Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках города Москвы протоиерей Андрей Овчинников.

– Сегодня Церковь празднует день святого великомученика Пантелеимона, целителя. Это, наверное, один из немногих святых, кто прославлен как целитель-бессребреник.

– Да.

– Почему такое особенное почтение к врачам в Церкви? Даже их называют особенно – бессребрениками.

– Наверное, нет человека, который не хотел бы поправить свое здоровье, не испытывал телесной немощи. И сейчас эта проблема более чем актуальна. Я думаю, что все хотят жить в гармонии с собой и понимают, что врачи земные могут не все, и Церковь предлагает в помощь своих небесных врачей. Поэтому обращение к великомученику Пантелеимону основано на огромном тысячелетнем опыте этой благодатной помощи. Как говорится, к сухому и мертвому колодцу люди не идут за водой. Если помощь идет, если люди ее получают, то еще больше мы увидим этих обращений, еще больше будет написанных икон, освященных храмов.

Когда привозили его святые мощи в Москву, была многокилометровая очередь, чтобы прикоснуться к святыне, люди хотели помолиться о себе, своих близких, попросить об исцелении. Я знаю священника, у которого чудесным образом вылечилась дочка. И у каждого из нас есть свой внутренний опыт получения помощи от заступничества святых. Так что призываю вас, братья и сестры, не только в сегодняшний праздник обращаться к этому святому, но и в любое время дня и ночи. Каждый день можно читать ему молитвы или тропарь, особенно когда нужда прижмет, когда кто-то заболеет,  у кого-то будет операция. Я думаю, что это первый помощник.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как вере научиться у Бога, чтобы дышать Им как воздухом?»

– Чтобы дышать Богом, надо быть православным человеком. Интересное выражение «дышать Богом» взято из «Лествицы». Это крылатая фраза, которую употребляет преподобный Иоанн Лествичник. Посещая египетские монастыри, он видел старцев, которые прожили по тридцать-сорок лет, убеленных сединами, с бородами до пояса. Они дышали Богом, и бесы взирали на них со страхом, а они на бесов взирали бесстрашно. Поэтому укрепляйтесь в православной вере, другого пути нет, чтобы Бога обрести, полюбить Его и дышать Им.

– Мы говорим про великомученика Пантелеимона. Он был врач, наверное, поэтому логично ему молиться об исцелении, просить его ходатайствовать пред Богом о нашем исцелении. Но ведь мы можем и других святых просить об исцелении?

– Давайте сразу добавим: надо просить об исцелении, но если болезнь посылается для славы Божией, как путь к духовному росту и спасению, то не всегда святой может помочь исцелиться человеку. Если это согласно с волей Божией, человеку здоровье дастся. Если оно ему будет помогать в правильной жизни. Если болезнь будет его останавливать на тех путях, где он может нарушить Божьи заповеди, где может духовно пойти в неправильном направлении, тогда болезнь остается.

Мы знаем очень много святых, которые болели всю жизнь. Взять апостола Павла. Сказано, что его пояс исцелял болезни, а он все время говорил, что дано ему жало в плоть, ангел сатаны, который его удручал. Мы знаем преподобного Амвросия Оптинского, который лежал на одре болезни, блаженную Матрону. Назовите святого, который бы не болел и который бы, помогая другим, сам не страдал от того или иного заболевания. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Казалось бы, профессор медицины, такая звезда с мировым именем, и то последние десять лет он был слепым. Это какой крест болезни!

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по Книге Откровение Иоанна Богослова (20-я глава). Там есть слова, что смерть и ад ввержены будут в озеро огненное, что это вторая смерть. Если ад и так огонь неугасимый (в притче про богача и Лазаря у богача горел язык все время; правда, непонятно, откуда у души появился язык), то не совсем ясно, для чего его опять ввергать в озеро огненное».

– Если говорить о 20-й главе Откровения, это уже конец всех библейских книг. Эта книга вообще очень таинственная, закрытая. Интересно, что практически на нее нет святоотеческих толкований. Эта книга не употребляется в богослужении (она употребляется по древнему уставу, но в современной практике – нет). Речь идет о том, что в конце времен, когда после Страшного Суда Господь уже окончательно распределит людей на спасенных и отлученных от Бога, ад и смерть будут отделены от тех, кто наследует вечную жизнь и будет жить с Богом. Потому что жизнь может быть только в Боге. Вне Бога жизни нет.

Книга Откровения нуждается в очень осторожном толковании, это книга-символ, она таинственная, поэтому читайте ее, но не делайте прямых параллелей с современными реалиями или с какими-то другими интересными событиями. Это единственная пророческая книга Нового Завета, которая говорит, с одной стороны, о будущем, о конце истории, о том, каким будет время антихриста, и в то же время она описывает и историю Церкви, говорит о первых веках христианства – эти первые семь Церквей, которые были описаны в первых трех главах. Там говорится о верности, об отпадении, о любви, о многих интересных символах, которые нуждаются в очень глубоком истолковании.

– Действительно, эта книга и о будущем вроде как говорит, и она очень символическая. И именно это побуждает людей все чаще эту книгу проецировать на свое настоящее. Это как бы желание узнать свое будущее, будущее мира. И здесь тоже начинаются, может быть, вольные толкования.

– Да, осторожно надо этим орудием пользоваться.

– Вы не зря сказали, что у святых отцов практически не встречается толкований.

– Есть один автор, он прославлен, но в лике учителей – Андрей Кесарийский. А так я даже не знаю, только наш любимый батюшка Олег Стеняев любил беседовать по этой книге. Если кто-то вспомнит еще автора, я буду благодарен.

– По сравнению с толкованием на Евангелия или в целом на Новый Завет действительно практически никого нет. Как не поддаваться на искушения толковать эту книгу применительно к современности в свете того, что наступают последние времена?

– Когда Христос шел с учениками Лукой и Клеопой в Эммаус, они беседовали с Ним. И в какой-то момент, сказано евангелистом, Господь Христос открыл им ум разуметь Писание. Вот когда Господь нам приоткроет ум разуметь Писание, нам будет все понятно. Последнюю книгу Нового Завета – Откровение Иоанна Богослова – надо читать уже хорошо подготовленному христианину, который ориентируется в Евангелиях, посланиях апостольских, в Посланиях апостола Павла, читал святых отцов, не один год живет в Церкви. Писание входит в состав богатства церковного, которое нам дано. Но ведь пользоваться этим надо умеючи.

Но, с другой стороны, что-то в Откровении говорится достаточно прямо. Например, там сказано про двух пророков; это Илия и Енох, которые придут в этот мир. А почему они придут? Потому, что должны пройти вратами смерти, так как оба были восхищены на небо и смерти не вкусили. Поэтому в конце веков они придут на землю, будут убиты, а перед тем будут проповеданы, и, как все люди, они пройдут вратами смерти и будут восхищены на облаках, как сказано в Писании.

Там же, в 13-й главе, сказано про зверя, про дьявола, про число 666. Все это есть, только не нужно, наверное, себя нагружать этими темами. Да, когда-то это время наступит, что говорить? Может быть, мы будем свидетелями этого, а может быть, и нет.

Вообще термин «антихрист» употребляется в Церкви с I века. Это нормальный библейский термин, о нем многократно говорит апостол Иоанн Богослов в своих посланиях. Эсхатологическое настроение было с первых лет после Вознесения Спасителя, то есть ожидание конца. И когда Христос возносится, апостолы говорят: «Господи, не в сие ли время Ты восстанавливаешь Царство Израиля?» И Господь говорит: «Не ваше дело знать времена и сроки, когда Я приду». И вот уже две тысячи лет христиане ждут, когда Христос придет. Может, еще десять тысяч лет подождем, а может, и нет.

– Вопрос телезрительницы: «Я православная, но у меня очень много друзей и близких родственников, которые не являются православными, они католики, протестанты и так далее. Мне очень неприятно и режет слух (я с этим, конечно, не согласна), что спасутся только православные. Но Христос сказал: там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Я встречала очень много достойных католиков и протестантов, гораздо более достойных, чем православные. Я все-таки хотела бы понять, почему в Православной Церкви так категорично настаивают на том, что протестанты и католики не спасаются».

– Расскажу одну историю. Во время пандемии одному католическому священнику, который заболел коронавирусом, его духовные чада подарили лично аппарат для вентиляции легких. И когда в палату поступил молодой парень, этот священник отдал аппарат для того, чтобы помочь этому молодому парню, а сам скончался, потому что не хватало аппаратов на всех больных.

– Это где было?

– Это было в Италии. Скажите, пожалуйста, этот католический священник, когда предстанет перед Богом, может рассчитывать на спасение или нет? Вообще что такое спасение? И  где эти критерии, когда человек спасается и когда погибает? И кто может заявлять и говорить о том, что кто-то достигает Царства Небесного? Если мы говорим о спасении в православии, тогда назовите четкие критерии православного человека. Кто такой православный человек?

Мы сегодня читали апостольское Послание к Коринфянам, где сказано: «Вы – храмы Духа Святого, Дух Господень живет в вас». Вот один из признаков православия. То есть православный – это тот, в ком живет Дух Святой. Кто из нас может так дерзнуть сказать о себе: «Я живу так, что во мне Дух Святой»? Наверное, никто не скажет. Если мы посмотрим, как строго Писание определяет эти критерии спасения, все скажут: «Нет, это не я, это святые люди».

Другое дело, что можно вспомнить слова и Феофана Затворника, и епископа Игнатия: «Не знаю, спасутся протестанты или католики, я без православия не спасусь». Если нас Бог привел в Православную Церковь, значит, нам надо довольствоваться этим и раскрывать то богатство православия, которое нам дано. Людям, которые живут в совершенно другой культуре, в другой стране, в других измерениях, мы не можем сказать какие-то слова, чтобы они изменили свою жизнь. Представьте мусульманскую страну, в которой живет женщина. Какое ей, бедняжке, православие? Она из дома выйти не может. Возьмите Африку, где люди босиком ходят и от голода пухнут. У Бога много путей.

И апостол Павел только приоткрыл эту сторону жизни. Скажем, в Послании к Римлянам он говорит, что язычники, которые не знают Бога, будут судимы по закону совести. То, что Бог приоткрыл им через природу, через нравственный закон, через совесть, – согласно этим критериям они будут судимы. А мы, православные, будем судимы совершенно по-другому; кому много дано, с того много спросится и взыщется.

Поэтому, дорогая сестра, не надо обострять эту ненужную проблематику. Я всегда за то, чтобы человек сначала стал человеком, а потом стал христианином. И мы, к сожалению, видим в нашей Православной Церкви людей, которые человечность почему-то куда-то отодвинули в сторону и сразу захотели быть христианами, святыми. И получается гремучая смесь, когда Евангелие ложится на такую неподготовленную почву, что мы видим совершенно нехорошие ростки. Я думаю, что надо идти постепенно: от человечности к христианству, от христианства к святости. Тогда будет результат и польза от этого. И среди инославных много достойных людей, которые Богом будут отмечены как праведные, добрые люди.

– По меньшей мере, это побуждает поразмышлять на эту тему. Можно ли все-таки говорить, что католики и протестанты не спасутся?

– Я так не буду говорить, я могу сказать, что у них можно научиться многому хорошему. Скажем, взять многие научные библейские исследования – мы во многом отстаем от них в плане рукописей, библеистики, церковной археологии, изучения всяких текстов. Это действительно так. Какое богатство накоплено в католических школах, монастырях! Этим всем тоже можно пользоваться, это интересно. И не надо думать, что если мы что-то прочитаем из западных исследований, то сразу потеряем веру или будем уже какими-то отступниками. Нет. Тот, кто уже духовно окреп, может смело изучать опыт разных христианских взглядов на жизнь.

Взять, например, знаменитые «Письма Баламута» Льюиса. Это же книга, которая перевернула жизнь многих людей. Я сам прочитал ее два раза. И знаете, когда автора спросили, как он это написал, он ответил: «Я просто посмотрел в себя, увидел в себе эту борьбу с лукавым». И человек так талантливо написал про эту духовную брань. Вот пожалуйста, англиканский писатель, который очень красиво, грамотно изложил духовные вещи. Поэтому не хочу включать эти черно-белые тона: спасутся – не спасутся, направо – налево. У Бога очень много факторов, которые определят конечную участь человека.

– Очень часто приходится сталкиваться с тем, что люди именно обостряют отношения между православными и католиками, православными и протестантами такими формулировками, что раз они не православные, то не спасутся. Что противопоставить этой формулировке?

– Во-первых, сказать, что за этим определением спасения следует огромная ответственность. Я думаю, что только Господь знает окончательные суды. Кроме того, в Москве эта тема все-таки не очень актуальна. В регионах, где соседствуют все конфессии, например, в Белоруссии, в одном селе могут стоять и кирха, и православный храм. Эта тема там более развита, больше обсуждается. На одном поле два лагеря, и здесь уже можно найти определенные правильные слова, чтобы на этот вопрос ответить. Так же мы будем говорить и про взаимодействие с мусульманским миром.

А есть люди, которые специалисты в этой сфере. Они ездят на диспуты, знают учения мусульман, читают Коран, знают арабский язык. Они в теме, а я как-то в этой теме слаб. За 22 года служения я как-то мало соприкасался с протестантами, с католиками, мне своих проблем хватает, которые надо исправлять, как говорится.

Если православный человек живет в западном мире, в католической среде (например, женщина вышла замуж за итальянца), никаких конфликтов обычно не бывает (итальянцы очень семейные и радушные люди), дети крещены в таких семьях в православии, муж- католик возит жену в православный храм, то есть проблем с верой никаких нет. Мы больше заморочены на этой теме, а со стороны тех христиан (и протестантов, и католиков), особенно если там смешанные браки, довольно доброжелательное отношение к этому. Поэтому зачем обострять какие-то ненужные темы и терять то, что ты собрал в себе в мирном духе?

– То есть вопрос больше идеологический, чем практический?

– Конечно.

– На практике все выглядит гораздо проще.

– В том-то и дело.

– Я даже слышал одну историю, как где-то в России (может быть, в Самарской области) православный священник в советские годы решил окормлять католическую общину, которая осталась без священника (его не могли прислать из-за границы). Он знал немецкий язык, достал немецкие книжки и служил мессу для них. Потом уже, когда в 90-х годах католики вновь появились в России, то он им передал это дело, а сам ушел в православный монастырь. Интересный получается момент именно практического взаимодействия.

– Да.

– На практике все-таки все иначе.

– Конечно. Взять, допустим, привоз мощей святителя Николая. Где они хранятся? Все мы прекрасно знаем, что это католический собор. И католики нам радушно разрешают по четвергам служить литургию, прикладываться к мощам. Мощи привозили к нам в Россию, все было сделано очень достойно. Я участвовал во встрече этой святыни.

– Вопрос от телезрителя: «Как отличить бесовское воздействие и депрессию? Где между ними разница?»

– Я думаю, что это сфера пограничная. Есть такое слово «интерфейс», то есть поле взаимодействия. Здесь проблемы психики используются бесовской силой для того, чтобы дальше вредить человеку. Но я бы развел помощь духовную, которую оказывает Церковь человеку через покаяние, через таинства, через молитву, и помощь врачебную, психиатрическую, медикаментозную. Здесь, я думаю, не надо бояться пойти на консультацию к психиатру или психологу. Не надо бояться слова «психиатр», это совершенно нормальный процесс получения консультации у врача, который имеет большой опыт. Дело в том, что психиатр – это фактически клинический психолог. Его практика в стационарах может помочь разобраться в проблемах, которые есть у человека.

Психологи больше занимаются социологическими темами. Допустим, семейная тема сейчас, наверное, самая востребованная: какие-то проблемы супругов или взаимодействия детей и родителей, детей в одной семье. Здесь психологи могут помочь. Одно из действий психологов – просто выслушивать клиента. Сейчас, оказывается, человек готов платить деньги, чтобы его просто выслушали полчаса, час. Просто надо выговориться, а психолог что-то добавит. Мы живем в мире, в котором эти проблемы будут нарастать. Психолог – профессия будущего. Если кто-то задумывается над выбором специальности, мой совет – идите учиться на психолога. Без работы не останетесь. Среди священников, монахов, матушек огромное количество людей, которые обращаются к этим специалистам, а не к духовникам. Такова реальность.

– Вопрос телезрителя: «Как укрепить дух во время длительной болезни, когда бывают сильные боли, а плоть немощна?»

– Не знаю. Я еще этот путь не проходил. Какие-то немощи имею в 50 лет, но пока Бог не дает мне этого креста. Я читал, что больному разрешается все: нарушать пост, сокращать молитвенное правило, слушать музыку. Лишь бы не роптать, не унывать, не мучить родственников своим тяжелым состоянием. Это очень трудно, но иначе кому-то не спастись.

Мы говорим: «Православный, католик…» Да без болезней не спасемся! Болезни врачуют гордыню, тщеславие, блудные грехи. Как мы можем от них очиститься? Только страданиями. Апостол Петр говорит: …страдающий плотию перестает грешить... Золотая фраза на основе опыта.

Надо обращаться к святым, которые болели: они знают, как нести этот крест. Преподобный Амвросий Оптинский был настолько немощным, что часто не вставал с кровати, но принимал в своей келье почти сотню людей в день.

Дух болезнью укрепляется. Если вы не спите ночью, дайте поспать своим близким, которым утром нужно идти на работу. Потерпите. Когда они проснутся, помогут вам, если надо. Для больного открывается поприще терпения. Обращайтесь к Богу хотя бы с краткой молитвой – и Господь поможет.

– В Сретенской семинарии недавно открылся новый профиль «Пастырское душепопечение», куда включили много предметов, связанных с психологией. Священник и психолог в одном лице – удачное решение?

– С учетом возрастания стрессов современной жизни люди приходят на исповедь уже перегруженными проблемами социума. Например, это стрессы на работе, длительное нахождение в закрытом помещении, поездки в переполненном метро… Те, кто на работу добирается на своей машине, часами стоят в пробках. Это неестественное состояние, с которым нервная система не справляется. У многих семейные проблемы: разговоры на повышенных тонах, дети прибавляют скорбей.

Человек приходит в храм. Надо исповедоваться, а у него депрессия, отчаяние, апатия, выгорание: «Ничего не хочу. Только проснулся – уже устал. Сил никаких нет». Что делать? Как помочь? «Ты, голубчик, зубы мне не заговаривай, а в грехах кайся!» А у человека душа болит.

С больной душой надо идти не только к священнику, но или к врачу, или к хорошему психологу. Я не думаю, что священник освоит законы психологии. Азы – да, но глубину – нет. Надо, чтобы при храмах или в благочиниях были центры психологической помощи. Желательно брать туда не просто дипломированных, а хороших психологов с опытом работы.

Эта работа должна быть оплачиваемой, потому что будет качественный продукт, а не ширпотреб. Взаимодействие психолога и священника приведет к хорошему результату. Психолог сделает свое дело, а батюшка добавит молитвы, духовное задание. Исповедь поможет, причастие. Душа оттаивает, отогревается.

– Какова роль священника при таком раскладе?

– Священник может действовать с опорой на личный опыт. Раньше были семейные врачи, которые лечили поколения людей из одной семьи. Я столкнулся с приходской текучкой. Хочется, чтобы те, что позиционируют себя православными, нашли «своего» батюшку, а не бегали по разным священникам.

Первая исповедь, первый совет – ознакомительные. Они не дают реальных плодов. Когда ты 10, 15, 20 лет исповедуешься, окормляешься, взаимодействуешь со своим духовником, то все проще: появляется родство душ. Священник общается с тобой как с сыном или дочерью, и может понять проблему гораздо быстрее, чем в случае с незнакомым человеком.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил искать священника тем, кто хочет духовной помощи, и прилепляться к нему. Впитывайте все, что говорит вам духовник, чтобы была польза.

– Как выбрать духовника?

– Все должно быть основано на желании. Необходимо, чтобы священник, которому ты хочешь открыть свой внутренний мир, был для тебя «комфортным». Святой Иоанн Лествичник советует готовиться к выбору духовника основательно, чтобы «не попасть… вместо кормчего на… гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями».

Ходите в храм, в котором служат три-четыре священника, присматривайтесь. Попробуйте поисповедоваться у одного, другого. Будет какой-то внутренний отклик. Если этого нет и вам никто не подходит, то поспрашивайте знакомых, которые вам симпатичны, об их духовниках.

Вы видите, что человек имеет качества, которые вам тоже хочется приобрести: он смиренный, добрый, уступчивый, не спорит, попросишь – отдаст, пунктуальный, хороший семьянин. – «Кто тебя таким сделал?» – «Отец Николай». Или: «Отец Петр». – «Можно мне тоже к нему?» – «Давай в воскресенье съездим». Познакомились. Завязалась дружба, и появилось новое чадо.

Я знаю такие примеры. К моему ныне покойному батюшке, отцу Геннадию Огрызкову, так прибилось пол-Москвы. Один расскажет, второй, третий – как сарафанное радио: «Такой батюшка! Приехать, обнять его... Он тебя благословит». На самом деле все работает.

– То есть критериев нет?

– Думаю, что да. Так и как найти себе жену или мужа? Что нужно для того, чтобы найти спутника жизни?

– Когда ищешь, никого не можешь найти. Когда бросаешь это дело, что-то начинает получаться.

– Жребий бросать? Или:«Кто первым зайдет в храм...»? Нет, конечно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) за сорок лет монашества не нашел себе духовника. Он об этом писал в своих статьях и письмах. Были разные священники, у которых он исповедовался. Вторая половина ХIХ века. Оптина пустынь, Глинская пустынь... Отец Иоанн Кронштадтский. Сколько светил! Не нашел: не случилось соприкосновения, родства души.

У меня тоже такая ситуация. Был один духовник – почил, второй почил, третий почил. Хорошо, что у нас есть епархиальные духовники, которые назначаются священноначалием. Мы ездим исповедоваться минимум два раза в год. Эти духовники не запрещают приезжать чаще. Думаю, это указание воли Божией. Я езжу к своему духовнику, который назначен священноначалием. Мне с ним очень комфортно.

Кто-то исповедуется двум, трем, четырем священникам, которые воспитывают в одном духе. Очень хорошо, когда священники на приходе не разделяются. Твой батюшка заболел – другой исповедует. Иди к нему. Что такого? У тебя проблемы, которые другой батюшка не решит? Если что-то серьезное, дождись своего духовника. А если текущая исповедь, можно исповедоваться у разных священников в одном храме. Не заморачивайтесь на эту тему.

– Вопрос: «Истолкуйте, пожалуйста, прокимен: Господь воцарися, да гневаются людие».

– Кому-то не нравится, что Бог воцарился. Люди, которые кричали: «Распни Его!», были в очень большом гневе. Надо посмотреть псалом в контексте. Этот стих взят из 23-го псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся?

– Нет. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй нахерувимех, да подвижится земля.

– Братья и сестры! Когда вы спрашиваете про толкование конкретного стиха, нужно понимать, что мы имеем дело с переводом. Он часто не соответствует тому смыслу, который мы хотим разъяснить.

– Потому что мы не до конца понимаем, что имеется в виду на языке оригинала.

– Да. Греческий – славянский – русский. Какое идет преломление! С языка оригинала переводим на язык, которым пользуемся. Это уже совсем другое. Например, слово «любовь». У нас – одно слово, в греческом языке – минимум три варианта, а оттенков – больше десяти.

Поэтому говорить о толковании нужно очень осторожно. Христос исцеляет дочь хананеянки. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Псы – сторожевые собаки. Нет! В греческом варианте употреблено слово, которое переводится как «маленькая собачка».

– Дворняжка?

– Да не дворняжка, а та, которая помещается на ладони. Они маленькие, злые, тявкают. Я их не очень люблю.

Или другое место: …кто нарушит одну из заповедей сих малейших… тот малейшим наречется в Царстве Небесном... Непонятно. Как это? Я нарушаю Божию заповедь – и я в Царстве Божием малейший. Но я же в Царствии Божием? Нет. Это неправильный перевод. Сказано: …тот будет вне Царствия Небесного...

Или: …Я пришел…закон… восполнить, а не «исполнить». Христос не просто исполнил закон Моисея: Он его «восполнил» – напитал новым духом, расширил, некоторые заповеди отменил, некоторые добавил.

Какой вывод? Когда мы хотим понять, что имеет в виду автор текста, нужно подойти к этому основательно. Перевод – вещь серьезная.

– Вопрос: «Что означают слова утренней молитвы: “Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея”?»

– Когда ты был во чреве матери, Бог твоей матери стал твоим Богом.

– Вопрос: «Как объяснить пятилетней дочери, Кто такой Бог? Как рассказать ей про Причастие и другие таинства?»

– Один из святых сказал: «Не говорите детям о Боге, говорите Богу о детях». Я думаю, что детям не надо много говорить о Боге. Покажите личный пример жизни с Ним. Самое главное в религиозном воспитании – не перегнуть палку и всегда показывать детям, что Бог – это Радость, Свет, Любовь, жизнь с Ним – путь к счастью.

Например, идете в храм с детьми. Надо пораньше встать, отстоять службу. Ребята устают. После службы добавьте им немножко радости: купите мороженое, сходите в цирк, покатайте на велосипеде, чтобы дети запомнили этот день не только с позиции труда (они спать и есть хотят, а их гонят на причастие). Нужно обязательно вознаградить их.

У каждого родителя есть свои возможности. Ассоциация с посещением храма должна быть самой доброй. Это золотое правило воспитания.

– Нужно ли объяснять пятилетнему ребенку, Кто такой Бог?

– Да не надо ничего объяснять! Что объяснять-то? Бог и так с ребенком без ваших объяснений!

– «А зачем тогда ходить в храм?»

– В храме ребенок участвует в таинствах.

– С точки зрения ребенка.

– Когда дети маленькие, их приносят: «Ванечка, открой ротик. Сейчас батюшка даст тебе конфетку, компотик». Это неприемлемая терминология для Причастия. Но дети до пяти лет безропотно открывают ротик. Мы их причащаем.

В шесть, семь, восемь лет у ребенка появляются вопросы: «Зачем? Что это дает? А я не хочу». Родители должны быть к этому готовы. Нужно работать на опережение. Пока ты подносишь младенца на руках к Чаше, должен готовиться к его первой исповеди, к тому, что ему необходимо будет читать маленькое правило. Потом начнутся детские посты, другие духовные усилия, которые ребенок должен делать.

Позже будет компьютер, социальные игры. Христианство со своей строгостью войдет в очень серьезный конфликт с мирской жизнью. Здесь многие родители полностью проигрывают. Интерес к компьютеру, компании, музыке, девочкам будет гораздо больше, чем к храму, Евангелию, молитве.

– Отец Андрей, у нас осталось совсем немного времени до конца передачи. По традиции прошу Вас подвести итог нашей программы и что-нибудь пожелать телезрителям.

– Всем желаю доброго здоровья. Тем, кто несет крест болезни, – помощи Божией. Не унывайте. За терпение болезни Господь готовит венцы. От больного человека не требуется никаких подвигов – только безропотно нести крест болезни. Будьте бодры, радостны, потому что Христос воскрес. Жизнь продолжается. Мы с Богом. Все будет нам по плечу, мы победим.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать