Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает исполняющий обязанности проректора по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич. 

– Сегодня отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Закончились праздничные дни, хотелось бы спросить: что нам вынести из них?

– Во-первых, надо отметить, что праздник замечательный, трогательный, нежный. Его наполняют своими персоналиями престарелые Иоаким и Анна, малолетняя Божия Матерь, идущая в храм Божий. И само по себе зрелище, которое предстает перед нами в Предании Церкви, очень умилительное, когда Божия Матерь в сопровождении чистых дев с зажженными свечами входит в храм Божий для того, чтобы там остаться и начать Свое духовное учение. Этот праздник вводит нас в обсуждение духовного воспитания и духовного возрастания.

Когда мы праздновали этот праздник на приходе, в проповеди речь традиционно шла о воспитании детей, о тех детях, которые приходят в храм Божий и открытыми глазами смотрят на святые иконы, свечи, слушают молитвы, песнопения. Конечно же, родители и мы задаемся вопросом: как нам сделать этих детей готовыми к той взрослой жизни, которая их ожидает, в том числе к духовно взрослой жизни? Как помочь детям, возросшим до 12–13-летнего возраста, войти во взрослое состояние по-настоящему, по-христиански? И праздник Введения во храм Божией Матери – это повод особым образом обратить внимание на то, как мы воспитываем своих детей (особым образом помолиться Божией Матери, поскольку Она проходила все эти ступени взросления), на то, как бы и нашим детям достигнуть такой святости или хоть сколько-нибудь приблизиться к ней.

Говорили о том, что должна быть нелицемерная вера родителей. Это первый залог. И с детьми нужно иногда говорить по-взрослому, читать им настоящее Евангелие (не только детское) на русском языке и вместе с ними молиться. И здесь успех воспитания зависит во многом от самих родителей. Я обычно говорю, что 95% воспитательного процесса обеспечивают родители. И прежде всего самое необходимое – это мир и любовь между отцом и матерью, чтобы мать и отец нежно и внимательно относились друг к другу. Это самый главный фундамент воспитания ребенка, его возрастания в духе христианства. Когда семья распалась и ребенок чувствует тяготу какой-то сложной истории по поводу развода либо в семье родители живут формально вместе, но реально – совершенно разные полюса, то ребенок находится из-за этого в опасном духовно-нравственном состоянии.

У меня был такой опыт. Я был знаком с одной семьей, там была девочка очень хорошая, в юности очень добрая и честная, верующая. Но у родителей случилась трагедия, их семья распалась. И я вижу, как это все отразилось на их детях: более чем катастрофически. Видно, что и одному ребенку, и второму не хватает того, чтобы их родители были вместе и в любви. Это очень важно.

Другая история есть. Знакомая, православный психолог, однажды мне рассказывала, что к ней пришел глубоко верующий отец семейства (семья очень набожная, верующая по всем внешним признакам) и говорит, что у него дочка вошла в какую-то черную секту и занимается магией. Спрашивает: что случилось, как же так? Женщина-психолог была довольно мудрая, опытная, она поняла, что напрямую к подростку подойти невозможно и что-то с ней обсудить. А она была связана с детской комнатой милиции и зашла со стороны светских властей, стала беседовать с девочкой.  Выяснилось, что эти внешне набожные и благочестивые мама с папой уже несколько лет вместе не живут в одной квартире, живут в разных местах. Тогда психолог сказала отцу: «Мне бесполезно разговаривать с девочкой, убеждать ее, как плохо заниматься нехорошими делами, как себя нужно вести, пока вы не помиритесь, не будете жить вместе в любви и согласии».

Этот праздник призывает нас к нежности и любви друг к другу, между мужем и женой. Кроме того, есть другая тема нынешнего праздника, которая в храмах уже обычно не затрагивается, но в той сфере, где меня благословили нести послушание, она особо звучит. Это воспитание и духовное образование. Потому что Божия Матерь фактически вошла в храм как в духовное училище, некую духовную семинарию, в которую Она поступила и стала там обучаться через рукоделие, молитву, чтение Священного Писания.

Когда мы празднуем этот праздник, речь может зайти еще и о том, как мы воспитываем, учим семинаристов нашей любимой альма-матер – Московской духовной академии, о том, как ребята проводят время в учении (четыре года бакалавриата, два года магистратуры, три года аспирантуры). Человек входит в это образование взрослым, но тем не менее духовно взрослеет именно в этой среде.

За себя могу сказать, что меня Московская духовная академия как человека Церкви абсолютно сформировала. Все, что я в себе вижу и чувствую, какие-то стремления, направления, цели, мысли – практически все это следствие обучения там. И мне хотелось бы, чтобы во мне было как можно больше доброго и хорошего. И во всех братьях, которые так или иначе оказываются в духовной школе. Чтобы также возрастала любовь к Богу, желание служить Церкви, достигнуть святости, насколько это возможно, желание быть хорошими, честными людьми и чтобы время обучения в семинарии ни в коем случае не было потрачено зря.

Когда люди учатся, всегда возникает такая мысль: что-то почти не нужно, а это вообще не нужно, это чуть-чуть нужно. Когда люди учатся в вузе, им приходится вот так ранжировать предметы, выбирать, что нужно, а что не нужно. Возникает вопрос: а Божией Матери, когда Она училась в храме, что-то было не нужно из того, что преподавали? Она тоже говорила: «Это не буду учить, это не буду слушать, этим не буду заниматься»? Мне это представляется очень сомнительным.

Из своего личного опыта хочу сказать: когда я окончил бакалавриат и вступил в сферу своей деятельности (меня позвали преподавать в Московском государственном областном университете на курс повышения квалификации педагогов), я обнаружил, что абсолютно все, до самых мелочей, что изучалось мною, мне нужно. А то, что я не выучил, где-то сделав послабление себе, упустил, – это бы и пригодилось, но я не могу так срочно восстановить и передать людям то драгоценное духовное знание, которое  сам не приобрел. Призываю всех, кто попадает в стены духовных училищ, семинарий и университетов, чтобы они всегда помнили об этом и максимально брали от образования всё, что только можно.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии сказано: Царство Небесное внутрь вас есть. То есть нет определенного места, где находится Царство Небесное, это состояние души. Но, по учению Православной Церкви, после смерти человека душа все равно куда-то уходит на суд Божий. Согласно притче о богаче и Лазаре там есть какие-то места: первый в одном месте находится, а второй – в другом. Но с душой еще ладно, а как быть с пророком Илией, которого вообще забрали на небо живым? Он не может быть в таком же состоянии, ему нужно и есть, и пить, и дышать. Тогда где он находится?»

– Это действительно достаточно сложная тема. Причем сразу несколько вопросов можно увидеть. Сложная тема по поводу соотнесения трансцендентности Бога, запредельности пребывания душ праведников и той материальной компоненты, которая так или иначе сопутствует бытию человека, как мы видим это на примере пророка Илии, пророка Еноха и Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, которые воскресли в теле и вознеслись на небо в теле. Здесь очень сложный вопрос согласования двух знаний о том, что некоторые праведники взяты на небо в теле, и при этом небо пребывает за пределами пространственно-временного континуума. Это действительно трудный вопрос. Более того, это вопрос, на который по большому счету нет ответа, чтобы человек мог это понять.

Начнем с того, что закроем глаза и представим, что нет времени, пространства. Если кто-то может это сделать, я буду удивлен, честно сказать. Потому что любая человеческая мысль, любая наша попытка мыслить (а поток мыслей в человеке не остановить, он связан с теми категориями, которыми мы пользуемся и знаем) абсолютно погружена в пространство и время. И мы не можем мыслить иными категориями. Для нас это запредельное пребывание неизъяснимо и непонятно. Поэтому о телах праведников, которые взяты в теле на небо, нам ничего не сказано в Священном Писании. Конечно, мы можем сейчас что-то выдумать, рассказать, но это будет выдумка человеческая. В Священном Писании об этом не сказано, и мы не имеем знаний от святых отцов, разрешающих досконально этот вопрос. Это означает одну простую вещь: это знание не является абсолютно необходимым для нашего спасения.

Насколько важно знать, в каком конкретно месте находится пророк Илия сейчас, чтоб прямо координаты определить? Может быть, это кому-то и было важно ради пытливого ума, но ради спасения это совершенно бессмысленный вопрос. Другой вопрос, который Вы задаете, гораздо более значимый и важный с точки зрения спасения: насчет Царства Божьего.

Где же тогда Царство Божие? Насколько оно материально? Этот вопрос действительно важен, интересен, и на него есть ответ. Материально ли Царство Божие? И да, и нет. Царство Божие подобно человеку царю, который отошел принять царство и оставил своим слугам таланты, оно подобно сеятелю – человеку, сеющему семя. Царство Божие внутри вас есть, говорит Христос. И из этих слов, которые мы видим в Священном Писании, можно сделать интересный и простой вывод, что же такое Царство Божие.

Давайте мы просто вглядимся в те слова, которые произносим. Что такое Царство Божие? Это некое царство. Как-то мы об этом не задумываемся, что Царство Божие – это царство. А какие есть атрибуты царства? Атрибутом царства однозначно является царь в первую очередь, некий человек (или в нашем случае Богочеловек), который вышел сеять семя. Он отошел ныне от нас, чтобы стяжать для нас царство, и каждому из нас дал определенные таланты, дары Духа Святого, которые мы должны использовать, чтобы наш Господин, когда вернется, даровал нам  Свои милости.

Кроме того, у царства есть верноподданные, есть законы. Какие законы? Очевидно, закон Божий, закон Священного Писания, Евангелия. В этом смысле Сам Христос является законом для нас. Если у меня спрашивают, сколько заповедей в Новом Завете, я говорю – одна: Иисус Христос. Он является живым образцом, как нужно себя вести, как нужно жить. Именно Он и есть для нас главная заповедь, главный закон этого царства.

Кроме того, у этого царства есть верноподданные, то есть конкретные люди, которые исполняют закон, служат царю, следуют за ним. И мы спросим: где же это царство находится? Это царство прежде всего пребывает в царе, в законах, в обществе, в каждом конкретном человеке, который является служителем этого царства.

И в этом смысле Царство Божие внутри нас есть. Если мы исполняем закон Божий и следуем Христу, то мы являемся частью этого царства. Материально ли это царство? И нет, и да. В нас оно является как материальное, но о нем можно сказать и как о нематериальном. То есть это та область, та сфера, в которой совершается воля Божия и соблюдаются законы Божии. Поэтому Царство Божие – это и запредельная реальность, и материальная одновременно. Возможно, так же пребывают и тела праведников: и запредельно, и здесь, в этом пространстве. Но каким образом – у нас нет ответа.

– Можно ли сказать, что Царство Божие – это Церковь?

– Да, я считаю, что прежде всего явлением Царства является сама Церковь Божия, собрание учеников Христовых, которые до сего дня через преемство апостольское доныне существуют, и из рук в руки, из уст в уста передается и сохраняется единство Апостольской Церкви. Эта Церковь и есть прежде всего явление Царства Божия. Границы Церкви, если их можно как-то определить, как-то связаны с границами Царства Божьего.

– Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Можно ли православному христианину покупать лотерейные билеты. Не будет ли это грехом?»

– Конечно, это азартная игра. Лучше не играть. Если вдруг Вы проигрываете, значит, деньги, которые нужно было потратить на жену и детей, на маму и папу, на нищих, Вы профукали просто так. Если Вам уж совсем некуда девать деньги,  раздайте нищим, которые стоят возле православных соборов.  Христос сказал: «Просящему дай». Иди и раздай. А если выиграешь в лотерею, то, получается, у кого-то забрал. Это же не твои деньги.

Лотерейная система устроена таким образом, что люди скидываются (все те, кто купил лотерейные билеты), часть денег, полученных от общего сбора, идет в карман организаторам лотереи, а часть делится между счастливчиками. В итоге оказывается огромное количество людей, которые просто нечестным образом потеряли свои деньги. И человек, купивший лотерейный билет, оказался причастным к этому. Мне кажется, что в лотерею играть нельзя.

– Есть ли какие-то постановления Церкви по этому вопросу?

– Я сейчас не могу вспомнить точно, но однозначно, что азартные игры не могут быть одобрены с точки зрения Православной Церкви.

– У меня вопрос по сегодняшнему евангельскому чтению. Сегодня в Евангелии читалось о том, что когда придет Сын Человеческий, на земле будет так же, как во времена Ноя, Лота в Содоме. А как было во времена Ноя и во времена Лота в Содоме?

– Было весьма грустно, надо сказать.  Я бы не назвал это весельем. Я считаю, что человек, погрузившийся в грех, пребывает в колоссальной грусти, печали и унынии. Мы говорим о том, что печаль, уныние посещают иногда верующего человека. Но если верующего они посещают иногда, то неверующий человек полностью погружен в эти состояния. Даже если он весел и радостен, то само по себе состояние неверия есть признак высочайшего уныния в том смысле, что это лишение надежды на Бога и упования на будущую жизнь. Если человек не верит в Бога, он лишен этого упования, надежды, всякое наслаждение и насыщение является в данном случае лишенным высшего смысла, высшего значения. Едим, пьем и веселимся, ибо завтра умрем. Когда человек в преддверии своей собственной смерти, неужели это настолько приятно и радостно?

Если речь идет о том, весело ли было жителям Содома, я считаю, что им не было весело. А если речь идет о том, весело ли было современникам Ноя, то я думаю, что им тоже было невесело. Но мы точно знаем из Священного Писания, что душа Лота томилась, и, очевидно, душа Ноя тоже испытывала определенные томления, видя вокруг величайшее развращение народов, их ужасное погружение в грех.

Этот вопрос очень интересно выводит нас на тему, связанную с праздником Введения в храм Божией Матери. Потому что еще один аспект праздника Введения – это тема материнства. Тем более что недавно был праздник День матери. И поскольку меня в этот день в студии не было, я всех мамочек поздравляю с прошедшим Днем матери, искренне желаю вам добрых, послушных и благодарных детей.

Каким образом это связано? Оказывается, подвиг материнства, служение мамы – это фундаментальный залог чистоты общества, преодоления обществом тех или иных противоестественных пороков. И здесь, с одной стороны, мы видим образец святости Божией Матери (абсолютная святость фактически), а с другой стороны, видим образ абсолютно развращенного человечества, который был во времена Ноя в Содоме и Гоморре и который, к сожалению, ожидается еще впереди. Что это за развращение? Это противоестественные грехи. Сейчас, в наше время, мы видим, что почему-то человечество вновь достало со свалки истории этот грех однополых браков, однополого сожительства.

Мы видим, что было в древности с современниками Ноя. Они все погибли, потому что их жизнь была мерзостью перед Богом. Что было с согражданами Лота? Они тоже были уничтожены гневом Божиим, потому что их жизнь была мерзостью перед Богом. Если кто-то хочет уточнить, почему и как, можно просто почитать повествование о жизни Лота: как два ангела пришли под кров Лота и что жители этого города собирались сделать с ними. Это облик совершенно деградированного человечества.

Этот грех был как-то переборот человечеством в эпоху христианского бытия, а где-то с середины ХХ века начинается новая волна. Вновь достается из арсенала это мерзостное оружие, которым фактически уничтожается и душа человека, и общество человеческое, и весь этот мир. Причем, что интересно, многие люди, которые проживают за границей, поддерживают эти противоестественные отношения между мужчинами и женщинами, а при этом выступают в защиту природы, экологии. Природу хотят сделать чистой и естественной. Но так не бывает.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея я прочитала, как Господь Иисус Христос говорит, что любую хулу простит, даже на Себя, но никогда не простит, даже в будущем веке, хулу на Святого Духа. Слушая ваш канал, я узнала, что богоборчество является хулой на Святого Духа. В нашей стране было два периода богоборчества. В 1917 году – когда убивали священнослужителей, разрушали храмы, причем это делали люди, которые еще вчера были верующими. И второй период – во времена Хрущева. У людей век – сто лет. А какой век у Бога, мы не знаем, даже предположить не можем. Бог Россию никогда не простит?»

– Я думаю, что Вас, если Вы будете молиться и просить Бога простить Ваши грехи, Он простит. Дело вот в чем. О чем идет речь, когда мы слышим о грехе хулы на Святого Духа? Речь идет о сознательном противлении благодати Святого Духа, о сознательном противлении Богу. Слово «сознательное» я бы хотел подчеркнуть. Очень часто люди, которые совершают богоборческие действия, делают это несознательно. Как говорит Христос: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Почему же Христос просит Отца простить тех, кто распинает Его? Неужели в такой концепции, что любое противление Богу никак не прощается, имеет смысл такая молитва? Однозначно не простится грех человеку, который понимает, что и как он делает, против Кого он воюет. Этот грех действительно лежит тяжелым бременем на душе человека, и человеку очень сложно его преодолеть. Хотя о конечной участи такого человека нам говорить не приходится, потому что все в руках Божиих, и степень сознательности очень трудно определить.

У меня в памяти есть такая история. Я служил в храме Серафима Саровского в Медведково, и там мне рассказывали: когда начинали строить храм в 90-е годы, местные жители настолько люто этому противостояли, что вставали вдоль улицы, по которой шли верующие на богослужение, и ругались, выкрикивали неприятные слова. Один даже привел с собой собаку и чуть ли не травил ее на людей, чтобы они только в храм не ходили. Прошло некоторое время, и у одного из этих людей ребенок попал в очень сложную ситуацию. Этот человек пришел в этот храм и со слезами молился. И те люди, на которых этот человек несколько лет назад  травил собаку, теперь видели его со слезами, искренне молящимся Божией Матери о прощении и помиловании. Я не сомневаюсь, что Господь даровал такому человеку помилование.

Дело в том, что очень часто люди, выступающие против Бога, против Церкви, на самом деле не знают Христа. И мы, верующие, должны понимать, что этот хаос может быть прощен. Что Господь силен через год, два привести людей в Церковь и сделать их святыми. Вспомним пример преподобной Марии Египетской. Она не только совершала грехи, а оскверняла христиан, совершая телесное хуление Христа, Духа Святого, но была прощена по своему раскаянию. С другой стороны, если человек осознает, Кто Такой Бог, что такое благодать (это относится прежде всего к нам, христианам, к тем, кто пребывает в Церкви, потому что мы знаем, что такое благодать Божия), и отворачивается от Христа, зная, что такое Причастие, действие Духа Святого в сердце, то, конечно, такое отступление от Церкви – очень тяжелый грех и сознательное противление Богу.

– Можно ли вымолить скончавшегося родственника-богоборца?

– Я думаю, здесь неверно говорить о каких-то заключениях с человеческой точки зрения о посмертной участи человека. Что значит: «вымолить родственника-богоборца»? Что мы будем делать? Какие-то механические действия (например, поклоны класть)?

– Искренне просить Господа о помиловании родственника. Мы его любим, хотим встретиться с ним в Царствии Небесном. У нас искреннее желание и искренняя молитва.

– Это понятно. Искренняя молитва, искреннее обращение в течение 50 минут или 50 лет. Некие действия, которые человек делает на земле, и они  должны пойти в зачет жизни или души того человека. Мне кажется, этот подход не совсем верен. Да, искреннее обращение ко Христу может все. Потому что Христос может все. Мы, христиане, веруем в нашего Христа абсолютно. Веруем в то, что Он может сделать абсолютно все. Апостол Иаков нам сказал: молитесь друг за друга. Мы молимся. Жив человек – молимся. Умер – тоже молимся. Какое препятствие для любви и для молитвы верующего может составить смерть? С точки зрения христианства, веры Христовой смерти нет. Мы молимся за всех: за живых и усопших. Можем ли мы сказать, что вымолили своего усопшего сродника, что он был в аду, а попал в рай? Я бы не дерзнул так говорить. Я думаю, что этот вопрос должно оставлять на усмотрение Божие: как Господь решит. Но мы, христиане, веруем, что искренним отношением, подвигами любви можем умолить Создателя, чтобы Христос, любящий нас и нами любимый, проявил милость даже к богоборцу.

И в этом смысле я позволю еще одну ремарку: самый большой подвиг – личная благочестивая жизнь. Это не свечи, которые ставят в храме. Я это постоянно напоминаю после отпевания. Это некий постоянный рефрен моей проповеди. Проповеди бывают разные после отпевания, но это я повторяю постоянно. Да, хорошо заказать сорокоусты в разных храмах, поставить свечи – это важно. Но важнее этого, чтобы люди, которым небезразлична жизнь и участь родного человека, сами изменили свою жизнь: стали христианами не только по названию. Чтобы в эти сорок дней за усопшего сродника вы прочли Евангелие от начала и до конца. Даже не Псалтирь, а Евангелие возьмите в руки. Кроме того, возьмите себе за правило часто причащаться. Раз в две недели или, если духовник благословит, раз в неделю. Чаще исповедуйтесь. Подумайте, что в вашем сердце есть греховного, какой свой грех вы можете исторгнуть, и борьба с этой страстью будет неким жертвоприношением Богу Творцу. Не материальное, а духовное – победа над страстью. Такие действия однозначно приятны Богу, и Он дает милости живым и усопшим за такой труд.

– У меня вопрос по сегодняшнему чтению из Первого послания апостола Павла. Там есть такая интересная фраза: согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Я вот представил, что было бы, если бы мы в наше время стали следовать этому апостольскому правилу. Почему не следуют?

– Мне кажется, что в некоторых случаях это действительно необходимо. Есть такое движение в мире – «Оккупай». Оно не так давно получило широкое распространение, в нашей стране в том числе. Люди находили человека, который совершает какой-то грех, и встречу с этим человеком снимали на видео. Разные ответвления в этом движении. Одно из них: «Оккупай-педофиляй». Участники этого движения выходили в социальные сети под псевдонимами юношей и девушек. Находились люди, погрязшие в этом грехе, договаривались о встрече, а на встречу приходили совершенно другие люди, которые увещевали этого человека, чтобы он этого не делал. И это имело определенный эффект. Это, конечно, не христианский, не церковный метод. Я бы таким методом не пользовался.

– Считается, что в Древней Церкви исповедь была публичной. Согрешивший человек исповедовал свой грех перед всеми.

– Но потом стало ясно, что публичность греха может не только помочь согрешившему, но и навредить другим. Я думаю, из-за этого эта практика была отменена. Но в некоторых случаях опытные духовники и в монастырях, и на приходах действительно прибегают к такому публичному обличению человека в каком-то грехе, если он не может повредить всем прочим прихожанам, а дать повод к исправлению конкретному человеку. В этом смысле: обличай согрешающих – это удел духовно опытных людей. Я бы не рекомендовал людям с малым духовным опытом, как у меня, пользоваться такой практикой.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Марка написано: И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. Плохо ли то, что они разглашали?

– Это мешало проповеди Христовой. Чем больше о Нем становилось известно, тем больше разносился слух до римских властей, иудейских первосвященников, которые препятствовали служению Христову. Ему сложнее было проповедовать и совершать дела милосердия по отношению к страждущим. Поэтому Христос запрещает это делать. Я думаю, нарушение слова Христова – это плохо. Но нам Христос сказал: Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. Поэтому в наше время мы должны разносить евангельскую весть ясно, громко и понятно. Поэтому запрет относится не к нам, а к тому, чьи узы языка были разрешены Христом.

– Я тоже воспринимаю эту фразу Христа двояко. С одной стороны, Он говорит: «Никому не рассказывайте, что случилось». Они идут и рассказывают, а Он ничего не делает для того, чтобы они не рассказывали. Он не делает их снова немыми. Как это понимать? Он вроде бы просит их не рассказывать, а с другой стороны, не препятствует этому.

– Очень хорошая идея. Христос говорит: не укради. Он же ничего не делает, чтобы мы исполняли эту заповедь. Но Он сказал. Что еще нужно для мудрого? Мудрому достаточно.

Иудеи I века и простые люди того времени: насколько можно говорить об их философской мудрости?

– Я думаю, тут не нужно философской мудрости. Достаточно просто послушания слову Божию, слову Христову. Эта практика послушания, следования за учителем была распространена в древнем мире и в иудейской традиции. Сказать, что ученики и простой народ не умели слушаться… это сомнительно. Они понимали, что нужно делать, когда тебе сказали: «Делай так».

– А Христос не хотел, чтобы о Его проповеди узнало как можно больше людей? Именно в Его время? Люди Израиля – те овцы, которых Он пришел спасти.

– По моему опыту прочтения Евангелия, главной целью Христа была не популяризация, не массовость, а хотя бы в этих двенадцати и тех, кто был рядом с Ним, сформировать истинное понимание Его проповеди, Его служения. И именно этому Христос посвящает все время. Не количеству, а качеству. В этом смысле можно увидеть, что служение Христово может быть разделено на две части: до Фавора и после Фавора. До Фавора Христос рассказывает ученикам о Царстве: что такое Царство Божие. Не понимают, путаются. Не понимают, Кто Он. А потом Он их уводит далеко на север Галилеи, туда, где нет ни книжников, ни фарисеев, где им никто не может помешать, и спрашивает у них: «Как вы думаете, Кто Я?» И Петр исповедует Христа Сыном Божиим. После этого Христос перед тремя учениками совершает преображение, видя, что некая промежуточная цель достигнута. И потом, спускаясь с горы, Христос начинает проповедовать о Своей смерти, о страданиях более явно, напряженно, уже начинается путь Христа от Фавора к Голгофе. Сначала Христос показывает Своим ученикам, что Он есть Мессия, Царь, а потом показывает, что Он пришел пострадать за людей.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать