Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

27 октября 2020 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин. 

– Первый вопрос: «Может ли долгая жизнь быть наказанием?»

– Дорогие друзья, вопрос непростой. Либо мы обращаемся к размышлению того, кого спрашиваем, и для нас оно является базовым, либо, наоборот, для нас оно не является авторитетным. Либо мы обращаемся к каким-то историческим фактам или опыту Церкви, которые могли бы дать нам хотя бы частичный ответ на наш вопрос.

Вспомним один из первых случаев, который приходит на память. Когда один из наших русских святителей приступил к своим обязанностям, то, пересматривая биографии тех священников, которые теперь находились в его подчинении, он вдруг обнаруживает священника, которому было сто два года. И он решил повидаться с этим старым священником, приехал к нему, начал расспрашивать: «Отец, у тебя такая длительная жизнь. Либо ты величайший образец, свят уже при жизни, либо Господь ждет от тебя какого-то покаяния, которое ты не принес?» И старого священника настолько тронуло за сердце беспокойство святителя, епископа, что он ему признался: имеет тяжкий грех на сердце. Когда-то он нарушил каноны Церкви и отслужил две литургии подряд в один день – это священнику категорически нельзя.

– Только одна литургия?

– Одна литургия – одно причастие. И рассказывает, что барин построил церковь, собрались на службу, а барин просил без него не служить. Стояли, стояли, ждали, ждали, народ стал беспокоиться, и священник решил, что барин так и не приедет, и отслужил литургию, а значит – и сам причащался, и людей причащал. Закончилась литургия, разъехались люди, и приезжает барин в гневе, почему литургия не служится. Священник берет на себя грех и служит вторую литургию для того, чтобы утешить, успокоить барина. И этот грех молодых лет священник пронес через всю жизнь.

Епископ ему говорит: «Ты должен принести покаяние». Стали искать ту церковь, в которой когда-то служил этот священник. Это была старенькая деревянная церковь, за давностью лет она, оказывается, уже развалилась и практически исчезла с лица земли. Но они приехали в ту деревню, в которой служил еще совсем молодым этот старый священник, и по расположению старых деревьев священник определил, где был алтарь того храма. В воспоминаниях епископа рассказывается, что небо было затянуто тучами, моросил дождь, и старый батюшка, встав на колени на том земляном участке, где когда-то был алтарь, вознес руки к небу и стал просить у Бога прощения за ту дерзость, что он допустил при этом служении. И вдруг дождь прекратился, тучи как бы разорвались, и луч солнца упал на старого священника. Сам епископ был настолько потрясен этим зрелищем, что сказал старцу: «Мы с тобой видим, что прощение тебе дано с неба», прочел над нам разрешительную молитву, и они разъехались по своим домам. Буквально через три дня старый священник скончался.

Видите, пример, когда Господь даровал длительную жизнь для того, чтобы человек принес покаяние. На этом примере и до сих пор считается, что если люди живут неправедной жизнью, но Господь дарует им длительные годы, то дарует их для принесения покаяния. Поэтому мы знаем, что в православном народе твердо держатся поверья, что долго человек живет только в двух случаях: либо его жизнь является образцом для окружающих, либо Господь дает время покаяться в недостойных поступках. На это и будем с вами опираться, потому что любые личные измышления роли не играют.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея, в 5-й главе, говорится, что если кто-то, уча других людей исполнять заповеди, сам нарушит наименьшую из них, то в Царствии Небесном наименьшим наречется. Получается, что он не в аду будет мучиться, а будет просто наименьший в Царствии Небесном. А в 11-й главе говорится про наименьшего. Христос говорит о пророке Иоанне Крестителе, что из всех рожденных женами он самый великий из пророков, но наименьший в Царствии Небесном больше его. Как Вы это объясните? Получается, вообще никакого ада нет? Все будут в Царствии Небесном».

– Давайте просто так не кидаться словами, есть ад или нет его. Мы с Вами опять опираемся либо на Евангелие, либо на учение святых апостолов. Поэтому давайте обращаться к этим словам. Меньший в Царствии Небесном – это не значит, что ада нет. Давайте отнесемся к этому так, что меньший в Царствии Небесном – это об иерархии в том мире (то, о чем нам говорят святые отцы). То есть мы сейчас говорим о тех, кто будет ближе к Господу, кто потрудился для Него (в чине святителей, преподобных, кто кровь пролил за веру Христову), будет стоять у Престола Божия, и о тех, кто будет находиться немного дальше.

Если спорить с Евангелием о том, есть ад или нет, тогда зачем нам святые отцы напоминают о том, чтобы держать ум свой во аде? Значит, святые отцы не правы? Мы сейчас правы, а святые отцы нет? Я думаю, что это недопонимание. Итак, держи ум свой во аде, вовек не согрешишь. Мы знаем эту формулу, и она нам будет очень полезна. Буду ли я меньший во Царствии Небесном? Лишь бы не быть во аде. Поэтому постараемся, находясь на земле, ум свой держать там.

– Тут, наверное, надо было отметить, что цитата несколько о другом говорит, о том, кто учит, но не исполняет того, чему учит. Мы же всегда говорим, что богословие – это жизнь. Здесь очень важно понимать: если ты кого-то учишь (особенно вере, как это у нас принято), то живешь ли сам так... Это очень сложно на самом деле.

– Очень много жизненных примеров, когда страшно делать какие-либо личные выводы. Мы знаем случай из жизни новомучеников российских, когда красноармейцы захватили монастырь и монахов, про которых шла нехорошая молва, что они все там пьяницы. И комиссар предложил им: «Мы вас трогать не будем, вы и так пьяницы все, жили плохо, недостойно. Но, выходя из монастыря, бросьте Евангелие, крест, потопчите их ногами и идите на все четыре стороны». С какими словами обратился игумен к братии? Монастырь был маленький, братии было двенадцать человек, и он сказал: «Братия, мы недостойно жили, давайте достойно умрем». И они отказались топтать Евангелие и крест, чем привели в бешенство красноармейцев, их изрубили шашками на куски.

Очень непросто рассуждать о том, как человек живет и что Господь ему может дать. За одну его кончину может дать ему не только прощение, но и поместить его в рай. И так далее, примеров очень много, когда люди проявили свою твердость характера и остались верны Христу. Хотя до этого можно было сказать, что они далеки от Церкви.

Это и в наши дни происходит. В период пандемии храму помогать стали люди, которые раньше редко ходили сюда. И казалось, какой непутевый христианин, появляется изредка...  И вдруг, когда наступили трудные моменты для храма, именно эти люди проявили свое желание помочь, и не только на словах, а своими делами. Поэтому простите, я очень боюсь судить о том, кто будет во аде, кто будет меньшим в раю, а кто большим. Это только Господь может сказать, как Он говорил об этом слушающим Его.

Вспоминается еще один случай, когда в одной из деревень старенький священник вышел на проповедь и стал проповедовать о том, что не должно заниматься пьянством, не должно пить. И вдруг кто-то из прихожан ему выкрикивает: «Батюшка, что ж ты нас учишь не пить, а сам-то пьешь, сам-то ты пьяница…» И батюшка отвечает: «Потому вам и говорю. Пить – это плохо, я как будто попал в болото и кричу из него вам: не ходите сюда, а то провалитесь». Мы не знаем, вдруг эта проповедь окажется наиболее яркой, наиболее сильной для слушателей, нежели любые другие богословские рассуждения.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Я сначала попрошу прощения у Вас и у Господа, очень дерзновенный у меня вопрос. Прежде творения мира, природы, человечества Господь предвидел, что мы падем, знал, что Сына Своего пошлет на такие муки, а мы продолжаем грешить (кровь, насилие и так далее). Для чего тогда это все было? Что Он нам хотел этим показать?»

– Любовь правит миром. Я имею в виду любовь Божию. В этом как раз проявилась любовь Господа. Более того, Господь творит человека как венец всех творений и весь животный и растительный мир отдает в подчинение человеку как царю природы. Это любовь. Господь воплощается на земле через Деву Марию, живет среди людей, творит чудеса, исцеления и принимает предательства, распинается по любви к людям. И Дух Святой нисходит на апостолов для того, чтобы они проповедовали слово Христово. Эти двенадцать переквасили весь мир, и большинство из них приняли мученическую смерть. Это тоже по любви к людям.

Это то, что от нас с вами ждет Господь: чтобы мы несли любовь. Не будет любви, нам апостол очень хорошо напоминает: если даже вы раздадите свое имение и отдадите свое тело на сожжение, но любви не имеете, все это кимвал бряцающий, медь звенящая. Самое трудное для нас с вами – это любить.

Поэтому Господь, не стесняясь, говорит: будьте подобны Отцу вашему Небесному. Представляете? Если бы даже ко мне кто обратился и сказал: «Батюшка, будь подобен Богу», конечно, первая мысль: «Да что ты говоришь такое страшное?» А потом понимаешь: ничего особенного. Да, по своей доброте, по своей любви мы должны уподобляться Творцу неба и земли, мира видимого и невидимого. Поэтому давайте воспитывать в себе любовь. Не из других ее тянуть как веревки, а именно в себе ее воспитывать.

Трудно? Несомненно. Наверное, каждую передачу мы об этом с вами и говорим. Начнем с самого малого. Никто не может сразу проявить большую любовь. Это только протестанты могут говорить: мы любим весь мир. Лгут. Любовь начинается с малых трудов, с малых шажков и воспитывается все более и более в каждом человеке. И никто не может воспитать ее, как только сам человек, опираясь на Евангелие, на помощь духовника, на те чудесные молитвенные слова, которые мы с вами вычитываем постоянно.

 Поэтому дай Бог нам сил стремиться все время воспитывать в себе любовь. От самого простого (уметь поделиться краюхой хлеба, отдать ее) до самого хорошего состояния, когда даже помыслы плохие не приходят. Не просто что-то там увидел, осудил, а потом: «Ой, да нельзя же мне так думать, придется в этом каяться». Нет. Хорошо, когда к тебе вообще такие помыслы не пришли.

Есть старенькая притча. Муху спрашивают: «Есть ли вокруг цветы, где ты летала?» Муха говорит: «Нет, цветов я не видела, но куча навоза в овраге лежит замечательная». Потом спрашивают у пчелы: «Пчела, много ли навоза вокруг?» – «Не знаю, не замечала, – говорит пчела. – Но чудесные цветы вокруг очень хороши, и мед с них прекрасен». Каждый из нас должен находить в себе возможность видеть только мед, только цветы и не видеть остального. Это и есть воспитание любви. К этому мы должны стремиться.

Конечно, все начинается с малого. Где-то надо уметь сдержать свой язык, не влезть в чужой разговор, не начать поучать. Что это будет? Пост? Давайте назовем это постом. Сдержанность? Давайте назовем это сдержанностью. Не ссориться со своими близкими, не препираться с мужем или женой... Это называется смирением? Давайте назовем это смирением. Но это будет любовь. Уметь не ворчать – это будет любовь. Уметь свои матерные возгласы за рулем заменять молитвой. И даже когда какой-то чудик перебегает дорогу перед самым носом твоей машины, воскликнуть: «Господи, помилуй этого чудака!» Но сначала-то мы слышим другое. Это уже потом: «Господи, прости. Господи, помилуй его». Да с такой интонацией скажут, что понимаешь: вкладывается-то туда совсем другой смысл. А нужно искреннее желание, чтобы Господь его помиловал. Вот тогда это будет правильная любовь, это будет то, к чему человек должен стремиться.

И будут на это годы, наверное, уходить. Но тогда человек не будет говорить: «Я уже двадцать лет хожу в этот храм и стою на этом месте, а Вы сейчас встали на мое место. Пожалуйста, отойдите». Какая тут любовь? Поэтому дай Бог нам сил через пост, кротость, послушание, смирение взращивать в себе любовь, как цветы на хорошей клумбе. Хороший цветовод всегда возится в земле, всегда у него грязные руки. Никто в выходном платье и в туфлях на каблуке не ползает по грядкам. Бывает, что москвичи приедут на дачу и второпях что-то делают, но это не в счет. Духовные труды тоже такие же непростые.

Мы на самом деле не видим тех людей, которые по-настоящему трудятся над собой. Не видим в том смысле, что не замечаем их трудов. Нам иногда кажется, что они заняты чем-то неважным. Например, не поехали с нами посещать монастыри или не стали в очередь к чудотворной иконе. А оказалось, что человек работает над собой, что он предпочитает в это время потрудиться на благо другого человека. Да, он не смог поехать, но в это время он ухаживал за больной старухой, помыл ее, переодел, причесал, убрался в комнате, помыл окна. И вот когда мы с вами положим на весы эти дела, что Господь примет: омовение этой старушечки или посещение десятка наших монастырей? Мы не знаем. Господь нам Судья. Но мы догадываемся, что будет ближе Господу.

Поэтому все, о чем мы с вами говорим, должно привести к самому важному – к состоянию любви, к воспитанию. Нужно ловить себя на помыслах, которые не связаны с любовью, ловить себя на этих якобы случайных выкриках. Почему я допустил злобный выкрик, крик недовольства? Почему мне пришла какая-либо злобная или хульная, завистливая мысль? Вот это будет нормальным состоянием человека. Тогда и болтать не будут, приходя в храм. Некогда будет болтать, стыдно перед Богом.

Вопрос телезрительницы: «Как понять такие слова: «Держи ум свой во аде»? И как совместить их со словами: «Царство Небесное внутри вас есть»? Я понимаю это как примирение с Богом и благодать в душе. И второй вопрос. На православных каналах часто просят помолиться об усопших, за болящих. Насколько это правильно? Батюшки на этот вопрос порой дают диаметрально противоположные ответы, и я запуталась».

– Отвечу Вам сначала на второй вопрос. Я тоже буду с кем-то диаметрально противоположен в ответах. Есть практика старых священников. Когда просят о ком-то молитвенно воздохнуть, нужно просто перекреститься и сказать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего с домочадцами». Вот мое воздыхание. Только оно должно быть от всей души, не формально. Тогда это будет молитва. Можно сказать, что Вы выполнили молитвенное правило на данном отрезке времени.

Так же об упокоении: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Мы все сейчас наполнены событиями, которые недавно произошли. Хотя мы должны радоваться, но по-человечески переживаем уход в мир иной протоиерея Димитрия Смирнова – столь  любимого для многих пастыря. И архидиакона Илиодора из Оптиной пустыни. Я с радостным воздыханием сердца хочу сказать: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих протоиерея Димитрия, архидиакона Илиодора». Вот это и есть молитвенное воздыхание. Вы вполне это можете сделать.

Смущает другой момент: иногда люди просят помолиться или взять кого-то на постоянное поминовение, а вы не знаете этого человека, о котором просят молиться, и даже плохо знаете того, кто об этом просит.

Этот вопрос задайте своему духовнику, тому батюшке, у которого вы постоянно исповедуетесь, и он, зная ваше состояние, либо благословит это, либо предложит помянуть один раз – и этого будет достаточно. Молитва за другого человека никакими канонами не оговорена. Есть опыт и практика. Есть дивные случаи, которые являются нравоучительными. А также  это не так просто.

В моем опыте был такой случай. Ко мне пришел за благословением на молитву о своем отце мужчина уже в возрасте, офицер в отставке, и говорит: «Батюшка, я только недавно узнал, что мой отец умер от пьянства. Я, будучи юношей, ушел из дома, поступил в военное училище, а он всю жизнь пил. Отец умер давно, но я хочу начать за него молиться. Благословите меня молиться за него».

Мы с ним это все взвесили. Я попросил его собраться с мыслями, подождать, пока у него хоть какой-то опыт появится. Этот человек только недавно, чуть ли не в первый раз, пришел в церковь и сразу стал просить такое благословение. Я посоветовал ему сначала походить в храм, помолиться, а потом было бы видно, какое правило надо выполнять. Он возмутился, как это часто бывает с новоначальными, ушел, и увидел я его года через два. Он пришел, напомнил мне, что уже был и просил благословения. А пришел он с тем, что начал пить. Вот так враг поднасел на молитвенника за то, что он начал вымаливать отца.

Это не значит, что не надо молиться за отца. Но человек не был готов. Он пришел и просит: «Батюшка, помолитесь обо мне. Я всю военную службу прошел, я никогда не пил. А сейчас не могу, чтобы к вечеру не выпить». И тут мы выяснили, что он молится об отце, не дождавшись благословения…

Но это опыт отдельных священников. Приходите к духовнику, и он благословит вас на ту или иную форму моления о другом человеке. Иногда читают Псалтирь. А может, нужно подать записочки в храмы, монастыри, где постоянно идут поминовения.

Я слышал от некоторых людей, ходящих в храм, что мы должны за всех молиться. Дай Бог вам сил за всех молиться. А из опыта священника могу сказать, что если браться молиться за совершенно чужих людей, о которых вы ничего не знаете, тогда надо соглашаться на аскетические упражнения. Если ты берешься молиться за кого-то, то, например, кроме среды и пятницы постись по понедельникам.

– Как монахи?

– Да. Или скажи: «Господи, я прекращаю ходить каждый вечер в кино (или: смотреть телевизор, сидеть в компьютере)». Тогда будет действенная молитва. Ты понуждаешь себя к труду. Медью звенящей, бряцающим кимвалом ты можешь быть сколько угодно… Но святитель Игнатий пишет о таких случаях: «Вы не молитесь, ваша молитва – это пустое сотрясение воздуха». Пусть лучше моя молитва будет маленькая, коротенькая, но чтобы она шла из глубины сердца.

– Сейчас действительно всех потрясла кончина достаточно известных людей. Отец Димитрий Смирнов известен не только в нашем православном, но и во всем мире. Мы все говорим, что смерть – это радость. Светские люди нам возражают: почему вы говорите о смерти как о радости? И они нас в этом осуждают. Понятно, что есть какое-то идеологическое непонимание этой ситуации. Давайте объясним, почему же смерть – это радость. Хотя я тоже не могу сказать, что для меня это радостное событие. Это очень страшно.

– Почему у нас есть родительская суббота? Потому, что христианин умом (а где умом, там и сердцем) должен быть устремлен к вечной жизни. Мы сейчас говорили, что нужно держать ум во аде. Наша зрительница привела эти слова. То есть когда ко мне приходят какие-то недостойные мысли, я должен вспоминать, что буду отвечать перед Богом за эти недостойные помыслы. Поэтому говорим: «Держи ум свой во аде». Но при этом мы радуемся за наших усопших, которые уже перешли в жизнь вечную и становятся за нас с вами молитвенниками, ходатаями. Переживаем мы потому, что по-человечески привязаны к этим людям. Как говорится, ничто человеческое нам не чуждо. (Даже Сам Христос прослезился и воскорбел, когда речь шла о брате Марфы и Марии.) Ничего тут осудительного нет, но нельзя только на эти чувства опираться, считать, что только человеческое – самое главное. Тогда мы превратимся в атеистов.

В нашем храме был такой случай во время отпевания. У одной женщины умер старый муж. Во время отпевания она наклонилась над гробом и начала громко кричать: «Кто же теперь нам дачу будет достраивать? Что же ты так рано ушел?» Нас – окружающих – это очень поразило. То есть для нее было важно, чтобы он выполнил свои земные обязанности, а потом пусть куда угодно девается.

Мы радуемся о переходе в жизнь вечную. Как во время крещения человека священник облачается в белые одежды, так же он провожает усопшего. Считается, когда человек умирает, его душа рождается для жизни вечной. И священство в белых одеждах провожает душу человека из ее земной юдоли в жизнь вечную. Несомненно, скорбь за людей, которые потрудились на земле,  соединяется с радостью, что человек уже дома. Мы еще в гостях, а он дома. Сколько еще даст Господь пребывать в гостях? Нужно использовать отпущенное время для полезных дел. Это на самом деле трудно. Мы все время хотим отдохнуть, ищем себе причины, оправдания. Но надо понуждать себя трудиться. Господь потом спросит за те дары, которые Он дал для того, чтобы мы могли делать добрые дела и предстать перед Богом в надежде, что эти добрые дела перетянут чашу весов и нас оправдают.

– На земле мы только учимся жить.

– Да. Душа получает земной опыт. Какая она будет у тебя – любящая или всех ненавидящая? Будет у тебя душа добрая или завистливая? Мы же формируем на земле свою душу. «Царство Небесное внутрь вас есть». Что успеешь в своей душе взрастить, так и жить будешь на земле, и в таком состоянии твоя душа придет к Богу. Профессор Алексей Ильич Осипов очень любит говорить: «Нас в наших порывах сдерживает тело. А когда тело распадется и душа останется одна, без сдерживающих рамок, то какая она будет, куда потянется? К Богу или от Бога?» Из этого и складывается наше состояние.

Один любит вечерами книги почитать, а другой хочет вечера провести за выпивкой. Один хочет послушать спокойную, радостную музыку, а другому нужно что-то возбуждающее, раздражающее, что потом приводит к дерганью, гневному крику. Причем я видел седовласых мужчин и женщин, которые в рваных джинсах продолжают ходить на дискотеки. Они говорят, что не могут спокойно уснуть, пока не побудут на танцевальной площадке. Видно, душа уже сформировалась. У тебя уже седина в висках, а ты еще прыгаешь и скачаешь...

Вопрос телезрительницы: «Я живу за границей, и православная церковь находится от меня очень далеко. Я ее могу посещать не чаще, чем раз в полгода, потому что это очень далеко, дорого; к тому же сейчас эпидемия. Почему так настаивают, что надо каждое воскресенье ходить в храм? Вот у меня нет такой возможности, потому что я живу в католической стране. И второй вопрос. Я встречала людей с болезнью Альцгеймера и другими психическими расстройствами, при которых люди вообще ничего не соображали. Они жили очень долго и были злыми людьми. Почему они живут так долго, ведь они ничего не понимают и в связи с болезнью пребывают в другом мире?»

– По поводу того, когда человек болен и живет долго, Вы сами уже ответили: человек живет уже в другом мире, и подходить к нему с критериями нашего образа жизни нельзя. А дальше я скажу слова, которые приводят все священники, когда хотят уйти от ответа. Вот и я бы хотел уйти от ответа Вам, поэтому говорю: «На все воля Божья». Любые больные люди напоминают нам о том, что мир болен. И, глядя на людей, больных физически, мы должны вспоминать, что мы на самом деле больны духовно.

Не исключено, что по воле Божьей оставлены такие тяжелобольные – чтобы другим дать возможность спасаться. То есть через таких больных людей (это может быть муж, жена, отец, мать) спасаются те люди, которые за ними ухаживают. Пока старики были здоровы, я к ним зашел, навестил, сумочки занес, но это нетрудно, это не работа, а вот ухаживать за больным – труд.

За каждый случай, как говорит Господь, не ждите благодарности от человека. Он не может вас поблагодарить. Он вне этого пространства, мира. Вы работаете чисто для Бога. Ухаживая за больным, вы по-настоящему работаете для Бога.

Вы в католической стране, поэтому ходите в храм когда сможете. Но хотелось бы очень попросить, чтобы Ваш воскресный день как-то отличался от обычного. Чтобы утро воскресного дня, когда Вы не имеете возможности добраться до православного храма, Вы проводили в молитве. Это было бы очень хорошо. Может быть, Вы выберете для чтения канон или акафист Иисусу Сладчайшему.

Воскресный день начните с молитвы. Вы не единственная, кто в таком положении оказался. Кто-то живет в странах ислама, где вообще трудно найти православную церковь. Предыдущий советский опыт нашей страны поставил очень многих людей в такое положение.

Не так давно мне пришлось крестить одного человека. Он сказал, что у них ближайший храм за 400 километров. Причем добираться надо либо вертолетом, либо на собаках. Конечно, я не могу с него требовать, чтобы он каждое воскресенье был в храме. Но можно начать свое утро с богослужения, то есть вычитать какое-либо молитвенное правило. Заранее запаситесь святой водой. Может быть, даже удастся мелко нарезать ножичком просфорки. Вот и замечательно, вот Ваш воскресный день. Седьмой день – Господу Богу Твоему. Мы выполняем библейскую заповедь.

Постарайтесь, чтобы ваш воскресный день (хотя бы первые часы) был посвящены Богу. Помолитесь. Если вы пошли с ребенком гулять, расскажите ему про Бога, про иконы, если ваш ребенок еще не был в православном храме. Расскажите о красоте окружающего мира, созданного Богом. Пусть ребенок порадуется, что есть не только красивые домики, которые построили люди. Но вот небо над нами, плывущие облака – это Божье творение. Это Бог нам дал, чтобы мы радовались миру, берегли его.

Я против того, когда маленьких детишек начинают приобщать к православной вере с того, что ставят их на колени, начинают заставлять поститься. Дети не могут этого понять. А ваш добрый голос и рассказ о красоте окружающего Божьего мира, Божьего творения любой ребенок запомнит. Или, проснувшись утром, он еще лежит в кроватке, а мама или папа читает молитву – и он слышит родной голос. Этот голос и эти молитвенные слова ребенок потом через всю жизнь пронесет. Вот пусть так начинается воскресный день.

Очень Вас прошу, чтобы раз в полгода Вы обязательно были на исповеди и причастии. То есть чтобы Вы не только посетили храм, но и обязательно исповедовались за полгода и приступили к Божественному Причащению. Обратитесь к батюшкам или алтарникам, чтобы Вам дали с собой просфорки, объясните им, что часто приезжать не можете. Я думаю, они Вам дадут святой водички. Вы будете спокойно воскресные дни начинать с молитвы, подкрепляться потом святой водичкой и кусочком просфоры.

– Отец Александр, мы благодарим Вас за этот эфир, за то, что нашли время приехать к нам и ответить на вопросы наших телезрителей.

– Спаси Господи вас за приглашение, а у зрителей прошу прощения, если сказал не то, что они хотели услышать. Храни вас всех Господь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать