Беседы с батюшкой. «Искусственный интеллект. Угроза христианству?». Священник Алексий Дудин. 12 апреля 2024

12 апреля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: искусственный интеллект – угроза христианству? Хорошо, когда интеллект есть. Это уже большое достижение. А если мы еще успешно окончили школу, институт и прочее, то интеллект нам наверняка в этом помогал. Мы сейчас размышляем о сложных вещах, и иногда нам кажется, что мы, может, и не справляемся с потоком информации, который есть… И тут вдруг, может, на помощь приходит искусственный интеллект. При этом сейчас вовсю обсуждается, что искусственный интеллект способен поработить человека, его возможное творческое начало и заменить в тех областях, в которых нужен был образованный, интеллектуальный человек. Ответьте мне на это недоумение.

– Давайте порассуждаем на эту тему. Надо понимать, что искусственный интеллект – это неотъемлемая часть современного прогресса. Все знают, что в переводе с латинского «прогресс» означает «движение вперед». Нам изначально кажется, что если это что-то прогрессивное, то это замечательно, что если есть прогресс, движение вперед, то это здорово. Хотя, например, возьмем слово «прогресс», применим его к слову «болезнь», и мы получим сочетание «прогрессирующая болезнь», и тут нам станет не так уютно, и слово «прогресс» изначально с положительным наполнением так звучать уже не будет.

Прогресс – это некий неизбежный вектор движения нашего общества, но он может быть направлен в разные сферы. Ведь человек может прогрессировать в различных сферах своего бытия. Так, человек может прогрессировать в каких-то простых вещах; например, в своих физических возможностях. Я хожу в фитнес-зал и начинаю использовать свое тело, свое время для того, чтобы достичь прогресса в тех или иных упражнениях, в наращивании мышечной массы. Хорошо это или плохо? Ситуации бывают разные. Хорошо, если это в рамках какой-то разумной грани, если это помогает созидать мое здоровье и не отнимает слишком много времени. Потому что зачастую люди в рамках того, чтобы достичь прогресса здесь, начинают использовать какие-то стероиды, анаболики и другие средства, которые разрушают тело. Вроде бы прогресс в физическом развитии – дело хорошее, а результат получается плачевным.

Прогресс может быть в умственной сфере, когда человек начинает получать какие-то знания. Но опять-таки знания можно использовать во благо, а можно с помощью каких-то умных схем обмануть огромное количество народа и обогатиться на этом обмане. Вроде бы есть прогресс в знаниях, но результат этого прогресса может быть отрицательным.

Поэтому сам по себе прогресс не является ни положительным, ни отрицательным, а положительным или отрицательным он становится в зависимости от того, как человек этот прогресс использует. Ведь можно говорить о том, что мы все призваны к прогрессу, если видим в качестве цели этого прогресса окончательное движение к Богу. Например, если мы хотим прогрессировать в смирении, то тут нет никаких границ. Мы никогда себе не навредим. Если мы хотим прогрессировать в любви к Богу и ближнему, то тут можно говорить о том, что Господь, наверное, от каждого человека хочет такого прогресса и такого движения вперед. Если это прогресс в сфере какого-то преступного мастерства, то понятно, что он не направлен на благо человечества.

Можно подумать, к чему привел современный прогресс. Давайте посмотрим, какие у нас есть результаты. Ведь говорить можно, приводя различные доводы, но у нас есть такой замечательный евангельский принцип, что каждое дерево познается по своему плоду. Давайте посмотрим на плоды нашего прогресса. Прежде всего взглянем на положительные плоды. Я, например, многодетный отец, меня Господь благословил девятью детьми, и я радуюсь тому, что прогресс позволяет в моем доме работать одновременно двум стиральным и двум сушильным машинам. Я радуюсь, когда прогресс позволяет мне собрать всех моих детей, посадить их в одну машину и вместе с ними  путешествовать. Это замечательные возможности прогресса. У меня есть друзья в Германии, Белоруссии, Финляндии, с которыми мне прогресс позволяет держать связь и общаться, чтобы я мог донести до них свои слова любви, разделить вместе с ними горе, которое есть у них, или совершить вместе с ними молитву, которая объединяет и  возносится ко Господу. В этом отношении прогресс может приносить очень много добрых плодов.

С другой стороны, люди, пользуясь плодами этого прогресса, могут впадать в определенные искушения. В чем они заключаются? Наверное, самая очевидная вещь состоит в том, что прогресс освобождает для нас огромное количество времени. Раньше для того, чтобы постирать белье, надо было потратить много времени, а сейчас его в машинку закинул, и оно постиралось. Чтобы куда-то добраться, тоже нужно было потратить много времени, а сейчас разом куда-то добрались. Но вопрос заключается в том, куда человек расходует это время и освободившиеся силы и энергию.

Мы затронули проблему физического прогресса, когда человек ходит в фитнес-центр. А почему человек туда ходит? Потому, что современному человеку физические силы девать некуда. Поэтому современный горожанин должен бороться с так называемой гиподинамией, то есть неподвижностью, и каким-то искусственным образом выкладываться, чтобы потратить то время, которое он не потратил на физическую работу. То, что заложено в нашей природе, должно реализовываться. Иначе все, что не работает, начинает отмирать. Поэтому человек должен научиться жить в условиях прогресса, и человек учится это делать.

На что мы тратим освободившееся время, которое у нас появляется? Это вопрос! Вот сейчас идет Великий пост. Обычно основной отговоркой людей, которые говорят, что им некогда почитать Псалтирь, святых отцов, прийти в церковь на богослужение, является отсутствие времени. Но для современного человека временной ресурс открывается гораздо больше, чем для наших предков, которые как раз почему-то находили время для того, чтобы и Псалтирь почитать, и вместе со своими детьми жития святых прочитать и обсудить, и в храм на богомолье сходить даже за тысячи километров…

В рамках нашего прогресса, кажущегося обретения свободы и огромного количества ресурсов, в том числе временных, мы вроде бы очень много приобретаем, а вот разумно распорядиться этим богатством зачастую не можем. Я, как священник, часто встречался с разными семьями. У богатых родителей много ресурсов, и они своим детям дают все, что они захотят. Они выполняют все их финансовые запросы, а в итоге человек вырастает инфантильным, не очень способным в этой жизни жить, самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки и решать свои проблемы.

Вот этот духовный принцип нашего развития, который заключается в преодолении себя, остается неизменным. В этом отношении, с одной стороны, прогресс благ, а с другой стороны, он негативно воздействует именно на эту сферу человеческой жизни. Там, где человек вынужден был что-либо преодолевать, в силу прогресса эта необходимость у него отпала. Поэтому вместо работы над собой он получает время расслабления, которое может использовать так, как захочет, и, к сожалению, зачастую использует его не для того, чтобы работать над собой.

Мы все прекрасно знаем, что, например, читать книгу очень полезно. Книга не только дает знание, не только помогает побыть в спокойном, сосредоточенном состоянии, но собирает человеческий ум и дает человеку великую тренировку умственных способностей, которые, кстати, потом и ложатся в основу прогресса, всех свершений и научных открытий. При этом, имея это знание, но не имея навыка преодолевать себя, мы скорее всего, открывая планшет или мобильный телефон, вместо того чтобы что-то читать, запустим аудиокнигу. Хорошо еще, если аудиокнигу, а не ролики, которые дадут нам «дешевые» эндорфины, то есть дешевые удовольствия, моментально позволят отвлечься, уйти в какой-то виртуальный мир, который не будет требовать от нас работы над собой. Потому что рост человека возможен только через преодоление.

А этот виртуальный мир будет нас, наоборот, расслаблять и как бы размазывать наш ум в этом информационном пространстве, в котором мы уже даже перестаем ориентироваться и забываем, что изначально хотели в этом телефоне посмотреть и узнать. Вроде бы открываешь определенную информацию, а через время выясняется, что ты уже просидел бесцельно несколько часов и потерял их. Причем уходишь из этой информационной сферы уставший, но при этом ничего не сделал и не достиг.

Поэтому прогресс – штука довольно коварная: это и обоюдоострый меч, и инструмент, которым надо уметь управлять. Причем это инструмент, которым мы должны научить пользоваться наших детей. Конечно, для современных родителей бывает удобно просто дать ребенку планшет в руки. Но все говорят, что если ребенку давать планшет или он постоянно сидит в мобильном телефоне, смартфоне, то это негативно сказывается на его успеваемости. При этом можно ввести какие-то разумные ограничения и сказать: «Знаешь, дорогой, не нужен тебе пока планшет и поживешь пока без смартфона. Ты ничего не потеряешь, если вместо того, чтобы смотреть в смартфон, будешь читать книги». В этом отношении негативное воздействие прогресса на человека, особенно если человек с неокрепшей психикой и не умеющий преодолевать себя, вполне допустимо.

– Вопрос телезрительницы из Владимира: «Мне 90 лет, я много лет каждый день читала Евангелие, Псалтирь, но теперь у меня плохое зрение, читать не могу. Какое правило мне можно выполнять вместо этого чтения? Утренние и вечерние молитвы я произношу по памяти».

– У блаженного Августина была благочестивая мама, звали ее Моника. Пока у нее были силы, она ежедневно прочитывала всю Псалтирь. Но когда силы уже не позволяли ей этого делать, она обратилась к своему сыну, и он выбрал для нее псалмы из Псалтири для ежедневного прочтения. Вы можете это использовать; и научный прогресс Вам здесь может послужить во благо.

Например, у нас на приходе есть незрячая прихожанка, которая не может читать, зато она всегда слушает утренние и вечерние молитвы, слушает ежедневное Евангелие. Дай Бог здоровья ей и всем тем людям, кто сделал это для нее возможным. Поэтому можно использовать те средства, которые есть в Церкви…

Наша сегодняшняя тема – искусственный интеллект. Для того чтобы ответить на вопрос, плох он или хорош, мы разбираем продукты прогресса, которые входят в нашу цивилизацию и без которых мы уже, в общем-то, не представляем жизни. Хотя есть целые общины людей, христиан (те же амиши в Америке), которые полностью отказываются от определенного пласта прогрессивных технологий и продолжают жить в своих замкнутых мирах. Я не призываю к этому, но человек современный может жить и без плодов прогресса. Но я все-таки предлагаю их принимать и использовать разумно.

Итак, что такое искусственный интеллект? Я не знаю, как наши телезрители себе его представляют; может быть, в виде какого-то робота-терминатора с горящими глазами, который сидит за клавиатурой, строит коварные планы и ждет того момента, когда ему дадут власть уничтожить все человечество, позволят запустить ядерные ракеты, чтобы устроить Армагеддон на территории планеты Земля.

Но все-таки искусственный интеллект – это научное открытие. Все, что ученые ввели в обиход нашей жизни, называется замечательным словом «открытие». «Изобретение», «открытие» – замечательные слова. Человек это не создал, он это открыл. Человек от Бога получил талант, который позволил ему в этом мире открыть тот или иной закон бытия и использовать этот закон во благо. Правда, к сожалению, не всегда происходит во благо: открытия в военной сфере, как вы знаете, унесли (и будут продолжать уносить) десятки миллионов жизней. Поэтому не всегда прогресс служит во спасение жизни человека, к сожалению. Все зависит от воли человека.

Итак, искусственный интеллект – это открытие того, как работает интеллект человеческий. Когда наши ученые разобрались с теми нейронными связями, которые в нашем мозгу позволяют проводить те или иные импульсы, формировать те или иные реакции (точнее, цепи этих реакций), они этот принцип перенесли на действие алгоритма искусственного интеллекта. Таким образом, как и многие технически важные для нас вещи, искусственный интеллект является упрощенной копией того, что создал Господь Бог. Господь создал разум, интеллект, а человек, пользуясь своим богоподобием и способностями своего разума, создал интеллект искусственный.

Надо понимать, чем является искусственный интеллект на данный момент. Он является набором определенных цифровых алгоритмов, которые в определенной узкой сфере способны набирать определенный пласт знаний и потом этим знанием обогащать работу этого алгоритма в целом.

Что не может делать искусственный интеллект? Например, создан искусственный интеллект для распознавания лиц. Доброе дело, когда камеры, которые в городе следят за правопорядком, имеют возможность вычислить особо опасных преступников и сообщить об их нахождении правоохранительным органам, чтобы те смогли преступников задержать и не дать им злодействовать в обществе. Искусственный интеллект может обогащаться какими-то примерами обработки этой видеоинформации, но никогда не сможет творчески принять решение. Например, не сможет вместе с видеоинформацией обрабатывать и аудиоинформацию. Момент творческого решения искусственному интеллекту не принадлежит. Искусственный интеллект не одухотворен творческим началом, которое присутствует в интеллекте человека.

Бояться искусственного интеллекта не стоит, он не в состоянии самостоятельно принимать решения, кроме тех сфер, в которых человек дал ему эти решения принимать; он действует всегда в рамках ограничений, строго соблюдая те границы, которые человек ему выставил. И эти границы он перешагнуть не может, потому что у искусственного интеллекта, в отличие от человека, нет своей воли.

В этом отношении и животные могут как-то реагировать на окружающую действительность. Те же обезьяны могут подставить ящик, на него залезть и достать банан. Обезьяну никто этому не учил, она сама до этого додумалась. Домашние питомцы тоже нас радуют проблесками интеллекта, но они не имеют способности к творческому решению. Например, если животное в стае слышит сигнал опасности, оно может среагировать только в рамках того алгоритма, который в него заложен; оно не может поступить по-другому.

Человек может соврать, а может сказать правду; это его морально-нравственный выбор, его решение. А искусственный интеллект не может по своему выбору врать или говорить правду; он всегда действует в рамках условий, которые задал создатель.

Бояться искусственного интеллекта, пожалуй, не стоит. Стоит бояться человека, который этот искусственный интеллект может использовать. В нашей работе мы тоже иногда используем алгоритмы искусственного интеллекта. Например, при обработке видеоизображений, при создании сайтов, каких-то плакатов очень удобно использовать искусственный интеллект, потому что это значительно сокращает время, необходимое для проведения определенного ряда рутинных процедур. Обычный человек, может быть, сделал бы гораздо лучше, но на это у него уйдет несколько часов, а искусственный интеллект это сделает буквально за несколько мгновений. Если задача была грамотно поставлена, алгоритмы были правильно написаны, он сделает это моментально, сэкономив много времени. Но возникает второй вопрос: на что ты потратишь это время, которую тебе искусственный интеллект освободил? Куда пустишь эти ресурсы?

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Сейчас многие очень боятся, что нас, православных, вынудят предать Христа и мы этого даже не заметим. А у меня лично другой страх: можно привыкнуть к комфорту и удобствам настолько, что предашь Христа, потому что будешь ослаблен этим комфортом. Мне лично очень удобно пользоваться порталом «Госуслуги» и прочими вещами, но страшно, что расслабишься. Другие боятся, что их обманут...»

– Знаете, я разделяю Ваш страх, я тоже боюсь погрязнуть в царстве комфорта. А потом в один момент могут сказать: «Поступай так, или мы тебя этого комфорта лишим». Наша страна только что пережила западные санкции, они лишили нас малой части комфорта, к которому мы привыкли. Я, например, в свое время очень много путешествовал всей семьей, сейчас я не могу этого делать, не могу выезжать за границу в те страны, где я раньше бывал и спокойно передвигался.

Если мы держимся Христа, нас комфорт погубить не сможет. А если не держимся Христа, погибнем даже и без комфорта. Дьявол губил людей и тащил их в ад много тысячелетий, и тогда, когда были одни условия комфорта, и когда жизнь стала гораздо более комфортной. В этом отношении существует опасность. Потому что современный мир настолько быстр, что не оставляет человеку времени на адаптацию в улучшающихся условиях комфорта. В последние десятилетия комфорт настолько вошел в нашу жизнь, настолько ее изменил, что нам, христианам, приходится учиться жить по-новому, в новых условиях жизни. Но тот, кто держится Христа, никогда Его не лишится. Невозможно человека обманом лишить Христа; этого не бойтесь никогда. Христос не даст это сделать.

Вспомните, как ученики начали бояться, когда началась буря на озере Галилейском. А Господь сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные?» Если с нами Господь, неужели мы можем погибнуть? И от естественной бури мы не можем погибнуть, и от современных условий комфорта тоже не можем погибнуть, если будем держаться Христа. Господь говорит: не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32). Господь говорит: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь Божия как была создана Христом, так до сих пор существует и пребудет до конца времен. Наша задача – от Церкви не отпасть.

С одной стороны, дьяволу, конечно, удобнее искушать современных людей, потому что есть такие возможности воздействовать на человека, которых раньше не было. Например, в форме визуальной информации, в виде роликов. В нашу жизнь постоянно врывается море информации, которую мы просто не успеваем отслеживать. С другой стороны, Господь всегда дает искушение по силам. Господь нас не оставит. Главное, не забывать Его об этом просить и от Него не отпасть.

Мы начали говорить о том, что для современного человека было бы полезно ввести определенные границы безопасности. Если мы говорим о границах безопасности в семье, то вполне можно объяснить своим детям: «Давайте до 18 лет у вас смартфона не будет. Вы ничего не потеряете. Если вам надо пообщаться с родственниками, откройте ноутбук, только, пожалуйста, в открытом пространстве, рядышком... Если что-то нужно по учебе или общению, в разумных временных пределах: открыли, пообщались, посмотрели». Родители вполне могут это контролировать.

Для себя лично можно выставлять четкие границы на предмет того, что и сколько смотреть. Сейчас время Великого поста, вполне можно отказаться от обилия видеоконтента. Например, принять решение смотреть только телеканал «Союз», никаких видеороликов не смотреть. Мне как священнику, бывает, присылают в социальных сетях десятки, сотни роликов, я стараюсь информацию прочитать, а в ролики не углубляться, чтобы не рассеивать свой ум и не терять тепло своего сердца, которое все мы должны хранить.

Поэтому бояться не стоит. Христос сильнее всех. Бог, наш любящий Отец, никогда нас не оставит, никогда не оставит Свою Церковь. Наша задача – за эту Церковь держаться. Чем больше соблазнов предлагает лукавый, тем больше нам нужно уметь эти соблазны (для современного человека они прежде всего выражаются в высвобождении огромного количества времени и ресурсов) пускать для служения Богу и ближнему. Если мы будем иметь цель служить Богу и ближнему, то, думаю, будет вполне удобно спасаться. Утренние и вечерние молитвы, чтение Священного Писания ограждают нас от многих бед и зол и помогают справляться с зависимостью от комфорта. Потому что для того, чтобы помолиться, нужно совершить серьезный труд над собой.

– При вашем храме есть центр реабилитации, где люди проходят курс терапии, в том числе и духовной. Смотришь на них и понимаешь, что они не выглядят как люди, которые привыкли к комфорту. Когда они преодолевают зависимость, их тянет к комфорту, гаджетам, компьютерам, контенту и так далее?

– Одно дело, когда мы работаем с человеком более-менее сохранным. Другое дело, когда это уже человек, который свалился в бездну пьянства и наркомании; здесь начинается целое искусство реставрации человеческой личности. И для того, чтобы эта реставрация была успешной, первым делом на реабилитации выставляются определенные границы. И первая граница – на мобильный телефон. Первый месяц люди мобильным телефоном не пользуются вообще, в последующее время – только по воскресеньям, совершая звонки своим родным и близким. Все четыре месяца нахождения на реабилитационной площадке они от телефона воздерживаются, у них пост на информационные технологии. И этот пост спасительный, полезный.

Они заново учатся преодолевать себя. Правда, здесь преодоление более многогранное: оно не только в том, чтобы отказаться от телефона, и не в том, что раньше человек ел непостный обед, а теперь – постный. Преодоление начинается с малого. Ведь когда человек начинает употреблять психоактивные вещества, он останавливается в своем развитии и скатывается в состояние инфантилизма. Из этого состояния человека надо выводить и снова его учить. Учить тому, что рост человеческий заключается в преодолении. А преодоление всегда требует серьезной работы над собой.

С одной стороны, иметь реабилитационный центр на площадке храма – это определенные хлопоты. Тем более что у нас кроме реабилитационного центра есть огромный антикризисный семейный центр, в который приходят более 700 семей и получают помощь на регулярной основе. У нас есть детский центр с десятком педагогов, куда приводят своих детей наши прихожане, добровольцы и все те, кто нуждается в том, чтобы с их детьми посидели и позанимались.

То, что на территории находятся пьяницы и наркоманы, с одной стороны, является как бы настораживающим фактором. С другой стороны, прихожане видят, как происходит восстановление этих человеческих душ. Ко мне даже приходили и говорили: «Батюшка, а давайте мы тоже начнем заниматься по программе «12 шагов». Нам нравится, как происходит духовный прогресс».

Пьянство и наркомания – это проблема душевная, и мы ее решаем соответствующими алгоритмами. И духовный рост возможен только в храме, только через Христа, только в православной традиции с использованием Священного Писания и трудов святых отцов, которые необходимы для трезвения нашей души. Ведь не только трезвость нужна человеку, но трезвение и рост духовный. Получается многогранная история. И наши реабилитанты, выздоравливающие становятся частью нашей команды.

Например, сегодня у одного из них я спрашивал: «Михаил Юрьевич, насколько активно ты используешь искусственный интеллект?» И он сказал, что иногда тексты надо подправить, иногда надо в изображении что-то использовать. Даже вот этому человеку, который имел зависимость и из этой зависимости вышел, искусственный интеллект не вредит.

Вредит человеку грех. Если человек грешит, он обязательно начнет гибнуть. От чего он будет гибнуть (от комфорта, искусственного интеллекта, изобилия какого-то неблагочестивого контента, потребляемого безгранично, от гордости, каких-то других страстей), не имеет значения. Если организм слаб, он будет погибать от любой заразы. И в этом отношении, братья и сестры, нам стоит ввести такое понятие, как духовный иммунитет.

Вот сейчас весна, многие нуждаются в витаминах, начинают их пить, чтобы укрепить свое здоровье, не чувствовать себя сонливым, не терять рабочего ресурса. Точно так же у нас должен быть иммунитет духовный. И чем больше соблазнов дает нам современное общество, тем больше времени мы должны уделять себе и своим родным и близким, чтобы укрепить свой духовный иммунитет. Если будет крепкий духовный иммунитет, нам ничто не повредит.

Господь сказал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 19–20). Вот этому надо научиться.

Сегодня в студии я записывал наставление на Великий пост. Так вот, одной из самых главных задач в жизни человека является примирение с Богом. Чтобы с Богом примириться, нужно победить грех, который в тебе живет. Чтобы победить грех, который в тебе живет, нужно использовать духовные инструменты, которые дает Православная Церковь. Если мы будем действительно честно использовать эти духовные инструменты, ничего не перевирая и не подстраивая (как в свое время фарисеи подстраивали духовную действительность не под то, что дал Бог, а под то, что им хотелось), то нам ничто не повредит: ни искусственный интеллект, ни прогресс, ни что-то другое. Но если мы оставим эту соль, если потеряем силу Христову, силу единства с Богом, то никуда не будем годны и нас уже ничто не спасет.

– У Вас девять детей, каждый уже имеет свой опыт. Самая младшая Екатерина – еще совсем младенец. Если говорить о старших детях, то кто-то из них уже имеет внутреннего цензора, чтобы смотреть телевизор или пользоваться компьютером. Или Вы всем рекомендуете одинаковый образ жизни?

– По этому поводу можно даже целую передачу как-нибудь провести. Суть такая. Если все смотрят мультики один час в день, значит, все смотрят мультики один час в день. Если смартфоны нельзя никому, значит – никому. Это правильно и честно. Если ребенок взрослый, я ему не просто запрещаю, но объясняю, почему я так поступаю, мы общаемся. Кто-то принимает это из-за послушания, кто-то принимает сознательно. И я на своих детей стараюсь не давить. Но вижу, что старшие дети начинают уже сознательно духовно поступать. Кто-то еще бунтует по молодости, по глупости, и приходится по-отцовски выстраивать определенные границы, а кто-то начинает поступать так не потому, что я за ним слежу, а потому, что у него внутри появилось внутреннее чувство Бога, чувство того, что надо быть честным.

Главная задача и главный успех педагогики – не просто что-то запретить, ограничить, но научить человека быть чистым и честным перед Богом и другими людьми. Если мне это удастся, я буду счастлив. Если не удастся – что поделаешь? Каждый человек – свободная личность и имеет право поступать так или иначе. Но в любом случае все, что могу, я своим детям даю. Тот пример, который они видят в семье, – это их богатство…

– Старшие дети уже пользуются искусственным интеллектом?

– Старшие пользуются ноутбуками для учебы. Второй мой сын пользуется смартфоном, но для того, чтобы подрабатывать курьером; он его получает как табельное оружие: выходит с ним, выполняет заказы, зарабатывает себе необходимые деньги и сдает обратно.

Это бесконечный творческий процесс, и этот процесс невозможен без Бога. Мы все учимся любить друг друга и любить Бога. И это главная школа в семье...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать