Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин). 14 августа 2023

14 августа 2023 г.

– Сегодня первый день поста, Медовый Спас. Двухнедельный пост, но считается достаточно строгим. Давайте коротко расскажем об этом посте и как правильно его провести.

– Царствие Божие нудится, не дается просто так, и для того, чтобы его получить, надо потрудиться. Конечно, здесь для нас испытание – совмещение отпусков, праздной жизни с нашим духовным, внутренним состоянием... Большие посты переносятся легче. Как-то  заранее настраиваешься, готовишься. Я всегда говорю, что малый пост тяжел тем, что лето, с соседних участков запах шашлыка идет, а ты постишься. Но это искушение, которое надо пройти, преодолеть. В пост еда не самое главное, прежде всего это внутреннее, духовное состояние.

Совершаем этот пост в честь Успения Пресвятой Богородицы, поэтому достаточно строгий пост, когда не разрешается вкушение рыбы, только на Преображение. Но время летит очень быстро... Это время, когда нам надо потрудиться ради нашего внутреннего, духовного состояния, ради нашей бессмертной души. Немножко забыть о нашем бренном теле, а позаботиться о том вечном, что Господь нам дал.

– Что делать если человек тебя очень сильно раздражает? Как в этом случае справиться с негативом и действительно любить своего ближнего? Может, лучше сделать паузу в общении, отдалиться на какое-то время?

– Очень сложно давать совет, не зная конкретной ситуации. Касается это начальника или подчиненного, какие взаимоотношения? Я считаю, что на работе должны быть рабочие отношения, а личные отношения – это личные отношения. Поэтому здесь надо просто проявить мудрость – не хотите общаться, не общайтесь. Иногда приходят и жалуются на своих начальников, не нравится начальник – увольняйтесь, найдите работу, где будет хороший начальник. Если работаешь, то делай свое дело честно, а взаимоотношения с остальными?.. Конечно, нам хочется комфорта, но почему-то нам не хочется комфортных отношений с Богом, внутреннего блаженного общения с Господом в молитве.

В одной из проповедей отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Церковь нас учит любить врагов своих. Может ли это человек сделать? Не может. А мы должны, потому мы христиане». Так и в отношениях с нашими близкими. Кто-то нас раздражает, а не задумывались вы о том, что мы, наверное, тоже кого-то раздражаем в этой жизни? Нас терпят, и нам надо иногда потерпеть. «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». Преподобный Серафим не роптал, когда разбойники его избивали. Когда братия проявляла зависть, были небольшие духовные гонения в его сторону. Потом Господь его прославляет.

Это же нужно любить людей.

– Любить Бога. Священное Писание говорит, что можно весь мир приобрести, а любви не иметь.

– Действительно, нам это тяжело самостоятельно сделать, достигнуть такого состояния. Получается, только молиться? Если есть какой-то негатив к человеку, что делать? На молитву вставать?

– Во-первых, надо просто поискать в человеке какие-то положительные качества. На работе меньше надо заниматься пустословием, больше заниматься работой, тогда меньше будет моментов для раздражения или еще для чего-то. У нас, к сожалению, бывает очень много праздных разговоров, в которых мы начинаем очень часто раздражаться. К примеру, собрались батюшки и, вместо того чтобы молиться, начинают какие-то житейские вопросы обсуждать. Затем начинают спорить, доказывать свою правоту. Если хватает мудрости, то находят компромисс, а иногда начинают обижаться и расходятся, не поняв друг друга. Поэтому надо уметь остановиться, задуматься и спустить все на тормозах.

Что значит ходить в церковь? Я хожу, ставлю свечи. А как правильно?

– Есть прихожане, а есть захожане. Об этом часто говорится в различных церковных передачах… Если бы первые христиане ходили в церковь так, как ходим сегодня мы, то, наверное, они не были бы сегодня прославленными мучениками. Они бы просто не стали страдать за веру Христову. Не смогли бы переносить тех мучений, которые они переносили. Читаешь жития, и в них есть такие неудобоносимые вещи, которые сегодняшний человек, ставя себя на их место, не смог бы претерпеть. Только вера могла укрепить в этот момент человека. Наверное, всего этого не было бы. Поэтому и мы сегодня чаще считаем, что забежали в храм, купили свечу подороже, если у кого-то на это есть деньги, пробежали по иконочкам, поцеловали их, поставили свечечку и убежали… Считаем, что ходим в храм. Мы даже можем каждый день так заходить в храм, но не это цель для человека. Надо становиться членом Церкви. А член Церкви – это ответственность, обязанность. Это посещение богослужений, надо пытаться разбираться в богослужениях. Когда начнешь понимать смысл богослужения, тогда начнешь жить этим богослужением.

Все происходит от нашей духовной безграмотности. Нам хочется все получить быстро. Появились проблемы в жизни, надо квартиру освятить. Бесы одолевают, надо срочно на отчитку съездить.  Но в себе в этот момент люди ничего не меняют, и что тогда? Конечно, ничего меняться не будет. Церковь помогает человеку измениться самому, преобразиться. Мы будем праздновать Преображение. Как Господь на Фаворе преобразился перед Своими учениками, так и наши души должны убелиться в этом Преображении, в нашей земной жизни. Церковь этому должна помогать, для этого есть священники, которые должны вести человека по этому пути. Поэтому не забегайте в храмы, старайтесь ходить в храм, молиться, вникать в богослужение. Ищите того пастыря, который сможет повести вас по этому бушующему житейскому морю.

Вопрос от телезрительницы: «Завидую ли я, если смотрю на то, что мне не хватает, но есть у других людей? Я к этому спокойно отношусь, не желаю зла, но мне становится грустно от того, что у меня этого нет. Что во мне не так?»

– Вы не думайте о том, что в Вас не так, думайте, нужно ли Вам это. Мы завидуем тому, чего у нас нет, но есть у других. У других много чего есть. Надо уметь благодарить Бога за то, что нам Господь сегодня посылает в нашей жизни. Как в хорошей православной песне: «Слава Богу за все»; и за скорби, и за радость. Мы не умеем благодарить Бога. К сожалению, человеку всегда всего мало. Чем больше мы имеем, тем больше нам надо. Песня эта грустная, но все равно она при этом духовная, смысла в ней много. Не завидуйте, порадуйтесь за человека, что у него это есть. Скажите: «Господи, если мне это надо будет, то, наверное, как-то это у меня появится, а если у меня этого нет, то, наверное, мне это и не нужно». Хочется многого, но это много человеческого в нас говорит. Мы же всегда смотрим на тех людей, которые живут лучше нас, у которых есть больше, чем у нас, а никогда не оглядываемся или забываем оглядываться, посмотреть за спину, когда есть люди, которым гораздо сложнее и тяжелее. Мы унываем и плачем о том, что нам плохо. Я всегда говорю: кому плохо, приезжайте, у нас есть рядом военный госпиталь, там люди не унывают, а  стремятся жить. Вот где надо поучиться мужеству духовному. А мы, имея руки, ноги, разум, голову на месте, начинаем расстраиваться о том, что нам чего-то не хватает. Значит, не очень нам это нужно.

Именно в тех условиях, где очень близко смерть, почему-то очень хочется жить. Чувство жизни, чувство радости, вкуса – это ощущается почему-то именно там, нежели в тылу. Это я заметил сам.

– Там ходишь на грани смерти. Христианин, конечно, хочет жить, потому что жизнь – это дар, который Господь дает. Но и смерть для него не должна быть страшна. Что же бояться идти к Родителю своему, если Господь призовет? Мы знаем, что можно  не быть на грани смерти и умереть, а можно проходить через горнило таких военных сражений и остаться совершенно невредимым.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас говорили о том, как себя вести, когда тебя кто-то чем-то опечалит. А давайте разберем слова, которые сегодня на литургии говорили для всех: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Как их правильно понимать и исполнять? И еще слова: Верую, Господи! помоги моему неверию!»

– Начнем с «Верую, Господи!» Если бы мы верили, то могли бы, как Мария Египетская, осенить водоем крестным знаменем и пойти по воде. Как апостол Петр пошел к Господу, а потом проявил свое неверие: «Помоги моему неверию».

Себя и друг друга в руки Божии предадим. Что тут непонятного? Мы пытаемся решать всё своей волей, жить своим умом. В общем-то, это тоже хорошо, но в этой жизни нужно быть не капризным, а послушным ребенком. Господь знает и ведет нас по жизни, только нужно уметь слышать волю Божию.

Я уже неоднократно говорил на наших встречах и хочу еще раз напомнить слова из фильма митрополита Питирима, которые он сказал практически уже на смертном одре: «Целью моей жизни было распознать волю Божию и, самое главное, постараться не навредить ей». Мы не пытаемся сами решать нашу судьбу, а предаем в руки Божии себя и друг друга, чтобы Господь был Судией каждому по его жизни.

– А что это за фильм?

– Документальный фильм «Осень митрополита». Он был у меня на диске. Но и в Интернете, скорее всего, он есть.

– Я читал его книжку «Русь уходящая».

– Это немножко другое. В фильме владыка митрополит сам говорит эти слова. Съемки велись в госпитале в последние дни его жизни.

– А ведь Вы были достаточно близки с митрополитом Питиримом.

– Какое-то время я был у владыки иподьяконом, ризничим. Он меня рукополагал, постригал в монахи, поэтому, конечно же, он – мой духовный отец, направивший меня на тот путь, по которому я иду уже больше тридцати лет.

– У него была достаточно необычная внешность – стать, величие, как будто этот человек был из другого времени.

– Да, из Руси уходящей. В этой книге все было сказано.

– А каким он был человеком? Расскажите, пожалуйста.

– Знаете, архиереи того времени были уникальными. Митрополит Питирим был неординарным, образованным человеком, полным идей. На протяжении многих лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. В советское время это было очень непросто. Это сегодня у нас огромное количество книг, которые люди и читать-то не особо хотят. А тогда книг не было, и чтобы что-то издать, нужно было согласовывать это с Советом по делам религий, пробивать тиражи.

Сегодня мы не очень-то хотим читать какие-то богословские книги, а тогда было за счастье почитать журнал Московской Патриархии. Сегодня издается такое количество календарей, что не знаешь, какой из них купить, а тогда невозможно было достать церковный календарь.

На большой многотысячный приход в лучшем случае давали десять календарей, и хорошо, если их хватало священникам. Простой прихожанин не мог достать календарь, поэтому в каждом храме на стенде висели большие листовые календари на два года. С одной стороны листа был календарь на один год, с другой – на другой. В середине календаря был портрет патриарха, а дальше числа, числа… По-моему, эти календари издавались до последнего времени.

По большому счету владыка сам создал этот отдел в новом здании на Погодинке, в которое отдел переехал из закутков Новодевичьего монастыря, где он занимал несколько кабинетов в подвале Успенского храма.

– Вы там трудились?

– Да. Начинал я трудиться в экспедиции под Успенским храмом Новодевичьего монастыря. На Погодинке у нас были замечательные среды. После окончания рабочего дня по средам в большом зале собирались не только сотрудники отдела, но и московское православное общество. Владыка устраивал встречи с интересными людьми, просмотр выходивших фильмов. Для детей проводились новогодние елки, которые по тем временам гремели на всю Москву.

– А в какие годы это было?

– Когда в начале 80-х мы переехали в это здание, владыка все это и организовал. Он создал два хора, которые возил по всему миру, один из них мужской хор под управлением Анатолия Гринденко.

Владыка Питирим был не только хорошим администратором, он был человеком, который не видел своей жизни вне богослужений, вне храма, а все остальное было как бы продолжением его литургической жизни и послушанием председателя Издательского отдела. Самым главным для него всегда был храм, совершение богослужений. Наверное, это связано с его корнями – триста лет непрерывной священнической династии.

– Продолжилась ли эта династия?

– Насколько я знаю, он был последним из этой династии. Из таких последних, пожалуй, сегодня остался митрополит Ювеналий, с которым нам доводится служить, и Господь дает возможность набираться мудрости, которая у него есть.

– Но и сейчас мы видим очень много ярких архиереев, и я абсолютно не лукавлю, поэтому наша Церковь живет и развивается. Вы сказали, что владыка Питирим – Ваш духовный отец. Я знаю, что священник на проскомидии поминает архиерея, который его рукополагал, вынимает за него частичку и так далее.

– В уставе такого нет, но, наверное, каждый священник так делает. Я всегда стараюсь поминать об упокоении двух архиереев – митрополита Питирима, который рукополагал меня в диаконы и постригал в монашество, и приснопоминаемого архиепископа Можайского Григория, рукоположившего меня в пресвитеры по благословению владыки Ювеналия. К сожалению, их обоих уже нет, и за каждой литургией я вынимаю за них частички.

– Являясь духовным отцом, Вы тоже молитесь за своих духовных отцов. Что это за молитва?

– Молитвенник из меня никудышный, я больше воздыхатель. А как я молюсь? На проскомидии я беру синодик и по синодику поминаю. В синодике все у меня записаны с фамилиями, с какими-то обозначениями, чтобы понимать, за кого я молюсь. Вообще практика писать в синодик только имена, может быть, и хорошая, но со временем забывается, чьи это имена. А когда имена записаны с фамилиями, с какими-то пометками, ты понимаешь, за кого возносишь молитву.

– Когда на первом курсе семинарии мы пономарили, нам в алтаре раздавали синодики, и мы читали имена из них. Например, давали помянник архимандрита Илариона (Форкавца), духовника академии, и мы молились за его родственников, за тех, кого он вписал в этот помянник. Нам давали помянник архимандрита Венедикта и так далее. На самом деле это хорошая практика. Но и миряне тоже могут так делать?

– Конечно. Как правило, у каждого мирянина есть свой помянник. Их не подают в алтарь, как правило, сами читают их в храме или дома.

– Это пример того, как правильно молиться за своих родственников. Скажите, обязательно ли писать записки?

– Мы же не каждый день бываем в храме и подаем записки. Есть прихожане, которые приходят в храм и подают записки сразу на всю неделю, чтобы их родственников поминали каждый день. В моей практике, в моем храме такое есть, но таких людей немного. Например, они куда-то уезжают и не имеют возможности приходить в храм, вот они так и делают.

У нас еще есть утренние молитвы с поминовением. Если утром не всегда хватает времени на молитву, то что мешает нам на вечерних молитвах помянуть наших близких о здравии и тех наших наставников, сродников, которые от нас уже ушли? Это вообще должно стать нашей ежедневной молитвой, а все остальное суета, которая зачастую не позволяет нам это делать.

– Нам часто задают вопрос, что делать, когда снится родственник или какой-то знакомый. Обычно мы отвечаем, что нужно за него молиться.

– Сразу хочу сказать, что не нужно придавать особого значения снам, которые нам снятся. А мы сразу начинаем что-то выдумывать. Мы всегда говорим, что если нам снится наш усопший близкий, значит, где-то не хватает нашей молитвы, нашего поминовения. Помолитесь за него дома, сходите в храм, закажите панихиду, съездите на кладбище, может быть, вы давно там не были и не убирали его могилку.

– Батюшка, а стоит ли прислушиваться к каким-то внутренним ощущениям? Приведу пример. Когда я слышу заупокойную молитву – на литургии, на литии, когда сам пою на литии или когда начинается поминальная ектенья, у меня в памяти всегда всплывают два человека.

Один из них мой дедушка, которого я не знал, просто с детства в моей памяти остался его образ, а другой – мой сослуживец по армии. Я особо его не знал, мы просто пару раз с ним виделись, а потом, уже на гражданке, он погиб. Для меня он никто, но я почему-то его вспоминаю. Стоит ли на это обращать какое-то внимание? Я расцениваю это так, что за него нужно молиться.

– Вспоминаете о нем – и слава Богу. Значит, нужно за него молиться. Может быть, за него больше никто не молится, поэтому он Вам и вспоминается.

– Но у меня уже возникает ощущение, что это какое-то наваждение. Можно ли это так расценивать?

– Да не нужно искать никакого наваждения. Относитесь к этому спокойно. Порой мы сами себе рисуем какие-то картинки, которые не имеют ничего общего с нашей духовной жизнью. Если Господь хочет что-то нам открыть, поверьте, Он найдет возможность, как это сделать, и мы поймем, от Бога это или искушение от лукавого. Вспомнили Вы об этом человеке – и слава Богу. Помолились – замечательно.

– Вспоминаю один эпизод из нашего с ним общения. Его мама верующая, и он вроде бы позиционировал себя православным, но очень уж он увлекался неоязычеством. Он объяснял мне что-то о «Ведах», еще о чем-то.

То есть у него был момент, что он ушел в неоязычество, в какие-то славянские культуры и так далее, и при этом он был сомневающимся православным. Я полагаю, что если я это близко воспринимаю, вспоминаю о нем, значит, мне нужно его вымаливать. Наверное, как православный он немножко оступился.

– Не нужно забивать себе этим голову. Нужно просто молиться. Он был крещеным человеком, от Церкви не отказывался, поэтому что может помешать молиться за него? Так что поминайте его и не забивайте себе этим голову, не ищите каких-то смыслов. Чем больше Вы будете об этом думать, тем больше Вам будет что-то казаться.

– Вопрос от Ксении: «Моя сестра стала обращаться к гадалке. Теперь в ее словах сквозит холод и равнодушие, и мне больно и тяжело с ней общаться. Она неверующая. Как ей объяснить, что гадания вредят ей, что это грех?»

– Этого никак не объяснить человеку. Вот хочет он пить из лужи – он будет пить из лужи, и ты ему не объяснишь, что есть чистый источник, из которого можно напиться живой воды. Молитесь за нее как за заблудшую, плачьте, переживайте, просите Бога, чтобы Господь как-то вразумил ее и не дал совсем погибнуть.

Опять же молитва должна быть не показной. Закройтесь, чтобы никто Вас не видел, и молитесь наедине с Богом. Глядишь, Господь и Вас услышит, и ее. А сестру нужно любить, какой бы она ни была, потому что она Вам близка, пусть не по духу, но по родству, по родителям. Она – член Вашей семьи, а в семье всякое бывает.

То, что отец или мать пьющие, вовсе не значит, что дети меньше их любят. Они страдают, переживают из-за этого, но не перестают любить своих родителей. Так и здесь. Ну, заблудилась она. Так покажите ей пример правильной христианской жизни, ведь быть христианином – это не значит завязать платок, облачиться во все черное, идти в храм и до безумия класть поклоны, стуча лбом об пол.

Православный человек умеет радоваться жизни и находить радость в окружающем мире, он должен быть абсолютно нормальным. А нас чуть тронь – и мы тут же вскипаем, как вулкан, и, к сожалению, начинаем извергать из себя нечто не очень благовидное. К сожалению, мы подвержены этому.

А вообще учить легко, а делать сложно. Так что стремитесь к этому. Своим примером, своей любовью свидетельствуйте о Христе, и, глядишь, Ваша сестра увидит это и что-нибудь исправит в своей жизни.

Однажды у меня была такая ситуация. Будучи совсем молодым мальчишкой, я только начинал свой путь к Богу и собирался когда-нибудь поступить в семинарию. Моя двоюродная сестра, теперь уже, к сожалению, покойная, сказала мне, что на нее навели порчу, и попросила спросить у батюшки, что ей делать.

И я услышал от батюшки мудрый ответ словами апостола Павла: Если Бог за нас, кто против нас? Если Вы скажете эти слова своей сестре не назидательно, не с поучающим ехидством в голосе, а с любовью, из глубины своего сердца, может быть, она и поймет: какие могут быть гадалки, что они могут изменить в жизни, если сердце далеко от Бога?

– Говорят, иногда человек испытывает чувство богооставленности, когда кажется, что все плохо и Бог как будто бы покинул. Так на самом деле бывает или это только кажется?

– Бог никогда нас не покидает, это мы покидаем Бога. Даже если бы Иуда принес покаяние, наверное, он бы не был оставлен Богом и получил прощение.

– После своего предательства?

– Да. Правда, в Священном Писании написано, что он раскаялся, но после своего раскаяния он пошел и удавился. Петр тоже отрекался от Христа, но он раскаялся и всю свою жизнь плакал о содеянном и стал первоверховным апостолом. Если бы Иуда раскаялся и всю жизнь нес это бремя, этот крест и искупал его своей проповедью, какими-то своими делами… Но в истории не бывает сослагательного наклонения. Он сам отрекся от Христа. Не Христос его оттолкнул, а он сам отошел от Него.

Так и в нашей жизни часто бывает – не Бог от нас отворачивается, а мы не хотим видеть Бога рядом с собой, потому что нам хочется легкой, праздной жизни. Но легкой и радостной жизнь может быть только с Богом. Когда человек с Богом, трудности переносятся совсем по-другому, и в сердце бывает непреходящая радость.

Так что живите с Богом, и Господь  укрепит. А если почувствуете оставленность Богом, задумайтесь о том, что, наверное, где-то Вы свернули не на ту тропиночку и пошли не тернистой дорогой в Царство Божие, а нашли какой-то легкий путь, который идет в совершенно другом направлении.

– Такое случается и в верующих семьях, и среди людей, которые часто причащаются. Скорби посещают и их. Что же это – искушение, испытание? И как воспринимать то, что ты – человек верующий, участвуешь в таинствах, но ощущаешь какую-то пустоту?

– Помните слова из Евангелия: верую, Господи! помоги моему неверию. Значит, вера наша не такая уж и крепкая, сильная. Вот Иов Многострадальный верил. Он не роптал, не чувствовал богооставленности, наоборот, он чувствовал Божие присутствие. Во всех его страданиях Господь помогал ему преодолевать все искушения и испытания, и он получил свое вознаграждение.

Так и нам если не в этой жизни, то в жизни вечной Господь даст Свою награду. Нам нужно уметь видеть позитивные моменты в нашей жизни, а мы, к сожалению, всегда видим только какой-то негатив. Мы видим только проблемы, которые у нас есть, и не умеем радоваться благодати, посылаемой нам Господом в нашей жизни. Нам очень важно научиться радоваться, а этой радости Господь много нам дает.

– Вопрос от Юлии: «Как молиться за умершего отца, который убил трех человек?»

– Во-первых, не нужно его судить. Его будет судить нелицеприятный Судия Господь, Он даст оценку всем поступкам Вашего отца. А для Вас это человек, который дал Вам жизнь. Если он был крещеным, молитесь о его упокоении, чтобы Господь проявил Свою волю в отношении Вашего родителя.

А как за него молиться… Праведники – они и так праведники, а Господь дает нам возможность молиться за тех, кто вел не совсем праведную жизнь. Да и сами-то мы всегда ли живем праведно? Может быть, физически мы никого и не убили, а кто знает, сколько мы навредили людям своими словами, делами, поступками?

– Да, нужно молиться за отца, ведь ближе дочери у него никого нет.

Вопрос от Светланы из Егорьевска: «Пост не ограничивается только запретом на пищу, это время борьбы со своими страстями. И одна из таких страстей – тщеславие, которым мы порой одержимы, обидчивость, ранимость, жажда земных почестей. Даже добро мы делаем для самоуслаждения. Как с этим бороться?»

– Не совершать ничего из того, что Вы назвали. Именно с этим и нужно бороться. Нужно гасить в себе все эти чувства. Чем мы можем гордиться? В нас ведь нет ничего нашего. Красота не наша, это Господь дал нам ее, если, конечно же, она у нас есть. Красота духовная – это опять же милость Божия, которую Господь проявляет к нам.

Мы считаем себя умными, думаем, что мы что-то можем. Да ничего мы без Бога не можем. По воле Божией мы в одночасье можем лишиться и разума, и здоровья, и вообще всего. А что у нас наше? Наши грехи, которые мы совершаем по нашей воле, самостоятельно. Этим ли нам гордиться, этим тщеславиться? В таком случае мы и христианами-то не будем.

Мы сегодня говорили о том, что пост – это не столько еда, сколько внутреннее духовное состояние человека. Если Вы чувствуете в себе перечисленные Вами грехи, старайтесь бороться с ними, просите у Бога, чтобы Господь помог Вам. И боритесь с грехами не сами, а с помощью Божией, просите: «Господи, укрепи, помоги». Если обращаетесь к святым, молитесь так: «Попросите за меня Господа, чтобы Господь помог мне избавиться от моего тщеславия, чревоугодия, еще от чего-то».

Предаваться чревоугодию можно и постной пищей. Боритесь с этим, и Господь потихонечку все управит. Вы немного преобразитесь и поймете, что без тщеславия можно жить. За наши хорошие дела нас редко хвалят, но если нас все же похвалили, мы получаем мзду здесь, на земле, а искать ее нужно на небе, в Царстве Божием.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Максим Заливакин и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать