Беседы с батюшкой. Покаяние. Священник Евгений Фирса. 1 апреля 2024

1 апреля 2024 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя преподобных Киево-Печерских отцев в Старых Черемушках иерей Евгений Фирса.

– Тема сегодняшнего разговора – покаяние. Батюшка, зачем человеку вообще нужно покаяние? Многие говорят: «Я ни в чем не грешен, никого не убил, страшных грехов не сотворил. В чем мне каяться?»

– Да, такие мысли, такие слова выражает огромное количество людей. Здесь вспоминаются слова Самого Спасителя, Который говорит, что Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию и что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Когда Господь говорит о праведниках, это нужно поставить в кавычки. Дело в том, что Христос обращает эти слова к тем мнимым праведникам, фарисеям, которые в конце концов Его и распяли на кресте, не узнали в нем своего Спасителя. И действительно, иногда человек сильно согрешил, спустился до глубин мрака и ада, увидел весь ужас в своем сердце, а с другой стороны – тот свет, который есть в его сердце, и принял решение ради этого света бороться с тьмой, которая в нем есть, обратиться к Богу с плачем, покаянием. Вспомним евангельское: убийцы, мытари, блудницы как раз были такими. У людей кающихся больше шансов приблизиться к Богу, чем у мнимых праведников, которые не видят своих грехов. То есть здесь вот в этом бывает проблема.

 – Допустим, человек понял свои согрешения и решил покаяться, осознал, что он в чем-то грешен, с чего ему начать?

– Во-первых, важно понять, что обычной нравственности (например, мягкого сердца или доброты) человеку недостаточно. Для Бога важен именно тот самый путь, который человек проходит до обновленного себя во Христе. Здесь человек, увидев в себе всю эту бездну, приходит в состояние покаяния. С чего начать? Представьте, что вы стоите на каком-нибудь огромном поле и вокруг вас миллиарды людей, они смотрят на вас и видят как бы всю вашу жизнь, что и будет на Страшном суде. Зададимся вопросом: хотели бы мы, чтобы эти люди увидели то, в чем нам самим порой бывает стыдно признаться? И в чем нам стыдно перед самими собой в первую очередь, что мы от других скрываем. Вот на это нужно обратить внимание и в первую очередь каяться в этом. А во-вторых, конечно, важно понять, чего Бог хочет от человека. Для этого просто нужно открыть евангельский текст и, прочитав духовные законы, евангельские заповеди, отрефлексировав на них всем сердцем, прийти как раз в чувство сокрушения сердечного.

– Какие ошибки могут быть на этом пути?

Нередко на этом пути бывают следующие ошибки. Человек, придя на исповедь, просто перечисляет свои грехи. Но сухое перечисление грехов разве нужно Богу? Господь смотрит на наше сердце, наше внутреннее состояние. То есть покаялся ли человек, в каком он пришел состоянии, примирен с Богом или нет. Как происходит покаяние? Например, человек читает Евангелие, осознает, что такое грех, молится, сокрушается, может, плачет о своих грехах и приходит в состояние некого смирения. Это то самое состояние, в которое невозможно прийти просто так, по своему желанию. Это дар Божий, который дает Бог человеку исходя из его внутреннего состояния. Одна из задач священника как раз увидеть, в каком человек находится состоянии, и тут ставится дальнейший вопрос: допускать или не допускать человека к Причастию. Например, человек стоит в очереди на исповедь и при этом осуждает других, его все раздражает (такое, к сожалению, бывает), говорит ли это о том, что человек в мирном состоянии? И вот он становится на колени, священник накрывает его епитрахилью и говорит: «Разрешаю тебя от всех грехов твоих». То есть вроде бы человек, может быть, каждую неделю перечисляет свои грехи, а может, одни и те же постоянные грехи, и они раз за разом повторяются. И здесь именно важно, что священник разрешает от грехов. Господь знает все наши грехи наперед; и разве что не прощаются грехи, если человек слукавил, утаил что-то. Важно именно чувство примиренности человека с Богом; когда оно есть, тогда действительно прощаются грехи. То есть ошибка нередко в том, что есть просто сухое перечисление грехов на исповеди. Очень важно человеку понять разницу, каким его видит Бог, каким хочет видеть и какой он на данный момент, кем является. Если человек эту разницу не почувствует, то просто не поймет, в чем ему каяться. Вот такие порой бывают ошибки.

– Вопрос телезрителя: «К сожалению, христиан часто посещает такая лукавая опасность: согрешу, а потом покаюсь. Как уберечься от этого?»

– Действительно, мысль лукавая, а мы знаем, что отец лжи – это дьявол. И когда возникает такая мысль, мы знаем, откуда ее корни. Как выстраиваются отношения между любящими людьми, когда люди по-настоящему дорожат друг другом, любят друг друга? Когда их тянет друг к другу, они дорожат каждым мгновением, тем временем, которое им дано. И они боятся друг другу как-то навредить, огорчить друг друга. И когда я говорю, что согрешу, а потом покаюсь, это значит: как бы что-то сделаю нехорошее по отношению к своему любимому, оставлю рану ему в сердце, гвоздь, а потом начну этот гвоздь вытаскивать. Но рана от гвоздя может и остаться, она сложно лечится. Поэтому это мысль лукавая. Конечно, если она приходит, то нужно знать, что она не от Бога.

– Есть ли разница между исповедью и покаянием?

– Да. Каяться нужно всегда. То есть покаяние, как мы помним, это перемена ума, перемена образа мыслей. И это процесс. Более того, это то, что объемлет все человеческое существо. И это должно происходить постоянно, ежедневно. Пожалуй, вспомню слова митрополита Антония Сурожского, который сказал, что покаяние должно в человеке созреть. Приходишь на исповедь с этим зрелым покаянием и как бы тем самым принимаешь твердое решение хоть на чуть-чуть, но что-то реально исправить в своей жизни. Не просто перечислить грехи, а действительно еще на чуть-чуть приблизиться к Богу, еще более примириться с Ним, то есть перейти на новый уровень отношений.

Бывают разные практики исповеди; например, перед каждой литургией, как у нас принято нередко в наших храмах, но я думаю, что не всегда и не всем это стоит делать. Ведь мы перечисляем грехи и каемся в них, надеюсь, во время вечерних молитв. Мы просим у Бога помощи и просим, чтобы Господь нам простил эти грехи. И если мы искренне в них каемся, то неужели мы не верим, что Господь нам простит эти грехи? Другое дело, когда человек чувствует, что что-то нужно сказать на исповеди, тогда, безусловно, надо идти именно на исповедь. То есть покаяние – это процесс, который каждый день совершается. Исповедь как некая составляющая покаяния может и в храме происходить, но, как мы называем, в бытовых грехах нужно каяться в первую очередь на утренних и вечерних молитвах. Все грехи ведут к смерти души, и, безусловно, во всех надо каяться. Но вопрос исповеди: надо их исповедовать или нет.

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что покаяние – это конкретное действие. Человек пытается что-то изменить. А у нас превратили покаяние в говорильню на исповеди. Это благие намерения. А куда выстлана дорога из таких намерений, всем давно известно. Так что, получается, это не покаяние, а разговоры о грехах».

– Мы об этом выше говорили. К сожалению, это действительно сухое перечисление грехов, когда человек не понимает, что такое покаяние, может быть, еще не совсем это осознал. Берет какие-то брошюрки и кается в том, что написано в этих брошюрках, перечисляет грехи, которые как бы еще не пережил. То есть его можно сравнить с археологом, который перед раскопками сначала снимает пыль, затем первый слой, второй, третий и доходит до культурных слоев, то есть до своей души.

Процесс покаяния можно сравнить с двумя комнатами: в одной комнате лежат кучи всякого мусора, хлама, а другая комната идеально чистая. Когда человек действительно кается, сначала он видит все тяжелые грехи и как бы начинает выносить из комнаты, где кучи мусора, все то, что бросается в глаза. Потом, когда Господь дает человеку дар смирения, Своей благодати, ему открываются другие пласты его внутреннего мира, и он снимает первый, второй, третий слои пыли.

И есть другая комната, в которой идеально чисто. Можно ли сказать, что в этой второй комнате никогда не будет пыли? Нет, конечно. Но если пыль здесь появится, ее будет легче заметить и убрать.

Батюшка, часто от современных людей, да и от христиан можно услышать, что исповедь это то же, что и посещение психолога. Вот человек сходил к психологу, пообщался с ним, рассказал о своих проблемах, грехах, и ему сразу стало легче. Скажите, можно ли сравнить исповедь с посещением психолога или все-таки это разное и в этом утверждении кроется какая-то ошибка, ловушка?

– Действительно, такое сравнение нередко можно услышать, и иногда священника называют бесплатным психологом, что и так, и не так. То есть здесь есть точки соприкосновения, но есть и кардинальные различия. В чем же здесь соприкосновение? Оно заключается в том, что, приходя к психологу и общаясь с ним, задавая вопросы и получая на них ответы, пациент испытывает некий психотерапевтический эффект и несколько успокаивается. Отчасти то же происходит и после беседы со священником.

Но психология занимается проблемами психики, и как это работает? Если у человека есть проблемы, какие-то комплексы, которые когда-то были им вытеснены в подсознание, то задача психолога – вытащить их на свет и поработать с человеком, чтобы его отпустило, чтобы ему стало легче.

Существуют разные направления психологии, и часто подход к человеку бывает чисто механическим, может быть, за исключением логотерапии Франкла, которая действительно привнесла в психологию, по слову известного современного психолога, христианина Бориса Сергеевича Братуся, нечто человеческое.

А исповедь, конечно же, совсем другое. Здесь мы призываем Духовного Врача Христа, Который имеет Свои средства для исцеления человека. И если в психологии вообще нет понятия «грех», то она с ним и не борется, даже не говорит об этом. Другое дело покаяние, исповедь. То есть грех это проблема всего человечества, которую может излечить только Господь. 

– Если человек совершил тяжкий, смертный грех, сколько ему нужно каяться и что сделать, чтобы уврачевать этот грех?

– Здесь мне вспоминается известная патериковая история. В одном скитском монастыре жили-были братья-монахи, никого не осуждали, никому не досаждали и всем оказывали почтение (по слову старца Амвросия Оптинского). И вот как-то один брат-монах вышел из монастыря в город и впал в тяжкий грех.

Когда он вернулся в монастырь, братия привела его к авве Сисою Великому и спросила, сколько этому брату нужно времени для покаяния – год, полгода? Авва Сисой ответил, что столько времени на это не нужно. Тогда братия спросила: «Может быть, ему нужно сорок дней?» – «Нет, и этого много».

И тогда авва Сисой сказал: если этот брат будет каяться от всего сердца, если он от всего своего внутреннего человека обратится за помощью к Богу, чтобы Господь его исцелил, то будет достаточно и трех дней. Так что даже тяжкий, смертный грех можно уврачевать за три дня.

– А что дает человеку покаяние? Какие изменения происходят с ним после того, как он покаялся?

– Изменения происходят глобальные, то есть покаяние объемлет все существо человека. Включаясь в процесс покаяния, человек как бы выдавливает из себя раба, и это тяжелая, каждодневная, рутинная работа. Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, покаяние дает человеку радость.

И действительно, каждый человек, переживший это состояние, этот дар Божий, чувствовал, что покаяние приносит не печаль, не уныние, а именно состояние, которое святой Симеон назвал радостопечалием, когда человек пребывает в печали по Богу, в печали о том, что ему далеко до евангельских идеалов, но, с другой стороны, он испытывает духовную радость, которую дарует ему Господь как плод покаяния. То есть свобода и радость главные плоды покаяния.

– У нас есть вопрос от телезрительницы: «Как спасать детей и внуков, если они не хотят ходить в церковь, исповедоваться, причащаться и их больше волнует материальное положение? Нужно ли их понуждать к этому? Или лучше положиться на волю Божию?»

К сожалению, в современном мире мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Здесь мне вспоминается притча о блудном сыне. Когда сын принял решение уйти от отца, тот, зная, что сын погибнет, все же его отпустил. Отец понимал, что если он насильно оставит его при себе, то это уже будет не сын, а человек с психологией раба. Он не будет свободной личностью, делающей выбор остаться ему с отцом или нет.

По примеру отца, в образе которого мы видим Господа, должны поступать и мы. То есть мы должны понимать, что наши дети и внуки это свободные люди, такими их сотворил Господь. Безусловно, отец молился о своем сыне, который мог погибнуть, молился от всего сердца. Мы же знаем, как много может молитва матери о своем ребенке – даже со дна моря может его достать. И мы видим, что сын вернулся к отцу, сделав свой свободный выбор.

Навязывать детям свою позицию, свое мировоззрение, веру точно не надо. Единственное, что можно делать, это показывать своим примером, образом жизни ту любовь, которую дает нам Господь. Известно же, что если в тебе есть мир, то это чувствуют и находящиеся рядом с тобой люди. Они чувствуют, что ты новый, другой человек и что с тебя можно брать пример. И они задаются вопросом, почему ты именно такой, и здесь ты уже можешь рассказать им о Евангелии, Христе. 

Почему на исповеди мы должны открывать священнику свою жизнь, свои согрешения? Почему мы не можем напрямую поговорить с Богом, покаяться Богу? Какая вообще роль священника в покаянии, в таинстве Исповеди?

Действительно, человек может помолиться, попросить прощения у Бога везде, где бы он ни находился – и в глубокой шахте, и в космосе, и в метро. Открывая священный текст, мы видим, что Христос дал Своим ученикам власть «вязать и решить», и священник через рукоположение по апостольскому преемству получает от Бога эту особую власть. То есть здесь действует духовный закон, который установил Сам Христос.

– Вопрос от Ирины: «Почему в Церкви призывают человека к покаянию и в то же время предостерегают его от уныния? Ведь когда человек кается в грехах, ему всегда грустно».

– Дело в том, что покаяние кардинально отличается от некого самоедства, что ли, когда у человека какая-то нездоровая критика по отношению к себе, не имеющая никакого отношения к покаянию, способная приводить его к унынию. Как я уже говорил, настоящее покаяние приводит человека к радости, и не случайно православные христиане, соблюдающие посты, с нетерпением ждут Великий пост время особого подвига, ограничения себя в чем-то.

Когда человек в чем-то себя ограничивает, берет на себя пусть небольшой, но крест, это рождает в нем чувство радости. Я бы посоветовал детально обсудить со священником, у которого Вы исповедуетесь, почему уныние категорически не должно быть плодом покаяния, если это действительно покаяние.

«Почему в Церкви нужно исповедовать грехи помышлением? Ведь мысли невозможно контролировать так же, как поступки».

– Действительно, мы говорим: «Согрешил делом, словом, помышлением». Но мысли все же можно контролировать так же, как и поступки, которые рождаются от этих мыслей. Если же мы утверждаем, что мысли нельзя контролировать так, как поступки, то здесь есть вопросы к самоконтролю человека. Люди бывают с разным уровнем самоконтроля, и это может проявляться в разных аспектах жизни.

Мы, христиане, призваны контролировать свои мысли, собирать их с помощью молитвы, чтобы они не рассеивались. То есть для христианина, пожалуй, первый и самый главный инструмент это молитва. И понятно, что если я о чем-то не подумал, то я этого и не сделал. Как сказано в Писании, если мои мысли, мой ум будут чисты, то и дела, которые я буду делать в своей жизни, тоже будут наполнены духовной чистотой.

– «Почему после исповеди человек снова и снова впадает в грех, который он уже исповедовал?»

– Проблема здесь заключается в том, что человеческая природа несовершенная, падшая,  поэтому, к сожалению, человек вновь и вновь наступает на одни и те же грабли. Но здесь нужно оговориться, что грехи бывают разными. Если, например, человек согрешил тяжелыми грехами и в них искренне, от всего сердца, покаялся, то вполне возможно, что он к ним больше не вернется. Господь дает ему силы, внутренние ресурсы, с помощью которых он больше не впадает в эти тяжелые грехи.

Грехи могут быть и повседневными, но мы знаем из нашей традиции, что были люди, которые достигали полного, абсолютного бесстрастия. Конечно, большинство людей не приходило в такую духовную меру, но некоторые к этому приближались. И все мы к этому призваны.

Великий пост сильно отличается от остального времени года в плане богослужений, и он концентрирует внимание человека на покаянии. Но покаяние – это обычное состояние христианина в любое время. В чем же здесь разница?

Вы правильно заметили, что великопостные богослужения удлиняются. Возможно, в связи с этим удлиняется и аскетический подвиг, который человек берет на себя, и в плане этого аспекта, и в плане строгости в еде. То есть нашу любовь к Богу мы доказываем какими-то своими самоограничениями.

Стоит заметить, что мы живем в довольно-таки благоприятные для христианства времена. Сейчас нет никаких гонений, и нам нужно постоянно как бы взвешивать себя на весах, ограничивать себя в чем-то.

Когда мы стоим в храме и слушаем Канон Андрея Критского, который читается только в Великом посту, мы настраиваемся на особый лад, на особую покаянную волну. То есть все, что есть в Церкви, в это время как бы усиливается, чтобы достучаться до сердца человека, разбудить в нем это особое покаянное чувство.

– Вопрос от Георгия: «Далеко не каждый из нас готов сказать, что он последний грешник, но Великий пост предполагает именно предельное покаяние. Не будет ли наше покаяние искусственным?»

– Да, покаяние может быть искусственным, если человек, как я уже говорил, не примирится внутри себя с Богом. Если покаяние искусственное, то, наверное, его и покаянием-то нельзя называть. Здесь, наверное, все зависит конкретно от каждого человека.

Считается, что в Великом посту обязательно нужно хотя бы один раз причаститься на литургии Преждеосвященных Даров. Так ли это?

Литургия Преждеосвященных Даров появилась для того, чтобы укрепить верующих на пути прохождения поприща Великого поста. А вообще причащаться нужно как можно чаще, потому что современные люди в большинстве своем духовно слабы, они чаще нуждаются в помощи Христа, чем когда бы то ни было.

Интересную мысль об этом сказал пока еще не прославленный игумен Никон (Воробьев) в своей книге «Нам оставлено покаяние». Он сказал, что, за редким исключением, каких-то больших подвигов мы уже не несем, не имеем, но покаяние нам оставлено, и если мы пребудем в нем до конца, то оно откроет нам Царство Небесное.

Поэтому мы должны причащаться и получать силы в Причастии, и не только на литургии Преждеосвященных Даров, но и на литургии Василия Великого, которая служится в течение всего поста по воскресеньям, и на литургии Иоанна Златоуста.

– «Какой должна быть подготовка к принятию Святых Даров, если человек причащается часто ежедневно или через день?»

Ну, я думаю, что этот вопрос нужно обсуждать и решать со священником, у которого исповедуетесь, или в том храме, в который ходите. То есть этот вопрос индивидуален. Из практики я скажу, что если человек часто причащается, то Последование ко Святому Причащению он читает, молится.

Если он ходит на богослужение накануне вечером и внимательно слушает канон на утрене, то покаянные каноны допускается опускать. Но опять же такие вопросы решаются с учетом сил человека. Если человек работает и приходит домой уставшим и читать правило ему тяжело, то здесь должен быть индивидуальный подход.

– «Если в таинстве Соборования прощаются забытые грехи, нужно ли их упоминать на исповеди, если они потом вспомнились?»

– Я считаю, что грехи вспоминаются не случайно. Значит, Господь положил на сердце, чтобы они вспомнились, и я думаю, что о них нужно сказать.

– «Как провести оставшиеся недели Великого поста, если поститься очень тяжело?»

Здесь мы вспоминаем Шекспира: «В чувстве меры истинное благо». Я думаю, что этот вопрос тоже нужно решать со священником, у которого вы исповедуетесь, и нужно наметить для себя посильную меру, посильную ношу. Если не позволяет здоровье или есть еще какие-то объективные причины, которые прописаны в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», то пост может послабляться либо вовсе отменяется.

Тем не менее какой-то небольшой подвиг человек понести может. Например, если человек откажется от просмотра новостей, которые бесконечным потоком отовсюду идут, это уже будет подвигом. Если у человека какие-то проблемы со здоровьем, то он может хотя бы отказаться от мяса, оставив молочную пищу.

– «Как исповедовать грехи, которые стыдно произносить вслух и писать на бумаге? Возможно, они не больше каких-то других грехов, но говорить о них стыдно, а освободиться от них очень хочется».

Здесь нужно понять одну простую вещь. Представьте себе, что Вы стоите на поле, а вокруг Вас огромное количество людей, как это будет на Страшном суде. Как Вы думаете, будет ли Вам стыдно каяться перед всеми в этих грехах, если они у Вас остались? Думаю, что будет стыдно, потому что все люди будут это слышать. Если же Вы покаетесь на исповеди в этом грехе, то Бог Вас простит, и этого греха как бы не будет.

То есть здесь нужно понимать, что священник слышит огромное количество грехов исповедующихся. И я не знаю ни одного священника, который как-то злорадствовал бы над кающимся человеком. Наоборот, если священник видит, что человек искренне кается, и даже в тех грехах, в которых ему самому себе стыдно признаться, он всегда радуется. Удивительно, но при этом священнику передается некая духовная радость. Я не знаю, как это объяснить, но такое есть.

– «Можно ли считать своего рода несением креста повторяющееся впадение человека в один и тот же грех, мучения души, страдания, связанные с этим, и в то же время постоянное исповедование этого греха?»

И да, и нет. Бывает такое, что Господь попускает человеку какую-то страсть, то есть некий запущенный грех, который настолько вошел в его природу, так плотно с ней сросся, что человеку очень сложно избавиться от этого греха. Он вроде бы кается, хочет избавиться от этого, но что-то не дает ему до конца избавиться. Господь иногда попускает это для того, чтобы человек глубже смирился.

С другой стороны, если это какой-то серьезный грех, который манипулирует человеком, в который он постоянно впадает, то единственное здесь лекарство это глубокое слезное покаяние и просьба помощи у Бога.

Ведущий Павел Денисик

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать