Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 21 января 2024

21 января 2024 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря.

– Телезритель задает вопрос о том, что он молится, причащается, в той или иной мере пытается вести духовную жизнь и все выполнять: жить по совести, по заповедям, по церковным правилам. Но иногда появляется чувство богооставленности. Он не может описать это состояние, но трактует его именно так.

В обычной жизни бывает, что ничего не получается. И несмотря на то, что ты, может быть, в семье, в обществе, но чувствуешь, что один-одинешенек и даже Бога как будто нет рядом. Что это за состояние? И как из него выйти?

– Состояние богооставленности мы, наверно, встречаем в Новом Завете, когда Спаситель говорит такие слова: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Но здесь немножечко другой смысл.

Если с этим вопросом обращается человек, то это может быть воззвание от беспомощности, потому что мы – крещенные во имя Божие, во имя Святой Троицы, во имя Господа Иисуса Христа – всегда находимся с Богом, особенно если носим на себе внешний символ христианства – крестик, возле нас есть иконочка, мы молимся и помним, что Господь нас слышит и видит. Мы всегда общаемся с Богом напрямую своими молитвами, когда обращаемся к Нему; и через ангела-хранителя, и через святых угодников Божиих, имена которых носим. Наверное, богооставленность – это очень чрезмерное выражение в этом случае, потому что, скорее всего, у человека тоска или, может быть, депрессия.

Немножко погорячился, скажем так.

– Да, потому что богооставленности не может быть. Мы живем с Богом, и Господь промыслительно заботится обо всем мире, в том числе и о нас. Здесь не нужно говорить о богооставленности, а просто узнать о духовном состоянии этого человека, почему он так говорит. Очень часто люди могут, допустим, владеть неправильной терминологией – и человек вкладывает в этот термин совершенно другой смысл. Или, может быть, просто действительно произошла какая-то драма, когда он заявил о том, что у него состояние богооставленности. Видимо, это сильная эмоциональная натура. Есть люди, которые говорят, что видели Бога или общались с ангелами. Это тоже психологически сильные натуры, которые эмоционально очень резко или очень красочно реагируют на какие-то события. Надо разбираться.

– Вопрос от телезрительницы Ольги: «У меня сын и его жена старообрядцы, а я хожу в нашу православную никонианскую церковь. Я подаю за него прошения, записки о здравии и так далее, молюсь за них. Можно ли так делать? Правильно это или нет?

– Старообрядцы старообрядцам рознь, есть поповцы, беспоповцы…

– Телезрительница говорит «никонианская церковь», терминология именно с той стороны.

– Они всех нас никонианцами называют. У нас традиционная Русская Православная Церковь. Она ни в какие расколы не уходила, которые продолжаются со времен Крещения Руси. И как бы нас ни называли, мы все-таки истинная Русская Православная Церковь, и не нужно этого стесняться. За старообрядцев, если они крещены во имя Святой Троицы, в домашней молитве можно молиться. Надо разобраться, какого именно они толка, и из этого исходить. Есть поповцы, беспоповцы, есть те, которые признают таинства; есть те, которые не признают; есть те, которые ведут себя как сектанты. Необходимо уточнить, какие именно старообрядцы. Соответственно, в домашней молитве молиться за них. Вопросов вообще никаких нет. В церкви можно помолиться у иконы святого, у мощей, помолиться на литургии, когда дьякон или священник читают имена. А пока не уточнили, надо воздержаться или подойти к священнику, который служит в храме, объяснить ситуацию и спросить, правильно это будет или нет. Но никто не мешает молиться в домашней молитве.

– В тему вопроса про богооставленность: Вы сказали, что это может быть тоска. А что такое тоска?

– Тоскливое состояние.

– Это духовное состояние?

– В принципе, все вопросы, которые связаны с психикой человека, с высшей  нервной деятельностью, имеют свой духовный корень. Все остальное имеет либо органический, либо функциональный характер. Поэтому, допустим, могут быть нарушения психики, эмоциональной сферы. Всё это сложные процессы, которые происходят в головном мозге, и отсюда у человека уже как бы раскрываются поведенческие реакции определенного типа и характера; он может проявлять активность или, наоборот, пассивность в своем эмоциональном состоянии.

Есть люди жизнерадостные, у которых хорошо работает мозг. А есть, наоборот, люди, у которых не хватает взаимодействия между полушариями, между нервными клетками, что может выливаться в определенное состояние. Но духовная составляющая как бы здесь тоже налицо.

Замечено, что у людей, которые молятся, меньше упаднических и  депрессивных состояний, потому что мы знаем, что их поддерживает благодать Духа Святого, они призывают имя Божие, чтобы Он участвовал в их жизни, чтобы пропитывал все их естество, поселялся в сердце, в уме. Благодать Духа Святого определенным образом животворит человека. А у людей, которые живут эмоциями и не подкрепляют свое эмоциональное состояние духовными факторами и благодатными свойствами Духа Святого, естественно, эмоциональная батарейка разряжается, они иногда показывают очень плохие результаты.

– Вопрос от телезрительницы: «У меня психически больна мама, очень много лет, смолоду. Когда пьет таблетки, все нормально, но периодически их бросает, и у нее идет обострение, она всех нас проклинает. Мне, дочери, говорит: «Будь ты проклята». Она полностью находится на нашем обеспечении, тратит деньги как хочет. Мы заботимся о ней. Но последний раз, когда у нее было обострение, 24-го числа, она попала в больницу, а 25-го меня на светофоре в Москве сшибает машина. Как мне ко всему этому относиться?»

–  Такие психоэмоциональные связи между близкими родственниками – очень важный фактор, потому что психологическая поддержка, даже если абстрагироваться от вероисповедания, на самом деле имеет огромное значение. Человек имеет такие опять-таки духовные свойства, как вера, радость, сопереживание. И конечно, когда люди общаются между собой и желают здоровья, радостных событий, с ними интересно и хорошо, жизненный настрой позитивный. А когда люди говорят плохие вещи – это всегда как бы выбивает человека из колеи.

Конечно, говорить о том, что здесь сработало проклятие родственника, не приходится, потому что сейчас вы сами видите, какое состояние дорог, машин.

– То есть это просто совпадение?

– Конечно. Люди, бывает, пытаются как-то связать события и дать им какое-то объяснение. В данной ситуации это именно совпадение, и если человек имеет психиатрический статус и лечится (я примерно представляю, что там за патология), то действительно необходимо поддерживать его. Нужно следить за тем, чтобы мама всегда пила таблетки, проходила определенные курсы, наблюдалась у врача.

Если не хватает определенных веществ в головном мозге, то фармацевтические препараты могут каким-то образом стабилизировать состояние. Пожизненное употребление этих препаратов не должно людей напрягать или пугать. Ничего страшного в этом нет. Необходимо просто корректировать дозировку, подбирать необходимую палитру этих препаратов, и люди, в принципе, живут нормально. Тут уже сама телезрительница отвечает на свой вопрос: когда мама принимает терапию, то адекватно себя ведет, с ней более-менее можно поддерживать хорошие отношения.

Когда у человека не хватает гормонов радости и получить их он нигде не может, назначается соответствующая терапия. Эти гормоны набираются, и человек лучше себя чувствует. Соответственно, эмоциональная сфера у него позитивная, он делится радостью, улыбается, как-то по-другому воспринимает информацию, не проявляет агрессивных свойств своей личности. И здесь просто-напросто надо таким вот образом это поддерживать. Ни в коем случае не надо связывать события. И кто мы такие, чтобы так думать, что если проклял человека и с ним что-то произошло, то это именно наше воздействие? Это духовная прелесть, может быть, какая-то гордость. Это низкий уровень духовного воспитания и к реальности не имеет абсолютно никакого отношения. На улице просто-напросто надо быть внимательнее.

– Человек просто стоял, никого не трогал.

– Знаете, люди стоят на остановках – и на них наезжают машины. Сколько сейчас таких ситуаций… Очень скользкие дороги, поэтому здесь очень много факторов.

–  Нужно бодрствовать. Здесь может быть некая невнимательность вопрошающей из-за усталости от ситуации, от переживаний за маму.

– Здесь очень большой пласт проблем. А у мозга есть такое свойство: он хочет быстро все объяснить и избавиться от проблемы. Здесь нет прямой взаимосвязи. Но вместе с тем это говорит о том, что есть определенные проблемы, например, с внимательностью. Если ты будешь купаться, допустим, в море или океане, где плавает акула, то она может напасть. Нападет или не нападет – это другое. Понимаете? Так же там, где ездят машины, где скользкая дорога, всегда есть вероятность того, что машину занесет или еще что-то. И не нужно это связывать с тем, что у тебя вчера или позавчера был скандал с родственником или другим человеком, который пожелал тебе каких-то неприятностей. Не нужно проводить такие линии.

– Мы же не можем отрицать проклятие родителей или его не существует? Есть разные истории из литературы, да и житейские, когда мать проклинала детей.  

– Давайте разберемся, что значит «проклятие»? Это пожелание плохого или что? Что это значит? Вы вкладываете в это какие-то магические свойства или определенный духовный смысл? Надо просто раскрыть более подробно, что имеется в виду.

Есть такое понятие, как невоспитанность родителей, и когда они не знают, как утихомирить ребенка, начинают проявлять к нему определенную агрессию. И кто здесь виноват: ребенок или родитель? Наверное, родители, потому что они должны все-таки проявлять определенные потенции к тому, чтобы быть хорошим педагогом, воспитателем своих детей, показывать правильный пример. А если ты сам не знаешь, как утихомирить ребенка, как его научить, и начинаешь агрессивно к нему относиться, будет создаваться большой ком проблем. Ребенок не воспринимает такое состояние родителя, а тот не понимает ребенка, и у них растет ком психоэмоционального отрицания друг друга. Они не понимают друг друга. Это вызывает определенный дискомфорт в семейных отношениях. Нужна психологическая корректировка, люди должны читать определенную педагогическую литературу о том, как воспитывать ребенка. Есть православные педагоги, которые дают хорошие советы, их необходимо придерживаться для того, чтобы давать правильные уроки воспитания своим детям. Не надо этого чураться, а просто брать эту литературу, обращаться к соответствующим людям, православным педагогам, к священникам, которые могут подсказать, как это делать. А если все решается при помощи коленки, если есть рукоприкладство в семье, ни к чему хорошему это не приведет.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны из Москвы: «По поводу богооставленности: я верю, что Господь не оставляет нас, но так воспитывает, что-то попускает. Вот нападет тоска, уныние, не знаешь, куда деться. Что же – каждый раз бежать к психиатру за таблетками? И ждешь. Господь попускает это, и как-нибудь с Божьей помощью пройдет эта тоска. Правильно я понимаю или нет? Я читаю святых отцов, они пишут по этому поводу, что нужно терпеть и Бога благодарить. Конечно, такое состояние очень тяжело принимать, но Господь нас не оставляет».

Я не помню, чтобы говорил про психиатра и таблетки при состоянии богооставленности.  Татьяне хочу сказать: если у человека есть проблема, а он не прислушивается к тому, что говорят и священник, и врач, и психолог, и пытается пережить определенное состояние, это может привести не к очень хорошим результатам, которые могут каким-то образом отразиться в дальнейшем и усугубиться какой-то проблемой.

Да, святые отцы говорят терпеть, но тут надо понимать, в каких условиях они это делают. Если есть возможность обратиться за духовной помощью, поддержкой к священнику, к психологу, если необходимо к психиатру, то надо обращаться. Святые отцы находились в монастырях, которые очень далеко от людей. Там люди получали исцеление даже от какой-то физической боли при помощи молитвы. Это такой духовный опыт, но переносить его в наше время, в наши дни?.. Во-первых, надо подумать, сможем ли мы проявить такую силу духа, находясь в таких условиях, и нужно ли это в данном случае.

Если мы можем получить качественную поддержку, психологическую, духовную, психиатрическую помощь, мы должны ее получить. Если мы этого не можем сделать, потому что находимся в каких-то критических, экстренных условиях, то, конечно, все упование возлагаем на Матерь Божию, на Господа, чтобы Он помог, укрепил, благословил, поддержал. Это просто разные условия, понимаете? Люди иногда начинают оперировать понятиями, что вот Мария Египетская жила в пустыне или Антоний Великий находился в определенных условиях… Но ты сейчас живешь в комфорте. Мне кажется, это не совсем равноценное сравнение. Там говорится о силе духа, а у нас бывает маленькая проблема, и мы уже спотыкаемся, начинаем показывать свое бессилие. Надо подумать о силе духа именно в тех условиях.

– Вопрос от телезрительницы из Грозного: «Сестра со мной не разговаривает 12 лет». Мы живем в одном городе. Я социально получила квартиру, и с этого момента она перестала со мной разговаривать. Я не знаю, в чем перед ней виновата. Звоню ей в праздники, день рождения, на Рождество, Пасху, она бросает трубку или же отвечает: «Не звони, до гробовой доски с тобой не буду разговаривать». Как мне быть? У меня иконостас, я молюсь за нее. Когда приходит отец Василий, я советуюсь с ним. Но, получается, я перед ней виновата, а в чем – не знаю».

– Это очень частая ситуация, когда человек испытывает определенные положительные эмоции к родственнику, а другая сторона безответная или имеет какие-то причины.

– Видите, причина есть: квартиру получила, и человек перестал общаться.  

– Я не думаю, что из-за квартиры.

– Человек так связал.

– Я думаю, там более глубокие какие-то связи. Надо разбираться и слушать обе стороны. Конечно, мы должны молиться. Есть молитва об умиротворении во вражде сущих. Нужно ее читать, чтобы не было этой духовной преграды, чтобы Господь благословлял, укреплял, разрушал какие-то невидимые стены, которые, верим, не доходят до небес, чтобы человеческая надменность, гордость силой Божьей благодати рассеивались и не создавали препоны во взаимоотношениях людей. Надо молиться за свою сестру, поздравлять, желать ей всего доброго. И постараться с батюшкой поговорить, попытаться встретиться с сестрой в какой-то ненавязчивой обстановке. Но прежде всего молиться, потому что мы не знаем, что с другой стороны. Молитесь за нее, благодарите, благословляйте, будьте жизнерадостными, ходите в храм Божий. Это самое основное и продуктивное, что мы можем и посоветовать, и сказать по опыту. Время лечит. Пройдет определенное время, будут возможности, и Вы обязательно найдете с ней общий язык и помиритесь.

– Когда часто находишься в состоянии обиды, постоянно обиженный, что тебе ни скажешь, все не нравится, даже нет чувства юмора… Что это за проявление – обида?

– Здесь тоже надо разбираться, потому что юмор юмору рознь. Если человек думает, что он хороший юморист и не может обидеть своим юмором человека, то это большая ошибка. Лучший способ поддерживать взаимоотношения между людьми: стараться, чтобы всего было понемножку, и это должно быть очень искусное, тонкое. Юмор должен быть как бы классический, чтобы не задевались чувства, в том числе религиозные. Допустим, у человека какая-то жизненная ситуация, имеющая определенные трагические корни, и вот над ней юморят, высмеивают то или иное состояние. Человек просто вспоминает это и погружается в эмоциональную яму. Это может быть большой нагрузкой на психику. Надо быть очень аккуратным, чтобы человека не ранить и подбодрить.

Подбадривать тоже надо уметь. Человек, бывает, говорит, что радуется, и хочет, чтоб всем было хорошо.  

Приторно сладкий.

– Но ты, бывает, пристаешь со своей этой приторностью. Человеку, может быть, и так тошно, а еще ты со своей радостью. На самом деле здесь надо поступать так, как говорит апостол Павел: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. То есть для всех быть всем в этом плане. Но, конечно, для грешников не надо быть грешником, чтобы быть своим. Вместе с тем здесь говорится именно о психологической составляющей. Необходимо быть комфортным человеком. Если ты хочешь, чтобы к тебе было соответствующее отношение, не будь токсичным.

– Как это – быть комфортным? А если у тебя склад характера другой?

– Работай над своим характером.

– Нужно стать комфортным человеком?

 – Да, комфортным и ненавязчивым. Быть удобным человеком в том плане, что не принесешь больше вреда, чем уже есть.

– Но при этом не быть лицемерным человеком, двуличным.

– Лицемерным человек может быть, когда возникают близкие отношения с кем-то. Что такое лицемерие? Это когда что-то не соответствует действительности. Но при этом ты знаешь этого человека. А когда в палату к людям, которые страдают какой-то патологией, приходит врач с проблемами дома и на работе, он становится лицемерным, потому что ему надо изменить свое лицо. У него на сердце кошки скребут, а он должен улыбнуться, успокоить человека.

Если лицемерие носит отрицательный характер, таким человеком быть не нужно. Но подобрать определенное доброе слово, изменить свой настрой – это тоже надо уметь делать профессионально и ненавязчиво.

– Мы говорим, что человек должен быть комфортным. Мне это понятие кажется каким-то светским.

– Дело в том, что мы должны говорить не только на церковном языке. Мы же выступаем для широкой аудитории. Если бы мы говорили в аудитории, преподавая предмет семинаристам, терминология была бы другая. А здесь люди привыкли к этим терминам: комфортный – токсичный, правильный – неправильный, положительный – отрицательный. Поэтому здесь мы должны говорить общими словами, чтобы большинство людей, которые нас смотрят, понимали, о чем идет речь.

– Мне представляется, что эту комфортность для всех можно воспитать в себе только тогда, когда ты сам внутри себя мирный. Все равно проблемы человека так или иначе наружу выходят, и стать комфортным не всегда получается. Чтобы стать комфортным для других, нужно в себе навести порядок.

– Стать таким для всех – это, наверное, невозможно. Человечество не убедил Сам Господь Иисус Христос. Каждый в Нем видит и что-то положительное, и отрицательное. Кто-то признает в Нем Бога, а кто-то считает Его никем и утверждает, что Его вообще не было. Даже Сам Господь Иисус Христос для всего человечества не стал комфортным. А многим Он и в сегодняшнее время приносит дискомфорт.

Но мы говорим не об этом. Мы говорим о взаимоотношениях между людьми в малой группе: в семье, классе, школе или институте, на работе. В этих группах надо быть таким: не токсичным, не конфликтным. Мы говорим о других масштабах и немного о других вещах.

Если говорить о душе и рубить правду, можно, конечно, и на кулак нарваться, разорвать отношения со всеми и быть таким правильным. А для чего? Мы все-таки должны говорить об истине таким языком, чтобы человек, услышав наши слова, подумал об этом и изменился в определенный момент. А если мы будем вызывать острые реакции, чего добьемся? Того, что с нами перестанут разговаривать, не будут с нами считаться и пройдут мимо. Поэтому здесь надо выбирать золотую середину и быть нужным для людей.

Священник должен молиться, и люди должны знать, что он молится Богу, что к нему можно приходить, доверить ему свое сердце, какие-то сокровенные тайны, посоветоваться с ним. Он должен быть и психологом, и духовником, и педагогом. Он может быть и врачом. В библейские времена о здоровье людей (психологическом, психиатрическом и физическом) свидетельствовали именно священники. У священников были очень большие функции.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по Евангелию. Там написано, что Господь, с одной стороны, любит всех одинаково. Но пишут, что апостол Иоанн был самый любимый ученик Господа. И на картине "Тайная Вечеря" он склонил свою голову на грудь Господа, и как-то Господь к нему особенно относился. Как это понять?»

– Вы просто подтвердили, что Господь всех любит, особенно Иоанна Богослова, который был ближе к Нему, слушал Его, внимал Его словам и был на тот момент самым ближайшим учеником Господа, нуждался во Христе. И своим интересом ко Христу он научает нас, какими мы должны быть. Не такими, чтобы сегодня почитать Евангелие, а завтра нет. Иоанн Богослов показывает, что он все время нуждается в Господе. Он хочет быть со Христом везде, быть с Ним рядом.

Поэтому он и называется «наперсник Христов». Своим желанием, любовью, нищетой своего духа показывает, что нуждается во Христе; и не стесняется этого. У других апостолов были иные психологические характеристики, а Иоанн Богослов был вот таким – очень хотел быть рядом со Христом.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать