрасно.

Какие чудесные произведения есть! Я сейчас вспомнил, что знаменитая мелодия из передачи «В мире животных» – это ведь тоже был некий кант, посвященный Рождеству.

– Это уругвайское произведение. Кажется, Ариэль Рамирес ее автор. Это рождественская оратория. И она говорит о путешествии Христа в Египет. Причем, если послушать ее в оригинале, она звучит интересно, с гитарами в латинском стиле, а мы ее сделали нежной, согласно нашему менталитету.

– Я помню, что ее исполняет Светлана Феодулова очень душевно и хорошо. Думаю, что можно найти в Интернете это ее исполнение.

– Композиция называется «Паломничество».

– Прекрасное исполнение у Светланы. Я думаю, оно тронет сердце любого человека, даже неверующего. Так прославляется Христос. И ведь Он прославляется во многом.

– Вот так прославлялся Христос в атеистическое советское время. Все слушали эту мелодию из очень популярной телевизионной программы, а поэт в это время говорил о Христе.

– Интересно, что телеведущий, который вел эту передачу, – правнук митрополита Филарета (Дроздова). И он старался популяризировать память этого известнейшего святителя. Помоги Господи, потому что имя Христово должно прославляться.

– Спасибо огромное за то, что в этот праздник Вы с нами. В этом году искренне скажем Богу спасибо, смиримся, где нужно, и будем делать добрые дела.

– И благодарить.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать