Беседы с батюшкой. Cвященник Андрей Лысевич. 20 августа 2023

20 августа 2023 г.

В студии священник Андрей Лысевич, проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине (г. Москва).

Предлагаю начать разговор с воскресного евангельского чтения. Господом рассказана очень интересная притча о царе и работнике, которому царь простил очень большой долг. Многие слышали или читали эту притчу. Работник закончил очень плохо, потому что, в свою очередь, не простил долг своему товарищу, за что был отправлен в тюрьму. Очевидно, на его месте может оказаться каждый из нас. О чем Господь предупреждает нас этой притчей?

– Господь говорит нам о необходимости быть милосердными, снисходительными, добрыми. Каждый раз, когда мы вспоминаем эту притчу, возникает вопрос: «Как работник мог так поступить?» Позволю себе немного ее пересказать. Речь идет о царе, который решил сосчитаться со своими работниками. Один из них оказался должным ему тьму талантов. Тьма – это десять тысяч талантов. Талант – это мера веса около 23 или 24 килограммов серебра. То есть работник задолжал царю десять тысяч раз по 24 килограмма. Это как надо было задолжать!

– Сегодня я читал проповедь одного архиерея, в которой он привел российский аналог этой суммы: на современные деньги это было бы сто миллионов рублей.

– На самом деле трудно сопоставить. Хотя мне думается, что один талант – это что-то около миллиона. В любом случае сумма колоссальная. И не совсем понятно, как столько задолжать. Может, это был чиновник высокого ранга, который должен был делать какие-то дела для государства, но не выполнял их.  

– Или Господь мог использовать такой оборот для усиления.

– Это однозначно гипербола. Но в чем суть? Что интересно в этой притче? Господь говорит о царе, который четко, до последней копеечки все посчитал и высказал: ты должен столько-то. И если у тебя нет таких денег, царь говорит, вся твоя семья попадет в долговое рабство, в тюрьму, на каменоломни. Соответственно, скорее всего туда пойдет и сам работник, и вся его семья: его близкие, родные, слуги, дети и дети его детей. И пока они не отработают эти деньги, будут там.

Это абсолютная плоскость честности и справедливости. Царь говорит честно: задолжал, надо отработать, вернуть. После этого сам неразумный работник просит милости у царя. И тот достаточно легко прощает, отпускает его и его родных и близких из этого долгового рабства.

Это удивительный момент. И работник выходит на улицу и встречает человека, который должен ему сто динариев. Динарий – это монета, которую платили за один день работы. Инфляции тогда не было. Всю жизнь работали и получали за день один динарий. Его хватало для того, чтобы прокормить на этот день себя и свою семью. Наверно, на наши деньги это где-то тысяча рублей. Соответственно, если таких динариев сто, то этот приятель оказался должен ему где-то сто тысяч рублей.

Эта сумма никак не сопоставима с тем долгом, который этот царский слуга задолжал своему господину. Но он стал требовать ее от своего приятеля. И на слова друга, что у него нет таких денег, работник решил усадить его в тюрьму. Как он мог так поступить?

Это евангельская история, которую рассказывает Христос. А Он не рассказывал сказок, а говорил примеры, даже через притчи, всегда очень реалистичные и четко отражающие реальный мир людей и отношения между ними. Как человек мог до такого дойти? Что может заставить тебя после такого события, когда тебе простили такой огромный долг, пойти и требовать денег от своего друга?

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Писании часто упоминается сердце. Но наукой давно установлено, что все чувства вырабатываются в головном мозге. Сердце имеет только два состояния: либо оно здоровое, либо больное. Так откуда все время ссылки на сердце? От незнания?»

– Ни в коем случае. Тут дело не в незнании, а в том, что мы пытаемся перенести терминологический аппарат Священного Писания на совершенно чуждую сферу, в данном случае медицинских терминов. В Священном Писании мы называем сердцем не орган из двух предсердий и двух желудочков, а внутреннее средоточие. Сердце – то есть сердцевина человека, его внутреннее самоощущение, самосознание, внутреннее пребывание перед Богом. Сердцем называется сосредоточие личности человека в общении с Творцом. Внутренний центр мыслей, эмоций, желаний, устремлений именуется таким образом.

Какие-то переживания человека сопровождаются учащением ритма сердца как физиологического органа, поэтому впоследствии его (орган) стали называть этим словом. Но это совершенно разные термины. Если мы изучаем Писание, то под сердцем понимается одно; если изучаем анатомию человека, то под ним понимается совершенно другое.

– Вернемся к теме нашей беседы. Мы остановились на том, как этот работник царя поступил со своим должником.

– Что двигало сердцем этого работника, когда он поступал таким образом? Немного, что можно предположить. Наверное, с одной стороны, это абсолютная неблагодарность. Человек увидел, как великодушно поступил царь, но в его сердце этот поступок вызывает злобу и обиду за то, что ему пришлось унизиться, просить, падать на колени. И он не благодарит царя за то, что тот избавил его от достойных его мучений. Он заслужил эти наказания, но его простили, избавили от них. Но он обижен на то, что ему пришлось просить. Это первое.

Второе: он увидел своего приятеля, пускай это копейка по сравнению с тем, что он сам был должен, но ведь надо же на кого-то перегрузить свою вину. Я не смог отдать царю, поэтому мне пришлось унизиться. А из-за чего это произошло? Точно не из-за того, что я купил яхты, пароходы, самолеты, и уж точно не из-за того, что  плохо вел дела и не смог исполнить данное поручение. Наверное, это из-за того, что вот этот мой ничтожный друг задолжал мне сто рублей. Если б он вернул их вовремя, я бы точно эти сто рублей определил на пользу, и в конце концов у меня получился бы достойный заработок, и я смог бы вернуть свой долг без унижений. Наверное, такой поступок можно объяснить только этими совершенно несуразными, неразумными, с точки зрения нормального человека, мыслями.

Неблагодарность и попытка обвинить своего друга в своих собственных неудачах, бедах и проблемах. Дальше эти два состояния приводят к поступку, когда человек хочет посадить в тюрьму своего друга. А царь наказывает его за это, призывает к себе и говорит: «Я с тобой поступил по милости, а ты не оказал милости своему другу, поэтому получишь наказание по справедливости».

Что интересного в этой причте? Она начинается словами, когда Спаситель говорит Царство Небесное подобно… И дальше рассказывает эту притчу. То есть она не про должников, не про долги и не про деньги, а про Царство Небесное. И что из этой истории мы можем вынести для себя, чтобы понять Его тайны? Что же здесь про Царство?

Очевидно, это то, что в Царстве Божием есть справедливость. Царь призывает и говорит: «Твой долг десять тысяч талантов, я помню об этом». Это честно. И если ты не можешь вернуть, то что полагается за это? Тюрьма. Все честно. Это справедливо. Но над справедливостью превозносится милость. Иногда мы забываем об этом. Милость превозносится над справедливостью, а не наоборот. Если нет справедливости, то нет и милости… Если нет справедливого знания о том, кто кому сколько должен, то нет и смысла миловать. Раз он тебе и не должен, как ты его прощаешь? Это первый момент.

Второй момент еще более интересный. Это образ царя, который справедливо судит, но щедро милует. Он дается человеку в этой жизни. Каждый из нас фактически переживает этот образ. Каков наш долг пред Богом? Мы должны Ему нашу жизнь, свободу, здоровье, силы, ум и разум. Все то, чем мы пользуемся в этой жизни, принадлежит Богу. И мы должны воздавать Ему соответствующим образом. Даже если мы благодарим и восхваляем Его своими делами, то возвращаем только десятую или сотую часть того, что Он нам дал. А все остальное оказывается нашим долгом. Получается, мы все равно набираем эти долги. И нам приходится сталкиваться с Богом как с Займодавцем: Он дал нам что-то, и мы должны воздать это что-то, но не можем воздать во всей полноте.

Самое главное, что каждый человек применяет этот опыт по-разному. Как солнце: оно одно и то же, но светит на разные предметы по-разному. Освещая воск, солнце делает его мягким, и воск становится податливым в руках. Освещая грязь, превращает ее в корку. И здесь то же самое: этот образ справедливого и милосердного царя по-разному отзывается в разных сердцах. В частности, в сердце этого неразумного слуги он превратился в какой-то совершенно гротескный, измененный, искаженный образ. Он посмотрел на этого царя, вышел за пределы дворца и решил, что теперь должен справедливо требовать и доводить до конца наказание по отношению к своим друзьям. Он же этому во дворце научился. Его только что там спрашивали о его долгах. Получилось, что он научился только плохому, хотя приобрел образ Царства Божия. Вышел и стал делать совершенно иное, нежели то, что действительно есть Царство Небесное. Так проявляется качество сердца человека. Либо это сердце из воска, и, принимая тепло, оно становится мягким, податливым и добрым, либо это сердце из грязи, и, принимая в себя свет, оно становится заскорузлым, из трещин и превращается в пыль и прах.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Мы знаем, что в покаянии тайна спасения. Господь сказал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мы понимаем, что нужно каяться, но иногда осознаем, что нет духа покаяния. Как его приобрести?»

– Сам Господь открывает нам дух покаяния, когда наступает день счета наших долгов. В жизни каждого человека бывает день, когда Господь спрашивает за его долги. Часто он наступает еще до Страшного суда. И на земле человек оказывается перед лицом ответственности за свои поступки и дела. В этот момент обычно нет вопроса: «Как стяжать дух покаяния?» Потому что ты сам понимаешь: Аз же есмь червь, а не человек. Ты не знаешь, куда деться, как оплакать свои грехи. Это тонкий момент: одних людей эта Божия справедливость, которую Господь иногда проявляет по отношению к нам, превращает в злых, обиженных, неблагодарных людей, а других приводит к покаянию и сокрушению сердца.

Первый совет в день покаяния, в день скорби: не унывать, не отчаиваться, не озлобляться, не обижаться ни на Бога, ни на ближних, а принизить свою голову и признать свою немощь, покаяться перед Господом, просить у Него помощи и прощения. Господь иногда дает нам такие поводы.

Кроме того, мы – люди немощные, слабые – не хотели бы переживать таких дней испытаний и подсчета наших грехов. Нам хочется как бы заранее, вовремя отдавать наши долги, насколько это возможно. Это разумное желание: не гневить Бога прежде, чем придется отвечать за свои грехи. И это покаянное чувство, которое должно нас сопровождать, рождается от благодарения Богу. Когда мы благодарим Творца и осознаем величие Его милости и благости, которые Он имеет по отношению к нам, то напоминаем себе иной раз о наших падениях и грехах, наших слабостях. Таким образом сами внутренне, посредством  смиренномудрия возгреваем в себе покаянное и смиренное чувство. Смиренномудрие – это осознание своей низости, малости перед Богом.

– В притче господин оказал милость своему работнику, подарил прощение. Но тот воспринял это как-то иначе, и его сердце затвердело. Вероятно, он воспринял это как унижение. Ему пришлось унизиться. Его простили, а он ощутил унижение. Связано ли прощение или покаяние с унижением?

– Дело в том, что слово «смирение» на русский язык с греческого переводится как «низость». Tapeinos – это низко расположенный город или местность. «Смиренный город» по-гречески – это город, который находится в низине. И смиренный человек – тот, который находится внизу. Этимологически термин «смирение» связан с самопринижением, низостью. В этом смысле смирение связано с унижением. Для того чтобы просить прощения, нужно признать свое более низкое положение по отношению к тому, у кого ты просишь. Это малость перед Богом. А гордость – это, наоборот, напыщенность, превознесение. В этом смысле человек, который болеет гордостью, не может унизиться. Для того чтобы попросить прощения, ему нужно спуститься с небес на землю.

Либо он сам сможет себя смирить и тогда положительно примет это прощение, либо он не захочет его принимать, и тогда его унизят.

– И тогда это будет сопряжено с болью. Но фактически это не какой-то перелом человека, а просто приведение его к адекватному сознанию. Ведь царь от него ничего не требует, по сути, он его не унижает, а говорит правду: «Ты должен десять миллиардов. Их надо вернуть. Если не можешь вернуть, то должен их отработать». Это же просто правда, а не унижение. Он не сказал ему, что он такой-сякой, не обзывал плохим, просто сказал правду. В этом смысле смирение – это на самом деле правда. Просто мы не привыкли к этому. Мы привыкли считать себя великими, значимыми. Мы думаем, что если помолимся, то пойдет дождь, или солнце засияет, или землетрясение начнется. Вот помолюсь, и самолеты начнут взлетать и падать. Почему-то я в этом абсолютно точно уверен. Если с кем-то случилось что-то неприятное, то ясно же, что я хороший, со мной ничего неприятного не может случиться. Или еще что-то в этом духе.

Именно мысль о том, что ты необычный, и заставляет тебя превозноситься. А потом вдруг случается день, когда Господь говорит: «А давай справедливо оценим ситуацию». И ты начинаешь ее справедливо оценивать. А что ты в жизни реально сделал для Бога? Не перед людьми, которые тебя по головке погладили, а перед Богом? И ты понимаешь, что не так уж и много. 

Больше остался должен.

– Вся моя жизнь – это стадия потребления. А производительность? Что я могу сделать? Очень немного. Да, бывает, Господь через меня, немощного, что-то совершает: кто-то услышит слово священника и утешится, порадуется, кто-то через таинство получит какую-то помощь, утешение или еще что-то в этом духе. Но где я-то в этом? Это же Господь через таинство дал человеку исцеление, здоровье, благодать. В конце концов, это Господь дал разум, чтобы я мог сказать кому-то что-то. Это Господь дал священный сан или какую-то другую профессию. Здоровье, силы, возможности – это тоже дары Божии.  

– Вопрос от телезрителя: «Подскажите, с чего и с каких молитв начать подготовку к таинствам Исповеди и Причастия? В первый раз, ничего не знаю».

–  Простой, но очень важный вопрос для многих людей. Традиционно в Церкви мы готовимся к причастию, прочитывая заранее три канона: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю.

Потом читают Последование ко Святому Причащению. Оно тоже состоит из канона, то есть девяти песен без одной, и набора молитв ко Причастию. Самое главное в подготовке –  молитвы в конце Последования и оно само. Но читать рекомендуется с самого начала, с трех канонов.

Надо понимать, что человек, который впервые готовится к причастию, с трудом осилит это правило. Велика вероятность, что Вы не сможете дочитать его до конца. Слуга в притче задолжал много, но получил от Бога прощение. При этом был спрошен по справедливости. В этом и заключается христианский подход и тайна Царства Небесного.

Я рекомендую выбрать время, которое Вы будете готовиться. Хотя бы дня три перед причастием нужно поститься, в соответствии с Вашим состоянием здоровья воздерживаться от мяса, молока, кушать рыбу и овощи. Если позволяет здоровье, можно поститься более строго. На Ваше усмотрение. В течение трех дней поста выбрать какое-то количество времени, которые Вы могли бы потратить на подготовку к причастию. В общей сложности хотя бы два часа. Честные два часа, которые Вы стоите перед иконами и читаете молитвы: три канона и Последование ко Святому Причащению. Даже если вы, два часа времени потратив на эти молитвы, не успели прочитать всё, придите к священнику на исповедь перед причастием и скажите об этом.

– Об этом тоже был вопрос: как подготовиться к исповеди?

– Подойдите к священнику на исповедь и скажите: «Батюшка, я впервые готовлюсь к Причастию, постарался в течение двух часов читать молитвы,  больше у меня не было времени и возможности на подготовку. Я, конечно, не все прочитал, но очень хотел бы причаститься». Думаю, что ни один священник не откажет Вам в Причастии и благословит, чтобы Вы причастились во спасение души и здравие тела.

Как готовиться к исповеди? Обычно это тоже зависит от того, сколько сил и времени у Вас на это есть. Самая простая подготовка – это когда человек просто в течение этих трех дней говения, молитвы и поста выписывает грехи, которые он вспоминает из прошлой и настоящей жизни, которые ранее не были исповеданы. Те грехи, которые уже назывались на исповеди, вновь исповедовать не следует. В них можно каяться, за них можно вновь и вновь просить у Бога прощения дома, наедине, но вновь приносить их на таинство Исповеди неверно. Потому что Господь по милости Своей прощает нам в таинстве Исповеди, как и обещал, наши грехи, исповеданные Ему.

Кроме того, есть специальные книги: «В помощь кающимся», «Опыт построения исповеди» Иоанна (Крестьянкина), какие-то собрания других святых отцов о покаянии, перечни грехов, которые могут помочь человеку подготовиться к исповеди. Можно полистать их, посмотреть, что из того, о чем уважаемые проповедники Церкви говорили, может быть, стало и вашим грехом тоже, выписать это на листочек и потом прийти к священнику на исповедь.

Бывает, человек к исповеди готовится более длительный период. Это такая генеральная исповедь, когда человек в течение недели старается поститься (удобнее это делать в пост), выбирает время, связанное только с молитвой и покаянным чувством, и в течение этого времени особо молится, просит, чтобы Господь открыл ему грехи. Это особое время очищения, покаяния. Может, не с первого раза, но когда-то это следовало бы пережить. 

– Если вернуться снова к притче об образе Царствия Небесного, получается, что в Царствии Небесном мы сталкиваемся с двумя чертами, вокруг которых за всю историю Церкви было очень много споров. Здесь мы видим сразу и справедливость, и милость. Что первично, а что вторично? Сначала Бог (или царь) судит по справедливости, но потом милость одерживает верх? Если мы это перенесем на наш земной суд, то мы тоже верим и молимся о том, что когда нам Царь скажет, что мы остались по-прежнему должны, Он нас помилует, несмотря на наш долг.

 Как эти черты сочетаются в Боге? О чем Его правильно просить и как себя правильно вести, чтобы не поступить так же, как этот несчастный работник, который не понял оказанной ему милости?

– Очень хорошо Вы сказали: не понял оказанной милости, потому что не хотел понять, не хотел услышать то, что Бог ему сказал. С точки зрения догматического учения Церкви в Боге два этих качества – справедливость и милость – сочетаются нераздельно и не противоречат друг другу. С точки зрения человеческой логики это непонятно, потому что мы либо милуем, либо справедливо наказываем, скорее всего.

И в этом смысле Божественные качества (даже, казалось бы, такие противоречивые), в отличие от наших, человеческих, не противоречат друг другу, они гармонично сочетаются. Бог одновременно и милостив, и справедлив. Мы же, люди, сначала справедливы, потом милостивы. И так должно быть.

Еще раз повторю, что наоборот не получится: нельзя быть сначала милостивым, потом справедливым. Потому что если нет справедливого суда, то нечего и миловать, негде проявлять милость. С другой стороны, если есть справедливый суд, то на основании этого суда можно сказать: «Да, это я могу простить, помиловать, отпустить, забыть об этом. А здесь я хотел бы попросить, чтобы ты проявил по отношению ко мне какое-то доказательство твоего покаяния, осознания, что действительно это было несправедливо».

В человеческих отношениях это все уже гораздо сложнее. И если мы говорим о наших отношениях с Богом, то здесь тоже как-то более понятно. Мы сказали, как Бог относится к человеку: милостиво и справедливо одновременно. Если мы говорим о том, как человеку относиться к Богу, воспринимая этот образ милости и справедливости, то здесь более или менее просто. Потому что, как говорит Господь, когда вы сделаете всё, что вам положено Евангелием, тогда говорите: мы рабы неключимые, сделали только то, что должны были сделать, но ничего более того.

То есть получается, что человек в христианстве всегда осознает себя неключимым рабом (что означает «негодным работником»). Но не только негодным работником, но еще и любимым сыном. Потому что любимый сын, прося о милости и проявляя любовь к своему отцу, конечно же, получает прощение. Что бы он ни натворил, любящий отец простит своего сына, который его любит. Он может дать ему какой-то урок, к чему-то сподвигнуть, чтобы он как-то осознал ошибку, исправился и что-либо понял. Но тем не менее однозначно простит и любви своей не уменьшит по отношению к нему.

То есть мы по отношению к Богу имеем христианское смирение, осознание малости того, что мы делаем для Него. Но, с другой стороны, – бесконечная любовь и бесконечное упование на Его милосердие и милость. Несмотря на то, что я мало делаю для Него, но это все, что я могу для Него сделать. И я знаю, что Господь помилует и примет меня и мои малые, ничтожные труды.

А вот когда мы говорим об отношениях между человеком и человеком, здесь становится существенно сложнее. Во-первых, все же справедливость и тут должна идти впереди. Сначала мы должны справедливо оценивать ситуацию, а потом – миловать. Но в некоторых случаях нам приходится кроме милости еще и просить от людей как бы некие доказательства или признания справедливости их положения либо на словах, либо в делах.

Когда мы разговариваем с человеком, то говорим: «Смотри, это было сделано неправильно, плохо». В этом случае мы ждем от человека зачастую простых вещей, чтоб он просто сказал: «Да, действительно, я был не прав, прости меня». А в других случаях мы ждем, чтобы человек не только сказал: «Прости меня», но чтобы делом показал, что он осознал неправильность своего поступка. Конечно, он не может исправить то, что было сделано в прошлом, он может только повлиять на будущее, а прошлого уже не изменить.

И здесь нужна милость для того, чтобы простить. Допустим, человек сказал мне: «Я понял и считаю, что был не прав. Я готов трудиться, чтобы этого больше не было». Но все равно нужно проявить милость к человеку, наподобие милости Творца Небесного, чтобы простить то, что было в прошлом. Это всегда очень сложно и интересно, и очень важно для нас – научиться миловать, прощать тех людей, которые рядом с нами, которые, быть может, тоже делают что-то не так, как нам хотелось бы.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать