Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы. Иеромонах Никандр (Пилишин)

29 августа 2022 г.

В студии настоятель храма во имя священномученика Власия Севастийского в Старой Конюшенной слободе иеромонах Никандр (Пилишин).

– Мой первый вопрос посвящен событию, которое произошло у вас в храме на Преображение: состоялся чин освящения (или благословения) лошадей. Событие достаточно уникальное для современной истории Русской Церкви. Расскажите подробнее об этом чине, о том, как возникла идея и как все прошло.

– На самом деле событие уникальное не то чтобы для Русской Церкви, но для города Москвы. Исторически так сложилось, что в нашем храме до революции совершали этот чин, и совершали не один раз в год, а регулярно. Как только у человека появлялась лошадь, ее приводили в храм мученика Власия для того, чтобы освятить. Потом, в связи с событиями советского периода, эта традиция была забыта. Сейчас, возрождая жизнь в храме, мы вспомнили о том, что была такая замечательная практика, кстати, описанная в краеведческой литературе, есть воспоминания, и мы подумали: почему бы не вернуться к такой доброй традиции? Подумали, помолились, посовещались, и нашлись среди прихожан люди, которые связаны с конным спортом. Даже в этом поучаствовали и Московский комитет по спорту, и спортивная школа «Битца», дали нам двух лошадей.

Это была целая спецоперация: привезти лошадей в центр города, потому что просто так не привезти, надо их подготовить, нужно было найти коневозку, которая сможет в центре города проехать. Мы все волновались и не знали, как будут лошади друг на друга реагировать, как будут реагировать на нас, потому что лошади довольно пугливые животные. Но все прошло замечательно. И дети, и взрослые подходили к лошадям, пытались как-то с ними контактировать, гладили их. Этот контакт с животным миром был настолько естественным, искренним и прекрасным, что все немножко даже забыли о времени, и когда мы потом обсуждали с нашими прихожанами и гостями, что понравилось, все в один голос говорили: было такое ощущение, что перенеслись назад во времени… Поэтому слава Богу, эта традиция вернулась к нам. Мы договорились с людьми, которые привозили нам лошадей, что будем это делать каждый год, поскольку отзыв был хороший, людям понравилось, и средства массовой информации положительно отозвались на это событие. Даст Бог, мы каждый год на Преображение будем совершать этот чин.

Почему мы это совершали на Преображение? Потому, что это престольный праздник нашего храма, и мы решили совместить престольный праздник с этой традицией. Конечно, раньше в Москве эта традиция была связана с днем памяти мученика Власия, но поскольку это февраль, снег, неожиданная погода, мы решили не экспериментировать, все-таки летом это удобнее делать. Вот мы к этому вернулись. Конечно, со стороны некоторых людей это вызывало некое напряжение, потому что это довольно необычно. Церковь порой иногда еще живет пережитками иудейского представления ветхозаветного богослужения, когда животные делятся на чистых и нечистых, и присутствие животных в храме или возле храма вызывает у людей непонимание или даже протесты. Мы были готовы к этим событиям, к этим вопросам, но все прошло мирно.

– Я тогда озвучу один из таких вопросов – нормально ли то, что животное возле храма?

– Никакой проблемы в этом нет. Мы можем обратиться к опыту жизни нашей страны до революции: в абсолютном большинстве помещений, где содержались животные (это были и конюшни, и коровники, и сараи, где держали птиц), всегда размещали иконы, и никто никогда не думал, что это осквернение иконы и что животное своим присутствием может осквернить икону. Не знаю, с чем связано это представление, я думаю, что это какая-то ветхозаветная история, которая еще почему-то у некоторых людей не решилась в их сознании, хотя мы знаем из Книги Деяний, что Господь сказал: не почитай нечистым то, что Господь очистил.

– Вопрос телезрителя: «Господь сказал Адаму: если вкусите от древа добра и зла, смертью умрете. А сатана потом сказал Еве: нет, не умрете, а станете как боги. Адам прожил после этого 930 лет, и, по учению Церкви, душа бессмертна, то есть она умереть не может. Получается полный абсурд, выходит, сатана сказал правду, а он лжец и отец лжи. Как Вы это объясните?»

– Здесь речь идет именно о телесной смерти. Все мы, современные люди, наследуем при рождении падшую природу Адама, которая подвержена тлению и смерти. То есть с годами наше тело обретает признаки тления, умирания, и рано или поздно каждый из нас умирает. Смерть может быть естественной или неестественной, но смерть наступает в жизни каждого человека. Мы знаем, что только два человека были взяты на Небо живыми – это пророк Божий Илия и праведный Енох. О смерти души дьявол, насколько я знаю, не говорил. Здесь речь идет исключительно о смерти тела, поэтому тот закон, который был дан Богом человеку, действовал. Когда Господь творил Адама, то в потенции в нем было заложено, что он мог умереть, и, собственно, для этого было посажено древо жизни. И когда Адам ел плоды от этого дерева, он не умирал, а смерть его произошла от того, что он был изгнан из рая и больше не мог вкушать плоды древа жизни. Так грех вошел в природу человека, в природу Адама, она стала греховной, стала подвержена тлению и смерти. Невозможность вкушения от древа жизни, которое осталось в раю, привела к тому, что человек стал смертным, и мы до сих пор наследуем эту природу.

– Ну да, смерть как феномен – это же вообще смерть телесная. Бог и говорит, что смертью умрем. Мы вспоминаем успение Пресвятой Богородицы, она тоже умерла. Что произошло с Ее телом после смерти?

– Тело было взято на Небо. Чем отличается восхождение на Небо пророка Илии и Богородицы? Пророк Илия ушел в сознании на Небо, он был живым человеком, и видели, как он живым возносился на Небо. Богородица была взята на Небо уже в состоянии сна, успения, то есть признаков жизни полноценного человека уже не было, поэтому здесь можно говорить о том, что в успении Пресвятой Богородицы есть некая надежда на наше личное успение.

Конечно, у нас остается телесная смерть, но мы знаем, что это временное событие. Мы, умирая, поселяемся в том месте, что Господь нам уготовил, до Второго (судного) Пришествия. Когда Господь придет, то мы снова восстанем в своих телах. Успение Богородицы показывает нам, что это не смерть, что она не страшна, не такая бессмысленная, какая была до момента распятия и воскресения Христа.

Вопрос телезрительницы Светланы: «Ребенку в следующем году предстоит поступать в вуз, но он не знает, где для него благо, где он может принести больше пользы Богу, Церкви и людям. Как услышать и понять волю Бога, чтобы принести  большую пользу?»

Воля Бога заключается в том, чтобы мы пришли к спасению своей души. Где человек может спастись и послужить, вопрос довольно сложный. Не видя человека, дать совет очень сложно. Но в целом у каждого есть несколько советчиков: сердце, разум и мудрость житейская, которая должна быть у Светланы; это совесть. Если это все вместе соединить, то можно найти какой-то искомый ответ. Нисколько не сомневаюсь, что это у них получится.

Наверное, еще нужно обращаться к молитве, к Священному Писанию.

Можно. И еще не забывать о реальности, в которой мы живем. Можно вспомнить случай из жизни святителя Луки Крымского, который всю жизнь мечтал стать художником, но когда понял, что вокруг него идет война и он больше может принести пользы как врач, он стал врачом. Поэтому иногда можно задуматься о том, как ты сейчас можешь послужить обществу. Опять же нужно не забывать смотреть свое сердце: сможешь ли ты это сделать.

То есть принуждать себя не надо.

В каком-то случае нужно, в каком-то нет – ответ сложный. Эту границу должен найти внутри себя каждый, это ответственность самого человека.

Вопрос телезрителя: «Почему можно вводить коней в храм, а нельзя есть конское мясо?»

У нас есть запрет на вкушение крови, но никто не запрещает вкушать мясо, которое правильно приготовлено. Понятно, что в некоторых регионах к лошади очень трепетное отношение. Все-таки лошадь становится как член семьи, это главный помощник человека, живущего на земле. Если говорить о мужчине, который нес воинскую повинность, то конь это его боевой товарищ. Поэтому некий культурный момент в этом есть. Если человек держит, например, корову и она прожила у него лет пятнадцать, он не может ее забить и съесть, у него к этому есть некое отторжение. Но прямых запретов в Писании, что нельзя есть конину, я не встречал.

А про кошерную еду что скажете и про халяль? Можно ли это употреблять? Говорят, что над ними читаются какие-то молитвы.

Что такое халяль и кошерная пища? Это пища, приготовленная по правильному рецепту. Это очищенная еда, которая никак не может повредить христианину. Это не идоложертвенная еда, то есть приношения идолу никакого нет. А то, что люди, готовя пищу, молятся Богу, если это мусульмане, это не значит, что они приносят жертвы идолу.

Вопрос: «Как работать со страстью тщеславия, чтобы она пошла на убыль? Как ее отследить?»

Если человек задает такой вопрос, значит, он понимает, что у него эта проблема уже есть. Если это вопрос чисто теоретический, у нас в современном мире любой человек, который обладает самыми простыми умениями работать в Интернете, может найти советы святых отцов, и выйдет столько разнообразных цитат, что каждый сможет подобрать для себя именно то, что ему полезно. Если говорить о практической стороне, то, конечно, самый верный способ борьбы с любой страстью – это воздержание. Если ты понимаешь, что у тебя есть страсть, нужно начинать вести внимательный образ жизни, и как только ты понимаешь по признакам, что к тебе сейчас подходит, например, бес тщеславия, сразу нужно ставить себя на место, держать себя в руках. Или сразу можно помолиться Богу, принести покаяние. Это очень помогает. То есть универсальный совет, как бороться с любой страстью, это воздержание. Где найти силы? Конечно, в Боге. Даже если человек будет чемпионом Олимпийских игр, то совершенно не факт, что он сможет обуздывать себя в страстях. У нас единственный Податель всех благ – Господь, поэтому обращаемся к Нему, ведем духовный образ жизни, совершаем добрые дела, читаем Писание…

Кстати, сегодня рядовое чтение Евангелия о Крещении Господа и о том, как Дух ведет Его потом в пустыню. Почему Дух отвел Господа в пустыню и почему дьявол подступал к Нему в пустыне? Потому, что дьявол, как правило, действует с человеком, когда тот один. Если же человек находится среди людей, то бесу, искушая его, действовать намного тяжелее.

Современные Оптинские отцы учили меня: если чувствуешь, что к тебе подступает страсть и ты не можешь бороться с ней один на один, выйди к людям, поговори с тем, с кем можешь откровенно поговорить об этом, и бесу будет намного тяжелее подвигнуть тебя ко греху.

– А разве дьявол действует не через людей?

– Дьявол действует по-разному.

– А не может быть такого, что ты выйдешь к людям, а они, наоборот, начнут тебя искушать, ввергнут в какие-то другие грехи?

– Смотря о какой страсти идет речь. Вообще люди, обученные светской психологии, очень часто используют такой метод, как разделение ответственности или тяжести события. Если с тобой что-то произошло или только может произойти, поговори с кем-нибудь об этом. И как только ты откроешься другому, сила искушения сразу же станет как минимум в два раза меньше, потому что ты как бы уже раскрыл замысел дьявола, пытающегося действовать через тебя.

– Вы уже упоминали читающийся сегодня в храмах евангельский отрывок, а другое евангельское чтение посвящено сегодняшнему празднику – Перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. В этом евангельском эпизоде говорится о том, как Господа не пустили в одно самарянское селение, и ученики предложили Ему истребить огнем это селение, но Господь не позволил это сделать.

– Господь отправляется в Иерусалим, понимая, что наступает время Его страданий. Он посылает двух Своих ближайших апостолов – Иакова и Иоанна, чтобы они зашли в город самарянский и приготовили для Него место. Но самаряне, видя, что это иудеи (а самаряне с иудеями не общались), отказали им.

Ученики, не понимая, как можно было отказать Божественному Учителю, сказали Ему: «Разреши нам, чтобы мы, как некогда Илия, помолились и низвергли с неба огонь, который сожжет это селение вместе с людьми, отказавшими Тебе». Но Господь на это справедливо сказал: не знаете, какого вы духа.

Это очень показательный момент. Апостолы Иаков и Иоанн были ближайшими и любимыми учениками Спасителя, а апостола Иоанна мы вообще называем апостолом любви. И когда мы слышим, что апостол любви спрашивает: «Можно мне сжечь этих людей, потому что они не сделали так, как мне хотелось?» – для нас это очень поучительно, потому что это показывает несовершенство падшей природы, которую мы наследуем.

Если даже ученики, которые ходили со Спасителем и имели возможность видеть чудеса, что Он творил, могли такого пожелать, то, конечно, такому же искушению можем подвергнуться и мы. И поэтому всякий раз, как только у нас возникнет желание кого-то проучить или попросить у Бога, чтобы Господь кого-то наказал, мы сразу же должны вспомнить слова Спасителя: не знаете, какого вы духа. Мы действительно не знаем, какой дух принимаем в этот момент.

– То есть, по сути, апостолы предложили Господу сжечь еретиков, но Он им это не позволил?

– Да. Причем прошло совсем немного времени, всего лишь триста лет после этих событий, и мы видим, что во времена святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского люди готовы были жечь других людей из-за их веры во Христа.

– Мне кажется, такое есть и сейчас.

– В мыслях, может быть, и есть. А вообще в легкой форме это свойственно всем нам. Когда мы не получаем просимое или когда человек делает что-то, с чем мы не согласны, внутри нас закипает гнев возмездия, и тогда нам нужно остановиться и вспомнить, что мы сейчас «не того духа».

– Почему же Господь не позволяет нам действовать таким образом?

– Потому, что это противоречит учению, которое Он принес. Любое негативное явление можно победить исключительно любовью, а уничтожение другого человека – это, конечно же, не есть любовь.

– Почему же даже апостолы поддались этому искушению?

– Апостолы, как и все мы, были грешными людьми. Да, они ходили со Спасителем, но они имели в себе эту падшую природу, склонную ко греху, к таким состояниям, как гнев, как желание оказать на своего ближнего нехорошее воздействие. Для каждого из нас это весьма поучительно. Прочитав сегодняшнее Евангелие, мы должны раз и навсегда перестать желать зла другим людям, даже если они учиняют зло нам.

– Если они не разделяют наши убеждения, нашу веру.

– Да и просто противоречат нам, и у нас возникает моментальная реакция: «Как ты можешь?»

– У меня есть еще один вопрос о сегодняшнем празднике. В народе этот праздник называют Ореховым, или Хлебным, Спасом. Почему у этого дня такое название?

– Он называется так потому, что к этому дню люди собирали первый урожай лесных орехов и приносили их в храм для освящения. Почему такой акцент делается именно на орехах? Наверное, у наших предков была какая-то важная история, связанная с орехами. Понятно, что яблоки и мед имеют большое значение в жизни человека, а орехи – для меня это пока как бы неразгаданная загадка.

Мы живем в этой культурной парадигме. Служа сегодня литургию, я видел, что в наш храм тоже принесли орехи. Люди придерживаются этой традиции, может быть, не всегда понимая ее смысл, зачем вообще это нужно. Я думаю, что большой пользы от этого нет, но нет и вреда.

Все-таки хочется, чтобы наша вера была осмысленной, чтобы действия, которые мы совершаем, тоже были осмысленными. Если мы что-то делаем, мы должны понимать, для чего это делаем. Если у нас есть стремление освятить всякое событие в нашей жизни при помощи Господа, это замечательно.

Если мы живем в городе, у нас как бы меньше поводов обращаться к Богу в своей повседневной молитве, а у человека, живущего на селе, очень много таких поводов. Такой человек напрямую зависит от Бога. Он засеивает поле и молится о том, чтобы был хороший урожай. Если долго нет дождей и все сохнет, люди молятся, совершают молебен о том, чтобы пошел дождь, а если дожди идут часто и поле начинает уже загнивать, молятся о бездождии. Люди молятся, чтобы выкопать колодец, и если в колодец попало что-то нечистое, молятся об очищении его.

В сельском Требнике, выпущенном издательством Московской Патриархии, есть молитвы на всякое дело, сопровождающее человека в его жизни на земле. И нет ничего зазорного и предосудительного в том, что человек всякое свое действие пытается освятить призыванием имени Господа.

Недавно в наш храм приходила одна пара, люди, судя по их возрасту, прожили вместе не менее тридцати лет. Они попросили их обвенчать. Я спросил, зачем им это, и они не смогли ответить, зачем им это нужно. И я отказал им в совершении этого таинства, ведь если человек пытается что-то неосознанно над собой совершить, получается какая-то профанация таинства. Не знаю, возможно, мой отказ обидел этих людей, но не отказать им я не мог.

– Вопрос телезрителя: «Когда Иаков и Иоанн пришли к Господу и сказали, что они могут сжечь этот город, Иисус Христос ответил им: Я пришел в этот мир не наказывать, а спасать людей».

Я от себя дополню. Еще Господь говорит: Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. В другом месте Он говорит: огонь пришел Я низвести на землю.

И как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Да. Вы понимаете, о каком огне и мече идет речь, – это слово Божие. То есть слово Божие разделяет человека, его состав, семью. Слово Божие – это меч, некое оружие, посекающее и человеческую природу, и грех. Слово Божие наказывает и обличает нас, грешников.

Почему многие люди не могут прийти ко Христу? Потому, что слово Божие начинает изобличать их жизнь, им становится очень некомфортно. Когда мать апостолов Иакова и Иоанна подошла к Спасителю и попросила, чтобы они сели справа и слева от Него, Он сказал: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. Многие святые отцы склонны толковать крещение огнем как крещение через Священное Писание.

– Почему в Писании присутствуют мотивы вражды из-за веры во Христа? Например, Господь говорит, что разделится семья или разделится род и восстанут друг на друга, отец будет против сына, и сын против отца.

– Если говорить глобально, для чего человек приходит в мир? Для того, чтобы познать цель этого пришествия, смысл этой жизни. И если мы живем в миру и свою жизнь сообразуем только с миром, а другой человек в нашей семье начинает познавать Христа и сообразовывать свою жизнь не с миром, а с христианскими заповедями, то, конечно, в семье возникнет разномыслие, которое как минимум может привести к непониманию.

Такое непонимание было в моей семье, когда я поступил в семинарию. Мои родители не поддержали меня, и у нас в семье был очень большой кризис, пока они не воцерковились и не поняли смысл моего поступка. Поэтому на основе своей собственной жизни я могу свидетельствовать о действенности этих слов – моя семья разделилась, и я был разделен с родителями желанием посвятить свою жизнь Спасителю.

– Но, с другой стороны, есть слова Спасителя о том, что нужно сохранять мир. Почему же Вы были правы в той ситуации?

– Я был прав, потому что я поступал по зову совести и не видел в своих действиях какой-либо неправды, которая могла бы причинить вред моим родителям. А то, что мои родители меня не понимали, – это уже была некая их ответственность, ответственность взрослых людей.

Сегодня мы говорили о Светлане и о ее ребенке. Так вот, ребенку Светланы обязательно нужно понять, чего он сам хочет от жизни. Конечно же, можно попросить совета у родителей при выборе своего жизненного пути, профессии и спутника жизни, с которым ты хочешь создать семью, но очень важно самому сделать этот выбор, чтобы потом никого не укорять, и самому нести ответственность за свой выбор.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли православному посещать группы анонимных алкоголиков? В собрании запрещают упоминать имя Спасителя и Троицы».

– Посещать даже нужно.

– А если там запрещают упоминать имя Спасителя и Троицы, говорится только о некой высшей силе? Может быть, под этой высшей силой понимается дьявол.

– Как мы можем отличить Духа Божия, например, от духа дьявольского? Если этот дух не исповедует Спасителя как Истинного Бога, то, конечно же, понятно, что это дух не от Бога. Если в этом собрании уделяется большое внимание тем запретам, о которых говорит автор вопроса, то посещать это место не стоит. А вообще практика собраний анонимных алкоголиков достаточно полезна, и ничего плохого в этом нет.

Всем людям, которые страдают алкогольной зависимостью, я настоятельно советую читать письма последнего валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева), потому что он сам страдал этим недугом и поэтому дает очень ценные советы, как избавиться от него. Я знаю, что некоторые современные отцы выпустили труд, в котором содержатся размышления анонимных алкоголиков и выдержки из писем отца Иоанна.

– «Как научиться делать добрые дела во славу Божию, а не ради своего тщеславия? Очень хочу помогать ближнему, но не получается. Как правильно просить Бога, чтобы Он подал нужные послушания?»

– Во-первых, нужно понимать, что благодать – это не груша, ее сразу не съешь. Если ты помолился сегодня в восемь вечера, это вовсе не значит, что завтра в восемь утра  начнешь делать добрые дела во имя Бога, не испытывая искушений и тщеславия и не являясь соблазном для всех остальных. Конечно, теоретически такое может быть, но это будет исключительным чудесным случаем. В общем, здесь должна быть большая духовная работа над собой, которая порой занимает всю жизнь.

Мы знаем, что есть люди, жившие духовной жизнью на протяжении многих десятилетий, но они так и не смогли до конца избавиться от духа тщеславия, который постоянно их раздражал. А Бога нужно просить искренне и чисто, в состоянии мирного духа.

Обращаться к Господу можно и в формализованной молитве, и своими словами. Присутствуя на литургии, можно просить Бога о даровании способности творить добрые дела во имя Его, а не ради собственного тщеславия. Как только ты попросишь у Бога сил для борьбы с этим недугом, Господь пошлет тебе необходимых людей и события, которые будут испытывать твое тщеславие, и ты должен это выдержать, потому что ты сам просил Бога об этом.

Я думаю, что нужно просить Господа об этом, если ты искренне этого желаешь, если это возможно в данный конкретный момент и если можешь это понести. Если же пока это невозможно, то Господь будет ждать, пока ты возрастешь, повзрослеешь, и только после этого Он вернется к исполнению просимого.

– Да, когда просишь терпения, тебе посылаются разные случаи, в которых приходится проявлять именно свое терпение.

– Да, это понятно. То есть первый универсальный совет, который мы сегодня уже обозначили, – если хочешь бороться с любой страстью, нужно воздерживаться. Второй универсальный совет – если хочешь научиться молиться, нужно начинать молиться. То есть молитва дается молящемуся. Если хочешь научиться терпеть, нужно начинать терпеть. Если хочешь научиться служить Богу, нужно начинать это делать.

То есть всякое дело, которое мы пытаемся сделать совершенным, нужно начинать с обычных, простых шагов в этом направлении. Молитва сразу не дается, не даются сразу и добрые дела, но это не значит, что мы не должны их делать.

Обычно в таких случаях приводят в пример младенца, который только начинает ходить. У него есть огромное желание научиться ходить, и он падает и встает, снова падает и снова встает, и так сотни раз в день. Но это его не останавливает в его желании, и через какое-то время он все же начинает ходить, несмотря на то, что у него ежедневно были сотни падений. Почему же нам не взять это за пример и не использовать в своей духовной жизни?

– Чем подбодрить себя, когда хочется бросить молитву?

– Можно подбодрить себя общением с другим человеком. То есть нужно найти поддержку в лице Бога или в лице человека, который сможет найти нужные слова.

– Может ли быть таким человеком духовник?

– Да, может, если он есть. Правда, не всякий духовник может помочь, ведь есть разные духовники.

– Разве духовник не может поддержать, удержать тебя, когда ты близок ко греху?

– Если он может, то он поддержит тебя. Но не нужно никого идеализировать. А то есть такое ощущение, что существует некий список требований, предъявляемых к духовнику, и если он этим требованиям соответствует, то он как бы подходит под некий стандарт духовника. Но у всякого человека могут быть свои сложности, может быть усталость, еще что-то, и у духовника не все может получаться. И нужно относиться к этому с пониманием и не обижаться.

– А если не духовник, то кто может помочь из окружения? Можно ли обратиться к родителям, или к друзьям, или к родственникам?

– Знаете, все это очень индивидуально. У каждого своя жизнь, свой круг общения. Это могут быть и друзья, и родители, и коллеги по работе, и люди, которые ходят вместе с тобой в храм, и ты только там с ними пересекаешься. Ты можешь поехать в какую-то паломническую поездку и там с кем-то познакомиться и пообщаться.

То есть здесь есть огромное количество возможностей. Вопрос лишь в том, чего ты хочешь. Если речь идет о взрослом человеке, то взрослый адекватный человек всегда может найти поддержку. Честно говоря, это вопрос из разряда таких, например: где сейчас можно купить в Москве вкусный арбуз? Нужно просто поискать, и ты его обязательно найдешь.

– То есть это, в принципе, хороший опыт. Это один из путей жизни христианина.

– Да, это нормальный, хороший путь. А мы все время пытаемся встать на какой-то безошибочный путь, чтобы начать жить, никогда не ошибаясь. Да это просто невозможно. Ошибки – это совершенно естественная история жизни человека, хотя, конечно, не нужно добровольно вставать на этот путь, нужно осознавать, что делаешь. Невольные ошибки, которые возникают и проявляются в течение всей нашей жизни, конечно же, наши спутники. Они учат нас жизни, делают нашу душу более глубокой и восприимчивой. Я не вижу здесь сложностей.

– Да, они нас учат, но разве это не грехи, которые в итоге утянут нас в ад?

– Значит, от них нужно отстать.

– Но мы учимся, мы не можем избежать всех ошибок.

– В сегодняшнем Евангелии есть фраза, которую произносят и Иоанн Предтеча, и Спаситель: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Таким образом, и Иоанн Предтеча, и Господь призывают нас к покаянию. Но если покаяние Иоанна Предтечи – это стремление к уклонению от греха, то покаяние, к которому призывает Спаситель, это изменение жизни.

Вы говорите: «А как же грехи?» Конечно, каждый из нас, прожив сегодняшний день, 29 августа, совершит какое-то количество грехов, которые, безусловно, приблизят нас к погибели души, а не к спасению. Но никто не мешает нам осознать эти грехи, раскаяться в них, прийти в храм на таинство Покаяния и изменить свою жизнь, став на путь исправления.

Господь, зная нашу склонность ко греху, зная, что грехи нам совершать легче и слаще, нежели добрые дела, дал нам таинство Покаяния, помогающее нам в исправлении грехов, которые мы осознали и от которых желаем избавиться. И мы говорим, обращаясь к Богу за помощью: «Господи, я буду делать все, чтобы не совершать больше этот грех».

– Отец Никандр, в заключение прошу Вас сказать несколько слов напутствия нашим телезрителям.

– Дорогие наши телезрители, братья и сестры! Я благодарю вас за то, что вы были с нами в этот вечер, и желаю всем нам, чтобы мы научились не бояться того, что происходит в нашей жизни, не бояться грехов и ошибок. Ведь у нас есть возможность исправления, и близок Господь к нам.

И нам обязательно нужно помнить о том, что, конечно же, без Бога мы не можем сотворить ничего, но с Ним все возможно. Эта возможность избавляет нас от страха и вселяет в нашу душу любовь и надежду на спасение души.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Максим Заливакин и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать