Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)

28 апреля 2024 г.

Духовник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, кандидат богословия игумен Вассиан (Бирагов) рассказывает о богословском и бытовом осмыслении христианской Пасхи, о том, что такое Пасха, как определяется день Пасхи, как эта тема освещалась в святоотеческой литературе и почему так важен пасхальный «месяц новых» (колосьев).

– Мы все ждем наступления Пасхи. И очень важно разобраться, что это за праздник.

– Позвольте поблагодарить за предоставленную возможность рассказать о своей научной работе, о том, чем я занимаюсь с соавтором Людмилой Михайловной Кузнецовой уже практически 20 лет. Плод нашей совместной работы – монография на пасхальную тему. 

– Я сейчас ее покажу: «Время Пасхи» называется. Замечательная книга. Это большой труд. Все, что касается Пасхи, – удивительная, для многих даже загадочная тема. Хотелось бы простым по возможности языком это все объяснить. Отец игумен, что такое Пасха? Как понять это название? Откуда все пошло?

– Прежде всего, обратимся к святым отцам. Какой смысл они вкладывали в понятие «пасха»? Они понимали и ветхозаветную, и новозаветную Пасху в трех аспектах. Само название «пасха» сохранено святыми отцами для новозаветного праздника, хотя оно идет из Ветхого Завета. Первый аспект: Пасха как священное событие. «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход». В Ветхом Завете это прохождение ангела смерти без вреда для евреев в пасхальную ночь мимо жилищ народа Израилева. А также переход Израиля в землю обетованную через пустыню, через Чермное море. В Новом Завете это переход от смерти к Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, но также и переход всех верных христиан в жизнь вечную.

Второй аспект Пасхи, как понимали ее святые отцы: Пасха как жертва. Так она понималась в Ветхом Завете. «Вкушать пасху» – так говорили. Пасха – это пасхальный жертвенный агнец. Ветхозаветные иудеи накануне Пасхи приносили в жертву агнца и вкушали его – в память о дне Исхода.

А в Новом Завете Пасха – это Христос. Ветхозаветный агнец стал прообразом Агнца истинного, Господа нашего Иисуса Христа, Который берет на Себя грехи мира. Вот Его Плоть и Кровь мы вкушаем в таинстве Евхаристии. Святой апостол Павел говорит: Пасха наша, Христос заклан за нас (1 Кор. 5, 7).

Третий аспект: это праздник, который праздновался в Ветхом Завете и празднуется в Новом. Заметим, что название святыми отцами премудро сохранено: от ветхозаветного праздника оно перешло к новозаветному.

– Самый главный смысл Пасхи – Воскресение Христово. И мы прекрасно понимаем, что если Христос не воскрес, то тогда нет смысла в православии, в христианстве.

– Да, тщетна и вера ваша, как говорит апостол.

– Получается, что Пасха – главнейший праздник в христианском, православном календаре. Удивительно то, что существует два времени. Я крестился уже в сознательном возрасте, мне было 24 года, приходилось познавать все с нуля в советское время. И я помню, что для меня было большой загадкой, почему существует два календаря. Один обычный – двунадесятые праздники, память каких-то святых… А другой почему-то все время переходит с одного времени на другое, все время меняется, все время рассчитывается. Пасха – переходящий праздник.

Почему так произошло? Как в одном календаре появилось два?

–  Пасха наша – новозаветная. Она имеет какое-то отношение к ветхозаветной или это самостоятельный праздник Воскресения Христова? Есть и такое, оказывается, воззрение (и его придерживается Западная Церковь с древних времен) на Пасху: как на самостоятельный новозаветный праздник Воскресения Христова. А по воззрению александрийских архиепископов, создателей александрийской пасхалии (сейчас это воззрение восприняла вся Церковь Православная), христианская Пасха есть богоучрежденный ветхозаветный праздник, лишь осмысленный в новозаветном духе.

Давайте проиллюстрируем это на примере высказывания святителя Афанасия Великого Александрийского. Была традиция у александрийских архиепископов рассылать окружные пасхальные послания. Причем они приходили не после Пасхи, как принято сейчас, а до Пасхи. То есть у людей была возможность осмыслить это, приготовиться. И там говорилось, когда именно в этом году по юлианскому календарю будет Пасха. И основная мысль, которая проходит через все его послания: что праздник был установлен в Ветхом Завете, но только в Новом он наполнился содержанием. «Бог, Который вначале учредил для нас праздник и соизволил даровать нам ежегодное его совершение, определил и жертву Сына Своего для нашего искупления, и как основание этого священного празднования дал нам Того, Который всегда прославляется в этот час».  Через все его 46 посланий на протяжении всего его долгого святительства эта мысль проходит стержнем – праздник был тогда учрежден, но теперь наполнился содержанием.

Еще одна мысль: ветхозаветная пасха была прообразом Пасхи новозаветной. И точно так же наша новозаветная Пасха есть прообраз Пасхи будущего века, то есть всеобщего воскресения мертвых. Это буквально последние слова, которые уцелели от его последнего послания. Они, к сожалению, не все сохранены. Такая традиция была у всех, повторю, александрийских епископов. К сожалению, не все их труды, не все их праздничные послания еще переведены на русский язык, хотя они имеют такое богословское значение, которое трудно переоценить.

– Почему же тогда Запад решил, что это самостоятельный праздник? Оторвали его от корней? Чем они мотивировали это?

– Вот эта мысль присутствует буквально, как пишет Болотов, со II века. В их пасхалии как бы не учтены традиции празднования ветхозаветной пасхи. Это немножко специальный вопрос. Болотов как церковный историк это глубоко анализирует. Но это вопрос на самом деле очень серьезный: принижение значения Ветхого Завета. Еретики всегда ведь этим занимались.

– Да, как будто бы случайно это произошло.

– Помните, был Маркион, который принижал значение Ветхого Завета, даже возводил хулу на него? И в наши времена такое повторяется. Многие протестантские богословы в Германии, кстати, отрицали значение Ветхого Завета. «Зачем это вам?» – говорили они христианам. И вылилось все в XX веке в идеологические перекосы – в то, что мы наблюдали в Германии с их идеологией. А все это имеет богословские корни. Поэтому мы должны хранить предание святых отцов, как они понимали Пасху. Это же центральные события как Ветхого Завета, так и Нового: Христос в центре и того, и другого Завета. Так и нам надо понимать, как святые отцы.

– Как говорят, если не веруешь в Воскресение Христово, то ты вообще не христианин.

– Да. Еще об одном скажем – родство Ветхого и Нового Заветов, родство ветхозаветной и новозаветной Пасхи было установлено Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечере. За одним и тем же столом, на одних и тех же сосудах совершена ветхозаветная и новозаветная Пасха, при неоконченных еще песнопениях… Отметим, что святые отцы в своих трудах подчеркивали сакральность времени Пасхи, что оно не случайно, что оно не может быть изменено по человеческому произволу. Они говорили, что с Тайной Вечери начинается тридневное Воскресение Христово. Об этом писали и Григорий Нисский, и Ефрем Сирин, и Иаков Низибийский, то есть разные богословские школы. С чего начинается тридневное страдание Спасителя? И даже Его пребывание среди мертвого, как говорят святые отцы, – с распятия на Кресте голгофском или с предания Иуды? Не слишком ли много чести злым распинателям и Иуде? Оно начинается именно со священнодействия Спасителя на Тайной Вечере. «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя». С этих установительных слов начинается тридневное крестное страдание Спасителя. Так учат святые отцы.

Святые отцы говорили, что Божественным замыслом было устроено так, чтобы время страстей Господних совпало с ветхозаветной пасхой, а воскресение Господа совершилось тогда, когда пришел час прийти Иисусу Христу от этого мира к Отцу Небесному. Святые отцы сходятся во мнении, что слова псалмопевца Давида «Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь» относятся тоже к Пасхе. Поэтому праздник должен быть единым для всей Церкви Христовой – Небесной и земной. И по человеческому произволу не может быть изменен.

– Вот на столе стоит замечательная вазочка, в ней колоски. Вы их привезли сегодня с собой. И это самое интересное и загадочное, что для меня было просто открытием. Почему есть такое словосочетание «месяц новых»? Что это такое и почему это так важно?

– Как говорит Болотов, создатели Александрийской пасхалии, исходя из богословского осмысления христианской Пасхи, считали, что вся задача пасхалии в том, чтобы назначать день праздника так, как назначали его в дни Иисуса Христа. Таким образом, в основу Александрийской пасхалии, а значит – нашей пасхалии, положены библейские нормы определения времени Пасхи, а именно – время праздновать Пасху в месяц новых. Открываем Ветхий Завет.

– Не хватает еще третьего слова.

– Новых колосьев.

– Да.

– А в принципе так и есть. «Месяц новых» это и подразумевает. То есть новых плодов (имеются в виду колосья). В Библии это месяц авив («авив» – колос). Более позднее название этого месяца – нисан (это вавилонское название). А изначально это был месяц авив, месяц колосьев: Храни месяц новых плодов, и да сотвориши Пасху, Господеви Богу твоему, яко в месяце новых исшел еси из Египта нощию (Втор. 16, 1). Да, в этот месяц созревает ячмень, самый первый злак в Иерусалиме.

Поначалу этот месяц определялся на глаз. Это как раз к вопросу, почему Пасха приходится на разные дни в году. На самом деле она происходит в одно время, только по лунному календарю. В то время в ходу был лунный календарь… Если система отсчета связана с обычным солнечным календарем, то там другие месяцы, поэтому получается такое несоответствие. В Церкви есть как солнечный календарь, так и лунный, все это у нас осталось, слава Богу.

Смотрите, месяцы определялись визуально. Если луна на небе показала новый серп, день новолуния, – это первый день месяца. Вот и все, очень просто. Соответственно, следующий месяц – следующее новолуние и так далее. И когда наступал 12-й месяц, примерно середина, первосвященник обычно выходил в поле и смотрел степень готовности колосьев к жатве. Если колосья уже были готовы к жатве, то следующий месяц после 12-го был первым и пасхальным. Пасха назначалась на следующий месяц. Если колосья не были готовы к жатве, тогда добавлялся еще один месяц. После 12-го месяца (адар) добавляется веадар (второй адар). То есть 13-й месяц в году добавочный. И уже следующий является пасхальным нисаном. Вот так, собственно, было в ветхозаветные времена. Но уже во времена Второго храма древние люди заметили, что существует некий цикл, некая закономерность наступления «месяца новых». Он наступает в какой-то строгой последовательности. То есть можно его вычислять на любое количество лет вперед. Вот эти обе системы – эмпирическая и аналитическая – сосуществовали во времена Иисуса Христа, во времена Первого храма. И давали, в принципе, один и тот же результат.

На первой странице обложки нашей монографии – иконочка священномученика Димитрия Лебедева. Это великий русский пасхалист, о нем надо сказать особо. Фактически все, что мы сделали с моим соавтором Людмилой Михайловной Кузнецовой, это по трудам священномученика Димитрия Лебедева и Василия Васильевича Болотова. Лебедев считал священномученика Петра Александрийского создателем александрийской пасхалии. И вот священномученик Петр призывает возблагодарить Бога за то, что нам стал известен «месяц новых», он говорит, что этот месяц имеет четкую границу, то есть он был понятен тогда всем.

Наступление «месяца новых» и есть равноденствие. 14-е число «месяца новых» не ранее дня весеннего равноденствия, потому что во времена создания александрийской пасхалии практически самая ранняя Пасха была на день позже дня весеннего равноденствия. Это было условие для «месяца новых». Но потом про него забыли. Вот, смотрите, этот месяц был известен в основном в странах Ближнего Востока. Наш классик, Николай Вавилов, который был репрессирован незаслуженно, создатель генетики, пишет об условиях формирования земледельческой культуры на Ближнем Востоке: «Эти культуры надо искать для хлебных злаков, несомненно, в Передней Азии, здесь под влиянием отбора как искусственного, так и естественного выработались соответствующие формы в благоприятных условиях осеннего посева, мягкой зимы и при сравнительно благоприятном распределении осадков».  Злаки там созревали и созревают до сих пор зимой. То есть они как раз созревают к Пасхе. Летом сажать бесполезно, все сгорит. И вот этот месяц был непонятен западным христианам.

– Вы говорили – жатва. «Какая же жатва весной?» – подумают наши телезрители. Хорошо, что Вы разъяснили. Это совсем другой мир.

– Поэтому так и оказалось.

– Вот какие необычные колосья стоят у нас на столе. Все не просто так в этом мире. Надеюсь, что было понятно нашим телезрителям то, о чем говорил игумен Вассиан, потому что это довольно непростая тема.

– Благодарю, что дали возможность рассказать.

– Известно, что некоторые искажения понятия «месяца новых» были у западных авторов. Это так? Нужно на них обращать внимание вообще?

– Они вообще не понимали, о чем идет речь. Например, святитель Лев Римский – святой Древней Церкви. Он знал, что «месяц новых» есть, и сначала думал, что это тот месяц, когда празднуется Пасха. Интервал в юлианском году, привычном для нас, длиной в месяц. Он думал, что это и есть «месяц новых». То есть левая его граница, самая ранняя, это день весеннего равноденствия, 2122 марта юлианского календаря. А правая граница (так римляне думали) – это день основания Рима. Они считали, что Пасху нужно праздновать обязательно до этого дня, такая местная традиция, ни на чем не основанная, у них была. И Льва Римского поправил архиепископ Александрийский, священномученик.

Очень интересно эти две личности рассмотреть в сравнении. Лев Римский, Лев Великий, известен как автор халкидонского Томаса о двух природах, двух естествах Спасителя – Божественной и человеческой, о неслитном и нераздельном соединении в Лице Господа Иисуса Христа двух природ. Эту точку зрения утвердил IV Вселенский Халкидонский Собор, на нем такую важную роль играл Лев Римский. Но, к сожалению, во многих странах, в Египте в частности, одержали верх монофизиты, православных там оставалось мало, они были в изоляции. Это трагедия Египетской Церкви. И как мученик пострадал архиепископ Александрийский Протерий, он-то и встал на позиции православия. Лев Великий его укреплял, говорил ему: «Держись за православие, несмотря ни на что». Он отстаивал эту позицию, был растерзан монофизитами в буквальном смысле этого слова. Но когда Лев Великий был не прав, Протерий его поправил: «У тебя неправильное представление о «месяце новых». Это не месяц юлианского календаря, это месяц лунного календаря. Он может переходить. И условие, что Пасха не позже дня основания Рима,  не имеет основания в Священном Писании, его нужно отбросить». И Лев Великий послушал Протерия. Два святителя друг друга поддерживали. Льву Великому приписывают авторитарность. Была идея авторитарности римских епископов. Мол, они наследники святого Петра, но идеи о непогрешимости римского епископа тогда не было. Когда он понимал, что не прав, он слушался.

– Какая борьба за установление Пасхального праздника шла!

– Да, и тысячу лет мы вместе праздновали с Римской Церковью Пасху, пока она в XVI веке в одностороннем порядке не вышла из александрийской пасхалии.

– То есть тема пасхалии у нас окончательно закрыта? Или еще есть другое какое-то исследование?

– Тема Пасхи близка церковному сознанию, и она не мыслится именно как научный вопрос, хотя очень не хватает нам научных исследований, не хватает размышлений на эту тему.

Ведущий программы Константин Ковалев-Случевский, писатель

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 05 декабря: 09:05
  • Воскресенье, 08 декабря: 03:00
  • Воскресенье, 08 декабря: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X