Беседы с батюшкой. Перервинская духовная семинария

25 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин). 

– Сегодня у нас будет интересный разговор: за отведенное нам время мы попытаемся рассказать о Перервинской обители, Перервинской духовной семинарии, а также ответим на вопросы, которые, наверное, волнуют многих в преддверии грядущего нового учебного года.  Батюшка, начнем с обители. У нас на заставке как раз замечательная фотография этого прихода. Какова история его возрождения? Как возникла такая красота в Москве и где она находится?

– Перервинская духовная семинария располагается в Перервинской обители. Николо-Перервинский монастырь – древняя обитель Москвы. Монастырь был, по преданию, основан во время Куликовской битвы. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1547 году. В этот год была запись в писцовых книгах о Николо-Перервинском монастыре. Он расположен на берегу Москвы-реки. В древности в этом месте Москва-река пошла по другому руслу, то есть прервалась. От этого и возникло название монастыря.

– «Перерва» – это «прекращение»?

«Перерыв»; то есть река пошла по другому руслу.  На другом берегу реки находится Коломенское, здесь великолепный парк с одной стороны реки, Перервинская обитель продолжает этот парк с другой. Между ними находится остров. Все экскурсии по реке на теплоходе проходят мимо нашей обители. Она является оазисом Москвы. Занимает площадь больше десяти гектаров и является жемчужиной московской архитектуры.

Обитель пережила несколько этапов становления. Первый каменный собор был построен патриархом Адрианом. После размолвки с Петром I он уехал сюда жить и поселился в так называемых Патриарших палатах монастыря. Это самое древнее здание в Перервинском монастыре.

– По сути, это больше трехсот лет… И здание сохранилось?

– Да, в этом здании до сих пор живут, оно действует.  Был также построен Никольский собор – в честь святителя Николая. Следующий этап становления обители  –  правление митрополита Платона. Он решил основать здесь духовную семинарию. Поэтому наша семинария называется Платоновской. Он создал здания классов для учеников, корпуса для жительства учителей. С этого момента, с 1775 года, начинает свою историю Перервинская духовная семинария. Эта семинария с очень интересной и богатой историей.

– Ей примерно 150 лет?

 – Семинарии 200–250 лет. Очень богатая история!  Много интересных выпускников, деятелей Церкви и церковной науки вышло из нашей семинарии.

Надо упомянуть о том, что Перервинская обитель неразрывно связана с Иверской часовней на Красной площади, которая была в дореволюционной Москве центром притяжения москвичей. Иверская икона с середины XVIII становится самой почитаемой в Москве. К ней приходят, когда в Москву приезжают и из Москвы уезжают. К ней идут в Китай-город – на главный рынок дореволюционной Москвы: там были расположены и биржи, и торговые ряды. У ворот Китай-города стояла Иверская часовня и Иверская икона Божией Матери – самая почитаемая в Москве. Перед ней непрестанно совершались молебны. В часовне было три копии иконы. С ними совершались молебны в домах москвичей. В Иверской часовне делались щедрые пожертвования всеми – начиная от императорской семьи и заканчивая простыми крестьянами, которые приезжали в Москву из дальних деревень поклониться пред Иверской иконой. Благодаря этим пожертвованиям  Перервинский монастырь становится одним из самых богатых в Москве. Несмотря на то, что это был заштатный монастырь, в нем было около 30 лучших монахов, он становится одним из самых богатых в России – благодаря пожертвованиям.

На эти деньги уже в начале XX века митрополит Владимир (Богоявленский) строит великолепный Иверский собор, который сейчас является вторым по величине храмом в Москве. Этот собор вмещает 7 000 человек.

– После Храма Христа Спасителя это второй по величине собор в Москве?

– Да. И этот собор действительно великолепен. Там великолепная акустика, плитка пережила завод. В советское время в Иверском соборе размещался завод. Там были поставлены бетонные перекрытия, стояли станки. Когда все это убрали, плитка осталась. Настолько с любовью и крепко строили этот собор.

В лихолетье 20-х годов Перервинский монастырь был закрыт. Сначала в нем был детский дом, а позже – завод. Уже в 90-е годы, в советское время, благодаря стараниям патриарха Алексия здания были переданы Церкви. Монастырь и Перервинская обитель возродились в форме прихода. Сейчас это Патриаршее подворье бывших храмов Николо-Перервинского монастыря. Такое официальное название. С одной стороны, это обитель, а с другой – в организационном плане приход. Сначала создано духовное училище, а потом духовная семинария, о которой у нас сегодня идет речь.

– Даже если это приход бывших храмов Перервинского монастыря, все равно есть братство. Это семинария, преподаватели в монашеском сане, есть элемент того, что там идет по-своему монашеская жизнь. Можно ли так сказать?

– Конечно, у нас в монастыре читается Неусыпаемая Псалтирь, совершается непрестанный Акафист Божьей Матери Иверской, несмотря на то, что это приход. У нас каждый день совершается полунощница. Все это приближает приходскую жизнь в богослужебном плане к монашеской. Многие москвичи, те люди, которые живут недалеко, а иногда и очень далеко, бывают в Перерве, им нравятся эти длинные богослужения,  тот молитвенный дух, то монашеское богослужение, что совершается здесь.

– Приходской устав несколько отличается от монастырского. Иногда мы путаем эти понятия. А в Перерве большое богослужение и истово молятся.

– Многие люди приходят сюда именно помолиться, принять участие именно в этих богослужениях.

– Активное участие в богослужениях принимают воспитанники духовной школы. Богатая история связана с такими именами, как митрополит Платон. А можно кратко рассказать об известных дореволюционных именах и о том, как живет семинария в наше время?

– Это святитель Иннокентий Пензенский, выпускник нашей семинарии. Августин (Виноградский) – тоже выпускник нашей семинарии. Эти святители делают лицо Церкви. Многие церковные историки вышли из нашей семинарии. Конечно, они потом учились и в Московской духовной академии, и в Санкт-Петербургской духовной академии, но начальное образование получили в нашей семинарии.

Что сказать о современных выпускниках Перервинской семинарии? Здесь нужно упомянуть несколько поколений. Из семинарии вышло более ста выпускников, более ста священнослужителей. Я могу назвать несколько поколений. Из первых выпускников хотел бы назвать братьев Толмачевых. Они жили недалеко от отца Владимира – настоятеля и первого ректора семинарии. В молодом возрасте пришли в семинарию, окончили ее. Один из них стал наместником в Оптиной пустыни. Сейчас это владыка Леонид. Второй долгое время служил в нашей обители. Сейчас он настоятель храма в Москве. Священнослужитель, епископ.

Владыка Леонид  долго занимался историей обители. Мы вместе с ним собирали информацию из архивов Москвы. Это очень интересно. Он посвятил этому очень много времени. Он действительно является церковным ученым с большой буквы. До сих пор те минуты, которые у него остаются от ответственного церковного служения, руководства Оптинской обителью, он посвящает розыску и публикациям документов о Перерве. Мы с ним периодически встречаемся, делимся находками, открытиями. Он работает над книгами. Владыка Леонид один из ярких историков, занимающихся этой обителью.

Далее хотел бы сказать о выпускниках, с которыми я учился вместе. Надо сказать, что в нашей семинарии не так много воспитанников. Порядка 40–50 человек. Это на все курсы. На курсе учится порядка десяти человек. В этой связи практически к каждому воспитаннику у нас индивидуальный подход.  Каждый воспитанник – ценность для нас. Мы стараемся понять, что человеку нравится. Заставлять делать человека то, что ему не нравится, – тяжело и бесплодно. Семинария – это не казарма, не муштра. Семинария – место, где человек должен иметь возможность развиться как творческая личность в первую очередь.

Так вот, когда я учился, у нас было два человека, которым был интересен французский язык. Они начали индивидуально заниматься французским языком с нашим преподавателем – отцом Германом (Германом Васильевичем  Демидовым). Он преподавал историю и французский язык. Эти семинаристы выучили французский язык. Один из них, Александр Халатов, потом поступил в Московскую духовную академию, а другой – в Санкт-Петербургскую. Окончив магистратуру, они уехали в Парижский университет (Сорбонну). Получили там степень и вернулись в стены родного учебного заведения как преподаватели.

Александр Халатов – уникальный языковед. Знает пять языков. Он преподает и древние, и новые языки. Также занимается библеистикой, патрологией. Сегодня это один из ведущих преподавателей нашей семинарии.

Второй – Александр Зиновкин – продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии.  Защитил степень кандидата богословия. Сейчас он секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии.  А ведь у них было просто увлечение. Им были интересны науки, французский язык, языковое направление.

Сильна также кафедра библеистики. Приходит на ум мой товарищ – отец Александр Тодиев. Он увлекся библеистикой еще в семинарии, посвятил этому несколько лет. Два или три года изучал Ветхий Завет, книги пророков. На эту тему защитил дипломную работу. Поступил в Московскую духовную академию и защитил кандидатскую диссертацию. Вернулся в родную семинарию преподавать. Он преподает библеистику и является проректором по научной работе.

– Давайте поясним: библеистика связана с изучением Библии, Священного Писания. Мы всегда говорим телезрителям, прихожанам, что изучение Библии должно быть важным этапом становления христианина.

Как изучать библеистику простым людям? На что нужно обращать внимание? Как можно найти применение библеистики в обычной духовной жизни?

– Священное Писание непосредственно относится к нашей повседневной жизни. Есть множество вопросов; например, как поступить с тем или иным человеком, как сделать это или то, куда пойти, что можно и нельзя, каковы критерии добра и зла. Как мы можем понять, что хорошо и что плохо? На все это нам дает вопросы Божественное Откровение, если человек имеет в своем сердце, уме слова из Священного Писания, как это делают наши великие святые.

Преподобный Серафим Саровский прочитывал Библию за неделю. Его ум плавал в этих словах, поэтому он мог ответить на любой вопрос каждодневной жизни словами Священного Писания. И он не согрешал в своей жизни. Вот так и каждый из нас может иметь в своем сердце слова Божественного Откровения. Они будут его научать, утешать и радовать. Конечно, изучение Писания не является отвлеченным занятием. Это жизнь человека. Это Божественное Откровение. Мы должны использовать его в нашей повседневной жизни. Мы должны жить по Евангелию. Это главная цель каждого христианина. А чтобы жить по Евангелию, его надо читать. Надо его знать.

– Как проходит занятие библеистикой?

– Библеистика сопряжена с несколькими типами исследований. Это археологические исследования: сравнивается несколько экземпляров той или иной книги Священного Писания. Потом идет текстология. Изучается текст на разных языках. Это может быть древнееврейский, древнегреческий, латинский, потому что до нас дошли не те книги, которые покупают в магазинах, а пергаменты, свитки. Они немного разные. Задача библеиста – сравнить, установить, что более древнее, правильное.

– Это поиск смысла?

– Да, поиск смысла. Это уже третья задача – толкование Священного Писания: что имеется в виду в той или иной фразе. Здесь мы можем использовать писания святых отцов. В древних монастырях каждый монах должен был запомнить какую-то фразу Священного Писания и целый день иметь ее в уме, чтобы ему открывались те или иные смыслы. Это задача для каждого человека, потому что Писание очень глубоко, мы можем открыть в одной фразе множество смыслов. Понять их правильность помогут святые отцы. Это все библеистика. Очень интересная отрасль знаний. У нас очень богатая библейская школа. Она сотрудничает с кафедрой библеистики Московской духовной академии. У нас преподаватели из Московской духовной академии. В последние годы наши выпускники очень востребованы на кафедре библеистики Московской духовной академии. Несколько наших выпускников учатся там: Иоанн Змеев, Дмитрий Никитенко. Все они пишут работы на кафедре библеистики. Это лучшие ученики.

– Важный момент: эти молодые люди, став священниками, придут на приходы и будут говорить слово Божье простым людям. Это очень полезно для Церкви.

– Конечно, одно дело, когда священник говорит от своего ума, житейского опыта, а другое – когда он говорит от Священного Писания и святых отцов. Это важно в жизни священника на приходе.

– Я тоже учился в семинарии. Для меня главной была Московская духовная семинария, которая в Троице-Сергиевой лавре. Это особенно ощущается. Других вариантов даже не рассматриваешь. А здесь другая атмосфера. Есть ли у вас критерии отбора? Как вы принимаете студентов? На что смотрите? Что самое главное для того, чтобы человек был принят в вашу духовную школу?

– Самое главное – церковность человека и его горение по Богу. Если человек хочет учиться, стать лучше, послужить Церкви, это главное. Какие бы ни были знания, малый жизненный опыт, все это можно приобрести. Главное – стремление человека к Богу, стремление служить Церкви. Если это есть, все остальное мы можем восполнить. У нас прекрасные преподаватели.

Я знаю много случаев, когда абитуриенты не смогли сдать экзамены в Московскую духовную академию. Туда поступает очень много людей, поэтому многих отсеивают. В Московской духовной академии, наверно, сложно всех людей подтянуть к какому-то общему уровню. А у нас есть преподаватели, например, русского языка, которые учат каждого студента грамотно, литературно писать, правильно говорить. Мы можем себе это позволить.

– То есть у вас маленькая концентрация студентов, поэтому можно с каждым работать?

– Конечно. У нас десять человек на курсе, и из них иногда кто-то болеет. Я преподаю в Перервинской семинарии уже шесть лет;  когда прихожу в аудиторию, обычно там человек восемь. Я имею возможность за урок опросить всех. Когда работаешь с каждым человеком, то знаешь его способности. Невозможно потеряться, что-то не выучить и не сдать. Преподаватель понимает способности каждого студента, что он может и чего не может, к каждому находит индивидуальный подход.

Все люди разные. Человек может открыться на первом курсе, на втором, а может и на третьем. Бывает так, что он плохо учится, а потом ему что-то стало интересно – и он раскрылся. И получается из него великолепный специалист и пастырь. Я вижу задачу семинарии в том, чтобы раскрыть способности человека. Пастырская деятельность и церковная наука – это прежде всего творчество.

Нельзя какой-то муштрой, отрицательными оценками раскрыть способности. Их можно раскрыть только любовью и индивидуальной помощью. Поэтому если есть у человека желание учиться и послужить Церкви – этого достаточно. Знания можно передать, каким-то навыкам можно научить – это лишь дело времени и потраченных усилий.

– Наверно, поэтому и говорят: воспитанники духовной школы. Несмотря на то, что приход – это братство, в семинариях всегда есть послушания. Чем занимаются ваши студенты вне учебы, какая у них внеклассная деятельность?

– Надо сказать, что наша семинария живет на приходе. Перервинская семинария и Патриаршее подворье – это одно целое. Недавно у нас был престольный праздник в честь Толгской иконы Божией Матери, и все наши прихожане собрались в храме. Семинария не начинается где-то в классе, в аудитории или у доски. Семинария начинается у престола Божия, в храме.

Главная наша задача – это подготовка достойных пастырей. Центр послушания, центр семинарской жизни – это храм. В Перервинской обители пятнадцать престолов. В Московской духовной академии 600 студентов и два храма. А у нас пятьдесят студентов и пятнадцать храмов.

Конечно, в этих храмах надо и пономарить, и читать, и петь. Характерная черта наших учащихся в том, что ко второму курсу они уже умеют читать по-церковнославянски, знают устав, потому что принимают деятельное участие в богослужении.

У нас есть ответственные за порядок в храме, которые следят, чтобы все было так, как должно быть. И конечно, это воспитывает в будущих пастырях любовь к порядку, любовь к храму.

Поэтому центральное послушание в нашей семинарии – это храмовое послушание. Кроме храмового есть другие послушания. Здесь стоит вопрос: кому что нравится. Послушания и в монастыре, и в семинарии назначаются не так: «Ты будешь делать это». Мы ищем, что кому нравится. У нас были студенты, которым нравится фотографировать. Можно им дать послушание фотографа. Кому-то нравится петь – пожалуйста, у нас можно стать великолепным регентом.  

У нас есть даже программисты. Многие вещи в семинарии основаны на компьютерных технологиях. Человек может заниматься и этим в качестве послушания. К каждому  мы находим индивидуальный подход и даем те послушания, которые приносят радость самому человеку, а другим – пользу.

– Часто присылают вопросы такого плана: «Хочу поступить в семинарию, что нужно для этого сделать?» Или: «Хочу поступить в семинарию, но мне уже много лет (например, пятьдесят- шестьдесят)». «Можно ли поступить в семинарию, не думая о том, что ты примешь священный сан?»

Возможно ли учиться в семинарии, чтобы просто получить хорошее образование?

– С семинарией я связан уже лет пятнадцать. Чтобы человек пришел в семинарию в пятьдесят лет, такого случая я не помню. В тридцать пять или сорок лет – есть такие люди. Здесь тоже индивидуальный подход. Нет такого, что если тебе тридцать пять лет, то все, уже нельзя. Это единичные случаи, они отдельно обсуждаются. Это отдельная категория людей. В пятьдесят лет – не знаю.  Это другая сторона проблемы. Есть многие из духовенства, которые в свое время не получили семинарского образования. И вот им пятьдесят-шестьдесят лет, они уже в сане, а систематического образования у них нет. Я с этим сталкивался, когда работал в учебном комитете. Сейчас у нас такой курс, чтобы священнослужители имели систематическое образование. Это очень помогает и нужно в служении.

– Можно ли поступить в семинарию, не предполагая принятия священного сана?

– Поступление в семинарию – это не учеба в светском вузе. Человек может выучиться на пекаря, плотника, юриста, врача. Человек получает профессию, по которой будет дальше работать, зарабатывать себе на хлеб. У него рабочее время закончилось, он  пришел домой и живет как хочет.

Если человек планирует стать священнослужителем, если у него есть такие мысли, то такого графика не получится. Не получится, что в храме ты один, а вышел за двери храма – и совсем другой. Священство – это призвание. То есть Бог призывает человека послужить Церкви, послужить людям. И если человек поступает в семинарию, он отвечает на этот призыв своей деятельностью.

Это чудо, что даже в наше тяжелое время, когда такое давление средств массовой информации на человека, есть люди, которые хотят послужить Церкви, Богу. Даже есть такие люди, которые хотят принять монашество. Приходит выпускник школы и говорит: «Вот у меня есть мысль о монашестве». Я считаю, что это дело Промысла Божия.

Человек, поступая в семинарию, отвечает на этот призыв. Я думаю, человеку, который решил поступать в семинарию, чтобы просто получить образование, будет там некомфортно, тяжело, потому что подавляющее число семинаристов отвечают на этот призыв Божий, у них есть в той или иной степени горение по Господу. Я думаю, это не совсем правильно – просто получить образование в семинарии.

– Это все-таки образ жизни.

– Человек погружается в церковную жизнь. Если человек, прожив какое-то время в Церкви, решает из нее уйти, то это для него губительно. Я знаю не понаслышке очень много прецедентов: хорошим это не заканчивается. Обычно это какие-то личные трагедии: если человек учился, а потом или боится стать священником, или не хочет. Приходя в семинарию, студент должен трезво понимать, что он идет на служение Богу, а это очень ответственно.

– Я знаю, что у вас есть курсы для людей, которые хотят быть катехизаторами или уже являются ими, а также курсы для преподавателей основ православной культуры. Это целое направление в Перервинской обители?

– Да, у нас есть пастырское и катехизаторское отделения. Катехизаторское отделение существует очень давно. За эти годы прошли подготовку более 700 человек.

– Учиться может кто угодно? Как вы набираете людей?

– Вот как раз это люди, которым пятьдесят-шестьдесят лет. Они хотят послужить Церкви, но понимают, что пастырское служение не для них, и они приходят послужить Церкви в другом статусе. Они хотят стать катехизаторами на приходе, помощниками настоятеля по каким-то вопросам (по работе с молодежью). Например, учитель хочет преподавать основы православной культуры в школе. Он приходит и получает необходимое образование.

– И сертификат?

– Да, конечно, и определенные документы.

– Это могут быть и женщины?

– Да, большей частью это женщины – жены-мироносицы. Они очень приятные люди. Дай Бог им здоровья за то, что они приходят, тратят свое время не на то, чтобы погулять в парке, а чтобы научиться нести свет Христов в мир. Это тоже в глазах Божьих очень высоко.

– Эти катехизаторы несут послушание в том числе и в общеобразовательных школах?

– Большей частью это учителя. Чтобы работать катехизатором, преподавателю нужен сертификат об окончании курса. Учителя приходят к нам, получают образование и, кроме своих предметов (русского языка, математики), они могут преподавать основы православной культуры.

– Как Вы считаете, на каком этапе сейчас находится получение в школе таких знаний? Какие перспективы для этих учителей? Может, Вы понимаете обстановку на местах?

– На мой взгляд, это необходимо, потому что подавляющее большинство людей нашей страны осознают себя православными. И конечно, им нужно где-то узнавать о православии. Многие из них не церковные люди, но они очень рады, что их детям кто-то может рассказать о Боге, о Священном Писании, о храме. Я думаю, введение этого предмета в школах было очень правильным решением, и оно приносит свои плоды. Дети взрослеют, но те семена, которые упали в их сердца, когда-то принесут свои плоды: пусть через один год, через два или через три – и это очень ценно.

– Вернемся к семинарии. Не так много времени остается до учебного года. Реально ли сейчас успеть попасть в вашу семинарию?

– В нашу семинарию попасть несложно. Она находится в пяти минутах езды на маршрутке от метро «Печатники» или в десяти минутах езды от метро «Текстильщики». Человек может приехать, посмотреть. Я готов встретиться с каждым абитуриентом.

– То есть сейчас еще реально попасть в семинарию?

– Да, в этом году из-за пандемии приемная кампания у нас будет продлена до конца сентября. Многие студенты (в том числе из-за рубежа) не смогли приехать, потому что было ограничено передвижение. У нас учатся студенты не только из России, но и из Украины, Белоруссии, Молдовы. Министерство образования разрешило продлить прием. И мы продлеваем его до конца сентября.

Сейчас проходит первый этап. Мы проводим как очные экзамены, так и дистанционные. Если кто-то не может приехать, он может сдать экзамены дистанционно и дистанционно пройти собеседование. На нашем сайте есть информационная система. Если человек не может приехать откуда-то издалека, то у него есть возможность зайти на сайт, в электронном виде подать документы, дистанционно сдать тесты и пройти собеседование.

Если будущий студент – москвич, он может приехать, пообщаться со мной, с преподавателями, проректором, посмотреть, как живут семинаристы, что они делают, побывать на богослужении и потом принять решение: подавать ли документы и сдавать ли экзамены. Если есть желающие, милости просим, мы будем рады.

– Мы затронули дистанционную форму обучения. А как Вы считаете, дистанционное обучение имеет место в духовной школе?

– Когда я впервые столкнулся с дистанционной формой обучения, у меня был определенный скепсис. Мы говорим о воспитании в духовной школе, о том, что наши семинаристы, наши воспитанники вовлечены в богослужебную практику, живут в семинарии, смотрят, как живут священники, как они служат, и в этом смысле дистанционное обучение – угроза всей системе духовного образования.

Когда мы начали внедрять эту систему, это была неизбежность. Обстоятельства сложились в этом году такие, что мы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Мы взаимодействовали с компанией Microsoft , закупили лицензию на Microsoft Teams. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Благодаря энтузиастам нашей семинарии мы создали платформу обучения и теперь можем подключить к ней очень большое количество пользователей.

Надо сказать, что в этом есть свои плюсы. Казалось бы, у человека появилась возможность ничего не делать. Он сидит дома перед компьютером, может включить, но не смотреть на экран, но очень интересный факт: студенты начали очень активно использовать эту систему. Они проходят тесты, пишут преподавателям. У них возникают вопросы, они общаются в чате. И конечно, возможности этой дистанционной системы очень большие. Преподаватели могут выложить какой-то фильм, презентации.

Информационные технологии дают свои преимущества. Нельзя сказать, что дистанционное обучение – зло. У нас эту систему внедрили, обкатали за полгода. У нас есть студенты – священники в сане, которые находятся на Камчатке. Для них это жизненная система, потому что очень дорого и далеко им приехать сюда или нашим преподавателям поехать туда, а дистанционно мы можем с ними взаимодействовать. И конечно, таким людям это очень необходимо. Я думаю, что дальнейшее обучение пойдет параллельно. Можно использовать очное обучение и дистанционное обучение там, где это необходимо.

– Отец Аполлинарий, спасибо за интересную беседу. Особенно было интересно узнать о жизни семинарии, прихода, в котором находится монастырь в Москве. Мы обычно ездим в паломничества в дальние страны. А вот, оказывается, в Москве есть свои святыни. Надо тоже о них не забывать. А молодым людям, которые хотят поступить в семинарию, но пока думают, можем посоветовать поступать в Перервинскую духовную семинарию.

– Я думаю, что любой, кто приедет в Перервинскую обитель на богослужение, не уйдет равнодушным, ему там понравится. Так что милости просим!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать