Беседы с батюшкой. Крестный ход

15 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина и строящегося Благовещенского храма Святых Божиих строителей в Академическом районе города Екатеринбурга, ключарь Архиерейских подворий и преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии священник Даниил Рябинин.

– В Екатеринбургской митрополии продолжаются Царские дни. Программа мероприятий в широком смысле обширная. Это череда памятных торжественных событий, символизирующих единство русского народа в его осмыслении истории Отечества, возвращении светлого имени государя-императора и его семьи, объединении вокруг Церкви Христовой и традиционных ценностей.

Уже завтра, в ночь с 16 на 17 июля, в Екатеринбурге состоится традиционный Царский крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. О том, как правильно подготовиться, принять участие в продолжающихся церковных торжествах, мы сегодня и поговорим.

Отец Даниил, для начала хотел бы поинтересоваться, с чем вообще связана традиция проведения крестных ходов в Церкви.

– Крестный ход – это древняя христианская традиция, которая всегда очень хорошо принималась и принимается верующим сердцем. Думаю, для наших зрителей крестный ход не является чем-то новым. Крестный ход, о котором мы говорим сегодня, от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных страстотерпцев, не такой масштабный – порядка двадцати километров. Бывают и большие крестные ходы в нашем государстве, и более локальные, непосредственно какого-то прихода, храма или монастыря.

Все это берет начало с Древней Церкви и было связано с определенным типом богослужения, который формировался в Константинополе в том числе. Так называемые литании относят ко времени святительства Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре, но в целом эта форма богослужения приобретает широкое распространение. Это так называемая лития (но не заупокойная), которая совершается на всенощном бдении, когда выходит священнослужитель или архиерей, совершается освящение хлеба, пшеницы, вина и елея. Если кто-то в такой службе принимал участие, то это как раз литания. Такие хождения были связаны с крестным ходом. Иногда подобные литии совершаются на престольные праздники непосредственно вокруг храма с остановками. Все это со временем отчасти трансформируется, но находит место в той практике, которую мы сейчас знаем.

Важно всегда помнить, и мы об этом всегда напоминаем, что крестный ход – это форма богослужения, а не просто туристический маршрут с какими-то своими соображениями. Это продолжение богослужения. Поэтому любому, кто хочет принять участие в крестном ходе, надо обращать внимание, что все-таки мы участвуем в богослужении, это продолжение нашей молитвы. Когда совершаются большие или малые крестные ходы, можно услышать исполнение тех или иных песнопений праздника или молитвы Господней, которые исполняются вплоть до того места, куда движется крестный ход. В современной традиции крестные ходы чаще всего совершаются из одного особо чтимого места, связанного с памятью или подвигом того или иного святого, до места пребывания его мощей, например, или до особенного места, которое выделяется в жизни святого подвижника.

Например, у нас есть крестный ход, посвященный памяти Симеона Верхотурского. Симеонова тропа – это путь, по которому паломники, крестоходцы из города Екатеринбурга следуют в город Верхотурье или Меркушино. Бывает крестный ход из Меркушино, где чудесным образом были найдены мощи праведного Симеона (сейчас они почивают в городе Верхотурье), до места, где они находятся.

Крестный ход, посвященный памяти святых Царственных страстотерпцев, определяется двумя точками. Начало пути – место страдальческой кончины августейшей семьи в доме инженера Ипатьева, где сейчас расположен покаянный Храм-на-Крови, который знает весь мир. Завершается шествие на месте, где сегодня находится монастырь и возносятся ежедневные покаянные и благодарственные молитвы Господу; это место, где были уничтожены останки святой царской семьи. Казалось бы, это место должно было предаться забвению, стерто с лица земли, из памяти, но Господь прославляет это место, и туда стекаются тысячи и тысячи людей в особенный и священный для нас день памяти святых Царственных страстотерпцев. И в течение всего года, мы знаем, двери святой обители открыты; паломники, туристы постоянно посещают это место, чтобы поклониться, отдать дань уважения тому великому подвигу, который совершил на нашей Уральской земле страстотерпец государь-император Николай II с семьей и верными спутниками.

Для нас ежегодное движение крестного хода приобретает особое значение: это особое единство духа со всеми, кто находится рядом с нами в эти царские дни с первых дней богослужений, которые совершает наш владыка. С 16 июля начинаются торжественные службы непосредственно в самом Храме-на-Крови. Это, конечно, дань древним христианским обычаям, которые мы воспроизводим, понимая связь с Древней Церковью, когда Древняя Церковь прославляла святых мучеников, крестными ходами и шествиями славя их подвиг, их высокое христианское служение до конца. Мы знаем мучеников, которые были крещены кровью, и в Римской империи, и в периоды великих смут и гонений Церкви Христовой.

Все это сподвигает нас к тому, чтобы в эту ночь быть вместе и постараться весь путь (или какую-то его часть) быть в этом духовном порыве единства нашего народа, веры Христовой и любви к государю-императору Николаю II. Это крестное шествие из года в год будет торжественным и глубоко молитвенным покаянным шествием.

– Вы отметили, что это не самочинное шествие, а вид церковного богослужения. Значит, есть важные правила, рекомендации для всех тех, кто хотел бы принять в нем участие?

– Они, с одной стороны, очень простые, но, как многие простые вещи, очень легко забываются нами. Во-первых, надо понимать, что крестный ход – это продолжение богослужения. Если говорить конкретно о Царских днях, 16 и 17 июля совершается всенощное бдение, ночная Божественная литургия, которую возглавит наш владыка. Понятно, что довольно продолжительное время люди будут находиться в молитве. Безусловно, кто-то будет испытывать усталость, жажду... То есть нужно оценивать и рассчитывать свои силы.

Понятно, что Екатеринбургская епархия организует на протяжении всего крестного хода определенные точки, места, где будет оказываться необходимая помощь. Будут организованы мобильные группы, которые возглавят священник, сестра милосердия, сотрудник службы социального служения; они могут помочь крестоходцу непосредственно во время движения, если вдруг возникнет какая-то внештатная ситуация. Будут автобусы, кто-то может этим воспользоваться, если уже не сможет продолжать двигаться. То есть будут организованы мобильные пункты помощи. Конечно, будут кареты скорой помощи. Будет организовано питание непосредственно в монастыре святых Царственных страстотерпцев и медицинский пункт с медицинским персоналом. Будет раздача воды для паломников. Все это такие организационные моменты, которые бывают каждый год.

Сейчас на Урале, как и во многих регионах России, установилась довольно жаркая погода. Все это отражается на здоровье. Поэтому каждый должен задуматься об этом. Крестный ход имеет расстояние в 20 километров; это идти порядка пяти часов. Поэтому нужно рассчитать свои силы.

Если нет сил – ничего страшного, можно пройти часть крестного хода, чтобы не создавать себе дискомфорт. Это должно быть для человека богослужебным действом, а не просто неким марафоном, который он должен завершить, достигнув финишной точки, сбив ноги в кровь и совершенно забыв при этом о молитвенном настрое.

Традиционно за Божественной литургией большинство участников ночной службы причащаются Святых Христовых Таин. Каждый христианин знает, что важно сохранить святыню; это большая ответственность. Поэтому движение крестным ходом должно быть в благочестивом, благоговейном порыве. Повторюсь, если нет возможности пройти весь путь, ограничьтесь небольшой частью пути. Это первое, на что надо обратить внимание. К сожалению, это забывается, и люди, в яром порыве готовясь к этому, могут навредить себе и даже ближним.

Следующий момент. Вы верно отметили, что крестный ход – это не бесчинное действие, оно совершается определенным чередом и порядком. Впереди всегда идут хоругвеносцы, священнослужители во главе с архиереями, которые будут принимать участие в этом крестном ходе. Поэтому не нужно торопиться. Наша задача не в том, чтобы максимально быстро преодолеть этот путь. Наша задача – вместе помолиться и по возможности пройти этот путь. Поэтому не надо бежать вперед, толкать своих сомолитвенников, братьев и сестер. Нужно видеть нужду и потребность человека, который находится рядом. Больше будет пользы, если мы, увидев, что человек испытывает какую-то немощь, поможем ему – в этом будет наше доброделание, к которому нас призывает Господь.

Поэтому давайте помнить об этом, двигаться с молитвой, спокойно, тем темпом, который будет задан главой колонны. Не торопиться, не толкаться и благоговейно, достойно дойти до того святого места, где мы сможем помолиться святым Царственным страстотерпцам на месте, где совершались страшные события.

Конечно, нужно продумать, что надеть на ноги, какая будет одежда. Повторюсь, это не спринт и не марафон. Мы должны всё продумать заранее, чтобы что-то не сыграло с нами злую шутку. Обувь должна быть удобной,  на дорогах могут попадаться и камни, и дорога может быть не совсем хорошо устроенной. Крестный ход – это все-таки испытание, труд. Многочасовая молитва, многочасовое шествие – все это физический труд, к которому мы должны себя в каком-то смысле подготовить, чтобы все прошло в нормальной форме.

– А как будет решен вопрос с доставкой, отъездом, питанием?

– Ежегодно все эти организационные моменты с доставкой и отбытием из монастыря святых Царственных страстотерпцев организуются  Екатеринбургской епархией и теми добрыми людьми, которые в этом помогают. Это уже отработанные маршруты. Часть дорог будет перекрыта. Добраться на собственном автомобиле непосредственно к монастырю святых Царственных страстотерпцев не получится, нужно на специально организованной автостоянке в Шувакише оставлять машину. Кто постоянно участвует в крестном ходе, знают об этом; это каждый раз неизменно. Все отправные точки, возвращение в город Екатеринбург тоже известны.

Второй момент. Нужно обязательно ознакомиться с информацией (она уже есть на сайте Екатеринбургской епархии), связанной со временем и местом отправления. Маршрутов будет несколько: будут автобусы с Ганиной Ямы до города Среднеуральска, откуда можно будет добраться до города Екатеринбурга. Со станции Шувакиш до города Екатеринбурга можно будет добраться на электропоезде. И соответственно, будут организованы прямые автобусы в течение всего дня до Екатеринбурга.

Часто мы боимся, что вот последний автобус, а мы не успели. Не надо торопиться, автобусы будут курсировать в течение всего дня с нормальным режимом. Расписание есть. На каждом пункте будут работать координаторы движения, консультанты, работники социальной службы. В монастыре на Ганиной Яме будет организовано питание для паломников, завтрак, питьевая вода. На протяжении всего пути будут организованы биотуалеты, что немаловажно. Поэтому если возникает вопрос, все можно узнать. Сестры милосердия будут в красных футболках с табличками, с номерами телефонов дежурного. Все будет, как и в прошлые годы. Никаких нареканий со стороны участников крестного хода никогда не было.

Мы знаем, что в столетнюю годовщину страдальческой кончины государя-императора и его семьи торжественную службу возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это была самая масштабная служба, и более ста тысяч паломников принимали в ней участие, был многотысячный крестный ход. Но все было организовано, слаженно сработано. Поэтому мы глубоко убеждены, что и в этот год все пройдет своим чередом.

Если поезд ушел, не надо торопиться сразу куда-то бежать или пешком идти обратно (что невозможно). Спокойно спросите, когда будет следующий автобус или поезд. Сами заранее продумайте удобный для себя маршрут. Может быть, вам удобнее добраться до станции Шувакиш и оттуда на электропоезде уехать до Екатеринбурга. Или до Среднеуральска. Или переждать, покушать, отдохнуть в монастыре пару часов, чтобы сохранить свои силы и уже дальше двигаться спокойнее.

Всегда задают вопрос об участии детей в крестном ходе. Это довольно щепетильный вопрос. Есть родители, которые чувствуют свои силы, но не всегда оценивают силы детей. Внимательно подумайте, насколько будет удобно вашему ребенку принимать участие в крестном ходе. Может быть, небольшой путь для него будет полезен, а дальше не всегда это оборачивается хорошо. Да, и с детками, и даже с младенцами ходят; для кого-то это уже обычное явление, но к такому подвигу надо быть готовым. Здесь мы отвечаем не только за себя, но и за ребенка, за которого несем ответственность.

Помолиться ночью за богослужением, причаститься Святых Христовых Таин, поучаствовать в крестном ходе, если будет возможность, – это, конечно, прекрасно. Но нужно помнить о том, что я сказал.

– В этом году есть еще одна особенность – эпидемиологическая ситуация, есть определенные ограничения...

– Да, безусловно, и об этом мы говорим отдельно. Сейчас есть определенные требования: использование санитайзеров, индивидуальных средств защиты. Если таковые будут у приехавших на молитву – это прекрасно. Думаю, сейчас это уже вписалось в быт. Молящиеся в храме уже постоянно используют маски. То же самое будет и здесь. Конечно, стараться соблюдать социальную дистанцию, о которой всегда и везде говорится. И, конечно, уважение и христианское отношение друг к другу никто не отменял. За этим мы должны внимательно следить, потому как и духовное, и физическое здоровье – это то, о чем мы бдим всегда, в особенности в силу эпидемиологической обстановки во всем мире и у нас. Поэтому давайте будем внимательными и все предписания выполнять. Если будем хорошо подготовлены, значит, эти события пройдут с достижением тех целей и задач, которые мы ставим.

– Чтобы второстепенное не перекрывало главное.

– Да.

– Хотелось бы уточнить по поводу разных форм участия в крестном ходе. Вы уже упомянули о добровольцах, волонтерах православной службы милосердия...

– Да, организация больших мероприятий требует серьезных усилий и активности от всех нас. Наш отдел по делам молодежи и миссии всех приглашает заняться волонтерской деятельностью. Можно обратиться непосредственно в Храм-на-Крови или в социальный отдел Екатеринбургской епархии и предложить свои силы. Крестный ход – это всегда возможность помочь ближнему. Всегда нужна помощь в несении хоругвей, которых большое количество. Часто добровольцы фонда «Ника» нашей епархии принимают в этом участие. Это помощь в организации и вечернего богослужения, и непосредственно Божественной литургии.

Понятно, что сестры милосердия будут помогать и раздавать просфоры, запивку для причащающихся Святых Христовых Таин. Но всегда есть возможность приложить свои усилия. Помощь может понадобиться и непосредственно во время движения крестного хода, и на Ганиной Яме, где будет организована полевая кухня. Понятно, что кто-то будет стоять на раздаче, но всегда можно предложить свои услуги. Может, нужно будет что-то убрать, поднести воду с одного места в другое. Особенно когда происходит большой наплыв народа, это всегда требует мобилизации. И если человек предложит свою помощь, думаю, это всегда будет востребовано. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь к сотрудникам с бейджами в специально оформленной одежде. Это красные футболки, как я уже сказал, и другие опознавательные знаки, дающие понять, что это сотрудник, помощник или волонтер.

– Ночная Божественная литургия, потом крестный ход. Но ведь на этом череда торжеств и мероприятий, посвященных Царским дням, не заканчивается?

– Конечно. За масштабным крестным ходом как-то забывается следующий день – память святых Алапаевских мучеников: великой княгини Елизаветы, инокини Варвары и их верных спутников, кто был умучен в шахте и убит там. Богослужения в Алапаевске – это продолжение Царских дней. Архиереями нашей митрополии 18 июля непосредственно в самом монастыре на шахте будут совершаться богослужения, Божественная литургия. Предваряет ее вечерняя служба и свой крестный ход в Алапаевске, а также те богослужения, которые идут согласно традиционному расписанию и распорядку.

То есть день 18 июля не надо забывать. Если у нас есть силы, необходимо посетить Алапаевск, потому что это место не может быть исключено из общей канвы страдальческой темы и темы свидетельства о Христе. Великая княгиня Елизавета, безусловно, выделяется своим служением, и ее судьба действительно трагична. Но через эту трагедию Господь ее приводит к мученическому венцу. Это совершенно удивительной жизни человек, с прекрасной душой и сердцем, и все это складывается в цельном, монолитном образе великой (не побоюсь этого слова) святой нашей Церкви. Место ее страдальческой кончины и убийства является для нас местом святым и священным, как и монастырь святых Царственных страстотерпцев, как и Храм-на-Крови. Об этом не стоит забывать.

В целом Царские дни проходят на протяжении целого периода. В силу современной ситуации многие праздничные мероприятия в духовно-просветительском центре «Царский» проходят в режиме онлайн. С информацией можно ознакомиться в печатных буклетах или на сайте Екатеринбургской епархии, там есть и ссылки. И по многим местным телеканалам информация об этом дается.

Семнадцатым числом крестным ходом завершается движение в монастырь на Ганиной Яме. Потом идет воспоминание мученической кончины в Алапаевске. И дальше эта тема не обрывается, продолжается локально и в монастырях, и в епархии различными мероприятиями. Продолжает работу ярмарка-выставка «От покаяния к воскресению России», которая проходит под открытым небом возле ККТ «Космос» с соблюдением всех необходимых предписаний и норм. Она не закрывается 18 июля, ее работа будет продолжена, и можно ознакомиться с разными интересными материалами и продукцией.

– Еще раз напомним нашим уважаемым зрителям, кто интересуется темой, что на сайте Екатеринбургской епархии есть множество различных ссылок, в том числе на события и торжества, которые проводятся в онлайн-формате.

– Запущенный проект на сайте http://царские-дни.рф уже несколько лет работает. Это тоже ресурс, который легко запомнить.

– Мы так много говорим о государе-страстотерпце Николае II и его семье. Почему? Они оставили нам какое-то особенное наследие?

– Понимаете, требуется хороший исторический экскурс и высококвалифицированный специалист, который мог бы в течение целой программы достойно поговорить о личности государя-императора Николая II. Уже прошло сто с лишним лет с момента его страдальческой кончины; и, в общем-то, уже нет того государства... Уже канула в небытие и та красная империя. Мы уже живем в новой России. Недавно мы проголосовали за изменения в Конституции, и это еще один этап. То есть совершенно потрясающее время, и мы являемся наследниками и свидетелями многих изменений в истории нашего Отечества.

Личность, труд и подвиг государя-императора Николая II – это, конечно, серьезная тема для исследования и разговора. И здесь не обойтись трехминутной беседой, потому как до сих пор личность императора Николая продолжает обсуждаться в разном контексте и ключе. Вместе с тем есть достаточное количество оппонентов и тех людей, которые хотят очернить, омрачить его имя и втоптать в грязь.

Мы до сих пор разгребаем все то, что наворотили сто лет назад, восстанавливаем великую романовскую империю, которая воссияла между трех океанов. Сегодня мы пытаемся ее восстановить трудами многих людей. Но, к сожалению, находятся враги и предатели, которые уничтожали имя государя-императора, предав его и при жизни, совершив эти кровавые преступления.

Личность царя разноплановая. Мы можем найти в его деятельности разные моменты. Никто не говорит, что тот или иной правитель, даже если он является святым, идеален как человек. Святость – это не стерильность, и это надо понимать. Управлять огромнейшим государством в условиях того времени?..  Я в данном случае не оправдываю какие-то вещи. Условия того времени – это даже не условия нашего времени. И сегодня, имея огромный потенциал ресурсов, в том числе информационных, у тех или иных управленцев, к сожалению, не всегда есть возможность быть в курсе происходящих событий, они просто утекают сквозь пальцы.

К сожалению, мы до сих пор не то что бьемся, но пытаемся осмыслить совершившуюся трагедию. Не потому, что мы ее не понимаем, не потому, что мы такие безграмотные люди, но пытаемся понять, почему все привело к этому.

Здесь, конечно, можно говорить о нашем государстве, которое проходит путь взлетов и падений начиная с Киево-Новгородской Руси, которая была уничтожена под копытами татарской конницы. Казалось бы, всё: нет больше Руси. Но подвигом и трудами тех, кто объединил Русь, в том числе святых людей, благоверных князей, которых мы знаем, возвышается Московское царство. Но оно проваливается в тьму Смутного времени. В Кремле засели бандиты, по улицам ходят бандиты, супостаты. Что делать? Казалось бы, ничего уже не изменится. Но опять Божественным Провидением Господь спасает Россию трудами многих людей. Начинается великая романовская империя, которая впоследствии опять уничтожается в темном подвале Ипатьевского дома. В шахте Ганиной Ямы, где-то в лесу, должны быть брошены останки, и все должно было завершиться. Но опять Господь чудесным образом выводит нашу страну из небытия и дает возможность вновь двигаться вперед.

Все эти исторические трагедии и движения нашего государства по синусоиде: то достижения, то падения, исторические обмороки – заряжали русского человека, заставляли русскую культуру двигаться вперед, выходить из этого состояния. Сегодня мы тоже обладаем огромным потенциалом, чтобы наращивать темпы своего движения, возвращаться к культурной идентичности, к забытым уничтожаемым именам, среди которых в первую очередь мы должны ставить государя-императора Николая, который для нас представляет великую империю, мощнейшую христианскую культуру. Его святое имя органично вписывается в образ Святой Руси как страдальца, как человека, который до конца остался с народом, понимая всю предательскую ситуацию и осознавая, что он идет на крест, на смерть. Но он остается здесь до самого конца, не сбегает в Европу или куда-то, хотя все это легко могло быть организовано. Он остается здесь, потому что переживает за русского человека, за все его ошибки, осознавая ответственность за все то, что здесь происходило.

Конечно, подвиг августейшей семьи для нас и всего нашего государства является свидетельством и показателем настоящей христианской силы и веры. Говоря о Святой Руси, мы должны видеть пример святого страстотерпца Николая, пример святых мучеников и исповедников и молиться им, чтобы их предстательством Господь Русскую землю хранил и утверждал веру православную. Чтобы мы чувствовали единство, что государь с нами, он не бросил нас.

Классик говорил, что душа русского человека многополярная. Но русский человек, даже падая в глубину и бездну греховную, может обратиться к Богу и прокричать: «Господи, помилуй». Думаю, государь-император Николай II это знал, чувствовал и своим подвигом, своим страдальческим служением хотел русскому человеку показать и предложить возможность покаяния. Покаяния как изменения того пакостного, помойного мышления, которое было предложено и которым, к сожалению, сегодня мы живем.

Поэтому мы призываем русский народ Божий к покаянию, к изменению сознания. Хватит заниматься всякой чепухой, слушать всякую ахинею, сладкие сказки о счастливой жизни. Русь Святая, вспомни Бога, в Котором ты утверждалась и утверждаешься. Наше государство не пропало и никогда не пропадет благодаря этому. С нами государь, мы ему молимся. И нашу любовь, наше глубокое переживание за русский народ мы высказываем теми событиями, участие в которых будем принимать в самое ближайшее время: в божественных службах на месте страшных для всей России событий.

– Батюшка, спасибо Вам огромное за этот рассказ. Есть буквально минутка, чтобы обратиться к нашим зрителям...

– Дорогие друзья, братья и сестры! Мы все вместе, единым сердцем и порывом должны быть на месте гибели страстотерпца государя-императора Николая II с его августейшей семьей и теми верными чадами и друзьями, которые были с ним до самого конца. Мы чувствуем себя верными чадами нашей истории. Мы чувствуем себя верными чадами Русской Православной Церкви. Мы чувствуем себя верными чадами святого страстотерпца государя-императора Николая II. И мы будем всем сердцем обращаться к Господу в этот день, чтобы и перед Его Престолом святой страстотерпец Николай молился за землю Русскую. Это наша святая и прямая обязанность.

В эти дни скорби, но вместе с тем торжества веры и единства, мы должны быть вместе у Ипатьевского дома, который был разрушен и где сейчас сверкает золотыми куполами святой храм, который является символом покаяния русского человека и русского народа. И мы будем на месте уничтожения останков святой царской семьи, где сейчас как райский сад воздвигнут монастырь святых Царственных страстотерпцев. Мы будем им молиться. Кто не сможет присоединиться к нашей молитве в этих местах, пусть обратит свое сердце к Господу дома, в тех храмах и монастырях, где прославляется имя Божие и где славится государь-император Николай II.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать