Беседы с батюшкой. Игумен Иоанн (Рубин). 1 октября 2023

1 октября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях исполняющий обязанности заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Иоанн (Рубин).

– Весь ваш монашеский путь проходит в Николо-Угрешской обители. Недавно скончался ее основатель митрополит Вениамин (Зарицкий). Обращаясь вновь и вновь к словам апостола Павла: Поминайте наставников ваших, – мы в наших передачах часто вспоминаем деятелей Церкви, пастырей, которые внесли огромный вклад в ее развитие, в то наследие, которое мы имеем. Сейчас монастырский комплекс обители – жемчужина нашего региона и всей Русской Церкви. Каким был владыка Вениамин? Насколько я знаю, именно он постриг Вас в монашество.  

– Владыка Вениамин скончался 6 сентября, а 9-го состоялось его отпевание. Приехало очень много людей, которые знали владыку. Возглавил отпевание высокопреосвященнейший Дионисий, митрополит Воскресенский. Многие подходили ко мне, мы общались, обсуждали это событие, говорили о том, что ушел владыка Вениамин, а с ним целая эпоха. Эпоха очень славная.

Конечно, мы надеемся на то, что нынешняя эпоха Церкви будет не менее славная. Мы уповаем на это, ибо Господь с нами. Но в то же время очень важно сохранить эту историческую память. 15 октября будет 40 дней со дня кончины владыки. Очень важно поговорить сегодня о нем, о том, что он значил в моей жизни, я могу рассказать много каких-то личных воспоминаний. Мы можем охарактеризовать целую эпоху в лице этого иерарха Церкви. Мне пришлось экспромтом говорить проповедь в память о владыке.

– На отпевании?

– Была заупокойная литургия, в конце которой мне надо было что-то сказать. С амвона я высказал такое мнение (и сейчас хотел бы это подчеркнуть), что это был человек веры. Пожалуй, главное, в чем выразилось его наставничество, в чем его жизнь является для нас примером, – это огромный подвиг веры.

Что такое вера? Апостол Павел говорит, что вера – это уверенность в ожидаемом как в уже свершившемся и в том, чего мы не видим (духовный мир), как в видимом. Именно такой был владыка Вениамин. Я пришел в Николо-Угрешский монастырь в 1996 году, когда он  уже не был в руинах. Но мне пришлось видеть его ранее, в 1990 году. Я тогда еще учился в школе. Это первое посещение оставило очень тягостное впечатление. В Священном Писании есть такое выражение: мерзость запустения, стоящая на святом месте. Вот эта мерзость запустения была на месте Николо-Угрешской обители.

Когда я узнал, что монастырь открылся, я еще не был знаком ни с владыкой Вениамином, ни с первыми насельниками и не думал, что там окажусь, но стал молиться святителю Николаю, чтобы Господь помог монахам преодолеть эту мерзость запустения. Господь сделал так, чтоб я оказался в обители. И почти сразу тогда еще архимандрит Вениамин предложил мне остаться в монастыре.

Он говорил такие вещи, в которые мы не верили. Потом мы поняли, что это была правда.

– Например?

– Преображенский собор тогда не был похож на храм. Это было какое-то заброшенное старое здание без куполов, с этажами внутри. Там был проведен колоссальный объем работ. Помню, в одной поездке владыка говорит: «Знаешь, тут будут расти деревья, будет благоустроенная территория, сюда придут люди. В этом храме у нас будут паникадила. Здесь будет иконостас, а здесь святыни, которые мы соберем». В это просто не верилось. А он был в этом убежден. Есть такое понятие – упование. В Библии слово «упование» переводят на современный язык как «надежда», но на самом деле упование – это совершенное убеждение. Подвиг веры владыки был в этом: он верил, что вместо этих руин будет так, как было до революции.

– Что по-другому быть не может.

– Да. Раньше Николо-Угрешский монастырь был местом излюбленного отдыха москвичей. Кстати, именно сюда был организован первый паломнический пароходный маршрут по Москве-реке. Она течет вблизи монастыря. Приезжали москвичи, шли в монастырь, отдыхали. Можно было взять самовар, расположиться на Крестных горах с прекрасным видом, провести выходные.

Весь монастырь был похож на прекрасный сад. Огромная территория, прекрасный архитектурный ансамбль, святыня. Все это было утрачено. Поскольку была утрачена и память. Монастырь находился на закрытой территории. До сих пор у нас по соседству находится секретное военное предприятие. А в советское время сюда нельзя было входить и что-то фотографировать.

Память о монастыре сохранялась у старшего поколения москвичей. Но она была очень ограниченной. О нем знало очень мало человек. И благодаря подвигу владыки Вениамина, благодаря его вере все это было восстановлено, причем в кратчайшие сроки.

У владыки была харизма, он привлекал людей. Мне не было и 20 лет, когда я пришел в монастырь. И мне там понравилось, жизнь рядом с владыкой была очень интересная. Это был постоянный поиск, творчество, даже какой-то риск, потому что были очень амбициозные планы восстановления монастыря. И они все осуществились за счет этого благодатного импульса, основанного на вере, на уповании на Господа. Мы были тому свидетелями.

В памяти сохранился 2000 год. Для меня митрополит Вениамин – это прежде всего тот владыка, каким он был в 2000 году. Произошло следующее: в конце 1990 года в монастырь приехал Святейший патриарх и освятил один из небольших храмов. Потом пошли с архимандритом Вениамином в Преображенский собор. Там внутри было шесть этажей, очень основательные железобетонные конструкции, стояли колонны, огромные лестничные марши. Все это наполняло махину собора. Святейший патриарх поднялся на второй, третий этаж и спросил: «Отец Вениамин, когда будем освящать собор?» А владыка говорит: «Ваше сиятельство, благословите. Через полгода». Святейший улыбнулся и говорит: «Раз Вы так хотите, пожалуйста, благословляю».

И это произошло. Через полгода действительно не только был восстановлен собор, но была облагорожена и вся территория. Каким-то чудесным образом горы земли передвигались с одного места на другое. Как в Евангелии: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,будет ему. И это действительно было: территорию благоустраивали…

28 мая произошло освящение собора. Мы вышли на территорию монастыря и не могли узнать нашу обитель – настолько все преобразилось. За эти полгода в соборе поставили иконостас высотой 27 метров, разобрали все перекрытия. Неимоверный труд. И не только владыки, который возглавлял весь процесс, помогали и администрация города, и предприятия, и многие частные более-менее состоятельные благотворители.

27 мая, в последний день перед приездом патриарха, собор еще стоял в лесах и была масса недоделанных работ. В притворе собора предполагалось положить мраморные плиты, но это сделать не успели. И тогда по велению сердца пришли простые горожане. Проявилась консолидация людей, которая была так необходима.

Сейчас в истории нашего Отечества очень сложный момент, и хотелось бы, чтобы проявлялась такая консолидация, как тогда у нас. Люди встали живой цепочкой и передавали тяжелые плиты из рук в руки. Потом их просто укладывали, без цемента. На следующий день, когда приехал Святейший патриарх, шло громыхание этих плит, но всем было все равно радостно, что в соборе наконец-то совершается Божественная литургия.

Кстати, это было в день прославления преподобного Пимена Угрешского. К этому дню написали службы, иконы, были обретены его мощи. И был крестный ход из одного храма в другой (так происходит при освящении нового престола), который шел с мощами преподобного Пимена. Было очень много чудесных событий.

Потом восстанавливались и другие храмы. Был восстановлен и старинный исторический Никольский собор, где, собственно говоря, и хранился явленный образ святителя Николая. Конечно, все это было сделано очень дорогой ценой. Владыка много болел, он не дожил до 70 лет пару дней. Я видел его за несколько дней до кончины, мы с ним общались. Он сказал, что ему очень тяжело. В 2010 году он по послушанию священноначалию оставил обитель и последовательно был митрополитом в Пензе, потом в Рязани, последнее место – Оренбург.

В Оренбурге для него были очень сложные, непривычные климатические условия. Он очень тяжело перенес ковид, в 2020 году долго находился практически в коматозном состоянии. И после этого огромным усилием воли служил и занимался строительством храмов в Оренбурге. Владыка говорил: «Я буду служить до конца. Пока ноги меня носят, пока я могу поднимать руки, я буду служить у престола. Иначе своей жизни я не представляю».

Мы начали нашу беседу с цитаты из Апостола: Поминайте наставников ваших. Действительно, нам есть чему поучиться у них.

– Взирая на их подвиг.

– Да, взирая на кончину их жизни, подражайте их вере. Глядя на владыку, мы укрепляемся в вере, которая была в нем.

– Недавно разговаривал со сверстником, который нес послушание при разных архиереях. И он рассказывал, что все они были строителями, многое восстановили. Получается, поколение 1990-х и 2000-х годов – поколение строителей. Всё поднимали из руин. А кроме строительства не забывали пройти и сложный процесс канонизации, составить службы и все остальное. Все это очень важно. В наше время уже всё построили. Конечно, есть что восстанавливать, но перед нами стоят уже несколько другие задачи.

Переходим к другим очень важным темам. Порой современные прихожане очень плохо знают Писание, даже самые элементарные вещи. В лучшем случае слушают Евангелие на литургии и потом проповедь священника на это чтение. Почему так происходит? Где мы упустили этот момент? Все-таки стоит признать эту проблему.

– Мы ее признаем, и очень много делается в том направлении, чтобы каким-то образом распространить культуру изучения Священного Писания. Есть патриаршая программа изучения Библии, развитием которой поручено заниматься нашему Синодальному отделу религиозного образования и катехизации.

К сожалению, мы констатируем факт, что культура изучения Священного Писания у нас на достаточно низком уровне. Кстати говоря, даже в проповедях приходится обращаться к прихожанам с целью вызвать интерес и обеспокоенность этой проблемой. Я живу и служу в районе Москвы Котельники, поблизости от рынка «Садовод». По статистике 75% учащихся в школах этого района нерусские. В основном это дети родителей, которые исповедуют ислам. В нашем городском образовании открыто уже несколько мечетей. Причем одна в центре города прямо за алтарем храма, который как раз строил владыка Вениамин. Прямо за алтарем стоит мечеть. Как она там открылась – парадоксальный факт. Женщина, в собственности которой находятся помещения, где раньше были магазины, сдала их мусульманской общине. Ее спрашивают: «Почему так произошло?» Она говорит: «Ну, они платят деньги». Магазины не приносили дохода, а представители ислама хотят молиться. Мы, конечно, ничего не имеем против этой религии.

– Мы абсолютно неагрессивно к этому относимся.

– Более того, хочу сказать, что религиозность, которую проявляют представители ислама, во многом поучительна для нас. Единодушие, единство, консолидация, что они проявляют в своей религиозности, очень поучительны. В проповедях я часто заостряю внимание на следующем: иногда приходится слышать критику от различных исламских пропагандистов (часто это люди фанатичные), что христиане исказили значение Библии, что Иисус нигде не называет Себя Богом, Христос не говорит, что Он Бог и что надо поклоняться Ему.

И я, бывает, прямо с амвона обращаюсь к людям, смогут ли они найти такое место в Священном Писании, на основании которого мы могли бы свидетельствовать, что Господь Иисус Христос Бог. Я даже часто семинаристов об этом спрашиваю. К сожалению, у нас не очень хорошо учат Катехизис. Не так, как раньше, когда заставляли все учить наизусть, чтоб цитаты от зубов отскакивали. Это было очень полезно.

– Сейчас пытаюсь вспомнить...

– Их много, не будем говорить конкретно. Важно то, что мы, к сожалению, не можем четко сформулировать и дать ответ о нашем уповании с кротостью и благоговением, как сказано в Послании святого апостола Петра. И этот факт ставит нас в невыгодное положение. Представители иных религиозных культур с большим благоговением относятся к своим религиям, в том числе к изучению священных текстов (Корана и прочих). У них больше воодушевления, больше интереса.

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: Вера от слышания, а слышание от слова Божия. И я часто предлагаю людям задать самим себе вопрос: «А моя вера от чего? Какие она имеет корни?» С какой целью люди приходят в храм, чтобы приобщиться к вере, например, покрестить детей? Можно услышать самые разные ответы, но часто они не очень глубоки по содержанию. Приходят по некой инерции, обрядовой принадлежности, по каким-то смутным представлениям, что нужно поддерживать эту культуру и традицию. Так принято. Этот ответ не свидетельствует о глубине. Апостол Павел говорит о том, что задача христианина – укорениться во Христе. В Послании к Колоссянам есть такой образ: апостол призывает пустить корни в этой благодатной почве, приобщиться ко Христу, чтобы Он действительно был в нашем сердце.

Мы различаем разные состояния веры. Вера как какие-то убеждения, когда человек, например, боится чего-то. Испугался и хочет, чтобы все у него было благополучно. Очень многие боятся колдунов, экстрасенсов, сглаза, плохих обстоятельств в жизни, бед. Они носят крест как оберег от действий злых людей и нечистой силы. Это одна степень религиозности.

Дальше идет доверие. Человек доверяет Евангельскому учению, хочет что-то узнать и аккумулировать эту информацию в своей жизни. Это хорошо. Действительно, необходимо проявлять доверие к христианской культуре, чувствовать свою личную принадлежность к этому духовному наследию.

Но это тоже еще немножко не то, чего ждет от нас Господь. В Священном Писании в качестве высшего образца веры предлагается вера Авраама. Он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Праведный верою жив будет, говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. Это тоже сказано о подвиге веры Авраама.

В Новом Завете этот образ на первом месте: Авраам как отец верующих. Потому что он не только проявил страх Божий, доверие к призыву Божию, но и верность этому слову вплоть до того, что был готов пожертвовать самым дорогим в своей жизни.

Мы знаем этот образ из истории искусства. Всем известна картина Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». Об этом говорится и в нашей православной литургической традиции. В частности, в Великий Вторник мы вспоминаем жертвоприношение Авраама: поется стихира, читаются паремия и соответствующие тексты. Авраам – это образ Христа. Важно, чтобы люди понимали веру не просто как набор каких-то внешних религиозных предписаний, но чтобы вера была встречей с живым Христом.

– Встреча с живым Христом – как это объяснить?

– В том и дело, что мы не умеем этого объяснить ни себе, ни своим детям. Почему у нас в Церкви мало молодежи? В том числе потому, что родители часто проявляют какое-то насилие, тащат ребенка на богослужение, заставляют выстаивать длинные службы. Это вызывает негатив.

– Кстати, наша молодежь достаточно продвинутая, умная. Большинство читали Библию просто как книгу.

– Слава Богу. Тем не менее наша традиционная религиозная среда, в которой мы живем,  молодым человеком воспринимается сложно. Рано утром тебя подняли, идешь в церковь. Там родители заставляют тебя стоять длинную службу и даже не объяснили, в чем суть, не показали на собственном примере истинного благочестия. Часто, когда чего-то требуют от детей, это происходит в каком-то фанатичном настроении. Все это вызывает отторжение детей. Когда ребенок вырастает, он перестает ходить в храм.

А если бы мы построили это немножко иначе? Рассказали бы, что Господь в твоем сердце, что Христос – самый близкий тебе Человек. Он же Человек, к Которому всегда можно обратиться, в любой сложной ситуации. Он всегда поддержит, окажет помощь и согреет сердце.

Мне очень нравится изречение митрополита Антония Сурожского. Я всегда привожу его в качестве примера. Митрополит Антоний – величайший миссионер и проповедник наших дней. Он говорил, что мы живем в век информатизации и любому человеку практически во всех странах не составляет проблемы узнать суть учения христианства, почитать Священное Писание, открыть гаджет и увидеть не только текст Писания, но и толкования на него разных традиций, в том числе и православной. Это возможно.

Но одно дело об этом прочитать, как-то воспринять информацию, а другое дело, когда ты услышишь это из глубины взволнованного верующего сердца, которое прочувствовало эту истину и восприняло ее субъективно как свое достояние. Вот этого сейчас не хватает – такой теплой веры и ее передачи.

Мы возвращаемся к словам апостола Павла: Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Мы молимся словами Евангелия, чтобы Господь выслал деятелей на ниву Свою. Живое слово о вере, живая передача духовного религиозного опыта – это суть евангельской проповеди и изучения Священного Писания. Да, сейчас много возможностей, открываются различные курсы и при духовных школах, и в социальных сетях. Но очень важно, чтобы все это было не просто изучением Библии ради изучения, а имело содержание, о котором говорил равноапостольный Николай Японский (Касаткин):  обратить слово о вере к человеку прежде всего из побуждений любви. Из побуждения заботы об этом человеке, чтобы это не звучало отвлеченно, а было сутью обращения в глубину его сердца. От сердца к сердцу.

От избытка сердца глаголют уста. Нам часто этого не хватает. Нужно учиться этому, нужно открывать свое сердце Господу, жить духовной жизнью, молитвой. Какие бы люди ни были, какое бы ни несли культурное развитие, чем бы ни была наполнена их душа – сердце человека это почувствует. Мы в это верим. У нас много примеров, когда катехизация, цель которой есть приобщение к слову Божию, к культуре Церкви, имеет очень успешные результаты.

– Самое главное, прежде чем проповедовать не только Евангелие, но и просто какие-то церковные правила, нужно быть частью этого мира. Мы делаем все напрасно и сотрясаем воздух, если просто что-то говорим, но не понимаем этого, не чувствуем.

– Тут нужно сделать оговорку. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в 9-й главе, говорит так: для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу (1 Кор. 9, 20–21). Да, есть принцип инкультурации, то есть проповедник должен быть максимально близок к тем людям, которым проповедует. Но он не должен переходить определенную грань, которая все-таки отделяет нас от мира. Потому что в Послании апостола совершенно четко говорится: не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). Мир – это категория враждебная по отношению к Царствию Божьему, которое не от мира сего. Это мы тоже должны помнить.

Люди ожидают от нас слова, которое возвышенное, не вульгарного содержания. К сожалению, мы видим, что есть такие формы проповеди и в нашей православной среде, когда берется какое-то культурное явление или явление псевдокультуры, субкультуры и некоторые миссионеры стараются искусственным образом излагать евангельскую проповедь средствами этой субкультуры. И появляются не очень удачные проекты, о которых не будем сейчас говорить.

Мы с уважением относимся ко всякой попытке, но все-таки очень важно соблюдать миссионерский принцип апостола Павла, о котором я уже говорил. Все-таки слово проповеди – это благоговейное слово. Это очень важный момент: мы должны этот благоговейный настрой к святыне Священного Писания передать тем, кто внимает и букве слова, и его содержанию, духу. И наше личное отношение к этому проявляется в том обращении, которое мы предпринимаем в нашей проповеди.

– Есть разные школы понимания Священного Писания. В древности были Александрийская и Антиохийская школы, каждая по-разному трактовала и понимала Писание, по-разному оно преподавалось. Там были наставники, с утра они что-то читали, потом работали. Интересно, как это понималось. А в нашей русской традиции можно ли выявить какую-то школу понимания Священного Писания, учитывая наш менталитет? Надо сказать, что мы легко подвержены суевериям, разным шуткам-прибауткам, но до сути иногда и не доходим. Наша русская школа какая?

– Я думаю, не ошибусь, обобщенно представив нашу русскую школу. Она православная и является наследием византийской традиции, как и вся наша русская цивилизация. Подход к изучению Священного Писания основан на том, что Библия – это книга, которая писалась Церковью и для Церкви. На чем хотелось бы сразу сделать акцент и подчеркнуть: в приходской традиции изучение Библии происходит не для того, чтобы знать Библию.

– Не просто пришли и прочитали текст, как это бывает.

– Да, потому что есть много таких направлений, которые называются сейчас современной библеистикой и базируются на псевдодостижениях либерального направления западной науки. Например, критический подход к Священному Писанию. Он неприменим к той православной традиции, продолжателями которой мы являемся. То, что веками Церковь отстаивала как истину (например, что книги Священного Писания были написаны определенным автором), сейчас, в угоду каким-то модным течениям, объявляется не таковым, что пастырские послания написал не апостол Павел.

В семинарии это одна из главных тем. Когда мы преподаем этот предмет (в частности, я уже давно преподаю Послания апостола Павла на третьем курсе духовной семинарии), рассматривая введение к Посланиям, мы как раз аргументируем, что все эти мнения представителей либеральной, библейской науки нацелены на подрыв именно православной традиции.

Одна из главных идей пастырских посланий – это учение о священной иерархии Церкви. Естественно, что в протестантском мире это подвергалось критике со времен Мартина Лютера и было неприемлемо. Даже в Древней Церкви был еретик Маркион, который составил один из древних канонов книг Священного Писания. Он выкинул эти пастырские послания из своего канона, чтобы там не было учения о священной иерархии Церкви. А Церковь иерархична, есть степени священнослужения.

Протестанты это мнение не разделяют. К сожалению, многие из тех, что сейчас называют себя православными богословами, идут на поводу у либеральной традиции богословия и отвергают этот святоотеческий опыт. Это, к сожалению, очень опасное явление, потому что для нас важна все-таки память о том, что Церковь Библию написала и содержит при этом традицию ее толкования. И эта традиция должна быть нами продолжена и развита в современных условиях, чтобы до современного человека донести эту истину и уберечь ее от каких-то ложных истолкований.

– В начале программы мы уже сказали о патриаршей программе по изучению Библии. Я так понимаю, что это некий новый способ, чтобы как-то провести курс по изучению Библии. Расскажите, пожалуйста, как это будет происходить, в чем суть?

– На данный момент есть рабочая группа. Надо сказать, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации занимается этой программой вместе с Синодальной библейско-богословской комиссией, регулярно предоставляет отчет Святейшему Патриарху.

Работа проводится в основном в двух направлениях. Создаются учебно-методические комплексы для приходских специалистов, которые таким образом получат возможность проводить занятия по изучению Священного Писания на приходах. Причем здесь приветствуется и традиционный подход, когда читаются лекции, то есть проводятся занятия по изучению Священного Писания. Например, выступает какой-то специалист, который просто рассказывает о книгах Священного Писания, предлагает толкования. Это лекционный подход к занятиям по изучению Библии, как уроки в воскресной школе, например.

– Скучновато, скажем так.

– Все зависит от человека. Есть очень харизматичные педагоги и приходские специалисты, которых можно просто слушать часами, и это будет на пользу. Они ничего, кроме желания самостоятельно изучать Священное Писание, не вызовут. В частности, с этой целью создается образовательный портал, который называется «Следуйте Писаниям». В данный момент мы готовимся к его презентации, чтобы сделать его достоянием широкого круга православной общественности, всех желающих изучать Священное Писание самостоятельно. Там представлен курс видеолекций по нескольким направлениям. Есть направления «Библия за год», «Новый Завет за год», еще несколько других курсов. Просматривая видеолекции опытных специалистов, богословов, катехизаторов, которые будут помещены на этом портале, человек проходит определенный курс, отвечает на вопросы и получает сертификат о его прохождении.

А второе направление – это учебно-методические комплексы для того, чтобы подготовить приходских специалистов к проведению именно библейских встреч. Есть библейские клубы, библейские приходские группы по изучению Библии на приходе, иногда их называют библейскими кружками. Тут подход следующий: мы собираемся для благочестивой беседы, для того, чтобы почитать вместе Священное Писание, задать вопросы о том, что нам непонятно. Чтобы была такая интерактивность: не просто люди пришли послушать какого-то умного человека, но и поучаствовали сами в обсуждении этих важных тем.

Потому что, к сожалению, когда мы встречаемся и начинаем общаться, часто к этому примешивается всякая суета и какие-то праздные беседы, разговоры. А на приходе важно создать такую среду, где могли бы поговорить о самом важном – о Священном Писании, о том, каким образом Священное Писание может и должно быть реализовано в нашей жизни.

Есть замечательный курс, мы его сейчас анонсируем и открываем онлайн обучение для специалистов, которые могли бы проводить на приходах подобные встречи с целью повышения уровня культуры изучения Священного Писания. Если человек пройдет определенный курс, увидит в этом непосредственно для себя перспективу духовного развития, то наша задача будет исполнена. Потому что изучение Библии – это беспредельное море. За всю жизнь невозможно в полной мере эту проблему решить. Тем не менее приблизиться и приобрести вкус к этому труду, духовному упражнению очень важно, и это необходимая обязанность каждого христианина.

– Где можно найти информацию о курсе?

– На портале «Православное образование». Сам онлайн-курс будет проходить на образовательной платформе «Клевер», которая известна многим православным педагогам, поскольку там проводятся курсы повышения квалификации для педагогов ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики), в частности, для тех, кто преподает в школах детям «Основы православной культуры» в качестве модуля этой предметной области.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать