Беседы с батюшкой. О духовном и телесном здоровье

19 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

– Сегодня поговорим о духовном и телесном здоровье. Мой первый вопрос: есть ли связь между двумя этими понятиями? Одно дополняет другое или это совершенно разные понятия в нашей жизни?

– Из философии и Священного Писания мы помним такую мысль: хорошо бы, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Что такое здоровье? Это состояние полного физического, духовного, душевного благополучия, когда ничего не беспокоит, все нормально, не замечаешь своих органов, не чувствуешь сердцебиения, болей.

– Может быть, ты умер?

– Нет, ты находишься в здравом уме, здравом рассудке, прекрасно ориентируешься на местности и в пространстве. Это что касается тела.

В принципе, духовное и душевное здоровье имеет примерно такие же ориентиры, как и телесное. Потому что есть понятия духовной, душевной гигиены, которые необходимы для каждого человека. Кто может наблюдать со стороны? В душевной, физической жизни это могут быть психолог, психотерапевт, врач, который следит за чьим-то состоянием здоровья и может его корректировать. А в духовной жизни – священник, духовник, кто также наблюдает за человеком, смотрит, есть ли у подопечного духовный рост, какие-то душевные достижения. Поэтому этот вопрос очень важный.

– Сейчас модно следить за своим здоровьем. Вообще за ним нужно следить, но тут ключевое слово – «модно».

– ЗОЖ?

– Да, до безобразия: и в пище, и во всем. По сути, вся жизнь человека направлена на соблюдение каких-то правил, норм, установок. Целый день сплошная работа над собой. Получается, что для некоторых людей это смысл жизни. Нет ни Бога, ничего – просто собственное здоровье.

– Что касается только физической составляющей, конечно, это, может, даже к хорошему не приведет. Помимо того что человек, как ему кажется, занимается своим физическим здоровьем, он приносит большой ущерб своим душевным качествам, духовным силам. И очень часто такие люди бывают подвержены волнениям мира сего. Какая-то экстренная провокация (допустим, в коллективе) – и человек, занимаясь своим здоровьем, но не занимаясь душой и духом, может пропустить этот удар. Не зная правил поведения в плане своего духовного или душевного здоровья, он получит травму. И эта травма может быть настолько сильной! Потребуется помощь специалистов, священника, который также будет корректировать духовный статус человека.

Конечно, неплохо, когда люди занимаются своим физическим здоровьем, но они не должны забывать о том, что здоровье бывает еще и душевное: это контроль над эмоциями, попечение о своем душевном статусе, а именно – памятование о Боге. Самое большое достижение дьявола – убедить человека, что его (дьявола) нет. А если его нет, значит, и все остальное относительно. Поэтому мы, священники, должны напоминать людям о Боге и призывать именно к гигиене духовной и душевной.

– Можно тронуться умом на этой теме: как соблюдать баланс между здоровой физической и духовной жизнью – и при этом не впадать в крайности. У нас часто бывает так: что-то невероятное происходит – и, по сути, можно лишиться рассудка. И такое бывает.

– Лишение рассудка – это все-таки уже психиатрический профиль: между полушариями головного мозга нарушается обмен специальными белковыми веществами, нарушается балансировка сил вегетативной, парасимпатической, симпатической систем. Это очень сложные вопросы, которые изучают в медицинских вузах, но вместе с тем это сказывается и на внешнем виде человека. Страдающего психическими заболеваниями видно по каким-то наружным признакам, поведению, способу выражения  мыслей, по тому, как он видит мир, себя в этом мире. Врачи диагностируют какое-то заболевание – и оказывают таким людям помощь.

Но бывает и духовная проблема, когда психиатрического статуса у человека не наблюдается, но его духовное мировоззрение, отношение к Богу, Церкви оставляют желать лучшего. Потому что человек замыкается на своем теле, физическом мире – и таким образом наносит себе очень большой ущерб.

Опять-таки мы наблюдаем недостаточность душевной и духовной составляющих человека. Если он пытается свои душевные качества каким-то образом проявить при помощи театра, кино, музыки, компенсаторные механизмы не могут привести к тому, что человек духовно обогатится. Потому что духовно обогащаться человек может только посредством общения с Богом, то есть молитвы – подвига, который он совершает в течение жизни, избавляясь от темного, животного состояния; когда инстинкты не оказывают на него такого большого влияния, как на скот.

Мы знаем, что животное может вести себя определенным образом. Для него это естественно: это его природа. Человек, если имеет определенные привычки, замашки, воззрения, должен помнить, что он создан по образу и подобию Божию, и приводить себя (или пытаться привести) в это состояние под наблюдением духовника, по наставлению Церкви, святых отцов, Священного Писания.

– Сейчас есть целое сообщество людей (может, субкультура), которых мы называем вегетарианцами, веганами. Это те, кто отказывается от мясной пищи. У них свои порядки. Целое направление! Как нам относиться к этим людям и этому явлению вообще?

– Абсолютно ровно. Нужно учитывать, что такая культура существует, и разбираться. Потому что люди, которые исповедуют веганство, могут преследовать определенную медицинскую цель. Уже и в медицине доказано: существует очень много белков-убийц, что образуются в нервных клетках быстрее и чаще у тех, у кого белковый рацион (они едят очень много белка животного происхождения). Отмечено, что у таких людей с возрастом быстрее накапливаются белки, которые приводят к скорой смерти. То есть это доказанный факт.

Если люди хотят ограничить себя в последующем от каких-то заболеваний, то это нужно правильно делать и помнить, что еда – не панацея. Человек исключает большое количество белков из своего рациона и может снизить риск возникновения заболеваний, но не избавиться от них. Потому что полностью все механизмы не раскрыты. Если человек это делает для того, чтобы показать свое превосходство (он такой крутой, лучше всех, у него отдельный стол), то, конечно, духовной и душевной пользы никакой нет. Если человек делает это по незнанию, то ему надо объяснить: съеденные пищевые продукты под действием ферментов распадаются на определенные молекулы, которые организм использует для построения тела и своей деятельности.

Тех, кто считает, что мясо вредное, мы не должны слушать, потому что Бог его благословил, чтобы мы поддерживали свои силы. Использование в пищу мяса, рыбы, продуктов животного происхождения благословлено Богом, и мы должны об этом помнить. Это благословение подтверждено даже на страницах Священного Писания.

Поэтому мы должны все-таки следовать словам святителя Тихона, патриарха Московского, который также касался этого вопроса и объяснял, что вегетарианство вне учения Церкви очень вредно. Когда люди начинают отделять себя от других («Мы веганы, или вегетарианцы, или сыроеды»), нужно задать вопрос: «Ради чего?» Если монахи, которые уходили в затвор или пустыню, действительно по своей сути были вегетарианцами или веганами (ели пророщенные ростки растений, траву), то это была не блажь, а необходимость, так как другого ничего не было. И таким образом люди успокаивали страсти. Они убивали в себе скотское начало, избавлялись от каких-то физиологических потребностей организма. Допустим, если бы человек принимал достаточное количество воды, еды, был бы у него полноценный рацион, то, естественно, и физиологические функции организма проявлялись бы определенным образом, что мешало бы общаться с Богом, быть на одной волне с Сыном Божиим. Поэтому позиция Церкви такая.

– Важно смотреть с точки зрения вероучения. Может быть, это и полезно.

– Да, главное, чтобы это не отделяло людей друг от друга. Мы все-таки призваны к тому, чтобы «едиными усты, единым сердцем» славить Бога. А если мы разделяемся по каким-то несущественным признакам, которые потом вырастают в заборы, доходящие до неба, то это неполезно для нашего духовного существования как человечества, Церкви Христовой.

– Настоящее время дает нам очень много поводов задуматься о своем здоровье, безопасности и так далее. Одного телезрителя смущает, что сейчас, когда храмы открылись, есть возможность приходить...

– У нас храмы не закрывались. Сейчас очень много спекуляций на эту тему. Святейший Патриарх сделал очень мудрое распоряжение: все храмы были открыты и там совершались богослужения.

– Скажем так: храмы открылись для людей.

– Стали доступны. Потому что, в принципе, никто людей не держал, их удерживала ситуация. Святейший благословил не посещать храмы, чтобы не было конфронтации с гражданской властью. Если гражданская власть выдает такое предписание, то, конечно же, и мы должны исполнять благословение своего Предстоятеля. Мы его исполнили, и люди могут приходить в храм Божий. Но храмы не закрывались. Это очень важно.

– Сейчас, когда начинается обычная церковная жизнь, приходит очень много людей, которые, возможно, смущают своим поведением: это и очень грубое дистанцирование от других, они могут не подходить к иконам… Телезритель спрашивает: «Как правильно вести себя в храме и не смущать других?» Обоснуйте как медик.

– Дело в том, что больше, чем рекомендовал Священный Синод, Святейший Патриарх, местный архиерей, я не могу сказать. Эти рекомендации исходят из здравого смысла. Здравый смысл заключается в том, чтобы сохранить физическое здоровье человека. Существует определенного рода опасность, но она изучена – и обнаружены меры для минимизации ее воздействия на человека.

Если человек получит какой-то ущерб здоровью и будет списывать это на то, что пришел в храм и там заразился (он может заразиться даже и не в храме, а где-нибудь в магазине, общественном транспорте), ничего хорошего в этом нет. Поэтому правила, которые существуют, должны соблюдаться. Если Церковь рекомендует соблюдать правила санитарного врача, значит, надо их выполнять. Потому что враг рода человеческого не дремлет и пошлет такую мысль: «Я подошла в храме к рабе Божией Нине (или Татьяне), поговорила с ней, она была без маски – и меня заразила».

– Пошел разлад. Не дай Бог, если еще кто-то умрет.

– А ведь у нас не соблюдаются (или плохо соблюдаются) эти меры в общественном транспорте. Автобусы утром и вечером набитые, там нет никакого расстояния, дистанцирования. И люди могут там инфицироваться, а в храм придут – и враг рода человеческого сделает свой выпад в их сторону (соблазнит, искусит, чтобы они больше не ходили в храм Божий). Поэтому есть эти предписания.

– Давайте о них подробно расскажем. Что делать, когда пришел в храм?

– Придя в храм, человек обязательно должен надеть маску (не нужно называть ее намордником: это средство гигиены и защиты как самого человека, так и окружающих). Потому что доказано: люди, которые перенесли вирус на ногах, в очень слабой форме (у них не были замечены признаки заболевания, даже не было температуры), могут являться его переносчиками. И чтобы сделать минимальным риск передачи этого вируса другим, рекомендуют носить маску и надевать перчатки. Если в Церкви существует такое благословение и призывают поступать именно так, то нужно просто-напросто проверить: способен ты выполнять церковное послушание или нет. В Церкви такое требование есть – ради послушания надо его выполнить.

Научным путем доказано, что существует минимальное расстояние в полтора метра (человеческие выделения или слюна оседают в радиусе полутора метров), за пределами которого уже находится безопасная зона. Следовательно, есть разметка с указаниями, куда людям рекомендуется встать и молиться, слушать слово Божие и не возмущаться. Потому что все это исходит из научно обоснованного совета (ученые изучили свойства этой инфекции), и в Церкви есть рекомендации, которые должны выполняться как благословение. Поэтому абсолютно не нужно унывать, что сейчас ты не можешь поцеловать икону или должен принимать какие-то меры предосторожности: это важно для тебя самого.

Мы очень часто говорим, что раньше, в старину, не целовали иконы, потом – до вируса – целовали, а сейчас опять перестали. Почитание не зависит от того, прикоснулся ты губами к святыне или нет, главное – твое сердечное движение. То есть можно быть злым и настолько гордым человеком, что всех ненавидеть, а прийти и поцеловать икону. Какую духовную пользу это тебе принесло? Никакой. Но в это трудное время нам необходимо соблюдать церковное благословение, прийти, выразить свое душевное, духовное почтение святыне. Для тех, кто имеет нужду и необходимость приобщиться Святых Христовых Таин, у нас тоже есть разработанные рекомендации. И не нужно мнить себя умнее архиереев, которые есть в Церкви, и священников, призванных к тому, чтобы приводить людей в Царствие Небесное.

Когда человек приходит в поликлинику к хирургу и начинает ему указывать, как проводить осмотр, рану лечить, это выглядит как-то непорядочно. То же самое, когда кто-то приходит в храм Божий и учит специалиста по пастырским вопросам (священника), как надо делать. Извини, а что ты окончил для этого? Какое у тебя вообще есть духовное право указывать священнику, что и как ему делать?

Мы должны помнить об этом (я говорю о мирянах) и, приходя в храм Божий, принимать те правила, которые существуют. Они установлены не просто так, есть такое благословение и необходимость, поэтому мы должны смиряться. Со временем вирус будет слабее, люди перестанут бояться; и ограничения снимут. Человек, приходящий в храм, должен быть, прежде всего, настроен на личную встречу со святыми, с Господом; на то, чтобы успокоить свое сердце, а не наоборот: привнести напряжение, выразить недовольство, осудить («Раньше такого не было»).

Не надо считать себя самыми умными на свете, потому что обязательно найдется кто-то умнее, тот, кто сможет дать реально научно обоснованное объяснение проблемы.

Поэтому в церковь ходим, выполняем все благословения и ничего не боимся. Если мы будем выполнять предписания, то риск возникновения заболевания будет минимальным.

– Может быть, Бог хочет что-то сказать нам через эти катаклизмы?

– Бог каждый день хочет нам что-то сказать. Мы проснулись – Бог уже хочет сказать, чтобы мы были совершенны, были чадами Божиими, стремились к спасению. Самое легкое дело – все трудности списывать на Бога.

– Обвинять Его.

– Да. «Мы не виноваты». А то, что мы не моем руки, лезем в запретные зоны, туда, куда человеку лезть не следует?..  Не зря же Господь дал нам чистых животных и нечистых. Здесь прослеживается библейская мысль. Кто бы знал тогда, что существуют такие вирусы, которые могут жить в нечистых – по библейским правилам – животных! Насколько неизменно слово Божие! Господь смотрит далеко вперед.

В будущем откроются какие-то новые данные, перспективы, когда человек станет смотреть на слово Божие (Священное Писание) совсем с другой стороны. Кто-то говорит, что нечистые животные были актуальны только в Ветхом Завете. Слово Божие актуально всегда. Нужно быть готовыми к тому, что будет открываться что-то новое. Не нужно все списывать на Бога. Он дал в Своем слове заповедь, поэтому мы должны быть во всеоружии.

– Многие люди считают, что ограничения, которые у нас были (а для некоторых – есть), – это нарушение свободной воли. Так ли это?

– Свобода человека не должна перекрывать свободу и право другого. Где начинается свобода другого человека, твоя свобода заканчивается. Свобода понимается людьми в физическом, приземленном смысле. Человек сравнивает себя с птичкой, которая находится в клетке: если ее выпустить на волю, она будет свободной. А о том, что на воле птичку может поймать коршун или кошка, он не думает.

Если человек живет в густонаселенном месте, то должен придерживаться правил общежития. Существует механизм передачи этого вируса, поэтому мы должны следовать рекомендациям, которые нам дают власти, медицинские, санитарные работники, Церковь.

Церковь призвана к тому, чтобы в ней спасаться, получать облегчение в этой жизни. Человек может заразиться в храме Божьем, поэтому было бы неправильно, если бы руководство Церкви не воспринимало советы санитарных врачей. Я считаю, что все абсолютно законно, грамотно было решено по поводу карантина, самоизоляции.

Наша система здравоохранения несовершенна. В марте-апреле был очень высокий уровень заболеваемости. Большое количество людей попадало в больницы. Могла быть драка за лекарства, аппаратуру. Известно, что за границей врачи выбирали: этот человек старый – может умереть, а молодому надо помочь. Мы это хотели увидеть? Я считаю, что это было бы абсолютно неправильно.

Думаю, что ситуация с новой инфекцией даст какой-то урок нашему государству, системе здравоохранения и нам. Мы будем следовать определенным правилам, чтобы не заболеть; будем благодарить Бога, относиться к этому явлению как к особой милости Божией. Господь к нам очень милосерден.

– Вопрос: «С принятием монашества человек оставляет свою свободную волю. По чьей же воле он начинает жить? По воле духовника?»

– Свободная воля остается и у монаха. Он не становится безвольным существом. Монах должен соблюдать церковные правила по своей воле. Послушание – это состояние жизни, в котором человек находится по собственной воле. Монах осознанно, целенаправленно выполняет послушания, отдается воле духовника.

По учению Церкви воля духовника не распространяется абсолютно на все. Она распространяется на то, чтобы человек возрастал в вере, совершенствовался в своих подвигах, духовной жизни. Человек открывает свое сердце, чтобы откорректировать свое внутреннее «я».

Духовник смотрит со стороны – и видит жизнь человека. Чтобы жизнь была корректная, человек отдается воле духовника. Но, допустим, если воля духовника злая, выходит за рамки церковной жизни, то его благословения не выполняются. В таком случае архиереем или настоятелем монастыря может быть назначен другой духовник. Должно быть разделение прав и обязанностей.

– Вопрос: «Почему после посещения церкви очень скоро уходит из души приобретаемая там благодать?»

– Может быть, человек имеет ложные представления о благодати. Как можно с уверенностью говорить, что теряется благодать? Если есть прибор измерения благодати, покажите мне его. Я его не видел.

Чувства могут быть ложными, навеянными лукавым, который пытается манипулировать нашим поведением, сознанием, жизнью. Поэтому надо иметь духовника, точку отсчета. Если мы будем жить в состоянии ощущения или потери благодати, можем далеко зайти.

Лучше вести не тот образ жизни, который нам нравится. А что нам нравится? Прийти, повосхищаться, поучить другого человека. «Эта икона мне нравится, эта – не нравится».

– Еще пообщаться.

– Пообщаться во время литургии, конечно. Решить какие-то свои вопросы. Мы же такой жизнью живем – душевной. Поэтому если человек привык к такому неправильному отношению, неправильному духовному деланию, то хоть 50 лет ходит в храм Божий, пользы от этого нет никакой. Тогда он теряет благодать, любовь и молитву. Мы знаем из житий святых, учения нашей Матери-Церкви: человек стяжает это всю свою жизнь.

Серафим Саровский сказал, что главное – стяжать благодать Духа Святого. Это человек делает всю свою жизнь. Падает, встает, спотыкается, опять падает в грязь лицом, опять встает, кается – и идет дальше. Всю жизнь человек совершенствуется.

Люди, которые говорят, что достигли какого-то определенного уровня духовной жизни (они сегодня пошли в храм и получили пять процентов благодати, а завтра пойдут туда на праздник – и получат десять процентов), находятся в прелести. Чтобы понять это, надо почитать Игнатия (Брянчанинова), игумена Никона (Воробьева). В их книгах об этих состояниях очень хорошо говорится.

– Вопрос: «Монах – это слабость или сила духа?»

– Каждый монах, наверное, считает себя слабым, нуждающимся в помощи и поддержке Божией. Сила духа – уметь умереть за Церковь, Христа. Очень трудно иметь такую веру. Лукавый искушает не только мирян. Монахов он еще больше искушает для того, чтобы посрамить Церковь Христову. Поэтому мы должны молиться за монашеский чин, за людей, которые хотят жить ради Бога, Церкви, спасения.

Если говорить о человеке, который идет рядом со мной, то я могу сказать, что монашество – это подвиг, духовная сила. О себе говорю, что я слабый человек, и прошу молитв, чтобы Церковь со своими таинствами укрепляла и поддерживала меня.

– Вопрос: «Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?»

– Сколько человеку лет?

– К сожалению, не написано.

– Если человек молодой, то это абсолютно ненормальное, неестественное состояние. В этом случае надо, может быть, сначала определить его духовный статус. Является ли он верующим человеком, христианином?

Или же может быть депрессивное состояние, депрессивный психоз, депрессивное расстройство, что требует коррекции врача-специалиста. Надо дифференцировать, различать – и выносить профессиональное решение.

– Вопрос: «Можно ли ослушаться духовника? Что за это будет?»

– Фактически, теоретически это возможно. В жизнеописаниях многих святых мы читаем: если духовник дает какое-то благословение и ученик ослушивается, то бывают такие ситуации, когда тот потом приходит с плачем и сетует, что у него что-то не получилось. Духовник принимает его, как блудного сына, и объясняет, что благословение имеет определенный смысл. Оно для того, чтобы человек совершенствовался в своей вере, послушании.

Чтобы человек духовно крепко стоял на ногах, лучше отдаться воле опытного духовника – и проходить житейское «минное поле». Духовник во многих вопросах знает алгоритм действий, поэтому он подсказывает, дает благословение. Человек с меньшими для себя затратами преодолевает жизненный путь.

– Вопрос: «С детства у меня серьезное психиатрическое заболевание. Стоит ли унывать и говорить, что я много лет хожу в храм – и до сих пор не исцелилась? Если я так думаю, значит ли это недоверие к Богу или маловерие?»

– Такое состояние называется рационализаторством.

– «Раз я при храме, значит, должен быть эффект».

– Да. Может быть, в какой-нибудь сказке, написанной Гансом Христианом Андерсеном, это было бы хорошим завершением. Заболел человек, пришел в храм, начал делать какие-то магические вещи – и в один прекрасный момент выздоровел. И живет радостно и спокойно.

Но в жизни все совсем по-другому. У Бога может быть такой план, чтобы человек прошел жизненный путь, набрался определенного опыта и не впал в большие прегрешения. Физическое ограничение может спасать человека от более тяжкого заболевания, духовной погибели.

К любому состоянию надо относиться осознанно с духовной точки зрения и не делать скоропалительных выводов, потому что они могут быть ложными. Такому человеку надо иметь духовного отца для того, чтобы делиться мыслями, помыслами, открывать свое сердце. Тогда такие вопросы до нас не будут доходить.

– Но все-таки бывают чудеса.

– Чудеса происходят каждый день. Для меня чудо – это биение сердца. С биохимической точки зрения вопрос изучен, но то, что это происходит внутри тебя…Этот «насос» работает!

Чудо – головной мозг. Все так тонко устроено! Там не только душевная, физическая, но и духовная составляющая! Для меня это чудо, которое невозможно понять, которое ты принимаешь и радуешься.

Человек должен верить, что Господь может исцелить. Без внутренней, твоей личной веры невозможно исцелиться. Евангельское повествование говорит о том, что люди, которые просили у Бога исцеления, сами в него верили. Они верили, что Христос – Источник исцеления, обращались к Нему, пытались прикоснуться к Нему. По вере их Христос исцелял.

Были случаи, когда Христос приходил в какое-то место и по причине неверия живших там людей не совершал ни одного чуда. Это в Евангелии написано.

Мы должны помнить о том, что есть Священное Евангелие, читать его чаще и находить ответы на свои вопросы.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать