Беседы с батюшкой. Игумен Флавиан (Матвеев). 10 апреля 2024

10 апреля 2024 г.

У нас в гостях наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Идет время Великого поста. Хотя пост уже начался, хочется спросить: как правильно на него настроиться и выстроить для себя духовный план?

– Этот вопрос вытекает из самой сути поста. Пост – это не только время в календаре, в течение которого мы имеем заповедь и даже церковную обязанность поститься (это запечатлено особым церковным правилом, принятым, если не ошибаюсь, одним из Вселенских Соборов), но еще и духовное упражнение. Духовное упражнение отличается от физического. Когда мы говорим о физических упражнениях, мы имеем дело с самими собой, со своей человеческой природой. А духовное упражнение предпринимается в расчете на милость и помощь Божию и в угоду именно Богу.

Любое упражнение имеет шанс быть хорошо проведенным и принести благие плоды тогда, когда оно, во-первых, по силам; во-вторых, когда его предпринимаешь исходя из того, каков ты есть. То есть что тебе нужно в себе изменить, что приуменьшить, а что, наоборот, с помощью Божией раскрыть, взрастить.

Поэтому каждому человеку перед началом Великого поста нужно составить именно свой план: что этим постом будет важно, какие духовные упражнения предпринять, с чем и как побороться. Чтобы это было не так, что человек постится и всем говорит, что у него идет какая-то духовная борьба. Нет; духовная борьба – это всегда какие-то действия.

Например, если человек хочет бороться со своей жадностью, он должен сказать себе: «Как только я поймаю себя на жадности, обязательно на какую-то конкретную сумму куплю конфеты и отдам бедным. Или куплю торт и отдам первому попавшемуся бомжу или нищему». Если так делать, то можно одолеть жадность.

Или, например, человек хочет бороться со своей лживостью, привычкой говорить неправду. Он может сказать себе, что каждый раз, когда поймает себя на том, что сказал неправду, должен тут же обличить себя и признаться человеку, что сказал не так. Вот это будет действительно борьба, когда человек делает над собой усилие, переламывает свои привычки, переламывает самого себя.

Но для этого нужно составить план поста. Когда наступает пост, человек может решиться на что-то подобное. Почти с каждой греховной наклонностью можно бороться прямой ее противоположностью. Если человек составит для себя план поста, возьмет на себя эту нагрузку и пронесет ее через весь Великий пост к Светлому Христову Воскресению, тем самым он попытается обрадовать Христа Спасителя каким-то плодом.

Если такой план для себя не сделать, велик риск того, что человек за что-то возьмется, а потом бросит. И когда наступит Светлое Христово Воскресение, человек поймет, что провел Великий пост в метаниях. Но пост должен быть не временем судорог, а временем духовных усилий и духовных свершений.

Мы рассчитываем на помощь Божию, но свои усилия, которые предпринимаем в пост как духовное упражнение, нужно тщательно соизмерять со своими возможностями, не брать на себя непосильной нагрузки. В то же время не стоит рассчитывать на то, что если твердить языком о посте, внутри что-то будет меняться. Не от языка все меняется, а от того, насколько человек именно делом захочет себя изменить.

– Зачастую мы оцениваем себя не очень правильно, не очень адекватно. Мы не можем на себя смотреть объективно. Поэтому важно отметить, что план – это хорошо, но он должен быть «завизирован» у духовника, священника. Нужно посоветоваться.

– Это очень правильное соображение. Хорошо, когда у человека есть духовник или хотя бы внимательный собеседник. Духовник сможет в чем-то помочь, что-то отметить. Но даже если нет духовника, счастливы те люди, у которых есть просто духовный собеседник, созвучный по целям, задачам, по духовному настрою. Духовное общение в наше время – почти неуловимая вещь, которую нельзя упускать и к которой надо стремиться.

– В наше современное время многие в социальных сетях начинают рассказывать о своей жизни буквально всё. Представим гипотетически ситуацию, что прихожанка начала поститься и постить в группе «ВКонтакте» информацию об этом: дескать, дорогие подписчики, у меня пост, вы меня поддерживайте. Насколько это правильно и хорошо? Или это гордыня? С другой стороны, когда таких людей спрашиваешь, зачем они это делают, они говорят, что это мотивирует. Но правильная ли это мотивация? Что Вы думаете на этот счет?

– Получается, Вы, Сергей, с большим сочувствием отнеслись к этому человеку, Вы для него внимательный собеседник и помогаете ему более правильно себя оценить. Этот человек может задуматься: «Сергей обратил внимание, что если делать свою внутреннюю жизнь настолько видной и заметной для внешних людей, что останется внутри после всех этих излияний?» Таким образом человек задумается о том, что надо быть более экономным в отношении своих внутренних ресурсов, эмоций и так далее. Это как раз тот самый элемент духовного общения.

– Церковь говорит нам о том, чтобы мы в пост не выглядели унылыми, были счастливыми и радостными. А как Церковь относится к юмору в пост?

– Здесь надо вспомнить нашу традиционную истину, что любая неумеренность – от дьявола. Вообще чувство юмора – это дар Божий; то, что мы у Бога, скажем так, заимствуем. Чувство юмора позволяет нам немножко отстраненно и парадоксально смотреть на привычные вещи и разбавлять обыденность, которая может привести к какому-то застою мыслей, чувств, к скуке. А где скука – там и до уныния недалеко.

Апостол говорит: всегда радуйтесь. Но ведь радость может быть тихая, светлая. Вот наступил пост, и человек думает о грехах своих, размышляет, пытается их увидеть. Как говорится в молитве святого Ефрема Сирина: «Даруй мне, Господи, зрети моя прегрешения». Может ли человек в этих обстоятельствах сохранять какую-то радость? Вроде бы парадокс, но, осознав свои согрешения, человек может испытывать радость, потому что осознает, что рядом есть Бог, Небесный Отец, Который поможет с этим грузом грехов справиться. Человек сам не справится, а с помощью Божией справится; и от этого он радуется.

Надо понимать, что человек слаб, грешен, что мир лежит во зле. Преподобный Серафим Саровский говорил, что должна быть такая веселость, чтобы отгонять уныние и поддерживать ближних. Не какой-то разгул смеха и дикий хохот, а именно бодрость, веселость и радость. Если это умеренно, тогда получается, что мы этот Божий дар в себя вобрали и используем его и для своей пользы, и для пользы ближних.

Это актуально и Великим постом тоже. Недаром же Христос Спаситель говорит: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16). Христос говорит: когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 17). Сейчас голову маслом никто не мажет, но если у человека хороший внешний вид, это уже очень хорошо; если человек хорошо пахнет, это тоже хорошо. Наверное, это тоже соответствует тому, о чем говорил Христос Спаситель. Потому что Он говорил как раз о некоем внешнем признаке, заметном окружающим.

– Далее предлагаю обсудить темы, которые отражены в богослужениях Великого поста. Думаю, это очень интересно, важно, потому что каждая неделя научает нас чему-то особенному. Первая седмица поста завершается Неделей Торжества православия. Почему так сложилось, что такой торжественный особый чин служится в этот день?

– Великий пост складывается из разных дат, разных событий. В основе празднования Торжества православия лежит событие преодоления ереси иконоборчества в конце первого тысячелетия и установление праздника в честь этого. Праздник этот приходился как раз на первый воскресный день Великого поста.

Торжество православия: очень громкое название. Почему именно в первую неделю Великого поста? Можно много рассуждать, педагогично это или нет в отношении самого поста. Ведь в первую неделю мы строго беремся за дело, начинаем поститься, читаем Канон Андрея Критского. Подвиги, труды, молитвы, коленопреклонения. И в первое же воскресенье – Торжество православия и торжественный молебен. В кафедральных соборах происходит целое действо, торжество с пением анафем. Анафемы не надо воспринимать как что-то страшное. Слово «анафема», если перевести дословно, означает «что-то не в тему» («а» – отрицание, «фема» – это «тема»). Получается, то, что не в тему; то, что не совпадает с христианскими убеждениями, вероучением, упованием церковного народа, и то, что церковный народ в своей полноте отвергает. Тем людям, которые придерживаются заблуждений, Церковь провозглашает: все это вы делаете напрасно, это не в тему, мы с этим не согласны. И, конечно, никакое это не проклятие.

Анафемы возглашаются буквально 6–7 минут, все остальное – это благодарение Богу, выражение признательности тем подвижникам, которые трудились ради Торжества православия. Это повод высказать благодарение Господу Богу, сказать спасибо угодникам Божиим (как прославленным в лике святых, так и непрославленным). Поют «Многая лета» ныне здравствующим пастырям и архипастырям, от которых церковный народ желает получить поддержку на духовном пути. И так далее. Мы погружаемся в атмосферу, когда славим Бога Всемогущего, приведшего нас в Церковь, в Великий пост, к этим трудам. Вот такое настроение праздника. Это не просто бравурное празднование, а с осознанием того, что это празднование закончится и начнется вторая Неделя Великого поста. За этим празднованием нужно не забывать о том, что пост должен продолжиться.

– Думаю, не все наши зрители понимают разницу между неделей и седмицей. Не могли бы Вы объяснить с точки зрения Церкви, какова разница?

– С одной стороны, мы любим церковнославянский язык, который радует наш слух во время богослужения; с другой стороны, очень много непонятного. Особый богослужебный язык – это и радость, и проблема.

Воскресный день, воскресенье по-церковнославянски называется «неделя». То есть мы что-то не делаем; ради того, чтобы праздновать, оставляем какую-то работу и сосредотачиваемся на духовном праздновании еженедельного праздника в честь Воскресения Христова.

«Седмица» по-церковнославянски – это то, что по-русски называется неделей. Будничные дни в неделе – это седмичные дни.

– Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Почему именно этому святому?

– Так сложилось исторически, что вспоминаем именно этого святого. Тут заключена и некая педагогика.  Григорий Палама – святой, который жил в середине II тысячелетия по Рождестве Христовом. Его духовные труды одновременно и очень сложные, и очень вдохновляющие. Он учит, как Бог действует в этом мире. Бога невозможно воспринимать как заключенного в какой-то золоченый ларец, Который находится где-то за пределами нашего восприятия и не касается нашего бренного бытия.

Святитель Григорий Палама рассуждал о том, что Божии действования (по-гречески – энергии) можно распознать, заметить, понять. Действования Самого Бога нетварны. Святитель Григорий говорит, что Бога узнать, познать по Своей природе невозможно, потому что у нас – одна природа, у Бога – другая природа, которую мы понять не сможем. Но можем ли мы взаимодействовать с Богом? Святой Григорий говорит: да, можем. Действования Божии заметны как на каждом человеке, так и на всей Церкви, на разных человеческих сообществах и на бытии всего человечества в целом. Бог, прикасаясь к жизни каждого человека, ведет его, сопровождает, помогает Своими действованиями.

Вот это слово «энергии» нужно понимать: это конкретный богословский термин, это не то, что употребляют экстрасенсы, колдуны. У них энергия и энергетика, скажем так, –  намеренное упрощение любой ситуации с целью ввести человека в заблуждение. А здесь это конкретный богословский термин, означающий именно действование Божие в жизни людей.

И про Фаворский Свет, который видели ученики Христовы на горе Фавор, тоже святой Григорий говорит, что нетварная природа была этого Света. Это не тот свет, который от свечи или электрического софита. Это нечто другое, то действование, которым Христос Спаситель открыл Себя в жизни учеников. И этот Нетварный Свет, раз он дан был ученикам, может быть дан и другим. Исихасты, созерцатели много времени уделяют молитве, и молитва уже становится не просто обращением к Богу, а отчасти зрением для такого сугубого подвижника, и такого подвижника может коснуться это действование в виде Фаворского Нетварного Света.

Это необыкновенно возвышенное учение. С одной стороны, малопонятное, а с другой –  очень вдохновляющее, потому что оно позволяет воспринимать Бога как Того, Кто всегда рядом, Кого всегда можно найти, Кто тебя поднимет, когда ты упал. Когда ты начинаешь буквально поскальзываться, Он может тебя в падении поймать, когда ты только начал падать. И каждый христианин может в своей жизни с благодарностью отметить такие особые моменты (необъяснимые, таинственные) прикосновения Бога. Иногда Бог вмешивается в какую-то мысленную сферу, помогает бороться с помыслами, а иногда в буквальном смысле слова в само течение жизни. Бог рядом и помогает человеку на пути спасения. Так что это очень вдохновляющее учение, как раз во второе воскресенье Великого поста всегда радостно бывает воспринимать, что мы дожили до этой недели.

– Третья неделя поста называется Крестопоклонной, и здесь хотелось бы спросить Вас о том, почему так важно вспомнить о Кресте Господнем и Великим постом тоже.

– Крест выносят для того, чтобы нас духовно поддержать. Мне кажется, не столько поддержать, сколько встряхнуть наше душевное болото, когда в душе отмечается какой-то застой, воззрением на то, как страдал Христос, покинутый Своими учениками, одинокий на этом Кресте. Еще неделю назад Его сопровождал народ, радовался Его вхождению в Иерусалим, а теперь Он висит на Кресте, это Его последние моменты жизни, страшное страдание, невероятная боль, и кровь течет из ран. Вот мы смотрим на Распятие – и кровь течет, она капает, и каждой этой каплей Христос Спаситель обновляет наши жизни, тех, кто на это смотрит, кто на Него уповает как на Спасителя и Господа.

Конечно, если духовно размышлять о страданиях Христовых, то много можно получить духовной пользы, но в то же время я в Крестопоклонную неделю, смотря на Распятие, всегда ловлю себя на мысли, что я что-то не до конца понимаю. Я сейчас смотрю на Крест, который особым образом вынесен на середину храма, но то же самое будет в Страстную седмицу. И вот в каком соотношении должно быть именно это переживание? В середине поста особые переживания крестных страданий Христа, особые воспоминания об этом, а в конце поста какое должно быть переживание? Не получится ли так, что именно сейчас я погружусь в эти переживания, а на Страстной седмице меня не хватит погрузиться в это так, как хотелось бы? Это такой вот особый момент... Конечно, я полагаюсь на мудрость отцов Церкви, которые учредили именно так это особое воспоминание. Но все-таки уверенного понимания значения Крестопоклонной недели, я думаю, мне не совсем достает. А какое у Вас восприятие этого? Что именно в первую очередь видите Вы?

– Мне вспоминается мнение архиепископа Аверкия (Таушева), который как раз об этом балансе времени поста и говорит, что, когда мы приходим к Крестопоклонной неделе, это практически уже середина поста. И если мы хорошо духовно потрудились, то уже иссякли и потеряли какие-то силы. Вы верно это заметили: чтобы встряхнуться… Это некое вдохновение для того, чтобы снова найти в себе силы. Потому что часто мы видим проблемы там, где их нет. Мы увидели проблемы, не можем это понести, а на Крест посмотришь и понимаешь: все твои проблемы не проблемы. Видишь в этом какую-то силу, энергию и возможность двигаться дальше.

– Дай Бог, чтобы с нами со всеми так и было.

– Батюшка, Иоанну Лествичнику посвящена четвертая неделя поста, тоже не случайно. Как и Григорию Паламе. Почему?

– Празднование в честь святого Иоанна Лествичника, преподобного, духовного отца многих монахов, игумена монастыря на Синайском полуострове, посвящено его личности и его главному творению, которое он написал, откликаясь на многочисленные просьбы своих духовных чад и других духовных лидеров, которые его убеждали в том, что нужно поделиться опытом, обобщить его. В нем видели того, кто сможет написать такую хорошую книгу, которая бы обобщала путь духовного возрастания христианина. И он написал труд «Лествица» (лестница духовного восхождения, у книги еще есть дополнительное название «Скрижали духовные»). Книга написана несколько архаичным языком, но своей актуальности абсолютно не потеряла. Она описывает подвижнический путь в попытке угодить Богу, поэтому сам образ восхождения взят из Священного Писания, знаменитого видения Иакова, который, убегая от своего агрессивного брата в тонком сне, увидел лестницу, по ней ангелы Божии восходили на небо. Конечно, это дано было для его духовного подкрепления.

В «Лествице» есть очень важный момент: по лестнице очень трудно карабкаться даже через ступеньку, а через две или три практически невозможно. Святой Иоанн эти пути-ступеньки, ведущие к каким-то добродетелям, располагает постепенно. И в самом начале это отвержение от мира, нужна решимость отвергнуть мир. Мир теряет для человека значение в понимании того, что Бог для человека должен быть на первом месте. Дальше принятие послушания как основного метода жизни… И так далее. И восхождение заканчивается высочайшими добродетелями: Верой, Надеждой, Любовью.

Не отрекшись от мира и не взяв на себя послушания Богу, Его заповедям, Святой Церкви, невозможно рассчитывать на какое-то продвижение в духовной жизни. Постепенность, размеренность имеют большое педагогическое значение для каждого христианина. И, конечно, пример самого святого Иоанна, который не торопился делиться своим опытом, а только подчиняясь настоянию тех, кто в этом нуждался, написал этот труд, эту книгу.

Мы не успели сегодня разобрать все недели Великого поста.  Может, это и к лучшему, будет повод встретиться снова, а я хотел попросить Вас обратиться к нашим зрителям, к тем, кто постится, чтобы напутствовать их на оставшееся время Великого поста.

– Давайте хотя бы назовем оставшиеся воскресные дни. Это воскресный день, посвященный святой Марии Египетской, подвижнице, которая половину жизни провела в грехах, страстях, зато вторая половина ее жизни была невероятным подвигом. Это образец, на который невозможно не обратить внимание, но ему фактически невозможно подражать: столько сил, наверно, нет ни у кого. Но важный момент: святая Мария отреклась от своей прежней жизни и сменила место своего обитания, из мира ушла в пустыню. Дай Бог, чтобы и у нас была такая решимость на протяжении Великого поста все время от всего ненужного отрекаться. И тогда в последнее воскресенье Великого поста, когда празднуется Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, мы сможем встретить Христа. И вроде бы и радость, и торжество, но мы понимаем, что за этим и предательство Иуды, и страшное страдание, Крест. И это понимание того, что в конце всего – Воскресение.  Христос воскресает ради каждого из нас, ради Церкви Своей Святой, которую Он создал на земле Своей кровью. Дай Бог, чтобы мы в осознании себя Церковью Христовой провели оставшиеся дни Великого поста.

Ведущий Сергей Новиков

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X