Беседы с батюшкой. Почитание святых в Православной Церкви

23 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня поговорим о почитании святых в Православной Церкви. И первый вопрос: почему христиане почитают святых?

– Господь в Священном Писании говорит: «Будьте святы, как и Я Свят». И этот призыв является достойным основанием для почитания угодников Божиих. Нужно сказать, что святые по-разному приходили к Богу и различными дарованиями стяжали святость. Есть у нас и мученики, которые за веру Христову пострадали, кровь пролили. Есть в Церкви благоверные князья, которые своим добрым примером и ресурсом способствовали проповеди Евангелия. Есть святые преподобные (происходит от слова «подобны»).

Пожалуй, на этом мы сейчас остановимся подольше. Бог сотворил человека. И ясно написано: «Сотворим (это была воля Живоначальной Троицы в Предвечном Совете) его по образу и по подобию Нашему». А дальше читаем: «Итак, сотворил его по образу Своему». А куда же делось подобие? А подобие – это то, что нам сразу не дано по умолчанию, это то, что нам следует стяжать. Нужно уподобиться Богу. И святые монахи в своем постничестве, отшельничестве явили собой воплощение этого призыва. Они действительно выполнили его и стали подобны Богу. Поэтому мы их называем преподобными.

Есть еще много различных чинов угодников Божиих, и каждый своим путем шел к святости. Нам сейчас нужно вспомнить тот язык, на котором написан Ветхий Завет, на котором звучали эти первые слова Библии. И в этом языке есть такой термин – «кадош», что буквально означает «отделенный», «изолированный», «посвященный». Но речь идет о том, что человек, посвященный Богу, отделяется от греховного мира. Греческие тексты переводят это слово как «идиото». Это слово использовал и великий русский писатель, когда назвал свой известный роман. И мы помним, что князь Мышкин действительно выглядит как бы не от мира сего, он даже из-за непонимания вызывает насмешку.

Очень хороший прием использовал писатель, он ярко показал, как мир относится к святости. Святость пугает, отталкивает, потому что обличает. Святость – это не просто явление, это всегда призыв. И мы, христиане, когда почитаем святых угодников Божиих, прежде всего выражаем свою готовность идти тем же путем, которым они прошли. Действительно, тот, кто искренне почитает святого мученика, должен честно сказать себе: «Если однажды придется делать выбор между Христом и миром, нужно сделать этот выбор в пользу Христа». Или кто почитает святого благоверного, тот должен мысленно поставить себя на его место и сказать: «Что предпочтешь: благо мира сего или ценности Евангелия?» Одним словом, святость – это призыв к отделению от мира, к повороту в сторону Бога и соединение с Ним путем отсоединения от суетного мира.

– Вы сказали про подобие. А можно ли потерять человеку подобие Божие?

– Безусловно. Ведь образ Божий, по толкованию святых отцов, уже в нас есть, и выражается это в виде нашей способности к коммуникации. Мы с Вами сейчас сидим и общаемся, зрители сейчас смотрят картинку, и способность передавать информацию через речь – это, условно говоря, и есть наш образ, то, что нас отделяет от всего другого, мы можем передавать информацию через вербальные средства. А подобие – это что-то выше. Ведь и киты общаются, пищат  что-то в океане, и дельфины какие-то звуки издают, да и многие животные в мире вот так общаются. Но подобие Божье доступно только для человека, это как раз и есть отрешенность от мира, стремление к святости и стремление соединиться с Богом. Это доступно уже не телу, а духу человеческому. Это подобие монахи стяжали в себе, поэтому мы их называем преподобными, то есть в высшей степени подобными Богу.

– Почему все-таки мы почитаем святых? Какая нам от этого польза? Почему они этого заслуживают? Зачем они вообще в нашей христианской картине мира присутствуют?

– Это любовь. По выражению святого Павла в Послании к Коринфянам (в 12-й главе), любовь никогда не умрет, она бессмертна. Подобно любви к Богу, своим ближним, мы любим своих святых. И мы уже очень хорошо усвоили, что любовь не кончается здесь, в земной жизни, она непременно перейдет и в вечность. И потому мы имеем основание для почитания святых, которые отошли от нас в другой мир. Мы видели, как святые молились за своих чад в земной жизни. Например, святые старцы в монастырях молились, к ним всегда приходили люди в трудную минуту, порог их кельи переступало большое количество людей. И там, внутри кельи, они получали утешение, оттуда звучали молитвы за людей, и эти утешения и молитвы стали проявлением любви старцев к своим пасомым. И мы точно знаем, что эта любовь не может умереть, что эта личность святого бессмертна, потому что душа не умирает. И душа, и эта любовь переходят туда, теперь мы остались здесь, но почитаем тех, кто уже там. Любовь нас соединяет и дает основания для продолжения этих отношений. В данном случае это отношения: пасомый и пастырь. Или если речь идет о мучениках и благоверных князьях, все это не умирает, все доброе остается навсегда.

– Как святые могут нам помочь? Мы приходим в храм, обращаемся к ним, молимся… Как они могут нам помочь?

– Надо уяснить одну важную деталь в этом механизме обращения и ответа на обращение. Эта важная деталь в том, что помогает Бог – Он один Податель всех благ, здоровья, утешения, избавления от скорбей. Но мы имеем неких посредников между нами и Богом. Откуда взялась эта традиция почитать святых угодников Божиих? Из практики.

Возьмем, к примеру, святого Николая Чудотворца. Мы видим в его житии несколько фрагментов, которые вызывают внимание. К примеру, тот фрагмент, когда святой Николай явился святителю Афанасию Александрийскому. Святой Афанасий, в очередной раз претерпевая преследования, плыл из Александрии в Рим, чтобы найти покровительство у епископа Рима. Где-то посредине пути началась буря, и Афанасий начал тонуть. И он увидел в видении, как святой Николай идет по волнам, как некогда Господь Иисус Христос шел по водам Генисаретского озера. Святитель Николай подал ему руку и спас его. С этого фрагмента начинается почитание святого Николая как покровителя всех путешествующих.

Или возьмем другой случай, когда в видении святой Николай увещевал царя, желающего наказать невинно обвиненных. Их приговорили к смертной казни, и уже палач поднял оружие, чтобы обезглавить обвиненных, и тут же пришел царский указ о том, что не нужно этого делать, их надо оправдать. Отсюда берет основание почитание святого Николая как покровителя всех узников и невинно обвиненных.

И третий пример: святой Николай еще ассоциируется у нас с подарками. На Новый год в западных христианских регионах дарят близким подарки. Откуда эта традиция? Она уходит прямо в житие святого, это известная история, когда святой Николай тайно подбросил узельцы с монетами одному родителю, дабы избавить его от того, что он задумал. Он задумал дочь свою отдать в дом терпимости, чтобы та заработала деньги на свадьбу. И когда святой узнал, что такую мерзость придумал отец, он решил их избавить от этого, два раза подбросив тайно узелок. Но во второй раз его увидели, и слава о нем разнеслась до сего дня. Вот так это происходит на практике.

Можно взять и святого целителя Пантелеимона или Косму и Дамиана, святую мученицу Зинаиду с ее сестрой Филонилой – все они были врачами при жизни, исцеляли с именем Божиим на устах и приняли мученическую кончину за Господа Христа, а теперь почитаются как исцелители бессребреники.

– Такая специализация святых насколько вообще имеет право на существование? Например, говорят, что если зубная боль одолевает, то нужно помолиться священномученику Антипе Пергамскому; если ты моряк, нужно молиться святителю Николаю. Насколько это вообще справедливо и может ли  жить в православном мире?

– Уже живет. Мы можем полемизировать об этом. Есть две крайние точки зрения, и, как любая крайность, они неправильные. Есть люди, достаточно убежденные в том, что святые угодники Божии лично помогают. Мы указали, что это противоречит смыслу Евангелия (Господь един Податель благ), но это крайность, и люди из этой крайности сделали целые молитвословия и прямо уверены, что в таком-то случае надо молиться такому-то святому. Безусловно, это важно – молиться конкретному святому, но нужно понять, что ты, обращаясь к святому, просишь не у него, а у Самого Господа.

Другая крайность – либеральная, отвергает такого рода почитание святых и призывает только к почитанию Господа Христа. Это тоже неверно и разрушает всю нашу систему общения со святыми угодниками Божиими. Это выхолащивает нас. На самом деле всегда в Православной Церкви была практика обращения к святым угодникам. Почему? Есть в современном мире на английском языке такая формула: but it work – «это работает». Это работает, что нам еще нужно? Не очень многие будут сейчас морочить себе голову тем, как это происходит, по каким механизмам. Нужно сейчас получить результат.

Пока я ехал в студию, слушал  новую коллекцию музыки в сборнике, и там один наш современник поет: дай, Боженька, здоровьичка по чуть-чуть всем, понемножечку. Так примитивно это, но это всегда было, есть и будет. Это простое желание – получить от Бога что-то. С этого, наверное, и начинается всякая религиозность. Мы же говорим о том, что есть истина – Бог, один Податель благ, но к этому человек не сразу приходит. На самом деле мир сейчас очень выхолощен, опустошен, индифферентен к вопросам религии, отсюда и примитивность понимания церковной и религиозной жизни, вопроса почитания святых из-за отсутствия культуры, опыта, знаний.

И даже нет желания получать эти знания. Желательно, чтобы была некая пилюля по имени, допустим, Антипа. Дайте мне эту пилюлю, и завтра зубы у меня перестанут болеть. Этот примитивизм возникает из-за дефицита информации, желания, недостаточной духовной жизни. И все это только в самом начале. Церковь не отвергает этого и даже не смеется над этим, но по-отечески допускает это с условием, что потом человек возрастет и через молитву «подай мне, Господи» поднимется к молитве «Тебе, Господи, слава и хвала». Очень немногие дойдут до этого, когда уже станут молиться так: «Да будет воля Твоя, Господи».

– Когда Вы говорите про пилюлю под названием «Антипа», это же очень похоже на магию… Может ли Церковь допускать такое?

– Мы говорим о том, что Церковь милостиво допускает это, и это норма. Магия всегда жила в человеке, стремление к такого рода общению с Богом всегда было в мире. И на этой земле, до того, как пришли святые Кирилл и Мефодий, это было именно так, Бог рассматривался как некий магический, мистический способ достижения определенных целей.

Это и сегодня есть, когда немалое количество наших современников, переступая порог храма, видят в нем некий комбинат духовных услуг. Да, пришел, свечку поставил и жду, чтобы Бог дал мне что-то. Но, к сожалению, не всегда так получается, не всегда человек получает что-то сиюминутно, потому что нет на то воли Божией. Может быть, полезнее человеку потерпеть, поупражняться в молитве, в прошениях. Может быть, все-таки человек дойдет до той мысли, что Бог даст просимое, но в свое время. Возможно, сейчас более полезно это не получить. И через это начинается высшая ступень воцерковленности, когда говоришь: «Господи, впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь, да будет Твоя воля». Но это будет потом, а пока – магия.

– Скажите, кто такой небесный покровитель? Ему, видимо, человек должен воздавать особое почитание. Как правильно понимать небесного покровителя?

– Это ангел-хранитель и тот святой, в честь которого ты был крещен.

– То есть два небесных покровителя?

– Нет, это один и тот же.

– Ангел-хранитель и святой?

– В одном лице: ангел-хранитель и святой хранитель. То есть, когда мы крестим, всегда присваиваем человеку имя. Чаще всего оно тождественно с тем, которое родители дали. Но иногда бывает, что родители присваивают ребенку имя, которого нет в церковном календаре. Таких имен тоже немало, они красивые, привлекательные, может, даже имеют свою символику, но, к сожалению, нет такого святого. И тогда предлагаем найти какого-то святого угодника Божия.

У меня было много таких случаев, когда я служил за границей. Это было в солнечном Рио-де-Жанейро, в Латинской Америке. Понятно, что там очень немного православных имен, а много индейских, африканских, католических. Но, к сожалению, нет святых с такими именами в Православной Церкви.

Пришел как-то мальчик по имени Руда, раз пришел, два пришел, а потом говорит: «Я бы хотел креститься». И мы спрашиваем, какое у него имя, и начинаем думать. Это всегда творческий момент. Мы узнали, что, например, Руда окончил консерваторию по классу флейты, а на букву «Р» есть одно замечательное имя – покровителя всех православных музыкантов, это Роман Сладкопевец. Теперь он Роман, более того, у него пошло дело дальше, мы благословили его поступить в духовную семинарию. Потом Роман стал дьяконом, сейчас это отец Роман, священник, он служит в храме святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро (исполняет обязанности настоятеля храма).

 Однажды Руда (уже Роман) пришел, привел за руку молодую красивую девочку-бразильянку и говорит: «Мы хотим пожениться, и она решила тоже стать православной». – «Как тебя зовут, девочка?» – «Камилла». Снова очень красивое имя, но нет такой святой, и мы проявили творческую смекалку, нашли одно очень красивое имя среди православных гимнотворцев: Кассия. Это та самая Кассия, которая когда-то написала известный ирмос «Волною морскою», этот канон они пели у себя в Константинополе с сестрами, девушки-монахини. Наша Кассия и отец Роман теперь замечательные батюшка и матушка. Вот так это было, и в каждом случае это всегда индивидуально.

У нас в России тоже приходят в храм люди не совсем с православными именами, и мы обычно предлагаем взять начальную букву этого имени либо пойти по другому пути: посмотреть в календаре, какие святые выпадают на ближайшие дни, и в честь этого святого или святой назвать ребенка. И тогда в свидетельстве о крещении будет написано два имени – гражданское и имя святого с надписью: крещен в честь такого-то, память совершать тогда-то.

– А как же ангел-хранитель? Ведь на иконах подписывают: «Ангел-хранитель». Даже я всегда думал, что это ангел, один из воинства бесплотных сил, который дается человеку. Это так?

– Это не догматический вопрос. Мы можем говорить: «С днем ангела», когда в день тезоименитства поздравляем человека с памятью святого небесного покровителя. Это и есть ангел-хранитель – тот, в честь которого ты был крещен. Ангела зовут Василий Великий или Александр Невский; и так далее.

Есть догматическое учение об ангелах. Действительно, у каждого человека есть персональный ангел-хранитель, есть ангел-хранитель у города, страны. Как вы думаете, как зовут ангела-хранителя, покровителя города Москвы?

– Говорят, что покровитель – Георгий Победоносец.

– А он и есть ангел-хранитель города Москвы. А покровитель Киева – Михаил Архангел. И так далее. Это и есть ангел-хранитель. И о нем уже написано в догматических учебниках.

– Как правильно человеку выстраивать внутренние духовные отношения со своим небесным покровителем? Как правильно с ним общаться?

– Для общения с ним есть молитва. Очень желательно, чтобы каждый из нас выучил наизусть тропарь своему небесному покровителю и кондак, если возможно. Есть еще и отдельная молитва святому. В день, когда Церковь отмечает память именно этого святого, твоего небесного покровителя, отмечаются твои именины. В этот день очень желательно прийти в храм, причаститься и провести день в молитве, как-то особым образом выделить его из всех других календарных дней, потому что он персональный.

Люди, с которыми я общался за границей, это не только бразильцы, преимущественно это были русские эмигранты, выходцы из дореволюционной России. Они до сих пор хранят традицию поздравлять друг друга с именинами, там день ангела в приоритете, а день рождения важный, но не настолько, как день ангела. Допустим, застолье дома всегда будет в день ангела. Сейчас у нас, в современной России, все наоборот: в день ангела пришлют сообщение, иконочку, а в день рождения все поздравляют. Мне дороже та дореволюционная традиция, когда приоритет был на именинах – дне ангела. Как можно почитать своего угодника Божия? Вот таким образом – молитвой. И как-то обставить этот день, чтобы он был важный в твоей жизни.

– Я хотел еще спросить о молитве своими словами. Может быть, помимо тропаря, кондака, посвященных своему святому, должна быть попытка какого-то личного общения с ним?

– Это каждый день можно практиковать. Мы в мыслях это практикуем. День и ночь он с нами. Мы как к живому к нему обращаемся. Он присутствует, мы это осознаем, это ясно. Нельзя как-то сформулировать это. Это поток отношений, обращений. Для этого нет слов, это мысленно, на уровне эмоций, сиюминутных обращений. И я думаю, это у каждого есть.

– Ощущается ли обратная связь?

– Да, конечно.  Но это всегда лично, персонально. Пожалуй, каждый может в сердце своем сказать: «Да, есть святой, ангел-хранитель, я его молю». И сразу мы не видим, как он участвует в нашей жизни. Проходит время, и мы потом переосмысливаем, как и что произошло, когда именно он поучаствовал; и получилось правильно, хотя сначала это казалось неприемлемым. Но это очень личное, это очень глубоко, персонально.

– Еще к вопросу о почитании святых. Есть в Священном Писании такие слова: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Очень часто эти слова используются как аргумент... Говорят: вот в Писании так сказано, а вы почитаете святых.

– Нужно читать акты Седьмого Вселенского Собора. Даже необязательно читать на греческом, хотя на греческом было бы все яснее. Но есть труды, аналитические статьи, книги об этом Соборе. На нем исчерпывающе ответили на все вопросы, которые потом человечество снова и снова поднимало и поднимает. Там исчерпывающе написано: есть почитание, а есть поклонение. Так вот, почитания достойны святые угодники. Но, согласно Писанию, мы поклоняемся только Богу. Это вопрос о почитании икон и святых мощей. Вопрос один и тот же. Через почитание этих предметов или этой личности мы поклоняемся Богу Единому.

Мы не просто материальны, но в нас духовное и материальное смешано: как бы в один флакон залили материальное и духовное, еще и хорошенько взболтали. И не разберешь, где проявления души, духа, тела. Очень сложно это все расчленить. Человек – это смешение духовного и материального. Поэтому материальное всегда присутствует в нашей жизни и будет присутствовать.  

Во время крещения мы троекратно омыли тело: во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но через тело душа крестилась. И вот эти телесные проявления преследуют нас всю жизнь. Мы через тело адресуем все наши молитвы и таинства душе. Так и почитание…

Обратите внимание на икону. Есть такое явление, как обратная перспектива. Что же это такое? Если посмотреть сейчас в камеру к зрителю, то стол должен сужаться. У нас всегда на горизонте все сужается. А на иконе, наоборот, расширяется. Это обратная перспектива. И в этом заложен очень простой смысл. Не ты к Богу выходишь, это Бог к тебе идет. Это интересное богословское явление. Ведь икона – это богословие в красках. И вот так всё: сквозь телесное идем к душе.

– Очень интересно про обратную перспективу.

– Да, советую почитать. Очень глубокая мысль в этом заложена.

– Можно даже на икону посмотреть по-новому. Подойти к иконе, к которой часто подходишь в храме, и посмотреть.

– К иконе святого угодника Божия. Посмотреть каноническую икону, обратить внимание, как там все расположено: все наоборот. Мы привыкли, что все идет на сужение, а здесь идет на расширение.

Недавно столкнулся с таким высказыванием (тоже в отношении святых), что, обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге. Соответственно, если у нас есть возможность обращаться к Богу, то какой смысл нам обращаться к святым, которые такие же люди, как и мы? Как бы Вы это прокомментировали?

– Так бывает, что иногда что-то непонятно. Когда стараешься провести аналогию, параллель, всегда надо иметь в виду, что это только параллель. Это не на сто процентов показывает всю картину происходящего. Так и здесь. Мы берем пример из жизни земного царя и пытаемся доказать, что на небе все точно так же, как мы привыкли. Но это не так. Там все по-другому: новое небо, новая земля, новые отношения.

Отношения с Богом только отчасти напоминают эти отношения. И Господь говорит, что в притчах это только намек: «Царствие Небесное подобно…». Дальше идет повествование конкретно притчи. Притча – это иносказание, волнообразная парабола. Так и здесь. Не нужно понимать буквально: я привык, что в земной жизни так, значит, там тоже так.

Здесь какая ситуация? Сначала у человека появилась какая-то идея, а потом он под эту идею подыскивает аргументы. Так происходит и с воцерковлением, когда мы только идем к Богу. Мы сначала имеем образ: идем к Богу, мы воцерковились, поэтому на все, что сейчас происходит, смотрим сквозь эту призму. Весь позитив выбираем, весь негатив отталкиваем. Какое мне дело, как складывается личная жизнь у батюшки? Мне важно, что он батюшка, что он даст мне таинства, а периферия меня не интересует. Мы знаем, что много вранья. Но даже если это и правда, мне дела нет. Я иду к доктору, мне важно, чтобы доктор сделал мне хирургическую операцию. Мне дела нет, сколько у него нравственных недостатков.

А здесь с точностью до наоборот. Человек уже решил, что ему не нужен Бог, ему не нужна Церковь, и он с жадностью будет поглощать все фейки про Церковь, Царство Небесное, Самого Бога, потому что у него уже есть идея. Тут именно так: человек сначала сам себя в чем-то убедил, а потом подбирает под это какие-то аргументы.

Для верующего человека совершенно очевидно, что Бог присутствует в нашей жизни и через святых угодников Божиих подает благодать, потому что они уже много раз в этом убедились. И живые святые живо присутствуют в нашей жизни, когда мы к ним обращаемся. Мы через них обращаемся к Богу, когда смотрим на фрески, иконы в храме, кадим эти фрески. Обратили внимание? Идет батюшка или дьякон по храму и кадит иконы, потому что святые здесь присутствуют. Потому что Бог – не Бог мертвых, а Бог живых.

Все живы, все реально присутствуют. Многие люди знают тропарь святого Николая (опять же тропарь – «правило веры, образ кротости») и фразу из этого тропаря: «яже вещей истина». Мало людей способны сейчас прокомментировать это слово, потому что это требует понимания. Как перевести на славянский язык «яже вещей истина»? На языке современной философии это звучало бы так: самая реальная реальность. Здесь кроется разгадка наших отношений к святым.

Есть реальность, к которой мы привыкли, которую воспринимаем через органы чувств, глаза, уши. А есть реальность духовного мира – ее мы не можем ни пощупать, ни потрогать, ни погладить, но она есть. Мы верим, что она есть. Вот я верю, что в розетке есть электрический заряд, хотя у него нет целого ряда признаков. Например, нет цвета, формы. Электричество не обладает вкусом, запахом. Есть у него один признак, достаточно убедительный, чтобы не сомневались в его существовании: достаточно просто потрогать –и поймешь, что заряд есть.

А вот у ангела или небесного покровителя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ни формы. Но я знаю, что он есть, несмотря на отсутствие всех материальных признаков. Он духовно есть. Он здесь, живет, присутствует. Для меня эта реальность еще более реальна, чем та, которую я могу видеть.

Достоевский однажды сказал, что если бы его убедили, что истина и Христос  не одно и то же,  он бы предпочел остаться со Христом. Интересная мысль? Потому что Христос –Личность, Спаситель.

Раз уж мы говорим про святого Николая, давайте про него уясним. Есть обычай дарить подарки в день святого Николая. Я на этом вырос, потому что родился в Закарпатье, это Запад, и там много традиций в таком виде, еще дореволюционном. Они законсервировались. Мои родители всегда дарили мне подарок в сапожке: мандарины или конфеты. И всегда говорили: «Это Никола принес». И я так же делал для своих детей. Я думаю, что и они будут дарить внукам подарки в день памяти святого Николая.

Дошло до того, что утром 19 декабря я выходил на веранду и чувствовал аромат святого Николая. Я смотрел на снег и видел его следы. Ребенок вот так реально воспринимал эти подарки. Потом я вырос, и у меня как подростка появились сомнения: «Какой же Николай? Что вы мне лапшу на уши вешаете, папа с мамой? Это же вы подарили. Спасибо вам, но это не святой Николай». Каждый через это прошел. Одна даже написала: «Николай с Христом, взявшись за ручки, ушли из моей жизни».

Человек так соблазнился: это же вранье, не святой Николай, а вы, папа с мамой. А есть такие, как я, которые у того же Достоевского прочитали: и уже не как ребенок я верую, но через большое горнило сомнений моя осанна пронеслась. Да, есть реальная реальность, которую мы увидели, а есть самая реальная реальность: «яже вещей истина». Если во имя святого Николая дарят, то это святой Николай дарит. Вот что значит «яже вещей истина».

– Какой интересный обычай…

– Но ребенок понимает это совершенно буквально. Потом уже это становится формой почитания святого, в данном случае святого Николая.

– Стать причастником того поступка, который он совершал?

– Да, или прославить этот поступок. Этот поступок достоин подражания. Отсюда традиция дарить подарки на Новый год.

– Хотел бы еще спросить про один чин: блаженных, Христа ради юродивых. В чем особенность их жизненного подвига? Почему они заслужили святость?

– Во-первых, надо сказать, что они действительно отреклись от мира. Причем сделали это сознательно. А человек, отрекшийся от мира, для мира стал не своим. Господь говорит: «Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас. Но так как вы не от мира сего, мир ненавидит вас». Поэтому святые блаженные Христа ради юродивые в мире называются безумными. Юродивые на современном языке – безумные. На самом же деле святые гораздо более разумные, чем многие из нас.

Что такое буйство мира сего, безумие мира сего и мудрость Христова? Господь говорит: ты утаил сие от мудрых мира сего и открыл детям. Скажем так, блаженные упростили свое сознание, стали как дети. На кого ни посмотри (святая Ксения или святой Василий Московский) – они как дети. Одна надевала мужскую шинель, другой вообще нагой ходил. Но какие поступки, какое просветление! А какое уважение окружающих к ним? А ведь был суд над святой Ксенией. Подали заявление: мол, она вызывающе себя ведет, унижает человеческое достоинство. Тогда еще была царская Россия, православная страна. Замечательный вердикт, я дословно не помню, но судья написал: «Она ничего  противоречащего Евангелию не делает».

А святого Василия Блаженного слушал сам царь Иоанн Грозный. Он святителей, митрополитов не слушал, умерщвлял. А вот блаженного не только слушал, а почитал, в каком-то смысле боялся его. И вот это и есть их подвиг. Они жизнь свою посвятили Богу и людям. Богу – потому что отреклись от суетного и лжемудрого и просветились, а людям – потому что служили им.

Ксеньюшка даже кирпичики носила на Смоленском кладбище, храм строила. Главное, служили молитвой, принимали, утешали людей (блаженная Матрона). Очень ясно видно, что всю жизнь посвятили Богу и людям. Это высшая степень просветления. Однако это уже за пределами нашего понимания, за шкалой разумения, нашей человеческой суетной мудрости.   

– Хотелось попросить Вас что-то пожелать нашим телезрителям.

– Большего, чем Сам Господь нам пожелал, не придумаешь. Будем стремиться к святости, которая есть удаление от суетного мира и просветление, приближение к Богу нашему. Итак, будьте святы, как Бог наш Свят. Спаси вас Господи, дорогие.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать