Беседы с батюшкой. Как бороться с унынием и научиться радоваться. Священник Иаков Белый-Кругляков

7 ноября 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает иерей Иаков Белый-Кругляков.

– Батюшка, как определяется уныние? И чем оно отличается от таких состояний, как печаль и депрессия?

– Уныние – это духовная страсть, духовное заболевание. Нередко можно услышать, в том числе из святоотеческой литературы, что это самый страшный грех. Уныние отличается от других страстей, в том числе и от печали, и от такого понятия, как депрессия, которое само по себе новое, его мы не встречаем на страницах Священного Писания, святоотеческой литературы. Но так или иначе мы связываем депрессию с понятиями святоотеческими и понятиями из Священного Писания (такими, как печаль и уныние).

Уныние отличается от них и всех прочих страстей тем, что оно не влечет за собой какой-то конкретной другой страсти, конкретного другого греха. Уныние, как говорят об этом многие святые отцы, как бы заключает в себе уже практически все страсти. Именно поэтому оно так страшно. Оно страшно также и потому, что у него зачастую неизвестный источник, нет конкретного, понятного, ясного для человека мотива этой страсти, в отличие, например, от печали. Печаль всегда от какой-то утраты. Человек понимает, в чем он разочаровался. Он разочаровывается, он находится в печали. Утрата и есть мотив этой страсти. У уныния такого ясного и очевидного мотива нет. Поэтому с этой страстью нужно дольше разбираться, нужно понимать корень этой проблемы, потому что она действительно серьезная и несет большую опасность для духовного здоровья человека. И не только для духовного, но и вообще для здоровья человека.

– Вы начали говорить, что уныние заключает все остальные страсти. Но из чего появляется уныние? Какое начало есть у этого греха? И как уныние развивается?

Очень просто провести разницу между унынием и печалью, отвечая на Ваш вопрос. Если у страсти печали источником является утрата, то у уныния зачастую источником, началом является пресыщение. Пресыщение чем-то мирским, удовольствиями, пресыщение грехами. Они начинают действовать на человека как наркотик, который на какое-то время действует, дает какое-то удовлетворение, приносит удовольствие. Но когда его действие прекращается, то ощущается полное опустошение, бессмысленность, бесперспективность всего, что происходит.  Это и есть очевидный симптом уныния. Развитие его довольно сложно просмотреть поэтапно, как у многих других страстей это можно сделать, как развивается та или иная страсть по ступенькам. С унынием так сделать трудно. Но можно сказать, в чем проявляется уныние в нашей мирской жизни. Святые отцы, когда рассуждают об унынии, часто отличают, как это работает с монахом – человеком, который ушел из мира, живет в монашеском общежитии или в отшельничестве, от того, как это работает в миру, с человеком плоти, как выражаются некоторые святые отцы. Для человека, который ушел от мира, механизмы более простые.

Часто уныние проявляется в таких гранях, как леность, суетливость, небрежность и рассеянность, сонливость – святые отцы об этом пишут. Уныние выражается в постоянном желании как-то удовлетворить внутреннюю пустоту. Человек, пребывающий в унынии, постоянно ищет какие-то новые встречи, в которых нет практического смысла, он ищет выхода из своего положения, как в переносном, так и в самом прямом смысле, он старается сменить точку, в которой находится, локацию. Человеку кажется, что у него какая-то не такая квартира, он не в том городе живет, у него не такая работа, не тот круг общения. Он пытается найти выход из этого, но в конце концов сталкивается с тем, что пытается бежать от самого себя – вот состояние уныния. Надо сказать, что большинство людей, которые этой страстью охвачены, этого не осознают. Наверное, можно констатировать, что, к сожалению, это очень актуальная тема. Скорее всего большинство людей пребывают в страсти уныния, не осознавая этого. Опять-таки надо сказать: если человек заметил в себе это состояние, отдает себе отчет, что он унывает, пребывает в этом состоянии, – это уже очень важный шаг к преодолению этой страсти.

– Вопрос от телезрителя: «Уныние так трудно распознать, мне иногда думается, что у меня есть страсть уныния».

– Дело в том, что трудно распознать источник уныния, трудно распознать его мотив. Святые отцы часто говорят: бес уныния. Зачастую он неуловим для человека. Это не так просто, как простуда. Человек зимой вышел на улицу без шарфа, без шапки и заболел, простудился. Все очевидно – причина и следствие. С унынием не так просто, но распознать сам грех уныния, само состояние, в котором человек уже пребывает, можно по конкретным признакам. В частности, мы уже успели назвать – это расслабление,  состояние лености, сонливость, потеря смысла в том, что ты делаешь, постоянное желание сменить обстоятельства своей жизни, сменить место, где находишься, работу, круг общения, выйти как-то из того, что тебя окружает. Очень часто это звоночек, который говорит о том, что мы пребываем в унынии. На это стоит обратить внимание.

Также надо сказать, что в состоянии уныния человеку очень тяжело молиться. Это, конечно же, неспроста, как раз потому, что есть тот самый бес уныния, который знает пути выхода из этого состояния, и он так делает, что человеку становится тяжело молиться. Человеку, когда он становится на молитву, вдруг становится тяжело, плохо, он чувствует себя рассеянно, его клонит в сон. А когда молитва или богослужение заканчивается, то вдруг просыпаются какие-то силы, его глаза открываются. Святые отцы прямо говорят о таком состоянии, о том, что это тоже один из очевидных признаков уныния. Вот на что стоит обратить внимание.

– Как бороться с грехом уныния?

– Как же все-таки это состояние преодолевать? Надо сразу сказать, что преодоление этой непростой и тяжелой страсти не сразу дает плоды. Это непростой труд, требующий усердия, который обязательно эти плоды принесет, но нужно потрудиться и потерпеть. И вот как раз терпение – это, пожалуй, главная добродетель, которую нужно противопоставить унынию. Святые отцы говорят, что очень важно не поддаваться тому, к чему нас клонит уныние. Оно клонит нас все сменить, от всего убежать, все переменить – и вроде бы жизнь тогда должна измениться. Вот не поддаться этому состоянию, не делать этих действий, а потерпеть. В первую очередь набраться терпения. Во вторую очередь, конечно, человеку очень важно в этом состоянии видеть надежду, иметь надежду. Надежда – это такой якорь, на котором человек должен устоять. Если нет этого якоря, то бушующее море уныния и житейских страстей унесет в неизвестные дали. Иметь надежду на Бога. Человек грешен, немощен, с чем-то не справляется – это так, но есть Господь, Который силен все исправить. Иметь надежду на будущие блага, как говорят святые отцы.

Важнейшее в преодолении уныния, конечно же, – молитва. Мы сказали о пустоте, которую человек испытывает, пресыщаясь какими-то страстями, человек пытается найти новые и новые удовольствия, но все это дальше его опустошает, погружает в эту пустоту и подогревает его уныние. Человек – это образ Божий, а Бог бесконечен. Поэтому эта пустота бесконечна, ее невозможно заполнить ничем, кроме Бога. Молитва – один из основных источников, через который мы можем принимать Бога, впускать Его в свою жизнь, открывать Ему двери своего сердца. Молиться надо искренне. Не просто забивая текстом молитвы эфир своей души, своих мыслей, а действительно искренне пытаться выстроить диалог с Богом. Говорить Ему, исповедовать Ему свое состояние, свои переживания, свои страхи и сомнения – все искренне перед Богом исповедовать и молиться. Просить, чтобы Он явил Себя в нашей жизни; это важнейшее средство.

– Где проходит грань между конструктивной, полезной печалью и грехом уныния?

– Дело в том, что о конструктивной печали, печали, которая ведет в радость, говорит апостол Павел во Втором послании Коринфянам. Он говорит, что есть печаль по Боге, есть печаль о Боге ради Бога, печаль, которая приводит к неизменному покаянию и спасению. Вот единственная печаль, которая конструктивна. Апостол Павел противопоставляет печаль о Боге мирской печали. Мирская печаль – это всегда зацикленность на себе.

Уныние и печаль всегда сопряжены с гордыней. Об этом подробно говорит преподобный Никодим Святогорец. Когда мы говорим о печали в контексте слов, сказанных апостолом Павлом, печаль мирская – это зацикленность на себе, всегда разочарование в том, чего ты сам лично лишаешься, это какая-то утрата, что-то не сложилось в жизни, ты теряешь свой авторитет в обществе или свое положение. Блага, которые мы пытаемся себе присвоить, бывают очень разные, тонкие. Дьявол действует хитро, потому что иногда из-за грехов у нас бывает не печаль о Боге, а печаль мирская. Мы сожалеем, что так грешны, разочаровываемся в себе, в том, что у нас были представления о себе как о хороших, благочестивых христианах праведной жизни, а оказывается, мы такие грешные. И у нас начинается уныние, печаль.   

Бывает печаль потому, что мы боимся наказания, боимся адских мук, и это тоже мирская печаль – мы боимся за себя. А печаль о Боге, конструктивная, – это печаль от того, что мы отдаляемся от Бога. Эта печаль сосредоточена не на самом себе, а на Боге как Источнике всяких благ, счастья, радости.

Можно сказать, что выход из неправильной печали, уныния, депрессии, из многих страстей заключается в том, чтобы в каком-то смысле вообще выйти из себя, то есть оставить переживание о том, как нам плохо, и переместить центр молитвы с себя на Господа, на псалмопение, славословие.

Есть молитвы, называемые ангельскими. Это славословие, когда мы ничего не просим, не благодарим Господа, а просто славим Бога. И это перемещение к Источнику радости – плод конструктивной печали. Вот таким образом можно перевести слова апостола Павла.

– Вопрос от телезрителя: «Если человек впал в уныние из-за потери близких, какая здесь насыщенность или леность? Как с этим бороться, если никакие молитвы не помогают?»

– Скорее всего здесь печаль от утраты, как мы уже говорили. Печаль в своем проявлении может быть очень похожей на уныние, но здесь нет стремления чем-то пресытиться, как это бывает в унынии, которое, как наркотиком, питается всякими страстями. Состояние, которое переживает человек в такие моменты, можно назвать гореванием, и его нужно отличать и от печали, и от уныния.

Горевание нормально для человека. Не нужно думать, что раз мы христиане, то не имеем права горевать об утрате своих близких. Смерть противоестественна для человеческого существа, и горевание о смерти, горевание о потере наших близких нормально, и нужно позволить себе пережить это состояние. Но мы говорим, что молитва не помогает, потому что мы ищем от молитвы таких плодов, которые мы сами придумали. Нам нужно пытаться закреплять свою молитву словами «да будет воля Твоя», тем самым позволяя Богу действовать в нашей душе наилучшим для нас образом.

Если нам пока нужно погоревать – мы погорюем, но мы обязательно будем молиться, чтобы не впасть в безысходную печаль или в уныние, что еще страшнее. Мы будем молиться и наберемся терпения, которое является очень действенным средством для избавления от этих страстей, с надеждой на то, что действовать будет Сам Господь. А Господь будет действовать самым лучшим, самым правильным для нас образом, потому что Бог любит нас больше, чем мы сами любим себя. И в терпении, в молитве нам нужно довериться Господу.

– Вопрос от телезрителя: «В периоды уныния я всегда обращаюсь к Божией Матери, и я чувствую Ее материнскую любовь. Есть прекрасный акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Всех скорбящих Радость». Когда я его читаю, Матерь Божия всегда мне помогает, никогда не оставляет меня в беде. И еще в периоды уныния очень хорошо кому-нибудь помогать. Не сосредотачиваться на себе, а подумать о том, что, может быть, кому-то еще хуже, чем мне, и попытаться оказать этим людям какую-то помощь, поддержать их, и уныние как рукой снимает».

– Спасибо Вам за эту Вашу мысль. Она очень правильная, и здорово, что мы сейчас ее услышали. Недавно у нас был праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Многие святые отцы говорят, что молитва к Божией Матери, воззвание к Ней – это действительно особая сила, которая есть у нас. Перед Божией Матерью трепещут демоны, потому что Она имеет особое ходатайство перед Своим Сыном, нашим Господом, за нас, грешных.

И Ваши слова о том, что нужно не сосредотачиваться на себе, а подумать о ком-то, кто нуждается в помощи, тоже очень верные. Мы уже говорили, что уныние и печаль связаны с гордыней, и нужно как-то прервать эту зацикленность, выйти в молитве на Бога, переключиться на близких людей, и это, конечно же, будет очень сильным лекарством.

– Апостол Павел призывает нас всегда радоваться, и вообще радость – это естественное состояние христианина. А чем здоровая радость отличается от радости греховной?

– Действительно, радость – естественное состояние христианина. Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Радость правильная, здоровая отличается от радости греховной тем, что она есть радость об истине.

У апостола Павла есть слова о любви: любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Слова «правда» и «неправда» мы иногда воспринимаем по-своему, в контексте своей жизни, но в церковнославянском языке, как и в греческом, эти слова скорее обозначают праведность или неправедность, то есть то, что соответствует или не соответствует Божиим заповедям, Божией воле.

Радость о неправде, о чем-то греховном, что противоречит заповедям, есть радость греховная. А здоровая радость – это радость об истине, о чем-то хорошем, ведь Бог все создал хорошим. Какая-то искаженность, все, что наводит на нас печаль и уныние, связаны с грехопадением, ведь наш мир находится в падшем, больном состоянии. И всякая радость о том, что что-то выходит из границ испорченности, что-то в нашей жизни является светом, отражает свет Божий в этом мире, – это, конечно же, радость здоровая и правильная, и она должна наполнять собой всю нашу жизнь.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, Господь нас спасает или Он только помогает нашему спасению?»

– Конечно же, Господь нас спасает. Никто больше не может нас спасти, кроме Самого Господа Иисуса Христа. Господь спасает нас Своей милостью, и это очень важная истина, которую мы должны себе уяснить.

Мы не заслуживаем спасения никакими своими добродетелями. Наши так называемые добродетели – это лишь наша реакция на любовь Божию к нам. Как ученики Господа, как Его дети, мы стараемся отвечать Ему хоть чем-то малым – исполнением Его заповедей, любовью, правильной, здоровой духовной и телесной жизнью. Но это нельзя назвать каким-то механическим набором баллов, за счет которых мы спасемся. Спасает только Господь Своей милостью к нам, грешным.

– В святоотеческой литературе описывается добродетель плача. Но разве плач не входит в конфликт с радостью? Как примирить необходимость плача с призывом к радости?

– Хороший вопрос. Пожалуй, можно сказать, что здесь все же есть некоторый конфликт. Но добродетель плача, о которой говорят святые отцы, это то, что ведет к радости, это средство получения правильной, здоровой христианской радости. Здесь имеется в виду тот самый плач, та самая печаль по Боге, о том, что мы отлучены от Него, что мы не во всем соответствуем своему христианскому призванию.

Господь призвал нас в очень высокое достоинство – в небесное гражданство. Мы, христиане, уже граждане неба, но, конечно же, мы понимаем, что не соответствуем этому положению, не соответствуем тому, к чему призвал нас Господь, и от этого у нас есть какая-то печаль. Но Он все равно нас милует, особенно если мы это осознаем, понимаем.

Смирение – очень непростое понятие. Мы не будем сейчас сильно в него углубляться в контексте нашего разговора, но мы можем сказать, что в каком-то смысле смирение – это чуть более объективное понимание своего положения, положения человека, нуждающегося в помощи Божией: я согрешил, я вообще человек грешный, страстный, и поэтому я понимаю, что нуждаюсь в Боге.

Здесь вспоминаются заповеди блаженств, первая из которых: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Нищие духом – это люди, которые осознали свою духовную нищету, осознали, что они нуждаются в Боге. Если же человек думает, что он вполне самодостаточен, что ему никто не нужен, что он абсолютно здоров, то получается, что Христос не к нему пришел и не за него был распят. Такой человек остается без благодати Божией, без настоящей духовной радости, источником которой является только Бог.

Если же человек осознал, что он нуждается в Боге, это приводит его к следующей ступеньке – ко второй заповеди блаженств: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Человек, нуждаясь в Боге, видя свою нищету, чувствует, что не для такой жизни создал его Господь, и начинает плакать, но он и утешается.

Слезы об этом состоянии, слезы по Боге обязательно приводят к радости, к утешению от Самого Господа, и они уже являются своего рода дарованием благодати Божией человеку, которая проявляется в этой радости, в мире душевном, в умиротворении и дает силы идти дальше в нашей духовной жизни.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, помилование и спасение – это одно и то же?»

– Можно сказать, что помилование нас Богом и наше спасение – это одно и то же. Ведь что такое спасение? Спасаются всегда от чего-то, например, мы находимся в каком-то состоянии, от которого нужно нас спасти. Человек в состоянии греха, который он несет на себе как некую повинность, нуждается в помиловании, поэтому помилование Господом  для нас и есть спасение.

– Скажите, задают ли Вам вопрос, как научиться радоваться? И если задают, то как Вы на него отвечаете?

– Знаете, мне сейчас трудно вспомнить, задавали ли мне именно такой вопрос, но, наверное, такое случалось. А как обрести радость, как научиться радости?.. По-христиански мы должны научиться искать радость в Боге.

Конечно, мы можем радоваться каким-то простым вещам, и это здорово, но часто это может перерастать в попытку поддержания в себе радости с помощью каких-то греховных страстей и потребностей. Мы должны научиться радоваться такой радостью, которая не отнимется от нас, – это радость от жизни с Богом, радость от того, что Бог есть, что для Него наша жизнь важна.

Нам всегда нужно приводить себе на ум, всегда нужно помнить, что Бог создал нас хорошими, что мы, люди, в сущности, хорошие. Но мы, словно запачканные иконы, которые были выброшены в то место, где они не должны быть, поэтому часто в человеке трудно разглядеть это хорошее, что изначально в нем, конечно же, было.

Эта мысль очень важна, и ее нужно помнить, потому что она помогает бороться с унынием и обретать радость, ведь для Бога эта наша нечистота – ничто. Богу совсем нетрудно избавить нас от всего этого, очистить, отреставрировать и поставить на нужное место. От нас же требуется лишь намерение сердца. Для нас очень важно учиться радости в жизни именно с помощью таких размышлений и молитвы.

– «С начала специальной военной операции впадаю в уныние и злость. Хотелось бы сохранить трезвость ума, но каждое сообщение с фронта поднимает в моей душе все самое худшее. Как мне быть? Как не очерстветь душой и не сойти с ума от страха и боли?»

– Знаете, в Вашем вопросе уже отчасти содержится ответ, потому что Вы указали на один из источников Вашего неправильного состояния, – состояния уныния и злобы. Источником такого состояния может быть наша увлеченность информационным потоком, новостями, которая ни к чему не приводит.

Дело в том, что есть люди, для которых важно быть в повестке событий, новостей, потому что в этом отношении они могут что-то сделать. Но большинству людей, нам, обывателям, эти новости практически ничего не дают, кроме опасных состояний уныния и злобы. Очень важно научиться ограничивать себя в этом, но не просто взять и выключить телефон, телевизор или компьютер, а заполнить это чем-то другим, и в первую очередь, конечно же, молитвой.

Мы постоянно слышим этот универсальный совет, что нужно молиться, но проблема в том, что мы ему не следуем. Мы начинаем говорить, что молитва нам не помогает, мы пытаемся вычитывать какие-то тексты в надежде, что если мы их прочитаем, то произойдет какое-то волшебство, но мы не учимся общаться с Богом. А нам нужно учиться общаться с Богом, искать с Ним личный контакт, искренне, от сердца взывать к Нему, и это будет избавлять нас от проблем.

Можно почитать Псалтирь, и мы увидим, с каким открытым перед Богом сердцем царь Давид ее пишет, как он переживает свои состояния, которые описывает в псалмах: и плач, и хвалу, и жалобы. Царь Давид жалуется на обстоятельства своей жизни, на несправедливость, людей, убийства, войны, катастрофы, которыми наполнен наш греховный мир. Но это не просто его жалоба на то, что происходит, это его исповедание. Он исповедует свое сердце Богу, говорит Ему о том, что его тревожит, наполняет. Он вверяет все это Богу, прося Господа о помощи.

– И Господь его утешит.

– Обязательно утешит.

– Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что в основном уныние возникает от лености, от того, что человек не хочет чего-то делать. А если человек болен, например, болен психически? У него есть и рассеянность, и обида, и сонливость от лекарств. Как быть в таком случае?»

– Ваш вопрос действительно важен. В начале нашей программы мы говорили о понятии депрессии, которое скорее медицинское, чем духовное. Состояния, о которых говорится в вопросе, предполагают свои средства и методы излечения, зачастую вполне традиционные медицинские, которым нужно следовать и которыми нельзя пренебрегать. Одна из книг Священного Писания – Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорит о том, что врачевание происходит от Бога, что врачи на земле поставлены Богом, и нужно почитать врачей и пользоваться тем, что дает нам медицина.

И здесь очень важно отличать, например, сонливость, вызванную приемом таблеток, прописанных врачом, какое-то болезненное состояние от страсти уныния и печали. Если мы в таком болезненном состоянии начнем винить себя в том, что мы унываем, находясь в этом греховном состоянии, это может привести к еще худшим последствиям. С этим нужно быть очень осторожным.

И вообще чувство вины зачастую подпитывает состояние уныния. От этого нужно отстраниться, нужно пользоваться средствами традиционной медицины, нужно молиться Господу о наших грехах как о болезнях, которые присутствуют в жизни по нашей немощи, и просить Его, чтобы Он помог нам. Некоторые наши немощи бывают каким-то попущением Божиим, и нужно молиться о том, чтобы Господь дал нам силы бороться с ними, чтобы Он явил Свою любящую, милостивую волю, и тогда все будет хорошо.

– Вопрос: «Мне 29, и я очень хочу замуж, но никак не могу встретить своего человека. Из-за этого я часто впадаю в уныние. Как мне просто жить, а не постоянно ждать жениха?»

– Почему-то подобные вопросы часто приходится слышать. Знаете, здесь проблема сама в себе – вот такой парадокс. Часто, когда мы зацикливаемся на том, что в нашей жизни не происходит чего-то, чего мы очень ждем, что вроде бы правильно и соответствует призванию человека, например, создание семьи, эта зацикленность может оттягивать исполнение ожидаемого. Она даже может психологически воздействовать на нас, да так, что мы сами себе будем мешать на пути к этой цели.

Все это нам нужно как-то отпустить, нужно научиться не требовать от Бога исполнения просимого и довериться Ему: «Господи, у меня есть вот такое переживание, я очень хотела бы этого, но да будет воля Твоя». Господь слышит все наши молитвы, и Он обязательно сделает для нас самое лучшее. Но Он сделает это в соответствии с Его волей, гораздо более правильной, чем наша. То есть нам нужно стараться жить по-христиански и делать то, что должно, в тех обстоятельствах нашей жизни, в которых мы находимся, там, куда Господь поставил нас, и Господь обязательно все для нас устроит.

– «Что нужно сделать, чтобы человек полюбил себя, поверил в себя и начал о себе заботиться?»

– Знаете, в последнее время тема о любви к себе, о вере в себя возникает довольно часто.

– О здоровой любви к себе.

– Да. Есть такое понятие – «здоровая любовь к себе», о которой говорят и православные психологи, и священники. Но я бы призвал здесь к некоторой осторожности, потому что часто мы называем любовью к себе какие-то вещи, которые с евангельской точки зрения таковыми не являются.

Господь говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя, и очень часто в размышлениях об этой цитате из Евангелия мы слышим, что для начала нам нужно возлюбить себя и только потом научиться любить своего ближнего. На самом деле это работает не всегда, потому что можно так увлечься желанием полюбить себя, что до любви к ближнему дело так и не дойдет до конца наших дней.

Любовь к себе с точки зрения Священного Писания заключается в обычных и естественных вещах, которые нужны каждому здоровому человеку. Каждый старается дать себе тепло, пищу, отдых – все необходимое для нормальной жизнедеятельности. Христос ждет от нас, чтобы такое заботливое, бережливое отношение к себе, такое внутреннее устремление мы обращали и к нашим ближним. На самом деле очень часто именно через это мы можем начать правильно относиться к себе.

Иногда у человека бывает такое состояние, что он патологически себя не любит, у него какая-то ненависть к себе, и это тоже приводит к унынию, которое может вызывать даже суицидальные помыслы. На самом деле человек любит себя неправильной, нездоровой, эгоистичной любовью, и он разочарован в себе реальном, разочарован тем, что он не соответствует своему представлению о себе. Все это ввергает его в полнейшее отчаяние, и иногда у него даже возникает желание покончить с собой. Из этого состояния нужно выходить, нужно обрести смирение, осознав себя немощным человеком.

Преподобный Никодим Святогорец говорит, что смиренный человек после грехопадения, случившегося с ним, должен молиться так: «Господи, что со мной можно сделать? Ну, вот такой я грешный, такой немощный человек. На Твою милость, на Твою силу, на Твою любовь надеюсь я. Помоги мне». Вот молитва смиренного человека, и такой человек имеет здоровую любовь к себе.

– Батюшка, расскажите о вашем храме, приходе. Я знаю, что у вас очень много молодежи.

– Господь сподобил меня служить в удивительном, замечательном храме священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе в городе Москве. Храм находится буквально через дорогу от храма Христа Спасителя и рядом с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, станция метро «Кропоткинская».

Храм во имя священномученика Антипы – один из древнейших сохранившихся каменных храмов Москвы XVI века, но в советское время храм не жил церковной жизнью практически сто лет. В нем были запасники музея, общежитие, в котором даже жил художник Серов. Только в 2005 году храм вернули Церкви, он задышал литургией и началась бурная приходская жизнь. В настоящее время, служа в этом храме, я могу наблюдать удивительное явление: в храм стекается огромное количество молодежи и интереснейших творческих людей. 

Наш храм, помимо его основного предназначения – церковной богослужебной жизни, имеет множество разных направлений деятельности, которыми люди привлекаются в церковную ограду. На территории храма есть прекрасное кафе, где можно выпить вкусное кофе, мы организовываем разного рода спортивные мероприятия – соревнования по футболу, волейболу, конному спорту, теннису и так далее. У нас проводится просветительская работа, евангельские беседы, встречи с настоятелем и многое-многое другое. Так что мы будем очень рады видеть всех в стенах нашего храма.

Ведущий Павел Денисик

Записали Наталия Мухлынина и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать