Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 20 ноября 2023

20 ноября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба).

– Батюшка, завтра праздник Архангела Михаила. Мы знаем об ангельских чинах, всего их девять. Можете подробно рассказать, откуда мы это знаем, что они означают, могут ли являться человеку?

– Очень интересная тема. Прежде всего хотел бы людей заинтересовать чтением духовной литературы. Есть такая книга: «Закон Божий» Серафима Слободского. Каждый мирянин обязательно должен эту книжку прочитать. И, конечно, «Катехизис» нашего святого митрополита Филарета (Дроздова). Эти две книги обязательно каждый христианин должен прочитать. Они также касаются и нашей темы, там очень хорошо рассказано об ангельских чинах, ангелах, даны какие-то первые представления.

Отвечая на Ваш вопрос, хотелось бы дать простой ответ, понятный всем людям, которые нас слушают. Ангелы – это служебные духи, которые были сотворены Богом. Откуда мы это знаем? Из первых глав Книги Бытия, когда говорится о сотворении невидимого мира. Там и всплывают первые представления об этом Божием творении. Когда творились эти невидимые силы, они были поставлены на услужение Богу, чтобы Господь Своим разумением, Своей силою, Божественной властью творил все то, что мы можем видеть, о чем можем догадываться. И сотворено еще очень многое, что нам откроется со временем. Откроется тогда, когда мы предстанем перед Богом и будем отвечать за нашу жизнь, будем помещены Богом в Царствие Небесное для того, чтобы познавать Божие творение.

Основываясь на традициях Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета, на исторических документах, которые мы имеем от таких святых, как Дионисий Ареопагит, мы знаем, что есть три чина, три лика и девять чинов, в каждом лике по три чина. Между ангелами имеются иерархические ступени. В первую очередь ангелы направлены на услужение Самому Богу, они как бы окружают Престол Божественного Величия. Есть те, которые служат людям, те, которые являются Небесным Воинством. И самые близкие к нам ангелы те, которые называются ангелами-хранителями. Когда человек рождается, ему дается ангел-хранитель. Это определенные силы, сущности, имеющие разум, они защищают нас в течение всей нашей жизни от множества обстоятельств.

Человек, который очень часто хочет грешить, отгоняет от себя Божию силу, ангела, оскорбляет его. И в Священном Писании сказано, что там, где нечистота, скверна, грех, где нет Божьего присутствия, любви, ангел Господень не бывает. Ангел-хранитель настолько близко к нам, насколько крепка наша вера, насколько сильно наше желание быть рядом с Богом, насколько сильно наше стремление идти в направлении Бога. Ангел Господень помогает в этом.

Мы помним, что в утреннем и вечернем молитвенном правиле обязательно есть молитвы, обращенные к личности ангела-хранителя, который должен защищать нас, который нам помогает, укрепляет нас, дает нам возможность нести свой жизненный крест. Даже если мы будем смотреть на церковные документы, апостольские постановления, в этих правилах сказано, что мы не можем поклоняться ангелам так, как поклоняемся Богу. Этим духовным существам есть определенная служба, мы воспеваем их как особые силы Божии. Не как творческие силы, потому что Творец – Бог, но как особые силы Божии, которые нам помогают, могут так же, как и святые, донести нашу просьбу до Престола Божьего, могут за нас ходатайствовать, как и святые. У них есть такая возможность – защищать нас.

Очень часто люди, бывает, рассказывают из жизненного опыта, что происходят какие-то события в жизни и вмешивается невидимая сила, которая этим злым событиям, направленным на разрушение человеческой души, психики, не дает сбыться. Здесь есть объяснение, что Господь по молитвам, по ходатайству и святых угодников, и ангелов-хранителей посылает человеку возможность еще просуществовать на этой земле, пройти школу жизни, чтобы предстать перед Богом с определенным запасом духовных компетенций, если хотите, духовного запаса Божественной благодати, чтобы в дальнейшем участвовать в творческих актах Бога. По учению Церкви, мы живем в 8-м дне творения. Это как бы продолжающийся день творения, он сопричастен Пасхе Христовой, мы в эту Пасху живем и ожидаем Христа, встречи с Ним.

Ангелы (к нам направлены их сила, мудрость, разум) нами отмечаются, почитаются именно как творения Божии. Мы чтим их как особенное творение Божие. И если смотреть на вероучительное, догматическое богословие – человек поставлен выше ангелов.

– Мы можем причащаться Святых Христовых Таин, а они нет.

– Да, они могут только лицезреть Бога. На какое-то короткое время мы поставлены ниже их, чтобы набраться духовных компетенций, особенного духовного разума, чтобы предстать перед Богом. Чтобы человек как личность и Церковь как сообщество поняли свою ценность и цельность. Потому что ценность и цельность были потеряны в раю, когда первые люди нарушили пост, обеты. Мы, поколение людей, являемся потомками первых людей, проходим эту школу жизни. Так Господь захотел.

Наша жизнь для нас ценится определенное количество времени, а в пределах космоса, макрокосмоса (мы, по учению Церкви, микрокосмос) это какое-то мгновение, которое может быть и незаметно. Но Господь нас поместил в такие условия, чтобы мы испытали эту боль, недостаток Бога и пытались восполнить это самым главным, что Господь дает каждому человеку, – любовью. Чтобы мы уподобились Богу, потому что Господь и сотворил человека подобным Себе.

– Вопрос телезрителя: «Еще Моисей определил в Книге Бытия, что такое душа. Также определили, что такое душа, арийские философы, у них свое определение. А как определяет, что такое душа, Православная Церковь? Не что такое человек, из чего он состоит, а что такое именно душа».

– Вопрос и простой, и очень сложный. До сих пор пишутся кандидатские и докторские диссертации, собираются духовные религиозные симпозиумы, люди пытаются понять, что это такое. Прежде всего душа – это то дуновение Божественной благодати и силы, что Господь вдунул в человека, созданного из земли, глины, имеющего животное происхождение. Но нас отличает от животного мира именно существование человеческой души. Можно задать встречный вопрос: у животных тоже есть душа? Она есть, но она не имеет духа.

Душа животворит тело, а дух воскресает это тело. Душа как батарея энергии, Божественной благодати, которая оживотворяет все человеческое тело. И в каждой живой клетке есть частичка души, которая животворит, запускает эти биохимические процессы. Тело творилось определенным образом для того, чтобы оно сосуществовало с душой, с этой благодатной Божественной энергией. Чтобы эта душа была родная для Бога, Бог и одухотворил тело Своей любовью, Своим благодатным дуновением и дал человеку определенный дух для того, чтобы мы могли служить Богу и исполнять Его святую волю. Чтобы мы были людьми небесными, а не были людьми душевными. Казалось бы, душа – это хорошо, но в Священном Писании Нового Завета говорится, что мы должны быть людьми духовными, а не душевными. Душевный человек – это тот, кто печется о земном, приземленном. Все радости, эмоции, удовольствия, касающиеся тела человека, – это душевные пристрастия. Когда человек имеет какую-то страсть и привыкает к ней, в нем раскрываются его душевные качества, и эти качества сродни качествам животного.

Допустим, пристрастия, реализация каких-то внутренних потребностей или всей той информации, которая прописана в ДНК, в генах, открывающиеся феномены – все это качества души животного, чтобы реализовывалась, показывалась, как-то открывалась личность человека либо животного существа.

И не только животное, но и, например, дерево тоже имеет ДНК, какие-то свои качества, там тоже есть душа, но эта душа не наследует Царства Божьего, как наследует его человек. Человек – это творение Божие, а что касается животных или, например, деревьев, то относительно их не было особой воли Божией, чтобы эти творения начальствовали над всем.

Господь творит новое существо, которое ставит даже выше ангелов, и это существо – человек. Человек дает имена всему тому, что имеет, потому что у него есть этот Божественный дух и особое благословение Божие, ему дана особая сила, особое разумение, чтобы он показывал свои творческие способности, приближающие его к Богу.

Как бы там ни было, никакое животное не может проявлять творческих способностей. У животного могут открываться какие-то явления, которые человек, в силу своего не совсем духовного, не совсем зрелого ума, может интерпретировать как похожесть на какие-то человеческие эмоции, на какие-то человеческие дела, но это совсем не то.

Нельзя сказать, что ветер, который дует из вентилятора, является таким же ветром, как и тот, что формируется в атмосфере. Их дуновения похожи, но силы, приложенные к их образованию, разные, и совсем разный смысл заложен в это. Перемещаясь в атмосфере, воздушные потоки формируют погодные условия – тепло, холод, ветер, дожди, все это зависит от них. Ветер же, дующий из вентилятора, образуется за счет силы двигателя и движения определенных лопастей. Поэтому они похожи, но это не одно и то же. Так и то, что Господь дает человеку, и то, что обнаруживается у животных, совершенно разные вещи.

– Вопрос от телезрительницы Светланы из Липецка: «Что такое соборование? Хотелось бы узнать, что дает соборование».

– Соборование – это таинство Церкви, которое Господь установил через Своих учеников. И в Священном Писании Нового Завета, и в апостольских посланиях сказано: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

То есть священники собираются, молятся, читают определенное постановление из Священного Писания, из Апостола, слова Господа Иисуса Христа, молятся определенными молитвами, совершают некие действия над елеем, который может быть либо со святой водой, либо с вином. Этим елеем – естеством, облагодетельствованным Божественной силой, являющимся видимым носителем этой Божественной силы, человек помазывается, он употребляет его в пищу и таким образом получает духовное исцеление.

И когда после таинства Соборования человек получает духовное исцеление, то и силы его организма, его резервные способности тоже могут быть активизированы, и он может получить и телесное исцеление. Почему происходит такое благодатное действие? Потому, что в соборовании священники очень много молятся о человеке и его забытых грехах. 

– Но таинство Соборования не заменяет таинства Покаяния?

– Не заменяет. Если человек помнит свои грехи, знает о них, может донести их до священника, то он должен это сделать, чтобы произошел процесс метанойи, изменения себя, чтобы человек осознал неправильность своих действий, чтобы то греховное состояние, в котором он пребывает, не имело под собой духовной основы и права на существование. В этом и кроется весь секрет духовного исцеления, когда человек начинает меняться и выполнять волю Божию, и таинство Соборования помогает ему в этом.

По церковным правилам таинство Соборования должны совершать семь священников, читается семь Евангелий, семь Апостолов, прочитывается семь молитв, делается семь помазаний. Но если нет семи священников, его может совершить один, два или три священника, а могут его совершить и двенадцать священников, если большой храм или монастырь. Одни священники могут читать, другие – молиться, третьи – помазывать елеем, если собралось много людей.

Здесь как бы получается прообраз малой Церкви, которая спасается в ограде Божественной любви и Божественного созерцания, и здесь как бы воочию присутствует это созерцание, потому что очень много говорится о Боге, о прощении грехов, изменении человека посредством молитвы.

Человек как бы меняется в этом информационном поле (говоря новомодным сленгом) – в месте благодатного воздействия на него. Это поле как бы действует на него извне, но и проникает в него до мозга костей. И такой человек, получая эти духовные воздействия, изменяется, и потихонечку происходит процесс его исцеления.

– А в каких случаях нужно собороваться?

– В Священном Писании сказано: болен ли кто из вас…  Наверное, человек зовет священника, когда сам не может к нему прийти, то есть в этом случае обязательно нужно собороваться. Сейчас медицина шагнула далеко вперед. Допустим, раньше человек без ноги не мог прийти в храм Божий без посторонней помощи, а сейчас он может прийти в храм и с протезом, и с искусственным суставом.

Если взять любого человека, то у каждого можно найти какую-то болезнь, и не одну. Конечно, благодаря какому-то превентивному уходу, лекарственным средствам, которые человек принимает, существовать он может, но, по сути, он все равно остается больным. Этим вполне объясняется большое количество людей, приходящих в храм Божий на соборование.

Но мы можем услышать, как некоторые говорят: «И чего это так много людей приходят собороваться? Им как бы это не нужно, а они ходят, только деньги тратят, свечки жгут и отбирают время у священников». Должен сказать, что эти люди очень глубоко заблуждаются. Присутствие таких людей в храме говорит об их вере, о желании измениться и получить исцеление от Бога.

Правда, на соборование не приводят детей до семи лет, потому что, по учению Церкви, такие дети не могут осознанно грешить, а перед Богом грех тот, который человек совершает сознательно. Первородный же грех смывает в бане пакибытия таинство Крещения, и такой человек считается искупленным Божественной любовью.

Если дети болеют, лежат в больнице и нуждаются в особой молитве, конечно, они могут быть соборованы, но только если им исполнилось семь лет. Дети же до семи лет, приходя с родителями или с бабушкой на соборование, могут быть помазаны маслом от лампады святого, с ними можно поговорить, можно дать им просфорочку, уделить им время.

Соборуются люди взрослые, которые имеют в этом необходимость, которые чувствуют, что им обязательно нужно собороваться. Они знают, что у них в организме идет какой-то патологический процесс, но если они начнут с этим разбираться, то оказывается, что у них чуть ли не десять таких процессов. У таких людей начинается движение их души в сторону Церкви, к принятию таинств, к изменению себя. Возможно, они боятся каких-то совершенных грехов и просят, чтобы Господь их простил.

Иов Многострадальный даже приносил жертвы. Он говорил: «Господи, я не знаю, может быть, мои дети как-то согрешили, да и они, наверное, не знают, что согрешили, но Ты прими эту мою жертву и прости им все это». И вот, как бы уподобляясь молитве и вере святого Иова Многострадального, мы тоже приходим в храм и просим Бога, чтобы Он простил нас Своей благодатью.

– Вопрос от телезрителя: «У Бога было войско ангелов, затем случилось падение Денницы, и войско разделилось и уменьшилось. Восполняется ли это небесное воинство какими-то праведниками?»

– В Откровении Иоанна Богослова сказано, что люди, которые пострадали за Церковь, за Христа, за веру истинную, находятся как бы перед Престолом Божиим и все время взывают к Богу: «Почему Ты никого не наказываешь, не проявляешь Свою Божественную волю?» И там дан ясный ответ: пока не наберется определенное количество праведников, Господь реагировать на это не будет.

Какое это количество – мы не знаем, но мы знаем, что Господь держит еще мир в этом состоянии, еще поддерживает нас, не дает нам испытать состояние ужаса перед скорой смертью и Пришествием Господним, потому что это на самом деле будет очень страшное явление.

Ведь сам факт того, что мы предстанем перед Богом, зная о безнадежности своего положения, если мы не стремились к Богу, уже будет для нас адом. Но Господь любит нас, удерживает в таком состоянии и восполняет число праведников. По словам Христа Спасителя, в Царстве Небесном не будет ни мужей, ни жен, ни свадеб, ни разводов, но все будут пребывать в ангельском состоянии.

Каждый день, совершая какие-то грехи, в вечерних молитвах мы читаем перед Богом молитву очищения, прощения, чтобы Господь не вменил нам во грех то, что мы сотворили в этот день. Просыпаясь утром, мы тоже просим, чтобы Господь простил нас, если мы ночью каким-то образом согрешили, в ведении или в неведении.

В принципе, в своем суточном круге домашнего богослужения, домашней молитвы мы показываем пример подготовки встречи с Богом, но мы не знаем, когда встретимся с Ним. Как на самом деле все сложится – Господь весть. Поэтому мы должны молиться и все время быть готовыми к встрече с Богом. Как евреи были готовы перейти пустыню препоясанными, с посохами и с надетыми на ноги сандалиями, так и мы должны быть подобны им, чтобы пройти этот путь и достигнуть Царства Небесного.

– Мы сегодня говорили про душу. В науке считается, что информация о каждом человеке содержится в его ДНК. Скажите, связано ли это с появлением души? И связаны ли с душой наши привычки и наши таланты? Ведь наследуются же какие-то способности.

– Господь так устроил, что генетическая информация, генетическая программа человека открывается при определенных условиях. Если человек находится в спокойном состоянии, его гены спят. А в стрессовой ситуации, когда в организме человека происходит определенное количество биохимических изменений, он уже себя показывает. В какой-то иной ситуации он показывает себя совсем по-другому.

С душой все это связано, и прежде всего потому, что посредством ее реализуется эта программа. То есть душа является как бы актором открытия Божественных прописей, которые находятся в теле каждого человека, и не только человека, но и животных, и растений. Именно поэтому здесь необходима душа. Дышат ли деревья? Конечно, дышат. Всякое дыхание да хвалит Господа.   

– Нам говорят, что можно изменить некий код в этой ДНК.

– Понимаете, шахматная партия с Господом никогда не прекратится. Откроешь одно – получится другое. А если ты думаешь, что обставишь Господа где-то в другом месте, то что-то откроется с совершенно другой стороны.

– А не грех ли этим заниматься?

– Грех – это то, что не достигает цели, если действие направлено на то, чтобы, допустим, люди меньше страдали, чтобы не было мутаций, приводящих к уродствам, когда ребенок рождается, живет несколько часов и умирает. Если бы была возможность отредактировать какую-то программу по очищению нации, направленную на создание сверхчеловека, который командовал бы теми, кто не вошел в эту программу, может быть, это и не было бы греховным.

– Это же тоже вмешательство.

– Это вмешательство, и Господь поставил очень сильную степень защиты. Поэтому мы, как мартышки с гранатами, пытаемся что-то сделать, но очень часто бывает так, что взрывается в самом неожиданном месте. Все эти проблемы ЭКО, суррогатного материнства…

– Ведь и при ЭКО у человека тоже появляется душа.

– Конечно. Но наш человеческий ум, человеческое сознание еще незрелые. Человечество прожило две тысячи лет со Христом и несколько тысяч лет до Него, но зрелостью ума так и не запаслось. Конечно, мы придем к тому, что в будущем такая личность будет признаваться цельной со всеми правами, а пока мы живем в каких-то объяснениях.

Допустим, в иудаизме считают, что нечто появляется на сороковой день, а до этого есть просто комочек чего-то, и в исламе тоже говорят про комочки чего-то. Но если образовалась жизнь, это уже личность, у нее уже есть полноценная душа со своими потенциями, возможностями к открытию и она проходит определенный путь.

Мы почему-то выбрали путь взрослого человека от момента его рождения до момента смерти, а путь от зачатия до рождения мы принимаем постепенно. Этот определенный промежуток времени ребенок проходит внутриутробно. Сейчас мы все-таки боремся с абортами, и мы все время продвигаемся к тому, чтобы признать личностью именно этот уже жизнеспособный эмбрион.

– Вопрос от телезрителя: «Получается, что праведные люди после смерти могут стать ангелами?»

– Ангел в переводе означает «посланник». Многие люди представляют себе ангелов как красивых летающих существ с крылышками, в длинных хитонах, восходящих и нисходящих с неба на землю. Люди спрашивают: «Откуда вы знаете об ангелах?» Но мы же знаем о сне Иакова, благодаря которому у каждой нации, народности открывались представления об ангелах с крылышками.

Эти крылышки говорят о неземном происхождении ангелов, о том, что они – служители Неба. В Библейской истории об ангелах говорится, что они являлись людям в человеческом обличье и говорили, что они посланы Богом для того-то, того-то...

– Еще вопрос от телезрителя: «Не является ли грехом, когда исповедуешься и причащаешься в разных храмах, или лучше придерживаться какого-то одного храма?»

– Если в силу особенностей работы или каких-то других причин человек вынужден это делать, то почему бы и нет? Он может исповедоваться и причащаться в разных храмах. Допустим, сегодня празднуется Собор Архистратига Михаила, и человек идет в Михаило-Архангельский храм, на праздник Николая Чудотворца он пойдет в Никольский храм. Плохого в этом ничего нет.

Если же человек не имеет этому какого-то духовного объяснения, то лучше ему ходить в один храм. Потому что есть люди, которые приходят со своими грехами в храм, а священник им говорит: «Воздержитесь от Причастия. Вам нужно изменить свою жизнь». Допустим, мужчина и женщина живут вместе, но не хотят регистрировать брак, и в одном храме им разрешают причащаться, а в другом не разрешают. Выводы каждый человек должен делать сам.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Ольга Смирнова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать