Беседы с батюшкой. Cвященник Кирилл Тарасенко 11 апреля 2023

11 апреля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы иерей Кирилл Тарасенко.

– Сейчас особое время – Страстная седмица. Откуда пошло такое название? Что это за период?

– Ответ заключен в самом названии: Страсти Христовы, то есть те страдания, которые Он претерпел в последние несколько дней Своей земной жизни. Это кульминационные события всей истории человечества. Мы очень подробно вспоминаем эти дни, служим особенные службы. Они уникальны и повторятся только в следующем Великом посту. Очень трогательные для нас моменты, когда рассказывается последняя неделя из жизни Христа, что Он делал, где был, о чем и с кем говорил. Как в среду Его предали, а в четверг Он установил таинство Евхаристии и совершил первую в истории человечества литургию. Как в пятницу Его судили на Синедрионе и распяли. Суббота – это тишина и спокойствие, когда поставили стражу, а в воскресенье Он воскрес.

– Как христианину правильно провести этот период?

– Апостол Павел в своем Послании говорит, что если мы, христиане, с Ним воскреснем, то должны с Ним и страдать. В Страстную седмицу мы должны разделить страдания со Христом, ведь убивают нашего Бога. Представьте, что мы живем и знаем, что наш любимый батюшка скоро умрет. Как бы приход переживал об этом, как бы все хотели подольше побыть с ним эти последние минуты! Так правильно поступать и в контексте того, что Христа скоро распнут, мы это знаем. И это будет ужасная, страшная смерть, одна из тяжелейших, которые существуют. И она будет сопряжена с подлым предательством ближайшего ученика.

Иуда – святой, апостол, творивший чудеса сам и видевший, как творит чудеса Христос, но при этом так сильно павший. Даже святые не застрахованы от греха, от действия дьявола. Мы должны участвовать во всем комплексе событий, которые будут происходить. Крайне важно быть на службах в эту неделю, особенно в Чистый Четверг, когда было установлено таинство Евхаристии. Да и в пятницу тоже, в день, когда убивают Христа. Это самый страшный, самый суровый день в истории. В этот день самый строгий пост. Многие вообще ничего не едят и даже не пьют.

Скажи кому-то, что у него завтра операция, он без проблем придет на нее натощак, как бы ни было тяжело, сколько бы ни было лет. А скажи: попостись перед причастием или в Великую Пятницу, сразу же миллион отговорок. Мы не заставляем всех голодать, но если есть возможность – строго соблюди пост в пище и во всем другом (в развлечениях, каких-то праздных разговорах, в бытовом). Сейчас Пасха – это что? Куличи, яйца, корзинки, колбаса. Все думают только об этом. Но давайте как-то подальше это отодвинем и подумаем о страшных смыслах этих дней, чтобы Страстная неделя не превратилась в бытовуху по сбору корзинки на освящение.

– Что делать, если в эти дни не удается посетить храм?

– Благодаря коронавирусу у нас есть отработанная схема – трансляции. Если не можете присутствовать в храме, посмотрите трансляцию. Их сотни в Интернете. Службы Страстной седмицы славятся чтениями Евангелий, где рассказывается о Страстях Христовых, также читаются предсказания о Его страданиях и воскресении. Очень насыщенные богослужебными текстами дни. Поэтому будет прекрасно, если мы откроем и почитаем Страстные Евангелия. Будет очень хорошо. Всем советую это сделать.

– А если нет возможности смотреть трансляцию? Кто-то работает, кто-то учится.

– Некоторые священники советуют брать отгулы за свой счет, потому что это очень важно. Конечно, не все так могут. Но можно хотя бы прожить эти дни как православный христианин: перестать осуждать, сплетничать, завидовать, плохо выполнять свою работу. Надо постараться сделать все идеально, как будто завтра встреча со Христом. Хотя бы как-то приобщиться к Богу своей христианской жизнью.

– На Страстной неделе мы вспоминаем предательство Иуды. Зачем оно было нужно?

– Уже два тысячелетия существует такое мнение, что Иуда молодец. Мы же спаслись благодаря смерти Христовой, которой бы не было без Иуды. Он все хорошо сделал, кинулся на амбразуру ради нас всех; и чуть ли не он нас всех спас, а не Христос.

Это, конечно же, заблуждение. Сам Христос говорит в Евангелии: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. Христос многократно пытался Иуду оградить от этого поступка. И на Тайной Вечере, и до этого всячески намекал, что не нужно этого делать. Но тот все-таки сделал.

Если бы Иуда не предал Христа, Бог бы все равно нас спас. Он нашел бы способ. Господь просто выжал из этой сложившейся ситуации, предательства Иуды, все для нашего спасения. Но Господь спас бы нас и без него. Это то же самое, как сказать: Адам и Ева согрешили, и благодаря этому родилось много людей, которые теперь могут спастись. Это тоже лукавство. Адам и Ева могли и в раю спасаться, без предательства змия. 

– Какой грех лежал в основе предательства Иуды?

– Он был одним из ближайших людей ко Христу. Один из двенадцати. Он был свят и прекрасен. Один из малого стада Израильского, кто мог в принципе воспринять Христа. Это был человек высоких достоинств, мало того, Господь поставил его на высочайшую должность – он был казначеем. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иуда ходил с ящиком для пожертвований, куда клали все пожертвования на общину Христа. Евангелист Иоанн пишет, что Иуда был вор. Возможно, нося этот ящик, он расценивал эти деньги как свои.

Святые отцы толкуют, что своим предательством он хотел подтолкнуть Христа к какой-то серьезной деятельности. Они ходят уже три года, Иисус говорит, что Он Мессия, Сын Божий, явно имеет какие-то силы, исцеляет. Достойнейший кандидат, шикарная предвыборная кампания. Люди сами хотели сделать Христа царем, но Он всегда уходит от этого. В понимании Иуды это идеальная схема: Христос становится царем, сверхуспешным и самым прекрасным. А он кто? Казначей царства. И вытекающие от этого плюсы. К этому он стремился. Он идет к первосвященникам и продает Христа за 30 сребреников. По тем временам деньги несерьезные. Он мог спокойно выторговать намного больше. Это нам показывает, что Иуда не хотел получить вознаграждение, его целью было подтолкнуть Иисуса к действиям. А когда Он станет царем, то Иуда будет при Нем. Все указывало на то, что Иисус спокойно мог стать царем. Господь входит в Иерусалим, народ ликует. Было преддверие пасхи, очень много людей. Исследователи говорят, что это могли быть миллионы людей со всей Палестины, со всего Израиля. И эта огромная толпа знает Христа, ликует, встречает Его как императора. Люди кидают свои одежды и пальмовые ветви Ему под ноги. Все не то чтобы искрит, а пылает. Покажи Христос пальцем на Пилата или Ирода, их не было бы через секунду, и никакая стража бы их не спасла.

На самом деле евреи очень свирепые воины, и даже когда через 70 лет придет император Тит порабощать и уничтожать Иерусалим, евреи несколько раз отгонят римских легионеров. Они просто выбегали с вилами, топорами, какими-то ножами, и величайшая армия в страхе бежала. Евреи в своей свирепости были достаточно мощные. Элементарно можно было захватить власть, устроить госпереворот.

Иуда это понимает. Они один день в Иерусалиме, второй, толпа тепленькая. Уже третий день, а Он ничего не делает. Пасха пройдет, и люди разбредутся. Когда, если не сейчас? Нужно действовать. Такими интригами Иуда пытается воцарить Христа, а вместе с Ним и себя. Но мы знаем, чем все закончилось.

Христос неожиданно для Иуды действительно идет на смерть, полностью отдает Себя в руки убийц. И это было шоком не только для Иуды, но для всех апостолов, потому что они до последнего дня спорили, кто будет первый среди них, кто будет сидеть по левую руку от Него, кто по правую. Никто до конца не понимал, что Иисус Христос вообще не про царство, не про земные богатства, Он про другое. Иуда попался на уловку. Он плотно общался с Христом, на Тайной Вечере возлежал рядом с Ним. Это был Его ближайший ученик, но тем не менее он выбрал другое.

Иуду погубило сребролюбие. Здесь мы очень четко видим, как оно работает с людьми. Одно из главных последствий этой страсти в том, что человек начинает видеть в других источник своего будущего богатства либо угрозу ему. Иуда стал видеть во Христе возможность своего будущего богатства. Когда же его план полностью провалился, апостол понял, что потерял великолепный актив. Можно было долго безбедно жить, но он решил сыграть на все и проиграл. От осознания того, что его гениальная бизнес-схема не сработала, Иуда вешается. 

– Вопрос от телезрительницы Юлии: «Я слышала, что совершается только одна литургия в вечности. И каждая литургия, на которой мы причащаемся, все та же самая единственная, которая была в тот четверг, когда Христос сидел с учениками. Когда все воскреснут, в вечности будет эта же литургия? Как связано причастие, то есть соединение Бога и человека, с распятием?»

– Совершенно верно, мы совершаем ту же Евхаристию, которую совершал Христос.  Все литургии, которые происходят в мире две тысячи лет, каким-то непонятным нам образом возвращают нас к Тайной Вечере. Когда мы служим, а хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа, по факту мы повторяем слова Христа, которые Он сказал о Себе: сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя. То есть каждая литургия – это именно то самое действие Тайной Вечери, которое было две тысячи лет назад. Мы продолжаем ту самую литургию.

По поводу нашей загробной участи я тоже слышал мнение, что точно будет какое-то богослужение, скорее всего литургия, но конкретных указаний на это нет. Все, что мы знаем, это Предание Церкви. Нигде в Священном Писании не сказано, что, когда мы умрем, будем служить литургию. Но эта мысль часто звучит у святых отцов. Какая именно будет литургия, та же самая или другая или что-то еще, мы не знаем.

Как причастие связано с распятием? Когда мы совершаем проскомидию, то вырезаем копием (специальным ножом) срединную часть просфоры, которая станет Телом Господа, в память того, как воин пробил копьем Христа. Его крестная жертва напрямую связана с Евхаристией, потому что мы условно как бы режем, дробим на кусочки Тело Христово и потом это потребляем. Это тяжело понять. И именно поэтому во время совершения Евхаристии вино и хлеб не видимо превращаются в Тело и Кровь Господа, а по смыслу. Это сложный момент.

Знаете, есть тортики в Интернете, очень похожие, например, на кран или стол, а на самом деле это торт. Грубо говоря, с Телом и Кровью то же самое. Видимо это хлеб и вино. Но на самом деле это Тело и Кровь Господа, у которых так чудесно меняется текстура. Но при этом смысл тот же самый.

Тяжело, но, надеюсь, объяснил.

– В эти дни мы также вспоминаем предательство Петра. В чем разница между предательством Петра и предательством Иуды?

– Сразу вспомним, что предали Христа вообще все ученики, кроме Иоанна Богослова, все разбежались.

Предательство Петра отличается от предательства Иуды по двум параметрам. Первое – предательство Петра было неожиданным, импульсивным, похожим на характер самого Петра. Напомню, как это было: он пошел за Христом, когда Его арестовали. Зашел в место, где судили Христа, и грелся у костра. Соседи по костру начали обличать Петра: «Ты галилеянин, ты был с Христом, тебя выдает твой наряд». Это была неожиданная ситуация для Петра. Он резко оказался перед выбором – со Христом или против Него. И импульсивно, побоявшись, предал Его – это случайное, резкое действие. Петр так сделал несколько раз.

Сразу же смотрим на Иуду, который это продумывал, планировал. Это было целенаправленно. Перед тем как он предал Иисуса, была сделана огромная работа. Он просчитал все ходы, все за и против. Он явно в своей голове носил не один день эту мысль. У Петра это было все моментально. Мы этот факт никак не заглаживаем. Петр действительно предал Христа.

Второе – реакция на совершенный грех. Петр, как только увидел Христа и услышал голос поющего петуха, тут же убежал в слезах. И, по преданию, всю оставшуюся жизнь у Петра были красные глаза от слез. И каждый раз, когда он слышал пение петуха, начинал плакать, вспоминая о предательстве. Мы видим реакцию Петра: он сразу же в этом грехе раскаялся.

Мы видим в Евангелии, что и Иуда попытался принести покаяние. Когда он понял, что не сработало, отдал деньги обратно, чтобы его не распинали, чтобы хоть как-то спастись. Но когда это не сработало, он в полном отчаянии пошел и удавился.

Подобное мы очень часто видим в истории. Бизнесмены, какие-то большие олигархи (много таких было на бирже в Нью-Йорке), торги, и в один момент обвал акций... Человек был богатым, а через две секунды он уже бедняк. И люди, не выдерживая этого удара судьбы, просто падали, разбивались. Или когда бизнес не получился у человека, прогорело дело, он в отчаянии, что не получилось заработать денег, попадает в руки дьявола и все доходит сначала до уныния, потом печаль, потом отчаяние, а потом  самоубийство. Иуда тот же самый путь проделал. По идее, если бы Иуда покаялся, Господь бы его простил, и он мог бы потом свой грех спокойно искупить, как это сделал Петр (всей своей жизнью).

– Мы часто сталкиваемся с предательством друзей, близких. Как человеку преодолеть, пережить эти страдания?

– Непростой вопрос. Можно посмотреть, как Христос пережил предательство. Но Он знал, что этот человек Его предаст, знал заранее, пытался от этого предательства его отводить. Но все равно дал возможность Иуде предать Его. И когда тот предал Христа, Христос больше не говорил о нем, мы не знаем никакого мнения Христа об Иуде после того, как Его взяли в Гефсимании.

Предательство – это, конечно, очень сильный удар, потому что, в принципе, предать могут только близкие люди, это по определению. Чужие или враги не могут предать.

Как в этой ситуации жить? Сам не знаю, как ответить на этот вопрос. Слава Богу, я в своей жизни с таким не сталкивался, но знать точно нужно, что предательство пережил Сам Христос, вися на Кресте. Мы знаем, что Он пережил богооставленность, в какой-то момент Он почувствовал, что Бог Его бросил, и Он молился Ему. Господь потом Его забрал к Себе и утешил.

Мы можем сделать такой вывод, что в моменты предательства нужно обращаться к Богу и надеяться на Его помощь. Господь, конечно же, поможет.

– Страстная седмица завершается крестными страданиями Христа. Расскажите подробнее о последних днях Спасителя.

– Последние дни Христа мы отсчитываем как раз с начала Страстной седмицы. Это несколько дней в Иерусалиме, Он вообще всю Свою проповедь ходил по Израилю, обычно любил Галилею, мы знаем, что в Писании город Капернаум назывался городом Христа, Ему нравилось там находиться. Он всячески избегал Иерусалим, потому что это столица – очень политизированный город. Если Его в пустыне хотели царем провозгласить, то в Иерусалиме таких возможностей было намного больше. Именно в последний день Он входит в Иерусалим, уже зная, чем все закончится. Он входит как триумфатор, великий царь, весь народ ликует. Он не политик, поэтому никак не пользуется этой популярностью, ходит, проповедует, говорит притчи. О десяти девах, пяти юродивых и пяти мудрых, о смоковнице, которая засохла. Эти притчи сказаны в эти дни. Господь понимает, что осталось совсем немного.

Это как учитель, когда заканчивается урок: осталось пять минут, а он как-то пытается весь пройденный материал еще раз разложить по полочкам в головах учеников. Вот и Христос ходит, говорит какие-то притчи, проповедует, исцеляет, полностью в этой толпе. Это было сложно. Повторюсь – Иерусалим наполнен паломниками со всей Иудеи, со всего Израиля. Там очень много народа, очень много вопросов, желаний, требований. Мы, священники, с пятью поговорим, устанем. А тут такая толпа.

Так продолжается до ночи пятницы. С четверга на пятницу, когда Он уже понимает, что подходит последняя праздничная трапеза, собирается с учениками и творит пасхальную трапезу. Это Его последний контакт с Иудой, потом будет еще в Гефсимании. Он говорит с ним, пытается его как-то образумить. Каково это: сидеть на трапезе и знать, что прямо сейчас Иуда пошел Тебя предавать?

Потом Он идет молиться. Интересно, если Господь откроет время нашей смерти, как себя вести? Христос в это время молился. Мы знаем, что перед судом Он пошел в Гефсиманию и там слезно молился до кровавого пота. «Моление о чаше» – фрагмент, когда Господь просил у Бога, чтобы эта чаша Его миновала, чтобы эта крестная смерть, страшные муки отступили. Но Он добавил: «Пусть будет не Моя, но Твоя воля». Это напутствие нам, как нужно молиться в принципе. Мы приходим к Господу со списком того, о чем просим. Но в конце очень важно добавлять: «Господи, пусть будет так, как Ты хочешь, а не так, как хотим мы».

Христос молится, просит Своих учеников, чтобы они были с Ним, поддерживали молитвенно, но они засыпают. Он приходит: «Что вы спите? Вставайте!» Они опять засыпают. Потом шум, гам, факела. Темная иерусалимская ночь. Приходит Иуда со стражниками. Христа ведут на суд. Один суд, потом у Пилата, потом у Ирода еще суд. Пилат видел, что Иисус абсолютно невиновен, что из-за зависти пытаются Его убить. Он даже идет на такой шаг – выпускает разбойника Варавву, чтобы как-то смутить народ. Нет, не нравится. Он приказывает Его бить. Христа бьют, издеваются над Ним. Пилат показывает народу: «Смотрите, я Его наказал уже. Может, хватит?» – «Нет! Распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях!» И Пилат умывает руки. Понятно, что он не был христианином, но он предал свою совесть. Он знал, что Иисус невиновен. Но ради того, чтобы не потерять свое служебное положение, умывает руки. Пилат предал не только себя, он предал свою совесть. Людям на заметку: вне зависимости, верующий ты человек или нет, когда совесть говорит тебе «не делай», то делать этого нельзя.

Христу дают крест, ведут Его. Иосиф Аримафейский помогает Ему нести крест, приносит его на Голгофу, ставит. Христа прибивают гвоздями к древу. Рядом с Ним разбойники, один из них будущий первый человек в раю – разбойник, который был по правую сторону от Него.

Христос проживает моменты страшных мук, страшных страданий. Одна из самых страшных пыток во время того, как человека распинают, – он в таком положении начинает задыхаться. Приходится подтягиваться на гвоздях, делать вдох и опять падать. Это очень жуткая смерть. В принципе, распятие – забава римских легионеров. И есть много свидетельств того, как эти воины прибивали людей в разных позах ради смеха.

Христос испускает Свой дух. Завеса раздирается. Сразу же, как только грех совершился, как только дьявол довел дело до конца, все люди резко отрезвляются, выпадают из обоймы дьявола, потому что тому уже неинтересно их дальше в этом поддерживать. Теперь люди, наоборот, ужасаются, что они убили Бога. Все расходятся в серьезнейшем помрачении. Христос уже умер. Никодим и Иосиф выпрашивают у Пилата тело, Христа хоронят. Потом наступает суббота, после – Светлое Христово Воскресение.

– Вопрос от телезрителя: «Женщины часто задают вопрос: после смерти муж с женой встретятся ли в Царстве Небесном? Часто получают положительный ответ: если крещеные, венчанные. А когда саддукеи спросили у Христа, кто будет с женой из семи умерших братьев, Он сказал: не будет там ни мужей, ни жен; все будут как ангелы. Получается, что там будут все бесполые, обезличенные и равные друг другу? Получается какая-то коммуна».

Попробуем потолковать этот отрывок из Священного Писания. Господь говорит: когда мы умрем, будем как ангелы. И из-за того, что будем как ангелы, наши половые различия отпадут. Это будет не так важно, потому что они нужны сейчас, только здесь, чтобы мы размножались, чтобы было больше людей. И тем самым спасались.

Есть такое мнение, встречается у святых отцов, у священников: если любовь между мужем и женой была настоящая, христианская, вечная, то потом они будут в некоем другом союзе. Это уже не будет понятный нам союз мужчины и женщины. В то же время Христос говорит, что там будем как ангелы, не имеющие пола. Где здесь золотая середина, как это понять точно? Нет точного ответа. Церковь по этому поводу точного ответа не дала, потому что оба эти ответа (что там будут муж и жена жить вместе, если они по-настоящему любили, или что люди будут как ангелы) друг другу никак не противоречат. Будет какое-то общество людей, находящихся в счастье и любви. И мы там будем встречать своих близких (надеемся на это) – наверное, так будет. Будет у нас такая сильная с ними связь, как сейчас? Мы не знаем.

– Вопрос от телезрителя: «Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? Можно ли крестить ребенка?»

– Обычно в Церкви крестили на Страстной неделе в субботу. Весь Великий пост людей готовили к принятию крещения. И в Великую Субботу их крестили, чтобы в Пасху они уже вошли христианами. Поэтому священники в белом – это один из образов того, что мы очищаемся. Новая жизнь. Сейчас эта традиция отпала. В некоторых храмах, может, соблюдается, но в основном такой практики нет, потому что поменялось время. В то время, когда это делалось и придумывалось, были другие реалии, задачи, причины. Сейчас, когда уже у нас весь мир – христианский (хотя бы наша страна христианская), принцип отпадает. При этом есть крещение на литургии. Иногда взрослых так крестят. Такая интересная, добрая традиция.

– Известно, что Страстная седмица не входит в число дней Великого поста. Почему она стоит особняком?

– Великий пост закончился. Но постные дни еще не завершились, потому что Страстная седмица действительно стоит особняком. Она самодостаточная. Ей не нужно быть в составе чего-то. Скорее, Великий пост нас всех подготавливал к Страстной седмице. Поэтому каждый день мы особо вспоминаем эту последнюю неделю жизни Христа, поэтому она так для нас важна, поэтому мы постимся, чтобы очистить наш разум, желудок и приблизиться ко Христу.

Весь смысл поста в том, чтобы за счет какого-то ограничения в пище приблизиться к Богу, чтобы нам было легче молиться, легче быть на службах, легче творить добрые дела. В этом смысл именно поста в пище. Если же мы постились весь пост и в итоге не причащались, были злые и со всеми ругались, то смысла никакого в этом нет. Повторюсь, смысл поста в пище только в том, чтобы быть более хорошим православным христианином.

– Что можно назвать смысловым центром Страстной седмицы? Какие богослужения нужно обязательно посетить?

– Очень хороший, важный момент. Понедельник, вторник, среда – литургия Преждеосвященных Даров, важнейшие события в мире, но они проходили у нас уже Великим постом. С вечера среды начинаются важные, уникальные богослужения. С вечера среды мы готовимся к Тайной Вечере, к первой произошедшей Евхаристии в мире. В четверг вечером читаем 12 Страстных Евангелий, которые нас подготавливают к тому, что в пятницу Бога распнут. В пятницу литургия не положена, читаются часы. Мы все замираем в тишине, полностью отдаемся этому горю, ужасу, потому что наше человечество, наши братья, сестры, наши праотцы убили Бога. Полностью погружаемся в это, грустим в этом контексте. В пятницу вечером читаем пророчества о воскресении Бога. И в субботу, считай, Пасха наступила. Служим утром, начинаем носить куличики, праздничная суета начинается, готовимся к ночной службе – Пасхе.

– Давайте подведем итоги сегодняшней беседы. Как нам в оставшиеся дни Страстной седмицы подготовиться, прийти к самому важному событию не только в течение года, но и всей нашей жизни – к Светлому Христову Воскресению?

– Постараться всеми силами быть на службах начиная с вечера среды. Это очень важно. Дай Бог, чтобы у всех получилось. Конечно же, готовиться к причастию – в Чистый Четверг, на Пасху. Исповедоваться не мимоходом, а ответственно, со вниманием. Возможно, с прочтением какой-то литературы. «В помощь кающимся», например; есть брошюрки, написанные Игнатием (Брянчаниновым). Исповедь должна быть достойная, которая подведет некий итог нашему посту.

Исповедь, причастие, участие в богослужениях и, конечно же, пасхальная служба ночная. Некоторые люди постятся, но на ночную службу не ходят. Понятно, что дети маленькие. Во многих храмах будет пасхальная служба в воскресенье днем. Поститься в Великий пост и не быть на пасхальной службе – это как учиться в университете и не прийти на выдачу дипломов. Собственно, ради чего это все было?

Поэтому всех призываем в храм, молиться, радоваться. Немного погрустить, а потом радоваться.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать