Беседы с батюшкой. Крещение Господне. Игумен Фома (Василенко). 19 января 2024

19 января 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: Крещение Господне. Вопросов по этой теме возникает очень много. Конечно, об этом таинстве хочется узнать как можно больше. Расскажите, пожалуйста, об истории праздника и о самом таинстве.

– Таинство Крещения для человека, который приходит в Церковь, начинается с подготовки его восприемников. Если это младенец, то, в зависимости от пола ребенка, нужен   восприемник – крестный отец для мальчика или восприемница – крестная мать для девочки. Так удобнее воспитывать. У нас в Смольном институте воспитывали девочек отдельно от мальчиков, и это была обычная практика. Хорошо, если с течением времени наше общество вернется к такому раздельному воспитанию.

Сначала нужно подготовить к таинству крестных. Само слово «таинство» подразумевает что-то необъяснимое, таинственное. Мы что-то делаем, священник читает, совершает некие действия, и необъяснимо для человеческого ума: человек, над которым совершается крещение, усыновляется Богу. В человеке что-то меняется, его природа и душа преобразуются. С этого момента он начинает возрастать в святости, если, конечно, с ним грамотно работает восприемник или восприемница.   

Очень важна домашняя обстановка. Важно, чтобы родители ребенка заботились о своем спасении, всеми силами обратились к небесам, искали Бога, чтобы после земной жизни достойно умереть, отойти с надеждой приобрести Его в вечности. Наша земная жизнь в этом и заключается. Поэтому подготовка ребенка к таинству Крещения начинается с подготовки крестных.

С крестными нужно проводить огласительные беседы, им необходимо регулярное посещение храма, чтение литературы, беседы со священником. Важно понимать, что речь идет о вечности. Не нужно ограничиваться формальностью: «Я был на беседах несколько  раз». Это ни о чем не говорит. Может, в одно ухо влетело, в другое вылетело. Нужно   перед собой иметь цель – спасение и этим жить.

Как человек, который не имеет целью свое собственное спасение, зажжет ревность в другом сердце, сердце ребенка? Если ребенок смотрит на родителей, которым это вообще не нужно и которые равнодушны к Церкви? Крестный или крестная стараются приобщить ребенка к храму, но, возвращаясь домой, он видит, что там ко всему относятся холодно. Поэтому нужно воцерковление и родителей, если они к моменту крещения ребенка еще не воцерковлены, и самих восприемников.

В Древней Церкви восприемниками были так называемые поручители. Церковь в древности находилась в гонениях, а крещением занимался епископ. Чтобы покрестить человека, поручители приходили к епископу и говорили: «Некий человек хотел бы принять крещение. Мы за него поручаемся». Епископ, зная личности поручителей, доверяя им, подготавливал человека, желающего принять крещение. Это очень серьезное таинство. Не для того, чтобы подарки дарить на день рождения и день тезоименитства.

Подарки – дело второстепенное. Когда изучаешь историю православной Руси до революции, видишь, что, хотя Россия была религиозной и достаточно богатой, люди среднего уровня жизни к подаркам относились очень скромно, не баловали детей.    Сегодня ребенок с детства уже избалован, а ему хочется больше и больше. Это очень пагубно. С одной стороны, хорошо, когда изобилие. Но, с другой стороны, не в нем суть жизни человека. Внешнее закончится, а то, что внутри человека, останется – вот это важно.

Поэтому нельзя относиться к таинству Крещения формально, как к какому-то  обязательному обряду: все так делали – и мы будем делать. Нет! Если хочешь быть крестным или крестной, нужно обратиться к себе самому и спросить себя: «А я сам-то кто? Могу я взять на себя такую ответственность?» Родителям тоже нужно на себя посмотреть и понять, насколько они сами христиане. При крещении человек дает обещание отречься от всего греховного, сочетаться со всем святым и нарицается воином Христовым. Воин Христов – это тот, кто борется со злом, с грехом. Это важно понимать и бороться в течение всей земной жизни. Земная Церковь – воинствующая.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос дал заповедь: кто будет веровать и креститься, спасен будет. Получается, крещение – это добровольный, осознанный, свободный выбор человека. А если человек умалишенный, будете его крестить по вере родителей или восприемников крестных? Конечно, нет. С младенцем получается та же самая ситуация. Что он может осознавать и понимать? Какой это добровольный выбор? Получается, это чистый обряд, а не таинство».

– Я с этим не согласен, потому что один Бог знает, как воздействует таинство на человека и что с ним будет потом. Само слово «таинство» говорит о том, что это необъяснимое для нас действие Божие. Поэтому детей крестят по вере родителей, хотя ребенок сам не понимает, что происходит. Но и по светским правилам воспитания дитя нужно приучать убирать в комнате, готовить уроки, читать книги, соблюдать правила гигиены. Это все приходится детям прививать. Представьте себе, что ребенка бросили как некое дерево, которое растет само по себе. Пускай оно и плодовое, но если за ним не ухаживать, то и плоды будут маленькие и кислые.

Поэтому и таинство Крещения, которое совершается в детстве над ребенком, обосновано опытом церковного общения. Это не просто кто-то решил, что так нужно делать. Многолетний церковный опыт говорит, что крестить надо именно в детстве. Чем раньше человека приучают к церкви, тем лучше для него и общества в целом. Потому что с детства человек начинает возрастать в том, чтобы быть полезным.

Но это при условии, если восприемники подготовленные. Если неподготовленные, то крещение становится формальностью. Это можно считать болезнью общества,    неприятным последствием советского времени, когда люди хоть и боялись, но крестились – без подготовки. Они рисковали потерять работу, учебу, испытывали преследования, гонения, а когда они прекратились, людям хочется креститься так же – без всякой подготовки.

Отвечая на этот вопрос, еще раз остановимся на том, что ребенка крестят по вере родителей. Ребенок все получает от них: воспитание, положительный опыт. А это в первую очередь – опыт общения с Богом. Вне Церкви такого опыта у человека нет. Все остальное уже исключение, включая безумных людей, которые стали такими по причинам, известным только Господу Богу. Он попускает, чтобы жили люди, страдающие слабоумием, а у нас была возможность проявлять к ним свою любовь, возрастать в терпении к недостаткам ближних. И это все, повторяю, исключение.

А в обычных обстоятельствах ребенка нужно крестить пораньше. Если родители сами любят церковь, ее богослужение, церковные таинства, то они постараются и ребенку это побыстрее передать. Родители, любя свое дитя, стараются дать ему лучшее, что у них есть. Лучшее – это не только конфеты, игрушки, красивая одежда или драгоценности, но прежде всего традиции. А церковные традиции – это не просто обряды, а именно таинства.

В одном из житий святых рассказывается, что некий шут предложил императору, у которого служил: «Давай устроим шуточное крещение, чтобы я поиздевался над христианским церковным таинством». Император согласился.   Пригласили священников, устроили купель. Шут, приняв крещение, выходит из купели и говорит императору: «Зачем ты гонишь христиан? Зачем ты их преследуешь? Это же лучшие люди твоей империи!» Император, думая, что это продолжение шутки, пытался остановить своего   шута. Но Бог просветил его: из шута он стал апологетом, защитником христианства.

Нельзя категорично говорить, когда и кого надо крестить, а кого нельзя. Есть общие правила подготовки. А если ждать, когда человек станет взрослым и самостоятельно примет решение, то, во-первых, пройдет много времени, а во-вторых, возникают вопросы: в какой среде человек будет расти до сознательного возраста, пока сможет принять крещение? Каким он станет? Будет ли у него возможность креститься осознанно? Возможно, и не будет. Поэтому так рисковать не стоит.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Бывает ситуация, что у человека нет крестных, в семье никто не верит, родители против крещения. Я о себе говорю. Я крестилась в 30 лет. В семье все были против, никто меня не понимал. Просто я почувствовала, что меня Господь спасает, и крестилась. У меня не было никого, кто меня поддержал бы. Как человеку в такой ситуации укрепляться в вере? Что Вы посоветуете?»

– Для взрослого человека крестные не нужны. Человек уже сознательно делает выбор. А если он сознательно делает выбор, то понимает, что берет на себя трудности, которые с этим выбором связаны. Какие трудности? Перемена жизни. Трудности в том, что близкие, родственники, друзья, которые с тобой раньше общались, могут тебя не понять. После крещения человек меняется: таинство преобразует его, и это уже не тот человек, который был до крещения.

Где искать поддержку? Во-первых, все блага от Бога. В Церкви Бог положил все необходимое. Сейчас есть духовная литература, очень много духовных фильмов, можно слушать аудиокниги. Так Вы себя обязательно напитаете. Нужно иметь правило, то есть распорядок духовного поведения на день: молитвы утром, молитвы вечером, молитвы перед едой и после еды, чтение литературы.

Святитель Феофан Затворник советует с утра читать Священное Писание, после обеда – жития святых, на ночь – творения святых отцов. Если такую привычку приобрести, то по капле, постепенно человек начнет приобретать твердость духовную; даже не твердость, а скорее крепость, бодрость, трезвость духовную, ясность ума. Спешить не нужно, от нас никто не требует выполнить пятилетку за три года. Господь ждет, Он видит намерения человека и устраивает внешние обстоятельства к тому, чтобы человек реализовал свою решимость быть с Богом.

Поэтому укрепляться нужно через Божию помощь, через церковные таинства и церковную литературу, которую мы имеем в изобилии. Если человек ищет, стучит, Бог обязательно откроет. Было бы усердие. Спасение дается тому, кто себя понуждает. Важно не расслабляться, не опускать руки. Бог дал начальную благодать, а дальше нужно ее возгревать.

Когда ветер дует в парус, идти легко; когда ветра нет, приходится брать весла и грести. Так и в духовной жизни. Бывает, благодать, как на крыльях, несет человека, а бывает отсутствие благодати. Нельзя всегда искать утешения, просить, чтобы все время все было гладко. Так не бывает. Нужно помнить, что Господь дает утешение, дает и крест. Почему Он так делает – знает только Он один. Он нас создал; Создатель знает, как нас взрастить для Царства Небесного. Нам нельзя отступать от Него; образно говоря, нужно ухватиться за Него и все время вопить из глубины сердца: «Господи, спаси; Господи, помоги; Господи, просвети».

– Когда мы говорим о крещении Господнем, казалось бы, Господу оно было не нужно. И мы помним из Священного Писания слова Иоанна Крестителя: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Тем не менее закон должен быть исполнен. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Во-первых, Иоанн Креститель сказал это вслух для других людей, чтобы они услышали, что Господу это было не нужно, чтобы не подумали, что Он – такой же, как все. Это было свидетельство. Иоанну Крестителю Духом было открыто, Кто перед ним стоит. Дух послал его крестить других людей, и Дух Божий ему открыл, Кто перед ним. Иоанн считает, что ему неприлично крестить Господа. Ведь он говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его». Представляете, Иоанн Креститель такое говорит! И приходит Тот, о Ком он говорил; не просто Человек безгрешный, а Тот, Кто берет на Себя грехи всего мира. Ведь это разные вещи: одно дело, когда человек сам не грешит; другое дело, когда Человек настолько силен, что может понести на Себе тяжесть грехов других людей.

Иоанн Креститель проявляет скромность, говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Господь ему говорит: «Оставь ныне». То есть Господь как бы говорит ему: «Да, ты прав, неприлично тебе это делать, но сейчас сделай так, Духом Божиим Я даю тебе это исполнить. И Я, как принявший человеческую природу, иду исполнить то, что заповедал людям, иду тоже креститься, не имея в этом необходимости».

Господь это делает, чтобы никто не сказал, что Он не делает того, что заповедал другим. Господь исполнил все, что заповедал. Потом Он говорил иудеям: кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин. 8, 46). Бога невозможно обличить. Он делает все по пунктам, четко, и невозможно придраться. Что оставалось иудеям? Они задумали Его убить, потому что по-другому не могли Его обличить. Они думали, что можно убить Богочеловека.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если близкие уговаривают неверующего человека принять крещение, может ли он спастись?»

– Когда мы молимся в храме, диакон (или священник) произносит ектению, в которой есть такие слова: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть мы не только о себе думаем: мол, я спасаюсь, а вы меня не трогайте; моя хата с краю… Любовь горит обо всех людях. Преподобный Макарий даже о демонах молился, чтобы Господь их помиловал; настолько у него было великодушное, любвеобильное, огромное сердце, что весь мир обнимало.

И когда неверующего человека просят принять крещение, это проявление любви. Другое дело, что бывает ревность не по разуму. Тут нужно иметь умение. Например, рыбаки, которые ловят рыбу, знают различные хитрости: как рыбу прикормить, еще что-то. Сам я не рыбак, просто пришло на ум такое сравнение.

Желание у родственников хорошее, но как это исполнить? Нужно верующим родственникам усердно, очень горячо молить Бога, чтобы Он дал им слово. Слово бывает пустое, а бывает творческое, исполненное силы. Например, человек сказал слово, смотришь – на следующий день уже клумба с цветами стоит. Так и здесь: важно так сказать человеку что-то, чтобы эти слова коснулись его. Это должно быть сказано не по раздражительности: мол, мы крещеные, верующие, ходим в храм, а у нас такой родственник, который нас раздражает, унижает своим неверием. Тут нужно действовать именно по любви, а любовь долготерпит.

В Священном Писании написано: вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1), то есть без гнева. Редко можно привлечь человека кнутом (бывает слово как кнут). Привлечь пряником – тоже не подходит: это будет какой-то лестью, ловушкой, приманкой. Здесь нужно действовать лаской, добром, любовью. И нужно над собой работать в первую очередь.

А так, конечно, желание, чтобы спаслись родственники, – очень правильное. Мы ведь в Церкви тоже молимся о соединении всех.

Ведь Рождество Христово, крещение, вся жизнь Христа, Его муки, которые Он претерпел на кресте, – все это было для всего человечества. Христос плакал, понимая, что не все это оценят, не все примут, но Он сделал это для всех.

Мы, христиане, в этом смысле не можем быть против Христа; мы можем быть только с Ним вместе, потому что, когда мы причащаемся, в нас тоже течет Кровь Христова, мы становимся Христовыми, наш ум становится Христов; мы думаем как Он, чувствуем как Он, желаем того же, что и Он. А Он желал спасти человечество.

Когда мы желаем спасения нашему ближнему, неверующему родственнику – это христианство. Но нужно иметь какие-то технические рычаги, чтобы это воплотить.

– Кто-то из Оптинских старцев (по-моему, Варсонофий Оптинский) говорил, что человеку необходима благодать разумности, разумение.

Вопрос об окунании в прорубь. Часто мы воспринимаем это как некое спасительное мероприятие, что называется. Хочется разобраться в этом вопросе более детально. Может ли это быть во вред?

– Может. Некоторое время я служил в монастыре, при котором был знаменитый чудотворный источник. Люди приезжали туда издалека, купались...

– Где это находится?

– Село Пайгарма, Мордовия. Источник и сейчас там есть. Там вода богата железом, вокруг всё в ржавчине. Так вот, одна женщина начала воцерковляться: исповедовалась, иногда причащалась, молилась, соблюдала посты, купалась в источнике. Но это было как-то не совсем усвоено ею самою. А желание помочь другим было. У нее было ощущение первой благодати, когда хочется всем об этом рассказать, искренне поделиться радостью. У нее была подружка, она ее все время звала: «Поехали! Так хорошо купаться на Крещение!» Она ее с трудом уговорила, та зашла в купель – и у нее произошел спазм сосудов. Ее увезли на скорой...

Поэтому нужно знать возможности своего организма. И не всегда требовать от Бога чуда. Бог не дает чудес там, где они не нужны. Конечно, чудо – это нарушение всех привычных норм, формул, но требовать его всегда нельзя.

Я сам тоже какое-то время регулярно купался в источнике, а потом понял, что для меня важнее исповедь и Причастие. Я могу искупаться в источнике на Богоявление или просто искупаться в святом месте, но это не может быть вместо Причастия.

Когда мы сегодня освящали воду, произносили такие слова: «воды сия причащением». То есть ты приобщаешься к этой воде, ее можно пить, можно кропиться этой водой. Думаю, можно и окунуться, но это уже каждый должен решать сам и подходить к этому трезво, разумно.

Какая должна быть мотивация, цель? Все должно быть ради Христа: Христос окунулся в этот день в воду – и я пойду. Но не для того, чтобы себя показать; или бравады ради, потому что компания затянула. Все-таки человек должен мыслить самостоятельно и принимать решение самостоятельно. Какое решение? Все ради Христа. Нужно задать себе вопрос: «Меня это к Христу приблизит или от Христа удалит?» Если нет ответа, то надо подождать. Если ясный ответ есть, тогда можно это решение принять.

Нужно быть разумным. И каждый решает сам. А если ты кого-то куда-то тащишь, нужно думать за двоих (а может, за троих), чтобы не получилось так, что слепой ведет слепого – и оба упадут в яму. Все непросто. Вроде бы говорят: «Где просто, там ангелов со сто». С другой стороны, рассудительность  это дар Святого Духа, и надо просить у Бога: «Господи, дай мне рассудительности». Бывает, хочется что-то сказать, но откладываешь, откладываешь, а потом скажешь – и попал, вовремя сказал.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Я была крещена в годы гонений. Родилась в Донецке в 1939 году. Крестить в то время негде было, храмы были закрыты. Моя мама услышала, что где-то на окраине города живут двое стариков в какой-то землянке и к ним приходит батюшка крестить детей. Она меня туда отнесла, и там меня крестили. Мама была молодая, ничего тогда не поняла. Был ли это нормальный батюшка – не знаю. Я всю жизнь считаю, что я крещена, но какое-то сомнение закрадывается».

– Если Вы считаете себя крещеной, так и считайте. Только это еще не все, нужно еще ходить в храм и регулярно исповедоваться, причащаться. А то, что сомнения закрадываются... вообще сомнения считаются самым сильным искушением. Вы просто этим сомнениям не давайте места в своей душе, будьте тверже. Но регулярно участвуйте в таинствах Исповеди и Причастия. Если позволяет здоровье, нужно поститься. В общем, заботиться о том, чтобы душа питалась Божественной благодатью, этого у Бога и надо просить. А сомнения надо игнорировать.

Если бы явно было что-то непонятное, Вы не считали бы себя крещеной. И тогда нужно было бы креститься. В таких случаях, когда непонятно, было ли крещение, священник произносит следующую формулу: «Крещается раб Божий, аще не крещен». То есть добавляется фраза: «Аще не крещен». Но если Вы считаете себя крещеной, то и не надо ничего.

– Знаю случай, когда бабушка привела своего внука на крещение. Батюшка крестил этого ребенка, а родители потом пришли и потребовали аннулировать крещение по той причине, что они против. То есть бабушка, зная о том, что родители против, совершила вот такое. Как к этому относиться?

– Чем бабушка это мотивировала?.. Тут надо или идти до конца, оставлять бабушке ребенка у себя, раз она решила взять на себя такой подвиг, или терпеливо молиться Богу о родителях, чтобы они обратились в веру. Нужны терпение и труд. Бог все расставляет на свои места. Бабушка, может быть, не понимала, что затруднила ребенку жизнь. С ребенком никого рядом не будет, кто его будет в вере поддерживать?

Вспомним Иоанна Крестителя: его ангел воспитывал в пустыне, вывел из общества. А тут ребенок вернется в общество своих родителей, которые относятся к Церкви отрицательно. Если у ребенка есть внутри понимание всего, сочувствие к христианству, возможно, Бог укрепит этого ребеночка – и тот начнет пробиваться, как ландыш через асфальт.

– В каком случае мирянин может крестить человека?

– В случае смертельной опасности, если нет рядом священника, нет возможности пригласить священника. Как было с Булатом Окуджавой: его крестила жена. Жене об этом заранее сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Ты его сама покрестишь и назовешь, как меня, Иоанном». Такое я читал об архимандрите Иоанне. Жена Булата Окуджавы была верующей, ходила в храм, переживала, что муж не крещен. Однажды она приехала к отцу Иоанну, и он ей так сказал. Так и произошло: она его крестила и назвала Иоанном. Поэтому Булата Окуджаву можно поминать об упокоении как Иоанна.

– Благословите наших телезрителей, как провести праздник Богоявления. Что главное?

– Главное – храм, если есть такая возможность. У кого нет возможности посетить храм? У бедуинов, которые живут в Сахаре. У нас возможность есть. Когда человек что-то любит, он находит возможность приобрести это любимое, быть рядом, преодолевает все преграды. Поэтому – посещение храма, внимательное участие в богослужении, чтение (не только Евангелия, но и святых отцов) о том, что произошло. В общем, питаться этим событием; питаться воспоминанием и своим участием в этом: умственным, волевым и чувственным.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать