Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин 8 мая 2023

8 мая 2023 г.

– Телезритель-мусульманин задает вопрос в Telegram: «Христиане утверждают, что пророк Иисус Христос умер за грехи людей. Как быть людям, жившим до Него и после? И в чем смысл жертвы, если Он воскрес через три дня?»

– Во-первых, Христос спасает и тех, кто умер до Него. Потому что в первый день после смерти Он спускается во ад и изводит оттуда души умерших праведников...

– Мы родились через две тысячи лет после того, как случились эти события, и нас  Он тоже спасает.

– Безусловно. Жертва принесена одна, и важно, Кем она принесена. Жертва принесена Сыном Божиим, и она настолько велика, что перевешивает весь человеческий род, скажем так. То есть она может быть спасительна для всего человеческого рода. Но нужно понять смысл спасения.

Дело в том, что это не пенитенциарная система наказания за грехи. Когда человек потерял общение с Богом, Бог ему сказал: «Смертью да умрешь». То есть человек начал разлагаться, умирать. Приведу простой образ: если взять любой наш внутренний орган и перекрыть к нему кровоток, этот орган начнет умирать. Перекрыть кровоток – значит перекрыть связь с Богом. Как только была перекрыта связь с Богом, человек стал умирать. Так устроена наша природа, так устроен наш организм: если у органа нет связи с кровью, он начинает умирать, потому что не получает необходимое для жизни.

Чтобы восстановить кровоток, чтобы опять было возможно общение Бога с человеком, нужен был Тот, Кто принесет Себя в жертву и Кто имеет Божественную природу. Это Сын Божий. Он восстановил наше общение с Богом, через это восстановив наше бессмертие. Поэтому другая жертва здесь не подойдет.

Если мы вместо крови будем лить в орган самую хорошую жидкость, он не заживет. Внутренний орган живет только тогда, когда к нему поступает кровь, в которой есть все необходимое для жизни. Кровь – это жизнь Духа Святого, которая через Христа опять дана людям, может оживить человека и оживит нас в последний день.

Христос – Бог. Сам Бог пришел и восстановил общение человека с Собой; восстановил перекрытый сосуд, который не работал, из-за чего человек умирал.

– Вопрос телезрителя: «Я ежедневно молюсь и добавляю к утреннему правилу молитву о павших в Великой Отечественной войне, о тех, кто не пережил блокаду, кто погиб во время гонений. Считаю, что самое главное – не забывать молиться за наших павших воинов. Что еще посоветуете? Может быть, как-то еще можно за них молиться?»

– То, что Вы делаете, – это замечательно. Я считаю, это очень хорошо и может стать примером для других наших телезрителей. Память о них и благодарность тем людям, которые принесли в жертву свою жизнь ради того, чтобы мы могли иметь жизнь, наверное, свидетельствуют о том, что мы с вами духовно развиты и понимаем, что мы не просто так откуда-то взялись, родились. Это и воля Божия, и в то же время жертва тех, кто защитил тогда нашу Родину.

Поэтому хорошо, что Вы так делаете. Я бы не стал ничего добавлять. Если только в памятные дни еще что-то добавить: или литию краткую прочитать, или почитать Псалтирь, 17-ю кафизму, то есть что-то из заупокойных богослужений. Но специально усиливать правило не нужно.

Есть молитва о павших воинах. В конце зимы 2022 года Священным Синодом были рассмотрены, благословлены и утверждены молитвы о воинах, в том числе есть молитва о павших воинах. Но, думаю, того, что Вы делаете, достаточно. И спасибо Вам большое, что Вы сохраняете память о наших воинах. Я считаю, это важно.

Есть у нас родительская суббота Дмитриевская, а вот именно в честь погибших во время Великой Отечественной войны нет. Может быть, Церкви хорошо было бы посмотреть какой-то поминальный день для этого. Потому что десятки миллионов погибших! Такой родительский день напрашивается. Или соединить поминовение в какую-то родительскую субботу (например, в Дмитриевскую), или сделать отдельный поминальный день именно для воинов, павших в Великой Отечественной войне. Потому что огромное число людей погибло.

– Нет в России семьи, которой это не коснулось бы. Но ведь завтра, 9 мая, в храме будет совершаться литургия, а потом...

– …благодарственный молебен и панихида или лития об усопших. Я просто говорю о том, что была традиция. Например, в честь воинов, павших во время Отечественной войны 1812 года, построен Храм Христа Спасителя. Храм построен на народные деньги. Мы помним, что на стенах написаны имена погибших и воевавших в Отечественной войне 1812 года. На кладбище Донского монастыря похоронено много героев этой войны. Мне кажется, нужна память и молитвенная, и храмовая. На могилах павших воинов 9 мая можно служить особенную панихиду. Их подвиг велик. И то, как мы с вами сейчас живем и жили, – это во многом благодаря этим людям.

– Да, это важная тема. Главный храм Вооруженных Сил построили в Кубинке...

– Храм Вооруженных Сил может быть таким храмом. Тем более там вокруг замечательный интерактивный музей Великой Отечественной войны. Я там был, мне очень понравилось, интересная концепция.

Это должно быть общецерковной нуждой – поминовение воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Многие погибли в концлагерях. Гражданские были замучены. Многие погибли во время блокады Ленинграда. И гражданских тоже нужно поминать. Жертвы войны... Погибло огромное количество людей! Это население целой страны, даже нескольких европейских стран. Например, в малых странах, таких как Швеция, Финляндия, проживает 6–8 миллионов. То есть фактически вся Скандинавия погибла бы, если бы понесла такие потери, как Россия. Не осталось бы Польши. Гигантские потери!.. Конечно, нужно помнить, знать об этом событии. Слава Богу, последнее время память возрождается. И молитвенная память – наверное, самое важное, что мы можем принести в ответ на тот подвиг, который они совершили.

– Многие священники призывают посмотреть парад в записи, но прийти в этот день в храм и помолиться, помянуть наших предков.

– Я как-то попал 9 мая на кладбище и увидел такое большое количество людей! И я порадовался. Слава Богу, что приезжают и вспоминают своих близких. Давайте и дальше будем сохранять память о них.

– Еще один вопрос поступил от телезрителя: он считает, что в Библии есть противоречия. Какие – не указал. Скажите, в Библии есть противоречия?

– В Библии противоречий нет, потому что это богодухновенная книга. Есть противоречия в нашем понимании Библии. Мы знаем, насколько далеко бывает наше понимание от того предмета, который мы изучаем. Мы всю жизнь изучаем природу и все никак не поймем, как она работает. Здесь то же самое.

Я хочу вот что сказать. Есть несколько моментов, которые очень важны для того, чтобы понимать библейские тексты. В частности, библейский текст очень высокий, духовно возвышенный. Для того чтобы читать духовно возвышенные тексты, человеку нужно иметь состояние души, которое может это усваивать. Если я пришел, например, с какой-то шумной вечеринки слушать органную музыку, то что будет?

Здесь важно состояние именно нашей души, а не библейский текст. Библейский текст свят, это Богом данный текст. Нам очень трудно его понять и запомнить. И его еще нужно исполнять. Стихи-то мы легко учим наизусть, а вот библейские тексты – никак. А почему никак? Потому, что исполнять надо, а исполнять трудно.

Человеку легко читать и запоминать про что-то низкое. Потому что мы в себе имеем много низких начал, которые подавляем волей. А о чем-то высоком думать сложно, потому что высокого в нашей жизни очень мало. Надо вспомнить какой-то духовный момент в своей жизни, когда душа немножко поднялась, – вот тогда можно понять, что написано. А нам проще читать какие-то детективные истории про разбойников, потому что в каждом из нас внутри сидит разбойник, и этот разбойник очень хорошо понимает других разбойников.

– Сейчас все читают только короткие тексты. По сути, мы перестали читать книги, читаем только то, что видим в смартфоне...

– Я думаю, все-таки люди читают, но, к сожалению, читают меньше. Я не думаю, что в Средние века больше читали: во-первых, книг не было; во-вторых, грамотных было мало. Тут дело не в самом чтении только. Дело в том, как люди живут, чем живут, как понимают и усваивают прочитанное.

Есть такое воспоминание, по-моему, из жития Антония Великого. К нему пришел молодой человек и спросил, как ему жить монашеской жизнью. Антоний Великий ему сказал: «Возьми фразу из Священного Писания, например: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. И живи так». И молодой человек ушел. Прошло десять лет. Антоний подумал, что, наверное, юноша не справился, пошел его искать. Видит, он уже опытный монах и, когда молится, поднимается над землей. Антоний его спрашивает: «Как ты достиг этого?» Тот ответил: «Выполнял одно это: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Он жил только одним этим словом, старался мысленно, чувственно не прикасаться ни к чему нечистому, нечестивому – и достиг святости.

Можно прочесть очень много книг, но при этом не приобрести ни разума, ни опыта, ни знания. Мне однажды в жизни удалось побеседовать с одним профессором, филологом Токийского университета. Он японец, занимается преподаванием русского языка в Японии. Я его спросил, какой у него любимый писатель, подозревая, что это будет Достоевский. Он сказал, что это Федор Михайлович Достоевский, но в Японии его читают как мастера детектива.

Поэтому дело не только в книгах, дело в нас самих. Иногда, может быть, и слава Богу, что не читают, потому что прочитают и поймут как детектив или еще что-нибудь. Нужно все-таки к книгам относиться немножко по-другому. А если серьезно читать духовную литературу, мы видим, что достаточно совсем немного прочесть и постараться это исполнить, чтобы это изменило твою жизнь. Поэтому чтение – это не только чтение пассивное.

– То есть читать Евангелие лежа лучше не надо?

– Самое главное – серьезное отношение к слову. Кстати, интересно, что какое-то время люди читали не про себя, а вслух. Как-то блаженный Августин зашел в келью к своему учителю, святителю Амвросию Медиоланскому, и очень удивился, что тот читал про себя. Белинский вспоминал, что когда Достоевский написал свой первый роман «Бедные люди», они всю ночь вслух читали его рукопись у него дома.

Чтение вслух, которое и сегодня практикуется на службе в нашей Церкви, действует на наш разум и на понимание прочитанного совершенно по-другому. Поэтому я рекомендую попробовать почитать вслух Священное Писание.

– Священники рассказывали, что в лавре в братском корпусе были какие-то кельи или пространства, где могло вместиться много семинаристов, и они вместе с монахами, в том числе с отцом Кириллом (Павловым), читали отрывки из Евангелия, Апостола и затем обсуждали их. И в семье тоже можно так делать.

– Раньше духовных книг было не найти. Помню, первое Евангелие я купил за 50 рублей, а зарплата тогда у меня была 140 рублей. Сейчас, конечно же, ситуация изменилась.

– В каком году это было?

– В 1985-м. А в 1988 году к 1000-летию Крещения Руси разрешили издать молитвослов и Евангелие, и можно было договориться в храме, чтобы тебе их продали. Должен сказать, что я совсем по-другому относился к книгам, которые купил за треть своей зарплаты.

– Сохранилось ли это Евангелие у Вас?

– Нет, к сожалению, но молитвослов сохранился. Помню, молитвослов стоил 40 рублей. То есть набор православных книг – Евангелие и молитвослов – стоил целую зарплату. Но дело было совсем не в деньгах, а в отношении к этим книгам.

Сегодня мы говорили о мусульманах, и я вспомнил, как однажды меня укорил один мусульманин, и я принял его укор. Он сказал мне: «Как же небрежно вы, православные, относитесь к вашей Священной Книге. У нас Коран всегда стоит на видном месте, а у вас Библия, Евангелие могут лежать где-то под столом, вы можете бросить их небрежно».

– В церкви Евангелие находится на престоле.

– Да. То есть, конечно, очень важно наше отношение к слову Божию. Должен быть целый ритуал чтения. Мы же говорим, что молитва – это ритуал, что молиться нужно стоя или, если не позволяет здоровье, сидя, но в какой-то сосредоточенной позе. И в молитвослове написано, что перед утренними молитвами нужно сосредоточиться, то есть это уже некий ритуал, хоть и малый.

Мы не совершаем никаких специальных священнодействий, но все-таки к молитве должно быть особое отношение и настрой. Я думаю, что если мы так будем относиться к богодухновенным книгам, то и понимание текста Священного Писания станет совсем другим. Важно это помнить.

– Часто нам задают вопрос, нужно ли женщине покрывать голову платком при чтении Евангелия, зажигать лампадку или свечку.

– Знаете, вообще я считаю, что покрывать женщине голову уместно в церкви, а зажигать лампады и свечи должно стать правилом. Но если человек никогда не зажигал их и молится без них, то можно и не делать этого. Здесь вопрос в том, чтобы читать сосредоточенно, не в каком-то расслабленном состоянии, лежа на диване, когда и внимания-то особого нет.

Есть очень хороший пример. Человек сходил к врачу, ему поставили диагноз, и он его читает. Он будет читать его очень внимательно, несколько раз, может быть, даже заглядывая в Интернет, чтобы понять, что там написано. То есть, когда дело касается нашего здоровья, мы бываем внимательны и стараемся понять каждое слово.

Нам нужно осознать, что и чтение Евангелия очень важно, что оно меняет нашу жизнь, причем сейчас, а не когда-то потом. Если это станет для нас важным, то мы поймем, как действительно достойно его читать.

– Вопрос от телезрителя: «Иудеи в Ветхом Завете называли адом место захоронения, то есть могилу. И поэтому Христу не нужно было никуда спускаться, ведь три дня Он находился в могиле. А описание этого апостолом Петром в Послании можно трактовать по-разному. Это необязательно преисподняя, может быть, он так трактовал заблуждения ветхозаветных людей еще до Потопа. Поэтому непонятно, куда Христос мог спускаться, ведь в Евангелии нигде об этом не написано».

– «Спускаться» – это, вообще-то говоря, образное выражение. Если мы говорим о душе, то душа существует не в том пространстве, в котором существует тело, поэтому подниматься ей тоже, в принципе, не нужно. Поднимается ракета, вертолет или самолет, то есть тут подразумевается нечто другое.

Поднимается духовно человек. Если мы говорим о небе, то это не то небо, где летают тучки. Небо – это духовное пространство. Опускается человек в пространство, называемое шеолом. Шеол – место, где нет Бога, нет общения с Богом. Это пространство, в котором Бог лишил человека общения с Собой. Собственно, поэтому и говорили о попадании в это пространство душ ветхозаветных людей, потому что им нельзя было попасть в какое-то другое место.

Что же касается земли как таковой, в которой хоронили, точнее, пещер или гробов, то для тела это не имеет значения, потому что оно будет взято из земли и воскрешено, как это описано у пророков. Говоря о спускании в шеол, мы имеем в виду – духовно спуститься в то место, где раньше Бог присутствовал, но не действовал, значит, и связи с Ним не было. И вот к этим душам, у которых не было связи с Богом, наконец приходит Сам Бог, чтобы вывести их оттуда, то есть опять восстановить эту связь, общение с Богом.

Небо – это место, где Бог всегда присутствует в общении с теми, кто находится на небе. Во время Своего Преображения Господь беседует с Моисеем и Илией, а это значит, что они духовно находятся в раю, на небе.

– То есть «спускаться» – это просто такой образ. Мы же поем в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли».

Вопрос от телезрителя: «Человек живет не по средствам. Он может взять кредит и накупить себе каких-то вещей, совсем не умея тратить деньги. Что это такое?»

– Это грех сребролюбия, только обратная его сторона. Вообще у греха есть разные стороны. Есть чрезмерное накопительство и чрезмерная расточительность, и, в принципе, это одно и то же. То есть желание тратить деньги и желание их копить – одна и та же страсть, только разные ее полюса.

Здесь нужно помнить слова Давида: богатство аще течет, не прилагайте сердца. То есть сердце нужно все-таки оторвать от этого. Почему же мы это делаем? Не потому, что нам это нужно, а потому, что всякая страсть дает нам какое-то временное удовольствие. Вот пошли мы и купили три какие-то вещи по цене двух, и это доставило нам удовольствие.

Но нужно бороться с этим, потому что это мнимое удовольствие, оно больше у нас забирает, чем дает нам. Все-таки душа должна жить чем-то другим. Найдите себе другое занятие, а не просто ходите и что-то покупайте.

– Просто сейчас везде очень много рекламы. Говорят: «Возьми кредит – 120 или даже 200 дней без процентов, и позволь себе все, что ты хочешь». Получается, что это провоцирует грех.

– Да, конечно. Это так же провоцирует, как провоцирует грех пьянства вид распивающих спиртное людей. То есть какие-то наглядные вещи провоцируют грех. Если бы людям, которые хотят взять кредит, показывали в рекламе последствия банкротства, наверное, они брали бы меньше кредитов. В Европе и Америке в плане борьбы с курением одно время показывали ролики о том, как люди умирают от рака легких, этой страшной болезни. И это действительно действовало на людей – убеждало их бросить эту дурную привычку.

Во всем подобном борются две силы: одна сила – желание получить огромную прибыль, а другая – духовное здоровье людей. Конечно же, человек имеет разум, и он волен поступать как хочет, но нужно помнить, что люди имеют слабину. И если мы знаем, что человек склонен к алкоголизму, не нужно открывать при нем бутылку и предлагать ему выпить, не нужно его искушать.

Часто я задумываюсь о том, что будет с обществом, построенном на потреблении, чем все закончится. Я понимаю: чем больше мы потребляем, тем больше производим. Чем больше мы производим, тем больше работаем. А чем больше мы работаем, тем, соответственно, у нас больше денег; и тем больше мы снова потребляем.

Эта спираль все время крутится, и экономисты капиталистического толка говорят, что предела этому нет. То есть людям нужно все больше и больше потреблять, больше работать, больше получать денег – и экономика будет расти.

Если же мы перестанем покупать и будем экономить, то экономика рухнет, зарплат не будет, люди потеряют работу и так далее. Вот чем нас пугают. На самом деле человек должен жить по средствам, он должен жить необходимым, а не желаемым, потому что желаемому нет предела.

– Но можно хотеть зарабатывать больше?

– Конечно, можно, но для чего? Здесь вопрос – какая цель желания зарабатывать много?

– Ну, например, чтобы купить себе машину получше или улучшить жилищные условия, у нас же есть дети.

– Я и говорю, что это есть потребление, собственно, та самая спираль. И есть ли предел лучшему? Может ли человек в какой-то момент сказать: «Все, достаточно. Я больше не буду покупать машин, не буду улучшать жилищные условия, не буду ездить на отдых за границу»? Помните мультфильм «Золотая антилопа»? Мы похожи на этого раджу из восточной сказки, который никак не мог остановиться, не мог остановить поток золота.

Если все-таки себя ограничивать, мне кажется, ничего плохого в желании больше зарабатывать не будет. Но все же нужно зарабатывать немножко меньше, чем хочется. Как говорят в пост: «Ешь не досыта».

– Кстати, умение зарабатывать деньги тоже может быть талантом?

– Это талант, но скорее всего, согласно Священному Писанию, это данность. Если в руки тебе течет богатство, которое ты не заработал, это значит, что ты оказался в нужное время в нужном месте. Конечно, есть люди, которые имеют определенный талант, но, как показывает практика, все-таки богатеют очень немногие. Из талантливых людей разбогател совершенно небольшой процент, а остальные остаются при своих талантах.

Мы знаем состоятельных людей, которые занимаются производством, знаем талантливых артистов и так далее, которые много заработали. То есть нет такого понятия – «талант приобретения денег». Человек должен что-то уметь делать – играть на бирже или на фортепиано и с помощью этого зарабатывать. На самом деле хорошо зарабатывает совсем небольшое количество людей.

Сейчас молодежь говорит: «Зачем учиться? Стану блогером и сразу начну зарабатывать». Но дело в том, что хорошо зарабатывают 10, 20, 30, пусть 100 блогеров, но не 10 миллионов. Остальные 10 миллионов блогеров не зарабатывают ничего. Молодым нужно помнить эту статистику.

Если кто-то выиграл лотерейный билет, не нужно бросаться играть в лотерею. Нужно понимать, что, согласно статистическим данным, выигрывает один из 10 миллионов. Есть другие способы и возможности жить. Люди живут не только деньгами, не только приобретением имущества.

– Важно найти свое место в жизни.

– И найти интересное занятие, и раскрыть свой талант, но это уже другой разговор. Просто я хочу сказать, что ситуация с тратой денег сейчас действительно актуальна, потому что реклама провоцирует людей на то, чтобы они всё больше и больше покупали, приобретали новое.

А вопрос-то в том, нужно ли все это, есть ли в этом необходимость и какую цену мы за это платим, ведь мы платим не только деньгами, но и временем нашей земной жизни. Мы работаем, а свое время оцифровываем в валюте, в рублях и этими деньгами платим за вещи. Но стоит ли свое время обращать в вещи в таком количестве, в котором они нам не нужны? Поэтому конвертируется в вещи не только наш труд, но и время нашей жизни, а это очень серьезная величина.

– А ставки на спорт? Как-то телезритель задал вопрос, не грех ли зарабатывать на ставках.

– Вообще всякая игра не приветствуется, потому что игра – это тоже страсть. Здесь важно, что человек хочет заработать не трудом, а удачей. Игорная страсть хорошо описана у Достоевского в романе «Игрок». Это обычная страсть, такая же, как и остальные (пьянство, наркомания и так далее), только действует она по-другому. Страсть к игре основана на сребролюбии, на желании выиграть, приумножить выигрыш, но потом все равно все проигрывается.

– Мы живем в свободной стране, хочешь – играй, не хочешь – не играй.

– Нет, слава Богу, игорные заведения у нас запрещены. Я помню, раньше в Москве было огромное количество всяких игорных заведений, казино и так далее, играли буквально на каждом углу. Сейчас их убрали, и я считаю, что это был очень положительный шаг для всех, особенно для молодых людей с неуравновешенным темпераментом. Таких людей лучше от этого ограждать, чтобы у них не было доступа к игре.

– Вопрос от телезрительницы: «Я домохозяйка уже десять лет. У меня дети-подростки. Почему многие не считают труд домохозяйки трудом? Ведь это тяжелая работа, причем она не оплачивается. И как относиться к тому, что родственники упрекают меня в том, что я нигде не работаю?»

– Думаю, что это совершенно правильное замечание, ведь труд домохозяйки – это настоящий труд ради семьи, ради воспитания детей. К сожалению, государство никак не оплачивает этот труд, и мне кажется, что это наша проблема. В многодетных семьях, в которых трое и более детей, требуется много трудиться, чтобы их вырастить, накормить, одеть, воспитать, обучить. Я считаю, что это, конечно же, труд достойный, и человек, который занимался воспитанием детей, должен иметь хоть какую-то пенсию. Мне кажется, такие разговоры у нас уже были.

В настоящей семье очень важно, что нет твоего и моего, что все наше. У Макария Великого я читал, что если в монастыре один монах трудится на просфорне, другой читает в храме, третий поет, четвертый убирает, то каждый из них пользуется трудом другого и молитвами тех, кто поставлен молиться в храме.

И если один член семьи, например муж, работает, а супруга занимается домашними делами, значит, муж пользуется результатами ее труда, а жена на совершенно законных основаниях использует плоды труда мужа, потому что все у них общее. Поэтому нельзя сказать, что в семье трудится только муж, а жена не работает. Трудятся они оба, и каждый из них пользуется трудом другого.

– Вопрос: «Мы, православные христиане, регулярно посещаем богослужения. Наши дети учатся в школах, поют и играют в разных музыкальных коллективах, в общем, у нас творческая семья. Нередко разные мероприятия, концерты проходят в воскресные дни, и мы пропускаем литургию. Как нам быть в такой ситуации?»

– Если дети учатся, то ради учебы, конечно, им можно литургию пропустить, потому что учеба – это основное их послушание. Может быть, в храм пойдет кто-то один из семьи и помолится за всех остальных, а другие будут учиться музыке или выступать на концертах, ведь концерт – это тоже часть обучения, это как бы отчет человека. Если этого отчета не будет, то учиться будет совсем сложно. Это все равно что учиться без оценок, контрольных, экзаменов и сессий. Поэтому концерт как часть учебы нельзя исключать из жизни. Одни члены семьи учатся, другие молятся.

– Все-таки концерты бывают не так часто, здесь можно комбинировать.

– Да, я не думаю, что они бывают каждое воскресенье. И есть субботы, праздничные дни, но Рождество и Пасху мы, конечно, исключаем, потому что, думаю, в такие дни концерты, слава Богу, не устраиваются. Прошло то время, когда субботники устраивали на Пасху, пытаясь отвратить людей от Церкви. Сейчас все и учебные, и музыкальные заведения стараются не устраивать никаких обязательных мероприятий на Пасху и на Рождество, понимая, что люди пойдут в храм.

– В московских храмах поют обычные музыканты – хористы, которые работают в капеллах, хорах, ансамблях и так далее. Насколько я помню, раньше в Великий Четверг и Великую Пятницу в храмах были большие проблемы, даже срывались службы, потому что певчие пели в своих основных коллективах на специально устраиваемых в эти дни концертах.

– Сейчас эта ситуация изменилась.

– Да. Как-то мне нужно было прийти в шведское посольство, и я посмотрел график его работы. Оказалось, что в Великую Пятницу там был выходной день, а у нас этот день не является выходным.

– Да. Я знаю, что в секулярной Франции на Успение Божией Матери тоже общегосударственный выходной день, только не 28-го, а 15 августа. Нам еще предстоит немножко поменять наш православный календарь, потому что такие дни, как Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы, для России особенно важны. Ведь говорится, что Россия – это дом Пресвятой Богородицы, а эти два праздника – Успение, или Богородичная Пасха, и Благовещение, наверное, на Руси одни из самых светлых и любимых.

– Вопрос телезрительницы: «Как привести родных к Богу, если они отвергают истину?»

Здесь проблема в том, что в этой семье оскорбляют Бога, хулят убеждения верующего, иконы.

– Когда человек так активно противится вере, здесь ничего не изменишь. Изменить что-то можно только терпением и молитвой за близких. Нужно понимать, что человек в какой-то момент может быть противником Бога. Вспомним, как апостол Павел говорил о себе: «Я был извергом, я не просто обзывал христиан, я гнал и отдавал их на суд, а в какой-то момент обратился к Богу».

То есть нужно иметь надежду на то, что человек может измениться, но не в наших силах его поменять. Господь встретил Павла и сказал, что идти против рожна ему будет тяжело, и Павел ослеп, а потом прозрел. Кстати, недавно читали это место из Деяний святых апостолов.

Так вот, я думаю, что все-таки нужно, чтобы человек прозрел. Пока он слеп, говорить с ним бесполезно, он не видит того, что видите Вы. А чтобы человек прозрел, действительно нужно какое-то действие Божие, направленное на него. И здесь молитва – самое верное средство для того, чтобы Господь помог Вашим близким открыть для себя веру.

– И в то же время, наверное, не нужно провоцировать их.

– Не нужно провоцировать… Помните, у Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? Дома висят иконы – это уже вина. А как православному человеку жить без икон? Иногда, к сожалению, ко мне в храм приходят люди и жалуются, что их близких раздражают иконы: «Убери их отсюда, они не должны здесь стоять», – и нужно искать для них какое-то другое место.

С другой стороны, человеку необходимо отстаивать свои права, ведь право на веру есть у каждого. Если мы лишаем человека этого права, значит, наше отношение к нему уже совершенно нечеловеческое, и это не просто негуманно, а выходит за все рамки. То есть свобода совести все равно должна присутствовать. Даже если мы связаны какими-то семейными обязательствами, свобода совести для каждого – первое право.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать