Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает преподаватель Московской духовной академии, настоятель храма в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне протоиерей Андрей Рахновский. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Первый вопрос: сегодня Церковь празднует зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Что это за событие и почему Церковь празднует его?»

– На самом деле мы празднуем только зачатие Иоанна Крестителя, Богородицы и, конечно, Господа Иисуса Христа (это праздник Благовещения). Если вдуматься, для многих это странно может выглядеть. Но это чудо зарождения человеческой жизни, в котором нет ничего постыдного, потому что брак свят и ложе нескверно, как сказал апостол Павел. И сами эти праздники показывают, с одной стороны, что исполняется Божие обетование там, где человек уже бессилен, ведь родители Иоанна Крестителя и Пресвятой Богородицы были бесплодны фактически до самой старости. Но интересно, что Божественная помощь дается именно в такой момент.

Скажем честно, даже некоторые христиане говорят о браке с некоторым стеснением, как о некоей человеческой немощи. То есть что брак чуть ли не узаконенный блуд, что, конечно же, полностью противоречит христианскому учению. Брак – не узаконенный блуд, это блуд – извращение брака. Были даже такие обычаи, когда в семейной спальне иконы загораживали специальной шторкой, чтобы, когда супруги вместе, Господь не видел этого (как бы). Логика понятна, хотя на самом деле абсурдна. Мы должны знать, что зарождение человеческой жизни – это Божественное чудо, которое дает нам Господь. И это должно изменить отношение к браку как к таковому, перед которым мы должны благоговеть и видеть в нем осуществление Божьего благословения, когда Господь создал Адама и Еву, дал им землю и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наследуйте землю».

– Вопрос телезрителя: «Нужно ли вразумлять человека, если видишь, что он грешит перед Богом?»

– Это всегда немного сложный выбор. Чтобы вразумлять другого человека, нужно иметь для него определенный авторитет. Это первое. Нужно, чтобы со стороны этого человека был определенный запрос, чтобы он хотел услышать ответ. Часто к священнику приводят или хотят привести непослушного сына или дочь и говорят: пожалуйста, поговорите с ним (с ней). Но при этом самому ребенку это не надо, и, конечно, разговор приобретает немножечко неловкий оборот.

Честно скажу, не на все вопросы, которые мне задают, я могу отвечать с одинаковой степенью уверенности или какого-то напора; или на чем-то настаивать со своей стороны. Я понимаю, что мой авторитет для многих ограничен в силу и возраста, и жизненного опыта, и духовной жизни. Поэтому ты должен вовремя ограничить себя и сказать: ты, конечно, можешь что-то посоветовать, но не всегда имеешь на это моральное право, особенно если человек находится в каких-то тяжелых жизненных обстоятельствах, у него умер близкий человек, или кто-то болеет, или какая-то трагедия произошла. Но ты понимаешь, что у тебя-то жизнь относительно спокойная. Что ты ему можешь сказать? Разве что только помолиться.

Поэтому здесь нужно много моментов принимать во внимание. Конечно же, вразумлять нужно, но учитывая множество факторов. И очень важный момент, который должен быть: вразумлять не тогда, когда вы испытываете к человеку чувство досады. Нужно любить человека, тогда то, что мы хотим сказать, до него дойдет. В противном случае мы часто с досадой пытаемся что-то сказать, и наше слово не имеет надлежащей внутренней силы, остается бесплодным.

– Вопрос телезрителя: «Когда задают вопрос, какими будут отношения мужа и жены в Царствии Божием, представители Церкви отвечают, что никаких плотских, земных отношений не будет, будут духовные отношения в Боге. Тогда мне непонятно, зачем нужно Второе Пришествие, воскрешение мертвых тел? Чтобы в духе общаться, тела не нужны. Частный суд уже прошел, судить второй раз уже не надо никого, потому что Бог и первый раз не ошибся».

–  Сначала  про частный и общий суд, зачем нужно повторение суда. Конечно, Господь не ошибается, но на всеобщем суде Господь может помиловать того, кто был осужден на первом суде.

– Почему и как?

– По молитвам близким, по молитвам Церкви, просто потому, что Господь хочет миловать. То, что мы называем вечными муками, наступает после второго суда. Поэтому сейчас души праведников находятся в ожидании полноты блаженства, души грешников – либо в ожидании помилования, либо в ожидании полноты этого ужасного опыта ада, как это называет преподобный Исаак Сирин.

Второй момент. Поскольку человек изначально был создан из души и тела (то есть сочетал в себе и материальный, и духовный мир), то спасение в подлинном смысле этого слова – это когда живо тело и жива душа. Тело воскресает не для того, чтобы в Царствии Божием у супругов было супружеское общение, а просто потому, что человек восстанавливается в своем изначальном состоянии. Если бы тело оставалось убитым и мертвым, получается, что замысел дьявола погубить человека, ввергнуть его в состояние смерти осуществился бы. Человек – это душа и тело. Душа без тела – это не человек. То есть неполноценный человек, не такой, каким его создал Господь.

Следующий момент. Когда Господь сотворил человека и дал ему тело, предусмотрел в человеке половой диморфизм, предполагалось, что человечество, находящееся в раю, в Эдемском саду, будет размножаться, потому что Господь имел Своей целью воплощение, даже если бы Ему не нужно было страдать. Только когда Господь воплощается, для человека открывается возможность полноты обожения. Но то состояние, в котором мы окажемся после Страшного суда и воскресения, превышает состояние, в котором находились Адам и Ева в раю. Именно поэтому общение там – это общение духовного плана, хотя не надо его понимать примитивно как какие-то платонические отношения или душевную любовь. Те союзы, которые были в Боге здесь, на земле, сохранятся и там. Но поскольку само состояние человека, его плоти и души, будет состоянием обожения и человек уже не будет испытывать колебаний и движений в сторону зла (зла уже не будет после этого), то люди будут как ангелы Божии пребывать на небесах (так и Христос сказал, отвечая саддукеям).

Но здесь есть один очень тонкий момент. Преподобный Максим Исповедник говорит, что мы знаем цель нашей жизни там. То есть мы понимаем цель, общий смысл, а деталей или способа, образа этой жизни не знаем. И что там откроется, как это будет, об этом рассуждать нечестно, потому что в опыте нам этого не дано, а дано только в надежде, в вере и в каких-то наших размышлениях. Так что не будем торопиться здесь с ответом.

– Вопрос телезрительницы: «Часто слышишь, что в христианстве Бог – это любовь, Он никого не наказывает, всех только призывает к спасению и так далее. Но я тогда не совсем понимаю. А как же возмездие за какие-то неблаговидные вещи, которые ты совершал в жизни? Есть такая психологическая теория, что не надо чувствовать себя виноватым, потому что это тебе принесет только вред. Все люди, которые не чувствуют себя виноватыми ни в чем,  хорошо живут, а у тех, кто себя чувствует виноватым, все плохо. Но это не христианское, это эзотерическое учение. Но я хотела спросить именно с христианской точки зрения. Получается, тебя обижают, а ты сидишь и думаешь: Бог – это любовь, Он всех любит, и этих грешников Он тоже любит; значит, мне за мои слезы ничего не воздастся».

– Действительно, Бог есть любовь. Это очень важный момент. Когда мы говорим, что Бог наказывает, – это называется антропоморфизмом, то есть мы это говорим применительно к человеческому пониманию. Бог, конечно, никогда никого не наказывает, у Бога одна цель – всем спастись и в познание истины прийти. Поэтому, как пишет преподобный Исаак Сирин, Бог только исправитель зла и только Спаситель. Негативные последствия своих поступков, которые испытывает человек, – это не потому, что Бог его наказал, а потому, что само по себе состояние греха деформирует человека, искажает его жизнь.

Плюс к этому нужно иметь в виду, что мы находимся в обстоятельствах земной жизни, это все-таки мир, еще не преображенный Богом до конца, падший мир, в котором действуют разные воли (и воля Божия, и воля человеческая, и воля дьявольская, иногда злая человеческая воля). Находясь в этом мире, мы не можем не попасть в те или иные неприятные, трагические для нас ситуации. Но Господь даже то зло, которое происходит в жизни человека, преобразует. Но есть зло настоящее, а есть зло относительное. Относительное зло – это неприятные жизненные обстоятельства. Есть зло настоящее, когда человек нарушает заповеди Божии. Что касается относительного зла, иногда Господь использует это как инструмент спасения человека. Не как инструмент возмездия: «На, получи за свои дела», а когда не остается никаких иных способов вразумить человека. Как хирургу надо резать, не получается никак по-другому. И в этом смысле Господь использует обстоятельства для того, чтобы человек пришел в себя. А иногда, поскольку несчастья в жизни праведников тоже происходят, для того, чтобы праведники раскрыли свои самые лучшие качества, которые в иных обстоятельствах, возможно, не раскрылись бы.

Что касается чувства вины, это очень важный момент. Все-таки надо смотреть конструктивно на покаяние: что я могу сделать, чтобы исправиться? То есть сокрушение, о котором пишут отцы, – это сокрушение о том, что я разрушил отношения с Богом своими грехами, своим гневом или чем-то еще; разрушил отношения с людьми, и я об этом скорблю. А чувство вины – это несколько другое: я сделал что-то не то, и мне это может повредить. То есть это чувство достаточно эгоистичное. Лично мне абсолютно никакого удовольствия не приносит размышление о том, что Господь должен наказать каких-то моих обидчиков.

Но Вы затронули то, что называется позитивным мышлением, отнесли его к оккультной сфере. На самом деле идея позитивного мышления о том, что нужно думать хорошо, не нужно испытывать чувство вины, родилась в христианской среде американского протестантизма, действительно получила название позитивного мышления и изначально представляла собой богословскую концепцию, что мы осознаем себя грешниками и никак не можем перестать грешить. И чтобы перестать грешить, надо действительно чувствовать себя праведником; что ты спасен Господом. И такое позитивное мышление поможет изменить жизнь.

А уже потом из христианской среды эта идея перекочевала в какие-то оккультные течения, в психологические практики и так далее. Это такая вера: если ты пишешь правильные слова (как в Советском Союзе писали лозунги), значит, и жизнь должна стать такой. Это правильно в том смысле, что мы действительно хорошие, нам нужно только бороться со своим грехом. Но иногда эта идея позитивного мышления вырождается во что-то очень плоское и часто является бегством от внутренних терзаний, от внутренней боли, внутреннего дискомфорта, который нам очень часто необходим для того, чтобы не превратиться в стеклянную или деревянную вещь.

– То есть когда я чувствую, что я виноват, я переживаю, что кому-то сделал плохо, и мне теперь будет от этого плохо.

– Да. Это неправильное чувство вины (чувство вины не всегда связано с религиозной тематикой), это разъедает человека, заставляет испытывать отчаяние и не приводит ни к чему. А вот сокрушение о том, что ты разрушил любовь Божию, любовь к Богу, к людям, заставляет человека вернуться к этому и попытаться восстановить эту любовь. Это то, что можно условно назвать христианским чувством вины, которое человека возрождает, а не губит. Как пишет апостол Павел, печаль, которая не в Боге, убивает человека, а печаль, которая в Боге, возрождает человека. Это именно правильная печаль, о правильных вещах с неким конструктивным выходом.

– Когда апостол Павел пишет о том, что мы уже спасены, – это о позитивном мышлении?

– Нет, это объективная реальность, Христос совершил наше спасение. Но если бы не требовалось наших усилий, чтобы включиться в это спасение, ответить Богу на него, получилось бы, что мы не люди, а роботы. Иоанн Златоуст замечательно сказал: Господь попускает человеку попадать в такие ситуации, чтобы проявились его самые лучшие качества, чтобы он сам мог показать Богу, к чему он действительно стремится. Иначе это были бы не люди, а деревья. Господь к нам относится как к людям и поэтому хочет, чтобы проявилась наша воля. Он нам дарует спасение, но мы со своей стороны тоже должны, как в любви, сделать этот встречный шаг. Он сложный, но тем не менее требуется.

– Вопрос от телезрителя: «Слышала, что вчера был парад планет и на небе загорелась Вифлеемская звезда. Правда ли это?»

– Я не специалист в астрономии, но нужно понимать, что такое парад планет. Это когда, условно говоря, все восемь планет, которые движутся вокруг Солнца, выстраиваются в один ряд, находятся на точках своих орбит так, что можно провести относительную линию. Парад планет, который был в этом году, – условный, там нет полного совпадения, нельзя провести ровную прямую. Но к Вифлеемской звезде это не имеет никакого отношения. Потому что она имела мистический характер. Это не было астрономическое явление хотя бы потому, что она двигалась с востока на запад. Волхвы были на востоке и шли на запад. И звезда их вела. Потом она остановилась. По толкованию Иоанна Златоуста, самому взвешенному и разумному, это был ангел Божий, который изображал собой необычную звезду. Насколько я знаю, звездное небо движется с запада на восток, в то время как эта звезда шла с востока на запад.

– Есть мнение в науке, высказанное достаточно давно (кажется, в XVIII веке), что Вифлеемская звезда – это астрономическое событие, когда три планеты сошлись так, что появилось как будто бы очень яркое светило (кажется, это были Марс, Юпитер и Сатурн).

– Хорошо, можно взять учебник астрономии или соответствующие фотографии (может быть, у кого-то дома есть любительский телескоп) и убедиться в том, что это полная фантастика. Действительно, мы можем даже и одиночные планеты при хорошем небе и хорошей погоде наблюдать (тот свет, который они отражают): Юпитер, Марс, Венеру. И даже если вдруг сойдутся три планеты, то можно заметить этот отблеск. Но я повторюсь, что в Евангелии эта звезда не ведет себя как звезда. Планеты имеют свое движение. Хотя визуально, поскольку орбиты эллиптические и скорость вращения планет на разных отрезках эллипса меняется, с Земли может возникнуть такой эффект, как будто планеты делают петлю. Но это эффект, который не наблюдается за одну минуту. Продолжительное время наблюдения это дает. Поэтому здесь Вифлеемское чудо никак не подтянешь под астрономию. Получается, тут ни науки, ни веры, некая псевдонаука и псевдовера.

– Вопрос по Евангелию: «Есть слова Иисуса Христа: прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства (Лк. 21, 12–13). То есть, получается, гонения на учеников – это свидетельство веры. Во всех ли случаях это работает, что гонения, аресты и прочее – свидетельство о вере,  праведности, благочестии того, кого гонят?»

– Интересно, что в сознании учеников Христовых (до Преображения в день Пятидесятницы, когда на них сойдет Дух Святой) и Христос не должен страдать, нет страдающего Мессии, он, наоборот, должен всех Своих врагов положить. И они, как приближенные Мессии, тоже не должны страдать, должны быть при Нем и разделить мессианский триумф. А Христос им говорит о Своих страданиях и о том, что они за Него пострадают. В этом смысле Он ломает их представления, которые бытовали в то время о том, Кто такой Мессия: «Не думайте, что раз вы со Мной, то вас ничего не коснется. Вы будете свидетелями веры в Меня и пострадаете, и никто вас в этот момент не защитит физически». То есть все будет по-настоящему. Это легче объясняется через контекст той религиозной среды, из которой вышли апостолы.

– Вопрос телезрителя: «Многие святые имели дар молитвы или дар писать духовные книги (Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Исаак Сирин). Могли бы они сказать: "Господи, я не хочу этого дара, дай мне лучше вместо дара написания книг дар молитвы"? Или в этом есть какая-то гордость? Что дано тебе, тем и пользуйся?

Второй вопрос. Адам и Ева согрешили в раю в лице всего человечества. Но кто придумал такое: говорить, что Адам и Ева согрешили, а страдаем теперь мы? Без падения мы не можем восстать – это философский глубокий вопрос. Прошу Вашего пояснения».

– Что касается первого вопроса, было очень много святых в Православной Церкви, но писателей среди них крайне мало. Святые отцы смотрели на писательство как на дар: базовое вдохновение и содержание дает Господь через духовный опыт, но этот дар нужно развивать. Святой Иоанн Златоуст о священстве говорит прямо: не думай, что с рукоположением даются все дары. В частности, он говорит о даре слова, что его надо развивать. Он не дается с рукоположением, просто автоматически, через благодать. Кто-то из святителей говорил, что не расстается с учебником риторики Либания. Это известный ритор, язычник, у которого учились искусству слова. И отцы говорили, что этот дар нужно в себе развивать. Поэтому просто молиться: Господи, дай мне дар писать книги, – недостаточно. Должно быть действие. Это не гордыня. Почему бы у Господа не попросить этого дара на благо себе и людям? Но нужно заниматься и самому.

Второй вопрос. Да, не надо оправдываться, что мы грешим, находимся в таком состоянии, раз Адам и Ева согрешили. Но все-таки правда состоит в том, что мы наследуем от Адама и Евы наше падшее естество, смертную плоть, душу с поврежденной волей в том смысле, что нам легче согрешить, чем сделать добро. Чтобы сделать что-то доброе, нужно мобилизоваться и напрячься. Часто зло не требует мобилизации. Оно как-то само собой исходит. Это правда. Но в нашей воле бороться с последствиями этого. Поэтому не надо все валить на Адама и Еву, хотя, вне всякого сомнения, если бы они не согрешили, мы бы не пребывали в таком состоянии.

– Испорченная воля человека – это и есть первородный грех.

– Я бы сказал: больная. Да, это и есть последствия первородного греха, то есть греха первых людей.

– В связи с сегодняшним праздником следующий вопрос: «Имела ли Богородица больную волю или у Нее эта воля была изначально исцелена?»

– Имела. Еще до раскола между католичеством и православием появилось мнение о непорочном зачатии Богородицы. Конечно же, зачатие Богородицы было естественным процессом, физиологическим, и Она имела ту же природу, что и мы. Но Ее волеизъявление было таково, что Она не согрешала. Она абсолютно уникальный человек. Почему потребовались тысячелетия человеческой истории, прежде чем появился такой человек? Зачем было ждать? Этот человек должен был естественным образом родиться. В этом уникальность Ее, в этом Ее близость к нам, Она была такая же, как мы, но Свою свободную волю использовала совсем по-другому.

А в связи с идеей о непорочном зачатии в западном христианстве, католичестве присутствует мнение о телесном вознесении Богородицы на небо. Мы считаем, что Богородица, в силу того что Она была таким же человеком, как мы, умерла, пережила смерть, но воскресла прежде всеобщего воскресения, поскольку ученики не нашли Ее тела во гробе. Идея о телесном восшествии Богородицы в небесную славу предполагает, что Богородица не умирала, а, телесно минуя смерть, была вознесена на небо. Поэтому этот догмат находится в логической связи с догматом о непорочном зачатии. Я считаю, что это неумеренное возвышение Богородицы. Она Сама в Евангелии от Луки говорит: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моeм. То есть Христос – Спаситель и для Нее. Она так же, как и мы, нуждалась в спасении. Поскольку Она нуждалась в благодати воскресения, искупления, которую дал Спаситель, Она получила благодать тогда же, когда и мы.

– Следующий вопрос: «Как укрепить себя во время онкологии?»

–  Конечно, были у меня в жизни неприятные моменты, когда было очень тяжело, болезни… Но онкологические болезни – это особый род испытаний для человека. Я не чувствую в себе морального права советовать что-то человеку. Наверно, нужно обратиться к тому священнику или православному мирянину, который пережил это тяжелейшее лечение, эту боль, который, возможно, справился с этой болезнью, и у такого человека найти поддержку и совет. Все-таки с моей стороны было бы натянутостью и лицемерием произносить известные и правильные фразы, но они должны исходить из глубины переживаний и опыта. А в данном случае этого нет. Я извиняюсь, но не чувствую морального права что-то советовать в этот момент.

– Я хотел бы вернуться к одному из своих вопросов: являются ли аресты и гонения свидетельством того, что этот христианин или эта община справедлива, верна, действительно христианская, привержена Христу?

– Если эти гонения являются следствием искреннего исповедания веры и эта вера правильно исповедуется, тогда да. Ведь можно быть гонимым просто за свою глупость. Иногда сложно сказать. Нужно рассматривать всю жизнь человека, его поступки. Иногда говорят: «У меня такие гонения на работе за то, что я верующая, такие гонения…» А потом оказывается, что человек себя неадекватным образом ведет. Тычет всем в лицо православием, пытается учить, а сам и работник не очень хороший. Нельзя сказать, что он православный и при этом лучший работник компании. Точно так же где-то халтурит, где-то на других сваливает что-то, зато рассуждает правильно. Мне один нецерковный человек сказал: «Я в православие ни ногой. Мой начальник каждый квартал ездит на Афон, но такая сволочь…»

– Вопрос телезрителя: «Сегодня день прославления зачатия Пресвятой Богородицы. В Послании к Галатам есть такие слова: Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Непонятно, почему у оставленной больше детей. И о какой оставленной идет речь?»

– Поскольку цитата из Ветхого Завета, мы должны понимать, в каких пророческих книгах изначальный архетип. Вы прекрасно помните, что Лия была нелюбимой женой Иакова. Хитрый Лаван подменил ему Рахиль на Лию. Но у Лии было больше всего детей. Хотя она была обделенная любовью своего мужа, но детей родила больше, чем любимая Рахиль. А дальше идет разное развитие этого образа. И все в конечном счете сводится к тому, что в древнем Израиле многодетность была признаком благословения Божия. А Иоаким и Анна вообще были бесплодными, и под конец жизни у них рождается всего лишь один ребенок.

Поэтому тут не нужно искать жестких аналогий, это собирательный образ и символ. Идея в том, что поскольку Богородица стала духовной Матерью всех людей, то в этом смысле у праведной Анны больше родственников, детей, духовных чад, чем у ее многодетных современниц, которые, может быть, над ней превозносились. А поскольку цитата приводится полностью  (у оставленной мужем, оказывается, может быть больше детей; в духовном смысле), раз речь идет об изначальном сюжете, то скорее всего имеется в виду Рахиль.

– Вопрос телезрителя: «Я разведен второй раз. В браке венчаны не были. В каждом браке по ребенку. Можно ли жениться в третий раз?»

– Разрушение брака, венчанного или невенчанного, – абсолютно одинаковый грех… А дальше уже нужно разбираться в деталях: почему браки распались, что там происходило, на каком этапе воцерковления. Понятно, что к человеку, который прожил вне Бога и совершил такие жизненные ошибки вне Церкви, вне веры, – одно отношение. Если человек всю жизнь был сознательным христианином – совсем другое. Дальше уже идут детали. Здесь общего ответа быть не может.

– А почему может возникнуть халатное отношение к браку? Женился, а через два года развелся. Снова женился и снова развелся. Мне кажется, что преобладает халатность в этом плане.

– Я не вижу в людях настроя что-то делать со своими отношениями. Такое ощущение, что как идет, так и идет. У людей то ли нет навыка, то ли нет веры, что они совместными усилиями могут что-то изменить. Как в автомобиле: мотор крутится, а передача не работает, и колесам не сообщается этот крутящий момент. И вроде у человека все правильно в голове, а практики работы над отношениями нет. Есть еще прозаическая причина, более простая. Брак счастливый или несчастливый в той мере, насколько молодые люди или один из них нервно уравновешены. Психологический склад и нервная уравновешенность – это необходимое условие для решения конфликтов и нормального брака. Человек реально не может справиться со своими нервами, психикой. Это серьезная проблема. Хотя многим кажется слишком уж простой.

– Вопрос по словам Спасителя. Он говорит: но и волос с головы вашей не пропадет. Тем не менее мы знаем о многочисленных страданиях мучеников Древней Церкви, новомучеников в ХХ веке.

– Речь о том: когда вы будете страдать, не думайте, что это потому, что Бог вас оставил. Наоборот, в этот момент Бог ближе к вам как никогда. Не в том смысле, что с вами ничего не случится. Это бы противоречило предсказаниям Христа о Его смерти и о мученической кончине Его учеников. Человек с мирским мышлением трудные жизненные обстоятельства истолковывает всегда так, что Бог его оставил. Это идет из язычества: боги меня оставили. Почему Троянская война? Потому, что одни боги против других богов, люди – это пешки. Одни боги на одних людей обижены, другие боги на других людей обижены. Начинается война. Это тоже наше языческое прошлое, которое сидит в нас очень плотно. Вы, наверно, встречались с тем, что у людей, которые потеряли близких во время эпидемии коронавируса, кризис веры. Люди приходят на исповедь (уже с десяток людей приходило) и говорят: «Я столько лет ходил в храм, не понимаю, как такое могло произойти. Где Господь?» То есть вера колеблется у людей. Потому что в этих несчастьях человек считает: либо Бога нет, либо Бог оставил. Христос говорит: нет, это не так, нет связи одного с другим.

– То есть люди видят связь между хождением в храм и здоровьем своих близких?

– Считают: если ты верующий, то жизнь у тебя должна быть лучше, чем у других. Никогда такого не будет.

– Я верующий человек, я хожу в храм, отдаю (условно) десятину, жертвую каждое воскресенье. Почему у меня должно быть хуже или так же, как у тех, кто не верует, не ходит в храм и не жертвует?

– Преподобный Афанасий Афонский полез на строительные леса во время ремонта храма, споткнулся, упал, разбился. Что за нелепая смерть святого преподобного, который находился в непрестанном богообщении! Первым из апостолов погибает Иаков Зеведеев. А Иоанн Креститель?..  Почему Господь их не избавил от казни мечом?.. Такое бывает. Надо просто это понимать.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли провести поминальный обед не на сороковой день, а на день раньше?»

– Можно, учитывая то, что у нас богослужебный день начинается с вечера. По церковному уставу в Великий пост нет специальных заупокойных богослужений в будние дни. Положено служение заупокойной литии – короткое богослужение. Поэтому переносится заупокойное богослужение на субботу... Мы понимаем, что наше земное время не имеет точного соответствия с тем, что в духовном мире. Поэтому эти девять и сорок дней – это для нас, а не для покойных.

– Следующий вопрос: «Апостол Павел в Послании к Евреям пишет такие слова: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Получается, слово Божие для нас может быть индикатором хорошего и плохого? Если оно для нас индикатор, почему мы им не пользуемся?»

– Интересно, что эти слова апостола Павла получили неожиданное практическое применение. Если вы почитаете аскетические творения святых отцов, а именно те моменты, где говорится о чтении Священного Писания, наблюдается удивительный эффект. Чтение Писания – это же не просто прочтение какой-то информации, а это слово Божие, которое человека освящает. Это соприкосновение с Божественной благодатью. Это не просто чтение нейтрального текста. Особенно когда чтение Писания соединяется с размышлением над текстом Священного Писания и с молитвой… Недаром в утренних молитвах мы просим благословения на чтение Священного Писания: «Отверзи моя уста поучатися словесем Твоим». В вечерних молитвах мы хотим принести плоды этого чтения: «Просвети ум мой светом разума Святаго Евангелия Твоего». И в жизни человека начинают происходить (понятно, что не за один день, не за неделю, а с годами) удивительные изменения.

Чтение Писания дает человеку то, о чем Вы прочли только что в Послании к Евреям. Человек начинает чувствовать фальшь и правду, добро и зло, прежде всего в самом себе. Я не могу описать рационально, как это происходит. Но это плод чтения Писания и молитвы. Острое духовное зрение появляется от этой практики. Мы приходим на исповедь: оставляли чтение Писания, утренних и вечерних молитв... Мы воспринимаем это как обязанность. Многие этим тяготятся. А на самом деле мы просто не понимаем, для чего это нужно. Если ты не будешь этого делать, то, о чем пишет апостол Павел, у тебя не появится.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать