Беседы с батюшкой. Петров пост. Священник Кирилл Тарасенко. 12 июня 2023

12 июня 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове иерей Кирилл Тарасенко.

– Сегодня мы вступили в Петров пост. К чему подготавливает нас это время?

– Петров пост подготавливает нас к празднику в честь святых апостолов Петра и Павла. Говоря о посте, нельзя не погрузиться в историю, в события жизни Петра и Павла. Мы знаем, что Петр – один из ближайших учеников Христа. Это человек, который видел Христа лично, поэтому он так ценен и важен для христианской мировой культуры. Петр является христианином первого поколения.

Апостол Павел – это уже христианин второго поколения, чей путь ко Христу был достаточно тернист. Мы знаем, что он был гонителем христиан и преуспевал в этом. Когда он шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы продолжить там гонения, по пути ему явился Христос, и произошло чудесное обращение Павла. С тех пор Павел становится ярым проповедником христианства.

Так получилось, что жизненные пути свели Петра и Павла в Рим, и последнее время своей жизни они провели в Риме. Павел был отправлен в Рим после того, как был схвачен римскими войсками. Так как Павел был римским гражданином, он захотел, чтобы его судил кесарь, император (в то время он имел на это право), его пришлось конвоировать в Рим, и там суд выносил приговор по его делу.

Петр к этому времени уже окормлял еврейскую общину в Риме, он являлся первым папой Римским (одновременно он был и папой Антиохийским). То есть события сводят Петра и Павла в Риме: Павла этапируют в Рим, Петр там проповедует.

Посмотрим на императора, который был в то время. Император Нерон – очень яркая фигура, человек неординарный, очень странный, если не с признаками сумасшествия, то с какими-то отклонениями точно. Он был жестоким, любил развлечения, разврат, гулянки, пьянки. Нужно понимать, что к тому времени в Риме начинает формироваться образ императора по восточному типу. До этого несколько поколений римские императоры были достаточно строги к себе: нельзя было ходить в золоте и шелках, это считалось моветоном, это не было  принято. Нерон был одним из первых императоров, который перенимает восточный, персидский образ правления, когда император – просто как бог и царь, может позволить себе делать что угодно, ходить в красивейших шелковых одеждах, и перед ним все кланяются.

Нерон был опьянен своей властью. Мы знаем, что он считал себя деятелем искусства, он сочинял песни, танцевал, причем на обозрение толпы. Конечно, люди были в шоке, но не могли ничего сделать – у него была абсолютная власть. Нерон сочинял музыку, стихи. Он писал очередную поэму о падении Трои, и ему нужно было описать пожар в Трое. Но у него ничего не получалось, не было вдохновения. Он пришел к выводу, что не может писать о пожаре в Трое, потому что никогда не видел, как горит город. В связи с творческим кризисом он решает вдохновиться новым пожаром.

Надо сказать, что Рим до великого пожара сильно отличался от того Рима, который мы привыкли видеть, когда мраморные улочки, колонны – все красиво. В начале первого тысячелетия Рим рос, как и любой другой город, в нем было достаточно много построек разного качества, все было немножко хаотично. Нерону не очень нравился Рим, потому что город был пропитан старой римской аристократией, которая воспитывалась в традициях некоторой аскезы. Это считалось достоянием, и даже если ты был человеком власти, должен был вести себя подобающе. Нерон же отличался пышными действиями. Понятно, что был некий конфликт. И Нерон решает как бы убить двух зайцев: и вдохновиться, и всю аристократию, которая ему мешает, немножко прижучить. И он поджигает Рим (отдает приказ, и воины с разных сторон поджигают Рим).

Рим горит семь дней. Мы знаем из исторических сведений, которые были написаны чуть ли не современниками Нерона, что это был ужаснейший пожар: горели дома, памятники архитектуры, древние храмы. То есть был всеобъемлющий пожар. Нерон издалека наблюдал за пожаром, творил, пел песни. И он написал финал своей поэмы. До нас не дошли его труды, мы не можем их оценить.

Тут мы должны еще больше погрузиться в историю и посмотреть на окружение Нерона. Его вторая жена (ее звали Сабина) хоть и была римлянкой, но была верующей иудейкой; будучи рожденной в Риме, она приняла иудейскую веру. Мы это знаем достоверно из источников. До нас дошли труды Иосифа Флавия (он был современником великого уничтожения Иерусалима и тех событий), из которых мы знаем, что она была верующей иудейкой. Следовательно, она ненавидела христиан. Когда случился пожар, очень быстро стало понятно, что виноват император. Его не любили, о его сумасшествиях знали все (если говорить о его гонениях на христиан, можно понять, что человек не дружил с головой очень сильно). Жена посоветовала Нерону, чтобы он себя выгородил, отвел от себя подозрения и обвинил во всем христиан, которых римляне к тому времени уже ненавидели. У Тацита, римского историка, который жил через пятьдесят лет после Нерона, так и написано: что нужно направить свой гнев на того, кого ненавидят.

За что ненавидели христиан? Было три обвинения: грех каннибализма, отравление колодцев и свальный грех (когда люди собираются и занимаются всякими непотребствами).

– Нужно добавить, что это были выдуманные грехи.

– Сейчас мы дадим объяснение каждому из этих смертных грехов. Люди слышали, что христиане ходили на всенощное бдение, то есть ночью собирались на трапезу любви. И римский языческий ум сразу понимал, что они шли заниматься любовью, всяким непотребством. Второе: там христиане вкушали Тело и Кровь Господа Бога Иисуса Христа. То есть было четкое представление, что они убивали какого-то младенца Иисуса и пожирали детей. И третье обвинение: отравление колодцев. Когда христиане освящали воду, они выливали немножко святой воды в общий колодец, чтобы хоть как-то люди приобщились к благодати. Вот такие три обвинения были выдвинуты. И началось первое гонение на христиан.

Почему мы об этом так много говорим в контексте поста в честь апостолов Петра и Павла? Потому, что это является причиной того, что апостолов убили. Мало того, император Нерон – это прообраз и предтеча антихриста, который придет к нам перед Вторым Пришествием Христа. Мы знаем, что антихристов много. Иоанн Златоуст говорит, что Нерон был первым антихристом. И сейчас тоже много людей, которые выступают против Христа. Но последний будет как бы самый главный антихрист. И вот Нерон – предтеча того антихриста.

То есть, если мы разберемся в проблемах, которые были причиной первых гонений, мы поймем, чем будут вызваны последние гонения: это какая-то клевета, ненависть и политическая воля.

– Вопрос телезрителя: «Апостол Павел сказал прекрасные слова: не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Подскажите, как пост может помочь в исполнении этого благого дела?»

– Я отвечу на вопрос, закончив предыдущую тему, потому что все это связано между собой. Началось гонение на христиан. Апостолы Павел и Петр, как самые видные христиане, первыми попадают под раздачу.

Есть предание, согласно которому христиане выводят апостола Петра из Рима, чтобы он спасся. Апостола Павла нельзя было вывести, потому что он находился под стражей, его охраняли воины. При выходе из Рима апостол Петр встречает Христа, Который идет в Рим с крестом. Петр задает вопрос: «Камо грядеши?» То есть: «Господи, куда Ты идешь?» Господь говорит: «Я иду в Рим умереть на кресте за тебя». Это так отрезвляет Петра, что он возвращается и принимает крестную смерть.

Апостолу Павлу как римскому гражданину отрезают голову (более лояльная смерть), апостола Петра распинают...

– Вниз головой.

– Да. Петр был против, чтобы его распинали как Христа, просил, чтобы его распяли по-другому. И это сделали. То есть апостол Павел и Петр погибли, их убили. 12 июля – дата смерти апостолов. К ним и приурочен Апостольский пост. Пост в честь Петра и Павла еще называют Апостольским.

Теперь отвечу на вопрос нашего зрителя, как научиться добру и направить пост во благо. В честь кого создан пост? В честь апостолов. Значит, мы должны этим постом особое внимание уделить именно апостолам Петру и Павлу. В чем это выражается? Апостол Павел оставил после себя четырнадцать Посланий; вместе с Посланиями апостола Петра – семнадцать. То есть для начала мы можем хотя бы прочитать Послания апостолов Петра и Павла.

Что еще важно? Апостольское служение – особенное. Апостолы – люди, которые шли и проповедовали о Христе; их проповедь заключалась в том, что они просто рассказывали о Христе. Если мы хотим почитать проповеди апостола Петра, мы их можем прочитать в формате Евангелия от Марка. Марк был секретарем апостола Петра, и по факту Евангелие от Марка продиктовано апостолом Петром. Собственно, вся проповедь апостолов заключалась в том, что они просто рассказывали людям о Христе – каким Он был, что говорил, что делал. Если мы хотим почитать проповеди апостола Петра, мы можем прочесть их в формате Евангелия от Марка. Марк был секретарем апостола Петра, и, по сути, Евангелие от Марка было продиктовано апостолом Петром.

Читая Священное Писание, мы уподобляемся апостолам, делаем дела добра. И если мы уже хотим кому-то это вещать, начинать нужно со своих близких, например с детей. Нужно рассказывать им о Христе, читать с ними Евангелие, Священное Писание, и, если у нас хватит сил, распространить этот наш апостольский задор  уже на более старших наших близких и так далее.

Итак, одно из первых дел, которое мы можем сделать в этом посту, – мы можем прочитать Священное Писание – Евангелие от Марка и Апостол и поделиться этим благовествованием с нашими близкими.

– Есть мнение, что Апостольский пост необходим только тем, кто не соблюдал Великий пост. Что Вы можете об этом сказать?

– Да. Я много раз замечал, что любая норма, даже самая древняя, направленная на умягчение, послабление, всем хорошо известна, все ее знают, все могут ее цитировать.

Из церковных источников мы знаем, что этот пост установлен еще в III веке для тех, кто не постился Великим постом. Но здесь мы должны сделать некую ремарку. Вообще изначально пост был один – с Пятидесятницы по Успение, то есть пост длился почти все лето. Но со временем Церковь поняла, что для людей это слишком тяжело, и пост разделили на две части: первую часть приурочили к дню святых апостолов Петра и Павла, а вторую – к Успению Пресвятой Богородицы. Поэтому сейчас мы имеем как бы облегченный вариант поста, и этому нужно радоваться.

Святой Киприан Карфагенский произнес известную фразу: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Поэтому соблюдать посты в той форме, в которой мы их имеем, наша святая обязанность, мы просто обязаны их соблюдать. Если же мы начинаем грешить против постов и искать этому какие-то свои оправдания, то, по мнению Церкви, мы вступаем с ней в конфронтацию, а значит, вступаем в конфликт с Богом. Но человеку, который пытается достойно исполнить пост, не нужно объяснять, зачем нужны посты.

Почему Апостольский пост называется так? Когда апостолы шли на проповедь, они постились, зная, что пост позволяет человеку приблизиться к Христу, и это было подспорьем в их деле, в их служении. И для нас правильный пост будет великим подспорьем и наслаждением, что будет питать нас до следующего поста.

– Вопрос от телезрителя: «Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Мы понимаем эти слова, но как научиться все это исполнять? Людей постоянно постигают разные скорби, неприятности. Исповедуя людей, Вы знаете, что у каждого множество своих проблем. Как же научиться всему этому?»

– Это очень правильно поднятая тема. В Священном Писании мы можем найти много объяснений этим вещам. Во-первых, самый знаменитый сюжет Ветхого Завета – Книга Иова, в которой говорится о том, что у Иова было все, затем все это было у него отнято, и впоследствии все снова к нему вернулось.

Действительно, когда нас постигают житейские невзгоды, нам очень легко впасть в уныние и печаль. А печаль и уныние – это область дьявольского воздействия. Нам нужно понимать из учения святых отцов, что если мы испытываем печаль или уныние, то это значит только одно – прямо сейчас над нами издевается сатана. Потому что в масштабах всего мира есть немного причин, болезней, которые могут нас огорчать. Но при этом из Писания мы знаем, что Христос заплакал, когда узнал о смерти Лазаря.

У каждого горя есть некое допустимое время скорби, и если в нашей скорби нет какой-то надежды, какого-то утешения, если она ведет только к отчаянию, печали, нужно понимать, что, к сожалению, наша скорбь приобретает греховные качества. В своей печали мы впадаем в абсолютную власть дьявола, и он с нами делает все, что хочет.

Этот путь известен много тысяч лет. Сначала человек унывает, потом печалится, потом впадает в отчаяние и в итоге заканчивает жизнь самоубийством. И если сейчас человек говорит: «Какое самоубийство? Мне просто грустно», – нужно ему ответить: «Нет, дорогой, если ты даешь этой болезни возможность прогрессировать, знай, что через какое-то время ты прыгнешь с моста».

Нам нужно научиться за все благодарить. А как этому научиться? Во-первых, нужно начать молиться, участвовать в таинствах Церкви и просить Бога: «Пожалуйста, научи меня благодарить». Если мы начнем замечать, что происходит вокруг нас, мы многое увидим. Мы знаем, что, например, святая Анастасия Узорешительница пришла к Богу, поверила в Него, наблюдая за ночными звездами. Она пришла к заключению, что эта красота не может быть сама по себе.

В принципе, созерцание природы уже наталкивает нас на мысль, что вся эта красота, все это великолепие не могло появиться само собой, в этом явно есть какое-то Божественное присутствие. Мы знаем, что если мы поедем в горы, на море, в лес, то, конечно, мы отдохнем от наших обычных дел и восхитимся красотой, которая будет нас окружать.

Восхищение окружающим миром – один из первых поводов, чтобы всегда быть радостным, и для этого нужно, чтобы у нас было чистое сердце. А чистое сердце бывает только у тех, кто соблюдает заповеди Божии. И пускай нам тяжело это делать, но, когда мы соблюдаем заповеди Божии, мы неизбежно изгоняем дьявола из своего сердца и помещаем туда Бога, а значит, помещаем в себя мир. С таким усилием помещая в себя Бога, мы начинаем пропитываться Им, и уже вопросы о горестях и отчаянии перед нами не стоят.

Приведу такой пример. Древний сирийский святой Симеон Юродивый и его друг Иоанн пришли в Иерусалим на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Возвращаясь в Сирию, они восхитились красотой монастырей, расположенных на берегах реки, и ушли в один из этих монастырей. Дома у них остались их близкие, но Господь дал им возможность преодолеть печаль разлуки с ними. Предлагаю прочитать  житие святого Симеона Юродивого, оно очень интересно и поучительно.

То есть даже такие ужасные вещи, как потеря близких, могут привести к Богу, хоть это навсегда оставляет в нас раны, особенно если мы теряем детей. Я знаю много примеров, когда болезни и утрата детей приводили людей в храм, и там они оставались. То есть горе от того, что ребенок заболел, конечно, страшное, но радость от встречи с Богом намного сильнее этого горя.

– Батюшка, скажите, как лучше провести время поста? Мы знаем, что Апостольский пост имеет послабления, он не такой строгий, как, скажем, Великий пост, даже разрешается вкушение рыбы.

– Да, у нас сейчас есть уникальная возможность попоститься таким постом, каким он и был задуман. Мы знаем, что посты возникли в Палестине, на Востоке, где тепло и все прекрасно растет. И у нас сейчас все цветет и растет – овощи, фрукты, ягоды. И если мы решимся поститься именно в пище, то у нас есть огромная возможность сделать это вкусно и приятно.

Но любое ущемление себя в пище не является самоцелью. Мы все время говорим о том, что пост в пище – это некий мост, дорога к христианской жизни, к счастью через добродетели. И если я захочу творить добрые дела, я могу творить их и с сытым желудком, набитым мясом, курочкой и так далее, но делать эти добрые дела мне будет очень тяжело. Если же я буду делать это с сытым желудком, но без животной пищи, я почувствую, что делать это намного легче.

По установлениям нашей Церкви, если мы путешествуем, даже в самый строгий пост нам разрешается не поститься, потому что в путешествии у нас выбора нет. Но апостолы постились и в путешествии, потому что они понимали, что через пост они становились ближе к Богу, у них открывалось больше возможностей быть счастливыми.

Вообще пост – это средство для того, чтобы быть счастливым. Если же мы ограничиваемся только постом в еде, то это глупо. Мы просто заходим на этот мост, стоим на его середине, чего-то ждем и никуда не двигаемся.

– А какой аскетический подвиг можно еще взять на себя, кроме пищевого?

– Начнем с самого малого – с вечернего и утреннего правила. У нас есть проблема, особенно у живущих в больших городах, – мы его не вычитываем. Если это можно как-то понять вне поста, то сейчас именно то время, когда нужно начать читать правило, и если делать это 2–3 недели, то это войдет в привычку, и потом мы будем делать это всю жизнь.

То есть начинаем с основного – с чтения утренних и вечерних молитв, а между ними вставляем чтение Священного Писания – Евангелия от Марка или Деяний святых апостолов. Это минимум, который мы можем делать, первый наш шажочек. А если мы это уже делаем, то можем начать молиться за себя более усиленно. Получается молиться за себя – значит, нужно молиться за кого-то еще.

Мы знаем, что Ксения Петербургская вышла на свою проповедь, на свое служение ради своего умершего мужа. У нее была задача – спасти мужа, который умер без Причастия, и из-за этого она стала юродивой. Постепенно она стала молиться за все большее и большее число людей.

Вспомните, когда мы летим в самолете, нас всегда инструктируют, что в экстренных случаях маску сначала нужно надевать на себя, а потом на ребенка. Так и здесь – сначала мы сами напитываемся благодатью, а потом можем раздавать ее другим.

Вопрос от телезрителя: «Из Писания известно, что Петр трижды отрекся от Христа, а Павел, будучи фарисеем, гнал христиан, за что был ослеплен, и глаза у него болели до конца его жизни, то есть окончательно он не был прощен. Но мы почему-то устраиваем пост в честь этих двух апостолов, а не в честь, допустим, любимого ученика Христа апостола Иоанна – единственного, кто не убежал во время распятия Христа. Почему такая несправедливость? Чем апостолы Петр и Павел лучше, чем апостол Иоанн или, скажем, апостол Фома?»

– Здесь можно говорить о многом. Во-первых, окунемся в историю. Этот пост был установлен от Пятидесятницы до Успения, об апостолах тогда не было сказано ни слова. Но когда все увидели, что люди не могут выдержать такой молитвенный накал поста, Церковь приняла решение его разделить.

Ближайший праздник, от которого можно было оттолкнуться, – праздник святых апостолов Петра и Павла, так появился Петропавловский пост. Если мы засомневались в справедливости этого поста, нам сразу же нужно остановиться. О какой вообще справедливости здесь может идти речь? Если бы Бог был справедлив, мы бы все горели в геенне огненной. Но Господь много говорит в Писании о том, что Он милует и благословляет и хороших, и плохих и что солнце встает и над хорошими, и над плохими людьми.

Каждый раз, когда мы начинаем говорить: «Вот этот человек хороший, а этот плохой, этому можно давать деньги, а этому нельзя, потому что он пьяница», – мы становимся в позицию судьи. Но кто мы вообще такие? Разве мы имеем право это делать? Сколько раз мы совершали поступки намного страшнее, чем те люди вокруг нас, которых мы сейчас осуждаем!

В основе любого разговора о справедливости лежит гордыня: «А почему это мы должны поститься Апостольским постом? Апостол Петр и Павел, извините, не такие уж и хорошие апостолы, а вот Иоанн не предал Христа». Да о чем мы вообще говорим? Да, апостолы Петр и Павел согрешили, но они покаялись так, что стали первоверховными апостолами.

То есть, получается, две тысячи лет в нашей Церкви патриархи и отцы празднуют не тех апостолов, которых нужно праздновать, а сконцентрироваться нужно было на Иоанне Богослове за то, что он такой молодец, не предал Христа? Да это вообще просто ужасный разговор, и не нужно ни с кем делиться этими мыслями. Нужно прийти к священнику и сказать: «Батюшка, я страдаю от гнева, от осуждения. Я считаю, что я самый умный и могу все справедливо расставлять на места и давать советы всем вокруг».

В прошедшее воскресенье мы читали в Священном Писании, как Господь говорил о человеке, из которого изгнали беса. Этот бес ходил по пустыне, ему стало грустно и холодно, и он вернулся обратно. Он увидел, что в душе этого человека все чисто, убрано, и взял с собой семь еще более злейших демонов, и они поселились там.

О чем здесь идет речь? О том, что человек очистился, он стал чистым, но пустым, в нем нет Христа. А если он пустой, если в нем нет Бога, значит, там появится дьявол. Сколько мы знаем примеров людей чистых, хороших, правильных, но творящих ужасные поступки! Достаточно взять любого идейного революционера, который борется за справедливость и кого угодно утопит в крови.

Например, Феликс Дзержинский. Сейчас не будем говорить о том, хороший он или плохой, мы просто знаем, что он страдал из-за того, что ему приходилось выполнять эти дела революции – искать противников советской власти. Он не хотел, но делал это, потому что считал это правильным. Но Господь сказал в Евангелии: по плодам их узнаете их. За что Дзержинский утопил в крови пол-Москвы? Разве это стоило того? Нет, не стоило, и мы это знаем. Поэтому разговоры о справедливости мы выбрасываем и больше о них не вспоминаем.

– Вопрос от телезрительницы: «В нашей жизни бывает всякое, могут быть и скорби, и болезни, и беды, и неприятности. Как к этому относиться? Стоит ли противиться всему этому или нужно просто с этим смиряться?»

– Конечно, это вопрос всей жизни. Каждый случай уникален, и очень непросто дать какой-то общий рецепт для всех ситуаций. Но у нас есть некий критерий, по которому мы определяем, стоит ли с этим бороться: это грех.

Если то, что происходит, грех, то мы во всеоружии испепеляем все, что видим. Если это не грех, но как-то направлено на наше самомнение, на нашу гордость и тщеславие, то здесь нужно хорошенько задуматься, стоит ли с этим смириться и принесет ли это нам духовную пользу. Если же мы видим какое-то святотатство, откровенное беззаконие, то с этим нужно бороться. Поэтому этот вопрос интересный, но, чтобы четко на него ответить, он должен быть более конкретным.

– Еще спрашивалось о скорбях, которые могут быть у человека. Нужно ли с ними смиряться, принимая их?

– Здесь опять же важно, с какими скорбями смиряться. Вот человека ударили ножом. Смириться ему с этим или не смириться? Для начала ему нужно попасть в больницу, найти того человека, который его ударил ножом, а потом уже можно и смириться. То есть здесь все очень индивидуально. С какими-то вещами мы можем смириться, а с какими-то не имеем права.

– Но в любом случае нужно уповать на Бога.

– Да, конечно. Нужно уповать на Бога и просить Его, чтобы Он открыл, что нужно делать в этой ситуации: идти в храм, молиться, причащаться, служить молебен, и Господь обязательно откроет.

– Петров пост готовит нас к празднику святых апостолов. А в чем заключается апостольское служение современного человека в современном мире?

– Существует мнение, что сейчас это уже невозможно. Слово «апостол» переводится на русский язык как «посланник», а посланник в переводе с еврейского, греческого языков и так далее означает «миссионер». То есть любые наши миссионерские дела и дела милосердия – это апостольское служение.

Вы подошли к бабушке или дедушке и отдали булочку со словами: «Приятного аппетита», – и вы уже апостол. Вы подарили своему коллеге в день рождения не бутылку коньяка, а Библию в хорошем издании и сказали: «Дорогой, читай во славу Божию», – и это тоже апостольство. Каждый вечер или хотя бы раз в неделю вы читаете детям Евангелие и объясняете прочитанное – и вы апостол.

Вы проповедуете и распространяете христианство вокруг себя, и самый лучший критерий этого распространения – когда вы сами христиане и знаете, что и как нужно делать. Вы своей жизнью свидетельствуете о том, что вы христиане. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам – и тысячи спасутся вокруг тебя». Поэтому спасаемся сами – сначала маску на себя, а потом на ребенка.

– Нужно ли человеку уподобляться апостолам в проповеди и как правильно это делать?

– Мы можем уподобляться апостолам в проповеди Евангелия, но, конечно, мы не можем, как апостолы, встать на пересечении дорог и начать проповедовать; к сожалению, это будет воспринято плохо. Но мы можем своей жизнью, своими поступками, своими действиями проповедовать евангельские вещи.

Иногда мы проповедуем Евангелие, если промолчали. Вот коллеги хорошенько моют кости начальнику, а ты стоишь и молчишь, и у тебя спрашивают: «А чего это ты молчишь, дорогой?» А кто-нибудь скажет: «Да он христианин, он никого не осуждает». Как-то мы с друзьями начали кого-то осуждать (не думайте, что мы никого не осуждаем, мы тоже осуждаем). И я до сих пор помню, как один человек встал и сказал: «Ой, мне пора», – и ушел. Все мы поняли, почему он ушел, и нам стало стыдно. Я до сих пор помню это.

– Вопрос от Елены: «Что делать, если я не могу найти в себе силы поверить в Бога?»

– Обратимся к Священному Писанию, как один человек возгласил Христу: верую, Господи! помоги моему неверию.Вообще проблема веры – это проблема каждого из нас. Господь говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет. А горчичное зерно – это очень-очень маленькое зернышко. Но мы с вами не можем этого делать. Это говорит о том, что наша вера очень слабая.

В наше время мы очень часто опираемся на свое мнение, позволяем себе поступать так, как считаем нужным, а это первое, что отдаляет нас от принятия того, что мир создан Богом, что Он Владыка и Правитель этого мира и что все здесь происходит по Его воле, все зависит от Него. Если же мы сами принимаем решения, то мы живем в мире, где бог – это мы, где наши слова – закон и мы можем делать всё; и очень часто наши действия противоречат Евангелию.

Вот мы скажем: «Господи, моя воля – ничто. Я плачу о том, что я полный ноль. Скажи, как правильно». Откроем Писание, почитаем святых отцов, но так, как там говорится, поступать совсем не хотим. В Писании сказано: просящему у тебя дай, а мы не хотим подавать всякому просящему, потому что, например, он алкоголик. Но нужно без всяких разговоров делать так, как сказал Господь. Мы начинаем так делать, и у нас открываются глаза, и мы всё уже понимаем – почему, как и зачем.

Нам нужно понять, что все мы больны, все уничтожены грехом, мы ходим, как толпа живых мертвецов (кстати, термин «живые мертвецы» очень часто используют святые отцы). Все мы заражены этой болезнью, и то, что для нас хорошо, по факту является ужасным. Но для того, чтобы вылечиться, мы получаем вакцину, а вакцина – это Христос. Мы ее принимаем, мы доверяем ей, начинаем строить свою жизнь только через призму Евангелия и становимся счастливыми.

Вот маленький ребенок делает какие-то вещи, не зная последствий, например прыгает с гаража. Мы знаем, что если так делать, можно упасть и сломать ногу, но он не знает, падает, ломает ногу и не понимает, в чем здесь проблема. А проблема-то в том, что не нужно было даже идти туда. И Евангелие пишет об этом. Даже если мы, как маленькие дети, чего-то не понимаем, в Евангелии написано, как избежать опасности, как сделать правильный выбор, и тогда мы не будем ошибаться и будем счастливы.

– «Узнала, что на литургии присутствовать можно, если собираешься принять Причастие. В противном случае это грех. Часто причащаться у меня не получается, как же мне тогда посещать службы?»

– Ну, это заблуждение. Конечно, литургия предполагает причастие, но мы живем в таком мире, где подготовиться к этому очень сложно. Но любое пребывание в храме – это великое дело. Мы знаем из устава, что нужно причащаться как минимум в каждом посту, следующий шаг – раз в месяц, а еще лучше – раз в неделю. А если под предлогом того, что мы не сможем причаститься, потому что не готовы, мы не пойдем в храм, это будет намного хуже того, если мы в храм пойдем. Поэтому не нужно этих лукавых мыслей. Мы готовимся, идем в храм и своевременно причащаемся.

– Вопрос от Екатерины: «Моя крестница хочет научиться молиться. Как и чем я могу ей помочь? Боюсь навредить ей, оттолкнуть своими неправильными словами».

– Здесь мне вспомнились строчки из Книги Иова, где описывается ситуация, когда у него уже погибли все дети, весь скот, все было уничтожено, он был весь покрыт проказой, и к нему пришли три его друга. Сначала друзья даже не узнали его, а когда поняли, что это он, семь дней плакали, ничего не говоря. Это великий урок для всех нас – иногда ничего не нужно говорить. Нужно действиями, поступками показывать свое отношение и расположение.

Если Вы хотите, чтобы Ваша крестница научилась молиться, Вы сами должны молиться, и она должна это видеть. Если Вы научитесь молиться, то, поверьте, ребенок это впитает и будет поступать так же. А пока Вам нужно думать только о том, как Вам самой научиться молиться.

– Батюшка, дайте краткое наставление нашим дорогим телезрителям в Петров пост.

– В конце каждого поста я всегда немножко расстраиваюсь из-за того, что планов было много, а сделал я мало. Проблема в том, что я многое пропустил в это время. И, чтобы в праздник Петра и Павла мы не огорчались об этом упущенном времени, дай Бог, чтобы каждый из нас прямо сейчас написал свой план на пост: читать Писание, позвонить маме, навестить бабушку – сделать доброе дело. И вы увидите, что дела, которые мы не могли сделать три года, мы условно сделаем в четверг. Поэтому дай Бог всем нам в посту возрастать.

 

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать