Беседы с батюшкой. Оглашение и катехизация. Священник Николай Катан. 22 августа 2023

22 августа 2023 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

В студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священник Николай Катан.

– Сегодня мы поговорим на очень важную тему: об оглашении, крещении, катехизации и в том числе о внутренней миссии. Совсем недавно возобновились беседы перед крещением. Это было отмечено даже на высшем церковном уровне. Каждый человек, который хочет креститься сам либо крестит маленьких детей, приглашается на беседу. Что это за беседы? Почему они так важны? Как это происходит?

– Многие пугаются, когда произносишь слово «собеседование» или «беседа», думают, что это какой-то экзамен, который нужно обязательно сдать для того, чтобы стать крестным, подтвердить свое звание. На самом деле это больше разговор и знакомство. Многие люди, которые становятся крестными, не так часто переступают порог храма. Священник должен хотя бы увидеть этого человека, пообщаться с ним.

И даже если это прихожанин, который часто ходит в храм, священнику важно услышать от него, во что он верит, чем для него является крещение. Это беседа верующих людей, объединенная целью спасения души и следования за Христом для того, чтобы познакомиться, пообщаться и немного больше узнать друг о друге, рассказать о своем опыте веры.

Если человек совсем мало ходил в храм, для меня как для священника это очередной миссионерский момент. Я имею возможность пообщаться с ним, рассказать ему что-то новое, поменять взгляд на Церковь, на таинство, на то, как стоит верить и зачем вообще ходить в храм. Мы иногда начинаем с самых азов, с простых вещей. Поэтому эти беседы являются в первую очередь не столько экзаменом (никто оценки ставить не будет), сколько разговором священника и человека, который хочет приблизиться к этому таинству, чтобы  лучше понимать, куда двигаться.

– Классический случай, когда люди приходят крестить ребенка, потому что так попросила бабушка или просто так надо. Эти люди приходят в церковь просто исполнить обряд, абсолютно не понимая его сути. Часто ли сталкиваетесь с этим?

– Очень часто. Задаешь человеку первый вопрос: «Что Вас привело?» И доводится слышать разные ответы: кто-то говорит, чтоб ребенок не болел (люди часто признаются в такой цели); или с ним что-то не произошло, или что так положено.

Поэтому наша задача как священников донести в первую очередь истинный смысл крещения, для чего оно совершается. На такие ответы можно задать следующий вопрос: «А если ребенок болеет и после крещения не исцелится, получается, зря крестились?» Нужно показать истинный смысл, чтоб человек, имея ложные представления, потом не разочаровался в Церкви, в Боге, в своем пути.

Людей после беседы мы направляем помолиться дома или в храме перед иконами, потому что живое общение с Богом, живое направление к Нему является первоочередным. Чтобы человек пошел не к батюшке и не в свечную лавку узнать, что нужно сделать, чтоб покрестить ребенка... В первую очередь его нужно направить к Богу. Одним из первых моментов, которые мы стараемся совершить после беседы, – это молитва, чтобы человек, может быть, впервые в своей жизни осознал себя перед Богом; что он молится живому Богу, Который слышит его. И он хочет помочь крестнику быть на этом пути.

– Вопрос от телезрительницы Валентины из Йошкар-Олы: «Святые отцы пишут, что если нарушить одну заповедь, то уже не спасешься. Но ведь нет идеальных людей, как Господь Иисус Христос. Даже уныние находит: вроде стараешься все соблюсти, жить по правилам, по-христиански, ползем к Нему, как можем, но все равно что-то и нарушишь. Как нам быть в этом случае?»

– Это то, о чем мы постоянно говорим. По крайней мере, я со своими прихожанами. Ответ заключается в следующем: если мы нарушаем заповеди, это не означает, что мы не спасемся. В Писании сказано немножко по-другому: если нарушил даже одну из заповедей, то нарушил весь закон. И действительно, нас это наталкивает на мысль: «А как быть? Как спасаться?» Получается, мы нарушители закона.

Но если мы будем внимательно читать Писание и применять его в своей жизни, то поймем, что большую часть тех заповедей, которые оставил нам Господь, мы не исполняем. Если идти дальше и посмотреть на опыт тех людей, которые своей жизнью исполнили Евангелие и которых мы называем святыми, то они показывают нам, что спасение проистекает не из того, что ты такой правильный, на доске почета, все исполнил, а в первую очередь из милости Божией. То есть это как дар, как некий подарок человеку.

Как бы мы ни хотели, мы не сможем исполнить все заповеди. Это касается и нашей темы в том числе. Крещение помогает в том, что мы называем первородным грехом или повреждением. Человек заражен грехом и поврежден им. Иногда ты можешь даже, допустим, помочь кому-то в каком-то деле, но потом замечаешь за собой, что в этом уже есть какая-то часть гордыни: «Как хорошо! Можно об этом в соцсетях рассказать, выложить в Интернете, что у меня так получилось». Осознавая это, ты понимаешь, что уже испортил свое доброе дело тем, что возгордился. И ты притекаешь к Богу, признаешься Ему: «Господи, вот такой я, у меня ничего не получается».

Мы приходим к очень необычной вещи для далекого от христианства человека: оказывается, мы спасаемся тем, что недостойны, тем, что признаем это, каемся перед Богом и говорим: «Господи, я спасаюсь только Твоей любовью, только Твоим снисхождением ко мне. Как бы я ни старался, у меня никогда ничего не получится».

Я бы Вам советовал не зацикливаться на том, сколько Вы сегодня исполнили заповедей, а сколько нарушили. Не подсчитывать это, а настроить свой ум и жизнь на правильное понимание покаяния. Тогда вся жизнь будет покаянием. Ребенок говорит своему отцу: «Папа, прости меня, но у меня пока это не получается. Я очень сильно хочу, но без тебя мне не справиться. Помоги, спаси меня, прости». Если у нас будет такое настроение, то мы будем близки к правильному христианскому подходу и даже, думаю, к спасению своей души.

– Человек, который согрешил и понял это, может тут же впасть в уныние. Знание того, что это грех, иногда повергает человека в другую крайность.

– Это часть некоторого заблуждения о себе, мол, я могу быть чистеньким, правильным, а сегодня, оказывается, одно пятнышко появилось на мне. Если посмотреть на себя честно, искренне, без лишнего самобичевания, взглянуть на себя критически, то каждый день мы делаем очень много греха. Одно дело, если это простой, небольшой грех: стоит не корить себя, а тут же покаяться перед Богом, мысленно преклонить свою голову перед Господом и попросить прощения.

– Получается, это то, о чем мы говорили: о молитве, разговоре с Богом?

– Совершенно верно.

– Если в момент, когда произошло что-то нехорошее, сказать «Господи, прости» с каким-то сокрушением, то это уже молитва. 

– Мы ждем исповеди, чтобы прийти к батюшке и покаяться. Но на самом деле нужно каяться до того, как пришли в церковь. Нужно внутренне осознать, переменить ход своих мыслей, свое отношение к этому греху, а на исповеди только испросить у Господа благословения и благодати, чтобы Он исцелил эту рану нашей души, которую сделал грех, и помог нам больше не возвращаться к этому.

Мы каждый день недостойны Царства Небесного. Мы каждый день согрешаем. Но если так себя настраивать, то действительно впадешь в уныние. У святых отцов есть такая фраза: перед тем как согрешил, помышляй Бога как строгого Судью; после того как согрешил, помышляй Бога как Милостивого Отца. Этот настрой приоткроет правильный взгляд на нашу жизнь.

– Бог не бюрократ, вряд ли Он все записывает. Такого не бывает. Он Милостивый Отец. Тем и спасаемся. Идеальный случай, когда есть крестные. Бывает, их нет. Хорошо, когда крестный что-то слышал о Боге и сам крещеный. Бывало, и мусульман приводили. Все это от незнания. 

– У меня был такой случай: я служил в больнице в Якутске, люди приехали, как там говорят, из улусов, то есть из дальних поселков. Если даже там есть храм, то священник приезжает туда очень редко, раз в год. И я понимаю, что не могу их отпустить просто так. Они пришли крестить ребенка, но оказалось, что ни отец ребенка, ни крестный, ни дедушка с бабушкой не были крещены. И вместо того, чтобы покрестить ребенка, мы крестили всю семью.

– Весь улус.

– Да.

– Но они же, получается, верили.

– У них была единственная возможность попасть в храм, потому что ребенок был в больнице. У нас был домовый храм на первом этаже при детской больнице. И они спустились вниз, зашли, поинтересовались… И с радостью согласились креститься, после чего ушли озаренные, просветленные.

– Получается, не было бесед, о которых мы сейчас говорим.

– Мы же говорим об идеальных случаях, когда есть крестные, есть время, есть священник, который служит постоянно в одном месте. Эти люди живут немножко в других реалиях, и применять строгие правила по отношению к ним будет даже просто по-человечески неправильно.

– Не говорить же им выучить Символ веры через месяц на экзамен.

– Конечно. Какой тогда результат мы получим? Можно им рассказать в нескольких словах за 15–20 минут перед крещением о том, что сейчас будет происходить, вместе с ними помолиться. И они получат Божью благодать, совершат это с верой. В таинстве Крещения даже есть молитва, которую священники обычно читают тайно: «Господи, несмотря на мое недостоинство, не дай, чтобы они не сподобились Твоей благодати. Удостой их принять Святое Крещение. Наставь их на основание апостолов и Твоего Писания».

Я думаю, в этом будет больше смысла, чем строго сказать: «Нет, вы пока не совсем достойны креститься. Ребенка крещу, а вас нет».

– А кто в итоге был крестным?

– Крестный был тоже некрещеный. Мы сначала его покрестили, а потом он взял на руки ребенка и поднес к купели. Его покрестили в том же таинстве. Мне сразу вспомнился момент, когда апостол Петр крестил семью сотника Корнилия. Тоже целую семью. Все обратились ко Господу. Думаю, и в наше время многие священники могут рассказать такие истории. Когда крестишь всю семью, испытываешь только радость и надежду, что они, имея этот храм у себя в селе, хоть священник туда и не приходит, смогут прийти помолиться и не почувствуют себя чужими.

– А если пришли крестные, которые ничего не знают? Их заставили прийти.

– Или очень попросили.

– И очень долго согласовывали время. Они все-таки пришли и говорят: «Ну, что Вы от нас хотите? Давайте мы деньги заплатим, храму поможем. Батюшка, скорее уже все сделаем и разойдемся». Я неоднократно это наблюдал.

– Или говорят, что пять лет назад крестили и можно не проходить эти собеседования еще раз. Говорю им: «Ну, давайте встретимся, хотя бы познакомимся», объясняю, что ничего сверхъестественного требовать от них не буду, просто всё согласуем. А потом в разговоре задам пару вопросов, и человек уже сам начинает рассказывать какой-то опыт своей жизни.

– Люди не осознают, что становятся членами Церкви, чего-то очень большого. А порой и не осознают, что вообще происходит: какая Церковь? Какой Христос? Присутствует некий магизм.

– Это сложности современного подхода к христианству. Первые христиане чувствовали себя как общность. Христос не пришел домой к каждому апостолу, а собирал их вместе. Потом они собирались вместе для Евхаристии, для общей молитвы. Церковь существовала как община. Когда христианство было государственной религией (Византия), люди ощущали себя не просто частью общины, а частью государства, потому что это было общим делом. Сейчас христианство для многих – личное дело. То есть не как «литургия», которая переводится как «общее дело», а как личное дело. То есть я приобщаюсь к вере в Бога, совершаю таинство, которое Он заповедовал, но не до конца ощущаю себя частью той общины и тех людей, которые так же, как и я, пришли ко Христу.

Мы говорим о тех людях, которые приходят крестить своих детей и становятся крестными. Они иногда не понимают, зачем ходить в храм, зачем таинство, зачем нужен батюшка… «Зачем посредник, если я могу к Богу и так обратиться? Зачем мне идти на исповедь, если я могу и так покаяться?» Приходится им объяснять с нуля, зачем вообще мы существуем как Церковь и зачем им приходить к нам, чтобы они здесь крестились... Хотя иногда ради интереса задаешь вопрос: «А зачем Вам крещение? Ребенок может и так жить, Вы же не верите…» Заинтересовываешь человека беседой через такой острый вопрос. Все происходит абсолютно по-доброму, по-хорошему, человек даже улыбается – понимает всю подноготную вопроса, но заинтересовывается. Это его подстегивает войти в дискуссию, и он так включается. Иногда смотришь на человека, общаешься, обменялись несколькими словами, и ты уже смотришь по человеку, с какой стороны к нему подойти. У каждого человека есть душа, сердце, к которым, как к замочку, нужно подобрать ключик. И пытаешься, насколько это возможно, подобрать, чтобы он не закрывался от тебя, чтобы ты мог как-то с ним пообщаться открыто.

– Я знаю случаи, когда священники отказывали в крещении: «В этом нет никакого смысла, Вы просто элементарно не понимаете, что происходит, и даже не хотите этого узнать». Люди уходили и потом через какое-то время возвращались, потому что действительно о чем-то начинали задумываться.

– Это очень непростой выбор, даже недавно в общении с батюшками такой вопрос возник, когда к священнику пришли в храм креститься, но откровенно сказали, что ходить не будут. И батюшка, пообщавшись с ними, пишет нам в группу: «Отцы, вопрос: как бы вы поступили – крестить или не крестить?» Потому что люди честно заявляют, что ходить не будут, нужно просто исполнить, как они говорят, «обряд», и чтобы на этом все закончилось. И это, конечно, большой вопрос для каждого священника: как поступить в этой ситуации? Может быть, в идеале, несколько раз встретиться, если они захотят, с этими людьми, но перед тем, как отказывать в крещении, нужно очень серьезно задуматься, а лучше – помолиться.

Мы знаем одного из самых актуальных священников нашего времени – отца Иоанна (Крестьянкина). Мы знаем, что к нему люди приезжали с вопросами, и он иногда не сразу отвечал, говорил: «Давайте мы два-три дня помолимся, и потом я постараюсь ответить на ваш вопрос». Он потом встречался с ними и говорил то, что Господь ему открывал. Я думаю, что мы, конечно, не настолько являемся духоносными людьми, старцами, но помолиться и попросить у Бога ответа на этот вопрос, чтобы Он Сам как-то устроил эту ситуацию, я думаю, стоит. Когда ты не знаешь, как поступить, лучше начать с молитвы. Просто вручить эту ситуацию в руки Божии. Уже несколько раз такое замечал: ситуация сама решается – люди сами звонят, сами пишут и принимают решения. Ты потом просто возводишь внутренние свои духовные очи к небу, благодаришь Господа, что сама ситуация как-то разрешилась, когда ты не знал, как поступить.

– Был как-то такой вопрос, покрестили младенчика (кажется, четырех лет), и батюшка сказал: «Вы завтра придите, пожалуйста, причастите его». «А он заболел, и теперь ему 34 года, мы, кажется, что-то пропустили, что-то нарушили». А батюшка говорит: «А теперь нужно причаститься». Это уже может быть шоком своего рода – надо куда-то идти опять.

– Это тоже случай, который может для нас, священников, служить неким миссионерским подходом, что человек не просто покрестился, а ты его просишь на следующий день или в течение недели прийти еще раз для того, чтобы не просто его покрестил и отпустил, а чтобы он еще раз пришел в храм. Может, он, если у него не было такого желания жить церковной жизнью, придя в следующий раз, подумает: какая хорошая традиция… Ведь ничего не стоит прийти в воскресенье, мы просим даже к концу службы с детьми приходить, потому что очень тяжело с младенцами отстоять всю службу. Он посмотрит – ничего сложного нет, пришли, помолились и ребенка причастили. Может быть, это для них станет очередным шагом на пути к Господу.

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, как разумно поступать в такой ситуации: есть ли смысл крестить ребенка, если его родители формально крещеные (не имеют понятия, что такое крещальный обет, в чем заключается смысл христианства) и их друзья, которых берут в качестве крестных, такие же? Может быть, есть смысл подождать, когда ребенок сам осмысленно, осознанно примет это?»

– Можно еще раз повторить то, о чем мы говорили. Это та ситуация, с которой священник сталкивается очень часто. Давайте просто умозрительно возьмем определенный храм, там служит определенный батюшка. К нему приходят такого рода люди с таким вопросом, он общается, понимает, что люди, конечно, далеки от Господа, от Церкви. И что ему делать? Быть строгим, требовательным? Оттолкнуть их? Или как раз это миссионерский момент, когда ты можешь встретиться с человеком?!

Одно дело, когда ты к нему обращаешься, а тут люди приходят к тебе, и они заведомо готовы услышать то, о чем ты говоришь. Если я обращусь, они, скорее всего, внутренне закроются от меня, и из уважения к сану, к священству они согласятся в чем-то со мной, не будут спорить, но будут продолжать относиться к этому всему так же, как и относились. Или, наоборот, отнесутся как к какому-то навязыванию. А тут они приходят сами, и я думаю, что у священника тут стоит задача не до конца оценивать их по шкале  православности, а больше постараться в этот момент с ними поговорить, объяснить им, что православие – это не только какие-то обязанности, которые мы на себя берем. Люди думают, что если быть православным, христианином, то нужно сразу от многого отказаться, сразу представляют себе много сложностей – пост, долгие молитвы, какие-то стояния, батюшка что-то им рассказывает на исповеди... То есть они видят христианство как некое самоограничение. «Вот буду я стареньким, приду, упаду на колени, заплачу перед Боженькой, Он мне простит…» Нужно раскрыть по-другому им взгляд на христианство – через разговор, общение, их присутствие (потому что многие заходят в храм за долгие годы впервые). И потом многие уходят из храма воодушевленные: «Так хорошо нам стало, мы пообщались». Ведь истории тех людей, которые приходили к Богу, увенчаются тем, что они пришли в храм, почувствовали себя как дома, почувствовали эту Божию благодать сами, а не просто по рассказам. Господь коснулся их сердца, и они отозвались.

Это возможность для людей обратиться к Богу, это лучше, нежели оценка. Мы и так знаем, как они живут и как веруют. И что тут утверждать в очередной раз? Можно сказать: «Вы – неверующие, вы недостойны, придете, когда будете готовы». Будет ли это правильным подходом, я очень сильно сомневаюсь. И ждать, пока ребенок подрастет, если он в семье не видел веры? Очень мало шансов для того, что он вообще обратится к Господу.

– Самое главное здесь еще – выбор крестных. Обычно выбирают самых близких друзей, чтобы подарки дарили. Тоже неплохо, кстати, это житейское дело.

– Хотя бы так.

– Но все-таки крестного как правильно выбрать? Есть ли какой-то общий рецепт?

– В первую очередь человек должен быть крещеный и хоть как-то верующий. То есть он должен не отрицать существование Господа и верить в Иисуса Христа. Как он верит, это уже второй вопрос, но то, что он признает, что Иисус Христос – это его Бог, это в первую очередь. Если он неверующий, не верит в Иисуса Христа, он никак не может стать крестным, хоть мы даже не будем ему нравственных оценок давать.

Второе (немножко широко отвечу на этот вопрос): современный крестный – это не крестный, который был лет сто назад, когда люди жили в маленьких селениях, где человек знал, что вот мой дом, это моя семья, отец живет на краю села, да другом краю села, допустим, мой крестный... Крестные выполняют на самом деле свою миссию в воспитании и в христианстве, а сейчас, даже если мы живем в одном городе, то видимся очень редко. Поэтому крестный (как я его называю) – невидимый ангел-хранитель, человек, которому ты в любой момент можешь позвонить, который никогда не будет тебе завидовать, но всегда будет радоваться твоим успехам, вне зависимости от того, как складываются твои отношения с родителями, даже если ты уже год-два не разговаривал с ними, ты знаешь, что в любой момент можешь набрать номер крестного, позвонить ему и рассказать свою ситуацию. И он, как друг семьи, как человек, который искренне переживает за тебя, даст совет или взгляд на твою жизненную ситуацию.

Современный крестный также – это (в идеальной степени) пример того, как можно жить в современном мире, быть современным человеком и в то же время верующим. Маленький человек после того, как его крестили, вырос, он смотрит на крестного и говорит: «Я примерно понимаю, как быть современным и в то же время верующим человеком. Я вижу пример перед глазами». Это то, что я бы посоветовал; если есть такой человек в окружении, его стоит выбирать. Но часто такого не бывает, поэтому не зря для крестного ведутся беседы, чтобы человека наставить, где-то подправить,  подсказать, как правильно. По крайней мере, это должен быть друг семьи, человек, с которым можно разделить эту радость.

Для каждого христианина момент крещения ребенка – это радость, которая переполняет твое сердце, особенно у родителей, которые вспоминают сразу крещение своих детей. Это моменты радости, которыми ты хочешь поделиться только со своими близкими, поэтому крестный должен быть тем человеком, с которым ты хочешь поделиться этой радостью.

Младенчик только родился – он же святой, безгрешный ангелочек. Мы приходим в храм, старшенький причащается, а младшенького еще не крестили, и как-то чувствуешь какую-то неполноценность всего в этой ситуации. Ты его покрестил, потом причащаешь, он с самого маленького возраста уже причащается без проблем, для него это нормальная и абсолютно адекватная ситуация. Это в идеале, конечно, к этому нужно стремиться. И мы здесь собираемся, общаемся, чтобы поделиться своим опытом, чтобы это все можно было как-то систематизировать.

– Я сейчас вспомнил притчу из Евангелия, когда Господь говорит, что Царство Небесное подобно жемчужине. И вот он нашел эту драгоценную жемчужину, все продает, покупает ее и созывает всех друзей, чтобы поделиться этой радостью. И мы, когда приходим в храм, причащаемся, чувствуем, что нас переполняет в сердце радость от Причастия, от того, что мы с Господом, а наш ребенок обделен как будто этой радостью. И мы хотим его тоже покрестить, чтобы он тоже был вместе с нами в этой радости. Такой пример.

– Да, это правда. Это ответ на вопрос, почему крестим в младенчестве.

– Один из моментов.

– Вы написали книгу «Таинство Крещения». Беседа для тех, кто готовится принять таинство Крещения. Я добавлю от себя, что порой еще и для тех, кто уже принял крещение. Бывает, возникает много проблем, вопросов у людей, поэтому такую книгу полезно читать и тем, кто крещен, – обновлять свои знания и переходить от ступеньки к ступеньке.

– Меня сподвиг личный опыт ведения бесед с людьми. Я в один момент почувствовал, что есть что сказать, есть такой порыв сердца, хочется некоторую информацию донести, но в то же время зачастую беседы проходят в одну встречу. При всем желании рассказать все человеку невозможно. Либо ты все расскажешь, человек же должен еще это все принять, обдумать и как-то осознать. Если ты ему все расскажешь, он просто потеряется в этой информации. Поэтому хотелось как-то максимально свою мысль сконцентрировать и выдать ее в такой небольшой книжке. Первая часть книги рассказывает как раз о том, во что мы верим: о православии как о вере. А вторая часть книги (что немаловажно) – практические моменты. То есть что такое крестильная рубашка, зачем мы носим крестик, какие бывают крестики. Люди спрашивают вплоть до того, должен быть деревянный крестик или он должен быть из какого-то металла.

– А есть ответ на вопрос: погружать надо или обливать?

– Есть даже и эта тема.

– Это частый вопрос. Сейчас отвечать не будем – в книжке прочитаете.

– Часть книги рассказывает нам о том, как подготовиться к таинству Крещения, вторая часть книги рассказывает практические моменты, что нужно иметь при себе. Во время беседы люди спрашивают, а потом стесняются переспросить. А в книгу можно заглянуть как в пособие для того, чтобы быть готовым.

– Даже тем, кто считает, что все знает, иногда полезно возвращаться к азам. Если вас кто-то попросит быть крестными, все знания придется обновлять. Я по себе сужу, я учился в семинарии, но из-за того, что я не священнослужитель, все равно что-то забывается, и иногда приходится в книгах, Интернете искать ответы на вопросы. Если забывается, всегда нужно обновлять. Нужно жить этим все-таки, тогда все будет хорошо.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать