Беседы с батюшкой. Радость покаяния. Игумен Филарет (Пряшников) 9 декабря 2022

9 декабря 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи – радость покаяния. Тема очень волнующая для всех не только во время поста, но и во время разных искушений. Когда мы говорим о покаянии и радости покаяния, в большинстве мы не готовы воспринимать покаяние как радость. Мы приходим на исповедь, но настроены не радостно, а очень серьезно. Более того, если у нас нет слез покаяния, то, может, и исповеди нет. Но при этом само выражение «радость покаяния» нам привычно, хотя иногда не очень понятно. В чем же здесь радость и в чем истинный смысл покаяния?

– Совершенно не случайно в нашей церковной традиции таинство Покаяния, или таинство Исповеди, является неотъемлемой частью для верующих людей. Тем более что таинство Покаяния предваряет следующее, самое высшее таинство Евхаристии – причастие Тела и Крови Христа. И когда мы говорим про радость покаяния, мы подразумеваем уже некий итог после того, как человек, подойдя к исповеди и раскаявшись в своих грехах, получает отпущение, получает прощение и, самое главное, примирение с Господом Богом.

Радость бывает, прежде всего, от осознания, что Господь рядом. А когда Господь отходит от человека? Точнее – когда человек отходит от Бога? Когда мы живем совершенно не такой жизнью, какой хочет от нас Христос, когда мы совершаем грехи, когда служим темной стороне. Это все отдаляет нас от Создателя, отдаляет от той радости богообщения, о которой пишется в разных источниках. Мы знаем, что и Ветхий Завет наполнен примерами покаяния, и Новый Завет тем более. Мы видим такие примеры и в Евангелии, и в апостольских посланиях. Святоотеческое предание содержит огромное количество примеров, когда человек, изменив свой образ жизни, приобретает совершенно иное предназначение в этом мире.

Самое главное, о чем я уже упомянул, – радость бывает от общения с Богом. Радость бывает от того, что ты свободен. В Священном Писании кто-то из апостолов пишет: будьте свободны. К какой свободе призывает нас Господь? Он призывает нас освободиться от рабства греху. Рабство греху – это всегда подчиненность тому, что тебя разрушает изнутри. Ты никогда не найдешь радости, когда совершаешь грех, когда совершаешь какое-то духовное преступление. Грех и есть преступление против Божьего закона. Ты никогда не будешь удовлетворен, не будешь иметь внутреннюю уверенность в том, что идешь по правильному пути.

Поэтому, когда мы рассуждаем о радости покаяния, наверное, правильно говорить: радость от покаяния. Покаяние рождает совершенно иные чувства. Когда человек отходит от исповеди или просто совершает молитву дома, попросив у Бога прощения, он чувствует, как Господь прощает его: может быть, за какие-то мелкие проступки, совершенные за день, или за какие-то большие грехи. А мы очень нуждаемся в том, чтобы просить прощения.

– Здесь и возникает следующий вопрос. У человека возникает традиция каяться в тех грехах, которые не всегда нас обличают. Совесть меня обличает, поэтому в этих грехах я и должен прежде всего каяться. У нас есть стандартный набор того, в чем мы грешим: осуждении, гневе, раздражительности, гордыне. Более того, я столкнулся с такой проблемой, когда приходится думать о том, как мне построить собственную исповедь, чтобы найти в своей душе те грехи, которые меня прямо обличают. Получается какая-то парадоксальная вещь. Я понимаю, что жизнь в грехе и не может быть так, что все у меня уже хорошо. Тем не менее проблема с исповедью есть, и у многих людей.

– Духовная жизнь человека, жизнь по Боге – очень непростая вещь. Кто-то из святых отцов говорил, что это наука из наук. Важно, чтобы мы у Бога просили, чтобы Он показал нам наши согрешения, особенно в дни Великого поста, для чего у нас есть молитва Ефрема Сирина. Но и в любой пост мы всегда призываем к этому верующих. Постное время – это не только ограничение в какой-то еде, а прежде всего работа над собой. Нужно не просто просить Господа: «Помоги мне увидеть мои согрешения, увидеть мои нехорошие стороны, над которыми я должен поработать», но еще и наблюдать за собой, быть внимательным к своим словам, поступкам, делам.

Многие, подходящие к исповеди, в разговоре со священником иногда говорят: «А что толку ходить, если у меня все одно и то же?» С одной стороны, радуешься, что нет нового. Пускай будет одно и то же, но не будет новых грехов, может, больших, приобретенных. С другой стороны, человек видит себя таким, что он не может освободиться от осуждения, от зависти, не может привести в порядок свои чувства. Хорошо, когда человек видит, над чем работать. Другой вопрос в том, что, когда у тебя получается, Господь тебе дает Свою благодать. Ведь мы из храма Божьего должны уносить не только просфоры, святую воду и свечи, но и Божью благодать в своем сердце, в своей душе, очистившись от грехов, пороков, от каких-то проступков.

Через все это мы и приобретаем некую осмысленность своей жизни, и мы радуемся. Чему мы радуемся? Тому, что Господь дает шанс, возможность увидеть свои грехи и, более того, поменять себя. Когда я изменяюсь, я это также проецирую на окружающий меня мир. Когда человек понимает, что он является, например, началом скандалов в семье, когда его нехороший характер возбуждает какие-то столкновения между родственниками или близкими, после того как он это увидит и прекратит, мир водворяется в семье, между родственниками, между знакомыми, на рабочем месте.

Очень важно видеть свои согрешения, нехорошие стороны своего характера и с Божией помощью менять все это. Вот к чему призывает нас таинство Покаяния. Покаяние – это изменение сознания, когда человек должен и обязан себя поменять, преодолев в себе страсти, пороки. Когда получается, отсюда и возникает радость. Ведь Господь тебе дает шанс, возможность поменять себя. Когда у тебя это получается, бывает радостно на сердце. Потому что благодать Божия тебя касается.

– Во времена Советского Союза был фильм про Евгения Столетова, который знают практически все взрослые люди. Там была песня про сережку ольховую, в которой есть такие слова: «И, видимо, жизнь не такая уже вещь пустяковая». Еще в то время я думал: если относиться к своей жизни как к чепухе, то тогда, наверное, не нужно никакое покаяние, вообще ничего не нужно делать. Поэтому возникает следующий вопрос. Насколько мы должны ценить не просто жизнь, которую нам дал Господь, а вот эту конкретную бытовую жизнь, которой мы, миряне, живем? Насколько это важно и важно ли  вообще?

– К сожалению, некоторые пренебрегают тем духовным кладезем, который у нас есть в наличии, это святоотеческое наследие, древние патерики и поучения. Люди часто думают, что это все для монахов, для подвижников, которые спят на камне, едят три горошины полгода. Разные бывают представления о подвижниках разных столетий. На самом деле человек одинаковый. Мы все одинаковые. Потому что Творец сотворил нас одинаковыми. Мы одинаково повреждены грехом, и он есть у всех нас. Мы одинаково призваны к спасению.

Когда Господь разрешает нам прийти в этом мир через наших родителей, Он дает нам шанс реализовать себя, дает шанс человеку стать настоящим христианином, личностью. Может быть, верующим других конфессий, других религий. У митрополита Антония Сурожского спросили: «Как Вы относитесь к другим религиям?» Он ответил: «Уважительно, но спасение – в христианстве». Господь дает шанс человеку реализовать себя как человека, призванного к вечности. Нас окружает огромное количество вещей, животный мир, природа. У них есть своя душа, и об этом говорили и древние философы. Но интересно, что ее называли растительной душой, и только человек призван к вечности. Мы в наших семьях, общаясь с нашими близкими, должны об этом помнить.

– Вопрос телезрительницы из Пензы: «Мы с приятельницей дружим с 1974 года. Сейчас она после операции, очень плохо себя чувствует и не может пригласить священника домой, чтобы причаститься. Она всегда переживает, когда долго не причащается. Как ей правильно поступить? И прошу, чтобы помолились за болящую Пелагею».

– Помоги, Господи, рабе Твоей Пелагее... Причастие – это действительно наивысшая точка в жизни христианина, это физическое соединение с Господом Богом. Часто задают вопрос о том, как часто надо причащаться. Причащаться надо, безусловно, часто. Но вспомним преподобную Марию Египетскую, например: сколько раз она причастилась? Но она получила залог будущей жизни.

Раба Божия Пелагея и верующая, и ходила в храм, просто случилась такая жизненная ситуация, которая не позволяет сейчас это сделать. Я не знаю, в чем проблема пригласить священника на дом. Это же можно сделать.

Желать Причастия – это уже огромная польза для души человека. Но не забывайте о том, что вы уже причащались когда-то и залог будущей жизни уже с вами. Господь говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 53–54). Вот главные слова Христа. Сколько раз это надо делать? Иногда и одного раза в жизни достаточно, чтобы войти в вечность без осуждения.

Надо стремиться причаститься. Тем более если человек болеет. Батюшки ходят и в больницы, и в какие-то закрытые учреждения, где лежат больные и нуждающиеся. Поэтому не надо переживать, надо молиться, чтобы Господь помог и удостоил такой встречи.

Приведу пример из своей священнической жизни, который я помню до сих пор. Меня пригласили причастить одну женщину, она была лежачей, лежала дома. Но по разным причинам я не мог к ней прийти. Может быть, родственники отказывались пригласить священника, или она себя плохо чувствовала, или меня не было на месте в приходе. Но я запомнил ее радость, когда пришел к ней рано утром с Запасными Дарами, чтобы ее причастить. Женщина ждала этой секунды, чтобы встретиться не только со священником, но со Христом, причастившись Тела и Крови Христа.

Поэтому дай Бог здоровья Пелагее, пусть быстрее поправляется. Надо найти возможность пригласить батюшку, это несложно.

– Есть такие грехи, которые мы не совсем способны произнести. Мы понимаем, что говорим грехи не священнику, а Господу, но все равно произнести словами некоторые грехи невозможно по понятным причинам. Каким образом в этих грехах можно покаяться?

– В домашней молитве. В святоотеческом наследии очень много мудрости, и мне нравится такая мудрость: не всякому человеку раскрывай свою душу. Не всякому человеку, даже священнику, говори то, что есть внутри твоего духовного мира. Это очень важно помнить. Священнослужители тоже люди, и они по-разному относятся к тому, что могут услышать на исповеди. Конечно, пытаешься сделать так, чтобы человек, приходящий на исповедь и раскрывающий свое сердце, доверял тебе.

Я часто встречал в своей практике такое смущение: мол, как же я батюшке скажу этот грех? Ко мне на исповедь приходили люди из другого прихода и говорили, что своему батюшке не могут в этом грехе признаться, мол, батюшка разочаруется. Поэтому приходят к незнакомому батюшке. Столько смущений иногда бывает! Не надо смущаться, надо быть мудрыми в этих вопросах. А каяться нужно всегда.

– Вопрос телезрительницы из Солигорска: «Во-первых, я хочу поблагодарить за ваши передачи. Спасибо большое и ведущим, и батюшкам. У меня вопрос по поводу радости. У меня нет радости. Я хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, но у меня нет радости, потому что я считаю себя виноватой в распаде семьи. Это было давно, дети у меня уже большие. Я исповедуюсь от чистого сердца, все осознаю, но радости у меня нет; на меня накатывают обиды, несостоявшиеся ожидания. И я не вижу выхода».

– Спасибо людям, что они смотрят наш телеканал и такие интересные передачи. Действительно, здесь в гостях бывают удивительные священники, очень мудрые, раскрывающие глубину духовной жизни, отношение к Церкви, к христианству. Большое спасибо за Ваш отзыв. Всегда ждешь, интересно ли людям то, что они слушают и смотрят.

По поводу радости... Знаете, наверное, скорого успокоения не надо ждать. Почему? Иногда бывают такие поступки, о которых мы помним всю свою жизнь, и они нам нужны для того, чтобы мы осознавали, насколько человек может впасть в грех. Но, с другой стороны, мы должны прославлять Бога, Который Своим милосердием покрывает наши недостатки.

Грехи бывают различными, в том числе страшными, и тяжесть греха определяет Господь. Как мы понимаем, что Бог нас простил? Когда полностью забываем о ситуации, о человеке, о произнесенных ненароком словах. А бывают такие вещи, о которых помнишь всегда, они остаются как заноза. Например, если мы слегка порезали руку, останется рана, а если мы очень сильно порезались, останется шрам на всю жизнь.

Почему Господь не дает радости? Вроде исповедуешься, каешься, ведешь духовную жизнь, но все равно помнишь то, что когда-то произошло. Наверное, нужно поскорбеть. Иногда скорбями мы вымаливаем себе прощение.

Радость в сердце, я думаю, все равно есть, мы же благодарим Господа за пройденный день. Мы благодарим Господа за все: что трудимся, дышим воздухом, общаемся с близкими и любимыми людьми. Еще раз хочу сказать, иногда тяжесть греха и чувство собственной вины в том, что произошло, не сразу уходят из сердца; нужно немного поскорбеть, чтобы все это загладилось.

– И, может быть, придется скорбеть всю жизнь.

– По-моему, про апостола Петра говорили, что он всю жизнь плакал за то, что один раз сказал: «Не знаю Его». Может быть, это уже какой-то фольклор, но читал, что на лице апостола Петра образовались со временем морщины, по которым стекали покаянные слезы за то, что он предал Христа. Мы не знаем, какую меру покаяния определил Господь каждому человеку.

– Совершенно верно. Мне всегда удивительно, когда человек приходит на исповедь и слова сказать не может – просто плачет. Это такая степень покаяния, когда и слов не надо говорить… Следующий вопрос.  Обычно мы передаем словами ощущение собственной греховности. Но есть еще и такой способ, когда мы записываем грехи. Бывает так, что батюшка требует, чтобы мы записывали все свои грехи и потом приносили это на исповедь. Насколько такая практика может помочь? И кому она может помочь?

– Я уже сказал, что батюшки бывают разные. Кто-то такую практику на дух не переносит, отбирает листок и просит, чтобы человек говорил своими словами. Я уже двадцать два года в священном сане, много чего видел и спокойно к этой практике отношусь. Как я это оправдываю? Я понимаю, что человек готовился к покаянию и причастию заранее, а не просто так пришел, с бухты-барахты. В духовной литературе, где описаны азы подготовки к покаянию, пишут, что мы заранее готовимся к таинству Покаяния.

Если человек заранее все написал, а на исповеди все это прочитал, разве есть в этом грех? Наоборот, это легче и для человека, и для священника. Иногда, когда я вижу, что много людей стоит на исповедь, я забираю листочек у человека, говорю, что сам прочитаю, накрываю человека епитрахилью и говорю: «Просите у Господа прощения». Это такая обоюдная работа, когда священнослужитель тоже принимает участие в покаянии человека. Поэтому не вижу ничего страшного, если батюшка возьмет и прочитает записку с грехами.

Но иногда бывает, приносят целую тетрадь, и тогда качаешь головой, не зная, как поступить. Если вы хотите такую исповедь, чтобы исповедоваться за всю свою жизнь (бывает, что человеку надо вспомнить все и еще раз проанализировать), то можно договориться со священником отдельно. Тогда, может быть, и не надо будет этих записей, священник найдет возможность выслушать и достучаться до сердца.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я к Господу пришла поздно, после пятидесяти пяти лет, когда осознала, сколько ошибок и глупостей совершила в своей жизни. И теперь мне тихую радость в сердце приносит понимание того, что Господь все обо мне знает. И если я где-то чего-то не понимаю, еще не могу разобраться, у меня есть надежда и вера, что Господь мне все это сможет показать и обязательно даст возможность исправить то, что я смогу. Осознание этого меня наполняет большой радостью. Но это совсем другая радость, не такая, которая была раньше по жизни, когда от чего-то просто веселишься. Нет, сейчас все совсем по-другому. Вот так бывает».

– Знаете, наши программы ценны тем, что люди иногда делятся своим духовным опытом, а это бесценно. Человек всю жизнь прожил так, потом Господь посетил – и жизнь изменилась практически до неузнаваемости. Приходит осознание, что всему свое время. Господь обязательно даст увидеть, обязательно простит, поймет. Как правильно было сказано, Господь все знает о нас, нам не надо говорить Ему лишних слов. Удивительный опыт. Если говорить о мирской радости, то зачастую люди радуются чему-то пустому. Радость духовная – это внутреннее осознание счастья, что ты не одинок в этом мире и Господь наполняет всю твою жизнь.

Если говорить о мировых религиях, есть христианство, мусульманство, буддизм. Где-то своя философия и человеческая мудрость. Но мы настолько счастливы, что являемся христианами! Когда-то Христос приходил в этот мир, Он – реальная Личность. Это не кто-то придумал или во сне увидел. Бог стал Человеком, приходил в этот мир. Христос – историческая Личность. Миллионы людей верят во Христа. И это невозможно придумать; Христос – это реальность.

Я очень благодарен, что люди делятся своим опытом, который полезен не только для нас, но и для других. Ведь сколько людей посмотрят эту передачу, услышат этот опыт, и думаю, он им пригодится.

– Задам вопрос, сложный для меня. Во времена Великой Отечественной войны, Гражданской войны, революции очень много людей находилось в той степени греха, когда им отказывали в причастии на много лет; была такая епитимья. И в Вашей книге о служении на Сахалине тоже описаны очень сложные случаи. Сейчас, когда мы тоже проходим через сложную историю, возникает вопрос о покаянии тех людей, которые находятся по разные стороны, тех, которые не сумели понять, уехали. Насколько сложно будет каяться тем людям, которые совершили убийства, тем, которые покинули Православную Церковь и сейчас являются ее гонителями?

– Примеры, когда человек из гонителя становился христианином, в церковной истории есть. Но есть и грустные истории, когда человек, придя в Церковь, разочаровывается; не найдя того, что искал, говорит: «Здесь тоже ложь, она мне неинтересна». Почему так происходит – не могу сказать. Ведь Господь не может приказать всем быть верующими, не может сделать так, чтобы все поверили в Него. Потому что Он дал человеку свободу выбора, и не только между добром и злом. Христианин вообще всегда должен выбирать только добро...

У каждого человека свой жизненный путь, и во многом этот путь человек определяет сам. Если он хочет жить без Бога, Господь насильно не будет затаскивать его в рай; это выбор человека. Знаете, что самое страшное? Когда из жизни разумного существа вычеркивается Бог, тогда это существо может превратиться в исчадие ада. Это самое страшное, когда у человека пропадают принципы нравственности, бережливого отношения к чужой жизни, когда ничто его не ограничивает. Все-таки закон Божий, который нам дан, ограничивает человека в поступках, делах, мыслях.

Что касается покаяния, если человек отвернулся от Бога, то до конца жизни у него есть шанс покаяться, даже на смертном одре, уже готовясь предстать перед Создателем. Верит человек или не верит, исход в любом случае будет один: человека ждет телесная смерть. Но пока человек жив, он имеет возможность покаяться. И если даже на смертном одре человек принесет покаяние, скажет хотя бы два слова: «Прости меня, Господи», думаю, Господь простит. Конечно, мера воздаяния будет совершенно иной, чем для человека, который исповедуется, причащается, живет христианской жизнью. Ответственности много, но и благодать Божия действует в жизни такого человека совершенно иначе, чем в жизни человека, ушедшего от Церкви или не знающего основ христианства. Господь настолько велик, мудр, сострадателен и милосерден, что Он не хочет, чтобы мы страдали. Но человек должен сам захотеть сказать: «Прости меня, Господи».

Вы поднимаете очень сложный вопрос, который связан со свободой личности.

– Когда мы приезжаем в какой бы то ни было монастырь, у нас всегда возникает чувство готовности к покаянию. Мы видим пример монахов, слышим и чувствуем молитву. Почему нам легче молиться в монастыре?

– Монашеский путь – это же путь покаяния. Человек, который приходит в монастырь, знает, что ему предстоит. Все одежды, которые одеваются на монахов, все вещи, которые им даются (четки, параман), – все это атрибуты покаяния и более глубокого осознания своей греховности. Монастыри – это такие островки, где очень удобно это делать.

Многие говорят, что хотят уйти из мира. Но в монастырь не уходят, в него приходят. Человек приходит в монастырь со своими страстями, пороками, слабостями, и именно на этом маленьком островке, огражденном каменными стенами, человек преображается, меняется; возлагая на себя монашеские обеты, человек углубляется в этом пути, стремясь к совершенству. Господь призывает каждого человека: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Есть разные пути, но этот путь совершенно иной, более глубокий.

Я часто совершаю поездки по обителям, которые находятся рядом. Благо, рядом со Старой Ладогой много древних монастырей, много святынь. С одной стороны, везде своя атмосфера, но с другой – чувствуешь одинаковый дух древних обителей, в стенах которых молилось огромное количество наших предков. Храмы, монастыри – это спасительные корабли, в которых мы приносим покаяние Богу за свои прегрешения и получаем прощение.

– Есть такое понятие: генеральная исповедь, когда раз в год нужно очень подробно исповедоваться. Я думаю, надо приехать в монастырь и там совершить такую исповедь, да еще и потрудиться на благо монастыря.

Благословите наших телезрителей на пост и молитву покаяния.

– Братья и сестры, в дни Рождественского поста хочется пожелать и себе, и каждому из вас радости духовной и чтобы время, которое готовит нас к встрече Рождества Господа Бога, не прошло для нас бесполезно. Приносите покаяние и знайте, что Милосердный Господь обязательно нас простит.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать