Беседы с батюшкой. Христианская честь. Протоиерей Игорь Илюшин 15 декабря 2022

15 декабря 2022 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Игорь Илюшин, клирик храма Димитрия Солунского в Коломягах. 

– Сегодня мы будем говорить о христианской чести. Совместно с этой темой можно также говорить о достоинстве, честолюбии, гордыне. Словом, о многом, но при этом не приблизиться даже на йоту к понятию «христианская честь». В истории известно много случаев, когда требовалось отстоять свою честь, да и в целом много исторических моментов связано с понятием чести. Но что же это такое?

– Действительно, это понятие очень емкое, объемное, в него входит совокупность многих добродетелей. Я сегодня спросил дочь: «Что такое честь?» Она подумала и ответила, что это ответственность. Но и это достаточно емкое определение.

Глядя на историю этого термина, мы видим, как это раздваивается. С одной стороны, это может перерасти в честь как благородство, достоинство. С другой стороны, есть суррогатное явление чести – гордость. Эту другую сторону предлагает человеку дьявол. Честь – это то внутреннее ощущение Божьего слова в человеке, когда он, глядя в свое сердце, уже знает, как правильно поступить.

Есть древняя поговорка: береги честь смолоду. Откуда она появилась? Бытует мнение, что человек должен всего достигать, развивать свои таланты, но получается, что честь – это то, что дается человеку изначально, с самого рождения. И он это должен сберечь. Человек может потерять эту честь.

Честь – это множество добродетелей. Во главе христианской чести стоит Христос.  В православных церквях на службах очень часто встречается возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение». Для христиан честь быть на литургии, читать Священное Писание, причащаться Святых Христовых Таин. Даже в слове «причастие» можно найти созвучие со словом «честь».

Господь живет в сердце человека. И для человека очень важно пребывание в нем Христа, он ощущает это как честь и достоинство. А если мы согрешаем, если нарушаем закон Божий, то теряем Его и эту честь быть с Ним. Это очень важно. Когда человек начинает искать какие-то кривые пути, то увлекается и следует за голосом дьявола, который всегда обманывает и предлагает взамен какой-то суррогат. Для христианина честь быть с верными, стоящими в храме, но дьявол нашептывает человеку, как некогда фарисеям, что он лучше, чем неверные, чем те, кто не ходит в храм. Дьявол старается превратить честь в честолюбие. И человек начинает смотреть как бы сверху вниз на других, с превозношением, ведь он-то много лет в храм ходит, знает все молитвы, читает Священное Писание. И всё – он начинает терять эту честь.

В истории мы знаем период, когда были популярны дуэли, это пушкинские времена. Тогда вроде как был прописан некий кодекс чести, и если тебя оскорбили,  ты был обязан вызвать человека на дуэль. Конечно, это говорит о гордыне, о том, что человек теряет честь, следует на поводу у дьявола за мыслью, что он выше, что достоин большего.

Сейчас популярен слоган: «приобретай, ты этого достоин». Любая западная психология в современном мире, Зигмунда Фрейда и других, построена на значимости. Человека улавливают на ней. Но Христос предлагает нам совершенно другой образ. На вопрос учеников «Кто из нас больше?» Господь отвечает, что нужно быть всем слугой, рабом. Он ставит ребенка посреди них. Он омывает ноги ученикам. И потом мы смотрим, как Христос претерпевает страдания перед первосвященниками, перед Понтием Пилатом. Его вроде бы унижают, даже дают пощечину, но Господь с истинной честью и благородством спрашивает ударившего его: Если Я что-то не так сказал, скажи прямо, что было не так; если же Я прав, почему ты бьешь Меня? Он отвечает с достоинством, несмотря на то, что над Ним смеялись, толкали Его.

Кстати, насмешка – это орудие бесчестия. Иногда нам кажется, что только какое-то унижение, оскорбление является грубым нарушением закона, но на самом деле подсмеяться, выпустить какую-то шутку по поводу кого-то – это еще худшее бесчестие изрекающего ее по отношению к себе. Мы видим, насколько Христос, которого оплевали, избили, потом убили на кресте, сохранил Свою честь. Для нас это образ чести и славы.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос говорил: что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Если человек, особенно облеченный властью, не держит слово – это является бесчестием?

– Да. Очень важно держать свое слово, потому что это тесно связано с честью. Мы говорим о христианской чести. В ней много показателей. Она есть благородство души. Если человек непрестанно заботится о том, чтобы Христос пребывал в его душе, чтобы благодать Святого Духа присутствовала в его сердце, он будет стараться говорить только те слова, которые несут благо и добро. Если человек что-то пообещал, то он сделает все возможное для того, чтобы это исполнить.

Есть частное богословское мнение (например, так рассуждает Максим Исповедник), что человек выше ангелов. Человек сотворен по образу и подобию Бога, а ангелы являются служебными духами. Есть такое мнение, несмотря на то, что Господь в Евангелии сказал, что меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи. Но Иоанн Креститель выше всех рожденных на земле. Но если взглянуть объективно, то Сам Господь сошел на землю не ради кого-то, а именно ради человека. Для спасения грешника. Он Сам принял человеческую плоть, уничижил Себя и даровал всем нам воскресение. Через Него все потенциально воскресли. И в дни Рождественского поста мы имеем радость думать о том, что вот начинается спасение рода человеческого. В эти дни мы молитвенно переживаем эту радость. А когда мы в храмах Божиих имеем возможность причащаться Святых Христовых Таин, то наполняемся этой благодатью, и Христос уже пребывает в наших душах, живет в нас.

– Если человек не соблюдает свое слово, то теряет свою честь. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Наше мнение о себе каким-то образом складывается из того, что мы читаем, слушаем, смотрим, с кем общаемся и прочее. Береги честь смолоду. Нужно блюсти христианскую честь. Ее можно потерять. А можно ли ее обрести заново через общение, чтение, участие в таинствах?

– Именно для этого и существует таинство Исповеди. Сам Господь ниспослал нам это таинство. Через него мы можем получать прощение грехов. Есть такая фраза: если человек забывает свои грехи, то он нечестивый. Но ведь память о грехах дает нам сердечное сокрушение. Через покаяние мы получаем великую радость прощения и исцеления от того, что мы согрешили. И Господь действительно восстанавливает нашу честь, наше духовное достоинство.

Это как с рублем. Рублем может называться только та сумма денег, в которой находится сто копеек. Если там будет не хватать даже одной копейки, то это уже не рубль, а 99 копеек. Так и здесь. Человек чести – это тот, у кого на сто процентов все чисто и свято, у кого есть дерзновение, осознание того, как надо жить правильно. Это природное чувство, которое дано человеку Богом от рождения.

Если человек позволяет себе регулярно осознанно грешить, врать, делать что-то не то, нарушать заповеди Божии, лукавить, то он не дотягивает до этой полноты, до рубля. Есть множество таких примеров даже из советского времени. Футбольный матч в 1962 году в Уругвае. На 79-й минуте наша команда забрасывает мяч. Но он пролетел не через ворота, а между штангой и сеткой. Тогда никаких видеокамер не было, и гол практически сразу засчитали. Но капитан нашей сборной Игорь Нетто потребовал отменить гол, хотя это был решающий, очень важный матч. Наша команда не прошла в полуфинал. Но наш капитан не просто не соврал, а отстоял правду. Это вопрос чести, честности и внутренних принципов. Для человека это природное чувство. Бывает, что он умудряется сохранять это чувство в жизни и благодаря ему может совершить подвиг.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы: «Какими качествами должен обладать православный христианин?»

– Христианская честь – очень емкое понятие, которое содержит в себе множество духовно-моральных внутренних качеств: это и желание удержать Господа Иисуса Христа в своем сердце, и желание помочь ближнему, и желание чистоты…

– Наверное, еще смирение. Вы говорили о дуэлях, но если бы в этих людях было смирение, то не произошло бы стольких трагедий.

– Умение прощать – это тоже честь. Иисус Христос, Которого унижали, пытались обесчестить, именно распятым на кресте произнес такие слова: Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят. Он даже пытался оправдать перед Отцом Небесным этих безумных, смеющихся, плюющих на Него, совершенно на тот момент нечестивых. Он смотрел на них с любовью. Честь – это еще и любовь, и честность, и чистота, желание внутренней правды для себя. Если человек что-то делает не так, то потом мучается. Он может годами носить в себе эту боль. Есть притча про мужчину, который поехал на рынок на своей телеге, чтобы купить овощей. Ему их нагрузили, он заплатил деньги и поехал обратно. Дома открывает полотно, а под ним только камни. Он высыпал их в лужу и забыл. Прошло 40 лет. Вот он уже в преклонном возрасте, и к нему стучатся два других старца. Он говорит: «Кто вы такие?» – «Прости нас, мы тебя обманули». – «Когда?» – «Сорок лет назад на ярмарке мы тебе вместо овощей камней насыпали». А мужчина им отвечает: «Да, я взял тогда эти камни и высыпал их в лужу, и моя дорога стала лучше. А вы эти камни до сих пор носили в себе». Действительно, когда человек теряет свою честь, когда он согрешает, потом сам же от этого и страдает. Вот в чем беда.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Господь говорил: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Как нам не обмануться? Как быть искренними с Богом? Как научиться чтить Господа сердцем?»

– Это и есть внутреннее ощущение и пребывание в Церкви. Сам Господь просвещает человека, избирает его, дает ему веру. Вера – это дар Божий. Когда мы начинаем посещать храм Божий, действительно происходит наше духовное лечение. Потому что сказано: благодать врачующая исцеляет и наполняет человека правдой. Христос есть Истина, и Он Собой просвещает человека. Сказано: свет Христов просвещает всех. Поэтому мы умудряемся, наполняемся от Него светом, чистотой, правдой. Мы просто желаем следовать по этому пути. Потому что мы храмы Святого Духа. То есть мы хотим быть причастными к Нему, хотим этой чести, чтобы Он пребывал в нас. Честь в том, что Он в нас пребывает. И потеря чести – это Его удаление из нашей души.

– Мне нравится одно из обращений к священнику. До революции к священнику обращались так: «Ваше Благословение». И мы сейчас тоже иногда обращаемся к батюшке и говорим: «Здравствуй, честный отче». Мы не говорим «честный отец», а называем «честный отче». Причем мне кажется, что само слово звучит несовременно. И здесь возникает такой вопрос. В современности для нас вопросы чести иногда звучат несколько иначе, возникают другие прочтения того, что такое честь. Получается так, что христианская честь может войти в антагонизм с представлением о чести у современного общества. При этом, обращаясь к старому времени, мы понимаем, что та честь, которая была тогда, тоже отличалась от современности. Могут ли быть конфликты в понимании христианской чести и человеческой?

– Действительно, дьявол всегда предлагает человеку суррогат. Помните, Господь насадил Эдемский сад и благословил человека вкушать от любого дерева, только от одного не вкушать. Появился дьявол и начал врать, говорить о том, что именно этот запретный плод является самым главным.

– «Будете как боги».

– Да, и мы видим, что в нашей жизни на любую добродетель, на любое благочестивое дело или таинство есть подмена от дьявола, суррогат. Точно так же и в противовес чести христианской, которая есть, по сути, благочестие, начало формироваться некое сообщество, некая «элита» (в кавычках) людей. Особенно это касается состоятельных людей, которые сознают свое превосходство над другими. Благодаря чему? Они где-то собираются, лучше питаются, у них есть что-то такое особенное: дорогие машины, вертолеты, самолеты. И, конечно, они уже считают, что они некая элита. А на самом деле это все внешне напыщенно.

Однажды Святейший Патриарх Кирилл рассказывал такую историю. Когда-то, в далекие 70-е годы, он поехал за границу. Там он ездил с одним батюшкой, а на дорогах было много дорогих машин. Перед ними стояла какая-то машина. В ней сидел очень важный человек. И этот батюшка говорит будущему патриарху Кириллу: «Да это мыльный пузырь». Он отвечает: «Как это? Вроде бы смотришь, прямо элита общества». Священник предлагает: «Давай мы сейчас подъедем к этой машине и немного заденем ее бампером». (А они ехали на каком-то полуразвалившемся грузовичке.) Конечно, будущий владыка Кирилл отказался от этого. Но он отметил: действительно, попробуй прикоснись к бамперу, и вся эта напыщенность лопнет как мыльный пузырь, человек набросится на этого нищего, который поцарапал его машину, и просто порвет его в клочья. Какая тут честь? Она тут же закончится. Тут же он забудет, что он элита, принадлежит к какой-то касте особых людей.

Поэтому все-таки именно христианская честь незыблемая, постоянная, вечная. И пример тому – святые мученики, которые не боялись даже смерти. Они шли на видимое бесчестие, над ними издевались, их убивали, мучили, но они достойно, с честью принимали эти мучения. И их дух не был сломлен.

Еще условия христианской чести – это спокойствие, доброта и любовь. Здесь целая совокупность добродетелей.

– У меня  еще один вопрос возник, когда Вы говорили о мучениках, о сохранении чести. Мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, когда разрушают православные церкви, за веру Христову приходится держать серьезный ответ вплоть до смерти. Все как бы повторяется заново. И в данном случае (а это касается христианской чести) можно ли на время отречься от веры, чтобы потом, когда опасность минует, опять стать верующим православным христианином?

– Несколько лет назад, еще до пандемии, был такой случай, когда группа паломников поехала в Иерусалим. Мы знаем, что в Вифлееме много мусульман. Паломники посещали различные места, прикладывалась к разным святыням. И вдруг их автобус остановили люди с автоматами, в черных масках, вывели их всех (а паломники были наши, православные люди), выстрелили в воздух и сказали: «Отрекайтесь от Христа, или мы сейчас вас всех перестреляем». Представляете, они начали подходить к каждому по порядку, и все начали отрекаться и говорить: «Я тут ни при чем».

– «Я просто турист».

– Да. И им говорили: «Хорошо. В сторону, в сторону». Но одна женщина, самая последняя, сказала: «А я христианка. Убивайте меня». И боевик (или кем он был, не знаю) повернулся к людям и сказал: «Вот она у вас самая честная. Я не собирался никого убивать». И они развернулись, сели в свои машины и уехали.

И представляете, что почувствовали эти люди? Понятно, что и у нас есть повод задуматься о том, как в таких сложных жизненных ситуациях поступили бы мы. Конечно, мы не знаем, как поступим, но очень хочется, чтобы, как эта женщина, мы были готовы принять в этот момент смерть за Христа и получить мученический венец. Но, к сожалению, внезапно возникшая ситуация показывает нам, что мы не готовы. Именно поэтому Господь долготерпит, милосердствует и всех прощает.

С какими же слезами и осознанием своего недостоинства ехали потом эти люди! Если начиналась эта поездка для них весельем и радостью: «О, как хорошо! Святая Земля! Столько святых мест!» – то оставшаяся ее часть проходила в тишине. Слез не было, просто все молча сидели и думали, что они вообще сделали и насколько они не готовы к этому.

– Если у них было размышление об этом, то это уже хорошо.

– Может быть, эта поездка даст им возможность в будущем сделать правильный шаг. Мне вспоминается священномученик Михаил Чельцов – известный священнослужитель и богослов, несший свое служение в Санкт-Петербурге, затем Ленинграде. Я читал его дневники.

Начиная с 1918 года его не раз арестовывали. Когда его арестовали в очередной раз, он оказался в двадцатке людей, которых должны были расстрелять. И вот первую десятку уже вывели и расстреляли, а он молился: «Господи, только не сейчас! Я еще не готов. Я не могу, я отрекусь от всего. Сделай так, чтобы я избежал смерти». И еще одну пятерку увели и расстреляли, и вот он уже в последней пятерке. И вдруг расстрел заменяют пятью годами тюремного заключения, а впоследствии срок сократился до полутора лет.

И как же он мучился из-за того, что не был тогда готов к смерти! Он страдал даже от того, что его посещали мысли о том, что он не готов. Можно сказать, что он вымолил себе мученическую кончину. И когда его приговорили к расстрелу, он с радостью не просто шел, а бежал к месту казни. Отец Михаил Чельцов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Можно сказать, что Господь выковывает из нас сильных воинов Христовых, и сила наша как раз в том, что мы меняемся – наполняемся светом, благодатью, и от любви к Богу в нас исчезает страх.

– Да. Я еще подумал, что если в человеке есть страх, то, кроме него, ничего больше не существует. Знаете, есть такая сентенция, что предательство – это не какой-то отдельный поступок, предательство продолжается всю жизнь, оно составляет смысл жизни человека. Но это и не совсем так. Достаточно вспомнить историю этого священника, то, с какой радостью он бежал на мученическую смерть ради Бога. И я понимаю, сколько пережил этот человек.

Подводя итог нашей передачи, хочется спросить Вас вот о чем. Понятие чести в нашем христианском понимании сложное. Так вот, каков самый простой способ сохранить христианскую честь?

– Нужно любить Бога и делать все для того, чтобы Господь жил в нашем сердце. Нужно захотеть, чтобы Господь поселился в нашей душе, молиться об этом, просить, жаждать этого. И не просто признавать существование Бога и как-то вяло идти по этому пути, а именно жаждать Господа, всю свою жизнь полагая на то, чтобы Христос жил в нас.

– У нас есть еще один способ – участие в литургии или общем деле. И, наверное, нужно быть очень честным человеком, чтобы приходить на литургию не для того, чтобы просто ставить свечки…

– А чтобы достойно причащаться.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать