Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

29 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, как Вы будете встречать Новый год? Как это вообще происходит в многодетных священнических семьях, еще и молодых? Ведь не просто хочется посидеть за столом; может быть, пойти погулять или еще что-то сделать? Как у Вас это происходит?

– Есть замечательная русская пословица (правда, не столь древняя): как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому я встречаю последние годы за совершением Божественной литургии.

– Всей семьей?

– Нет, не всей семьей. Прежде всего с самыми стойкими нашими прихожанами. Мы служим быстренько, не распевая особо, чтобы люди тоже смогли со своими родными, близкими (кто в храм не пошел) время провести. В то же время от детей не скроешь, что вокруг праздничная суета. Поэтому, конечно, основной праздник у нас на Рождество, раздача подарков (никаких подарков на Новый год нет, еще рано, это такое гражданское предпразднство Рождества). Но мы стараемся собраться дома с детками до моего выхода на службу (часов в десять-одиннадцать вечера), вместе вспоминаем предыдущий год.

Причем для детей это очень важно. У нас-то много таких событий, а вот даже интересно, что дети выделят. Понятно, дети маленькие (у меня все в основном дошкольники), поэтому они больше помнят события осени (то, что было недавно). Иногда есть яркие воспоминания из каких-то путешествий, празднований дня рождения; кто-то в гости приходит – тоже вспоминают, даже интересно детей послушать. И мы с женой тоже делимся с детьми тем, что нам запомнилось. А потом запускаем свечечки. Это некий детский мастер-класс получается. Я, конечно, там толком не участвую, больше как созерцатель, а жена с детьми заливают воском скорлупки от грецких орехов, там вставлены фитилечки, зажигаем, молимся, просим Господа, чтобы Он нас благословил в наступающем году…

– Очень интересно. У нас есть вопрос от телезрителя: «Как встречать Новый год, если в храм нельзя ходить? В этот момент тоже хочется приобщиться к церковной жизни. В храм нет возможности сходить, а молитва дома все-таки не такая, как в храме».

– Действительно, у нас сейчас новая проблема, о которой никто не задумывался раньше. Весной нельзя было ходить в храм вообще никому, но были везде трансляции богослужений. А сейчас, когда в храм почти всем уже можно ходить (кроме самых пожилых или людей с ограничениями по здоровью, если повышенный риск или кто-то на карантине пребывает), только часть прихожан осталась без храма. И из-за этого почти везде трансляции убрали. Мы тоже трансляции сократили, потому что транслировали с двух камер. Есть стационарная, там не очень ровный сигнал, не очень хорошая картинка…

 Еще я вел параллельно трансляцию в  Instagram, уже в алтаре, даже люди говорили: «О, мы хоть посмотрели в алтаре богослужение». Даже мне потом присылали фотографии: люди смотрят, молятся. Если в вашем храме трансляции совсем пока прервались, воспользуйтесь Интернетом, зайдите на сайт нашего храма (в поисковике: «крест над Москвой»), в расписании богослужений сверху будет ссылка, нажимайте на нее. Хоть не очень качественная трансляция, но все равно ее можно будет посмотреть; уже присоединитесь к нашей службе.

Другое дело, что по часовым поясам, возможно, это будет какой-то дисбаланс, но ничего, зато раньше с родными встретите Новый год, если ближе к востоку нашей страны живете. А потом они уже отойдут ко сну, а Вы как раз подключитесь к московскому храму и таким образом тоже к нашей службе присоединитесь. Если даже на Новый год не получится, то смотрите в воскресенье и в другие праздники. Наша ссылка доступна всегда; бывают накладки, но тем не менее можно присоединиться.

– Не только к вам. Мне кажется, сейчас такая практика повсеместная, и наш телеканал транслирует богослужения.

– Конечно. Но будет ли на «Союзе» новогодняя трансляция?

– Скоро об этом узнаем.

– Можно начать с «Союза», а если там какой-нибудь рождественский концерт будет, тогда идем в Интернет.

– Из года в год повторяющийся вопрос: «Праздник, эмоции, по телевизору разные развлекательные программы, но у нас, православных, идет пост. Какой здесь может быть компромисс?»

– Компромисс должен быть с условием того, что мы вспомним историю Церкви и историческую литургику. Напомню, что литургика – это часть богословия, которая разбирает богословие богослужения. И если оглянемся, то в древности постились Рождественским постом всего лишь один день, в Сочельник. Потому что настоящий пост – это пост, когда днем не совершается Божественная литургия. В Сочельник литургия днем не совершается (хотя мы привыкли, что по расписанию у нас с утра эта замечательная служба Сочельника Рождества Христова, а на самом деле она совершается вечером). И позднее начало Божественной литургии, и строгое воздержание (по возможностям здоровья), без пищи на протяжении дня до вечера, – как раз напоминание того, что в древности был лишь один этот постный день.

Потом уже христиане, с оскудением ревности о Боге, пытались компенсировать это более длительным постом и постились три дня, потом пять, потом неделю. И как-то потихонечку Рождественский пост вырос, в том числе не без того, что завещали молиться о душах своих усопших близких или о себе самих жертвователи знаменитого Студийского монастыря в Константинополе (вспомните Феодора Студита, защитника иконопочитания, пострадавшего от иконоборцев того самого монастыря). Поэтому, если посмотрим на некоторые уставные указания, которые сложились потихонечку к XVI или XVII веку,  увидим, что самые строгие дни поста – последние пять дней.

Никто не мог предсказать, что будет переход с одного календаря на другой, но чудесным образом мы получаем, что 1 января еще не входит в эти строгие пять дней. Поэтому спокойно можно с близкими праздновать, а не показывать им, что я такой хранитель устава, поэтому никакую развлекательную передачу или фильм с вами не смотрю…  Спокойно смотрите с ними фильм, проводите этот день дома.

Но чтобы все-таки к экрану телевизора все не прилипли, тем более когда не канал «Союз» смотрят, а те же самые развлекательные передачи, то приглашайте родных прогуляться. Я очень люблю 1 января. Действительно, город как будто вымер. Эта суета, постоянный шум машин почти пропадают, только изредка кто-то проносится; идешь и слышишь, как хрустит снег. Поэтому тоже можно этой новогодней суете, которая за стеклянным экраном, противопоставить тишину, что за нашими стеклянными окошками. Но какой бы ни был вид из окна, все равно в Новый год, в эти дни спокойствия, на него смотреть лучше, особенно если наше сердце параллельно согревается молитвой.

– А гастрономический пост? Как здесь быть? Ведь морепродукты, хорошая соленая рыба или шашлык из рыбы – разве это постное блюдо? И не такое уж дешевое удовольствие.

– Да, увы. Посты устанавливали жители Средиземноморья в древние времена, когда на каменистых скалах Греции или на этих засушливых холмах Святой Земли с овечками пастух бродил... Другое дело, что на зиму приходилось много сена заготавливать. На юге была совсем другая проблема. Вот почему Господь столько притч дает в Евангелии, как пастырь идет впереди овец, потом овца заблудилась, потому что там уступы и ущелья. А почему туда идешь? Потому, что солнце все выжгло, травку твое стадо выщипало, тебе надо в другое место...

Конечно, для древнего мира в эпоху установления постов мясо было очень дорогим. И когда ограничивались в пост, то от самого дорогого: остались без мяса, а потом уже без молочных продуктов. Это у нас на Руси богато жили, у каждого бедняка хоть одна корова была, она обеспечивала всегда свежими продуктами. Увы, сейчас мы живем гораздо беднее по итогам Октябрьского переворота и всех последующих событий в истории нашей страны.

В Средиземноморье люди жили так же бедно, как мы сейчас примерно живем. Но зато у них было море; даже если не рядом с ним они жили, рыба была максимально дешевой. Рыбаки ее наловили, по всем окрестным городам разошлись, по дорогам быстро довезли. В реках вообще никто промышленно не рыбачил, только местные жители, потому что море рядом, рыба была дешевле, а морепродукты – это как мелочь, которая запуталась в сетях, ее не выкидывали, а ели. Сейчас, конечно, ситуация обратная.

Поэтому даже новогодние застолья с нашими не очень воцерковленными родственниками помогают нам понять, что лучше сэкономить, не покупать дорогущие морепродукты, а купить по мере своего аскетического усердия молочного или даже мясного; или не давить на родственников, если они  мясное едят. Потому что они обошлись более бережно, а мы будем какой-нибудь шашлык из креветок есть и думать, какие мы постники. А семейный бюджет трещит.

– А можно ли православному человеку вообще отменить Новый год? Ведь у нас потом Рождество Христово, замечательные богослужения: и литургия в Сочельник, и навечерие Рождества, потом сама литургия, потом праздничный стол, колядки. Может быть, как-то пропустить Новый год, как Вы думаете?

– Если никто в семье не хочет праздновать, проблем никаких нет.

– Ложимся спать – и все; как обычный день.

– Если близкие хотят праздновать, можно праздновать, если ты хочешь праздновать – празднуй. Есть множество гражданских праздников: День Победы, День Конституции, день развала нашей страны по итогам советского времени, который празднуется как День России. Много праздников у нас есть, но православный человек, в принципе, каждый день привык праздновать: каждый день совершается память какого-то святого человека, поэтому вся наша жизнь – сплошной праздник. Правда, праздник на фоне борьбы с грехом. И если нам праздничное настроение помогает избежать и осуждения, и уныния, не надо ему противостоять.

Бывает, наоборот, праздник, в том числе и Новый год, нас подталкивает к тому, чтобы напиться и валяться; как «свиния лежит в калу, так и аз греху служу». Лучше без этого обойтись…

Если охота праздновать – празднуйте, но если нет никакого желания и дома никто не празднует, зачем себя заставлять? Праздник нужно не изображать, а чтобы он реально в сердце проникал. Как говорит Священное Писание, радуйся с радующимися, плачь с плачущими. Но если у тебя нет рядом радующегося и ты сам не радуешься, зачем радость изображать? Если у тебя нет никакой скорби и раздражения, что кто-то Новый год празднует, зачем себя накручивать: ой, я буду против Нового года, я особо православный. Не нужно, это все искусственно.

Да, Господь говорит: где сердце ваше, там и сокровища ваши. И если наше сердце в данном случае настроено выспаться, то чего уж себе отказывать... Если сердце настроено, наоборот, кого-то повидать, телевизор посмотреть (раз выходные начинаются, то и это можно), то не нужно себе в этом отказывать. Зато потом вся страна отдыхает столько дней... И за эти дни вспоминаешь: на воскресной службе я бываю периодически, а когда я в будний день в храм приходил? Так вот они, эти дни. Они формально выходные, но по церковному календарю – будние; 2 января празднуется память Иоанна Кронштадтского, великого подвижника. Раньше до работы в храм забежал, а дальше на работу, а так у тебя весь день впереди.

Кроме того, выходные – это не значит, что какое-то безделье. Это на Рождество мы уж не будем какие-то ремонтные работы осуществлять. А почему бы к Рождеству не навести порядок, что-то починить? Если всё дома в идеальном порядке, пойти к кому-то из близких, пожилым помочь с этим. Тоже эти дни можно с большой пользой провести. Или даже то, что ты в эти дни выспался, тоже здорово.

– Вопрос такой: когда же родился Иисус Христос: 25 декабря или 7 января?

– Конечно, календарь отсчитывали не от Его рождества. У нас на Руси вообще только при Петре I, триста лет назад, стали отсчитывать от Рождества Христова летоисчисление, а отсчитывали от условной даты сотворения мира. Христианство распространялось по Римской империи, где отсчет шел от основания города Рима, в восточных областях отсчет времени был от олимпиад. В Персидской империи, где жило не меньше христиан и иногда даже более легкие гонения шли в I веке христианства, свои отсчеты были…

То есть не было такой проблемы, чтобы подогнать, допустим, 1 января под Рождество Христово. Однако это не было еще проблемой потому, что первые христиане настолько праздновали Пасху, что им некогда было отвлекаться. Если мы посмотрим на историю двунадесятых праздников, они появлялись спустя века. Понятно, об этом помнили, Евангелие читали, слушали, в сердце хранили, но при этом какие-то даты не подбирали.

Тем не менее жизнь-то тяжелая (гонения, соблазны, ереси), людям хотелось противопоставить этому праздники. И один из первых праздников, который стали  праздновать помимо Пасхи, был праздник Благовещения. Благовещение праздновалось, однако, вместе с Пасхой. У нас такое тоже бывает, очень редкое совпадение, называется Кириопасха… Но тогда они праздновались вместе. И потом уже, чтобы во время Пасхи не отвлекаться на празднование Благовещения, сказали, что Пасха будет по лунному календарю отсчитываться, а для Благовещения мы установим условный день – 25 марта (7 апреля по новому стилю). Это ребенок думает, что ветер дует потому, что деревья качаются, а все с точностью до наоборот: деревья качает ветер. Точно так же есть предположение: о, как здорово, Благовещение у нас празднуется ровно за девять месяцев до Рождества Христова. На самом деле исторически получилось наоборот: Рождество Христово стало праздноваться через девять месяцев после Благовещения.

Это получилось 25 декабря по римскому календарю. Декабрь («децим» – от латинского числа «десять») был сначала десятым месяцем, но в результате календарной реформы стал двенадцатым, хотя свое название сохранил, и тоже это никого не смущало, почему не 1 января, потому что отсчет Нового года был от сентября. Это гармонировало с представлением о сотворении мира, потому что был новый урожай (а сейчас мы школьников ведем в школу), да и каждый человек больше отсчитывает свой год с сентября по май. Даже у кого деток нет, все равно – летний отпуск закончился, впереди рабочий год начинается.

И когда уже стали переходить на календарь от Рождества Христова, не могли же от 25-го числа его отсчитывать, отсчитывали от первого числа месяца. И если мы посмотрим, то сейчас все (и православные греки, и католики) празднуют Рождество 25 декабря, просто мы его празднуем по старому стилю и оно совпадает с 7 января по новому стилю. Поэтому тут какой-то сугубой проблемы нет, другое дело, что у тех, кто празднует Рождество до Нового года, отпадают все те вопросы, которые мы в первой части передачи озвучивали.

Но я считаю, нам очень повезло, потому что подойти к Рождеству не на бегу лучше. Представьте, что было бы у нас сейчас, если бы Рождество праздновали 25 декабря. Не факт, что власти установили бы выходные от Рождества до Нового года (это же, по сути, новому году почет, а Рождеству Христову – уже по остаточному принципу). Это был бы конец рабочего года, все закрывали бы отчеты, массу дел нужно сделать, на службу Сочельника вообще никто бы не приходил (будний день, хотя такая значимая служба), пришли бы на ночную службу и думали: как я устал, как бы пойти поспасть... А сейчас у нас к Рождеству есть возможность сделать все дела, оставить суету, отдохнуть и прийти на праздник в духовном всеоружии и с телесной опорой, чтобы этот праздник замечательным образом провести.

– Я, например, с Вами не согласен. Я считаю, что было бы неплохо праздновать 25 декабря. Когда празднуем 7 января, все уставшие, потом еще богослужение, потом Собор Пресвятой Богородицы, потом Крещение Господне – там очень много праздников. То есть попразднство очень коротким получается, потому что через три дня  уже выходишь на работу. Время попразднства, когда можно колядовать, встречаться с друзьями, очень короткое, а до Рождества не принято встречаться, потому что вроде как пост, уборка дома, еще что-то.

– Если перенесут выходные и они будут уже от Рождества до Нового года, то, в принципе, это не такая плохая идея…

– Батюшка, как правильно сейчас, в непонятной ситуации, встречаться с друзьями, колядовать? Какие можно придумать лайфхаки для того, чтобы поздравить друзей, не имея с ними прямого контакта?

– На Пасху люди очень хорошо натренировались: в режиме онлайн записывали видео… Конечно, когда молишься в наполненном храме, служишь, общая молитва поддерживает, служить легче.

Тем родственникам, которых мы не можем навестить, будет приятно, если мы их поздравим. После памяти святителя Николая уже можно петь колядки. В эти дни, если родственник на карантине или болеет, не может выходить, его тоже можно навещать: прийти под окна, спеть колядку… Может, нужно навестить приходских старушек (кто в изоляции; пойти поздравить). Когда люди в семьях и окружены заботой, им веселее. А когда человек живет изолированно от общества, то может и не дождаться, что его кто-то поздравит.

У нас на приходе тоже есть одна, можно сказать, дистанционная прихожанка. Пока она из дома не выходит. Ей уже 95 лет. И вот ее дочь тоже в таком возрасте, что ей выезжать нельзя. Она живет в другом конце Москвы, ей уже больше шестидесяти, навестить мать не может. Думаю, надо пойти ее поздравить в эти праздничные дни. А так в эти выходные дни идешь кого-то причащать, и идешь вдвоем (ты и Христос).

– Говорят: «С Новым годом, с новым счастьем!» А какое счастье для нас?

– Мы максималисты, мы хотим нового счастья, мы хотим нового времени, нового неба.

– Сейчас особенно хочется чего-то нового.

– Новое у нас будет после всеобщего воскресения мертвых: новое небо, новая земля. Это пророческие слова в Священном Писании. И новое тело. Только душа наша останется та же самая. Если мы хотим нового счастья в новом году, нужно не только что-то обновлять, обои переклеивать, обувь нового сезона закупать или новые виды алкогольных напитков использовать за новогодним столом. Нет, новое счастье нам может принести только Дух Святой. Помним важные слова, которые должны быть в сердце каждого молящегося христианина: «Господи, обнови Духом Твоим Святым».

Дух Святой постоянно обновляет Церковь: хоть она и совершенная Невеста Христова, но она состоит из грешных людей, которые не только стареют своим телом, и это всего лишь напоминание о том, что происходит с нашей душой под тяготой грехов. Наша душа постоянно теряет чистоту, полученную в благодати крещения, но Дух Святой наши души обновляет. Поэтому, конечно, люди, далекие от Церкви, говорят: «С Новым годом, с новым счастьем». И каждый вкладывает в это свое. Но для нас самое главное новое счастье – это пожелание того, чтобы за предстоящий год душа человека стала чуть ближе к Богу, чтобы человек получил новое счастье, не то, к которому привык (из какой-то суеты, развлечений), а счастье истинное, которое будет у него в сердце, даже если вдруг начнутся какие-то проблемы.

– Только что пришел к нам такой интересный вопрос:  «Все-таки кто подарки приносит: святитель Николай или Дед Мороз? Как здесь рассудить? Есть традиция в некоторых семьях священников: подарки получают 19 декабря (говорят, что их принес святитель Николай). А какие еще бывают традиции? Откуда эта традиция пошла?»

– Проще всего рассказать, какие традиции в моей семье. Мне в детстве на Рождество подарки «приносили ангелы». И думаешь: как же так? я уходил, а подарка не было. Особенно я удивился, когда в пять лет мне подарили большого плюшевого пса. (Я стараюсь чувствовать веру не только сердцем, но и умом. Иногда это не только проблемы доставляет, но и помогает на пути спасения.) Я своим пятилетним разумом попытался понять: как же люди не удивились, когда пес по небу летел?.. И так «ангелы носили подарки», пока маленький мальчик не подрос и не стал большим… Иногда детям сложнее поверить, что ангелы им приносят подарки. Родители по какой-то причине им ничего не дарят на Рождество, но тут дело не в каком-то бюджете. Можно подарить что-то символическое... Это настоящая сказка, волшебное состояние для детей.

Вспоминаем магов. Маги – это кто? Волхвы. Бальтазар, Каспар, Мельхиор приходили к Христу и приносили дары. Это были ученые люди.

И здесь тоже такой подход, который учитывает особенности детской возрастной психологии, развитие детей. Когда человек вдохновляется, это не проходит даром. Ему хочется делать сюрпризы и радовать родных людей. И собственных детей, поэтому моим детям подарки «приносят тоже ангелы». Можно тут вспомнить и святителя Николая. Почему бы нет?

– Он же и вправду подарки дарил?

– Конечно. Собственно, Санта-Клаус – по-голландски наименование святителя Николая. Проблема западного мира в том, что святитель Николай с подарками упоминается, а Христос не вспоминается. Но и у нас есть такие проблемы. На Русском Севере есть старушки, которые больше почитают святителя Николая, чем Христа, потому что Николай уже пожилой человек, а Христос – молодой. Это не значит, что они еретички, просто это народные заблуждения.

Например,  у греков не было революций, гонений на Церковь, у них на протяжении веков сохранилась ситуация, что подарки дарит тот человек, чья память по старому стилю приходится на 1 января (у нас с греками совпадают календари); 1 января (по старому стилю) мы празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Поэтому у греков подарки приносит святитель Василий… Главное, чтобы не только детям подарки дарить, но чтобы и они какими-то подарками одаривали, делали доброе дело. Например, как могут быть игрушки разбросаны, вещи не убраны? Это же стыдно. Если гостей принимаем, надо убираться, а тут тем более такие гости приходят: от Господа, духовными способами.

– Следующий вопрос: «Новый год буду встречать в очень шумной компании. Как в этой ситуации почувствовать меру и не впасть в крайности?»

Видимо, соблазн очень велик, а друзей нельзя обижать.

– Например, беритесь за микрофон караоке или, если в кругу более камерном, просто запевайте песни, колядки (которые после памяти святителя Николая можно петь), просто пойте, и радостные воспоминания будут. Если ваша шумная компания вообще что-то запомнит из этого празднования, то наверняка запомнит, как Вы пели…

– Церковь 1 января празднует память мученика Вонифатия. Это же тот святой, который против зеленого змея…

– Кстати, удивительная ситуация. По старому стилю память и Василия Великого. Память святителя Вонифатия праздновалась задолго до Нового года по старому стилю, была целая неделя. У Господа ничего случайного не бывает… Святой мученик Вонифатий жил на Авентинском холме (это один из семи холмов Рима). Этот холм был не царский, не придворный, но там жили богатые, обеспеченные люди. В частности, из таких обеспеченных людей со множеством слуг веками позже там жил Алексий, человек Божий...

Вонифатий был помощником, распорядителем, завхозом, экономом, приказчиком в поместье богатой женщины Аглаиды. И, увы, был и ее сожителем. Поскольку он имел такие неофициальные отношения с хозяйкой, он не только хорошо вел хозяйство, но и пользовался этим. Одним из богатств были виноградники, и он обпивался так, что терял человеческий облик, хотя был умный и талантливый человек. Господь помог ему, чтобы этот ум и талант не пропали... Мученику Вонифатию надо помолиться и за себя, и за своих близких, потому что, помимо пьянства, очень многие люди совершают глупости в плане блуда в новогоднюю ночь… И эти люди не могут уже на Рождество прийти причаститься, потому что если взял на себя неделю назад смертный грех, то на сердце тяжело. Надо заранее помолиться мученику Вонифатию, а потом стоит его поблагодарить. По крайней мере, можно 1 января до храма дойти, приложиться к иконе мученика Вонифатия.

Если мы вспомним житие, то мученик Вонифатий поехал за мощами мучеников, выкупать их. Очень часто бывает так: когда люди делают что-то против совести, как Аглаида, они чувствуют, что это нехорошо. Вонифатия она не могла взять в мужья. Это был бы неравный брак. Она знатная дама, а этот человек без роду и племени. Это какие-то сословные предрассудки. Более того, Аглаида была христианкой, а Вонифатий нет. И вот человек пошел выкупать мощи мучеников, увидел, как христиан пытают на площади, и сказал: «Я тоже христианин». Его замучили и привезли Аглаиде его тело. То тело, которое вмещало блуд, алкоголь, было орудием греха, стало мощами. Сейчас у нас в антиминс складываются частицы мощей мучеников, а на Западе мощи целиком были под престолом. Когда православные паломники добираются до тех храмов, которые сейчас католические, но в которых находятся мощи наших православных святых (как, например, храм в Бари – самый, наверно, известный храм, где побывало большинство православных паломников), то для того, чтобы приложиться, надо подойти либо к решеточке, либо к самому престолу. На Авентине есть чудесный храм – базилика Сант-Алессио (святых Алексия и Вонифатия), где лежат рядом мощи святого мученика Вонифатия (который был разнузданным человеком при жизни, но через мученическую кончину ко Христу приблизившийся) и мощи преподобного Алексия, человека Божия (человека аскетического).

Человек может себя оправдывать так: кому-то просто, а у меня склонность, я всегда пил,  я это не преодолею. То, что Алексий и Вонифатий там оказались, показывает главный итог: даже если у тебя есть склонность, наследственность, если кто-то из дедушек этим злоупотреблял, то это тебя от Христа не отдаляет. Ты можешь делать усилия более сложные. Но можно ли сказать, что у святого Вонифатия жизнь была более сложная, чем у Алексия, человека Божия, такого аскетического? Нет, просто святой Алексий  раскладывал свой подвиг на всю жизнь, каждый свой день посвящал Богу, а святой Вонифатий служил греху, но потом к мученическому концу пришел.

Поэтому если ты христианин, любишь Христа и регулярно напиваешься и теряешь человеческий облик, то Господь, возможно, тебе даст путь к Себе, но пройти нужно будет через мученический венец. А не откажешься ли? Не скажешь ли: «Какой я христианин? Отрекаюсь»? Это вот еще большой вопрос. Поэтому уклоняться от этих крайностей – тоже большой стимул. Так будет проще достичь Господа. Можно с крайностями, но тогда будут дополнительные сложности, несчастья, когда Господь нам сможет дать возможность – и мы покажем: «Да, Я готов, Господи, взять крест и за Тобой пойти». Но если у тебя здоровье пошатнулось и нужна платная операция где-нибудь в германской клинике, то где найти три миллиона долларов? Поэтому лучше помолиться мученику Вонифатию: «Мученик Вонифатий, я не хочу проходить через тяжелые испытания, через болезни, мучения, дай мне сейчас не удаляться резко от Господа, чтобы не пришлось к Нему резко через страдания приближаться».

– Батюшка, спасибо Вам за сегодняшний разговор. Желаю Вам успехов, спокойствия и чтобы в вашем доме, на вашем приходе все были здоровы и все, кто вокруг Вас, всегда были такими же радостными, как и Вы. Вы заряжаете позитивом, с Вами очень интересно работать. Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям, подвести некоторый итог нашей программе и всему году.

– Дорогие друзья, в этом году мы с вами виделись и общались на телеканале «Союз». Я всегда рад слушать ваши вопросы, которые вы присылаете, задаете по телефону, рад слышать ваши голоса. Это вдохновляет на служение Богу и людям. Пожелаю вам в новом году еще больше уделять внимания Священному Писанию, больше показывать окружающим людям, что христанство – эти радостная и благая весть о Евангелии. Что это не только какие-то нахмуренные глаза, постоянные посты. Если такую задачу себе на год поставить, то лучше начинать прямо с новогодней ночи. Если  близкие запомнят, что у нас был нерадостный вид в новогоднюю ночь, то такое будет у них представление и о Церкви. Поэтому будьте радостными. Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь, потому что награда ваша велика на небесах». Да, до небес путь еще нужно пройти. Даст Бог, следующий год мы с вами благополучно переживем, коронавирусные поветрия нас обойдут стороной, богослужение восстановится в прежнем порядке и благолепии, как оно и было до начала всех этих эпидемиологических событий.

Поэтому, дорогие друзья, что бы ни случилось, находитесь вы в карантине, ездите на работу в переполненных поездах и автобусах, не переживайте. Господь с вами. Он смотрит не на состояние тела, а на состояние души. С Новым годом!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать