Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 9 января 2024

9 января 2024 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря.

– Хотелось бы сегодня обсудить важную церковную проблему, которая особенно вводит в соблазн многих, кто только приходит в храм. Через некоторое время, погрузившись в церковную реальность, неофитов начинает смущать наличие в храме магазина, церковной лавки (или еще это место называют ящиком). В связи с этим мы можем обратиться к евангельскому отрывку про изгнание торгующих из храма, на который чаще всего и ссылаются. Христос, когда еще проповедовал на земле, до Своих страданий и воскресения, пришел в Иерусалимский храм, где увидел торгующих, и, возмутившись духом, раскидал столы и выгнал всех. Там продавали жертвенных животных, которых можно было купить и отвести в храм для принесения в жертву. Есть ли соотношение между этой торговлей в Иерусалимском храме и той, которая сейчас происходит в храмах?

– Для того чтобы проводить такое сравнение, необходимо изучить исторические вопросы, подоплеку именно этого евангельского повествования. То, что происходило в определенной части этого храма, действительно не отвечало Божественному духу, который был заложен в смысл пребывания в храме, а это именно молитва.

Христос сплел бич из веревок и изгнал торгующих, но это было место, где собирались меновщики. Значит, к храму оно уже не имело никакого отношения. Это, в принципе, был пункт обмена валют.

Люди, которые сидели и обменивали валюту, нарушали иудейскую заповедь не наживаться, то есть не давать денег в рост. Почему это происходило? Иудеи приходили в Иерусалим со всего мира и приносили с собой деньги тех стран, откуда приходили. И в Иерусалиме проходила операция по обмену этих денег по курсу, который существовал в этой стране. Может быть, происходили также и другие мошеннические операции, которые абсолютно вредили духу храма. И Христос об этом знал, Его сердце и дух возмутились, как сказано в Священном Писании. Если бы это происходило без нарушения, а с установленными правилами, то Христос бы не возмутился. Если бы люди продавали животных, которые отвечали духу иудейского богослужения (не имели бы порока, были бы определенной чистоты), то Христос бы не возмутился. Но там происходили очень страшные вещи. И животные, которых должны были приносить в жертву, не отвечали духу иудейского закона.

То есть не соответствовали?

– Да, не соответствовали существовавшим жесточайшим требованиям. И Христа, как Бога, это не удовлетворяло, потому что все должно было быть по тому, как сказал Господь в Писании, в Ветхом Завете. Христос говорил об этом. И Он видит, что ничего не соблюдается. Причем было придумано очень много таких правил, которые отводили от почитания величия истинного Бога. Христос все это видел, и дух Его возмутился именно поэтому, а не из-за того, что люди могли прийти и взять там чистое животное, чтобы принести его в жертву. Нет. Там происходили вопиющие нарушения.

Если, допустим, допускалось присутствие какого-то количества жертвенных животных, а потом производились операции, то они производились бы уже в том месте, где должна была быть молитва. Понимаете? То есть, получается, ярмарка разрасталась. На самом деле это была уже такая купля-продажа, которая к храму и к молитве не имела никакого отношения. А в этом месте должна была быть молитва.

Если сравнивать, допустим, наш православный храм, в нем есть алтарная, богослужебная, трапезная части и притвор. Вот в притворе у нас обычно устраивается ящик, чтобы приобрести свечи, иконы, необходимую литературу. Но это допустимая часть храма, в которой можно производить такие действия, это не связано с валютно-обменными операциями и с нарушением молитвы. Да, во многих храмах, например в Троице-Сергиевой лавре, церковные лавки вынесены за территорию храма. Они находятся на территории монастыря, и это как бы отвечает более традиционному обычаю, чтобы люди не отвлекались от молитвы, но могли подать записки, получить просфору, взять свечу для того, чтобы поставить ее за здравие или за упокой.

В таких храмах, где соблюдается молитвенная традиция, в определенные моменты богослужения даже затворяют двери, чтобы никто не входил и не выходил. На Евхаристический канон, когда идет дьяконское возглашение: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» – закрываются двери до тех пор, пока не произойдет главная часть литургии, то есть преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Храм закрывается, и люди занимаются только молитвой.

Но в некоторых храмах, конечно, мы можем встретить то, что люди приобретают свечки. Кто-то приходит пораньше, кто-то позже, и к каждому человеку необходимо относиться мягко, потому, наверное, надо смотреть на эту проблему шире. Ну, придет человек, будет стоять на улице в мороз. Или мать с ребенком не может прийти в определенное время. Поэтому, естественно, такие как бы отклонения могут быть. Но опять-таки, наверное, это дается нам для того, чтобы мы развивали в себе чувство такта и взаимного уважения. Мы приходим в храм молиться в духе любви и истины, и когда сталкиваемся там с определенной духовной проблемой, то это Господь как бы проверяет нас, закаляет прямо на богослужении, как мы отреагируем на тот или иной момент.

Верующего человека, который пришел для того, чтобы помолиться, ничто не отвлечет от молитвы. А человек, который ищет повода, чтобы поссориться, поругаться, найдет время на это даже и вместо молитвы. Надо на эти вопросы смотреть через духовную призму.

Конечно, прямого сравнения с древним иудейским храмом, откуда Христос изгонял торгующих, нет. Там были большие требования; допустим, если человек не являлся иудеем, то не мог заходить на эту территорию и заниматься какой-то деятельностью. А иудеи, которые брали на себя обязанность проводить обменные операции, добавляли к этому еще и процент и на этом зарабатывали. То есть это спекулятивные, мошеннические операции. Происходил обман, что недопустимо в этом святом месте. Поэтому Господь изгоняет этих людей.

– Мы же должны ориентироваться на Господа как на пример?

– Да.

– Но в этом эпизоде Он ведет Себя несколько отлично от того, как ведет обычно. В большинстве евангельских эпизодов, особенно в эпизодах страданий, Христос очень кроток, смирен сердцем, тих, вежлив. А что Он показывает нам здесь? В чем этот пример? Разве мы можем так поступать?

– Можем, если в храме происходит какое-то беззаконие. Допустим, приходит какая-то группа людей, ставит банкомат и производит валютно-обменные операции во время службы или просто во время молитвы. Хотя в храме все время идет молитва. Она круглосуточная. Даже когда храм закрыт и нет людей, там все равно идет молитва: ангелы поют. Поэтому наше сердце должно быть возмущено до той степени праведного гнева, чтобы удалить эту раковую опухоль, чтобы ее не было в этом святом месте.

Или, допустим, забегут в храм собаки и будут драться. Это нормально? Нет, конечно. Или зайдет какой-нибудь богохульник и начнет громить иконы, шуметь… Разве люди будут молиться и не замечать этого? Нет. Обязательно должен сработать праведный гнев. Это как бы естественное состояние нашего духа, его защитные механизмы. Конечно, нужно устранить это беззаконие из храма. Вот и у Христа происходит именно это. Он нам как бы показывает границы возможного, если надо применить определенную силу. Конечно, чтобы не было кровопускания. Мы можем это сделать, чтобы задержать какого-нибудь беззаконника, даже ценой своей жизни. В одном городе люди закрыли храм и вытолкали человека, который пришел с оружием и начал стрелять по верующим. Вроде это было на Кавказе. 

Такое было в разных городах. Во Владивостоке был такой случай.

– Вот люди, даже ценой своей жизни, спасают праведность храма, святость этого места. Они понимают, что Господь на их стороне, потому что Он дал пример, как себя вести… Христос сказал: дом Мой домом молитвы наречется. Мы должны рассматривать эту проблему именно с этой стороны, а не как-то по-другому. Не надо думать, что Христос бичами оскорбил этих беззаконников. Сейчас есть подмена понятий, когда начинают защищать человека, который, допустим, залез в квартиру и обокрал инвалида, побил пенсионера, причинил вред людям. Что он испытывал эмоциональные страдания, когда-то в детстве у него произошла травма – и он начал заниматься такими вещами. Нет, он должен получить полнейший отпор, дать ответ за проступок. Здесь не должно быть подмены.

Или у нас еще очень любят говорить про моменты, связанные с силовыми ведомствами. Происходит какое-то преступление – и нельзя тронуть преступника, у него, оказывается, есть какие-то права, то есть даже на насилие, на нарушение границ другого человека и его собственности. Что это тогда за силовое ведомство, которое не может защитить права большинства? Это даже переносится на современную жизнь. А именно в церковном плане это научает нас охранять наши святыни.

– А как же праведный гнев и любовь к врагам?

– Любовь – это жертва. Даже ценой применения каких-то действий, силы, чтобы человек не упал в грех. Это возможность и желание как бы пожертвовать собой, своими возможностями, временем, деньгами, чтобы сделать человеку полезное для его души, для спасения. Это не эмоциональное состояние, когда хочется удовлетворить свои потребности, получить от этого удовольствие, какую-то эйфорию. Любовь – это когда ты что-то делаешь, даже если тебе плохо от этого, но знаешь, что человеку так будет полезно.

Допустим, ребенок хочет играть в телефон, хочет конфет или сделать что-то вредное. Ему потакать, что ли? И разве ты ребенка не любишь? Наоборот, любишь. Ты хочешь, чтобы у него не было никаких проблем, связанных с тем, что он может сделать. У него нет ответственности, нет понятия. А у тебя, как у взрослого человека, есть.

А Бог вообще полнота всего, Он видит и знает, как все произойдет, знает все эти алгоритмы и механизмы, которые называются Промыслом Божиим. Господь по Своему Промыслу любвеобилен. Мы должны уяснить это как аксиому, должны понять, что Господь такой, и исполнять Его святую волю, чтобы не входить в конфликт со Святым Духом.

–  К новоприходящим в храм следует относиться как к детям?

– Как к неофитам. У твоей души должно быть такое качество – состояние любви. Ты должен понимать, что за человек перед тобой. Что касается храма, там должна быть, во-первых, организована церковноприходская жизнь. По благословению Святейшего Синода в каждом храме должны быть миссионеры, катехизаторы и люди, которые отвечают за порядок и чистоту. И нужно учитывать тот момент, что приходящий человек может иметь какие-то душевные или психологические особенности характера. В этом плане в храме должен быть человек, который научен контактированию с такими людьми.

Допустим, тренинги проводятся среди сотрудников магазина, как вести себя с конфликтными покупателями, с людьми, у которых ограниченные возможности. В храмах то же самое должно быть. Для человека, который работает в храме, не должно быть удивлением, что пришел человек агрессивный. Может прийти и человек с пониженной социальной ответственностью, или человек, который употребляет наркотики, или человек, который хочет что-то похитить из храма. Всякое может быть, с разными людьми мы можем столкнуться. Люди, которые хотят выпить, приходят выпросить деньги, кто-то хочет обогреться, а кто-то хочет помолиться… Бывает, люди приходят в стрессе, и у них поведение может быть не совсем адекватным.

Поэтому необходимо научиться соприкасаться с людьми с различными проблемами и уже иметь пакет знаний, чтобы знать, что от человека ожидать. То есть должны проводиться какие-то семинары. Катехизаторы, люди, которые занимаются охранной деятельностью, должны тоже проходить эти тренинги для того, чтобы уметь правильно справляться с проблемами, которые могут возникнуть. Мы должны знать, что люди разные бывают. Поэтому вход на колокольню должен быть закрыт, вход в технические помещения должен быть закрыт, вход в алтарь должен быть закрыт (то есть открывается во время богослужения). Те иконы, которые несут на себе какие-то материальные ценности, должны быть закрыты, потому что может произойти хищение… Поэтому нужно быть в контакте со всеми приходами, с благочинным, чтобы какие-то правила общения и безопасности соблюдать. Приходская жизнь должна быть налажена, в том числе в плане психологической помощи, психолого-педагогической деятельности.

– Продолжим говорить про праведный гнев применительно к обычному христианину, обычному мирянину, человеку. Бесспорно, если в храм приходит человек, который ставит своей целью нарушить ход богослужения, осквернить храм, иконы, святыни, тем более как-то навредить людям, такого человека из храма выводят и отдают в руки полиции. Но если приходишь в храм и тебе кажется, что то, что ты видишь, может быть несправедливо или неправильно, оскверняет дом Божий (вот такая ревность по Бозе просыпается), каковы критерии? Как понять, что эта ревность по Бозе оправданная?

– Очень хорошо Вы сказали. У человека, который приходит, допустим, с каким-нибудь психологическим или психиатрическим повреждением, в голове именно такая установка и существует: что происходит беззаконие. И он по-настоящему в это верит. Поэтому мы возвращаемся к вопросу, как уметь с этими людьми контактировать. Надо просто уметь гасить конфликтную ситуацию, это практика. И, конечно, человека изолировать и оказать полноценную помощь, в которой он нуждается. А так любая бабушка научит и богослужению, и как правильно петь, и как правильно ухаживать за храмом, за храмовым комплексом. Каждый приходит с определенным пакетом своих знаний, которые он готов бесплатно предоставить. Поэтому здесь нужно просто-напросто знать, как перенаправлять их возможности и желание помочь храму в правильное русло.

–  А самому себе что сказать? Вот ты приходишь в храм, думаешь: неправильно вот это делают, я знаю лучше.

– Есть настоятель, есть дежурный священник, которым надо изложить ситуацию. Это самый правильный подход. Но если человек считает, что он не добился справедливости, то есть священноначалие церковное – благочинный, архиерей. Все церковные вопросы решаются церковным путем, по линии церковной. Конечно, если какое-то насилие происходит, допустим, нарушение какого-то закона, – такого в храме не может быть. Человек может обратиться и в полицию… А если человеку плохо, то, конечно же, вызывайте скорую помощь… То есть если проблема действительно возникла, ее надо решить – даже служители храма посодействуют этому. А если проблемы никакой нет, просто кто-то хочет поучить, что паникадила не так горят, свечки не так трещат, цвет храма не нравится, тогда это уже другое. Это невоцерковленные люди… Может, хейтер какой-то зашел… С такими людьми надо тоже уметь взаимодействовать и делать так, чтобы они не мешали богослужению.

– Мы говорим о праведном гневе, о любви к врагам, но также знаем об оскорблении чувств верующих.

– Очень хорошая тема, правильная. Остужает головы. Знаете, в природе существует такое понятие, как мимикрия. Допустим, есть оса, которая ужалить может, а есть какой-нибудь трутень, который тоже на осу похож. Если оса уже жалила или ты знаешь, что она ужалить может, ты трутня не тронешь... Церковь – это такой институт, где не применяется сила. В Церкви нет полицейских функций, как и в скорой помощи. Поэтому закон надо доработать: если оскорбляют или унижают, применяют какое-то неправомерное действие к сотрудникам скорой помощи, к людям, которые оказывают социальную поддержку (Церковь тоже является именно таким институтом), бьют священника, такие люди должны получать довольно суровые наказания... А когда человек, как он думает, шутит, естественно, он нарушает личные границы верующего человека.

– Мы говорим, по сути, про оскорбление. А как же тогда ударившему тебя по правой щеке подставить другую?

– В той ситуации, когда это тебя касается лично, сделай так. А чтобы не обижали более слабого или чтобы это не было против всей Церкви – сделай все то, чтобы этот человек больше так не поступал. Ты выполнишь и евангельское слово, и сделаешь так, чтобы послужить Богу даже до смерти. Поэтому обязательно надо связаться с людьми, которые могут навести порядок в отношении таких людей, которые ведут себя очень агрессивно, обещают поджечь церковь, причинить вред церковному имуществу, кого-то побить…

– То есть когда трогают тебя, пытаются задеть тебя непосредственно, это нужно простить? Нужно подставить другую щеку, нужно ответить любовью?

– Допустим, человек агрессивный, больной. Что ему дать, чтобы не было этого конфликта?

– А если человек и здоровый, и умный сознательно оскорбляет тебя, то ведь оскорбляет твою собственную веру?

– «Подставить другую щеку» – это сделать все, чтобы конфликт был исчерпан. Не раздувай его, не дуй на угли, чтобы не было огня. Вот что это значит.

– Если в рамках конфликта кто-то покушается на твоих родных или друзей, близких или на Церковь, то ведь ты обязан ответить?

– Даже до смерти. Сказано, что кто душу свою положит за ближних своих, тот сделает дело праведника и будет удостоен даже Царствия Небесного. Поэтому мы должны об этом помнить. Это поможет защитить, конечно, и ближних. А если на тебя с ножом человек идет, то ты не должен подставлять себя, но есть какие-то предметы, которые ты можешь использовать против нападающего.

– А если нападают за веру, за то, что ты христианин?

– В каком плане? Связали, истязают – это одно. А если нападает кучка беззаконников, у тебя есть возможность убежать или оказать какое-то сопротивление. Они же будут говорить не о том, что ты православный или христианин, а будут говорить, что ты их оскорбил, не дал им денег, обозвал родственницу… К нам приходят из определенных республик или регионов с тем, что их оскорбили, обозвали маму или папу, сестру. Начинает конфликт, во-первых, не один человек, а группа лиц по сговору или еще как-то. И они начинают врать, они смелы только тогда, когда не чувствуют отпора. А когда получают достойный отпор, очень даже приветливыми людьми становятся. Я не националист, не шовинист, но призываю людей быть сплоченными, ответственными за свою Церковь, свою веру, свои убеждения.

– На мой взгляд, важно быть именно православным, потому что именно Церковь объединяет людей на основании общих ценностей. Отец Александр, благодарим Вас за сегодняшнюю беседу. В заключение программы прошу Вас подвести итоги нашей беседы и что-то пожелать нашим зрителям.

– Чтобы мы, приходя в храм Божий, прежде всего старались соприкоснуться с источником благодати, быть сопричастниками евхаристического общения христиан; чтобы любовь была естественным состоянием нашей души и нашего сердца. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать