Беседы с батюшкой. Протоиерей Артемий Владимиров. 13 августа 2023

13 августа 2023 г.

Сегодня в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря (г. Москва).

– Сегодня заговенье к Успенскому посту. Завтра первый Спас.

– То есть празднование Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Храм Святой Софии в Константинополе. Древо Господа Иисуса Христа выносилось именно в этот день и переносилось вокруг стен второго Рима в течение нескольких недель с молебственными пениями, особым смыслом, ибо, как утверждает Предание, в это жаркое время вспыхивали различные эпидемии, моры, заразные болезни. Такая благодатная вакцинация или обеззараживание, дезинфекция. Сила Креста упраздняла многие болезни типа дизентерии, холеры. Это исторический факт.

– Недавно вслушался в разрешительную молитву, которую священник читает на отпевании. И вспомнил, что такая же молитва есть в чинопоследовании перед исповедью. Там есть такая фраза: «Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде…» Очень часто употребляется слово «клятва». Оно было очень важно для того, кто составлял эту молитву. Сейчас мы об этом особо не говорим. Давайте растолкуем этот эпизод.

– Это фраза, в которую нужно вникнуть. Как синонимы употребляются «отлучение архиерейское» и «клятва». Речь идет о каком-то нераскаянном грехе, вследствие которого христианин был отлучен словом священнослужителя от Святого Причащения. Скажем, человек что-то украл. Церковно-государственные законы Византии строго карали преступления такого рода. И человек, обесчестив собственное христианское имя, подвергся какой-то епитимье, какому-то исправительному сроку, в течение которого он мог читать молитвы, но не мог причащаться Святых Христовых Таин. Он ждал часа разрешительной молитвы. Очевидно, что разрешительная молитва после падения в какой-то плотской грех могла быть прочитана не сразу, а лишь после принесения соответствующих покаянных трудов.

«Аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся» (клятва отца или матери, наведенная человеком на самого себя) – это тоже, очевидно, говорит о тяжком падении. В древности прогневать родителей значило подпасть под прещение. Сам Христос назвал Божьей заповедью ветхозаветное постановление о побиении камнями дерзкого сына, который бесчестит мать на словесном уровне. Очевидно, что человек навлек на себя какое-то родительское слово, прещение. Давайте вспомним случай, когда девушка дворянского происхождения без позволения родителей позволяла умыкнуть себя и связывала с кем-то свою судьбу. Мезальянс, то есть брак, не получивший благословения родителей, – вот пример попадания под родительскую клятву.

«Своему проклятию подпаде» (прокляли сами себя) – есть и такие слова. Над этим нужно подумать, может быть, речь идет вообще о ругательном слове. Человек, употребляющий матерную брань, подпадает под самопроклятие. Если за каждое праздное слово мы даем отчет в день Страшного суда, то что уж говорить о том, кто оскверняет воздух, собственное сердце и уши окружающих той бранью, которая уничтожает все святое.

Таким образом, если внимательно слушать эту молитву, мы должны вспомнить подобные случаи в своей жизни, когда мы могли бы оказаться под угрозой отлучения, когда навлекли на себя родительское слово. Хотя и для родителей великий грех, говоря по-современному, послать своего ребенка. Клятва матери разрушает до основания.

Вспомнив все это, нужно поведать об этом батюшке на исповеди, чтобы он, приняв покаяние, снял властью Христа, данной ему Церковью, все подобные духовные нарывы и человек мог бы обрести доступ к Святой Чаше.

– Лучше успеть рассказать батюшке, чем ждать, когда будешь лежать в гробу, а над тобой будут читать эту молитву.

– Мне иногда приходится, когда читаю эту разрешительную грамоту над усопшим, вставлять такое слово: «и во всех этих и прочих грехах от сердца покаялся. Да разрешит его Господь». А когда не знаешь человека и его жизнь, то приходится повторять слова, процитированные Вами: «отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся». И добавлять: «аще покаялся, да разрешит его Господь». В том смысле, что благодать не насилует. Священник не может разрешить человека от неисповеданного греха. Душа оказывается связанной грехом, который не вскрыт таинством Покаяния.

– А могут ли те, кто находится рядом во время отпевания (близкие родственники), разорвать связь этой души со грехом? Мы же верим в это.

– Когда мы провожаем сродников в вечную жизнь, то всегда скорбим болезнью нашей души, принимаем участие в молитвах Матери Церкви и просим, чтобы Господь был милостив. Мы не всегда знаем тайну сердца почившего. Ведь, может быть, он не успел дойти до священника, но на смертном одре, со слезами, сокрушением вспоминая прожитые годы, выражал сожаление о содеянном. Господь все видит, все знает. Приходится помогать усопшему, вверяя его бесконечной милости Божией.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек всю жизнь творил добро и перешел в иной мир, будут ли эти добрые дела его спасением, если они совершались не для Бога, а ради своих близких, ради своего доброго имени?»

– Святые отцы говорят о том, что Господь как источник добра ценит всякое благое деяние и не остается безучастным. Поэтому тот, кто любит добро и совершает его по внутреннему побуждению, но при этом не верует во Христа, не останется без награды, однако только в этой земной жизни. Господь обязательно отметит его добрые исправления. Спасет от пожара или наводнения, сохранит жизнь, наградит здоровьем детей, потомки будут с благодарностью вспоминать его имя. Такой человек обязательно получит на земле воздаяние за свою благотворительность, за доброхотство.

Но если мы желаем, чтобы Божья благодать восприняла нас как мать в вечности, если хотим лицом к лицу созерцать Того, Кто есть источник всякого добра, то, конечно, находясь на земле в потоке этой жизни, творя добро по естественному влечению к нему, мы не должны слишком увлекаться проставлением галочек: сегодня пять добрых дел, завтра два добрых дела. Мы должны все их посвящать Христу, желая прославлять Его святое имя, желая раскрыть створки своего сердца для того, чтобы Он, увидев в нас доброделателей, вошел к нам и обитал в нашем сердце как царь на престоле. Ибо для нас самое ценное – это живой союз со Христом. Господь не гнушается кающихся грешников, если мы, как дети к отцу, простираем к Нему свои руки и просим, чтобы Он удостоил нас милости и прощения и вселился в нас благодатью Святого Духа.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли надеяться на Божие спасение, если мама в раздражении прокляла свою дочь? Как поступить в этой ситуации? Дочь молится за маму. Можно ли отвратить материнское проклятие?»

– Это страшный грех для самих родителей. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Нет ничего более ужасного, чем посылать проклятия близким или дальним. Священное Писание однозначно говорит по этому поводу: не проклинайте, а благословляйте.

Если мать по страстному возбуждению неправедно произнесла такие ужасные слова – это грех, который падет ей на главу. Дочка, безусловно, должна сокрушаться и молиться за маму. На исповеди мы часто слышим такие признания от уже возрастных детей. Священник обязательно поинтересуется, что могло служить поводом к проклятию. Как правило, батюшка понимает, что это родительские страсти и эмоции, их непросвещенность, особенно если ребенок ни сном ни духом не хотел быть причиной подобного аффекта. Но все равно принимается покаяние, что мы вольно или невольно послужили поводом к такому родительскому греху.

Священник имеет от Церкви полномочия сказать: «Если на тебе, кающемся, лежит проклятие отца или матери, вынужденное их грехом, спровоцированное их страстью, оно снимается во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благодатной властью Святой Троицы священник избавляет эту душу от страха, смущения. Конечно, если мать еще жива и «счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолиться о тебе», родителям, коль скоро они взяли такой грех на душу, дети должны помочь, особенно если родители не церковные, посодействовать тому, чтобы добрый пастырь, посетив немощную маму на одре болезни, исповедовал, помог ей снять с себя этот страшный, свинцовый груз. Одно из самых страшных преступлений – это проклятие, сошедшее с уст.

– Вопрос задает Иван, школьник, ему 13 лет: «Батюшка, почему Иисус Христос не попал в учебники по истории?»

– Иисус Христос, Господь наш, Творец неба и земли, Искупитель и Судия – это не то Лицо, которое куда-то должно попадать. Главное – нам попасть в светлый сонм, группу Христовых учеников, чтобы не пройти мимо объятий нашего Спасителя и не пропасть на стране далече. Слава Тебе, Господи, уже в Конституции России слово «Бог» пишется с большой буквы. Слава Тебе, Господи, в энциклопедиях есть уже здравый раздел о христианстве, где нет таких противных слов, как «миф, измышление, поповские выдумки». Слава Тебе, Господи, наше российское общество потихоньку просвещается, свидетельство чему противостояние в отношении России Атлантического мира, съехавшего уже с христианских рельс в откровенный сатанизм – это слово произнесено нашим президентом, оно совершенно адекватно при характеристике постхристианского европейского мира.

Так что мне хочется утешить нашего дорогого отрока. Остается лишь пожелать, чтобы учебники истории, как Древнего мира, так и истории России, действительно в соответствующих параграфах давали нам подлинное освещение прошедших столетий, в которых красной линией проходит история Вселенской Церкви, история православия. Хочется верить, что наше подрастающее поколение уже не разделит нашей судьбы. Ведь мы оканчивали советскую школу, неплохо ориентируясь в естественных предметах, гуманитарных дисциплинах, но были совершенными невеждами в отношении духовного просвещения.

– Вопрос телезрителя: «Отдыхаю в санатории. Меня обманули в карты. Никогда в жизни не играл. Все было как в тумане. Когда понял, что жулики, было поздно. Стыд и злость захлестнули сердце и душу. Разъясните, как быть».

– Я вздрогнул, как учитель русского языка и литературы. Мне даже показалось, когда Вы зачитывали этот вопрос, что он пришел от Петруши Гринева, из второй главы книги «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Вы помните, как юный дворянин оказался в обществе полковника Зурина. Единственное, там фигурировали не карты, а бильярд, но разницы мало – играли на деньги. Азарт – дело богозапретное, не благословенное, а уж карты интеллигентные люди держать не должны, если речь не идет о контурных картах, карте Российской империи – это пожалуйста. Соответственно, Господь и попустил этому милому простачку Иванушке-чудачку, что он наткнулся сразу на авантюристов, мошенников, которые обставили нашего незадачливого посетителя санатория, обведя его вокруг пальца.

«Все было как в тумане» – очень весомое признание, потому что, очевидно, ум был помрачен, душа затянута азартной стихией. Остается нам только помолиться, чтобы вывести на чистую воду игроманов, чтобы наш юный друг (я не думаю, что ему было более тридцати лет) не был затянут в какую-то худшую аферу, зону риска, чтобы те не натравили на него каких-то коллекторов. И, конечно, замечательное назидание для всех прочих участников нашей беседы. Коль скоро приехали в санаторий, плавайте на лодочках, ходите по маршрутам здоровья, в воскресенье посетите близлежащий храм, а на предложение сыграть в «дурачка», отвечайте: «It's not my style» («Это не мой стиль жизни»). «I am sorry» («Простите, это не наш формат»).

– И, конечно же, читать русскую классическую литературу, откуда можно очень много всего узнать.

– «Капитанскую дочку» перечитать в санатории – это будет подлинное удовольствие и польза для души.

– Вопрос телезрителя: «Завтра праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Только мне непонятно, при чем здесь мед. Чистой воды какое-то язычество».

– Не спешите причислять бортничество или сбор меда в ульях и последующее освящение этого замечательного натурального продукта к язычеству. Язычество – это не что иное, как скрытое поклонение демонам через культ каких-то измышленных божеств, через поклонение сотворенным предметам. Церковь всегда призывает христиан освящать начатки урожая, будь то медовый сбор или плоды земные (фрукты, яблоки). Это будет в следующую субботу, на Преображение, будь то какие-то изготовленные предметы быта, например. У нас есть еще холщевый Спас – это народное выражение, которое относится к празднику Нерукотворного Образа Христова. О картофельном Спасе я умолчу, потому что это уже будет милый юмор, сопряженный с политическим вопросом современности.

– Кто понял, тот понял.

– Итак, христиане всегда от избытка благодарности Господу какую-то часть честно заработанных предметов быта или урожая приносят в Божий храм, чтобы питать неимущих, поделиться с батюшкой. Много деток – хорошо. У священников целая орава ребятишек. Батюшке некогда бульбу выкапывать в огороде – прихожане стараются помогать. Через освящение всех этих начатков урожая, принося Богу благодарность, мы понимаем, что десница Божия невидимо освятит наши огороды, сады, земельные владения. Мы благодарим Небесного Отца за Его милости и щедроты и к язычеству не имеем никакого отношения, ибо веруем в Творца неба и земли, Бога, сотворившего этот мир, но пребывающего вне мира. Поклоняемся Отцу в Духе и истине и с сыновним благоговением, благодарением делимся от избытков своих с братьями и сестрами во Христе – это называется перераспределение любви.

Я был бы очень рад пригласить нашего постоянного телеприхожанина – завтра в Алексеевском монастыре (метро «Красносельская») будем освящать мед. У меня уже заранее готов для Вас подарочек – баночка меда из Абхазии. Думаю, что Вам будет приятно из рук батюшки получить этот презент.

– Надо будет успеть на ночной поезд из Белгорода. Он из Белгородской области. Если не завтра, так в другой раз. Спасибо, Евгений, за вопрос.

У телезрительницы такая ситуация: «Не могу смириться со своей жизнью – мне всё не так. Была сегодня на исповеди, все равно мне плохо. Съездила к Матронушке вчера, две недели назад у батюшки Серафима Саровского была. Я вообще ничего не понимаю, почему Бог помогает богатым людям. Например, девушка – богатая, красивая пришла и попросила мужа – Матронушка нашла ей мужа такого же богатого и красивого. И особняки у них, и квартиры, и Мальдивы, сама эта девушка рассказывала о помощи. А мне сорок лет, ничего у меня не получается, все не так».

– Иные вопросы просто повергают в изумленное молчание, потому что речь идет о внутреннем состоянии неудовлетворенности, ропота, маловерия. Даже Матронушку невольно человек унизил, приписав ей лицеприятие, что она, оказывается, святая, покровительствующая имущему сословию. Если бы наша милая телеприхожанка удостоилась прочитать жизнеописание святой Матронушки, она бы увидела, что это истинно народная святая – до войны и после войны она вместо священников (их не хватало, они все по тюрьмам сидели) утешала людей униженных, оскорбленных, обездоленных. Она вообще не смотрела на карман человека и не делила приходящих к ней по классовому или имущественному цензу, поэтому я бы предложил все-таки взять свои слова назад нашей дорогой корреспондентке.

А как снять это состояние стресса?.. Мы, как дети, благодарим Небесного Отца, смиряя свою гордую главу под Его милующую десницу, когда мы доверяем Промыслу Божьему, стараемся быть в молитвенном единении со Христом. Господь не где-то далеко, в небесных сферах, Он нас видит, слышит. Его благодать пронизывает наше сердце. Он в нас, а мы в Нем. И если мы стараемся жить по заповедям,  быть не может, чтобы чадолюбивый Отец оставил Свое дитя без помощи и утешения. Даже Иов – символ всех страдальцев, в конце концов, когда Бог открыл ему полноту Своего присутствия и снизошел на Иова мир благословенный, понял, что все, что он претерпел, – имело провиденциальный смысл. Все это исчезло пред радостью богообщения. И я хотел бы пожелать этой рабе Божией, чтобы свершилось с ней, как в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва»: «И верится, и плачется, и так легко, легко».

– Часто бывает, что люди хотят переложить ответственность на святых: «Матронушка поможет». А сами при этом разве что потрудились приехать туда. Допустим, человек съездил в Дивеево. А на этом ведь все не заканчивается.

– Уж относительно Матронушки я имею сотни свидетельств. Еще прежде, чем вы сформулировали свое прошение, она уже его исполняет.

– Она же не будет просто так его исполнять.

– Только сейчас я был в обществе людей, и одна дама рассказала, что ее мама тяжко заболела, диагностировали опухоль мозга. А эта женщина, еще  не совсем воцерковленная, от волнения заболела, у нее была температура под сорок градусов. Но кто-то сказал: «Нужно срочно идти к Матронушке». С предельной температурой, зимой, как-то закутавшись, она стоит в очереди к Матронушке и понимает, что сейчас упадет в обморок (очередь-то большая).

Вдруг кто-то ее вытаскивает и говорит: «Идите помогите, тут в монастырской гостинице нужно протереть посуду. И если Вы сможете это сделать, мы Вас без очереди к Матронушке проводим». Она протирает посуду в этом горячечном состоянии. И вдруг понимает, что полотенце, которым она пользуется для протирки посуды, точь-в-точь напоминает их домашнее полотенце, которое ее мама очень любит; оно у них висит на виду на кухне. Это ее поразило. 

Не успела она приложиться к мощам Матронушки без очереди, как вдруг телефонный звонок, она беседует с какой-то школьной подругой. И та оговаривается, что встретилась с одним своим знакомым, связь с которым была потеряна в течение двадцати лет. А этот знакомый сейчас – ведущий онколог по той самой специализации, которая соответствует диагнозу мамы этой женщины. И они попадают к этому онкологу. Это было даже невозможно представить: они иногородние, полиса у них нет. Вот так мгновенно воцерковилась женщина, с которой я беседовал час тому назад. Она говорила, что всем обязана Матронушке: такое сплетение событий и чудесное разрешение драматичной ситуации.

Так что меня не убедила наша милая телеприхожанка. Я верю Матронушке безусловно и знаю, что она благороднейший человек. И для нее сословные и имущественные цензы просто не существуют.

– Так и есть, но все равно святые же не просто так помогают. Надо же это заслужить, потрудиться. Есть такой момент?

– Только детская вера и любовь ко Христу. Когда ты искренне доверяешься Промыслу Божьему как ребенок. Пусть у тебя еще нет такого глубокого чувства ко Христу, но у тебя есть ощущение собственной беспомощности, слабости. Ты ощущаешь себя сиротой, однако веришь, что Бог тебя видит, слышит и любит. Ты отдаешь себя в Его руки, едва лишь призовешь святителя Николая, блаженную Матронушку, святого целителя Пантелеимона.

Скоро мы с вами будем воспоминать праздник Преображения. Были апостолы Иоанн Богослов, Иаков, Петр, которые имели искорку детского доверия Христу. Они походатайствуют пред Богом.

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

                                               (Ф. Тютчев)

– Что можно посоветовать людям, которые отчаялись в своей жизни, погрязли в панических атаках, депрессиях и так далее? Мне кажется, что в наше время, в которое обнажилось столько проблем, может быть, стоит проявить деятельную любовь? Ты обозлен на мир – может, тебе пойти в детский дом, хоспис?

– Преподобный Амвросий говорит: если не имеешь любви – твори дела любви, и Божественная любовь осенит тебя. А вторая история, которую я сегодня услышал за час до начала прямого эфира, не меньше, чем рассказ о Матронушке. Это уже из уст другой дамы, между прочим, директора школы. У нее несколько взрослых дочерей, одна из них отошла от веры: 15–17-летний возраст омрачает гордынькой человеческое сердце. Избыток жизненных сил, общение с этим миром – как-то не до наивной зрячей и горячей веры.

Мама, безусловно, не настаивала, уже поздно ребенка тянуть за косичку в Божий храм, просто молилась. И вот они едут в паломническую поездку по Золотому кольцу (и эту дочку ей удалось с собой взять), доезжают до града Владимира и идут посмотреть на шедевр русского зодчества – храм Покрова-на-Нерли. У всех нас, наверное, изображение этого храма запечатлено в сердце.

Эта дочка одна входит в храм, мама еще любуется природой вокруг. Дочка осталась в храме после того, как все вышли, и что-то никак не выходит десять, двадцать, тридцать минут. А потом возвращается к маме в автобус, и вся она преображена, как будто какой-то свет, тишина, умиротворение у нее внутри. И маме шепчет на ушко (до этого вообще была ежиком с иголками, с ней было бесполезно разговаривать о вере): «Я хочу исповедоваться, моя душа этого просит». То есть с ней в этом храме в полном уединении свершилось что-то благодатное.

«И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…» – есть такие слова у Тютчева. Душа ее раскрылась, как цветок под лучами солнца. Мама даже боялась спрашивать, что случилось и что она почувствовала. Мама опытный педагог, она это оставила втайне, не заставляла дочку все это пересказывать.

Так что я рекомендую и предыдущей нашей телезрительнице: поезжайте, желательно в уединении, в храм Покрова-на-Нерли близ града Владимира. Дай Бог и Вам пережить там какое-то благодатное преображение, просвещение. Видимо, это место в себе действительно таит нечто удивительное, то, что превыше слов. Но только туда нужно ехать с чистыми помыслами в надежде на то, что Сам Бог Своим перстом прикоснется к Вашей душе.

– В завершение тоже расскажу небольшую историю. Нужны были деньги – два миллиона шестьсот шестьдесят тысяч рублей, чтобы купить важное оборудование. И когда уже все было закуплено, я ехал в машине и вспомнил, что сегодня память святителя Николая. Я посчитал, что в этом было некое особенное покровительство святого, потому что вопрос не решался никак, и все свершилось в этот день. Поэтому святые всегда с нами, даже если мы невольно скажем о своих нуждах. Я не просил его ни о чем, я просто переживал, но верил, что получится.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать