Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы. 

– Завтра очень важный день для всей нашей страны, для каждой семьи, потому что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». День скорби – 22 июня; началась Великая Отечественная война. Вы помните, как это было в те годы? Насколько важно помнить о наших павших героях?

– Помнить историю – это самое главное. Когда мы начнем забывать нашу историю, наших предков (это не только история нашего Отечества, а история нашей семьи, наших дедушек, бабушек, их родителей), у нас не будет будущего (ни в личном плане, ни в плане государства).

Страшный день. Помнить я его, конечно, не могу, но по рассказам родственников (у меня бабушка была фронтовичка, дед погиб на фронте) могу сказать, что это был страшный момент, когда в мирный воскресный день (абсолютно не ожидали, что произойдет что-то непоправимое) свершилась великая трагедия. Четыре года на своих плечах наш народ нес бремя этой беды, которая пришла в наше Отечество. Не только на фронте мы несли потери, но невозможно было бы что-то сделать в бою, если бы женщины, дети мужественно не трудились в тылу. Было единство всего народа. Об этом тоже надо всегда помнить. Надо помнить не только о радостных датах, которые в нашей жизни бывают, но и о скорбных.

В советское время помнили о дне начала войны, но в мою память это не врезалось. Да, конечно, это был особый, сугубый день. К огромному счастью, он до сих пор остается таковым. Мы смогли прийти к 9 мая, к празднику Победы, смогли победить зло фашизма. О таких вещах надо помнить. Если мы их будем забывать, то будем пустым местом, нулем. И таких событий в нашей истории очень много…

А ветеранов, к сожалению, сейчас остались единицы, это те люди, которые когда-то приходили к нам в школу, рассказывали о том, как это было. И мы достаточно глубоко могли сопереживать и видеть это по тем фильмам, которые (конечно, не во всей полноте) передавали ужасы войны. Но из тех рассказов наших бабушек и дедушек, которые все это пережили, мы чувствовали это. И до сих пор в нашем поколении сохраняется память о Великой Отечественной войне.

Иногда показывают по телевизору, как интервью берут у современной молодежи; честно говоря, не очень хочется верить в то, что люди не знают каких-то основных этапов нашей жизни.

– Кутузов видел Гитлера...

– Да. Или: «За что Сталин расстрелял Суворова и правильно ли он сделал?» Это поколение, которое, к сожалению, может потеряться в истории... Как тот Иван, который не помнит своего родства. Мы помнили и стараемся передать эту память дальше. Надеюсь, понятие патриотизма, которое на протяжении нескольких десятилетий пытались изжить из нашей памяти и сделать нарицательным, все-таки вернется в наше Отечество. Некоторые круги нашего общества как бы насмехаются над патриотизмом и говорят, что не в том он заключается, не о том нужно говорить; что патриотизм – это не только память о прошлом. Нет, именно в этом заключается патриотизм, чтобы помнить о тех великих достижениях, которые сделал наш народ на протяжении всей истории, независимо от того, какой строй у нас был. А нам есть чем гордиться, в отличие от многих других стран.

– Действительно, это очень животрепещущая тема; говорят, что парад – это расхищение бюджета. Пусть это будет на их совести. Можно приехать к вам в храм на Солдатской улице – это такой район, где память русского оружия и нашей страны сосредоточена на маленьком отрезке земли.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Жертва Христа на Кресте – это завершающий акт спасения человечества или это было только начало пути спасения?»

– Конечно, для нас, людей, это было началом нашего спасения. Если Пришествие в мир Христа было завершением Ветхого Завета и исполнением всех пророчеств, которые были, то смерть на кресте и Его Воскресение – это начало нашего спасительного пути. Здесь уже от нас зависит, как мы будем строить наш путь, будем ли нести достойно тот крест, который Господь вручает нам, или попытаемся в какой-то момент сбросить его со своих плеч и потечем по тому житейскому морю, которое нас может привести к пропасти.

– Следующий вопрос нам прислал наш телезритель: «Скажите, пожалуйста, с какого возраста нужно начинать рассказывать ребенку о Боге? С чего мне начать как крестной?»

– Наверное, такой вопрос более уместен был бы женатому священнику, который воспитывает своих детей, видит, знает их, но в силу того, что я много лет являюсь приходским священником, отвечу. Рассказывать о Боге ребенку надо с момента зарождения его души. Каким образом? Родители должны быть православными людьми, они должны быть в храме на богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин, жить церковной жизнью, иметь внутри себя Христа и самим знать о Боге и жить с Богом. Тогда и ребенок будет жить с Богом, когда с момента крещения в младенчестве его начнут причащать, он начнет бывать в храме, для него это будет образом жизни. И вопрос о Боге возникнет сам по себе. Маленькому ребенку сложно объяснить, но это будет ему на подсознательном уровне передаваться.

Как с молоком матери мы впитываем какие-то вещи, так и здесь он будет их понимать. Да, визуально это будет в виде той иконочки, которую он будет видеть. В его детском сознании будет понимание, что нельзя совершать плохих поступков, потому что Боженька все знает. Мы расстраиваем Бога так же, как расстраиваем родителей. Не потому надо не совершать плохих поступков, что папа с мамой нас накажут или Боженька накажет (Бог не наказывает, а вразумляет нас), а потому, что мы обижаем этими поступками и своих родителей, и Господа. Вот так можно рассказывать.

Как-то у одного греческого автора я прочитал, что ни в коем случае нельзя воспитывать ребенка на иллюстрированных детских Библиях. Они, конечно, красивые, замечательные, адаптированные, но ребенок, помимо адаптированного Священного Писания, еще знакомится и со сказками, которые тоже красиво иллюстрированы. Но когда ребенок вырастает, он понимает, что сказка – это сказка, и иллюстрированная Библия тоже начинает ассоциироваться со сказкой. Как проходит вера в сказку, так и в вере в Бога он начинает теряться. Может быть, конечно, это пройдет. И этот автор говорит, что надо по обычной Библии читать детям. Ведь даже мы, взрослые, начиная читать Священное Писание, не всё в нем понимаем, особенно на первых порах. И только когда начинаем вникать, жить по Евангелию, начинаем и Бога понимать, и священные строки, которые Господь нам посылает.

Казалось бы, мы читаем Священное Писание за богослужением, тексты идут всегда одни и те же, и каждый раз задаешься вопросом, что нового можно сказать на проповеди. Вроде бы уже все пересказано за годы твоего служения и не повториться очень сложно. Но Господь каждый раз открывает что-то новое через жизненный опыт, когда ты с кем-то познакомился, что-то прочитал, что-то услышал. И ты уже эти слова начинаешь осознавать немного по-другому, и приходит новое понимание. Так и у ребенка, если мы будем воспитывать его, причащать, вместе с ним ходить в храм. Но надо и самим родителям это делать с любовью, тогда и ребенок, как мне кажется, будет все это принимать совсем по-другому.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Есть ли у человека надежда, что в загробной жизни (не важно, где он окажется) он поймет суть происходивших в его земной жизни событий, которые он, может быть, до конца так и не понял? Например, какие-то встречи или что-то еще происходит, и человек не понимает, зачем это произошло, зачем это было ему дано. А там Бог откроет это человеку, если у него будет такое желание?»

– В нашей жизни есть поступки, которые имеют смысл или не имеют. Так, наверное, и после нашей смерти: в чем-то есть смысл, а в чем-то его нет. Когда мы сделали какую-то гадость, а потом начинаем рассуждать, почему мы ее сделали, это, конечно, хорошо – осознать, чтобы больше не совершать этого. Но уже исправить это невозможно, это уже сделано. Особенно когда мы прощаемся со своими близкими и начинаем вспоминать, что недодали любви, не оказали того внимания, которое должны были оказать, и плачем, страдаем, переживаем, но исправить уже ничего, к сожалению, не можем. И по отношению к тем людям, которые рядом с нами, мы ничего не меняем. К сожалению, после смерти исправить нам ничего нельзя.

Конечно, Господь откроет нам в день Страшного Суда все, что у нас было, мы поймем, осознаем всё, только, к сожалению, вопрос в том, будет ли это независимо от того, где мы окажемся... Надо все-таки стремиться, как говорят бабушки, быть «с краюшку, но в раюшке», жизнь прожить так, чтобы хотя бы последними стоять одесную Христа, а не ошуюю.

Поэтому желаю Вам, чтобы Вы постарались еще в этой жизни, на земле, осознать свою жизнь, не жить прошлым, а жить сегодняшним днем, потому что прошлое прошло, а будущее – неизвестно, наступит ли. А сегодня Господь дает Вам прожить день вместе с Ним или без Него. Так вот, желаю Вам прожить его сегодня с Господом, чтобы, если Господь даст нам завтра жить, и завтра Он был с нами. И тогда у нас не будет возникать этот вопрос, тогда Господь нам будет открывать, что нам нужно, а что нет. Старайтесь жить по воле Божией.

– К нам только что пришел вопрос: «Как лучше поминать своих близких, родителей: дома или на кладбище?»

– Конечно, их надо поминать везде. Православный человек имеет утреннее правило, в конце которого есть поминовение живых и усопших сродников. Это должна быть наша ежедневная молитва, ежедневное памятование. Для чего это сделано? Для того, чтобы мы помнили о бренности нашего мира, о нашем временном пребывании в нем, о том, что грядет следующий день и нам его надо прожить.

Поэтому мы поминаем наших усопших сродников. Молиться за них надо каждый день в своей домашней молитве. Посещение кладбища – это дань памяти нашим близким. Если есть захоронение, надо стараться его поддерживать в порядке, находить время посещать кладбище. Но одно другого не заменяет, все должно быть в гармонии. Должна быть и храмовая соборная молитва о наших усопших на литургии. Если они уже ничего поделать не могут, находясь там, то мы в земной жизни можем им помочь нашей молитвой, нашим желанием. Господь показывает, что есть примеры, когда удавалось отмаливать какие-то грехи грешников, которые они совершали при жизни. Поэтому молитесь.

И дома молиться – это наша обязанность. Как они когда-то заботились о нас в нашем детстве, так и мы должны заботиться об их бессмертной душе. Потому что им сегодня нужна молитва. И если это посещение могилы для того, чтобы там накрыть стол, выпить рюмку и закусить, поплакать и пожалеть себя, а не своих близких, то, наверное, будет лучше, если вы дома тихо помолитесь, чем так. А если придете на кладбище, где покоятся останки ваших близких, и помолитесь о той бессмертной душе, которая находится на небе, то и это не будет лишним.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Хочу сказать, что 22 июня для всех памятная дата. У меня отец еще помнит бомбежку Ярославля. Оба моих дедушки погибли на войне, не дожили до победы, и сын сейчас старше их. Я слышала и читала, что во время блокады Ленинграда или во время других сражений вокруг стен города или крепости обносили икону Богоматери. Почему икону Богоматери обносили чаще, чем икону Иисуса Христа? Или, может быть, я просто не знаю об этом? Но чаще слышится, что именно икону Богородицы проносили, что Она спасала Своим покровом».

– Не зря Россия называется одним из уделов Пресвятой Богородицы, потому что любовь русского народа к Божией Матери – это, наверное, как и любовь к матери. Она особая, поэтому Божию Матерь здесь очень любят. Почему икону Божией Матери, а не Спасителя? Так Она же со Спасителем на руках. В основном все иконы Божией Матери, которые мы знаем (и Тихвинская, и Казанская), с Младенцем на руках. Она Молитвенница, Предстательница, Она вымаливает нас у Своего Сына. Поэтому мы Ее называем Стеной Нерушимой.

Господь дал Ей такую милость – быть Предстательницей за род человеческий. Поэтому, наверное, в эти дни именно икона Божией Матери и выносилась. Вся наша история связана с иконами Пресвятой Богородицы, но на знамени русского воинства всегда был Спас Нерукотворный и Георгий Победоносец. То есть здесь нет какого-то умаления, мы знаем, что Матерь Божия помогает только той благодатью Божией, которую дает Сын, а не Своей какой-то личной властью.

– Следующий вопрос: «Как избавиться от плохих мыслей о смерти, о конце света? За последние несколько лет эти мысли не оставляют».

– Очень сложно избавиться, когда со всех сторон на нас давят апокалиптические настроения и все больше какой-то негатив звучит. Это о чем говорит? Прежде всего о нашем маловерии. Мы можем, конечно, ждать конца света, но можем его не дождаться. Потому что для каждого из нас конец света – это момент нашего последнего пребывания на земле. И никто не знает, когда он будет. Многие ждали приближающегося конца света, но так его и не дождались. Сегодня они ожидают уже Второе Пришествие, когда надо будет дать ответ перед Богом за ту жизнь, что прожили. Это печально. Надо не ждать конца, а жить с Богом, не надо бояться конца света.

Много раз говорил, что наше отличие от первых христиан в том, что они ждали и радовались, что придет Христос, а мы боимся, что придет антихрист. Мы не ждем Христа, мы ждем антихриста сегодня. Ждите Христа, и тогда не будет страшен конец света. Живите со Христом, тогда ничего не будет страшно. Бойтесь обидеть Бога своей земной жизнью, тогда Господь все управит. А мы боимся всего: власть имущих, потери материального состояния.  Вирусов всяких боимся – Бога не боимся. Старайтесь жить без греха. Тогда ничего страшного не будет. А конец света… Главное, чтобы мы молились, Бога от себя не отгоняли. Когда Господь покинет нас, когда мы сами отдалимся от Бога, тогда для нас наступит конец света при жизни. Пока мы с Богом, все возможно преодолеть.

– Вопрос телезрителя: «Мы должны молиться об упокоении душ усопших, чтобы им было легче, чтобы Господь смилостивился и простил им многие грехи. Могут ли усопшие молиться за нас на том свете и как-то нам помогать?»

– Я думаю, что не только могут, но и делают это. Они молят Бога, чтобы Он вразумил нас, чтобы мы не совершали неправильные поступки (которые они, может быть, совершили), чтобы Господь уберег нас от этого. Я верю в то, что они молятся за нас еще больше и сильнее, чем мы молимся за них.

– Вопрос: «Когда я прихожу в церковь, мне хочется плакать. Поэтому стесняюсь ходить в храм. Что мне делать?»

– Все, что препятствует хождению человека в храм, – от лукавого, искушение, соблазн (по-разному можно назвать). Не от Бога все это посылается. Если Вы находитесь в храме и от умиления у Вас текут слезы, что же в этом страшного? Задайте себе вопрос: по какой причине Вы плачете? Себя жалеете – или плачете о своих грехах (плачете с покаянием, чтобы Господь простил Вам те или иные грехи, о которых рыдает человек, видя всю скверность своей жизни)?

Ничего страшного в этом нет. Наоборот, надо радоваться, что Господь умягчает до слез наше сердце. Если слезы появляются вместе с чувством стыда, то не надо таких слез, лучше прийти без них. Пусть будут искренние слезы покаяния. Поверьте мне, много людей приходит в храм: большинство – не с радостью, а с печалью, принося свои скорби, болезни. Плачут о жизни, здоровье.

Когда люди начинают жить с Богом, начинают по-другому все оценивать, плакать о своих грехах, Господь дает силы, укрепление, помощь. Мы чувствуем это, только не всегда хотим брать. Старайтесь жить с Богом.

– Вопрос: «Как уговорить родителей (маме 58 лет, папе – 59) исповедоваться и причаститься?»

– Уговорить никак нельзя. Живите христианской жизнью, проявляйте любовь к родителям, чтобы они видели: Ваше пребывание в Церкви, причащение делают Вас лучше, добрее, внимательнее, а не фанатичнее. Не надо настаивать. Так же, как с ребенком: в какой-то определенный момент его можно заставить пойти в храм, но наступает возраст, когда ни заставить, ни убедить нельзя.

Будьте мудрее! Включите какую-то программу, предложите родителям посмотреть вместе хороший духовный фильм. Но Вы не должны быть настойчивыми. Не уподобляйтесь сектантам, которые давят на людей. Родители уже взрослые. Давить на взрослого человека (примерно моего возраста) очень сложно: мы можем под давлением с чем-то согласиться, но внутри-то протест будет. Если в таком состоянии они придут в храм, то лучше бы и не приходили.

Молитесь за них искренне. Но не напоказ перед ними: «Господи! Вразуми их, родителей моих!» С добротой, любовью в своей тихой келейной молитве, как жена молится о муже, который, может быть, не ходит в храм (или муж о жене, которая не всегда хочет ходить в храм). Огромное счастье, когда люди «едиными усты и единым сердцем» всей семьей идут в храм, вместе славят Бога!

Сколько семей, в которых ходят в храм поодиночке! Слава Богу, когда муж или жена не препятствуют этому. Сколько бывает скандалов на этой почве!

Молитесь дома, чтобы Господь как-то вразумил, умягчил их сердца, показал им временность этой жизни: что полдень жизни пройден, время пришло к вечеру, если не к закату. Только так: вести к Богу своим личным примером, любовью, жизнью со Христом.

– Вопрос: «Как научиться любить людей? Как перестать завидовать?»

– Все хорошее в жизни – дар Божий. Для этого надо потрудиться. Отец Иоанн (Крестьянкин) в одной из проповедей сказал: «Нам говорят, что мы должны любить всех. Может ли человек любить всех? Конечно, не может. Но мы должны, потому что мы христиане». Здесь происходит проверка нашей веры: можем ли мы всех любить?

Научитесь для начала хотя бы не ненавидеть, не испытывать неприязни к окружающим Вас людям (не говоря уж о каких-то явных врагах). Постарайтесь сохранить в своем сердце христианскую терпимость, если любви совсем нет. Постепенно, маленькими шажками мы, наверное, придем к любви. Но это совершенство – дар, который дает Господь.

Научитесь сначала любить Бога. Научитесь любить Бога – тогда будете учиться любить ближнего, как самого себя. Себя-то мы любим? Любим. Надо возлюбить Бога больше, чем себя. Когда возлюбим Бога больше, чем себя, сможем отречься от себя, тогда, наверное, научимся любить и окружающих.

Преподобный Серафим не проклинал разбойников, которые избивали его, а молился за них с любовью. В нем была любовь. Надо учиться и просить у Бога этот дар. Любовь – это дар.

Зависть съедает человека. Чему завидовать? Как завидовать? Позавидуйте лучше подвижнику благочестия, который достиг благодати Божией. Постарайтесь найти свой путь, пойдя, может быть, по его стопам для того, чтобы стяжать хотя бы часть той благодати, которая была у него. Это хорошая зависть: она является стимулом совершенствования нашего жизненного пути.

А зависть по поводу того, что у кого-то машина лучше, чем у меня… Ну и что? В этом ли заключается счастье? Я много раз говорил, что не видел ни одного абсолютно счастливого богатого человека. Я видел людей, которые ничего не имели, но от них исходила доброта и любовь, с ними хотелось общаться. Бывает, с человеком за столом сидеть не хочется, не можешь с ним двух слов молвить, а с ними хотелось разговаривать, быть рядом, питаться от этого источника жизни.

Зависть – плохое чувство, которое съедает вас самих. Лучше порадуйтесь за человека, который смог чего-то достичь. Слава Богу, что Господь ему что-то дал! У нас должен быть какой-то другой дар, который мы проглядели. Попросите Бога открыть в Вас этот дар: «Господи, слепой, не вижу! Помоги мне найти, в чем я могу быть хорошим, что приведет меня к Царствию Божьему…»

Мы завидуем не каким-то духовным достижениям в жизни человека, а житейскому благополучию. Оно рано или поздно закончится. Многие старцы говорят: «К гробу тележку не приделаешь». С собой ничего не возьмешь из того, чему мы завидуем. А с чем туда душа пойдет?

Читайте жития святых, старайтесь им уподобляться и, может быть, хотя бы чуть-чуть, маленькую толику своей жизни исправлять, используя их пример. Это будет хорошая зависть. А другую вытравляйте из своего сердца…

– Еще и время тратишь на разные умствования.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Второй год каждую ночь мне снятся усопшие мама, папа, родственники, друзья. Мы с ними гуляем, что-то делаем по дому. Мне это не мешает, я всегда рада. Но я думаю: нормально ли это? Может быть, у них что-то не так? Я хожу в церковь, подаю записки, стою на панихидах».

– Замечательный вопрос! Не задумывайтесь над этим. Тем более что сны не плохие: усопшие ничего у Вас не просят. Может быть, напоминают Вам: «Посмотри на свою жизнь». За них-то молитесь, а сами как живете? По-христиански, с Богом?

Старцы рекомендуют стараться очень настороженно относиться к снам. Где грань: сон от Бога – или враг искушает  этим сном? Что думать? Приснилось – слава Богу! Чем больше будете о чем-то думать, тем чаще это будет сниться, потому что сон – изъявление нашего подсознания, как говорят психологи. Наверное, так в какой-то мере и есть: мы о чем-то думаем – потом видим это во сне.

Порадуйтесь, что у них все хорошо (как Вам приснилось), помолитесь, поблагодарите Бога за все. Старайтесь проводить свою жизнь с Богом. Не живите снами – живите Священным Писанием, Святым Евангелием.

– Может быть, усиленно помолиться за них?

– Молится же, говорит: «Я молюсь, поминаю в храме». Они же не в плохом, а в хорошем сне. Радоваться надо всему!

– Вопрос: «Многие советуют пройти отчитку. Как к этому относиться? Вредно это или полезно?»

– Что значит «вредно или полезно»? Есть церковное чинопоследование. Если оно есть и принято Церковью, значит, должно идти на пользу людям. Но нет универсальной таблетки для всех, которая исцеляла бы тот или иной недуг. Отчитка – это не панацея от всех проблем нашей жизни, поэтому к ней надо относиться очень осторожно, с большим вниманием. Ее нельзя отрицать.

Не всегда нужно хирургическое вмешательство, когда можно что-то сделать медикаментозно. Так и в духовном плане. Не прибегайте к хирургии, не отсекайте какой-то орган, когда вас можно вылечить по-другому.

Почему сейчас отношение к отчитке как к панацее? К сожалению, наше подсознание таково: «Ничего не надо делать – только съездить на отчитку». Сейчас мы все сразу вдруг стали одержимы какими-то бесами: «Я съезжу на отчитку – и это все пройдет, все у меня в жизни будет нормально».

Но как жил человек без Бога – так и дальше продолжает жить. Надо начать ходить в храм, регулярно исповедоваться, причащаться, начать дружить со Христом. Тогда многие ваши невзгоды уйдут.

Если человек явно бесноватый (это же видно), для него нужна отчитка. Но я очень настороженно отношусь к массовым отчиткам. Тому человеку, который этим занимается, надо быть духовно очень сильным. Тем, которые приходят, надо быть очень внимательными во время отчитки, потому что бес, исходящий из кого-то, ищет, куда ему податься.

Насколько вы в этот момент будете в молитвенном делании? Не попустите бесу прийти в ваше сердце, в душу? Можно приехать с одним маленьким недугом безо всякого беса, а уехать с легионом.

Сначала ищите лечения у терапевта. А терапевт для вас – ваш приходской батюшка, к которому вы ходите. Если в какой-то момент батюшка сочтет нужным направить вас к более опытному, духовному священнику или старцу, который занимается отчиткой, тогда с его благословения вы и поедете туда.

Не занимайтесь самолечением ни в медицинском, ни в духовном плане. Везде должен быть помощник-специалист. Господь посылает нам в земной жизни врачей, к мнению которых мы должны прислушиваться. В духовной жизни Господь дает нам Церковь Божию, закон Божий, Священное Писание и батюшек, которые должны вести нас по житейскому морю к Царствию Божьему.

Мы переживаем за каждого из вас, хотим для вас только лучшего. Бывает, человек ничего не делает – и ждет изменений: «Батюшка, Вы освятили квартиру, а в нашей жизни ничего не изменилось: как ругались – так и ругаемся». Квартиру-то батюшка освятил, а вы в своей жизни что-нибудь поменяли? С любым церковным действием должно происходить духовное совершенствование человека. Если мы созрели для того, чтобы освятить квартиру, значит, должны что-то изменить в своей жизни, в отношениях друг с другом. Тогда что-то начнет меняться.

«Батюшка! Я освятил машину – и тут же ее разбил!» Ну конечно, ты ее разбил, потому что ехал, не соблюдая правил дорожного движения. Если ты освятил машину, то считаешь, что не нужно соблюдать правила и можно давить на педаль газа до упора – и все будет хорошо? Нет, так не бывает! Не зря в народе говорится: «Береженого Бог бережет». Русские – народ мудрый. У нас много хороших пословиц.

В своей жизни надо что-то менять с каждым церковным действом. Тем более прежде чем прибегать к отчитке.

– Надо быть внимательным и прежде всего поставить диагноз. Может быть, нужен хороший психолог или психотерапевт?

– Батюшка у нас и психотерапевт... Психотерапевт заработает на вас, а не попытается излечить вашу духовную зависимость. Он найдет внешнюю причину, а не духовную. Кому-то, может быть, и психотерапевт нужен...

Но когда дело касается бесноватости, борьбы с демоном, нужно идти не к психотерапевту.

– Надо выявить причину. Есть разные пути решения проблемы.

Я хотел бы попросить Вас напоследок обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие мои! Сегодня замечательный воскресный день, праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. Огромный сонм угодников Божиих предстоит на церковном небосклоне, сияет оттуда звездами и дает нам возможность видеть те подвиги, которые совершали не какие-то святые, жившие в древности где-то за пределами нашего Отечества, а близкие нам по крови, духу, менталитету. Некоторые из них не так далеки от нас по времени.

Сердце радуется тому, что у Престола Божия – такой огромный сонм наших русских святых, которые молятся за нас, за наше Отечество: и преподобные, и князья, и страстотерпцы, и мученики, и новомученики Российские, и множество других. Дай Бог, чтобы их жизнь, пример, молитвенное предстательство за каждого из нас давали нам возможность, подобно им, иметь любовь к Богу, быть вместе с Ним. А всех вас, дорогие мои, с праздником!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать