Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы. Архимандрит Александр (Глоба)

30 августа 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Через три дня после успения Пресвятой Богородицы апостолы проверили Ее гробницу, и оказалось, что тела в ней уже нет. Почему не сохранилось тело Пресвятой Богородицы, чтобы мы почитали и Ее мощи?

– Божья Матерь – это особый разряд святости. В славословии мы говорим: «Честнейшую

херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Есть догматическое учение Православной Церкви в отношении личности Божией Матери.

Божья Матерь уснула. «Комозис» по-гречески «сон». Слово «кома» произошло от него. Божья Матерь, по учению Церкви, уснула для того, чтобы проснуться и находиться на земле в особых местах, уделах Божией Матери, где, по учению Церкви или историческим свидетельствам, бывают Ее явления. Например, Святая Гора Афон. Поэтому Ее тело не нашли. Она присутствует рядом, когда мы молимся перед образом «Целительница» или перед иконами явления Богородицы святым старцам: Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому. Она являлась во многих местах. И мы верим в то, что Она является и в духовном теле, которое не подверглось тлению. Мы верим, что, как Мать Нетленного, Она не подверглась тлению, чтобы на Ней воссияла та слава, через которую снизошел на землю Сам Господь Иисус Христос. Она является Неопалимой Купиной. Все эти акафистные эпитеты привязаны к Ее личности и описывают Ее физическое и духовное состояние.

Почему не осталось Ее мощей? А зачем Ее мощи должны были остаться на земле? Для того, чтобы пытливый человеческий ум, который не освободился от греха, начал исследовать глубину Ее святости или бездну милосердия? Чтобы он попытался залезть в глубины Божьего замысла? Господь и здесь предусмотрительно сотворил времена и события таким образом, чтобы мы могли молитвенно вспоминать о Божией Матери, помнить о Ней через предания Святой Православной Церкви, восхвалять Ее личность, призывать Ее имя для того, чтобы Она присутствовала с нами на путях нашей жизни, благодарить Ее за милосердие и просить о спасении. По учению Святой Церкви и по изречению многих святых отцов, у Нее есть особенное дерзновение перед Сыном испрашивать, ходатайствовать о спасении наших душ. Божия Матерь – это наша существующая как бы в реальном времени, в жизни, в пространстве Заступница, Матерь всех, Которая всех любит и готова вести в Царствие Небесное. Мы Ее чтим, просим о милосердии и заступничестве перед Судьей Вселенной, Сыном и Богом нашим Иисусом Христом.

Вопрос телезрителя: «Можно ли, читая Псалтирь Божией Матери, поминать о здравии духовного отца?»

– В канонических правилах о чтениях святых книг при длительном духовном чтении советуют останавливаться и делать перерывы, славословя Бога и вставляя туда поминовения о здравии и за упокой. Это хорошая традиция, когда человек читает Псалтирь Божией Матери и вставляет туда молитвы о своем духовном отце.

– Вопрос телезрителя: «Могу ли я читать Иисусову молитву о моих детях?»

– Нужно это делать. Это очень полезное дело для ума, духовной жизни, чтобы Иисусова молитва перекликалась с молитвами и славословиями в честь Божией Матери. Допустим, десять молитв Иисусовых, а потом «Достойно есть» и так дальше.

– Вопрос телезрителя: «Что такое скрытая гордость?»

– Это интересное состояние описано у Паисия Святогорца. Скрытая гордость бывает и у духовных праведников, которые хвалятся своей чрезмерной праведностью, ставят себя выше и думают, что спасаются этим.

В русском богословии мы часто ссылаемся на учения святых отцов, особенно Игнатия (Брянчанинова), который тоже говорит о гордости и о прелести. Скрытая гордость граничит с духовной прелестью. Но какая-то грань между ними все-таки есть.

– Скрытая гордость – это этап после открытой гордости?

– Открытая гордость – это душевное состояние, а скрытая – духовное.  

– Более изощренный грех?

– Да, более изощренный, от которого тоже надо избавляться.

– Он действительно в чем-то схож с прелестью, похож на ослепление.

– Да, в конце концов это и диагностируется как духовная прелесть.

Вопрос телезрителя Вячеслава: «Почему в последние 10–15 лет священники и даже архиереи стригут волосы на голове и бороду? Это очень смущает прихожан».

– Если человек задает такие вопросы, наверно, он не читал Апостол. Апостолы тоже стригли волосы. Есть фрески первых веков христианства, где и Христос изображается без бороды и с короткими волосами. Длина волос и бороды, как правило, не влияет на духовную жизнь. Если быть последовательным, то тогда вообще ничего не надо состригать из того, что растет естественным путем, в том числе и ногти на руках и ногах. Отращивать их, как буддистские гуру, которые любят длинные ногти, а бороды и волосы на голове настолько неухоженные, что превращаются в колтуны. Они действительно не моются, не причесываются, не ухаживают за собой.

Священники бороду стригут. Это чисто практическая необходимость. Я врач, мне приходится работать. Длинная борода в маску не помещается. А после присутствия на вскрытиях запах очень долго сохраняется на волосах и бороде. За короткой стрижкой ухаживать проще, и на это уходит меньше времени. Есть люди, которые привыкли носить длинную прическу и бороду. Конечно, это вызывает особый духовный всплеск и почитание. Но вместе с тем необходимо за собой следить.

Расскажу интересный случай, когда борода у меня была намного длиннее. В одном из храмов, которые приходится восстанавливать, я установил печь. По инструкции дверь в пиролизном котле нельзя открывать. Но я же умнее, чем правила и инструкции; думаю, надо посмотреть. Посмотрел так, что полбороды выгорело… Вместе с тем борода должна иметь разумные пределы. Священник и архиерей не должны быть лохматыми. Есть правила. Каждый священнослужитель, семинарист проходит литургику, где есть «Известие учительное». В нем описывается то, что должен делать священник, в том числе там говорится и о руках, и о ногтях, даже об усах. Например, усы должны быть острижены, чтобы ими не макать в Кровь Христову при ее потреблении. Есть определенные правила. Если бы люди знакомились с ними, то не задавали бы таких вопросов.

– Должно быть определенное благообразие. Оценивать духовность по длине бороды несерьезно.

– Есть такая поговорка: седая борода не делает из человека профессора. Бывает так, что бороду отрастили, но ума за это время не обрели. Бывают большие проблемы с теми псевдодуховниками, которые ведут за собой людей, делая акцент на внешности… Но есть определенный этикет, специальные правила для священника. Он должен быть подготовлен для встречи с людьми, иметь чистую одежду, опрятный внешний вид.

– А вообще волосы могут выпасть и из-за болезни.

– Да, такое бывает, когда у человека алопеция, андрогенетическая или другого патогенеза. Есть священники, которые без бороды, без усов и даже без бровей, однако благодать священства на них присутствует.

– Вопрос телезрительницы Ирины: «Как принимается решение, в честь кого освятить новый храм? Очень много одних и тех же названий храмов».

– Сначала регистрируется община. Все происходит с благословения правящего архиерея. Без этого и священник служить не может. Община выбирает небесного покровителя, которому хотят посвятить храм. И после благословения приступают к строительству, начинается приходская жизнь: ставится палатка, бытовка, служатся акафисты, молебны. С малого начинает расти храм.

– Вопрос телезрителя Юрия: «Является ли грехом гордыни то, что человек много занимается спортом и уделяет внимание телу?»

– Нужно рассматривать этот вопрос с разных сторон. Если человек занимается собой для поддержания здоровья, но при этом не забывает о Боге, ходит в храм, приобщается Святых Христовых Таин, исповедуется, имеет духовника, то ничего плохого здесь нет. Но если он делает это для греха, например, чтобы завлекать людей, став чрезмерно привлекательным, то это очень плохо.

У нас в церкви есть священник бодибилдер. Есть, конечно, много вопросов пастырского плана, но если архиерей благословляет заниматься этим, то кто мы такие, чтобы лезть в это дело?

– Для священника это может быть способом миссионерства, проповеди среди определенной аудитории.

– Да. Учитывая всё это, мы относимся к этому как к допустимому.

– Вопрос телезрительницы Светланы: «Как Церковь относится к гомеопатии? Некоторые считают это лженаукой».

– Так и есть. Я это как врач говорю. В период лихолетья 1990-х гомеопатов стало очень много. Научно доказанного эффекта такого лечения нет. Но это хорошая психотерапия. Когда человека чрезмерно обнадеживают, что вот эта таблетка точно поможет, создается благоприятный фон для лечения.

– Как эффект плацебо?

– Да. Плацебо тоже имеет лечебный эффект.

– Но до появления медицины люди лечились травами.

– Допустим, в траве валерьяне есть химические вещества, определенные смолы. Сейчас их синтезируют химическим путем, и они оказывают положительный эффект.  Раньше лечили сердечную недостаточность с помощью наперстянки, в ней находится дигитоксин. Раньше его доставали из травы, а теперь умеют синтезировать. Он и оказывает лечебный эффект. Это разные вещи.

– А гомеопатия разве не этим занимается?

– Нет. Гомеопатия – это лечение подобного подобным, как говорят. Это многократное разведение препаратов, которые у здоровых людей вызывают симптомы, подобные симптомам болезни. Это помогает организму выработать внутреннюю стратегию лечения на уровне клетки. Интересная система. Я пробовал несколько раз, думал, вдруг меня обманывали, когда говорили, что это не наука и не стоит этим заниматься. Я взял горошины, которые мне прописали, заплатив за них больше, чем за лекарственное вещество, а эффекта никакого не последовало. Я пожаловался врачу, а он посмеялся и сказал: «Кто будет платить 500 рублей за 10 граммов сахара в виде горошин?» Гомеопаты, конечно, говорят, что это все очень серьезно. Я же изучал классическую медицину, с этой точки зрения это очень хорошая психотерапия.

– Такого эффекта можно достигнуть и другим путем.

– Можно. Но когда люди начинают приводить определенные доводы, сталкиваешься с тем, что у людей большие проблемы с логикой. Я не отвращаю людей от гомеопатии. Если кому-то помогает, то слава Богу. Есть люди, которым помогают кошки. Они заводят десять кошек и полагают, что те уносят сто болезней. И им не скажешь, что это не кошки помогают, они будут доказывать обратное.

– И они будут правы, потому что в частном, конкретном случае помогают.

Вопрос телезрительницы: «Как избавиться от депрессии после родов?»

– Послеродовая депрессия – это целый научный раздел. Верующему проще, если он научился заставлять свой мозг вырабатывать определенные химические вещества, которые приводят его в радость, в состояние блаженства через молитву. Обычно женщины, которые страдают послеродовыми депрессиями, ходят в храм только поставить свечку в среду или в четверг, в Бога не верят, но знают, что есть определенная высшая сила, и им обидно, что она не всегда смотрит в их сторону. Они не обращаются к Богу, не знают о Нем ничего. Безбожнику всегда сложнее переносить трудности.

Если ты с Богом, то и умирать не страшно. Женщина, которая умеет молиться, приводить себя в определенное духовное состояние, получать радость от общения с Богом, неделю после родов отоспится и встанет на ноги, и все у нее будет хорошо. Конечно, здесь очень важен психический и физический статус, наследственность. Люди, которые подвержены каким-то психическим страданиям, послеродовую депрессию будут переживать очень тяжело. Организм перестраивается, в нем происходят гормональные сбои, вырабатывается одно вещество, подавляется другое. Эта система внутри человека должна восстановиться. Если человек не может восстановиться самостоятельно с помощью молитвы, то помогают медикаментозные средства, работа с психологом. Это состояние корректируется.

– Послеродовая депрессия в первую очередь от гормональных изменений. Молитва хороша для укрепления духа, но не вылечит депрессию.

– Депрессия – это диагноз. Он должен быть установлен. Если человек думает, что у него депрессия, то это может быть просто упадок сил, уныние, преходящее состояние. Депрессия – это когда в течение длительного времени диагностируется определенное болезненное состояние. Его выявляют, ставят степень и потом применяют антидепрессанты, чтобы вывести человека из этого состояния. Его может диагностировать только специалист. Людям с депрессией оказывается медицинская помощь. Священник в этом случае может поговорить, обнадежить человека, призвать благодать Святого Духа, но не должен отговаривать прихожанина от того, чтобы с ним поговорил специалист и назначил соответствующее лечение, если оно необходимо.

Вопрос телезрителя: «Как подружиться с человеком, который тебя ненавидит?»

– А стоит ли?

– А как же заповедь: любите врагов ваших?

– Там не сказано дружить.

– Но что значит «любите»? Заочно? Любовь же проявляется в делах.

– Вера без дел мертва.

– Господь говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя, то есть послужи ближнему, как самому себе?

Возлюби ближнего. Если необходимо, мы служим ближнему: платим налоги, участвуем в каких-то добрых делах, акциях. Все это проявление любви. Если человек не хочет общаться, нужно дать ему время успокоиться, не стоит раздражать его. Своей любовью можно так его «законопатить», что он потом заикой останется. Если человек не хочет, пусть не общается какое-то время. Главное, чтоб ты по отношению к нему не имел злости, претензий, чтобы в мыслях не было пожеланий чего-то плохого.

– А если человек не идет на контакт, но рассказывает знакомым, что это ты такой нехороший, с ним не разговариваешь? Такие ситуации часто встречаются.

– На каждый роток не накинешь платок. Он может говорить что угодно. Откуда Вы знаете внутренний мир человека? Вы рассуждаете об идеальных условиях, где и IQ людей совпадает, и воспитательный ценз одинаково высокий. Но все люди разные. Господь говорит: если тебя ударят по правой щеке, подставь и другую. Не нужно людей недооценивать или переоценивать. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Не важно, что они говорят. И за Христа говорили, и на Христа говорили, и против Христа говорили, и о Христе говорили. За все – слава Богу.

– Вопрос телезрителя: «Что такое молебен на добрые дела?»

– Это особое прошение, когда человек просит священника помолиться вместе с ним, чтобы устроилось какое-то доброе дело. Например, открывается какая-то фирма, собираются сделать какое-то доброе дело, пожертвовать что-то сиротам, построить школу, выкопать колодец, подарить в храм машину, оплатить долги телеканала «Союз». И платится такая духовная мзда. У человека есть желание помолиться, он приходит и вместе со священником просит у Бога помощи и поддержки, чтобы Он укрепил это благое дело и оно состоялось бы с радостью, без скорби и сожаления, во славу Божию. Для этого есть такой молебен в классическом Требнике. Многие люди приходят молятся. А когда дело успешно завершилось, служат благодарственный молебен.

– Вопрос телезрителя: «Что будет тем людям, которые специально ставят свечки за упокой живым людям?»

– Тех, за которых ставят, Он еще раз поминает. Люди, что ставят за упокой, не знают, что у Бога все живы, и они тем самым напоминают в небесную канцелярию, чтобы помянули этих и вот этих. И там с радостью дадут команду ангелу-хранителю, чтобы они еще дольше жили и радовали тех, кто за них ставит свечки.

– А что будет с теми, которые ставят?

– Они себя безнадежно обманывают и понапрасну тратят деньги.

– Лучше бы за себя поставили к иконе Спасителя.

Вопрос телезрителя: «В вечернем правиле есть покаянная молитва, где встречается слово «мшелоимство». Что оно значит?»

– Это когда человек собирает ненужные вещи, разную всячину, нужна она ему или нет. Он тащит домой всякий хлам. Такой плюшкинизм. Все шкафы, сундуки дома забиты.

– Наверно, хранит все на всякий случай.

– И покупает тоже. Например, надо болтик на 12, а он купит еще и на 14. Куда прикрутить, не знает, но вдруг пригодится. Или идет акция: десять футболок по цене двух. Он берет не десять штук, а пятьдесят. И у него все забито.

– Бесцельная трата денег и пространства.

– Да.

– Всё храним, а вдруг в будущем пригодится…

– Все в дом, все в хату.

– Копить ради того, чтобы копить.

– Чтобы все было. Человек успокаивает себя этим.

– Вопрос телезрителя: «Некоторые исповедующиеся после того, как назовут грехи, преклоняют колени, и батюшка читает разрешительную молитву. Кому и когда это нужно и можно делать? По потребности души?»

– Да, если у человека есть такое молитвенное движение души. Или когда духовник не может стоять в силу физической немощи. Батюшка сидит на стуле, а люди встают на колени, чтобы быть поближе к нему и особенно сердечно восчувствовать слова разрешительной молитвы. Если в церкви не приняты коленопреклоненные молитвы от Пасхи до Троицы, то нет смысла вставать на колени. А в любой другой момент, когда человек возжелал и имеет такое особое движение души, это не возбраняется.

– Значит, по велению души.

Вопрос телезрителя: «Я ухаживаю за чужой бабушкой, и мне платят за это. Просить ли мне прощения у Господа за то, что не делаю это бесплатно?»

– Каждый трудящийся достоин пропитания.

– Но это же помощь ближнему?

– Он тратит свое время. Бабушка чужая. Это работа. Если человек тратит свое время и из-за этого не может заработать, на что ему жить? Если есть договоренность, что человек работает сиделкой, почему бы не получать за это деньги? Ухаживать за человеком – благородный труд и очень ответственная работа.

– А если изначально договаривались без оплаты, но потом бабушка и ее родственники решают в благодарность дать какую-то копейку, принимать это или отказаться?

– Принимать.

– В этом нет ничего зазорного?

– Конечно. Ведь у человека в конце концов кончатся деньги, накопится груз собственных проблем, и он перестанет ухаживать за бабушкой, пойдет искать работу. Лучше эти вопросы предусмотреть и договориться сразу. Это будет и честнее, и благонадежнее.

– Вопрос телезрителя: «Святые отцы говорят, что спастись можно в семье и в монашестве. А если семья распалась, есть ли еще шанс на спасение?»

– Не факт, что ты примешь монашество и спасешься. Монаху проще, ведь мы молимся всей общиной за всех нас. В семье молитва бывает слабее. Особенно если семья не христианская, не знает Бога или там проповедуются идеалы эгоизма. В христианской семье спастись проще. А монашество – это высшее служение.

– А если семья распалась? Можно ли тогда спастись?

– А почему она распалась? Что значит «спастись»? Спасение не семейное дело, а личное.

– Можно ли спастись не в семье и не в монашестве, а каким-то отдельным путем?

– Вариантов очень много. Можно спастись, например, через институт девства.  Церковь всегда высоко чтила девственников, они спасаются. Я знаю много людей, которые не создали семью, но живут как монахи…

– Образ жизни, по которому можно спастись, – это соблюдение заповедей, любовь к ближнему?

– Конечно.

– Вопрос телезрителя: «Как бороться с гордыней? Какую молитву почитать?»

– Сначала нужно определить, гордыня это или нет. Для этого нужно найти духовника. Если хочешь бороться с гордыней, найди духовника и расскажи ему все грехи, которые ты носишь за девятью замками. Это первая ступень. А послушание даст духовник.

– Вопрос телезрителя: «На литургии священник произносит: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя, за вас и многих изливаемая во оставление грехов. Кто такие многие

– Это значит – за тех, кто находится здесь, и за тех, которые находятся вне этой общины. За христиан, которые в храме и которые вне его: в городе, в стране, в мире. Многое множество. Не все, а многое множество. Те, которые отмечены Богом.

– Немногие – это не христиане?

– Немногими могут быть избранные; смотря какой контекст. В этом месте значение: за всех и за вся. За людей мужского рода и женского. За многих изливаемая, то есть за тех, кто слышал о смерти Христовой, кто живет этой смертью и воскресением, кто ожидает через эти спасительные действа своего личного спасения.

– Прошу Вас подвести итог программе.

– Дорогие друзья, всегда радостно получать от вас духовные взвешенные вопросы и давать на них ответы. Чтобы у нас была такая возможность, еще раз призываю вас участвовать в жизни нашего телеканала, не только молитвенно и духовно, но и физически. Давайте стараться каким-то способом перечислять определенную сумму, чтобы наш канал существовал и мы могли с вами общаться. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами. Аминь.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать