Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин). 4 июля 2023

4 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове архимандрит Алексий (Вылажанин).

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли молиться за родственников старообрядцев?»

– В своей домашней молитве и стоя в храме мы можем молиться за кого угодно.  Единственное, мы не имеем с ними евхаристического общения, поэтому не можем подавать записки, участвуя в Евхаристии. А в домашней молитве можно молиться даже за инославных христиан, чтобы Господь их вразумил, наставил.

– Надо еще разобраться, что за старообрядцы; может, они и наши.

– Есть единоверцы, есть старообрядцы.

– Те, что принадлежат Русской Православной Церкви, наши братья.

– Это единоверцы. А старообрядцы есть разных толков: поповцы, беспоповцы. Поповцы тоже бывают разные. В любом случае в своей домашней молитве можно молиться за человека, крещенного во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Господь милостив, Сам найдет пути его вразумить.

– Если родственники живы, то у них еще есть возможность быть в нашей Церкви.

– Мы каждую неделю читаем акафист в честь Почаевской иконы Божией Матери. Там рассказывают, что одна неправославная (то ли протестантка, то ли католичка) женщина имела слепую внучку, просвещенную в православии. По внушению Божию они вместе едут к Почаевской иконе Божией Матери, молятся, и девочка получает исцеление, бабушка принимает православную веру. Настолько она была потрясена происходящим.

Надо молиться. Если молитва будет искренней и человек хороший, то Господь просветит его и даст ему разумение.

– Вопрос от телезрительницы: «Внук инвалид, его родители со здоровыми детьми уехали за границу. В церковь сходить не могу: не с кем оставить внука. Как мне исповедоваться и причаститься? Куда попадет душа инвалида: в рай или в ад?»

– Инвалиды бывают разные. Насколько он разумный? 

– Не может оставить одного, наверно, тяжело транспортировать.

– Бывают дети с синдромом Дауна. Считать их инвалидами или нет? Очень сложно говорить. В любом случае обычному человеку кажется, что они не совсем нормальные, какие-то особенные. Одно дело, когда человек растет неправославным, другое дело, когда растет в православной среде и причащается. Это люди необыкновенной внутренней духовной красоты. Это и внешне видно. А бывает, ребенок внешне красивый, замечательный, умный, но абсолютно недуховный, без Бога в сердце, и в нем нет этой красоты.

Если нет возможности прийти в храм, то нужно позвонить туда и пригласить батюшку, объяснить ему ситуацию, исповедоваться, причаститься самой и причастить внука. У меня есть прихожане, которые привозят дочь-инвалида на коляске несколько раз в месяц. Все зависит от нас. Я вспоминаю свое детство, когда лежачих инвалидов носили на руках в храм в Удельную для того, чтобы причастить. Когда есть желание и рвение, мы всегда находим возможности. А когда у нас нет горячего внутреннего желания, мы начинаем искать оправдания.

Часто так бывает и с нашим покаянием. Когда мы на исповеди не каемся в своих грехах, а ищем оправдания. Мы говорим батюшке не о том, что согрешили в том-то и том-то, а что согрешили потому, что были такие-то обстоятельства. И в результате не мы виноваты, что согрешили, а как бы жизнь нас к этому привела. 

Живите с Богом, стремитесь к Богу, молитесь Богу, ищите Бога. Господь открывает тому, кто стучит. Если Вы сообщите в храм, то придет священник и исповедует Вас.

– При храмах есть различные социальные службы. Надо просто поговорить с батюшкой, он найдет способ помочь.

Вопрос от телезрителя: «Тысячу раз каюсь на исповеди в грехе осуждения и гнева, а изменений в себе не вижу. Прошу Господа мудрости, а глупа по-прежнему. Как не отчаяться?»

– Значит, Вы не до конца осознали тяжесть своего греха.

– А может, это некое самоедство.

– Чаще бывает, что мы не осознаем тяжести греха, не боремся с ним. Мы понимаем, что это грех, каемся в нем на исповеди, но, к сожалению, бываем слабы. В нас есть страсть, перерастающая в грех. Нужно помнить: каким судом судим, таким и нас будут судить. Но мы опять себя оправдываем, что это мы не осуждаем, а рассуждаем. Но, к сожалению, не всегда правильно рассуждаем. Если мы видим, что где-то что-то не так, нужно молиться и духовно совершенствоваться. Прежде чем осудить кого-то, задумайтесь, насколько вы сами несовершенны.

– Часто говорят: мы осуждаем грех, а не человека. Но это целое искусство и практически невозможно. По сути, мы все равно осуждаем человека.

– Надо молиться за человека, а не осуждать его. Когда мы видим, что человек грешен тем или иным грехом, во-первых, надо задуматься, нет ли у нас этого же греха (чаще всего мы видим в других то, что присутствует в нас), во-вторых, надо понимать, что грех – это духовная болезнь. Значит, надо молиться, чтоб Господь простил человеку его грехи, потому что грех приведет к погибели. Учитывая, что это наш брат во Христе, мы должны не осуждать его, а искренне молиться, чтобы Господь дал ему возможность наследовать Царствие Небесное.

– Вопрос от телезрителя: «Моя племянница (20 лет) заявила, что наш род несчастливый. В связи с этим она поменяла свою русскую фамилию на еврейскую. Фамилия принадлежала летчице, герою Советского Союза, судьба которой показалась племяннице очень удачной. Неужели и вправду таким образом можно изменить свою жизнь? Не является ли это грехом? По сути, это отказ от своего рода».

– Это является глупостью, а не грехом. Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет… Она, приняв еврейскую фамилию, попыталась изменить свою судьбу. Но, наверно, это неправильно. Название не меняет сути дела. Стул можно назвать «диваном», но он так и останется стулом. Если ты от природы глуп, сколько тебе ни говори, что ты умный, умнее не станешь, если сам не будешь прилагать каких-то усилий для того, чтобы развиваться. Поэтому это не грех, а просто глупость.

– И столько времени потратить на переоформление документов…

– На самом деле это не самая большая трагедия в жизни человека. Гораздо большая трагедия – болезнь нашего века – когда люди начинают сомневаться в своей гендерной принадлежности и меняют пол.

– Есть очень красивая американская актриса, она сыграла несколько ролей и стала мужчиной. Прошло несколько лет, и теперь она разочаровалась в этом.

– Да, вот это трагедия. А фамилия? Ну, что ж делать… Люди меняют фамилии, имена, мужей.

– Девушке просто нужно встретить человека, который сделает ее счастливой. И вместе они зачнут свой род.

– Для этого девочке нужно быть немножко мудрее и целеустремленнее.

– Вопрос от телезрителя: «Как правильно реагировать на детей во дворе, которые ужасно сквернословят? Они не обращают внимания на замечания». 

– Это грех современного мира – вседозволенность. Вдруг родители стали считать, что их ребенок может делать все, что считает нужным, ничего нельзя ему запрещать, все возможно. Это не совсем правильно. Это культура современного общества и той семьи, в которой ребенок воспитывается.

Тот, кто это видит и считает неправильным, пусть воспитает своих детей правильно, чтоб они так не поступали. Нужно объяснять, почему так нельзя делать. И может, потихонечку что-то начнет меняться. Мне рассказывали случай про маму с ребенком в метро. Ребенок болтал ногами и задевал женщину рядом. А уже была осень, грязно. Она сделала замечание маме. А та говорит, что своего сына воспитывает так: все ему разрешает. На остановке к ней подходит молодой человек и приклеивает на лоб жвачку, говорит: «Меня также воспитывали». И выходит. Иногда нужно воспитывать и родителей в том числе. Не с детьми надо разговаривать, а с родителями.

– Вопрос от телезрителя: «Есть ли польза от исповеди без причастия? Бывают ситуации, что нужно срочно покаяться, а поститься нет времени».

– Где связь между исповедью и причастием? Два совершенно разных таинства. Если у Вас есть необходимость покаяться, не значит, что Вы должны поститься. Идите и кайтесь, Вы не должны сразу бежать к причастию.

– Этот вопрос можно обсудить с батюшкой на исповеди.

– Есть единственная причина срочного причащения – опасность для жизни. Когда человек на грани жизни и смерти и ему надо причаститься, то не возникнет вопроса о посте. Священник принимает решение, которое должен принять. Может быть, это последнее причастие человека.

Ничто не мешает Вам исповедоваться без причастия. В традиции Русской Православной Церкви не принято причащаться без исповеди. Это хорошая традиция, но она есть не во всем православном мире. 

Конечно, если Вы причащаетесь через день, то, может, и нет смысла исповедоваться каждый раз. Но исповедь – это не технический момент, а Ваше внутреннее состояние. Вы должны подготовиться к исповеди: надо прочувствовать те грехи, в которых Вы приносите покаяние. Почему мы их не исправляем? Почему изо дня в день произносим то же самое? Потому, что мы не прочувствовали этот грех, мы не пропускаем его через свое сердце. Исповедь получается механическая. Тем более мы, как правило, приходим на праздник, когда у священника нет возможности уделить должное внимание каждому. Пораньше люди тоже приходить не хотят. Спланировать очень сложно. Поэтому если хотите искренне покаяться в своих грехах, приходите в будни, когда храмы пустые.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Разговор со священником о грехах –разве это покаяние? Разве Христос, когда говорил покайтесь, имел в виду эти бесконечные разговоры? Можно так исповедоваться до Второго Пришествия и иметь нулевой результат».

– Вы абсолютно правы, но Вы абсолютно нас не слушали. Мы только что говорили, что надо осознавать грех, понимать его, каяться в нем. Исповедь не должна быть  технической, а внутренней, духовной. Священник же только свидетель вашего покаяния перед Богом.

– Вопрос от телезрителя: «Стоит ли православному человеку жениться на неверующей? На что обращать внимание христианину при выборе жены из невоцерковленных?»

– Человек должен сам принимать это решение. Можно посоветоваться в этом вопросе со своим духовником. Бывают и межрасовые, межгосударственные браки, но нельзя сказать, что все счастливые. Как нельзя сказать, что все несчастливые. У меня много примеров, когда выпускники семинарий женились на иностранках и уезжали служить за рубеж. Во многих случаях это заканчивалось разводом. Причем иностранки были и православные.

С другой стороны, посмотрите, православный женится на православной. Сказать, что все эти браки идеальные, тоже невозможно.

У меня была прихожанка на одном из приходов в Москве: замечательная рязанская женщина с необыкновенно доброй душой, а муж татарин, мусульманин. Они живут много лет вместе, причем он ее очень любит, возит ее по святым местам, когда она его просит, никогда ей не отказывает. Когда в храме начинали звонить в колокола (а они жили рядом), он говорил: «Давай собирайся, уже звонят». Когда она уезжала, допустим, в деревню летом (на родину), он оставался в Москве работать, звонил ей в выходной день и говорил: «Звонят колокола, давай возвращайся, тебя зовут». Вот любовь. Здесь надо исходить не из того, выгодный брак или нет, а есть любовь или нет любви. Не страсть присутствует в этих отношениях, а любовь. Страсть пройдет рано или поздно, а любовь – это жертва, взаимопонимание, прежде всего уважение. Если это лежит в основании, фундаменте и является краеугольным камнем вашего брака, то тогда не так важно, кто есть кто. Первые века христианства показывали, что муж мог быть гонителем, а жена – верующей. И жена отмаливала мужа, он часто становился христианином. Все от нас зависит, от нашего внутреннего духовного роста.

– Я знаю примеры семейных пар, когда муж вытаскивал свою половину (тогда еще невесту) из язычества. Всякое бывало. Как говорится, все по ситуации.

– У меня в жизни случай был, когда мужчина средних лет начал в храм ходить, я бы не сказал, что это было фанатично, но было нормально, это был военнослужащий. Жена была против этого, говорила: «Лучше бы ты пил». Умная? Логически, наверное, нет. Придет такая жена в церковь через своего мужа? Скорее, мужа оттянет от церкви, чем пойдет вслед за ним. Это не любовь, а совместное проживание непонятно из-за каких целей. Любовь – это понимание друг друга, умение слышать, слушать, нести тяготы друг друга и радоваться, что муж не где-то на стороне с любовницами гуляет, а в церкви Божией Богу молится.

– Вопрос такой: «Можно ли перед иконой Божией Матери читать молитву, предназначенную для чтения перед другой иконой Божией Матери?»

Например, перед Владимирской иконой Божией Матери читать молитву Казанской Божией Матери… Батюшка, рассудите.

– Что ж тут рассуждать-то?.. Родные мои, мы почитаем икону Божией Матери. Какая разница, где этот образ был явлен – в Казани, во Владимире, Тихвинская икона или еще какая-то? Тем более мы знаем, что Владимирская икона вообще чуть ли не апостолом Лукой написана была. Матерь Божия одна. Наверное, не всегда логично бывает, когда говорим: «перед образом Твоим, именуемым Казанским», а стоим перед Иверской, здесь логики нет. Можно опустить слово «Казанская»: «Перед образом Твоим, Божия Матерь, молимся». Молитва не изменится, слова будут те же. Матерь Божия одна, поэтому какая разница какой молитвой молиться?

– Мы даже в величании поем: «чтим образ Твой святый»… Поэтому здесь не путайтесь, изучайте православную веру.

– Да, мы чтим образ. Живите православием, тогда не будет путаницы.

– У нас все намного проще, чем может показаться.

Такой вопрос: «Почти каждое утро иду на работу пешком, путь составляет примерно минут сорок, по дороге читаю молитвы. Не возбраняется ли это Церковью?»

– Церковь ничего не возбраняет, если это все на пользу, все для дела. Это лучше, чем вы  не будете молиться. Но насколько мы сосредотачиваемся в этот момент на молитве? Если мы сосредотачиваемся на молитве, то, наверное, внимание наше уходит к окружающему миру – и здесь могут быть проблемы. Состояния преподобного Серафима Саровского или многих других, которые находились в постоянной молитве, мы вряд ли достигли в этот момент.

– Но стремиться к этому нужно.

– Стремиться нужно... Еще раз: лучше так, чем никак. Как лучше молиться: стоя или сидя? Не зря же говорят: лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах. Делайте, как это  возможно. Когда человек уже пожилой и молитвенного правила читать не может в силу того, что зрение не позволяет, что ему делать? Не молиться? Лучше Иисусову молитву пусть читает или еще что-то. Ведь в правиле преподобного Серафима мы не слышим про утренние или вечерние молитвы или вычитывание какого-то огромного количества молитв, там то, что православный христианин как минимум должен знать. Главное, чтобы это изнутри исходило. Мы в Евангелии читаем: молитва немногословная. Поэтому и молись: «Отче наш». В этой молитве есть все.

– И 50-й псалом.

– Опять же опыт церковный на протяжении уже почти двух тысяч лет показывает нам, что отцы вырабатывали какой-то оптимальный вариант, и он предоставлен для нас, мирян, в виде утренних и вечерних молитв. Старайтесь его придерживаться. Да, может быть, духовно вы это уже переросли и вам достаточно искренне, из глубины сердца, воскликнуть: «Господи, помилуй! Господи, помоги, прими меня грешного!» Вы уже настолько живете с Богом… Но я сомневаюсь, что мы достигаем такого состояния, потому что те люди, которые как раз достигали такого состояния, считали, что они недостойны всего этого, считали себя самыми греховными. Самый святой человек никогда не считал себя святым. Из жития Марии Египетской видим: когда Зосима уже убедился в своем совершенстве, что дальше уже не видел пути духовного совершенства, Господь его посылает к Иордану. Он видит подвиг Марии Египетской и понимает, что весь тот подвиг, который он совершал, ничтожен по сравнению с тем, что совершала она. Поэтому молитесь, если другой возможности у вас нет.

– Вопрос от Ирины: «Можно ли отдать старинную икону в обычный школьный музей?»

Пишет, что в храме не берут.

– Могут и не брать в храме. Надо видеть ту икону, о которой Ирина говорит. Может, она не такая старинная, как кажется человеку; не все, что написано на доске, является шедевром и требует порой такой реставрации, что написать новую икону бывает дешевле, чем восстановить то, что уже есть. В художественном плане, может быть, это не имеет значения. Может быть, поэтому в храме и не берут, потому что реставрация – дело не дешевое.

– Может быть, стоит искусствоведу-иконописцу показать икону?

– Дорогие вещи не отдают, как правило, за них держатся. В худшем случае продают. А когда есть вещи, от которых не знают, как избавиться, их несут в храм.

– Вопрос от Михаила: «В связи с жизненной ситуацией шутил, что моя душа пуста или требует очищения и возрождения. Возможно ли такое?»

– Наша душа всегда требует какого-то очищения. Идите в храм, очищайтесь, возрождайтесь. Это огромное счастье, что пришло такое понимание. Только опять же где очищаться-то начнете? Кто-то в Тибет едет очищаться, кто-то еще куда-то… Хорошо, что потом разума хватает вернуться все-таки в свой родной православный храм и познать ту истину, которую Господь нам оставил. А ведь можно и зависнуть неизвестно где.

– Можно хотя бы в баню сходить.

– Это все-таки не совсем духовное очищение, хотя могут создать тоже свой религиозный культ.

– Такой вопрос: «Священнослужители говорят, что нужно примириться с людьми, с которыми находишься в ссоре, и приступать к таинству. Вопрос: искренность должна же быть взаимной или необязательно взаимной?»

То есть ты сказал «прости», а простил ли тебя человек – непонятно.

– Надо, чтобы вы искренне попросили прощения. Не ищите от кого-то чего-то, Господь пошлет это, если нужно. Не пытайтесь исправить окружающий мир, исправляйтесь в этом мире сами, ищите внутреннего духовного совершенства, а это пусть остается на совести того человека, у которого вы искренне попросили прощения. Простил он вас или не простил, главное, чтобы вы искренне попросили прощения, чтобы было не механическое действие, не лицемерное: «Я прощения попросил, потому что мне завтра причаститься надо. Попрошу, а там уж как будет…»

– Вопрос такой: «Святитель Лука (наверное, Войно-Ясенецкий, не уточнили) лишал сана батюшек, которые крестили обливанием, а не погружением. Сейчас мы все крещены обливанием. Как рассудить, каким должно быть крещение, нужно ли дополнять крещение, если знаешь, что тебя только обливали, а нужно погружение?»

– Есть чин погружения, я не слышал про лишение сана. Раньше для крещения были созданы условия – приносили в храм и крестили ребенка не позднее сорокового дня, поэтому вполне хватало той купели, в которую его можно было окунуть. Но когда взрослый принимает крещение, к сожалению, не в каждом храме существуют баптистерии. И даже в старых храмах, которые никогда не закрывались, исторически баптистериев не было, были купели (они и сейчас есть). Вот в этих купелях крестили и до сих пор крестим. Когда крестим младенцев, погружаем их туда. А взрослого как погрузишь?

– На пруды сходить, там крестить, что ли?

– По вере вашей дано вам будет.

– Вопрос: «Что говорить на исповеди, если не знаешь о своих грехах, а причаститься очень хочется?»

– «Батюшка, самый большой грех, который у меня есть, это то, что я грехов своих не вижу». Об этом и надо говорить, что не видишь греха, не понимаешь его. От того, что я их не вижу, я не безгрешен. Безгрешен только Господь, и мы в это веруем.

– А может, кто-то просто не знает, что это грех? Для него это нормально.

– Это его не оправдывает. Но раз идет на исповедь не первый раз, то, наверное, все-таки понимает, что такое грех. Но то, что я не вижу своих грехов, это уже грех. У нас так с бабушками часто бывает, которые всю жизнь прожили, в храм приходили: безгрешная, нет у меня грехов, не грешу я, живу одна, праведная… К сожалению, такое есть. От этого бежать надо, и если мы не видим грехов, с этого и надо начинать. И тут священник должен помочь разобраться человеку с грехами.

– Пожелаем успехов.

– Это лучше, чем говорить, что грешен во всем.

– Да, лучше иметь рассуждение какое-то, с батюшкой поговорить. Думаю, все получится.

Вопрос от Натальи: «Чтец читает очень быстро на утренней и на часах, а хочется параллельно про себя проговаривать те же молитвы, а главное, обращаться ко Господу».

Человеку хочется следить за ходом богослужения прямо буква в букву, но не получается, как решить эту проблему?

– Найти храм, где читают медленнее. Есть такие храмы. К сожалению, это беда нашей современности. Там, где я воспитывался, одна кафизма всегда читалась 15 минут. Кафизму можно протараторить за восемь, за десять минут, так же и час может за 10 минут пролететь. Хорошо это или плохо? Иногда, кажется, четко читает, но даже у меня не всегда мысль за этим поспевает – я делаю замечание. Задача не прочитать, задача понять. Во-первых, ты должен понимать, что читаешь не просто набор слов; во-вторых, люди, пришедшие в храм, должны всё понимать. И куда спешить, куда гнать? Ты пришел помолиться, ну так помолись, не спеши. Мы и так не служим по Уставу древнему, нет этих многочасовых служб, и все равно пытаемся гнать быстрее. И священники в этом часто виноваты, потому что все торопятся быстрее домой, к семье, времени на все не хватает. И хор иногда так начинает гнать, что сердце останавливается; посылаешь алтарника сказать, что если они куда-то спешат, пусть идут, мы потихонечку сами дослужим. К сожалению, такое тоже бывает. Это не бега, не какие-то соревнования, кто быстрее, кто лучше, а все-таки молитвы к Богу. Можно быстро читать, но без суеты, у нас очень часто много суеты и в пении церковном, и в чтении особенно.

– Иногда тяжело – удлиняются службы, и всегда чтец внятно читает.

– Это другая беда.

– Стопроцентного результата достигнуть всегда бывает сложно?.. У меня был случай, когда была очень долгая служба и чтец очень плохо читал. Стоишь и мучаешься…

– Да, сегодня не об этом говорим, вопрос немножко про другое. Разумность во всем должна присутствовать.

– Искать храм по душе. Но если его нет, как быть?

– Читайте сами Псалтирь дома в том ритме, в котором считаете нужным.

– А на часах одни и те же молитвословия, одни и те же псалмы? Можно подтянуть, выучить и уже следить за чтецом почти наизусть.

– Конечно. Но еще раз скажу, что иногда так быстро читают, что моя мысль не всегда поспевает за этим.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать