Беседы с батюшкой. Православная Сербия

2 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, заместитель главного редактора интернет-портала «Pravoslavie.ru» иеромонах Игнатий (Шестаков). 

– Отец Игнатий, 30 октября скончался митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. В последний год он был популярной и даже знаковой фигурой в СМИ. Расскажите немного, что это был за человек.

– Владыка Амфилохий – один из выдающихся иерархов Сербской Церкви и один из самых известных иерархов вселенского масштаба ХХ века. К тому же его очень хорошо знают и любят в России. С ним связано возрождение Сербской Церкви, в первую очередь в Черногории. Он играл огромную роль в общецерковных событиях и практически на протяжении полувека был большим авторитетом. Последние 30 лет, когда он управлял кафедрой в Черногории, произошло возрождение церковной жизни после сильного удара, нанесенного Церкви коммунистами.

Церковная жизнь в тогдашней Югославии полностью замерла, потому что после Второй мировой войны было расстреляно практически все духовенство Черногорской митрополии. Позиции коммунизма и атеизма в Югославии были очень сильны, и черногорцы заметно отошли от Церкви. Начало служения владыки в Черногории в качестве правящего архиерея в 1990 году совпало с распадом государства и коммунистической системы. Ему фактически досталась Tabula rasa, то есть страна и народ, который очень сильно отошел от своих корней – от православия.

Благодаря его деятельности произошло возрождение – Черногория опять стала одной из самых верующих стран. Во-первых, народ, особенно в последние годы, показал верность Церкви, которая стала примером и для нас, живущих в России. Весь народ вышел защищать свою Церковь, ее права, свои святыни. Во-вторых, епархия у владыки Амфилохия была одной из самых монашеских. Он возродил много монастырей, наполнил монахами древние монастыри. Монастыри, которые сотни лет лежали в руинах, были отстроены. В них появлялись братства и сестричества. Кроме того, он создал издательство «Светигора», при котором было радио, транслировавшее практически на весь мир, и издательский дом, который имел самые большие тиражи в Сербской Церкви. И это при том, что в Черногории живет не так много людей.

Постоянное население, по официальным данным, 700 тысяч, но реально живет меньше,  где-то полмиллиона. Мы понимаем, что это намного меньше, чем даже в Белграде. Однако управляемая им митрополия стала центром возрождения православия на Балканах. Безусловно, тут большой вклад владыки Амфилохия, который, еще даже не будучи архиереем, уже был известен как человек, который всегда отстаивал и вероучение Церкви, и ее позицию в общественной жизни. Он не боялся высказываться по очень острым темам и делал это до самого конца своей земной жизни.

Прощание с владыкой – очень величественная картина. Редко кто из современных архиереев сподоблялся такого массового выхода верующих людей, провожающих его в последний путь. Его провожала практически вся страна. Много людей приехало из Сербии, из других стран. В их числе духовенство, политики и просто люди доброй воли.

Наверное, он был самым известным сербским архиереем в России и на Украине. Те, кто с ним встречался, запоминали эту встречу. Запоминал встречу и сам владыка.

– А что происходило весной в Черногории? Ведь именно тогда митрополит Амфилохий стал известен.

– Он был известен и раньше, но просто немногим больше года назад давление на Церковь со стороны современного  государства приняло самые радикальные формы. Было принято законодательство, согласно которому Церковь практически лишалась всего своего имущества, всех тех святынь, которые хранила до 1918 года.

И народ во главе со своими архиереями, в том числе с владыкой Амфилохием, встал на защиту Церкви, на защиту своих святынь. С осени прошлого года и до недавнего времени по всей стране совершались крестные ходы. Часто в них принимали участие архиереи и, конечно же, владыка Амфилохий.

Так получилось, что они победили, потому что после недавних выборов власть, которая управляла государством почти 30 лет, пала. Все признают, что так произошло именно благодаря протесту народа, вышедшего защищать свои святыни по призыву митрополита Амфилохия и других архиереев.

Можно сказать, что Черногория является примером теократического правления. Политическая власть была очень сильна, она поддерживалась разными европейскими силами и фондами, НАТО. Благодаря всему этому она держалась 30 лет. Это была абсолютная власть, и казалось, что ее невозможно сместить. Церковь же устами своих архиереев и в первую очередь митрополита Амфилохия призвала народ защищать свои святыни и тем самым фактически изменила ситуацию в стране.

– Мне кажется, показательно то, что в этот год, который войдет в историю как год пандемии коронавируса, весной проходили массовые крестные ходы. Владыка Амфилохий хотя и скончался от коронавируса, но пережил первую волну, был все время с народом, боролся, сражался за веру. И только сейчас, когда наконец новая власть сменила старую, он ушел.

– Я думаю, что это промыслительно. Все-таки надо понимать: ему было 83 года. До такого возраста доживают немногие люди. Архиереи, которые живут более безмятежно, находятся на покое и следят за своим здоровьем, не всегда доживают до такого возраста. А владыка Амфилохий ушел в иной мир правящим архиереем.

Мне кажется, что в причине физической смерти владыки нет какой-то трагедии, особенно остро связанной с пандемией. Человек в таком возрасте может просто лечь и не проснуться.

Да, конечно, его любили. Да, ждали, что он выздоровеет. Когда он ложился в больницу, то чувствовал себя неплохо. Но Господь судил вот так. Мне кажется, что его упокоение, несмотря на то, что для многих в Черногории это, конечно, по-человечески трагедия, очень промыслительно. И то, что это произошло после того, как сменилась какая-то веха, значит, что он  как бы пускает своих учеников продолжать его дело. И сейчас все практически в один голос говорят, что Церковь потеряла архиерея, но приобрела святого.

Я не знаю, состоится ли когда-нибудь его прославление в лике святых; может быть, еще рано об этом говорить, но люди чувствуют, что связь с ним не прервалась. Он был всенародным владыкой, и сейчас по реакции людей в Сербии видно, что страх, отчаяние и слабость, которые люди чувствовали сразу после его упокоения, очень быстро сменились на какую-то радость, – радость, что все равно он их не оставит.

Они его так и называли – «джед», или «дед». Вообще, надо сказать, сербы немножко проще относятся к прозвищам. Фактически у каждого архиерея оно есть, и это не является чем-то оскорбительным. Есть у политиков, есть у известных людей. Как у нас раньше, например, Василий Косой, Иван такой-то… Это, может быть, отражало их характер.

Он ушел, а люди как будто стали с ним еще ближе. Вот такой интересный феномен. Знаете, бывает, когда человек уже в годах, у него появляются какие-то слабости, связанные со старостью. Это касается обычно и власти, и каких-то высказываний. Даже эти вещи, которые, может быть, стали появляться просто в силу возраста, сейчас моментально ушли.

Люди временами роптали на владыку, критиковали его, говорили: «Надо было сделать так». Все это сейчас сразу сошло на нет, и людей объединяет всенародная любовь к владыке, отошедшему в иной мир. Кроме того, и история, и историки еще скажут о годах его правления.

Когда я шел на передачу, я вдруг вспомнил о том, что он пробыл на кафедре ровно 30 лет. Это тоже как бы особая цифра. Тридцать лет человек пробыл на кафедре и принес такие огромные плоды – возрождение Церкви в Черногории, что оказало большое влияние на всех людей вообще и на Русскую Церковь в частности.

 Это значит, что его правление в Черногории началось после прихода к власти социалистов?

– Владыка Амфилохий стал митрополитом в период распада Югославии (к 1991 году), к моменту крушения системы. Некий идеологический гнет ослаб, начавшиеся войны обошли Черногорию стороной, к власти пришли социалисты. Их власть служила владыке источником для смирения, а в последние десять лет отношения государства и Церкви в Черногории, которая славилась как православная страна, имеющая великие святыни, изменились в худшую сторону. У власти стояли открытые атеисты, проводящие антиправославную, антисербскую  пропаганду, серьезную работу на государственном уровне, пытаясь создать националистический раскол, клеймящий Церковь. Все СМИ были в их руках.

Почти 30 лет эта власть была безальтернативной в Черногории, маленькой стране, которую легко контролировать, но тем не менее вера народная оказалась сильнее всех этих мирских способов управления. И, конечно, в этом огромная заслуга именно митрополита Амфилохия.

 Он был интересным человеком, получил  архиерейскую хиротонию в Греции, очень много бывал на Афоне, общался с Паисием Святогорцем и преподобным Иустином (Поповичем) Челийским. Это крупнейший сербский  богослов ХХ века, человек, который в советское атеистическое время был особым рупором православия, он долгие годы провел  в изоляции, фактически под арестом, в монастыре. Владыка Амфилохий, будучи еще молодым человеком, мирянином (а потом иеромонахом), приезжал к нему, общался с ним, это был его главный учитель. В коммунистическое время в Югославии владыка Амфилохий был, конечно, диссидент, как и многие его друзья  (нынешний владыка Афанасий и другие). Они устраивали разные диспуты с атеистическими идеологами  на философском факультете (свободы в этом плане было больше в Югославии). Они являлись реальными борцами, но от Церкви народ все же сильно отошел.

В Сербии начала  80-х, когда владыка Амфилохий, будучи зрелым и образованным человеком, стал иеромонахом, храмы пустовали даже в сельской местности… Несмотря на это, Церковь  шла наперекор всей системе, боролась и проповедовала, миссионерствовала. И в 90-е годы, когда пришла свобода,  они стали самыми  активными делателями на ниве Христовой, принеся огромный плод.

   Один из последователей владыки Амфилохия  ̶   епископ Иоанникий, он сейчас назначен администратором Черногорской митрополии. Что это за человек? Ведь он стал известен как раз весной этого года, когда были массовые крестные ходы; его арестовали…

– Я уверен, что владыка Иоанникий  –  это следующий Черногорско-Приморский митрополит, и он не просто ученик владыки Амфилохия, это был его соратник, и он человек очень зрелый. Он родом из Черногории, был игуменом Сретенского монастыря, преподавателем и воспитателем в Сретенской семинарии, которую возродил. Он являлся очень близким учеником и помощником владыки Амфилохия. И если раньше вся Черногория была епархией владыки, основную территорию которой занимала Черногорско-Приморская митрополия, то в 2003 или 2004 году владыка Амфилохий выступил инициатором разделения епархии, выделив из нее территорию больше, чем Черногорско-Приморская, и поставил владыку Иоанникия на эту кафедру.

Это была одна из тех кафедр, которую в свое время образовал Савва Сербский. Они возродили ее, восстановив православную жизнь на всем севере Черногории (там живет народ гор и очень сильны русофильские настроения). Владыка Иоанникий, любящий монашество, построил огромное количество храмов и трудится над тем, чтобы монастыри  наполнялись, а также чтобы появлялись новые. Еще он нашел много византийских храмов по тем местам, которые (все это знают) называются: церква. Это просто какой-то холмик. Приходят с металлоискателем, начинают откапывать (я сам был участником этого) – а там базилика с византийской мозаикой. И на этом месте основывается монастырь. Так владыка основал несколько монастырей помимо восстановления старых. Вообще он довольно самостоятельный, зрелый архиерей, и, возможно, его позиция даже более твердая и последовательная, чем у владыки Амфилохия. Знаете, в горах до сих пор есть кланы – и вот как в Средние века люди давали клятву биться с турками, так и тут клялись защищать свою жизнь и владыку Иоанникия. Вот такой там верующий народ.

 Можно сказать, владыка − мученик, исповедник: он стал одним из первых сербских архиереев, которого в XXI веке арестовали власти. Он провел в участке три дня, на него завели дело, которое до сих пор не закрыто. Епископ Иоанникий – православный вождь, настоящий черногорский владыка; он и выглядит как богатырь.

Владыка Иоанникий очень любит Россию, у него много знакомых архиереев, священников из России и с Украины, с которыми он дружит. Я знаю, что к нему часто приезжают митрополиты из Кузбасса, Санкт-Петербурга, украинских городов. Это удивительный человек Божий, достойный преемник владыки Амфилохия, не только его ученик, но и собрат.

− Вы сказали, что владыка Амфилохий – одна из самых знаковых фигур в Сербии. Но я хотел бы вспомнить патриарха Сербского Павла – его и сейчас очень почитают, в том числе и в России.

− Мне кажется, общецерковное прославление его в лике святых – это лишь вопрос времени, причем не очень большого. В крупных белградских храмах уже выкладывают огромные мозаики, где патриарх изображен с нимбом. Если вы проедете по Сербии, то найдете много икон, фресковых изображений, где он с нимбом изображен уже давно. Его почитают за святого, и ни у кого не вызывает сомнений (в том числе в России), что еще при жизни это был святой человек. Ему сейчас молятся как святителю.

Владыка Амфилохий − из другого поколения, он был младше патриарха Павла лет на пятнадцать, но они были очень близки друг с другом. Одно время владыка был патриаршим местоблюстителем: фактически замещал патриарха. Они близко общались, так как епископ Амфилохий по духу тоже человек небесный.

Патриарх Павел – уникальный пример патриарха-нестяжателя XX века. Он любил делать что-нибудь руками и был известен тем, что сам себе чинил ботинки; у него был набор инструментов. Обувь он никогда не покупал, потому что шил ботинки сам, а если уж ему дарили обувь, то он ее много раз перешивал, зашивал. Даже в музее Сербской Православной Церкви выставлены его ботинки и сапожный набор, которым он работал.

Один священник из Америки рассказывал, как патриарх Павел приезжал к ним в гости, посещал сербские, русские общины. Священник, как представитель Американской Православной Церкви, снял для патриарха апартаменты в отеле. Когда патриарх выезжал из гостиницы, стало видно, что он спал скорее всего на полу: в номере ничего не было тронуто. Патриарх Павел был человеком до смешного аскетичным. Однажды ему говорят: «Святейший, у Вас на умывальнике мыло лежит совсем тоненькое. Давайте мы новое положим, а старое выбросим», а он отвечает: «Нет, оставьте, мне хватит». Он был нестяжательным − вроде простой подвиг, а сколько людей вышло его провожать в последний путь: это было невероятно! Кажется, подсчитали, что каждый шестой или каждый десятый человек в Сербии присутствовал на его похоронах. Там было целое море людей. Есть фотография, на которой хорошо видно: людская толпа тянется до горизонта. Мне посчастливилось быть там в этот момент: это было просто что-то невообразимое!

Интересно, что в таком же масштабе это повторилось сейчас в Черногории на похоронах владыки Амфилохия. Между ним и патриархом Павлом существует духовная связь и на этом уровне. Они оба − интересные, уникальные люди. Хотя и знаешь какие-то их недостатки; бывает, их кто-то ругает, критикует − вроде по делу, но потом понимаешь, что и Василия Великого, например, кто-то критиковал за что-то. Были даже столкновения между святыми, они могли поругаться. Но Господь так устраивает, что кончина Его угодников показывает их истинную суть: это святые люди. Тогда вдруг вспоминается все самое важное: слова, которые они говорили, поступки, которые  совершили.

− Какие еще святые (кроме патриарха Павла, который скоро будет прославлен) известны в Сербии? Не только из современников.

− Один из самых почитаемых святых Сербии – святой Савва. Сейчас завершено строительство собора в честь его в Белграде. Василий Острожский – очень почитаемый святой, его мощи находятся в Черногории. Петр Цетинский – тоже черногорский митрополит. Неманичи – династия Средних веков, в которой  практически все святые, их мощи  покоятся в разных сербских монастырях. Так что земля Сербская полна святыми и ждет паломников − из России уж точно.

Хочу рассказать также о сербской святой Ангелине. Часть ее мощей сохранилась в построенном ею монастыре. Это единственная святая, в честь которой наречены все наши Ангелины без исключения. Сейчас это не такое уж редкое имя. Все наши русские Ангелины имеют ее своей небесной покровительницей. В этом тоже есть особая связь между Россией и Сербией. Эта страна открыта для нас, это страна святых − именно такой мы ее и должны всегда видеть.

− Расскажите подробнее про преподобную Ангелину. Где находятся ее мощи?

− Ее мощи покоятся в монастыре Крушедол. Но они там не целиком: ее мощи хранились вместе с мощами ее двух сыновей и мужа – все они прославлены в лике святых. Турки во время одного из сербских восстаний мощи святого семейства сожгли в качестве мести. Сейчас остались только: рука, локоть, еще какие-то части мощей, в том числе и Ангелины. Монастырь Крушедол, где  хранится ковчег с мощами, построила преподобная Ангелина вместе со своим сыном-митрополитом.

У святой была очень скорбная жизнь. Она вышла замуж за слепого сербского королевича:  его ослепили турки. Кто сейчас выйдет замуж за слепого? А она влюбилась в него, вышла замуж, родила ему детей и всю жизнь скиталась с ним, живя в очень суровых условиях, в бедности. Потом умер ее супруг, и она всюду возила с собой его мощи. Затем упокоился  один из сыновей, другой сын стал епископом. Ангелина подвизалась на севере современной Сербии, построила там несколько монастырей, в том числе и монастырь Крушедол.

Сербы очень заботливо называют ее «мать Ангелина». Она пример матери, жены, супружеской верности. Несмотря на тяжелые испытания, она сохранила любовь к своему мужу, детям и монашеству. Она впоследствии стала монахиней. Много она сделала для Церкви.

Ангелина состояла в переписке с русским государем  Василием III, посылала ему подарки, он ей дарил книги. Таким образом, она была связана с Московским княжеством, с Россией. Видимо, поэтому ее здесь начали почитать довольно рано: в XVII–XVIII веках ее имя уже было в наших святцах (в отличие от многих сербских святых, которых нет в нашем календаре скорее всего по недоразумению), и немало русских христианок носили это имя.

− Мы говорим «святые Сербии» − а что подразумеваем под словом «Сербия»? Мы ведь упоминаем и про святых Черногории. Например, Василий Острожский − это черногорский святой.

− Нет, это один народ. Если строго следовать географии, то Василий Острожский не имеет никакого отношения к Черногории:  он герцеговинский святой. Монастырь Острог, в котором находятся его мощи, сейчас располагается на территории Черногории, но раньше здесь всегда находилась область под названием Герцеговина. Святой Василий, конечно, был сербом, как и черногорские митрополиты, в том числе владыки Амфилохий и Иоанникий, всегда были сербами. Сербы и черногорцы − это скорее разделение по географическому признаку. Есть ведь герцеговинские, боснийские, шумадийские сербы. Это лишь географическое название.

По сути, сербы и черногорцы − абсолютно один народ. Другое дело, что сейчас, в Новейшее время, навязывается их разделение, чтобы разъединить самых близких братьев. Но это полная ерунда: черногорцы из Черногории и сербы из Сербии говорят на одном языке.

Сейчас Василий Острожский − черногорский святой только потому, что его монастырь и мощи находятся на территории современной Черногории. Но Сербская Православная Церковь на территории Черногории и владыка Амфилохий являются не то что составной частью общесербской православной традиции, но и самой активной молитвенной составляющей. Владыка Амфилохий очень много сделал в Черногории для того, чтобы почитание сербских святых из Черногории транслировалось на всю бывшую Югославию. Он издавал книги, много об этом писал. Так что в этом смысле нет черногорских святых: они все в первую очередь общецерковные, а затем общесербские. 

− Какие главные праздники в Сербской Церкви?

− Такие же, как у нас. Но у них, например, особым образом отмечается день святителя Саввы. У сербов он празднуется 27 января, у нас – 25 января. В Сербии на общегосударственном уровне это день просвещения, праздник школьников.

 В Черногории, где было давление на сербскую идентичность, на кириллическое письмо в последние годы, день святого Саввы отмечают еще более активно, чем в самой Сербии. Там у них выделена целая неделя − Святосавские дни. Я как-то был на подобном праздновании по приглашению владыки Иоанникия. Это очень интересно! Черногорское государство не хотело праздновать память святого Саввы, оно давило на Церковь и сербскую традицию. Тогда организацию празднования взяла на себя Церковь и постаралась сделать это с наибольшим размахом. Владыка ездит всю неделю по епархии, заезжая в каждый город. Там служится сначала литургия, затем проводится концерт: поют песни, дети читают стихи, посвященные святому Савве, люди танцуют. Бывает, владыка в одном городе утром, вечером в другом. Так он объезжает множество городов, и в каждом городе праздник. Таким образом празднования начал проводить владыка Амфилохий.

Еще у сербов есть уникальная праздничная традиция, которая отличает их от всех православных народов, − это крестная слава. Каждый серб празднует память какого-либо святого как патрона своего рода. Для них это самый главный праздник, не именины, а именно слава. Например, святитель Николай – патрон у половины сербов. И в день его памяти другая половина идет к первой в гости.

День памяти святителя Николая в Сербии празднуется более масштабно, чем у нас. Мы идем в храм, молимся там, и всё. У них этот день – очень серьезное мероприятие. Есть, конечно, свои церковные традиции. Может, какие-то святые почитаются у них больше, чем у нас. Например, день святого Георгия Победоносца – это великий праздник для сербов. Церковные же праздники − такие же, как у нас.

− Празднование патрона – это как празднование именин?

− Похоже, но все-таки это другое. У семьи, в которой вы родились, уже есть какой-то святой покровитель (допустим, святой Георгий, и вы всегда празднуете память святого Георгия как свою славу). Именины вообще у сербов неактуальны.  Потому что большинство имен не являются христианскими в строгом смысле. В русской традиции −  все понятно (сейчас, кстати, возвращаются имена, которые раньше были забыты). У нас крестят в честь какого-то святого. У сербов такого нет: у них просто крестят Милойку, Вука, Предрага, но не в честь святого.

− Что означают эти имена?

− Предраг – «очень дорогой», Милойка – «милая», Биляна – «трава», Снежана – «снежинка», Вук – «волк», Дубравка – «дубрава». Много имен, связанных с природой, природными явлениями, характерами: Мила, Милорад – от слова «милый», есть имя Весна. Существуют, конечно, имена, производные от христианских: Ольга, Александр, Вера, Никола. Но крестят их все равно не в честь святого, имя которого они носят. Например, вас могут звать Никола, но крестная слава у вас – Пантелеимон.

В день крестной славы вся семья собирается вместе, освящают в церкви специальный калач, организуют застолье, приглашают священника, друзей. Могут гулять по три дня. Бывает, что редкий святой является славой какой-либо семьи. Но чаще всего это Георгий, Николай, архидьякон Стефан, Косма и Дамиан, Параскева Пятница − в основном древние святые. Редко когда можно увидеть, что слава, например, Иоанн Златоуст. Считается, что слава передается от первого крестившегося в роду человека: в честь какого святого он был крещен.

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать