Беседы с батюшкой. Иеромонах Никандр (Пилишин)

28 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы беседуем с иеромонахом Никандром (Пилишиным), настоятелем храма во имя священномученика Власия Севастийского в Старой Конюшенной слободе.

В предпостовые недели мы рассматриваем всех евангелистов, и Церковь напоминает нам о последних днях жизни Спасителя на земле перед Его страданиями и воскресением. На Тайной Вечере Господь, обращаясь к Петру, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Получается, в словах заложено пророчество о грядущем отречении Петра от Христа?

– Несмотря на то, что Господь разговаривает с апостолами в режиме реального времени, мы нисколько не сомневаемся, что Он воспринимает время совершенно по-другому. Он знает все наперед; и, конечно, знает, что Симон отречется. Поэтому Он предупреждает его об этом. Я думаю, что Петр не понимал, о чем тогда говорил Господь. В нашей жизни часто бывает, что, только обернувшись назад, мы можем вспомнить важность тех слов, которые нам когда-то сказали родители, учителя, которые мы услышали в Евангелии. Господь заранее закладывает эту базу и для читателей, и для самого Петра, чтобы, когда совершится отступление, предательство, он не смалодушествовал, а исполнил то, что Господь от него хотел, когда был рядом с ним.

– Интересно, что у Петра совершенно другой настрой: он говорит, что готов в эту минуту идти на смерть, в темницу, куда угодно за Христом. Что же поменялось?

– Мы знаем, что Петр был горячим человеком: это видно из Евангелия, описания самого Петра, его автобиографии. Я думаю, что такая горячность человека (и в нашей жизни мы это видим) сопровождается горделивым настроем: «Если Ты в тюрьму – то и я в тюрьму». Он был готов на словах (и, быть может, внутренне думал, что был готов) идти за Господом и в тюрьму. Но жизнь распорядилась совсем по-другому: в реальности он не смог этого сделать.

Вполне возможно, что Господь допустил эту ситуацию, чтобы падение, которое случилось с Петром, смягчило его внутреннее настроение, чтобы он знал о том несовершенстве человеческой природы, что носил он сам и любой другой человек. И мы сейчас, читая об этих событиях в Евангелии, можем находить великое утешение: каждого человека постигает то или иное падение. Иногда люди даже думают, что в своих словах или действиях они отрекаются от Господа, – тогда пример апостола Петра, безусловно, очень важен, назидателен и утешителен для всех нас. Потому что мы знаем, что всегда можем обернуться и поблагодарить Господа за то, что Он дал такую возможность.

– Вы сказали, что апостол Петр был горделивым человеком?

– Я думаю, что горячность и поспешность, когда он говорил, что был готов что-то сделать, конечно, была связана с горделивостью. Мы знаем это из нашей обыденной жизни. Сейчас побеседовать с апостолом Петром мы не имеем возможности, его нет рядом с нами. Но мы можем провести аналогии, потому что все мы были и являемся носителями одной человеческой природы; мы можем делать сравнения исходя из своей жизни и жизни наших ближних: горячность вполне могла быть сопряжена с таким качеством души, как горделивость.

– Когда в нем произошла перемена, что он отвернулся от Христа: был готов идти за Ним, а потом отрекся?

– Из Евангелия мы видим, что он в тот момент не понимал, что отрекается. Только после того, как пропел петух, он понял, что это было пророчество, понял, что сделал. В сам момент совершения действия его сознание было не настолько ясным.

Это казуистика – догадываться, в какой час, какую секунду это произошло. Мы не знаем, что происходило с душой апостола Петра, но видим осознание этого действия: когда пропел петух, он понял, что отрекся от своего Учителя. Наглядно видно, как это произошло. Раскаяние посетило его душу в тот же момент, но действие было уже совершено.

Мог ли он его предотвратить?

– Сложный вопрос, который мы часто задаем себе, что было бы, если бы… Есть расхожее мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Мы не знаем, что было бы, – мы имеем дело со Священным Писанием и таким понятием, как домостроительство. Я осмелюсь предположить, что Господь, видя не только горячность, но и силу апостола Петра встать после этого падения, наверняка сделал это для того, чтобы мы имели пример. Чтобы не только сам апостол Петр, но и все люди, которые читают Евангелие из года в год, имели перед собой этот великий пример падения и восстания. Потому что жизнь человека постоянно состоит и из падений, и из восстаний.

Вспоминается пример падения без восстания другого из апостолов – Иуды. Зачем же нам этот пример?

– Затем, что нам нельзя отчаиваться. Почему Иуда не смог встать? Потому, что он впал в очень тяжелое состояние отчаяния и не видел выхода, не видел любви Господа, которую Он проявлял к Своим ученикам. Такое бесовское состояние безмерного, не имеющего окончания отчаяния способствует тому, что человек не может встать. Мы знаем, что в Священном Писании есть и другие слова, говорящие о падении: где изобилует грех, там изобилует благодать. Как только человек совершает грехопадение, Господь дает ему столько благодати, чтобы тот мог встать… Но воспользуется человек этим или нет – зависит от него.

Очень интересно, как это можно заметить на практике? Мы регулярно совершаем грехи, но я не думаю, что в это время многие из нас ощущают дополнительную благодать.

– Это зависит от того, насколько человек опытен в духовной жизни. В момент переживания падения очень важно, чтобы рядом был человек, который поможет и что-то подскажет. Здорово, если мы можем опираться исключительно на текст Писания и святых отцов, но давайте вспомним пример расслабленного в Овчей купели, когда Господь спросил: «Что тебе нужно?» И тот сказал: «Мне нужен человек». И нам, подобно этому расслабленному, тоже нужен человек: наставник, друг, священник – тот, кто может подсказать, как быть в той ситуации, когда совершается падение. Господь действует исключительно через нас, у Бога нет других рук в мире. И мы, проявляя милость и милосердие (священники, прихожане, родственники, ближние и друзья) к человеку, совершившему падение, не осуждая его, а, наоборот, протягивая ему руку, показываем благодать Бога, которая помогает человеку встать и не отчаяться в своем падении.

– Каждому нужен духовник?

– Каждому нужен человек. Если мы возьмем взаимоотношения человека и духовника, то это калька с монастырской жизни: послушник и старец. Старец – не всегда священник. В нашем понимании духовник – человек, облеченный священным саном, который принимает исповедь и через таинство помогает руководить духовной жизнью человека. В женских монастырях нет женского духовенства, но есть старицы – более опытные в духовной жизни, которые могут помочь, подсказать, как быть в той или иной ситуации.

В женских монастырях есть духовники мужчины.

– Не всегда. Во многих случаях в женских монастырях служат белые, женатые священники, которые совсем не могут ничего подсказать в монашеской жизни. Они помогут помочь принять таинство Исповеди, а чтобы опытно подсказать, как пережить ситуации одиночества, отчаяния, конкретных грехов и страстей, нужны более опытные наставники, которые сами прошли этот путь.

То есть духовный наставник – необязательно священник?

– Да. Мы же знаем преподобного Паисия Святогорца: он был обычным монахом, не священником, но был и является наставником для многих и многих тысяч людей.

Это монастырская картина. А как должно быть на приходах?

– На приходе, я думаю, все зависит от роли священника. Есть такая русская поговорка: каков поп, таков и приход. Священник должен обязательно способствовать формированию общины на приходе. Эта община и есть тот самый старец. Когда человек попадает в общину (некую общность людей, которые стремятся к единой цели), то чувствует, что не один на своем пути; что не только священник, но и братья, и сестры, которые стоят рядом с ним и присутствуют в его жизни, помогают ему советом, делом, временем, вниманием, молитвой. Есть много средств, которые могут помочь человеку.

Все то же самое, наверное, можно сказать и про секту?

– Секта – некая не очень удачная попытка скопировать христианскую общину. Почему люди так часто теряются? Потому, что они приходят и видят то же самое: не совсем замечают непререкаемый авторитет священника, который называется гуру, сложность выхода из этой общины. Секта, безусловно, напоминает христианскую общину, потому что копирует ее для того, чтобы человека заманить к себе.

– Как определить, что это – секта, а не хорошая христианская община?

– Главный принцип – несвобода. Можно провести такую аналогию: христианская община равна свободе, потому что Христос говорит о свободном выборе человека. В секте выбор человека всегда строго определен: если ты действуешь, думаешь или совершаешь поступки не так, как говорит наставник, – будешь обличаем, тебе будет навязываться конкретная модель поведения. В христианстве все совсем по-другому: священник, даже видя, что человек поступает неправильно, может ему что-то подсказать, объяснить. Это должно быть сделано исключительно с любовью и без навязывания своего мнения этому человеку. Потому что священник, как и все прихожане, тоже наделен свободной волей от Господа. Мы вольны выбирать свои действия, совершать грех или добродетель.

Разве священник не имеет особый контакт с Богом, благодаря которому может говорить Его волю?

– Особый контакт с Богом имели старцы, которые жили в XIX веке в Оптиной или Ильинской пустыни. Ждать, что придешь на приход и священник сообщит тебе Божью волю, – некое очень свободное предубеждение.

Вопрос телезрителя Димитрия из Витебска: «В своей речи мы часто упоминаем слово “спасибо” вместо “благодарю”. Слово “спасибо” придумали безбожники: из двух слов “cпаси Бог” сделали одно. Бога стали называть двумя буквами. Это хула на Бога, осквернение Его святого имени. Нигде в молитвах, в Евангелии нет слова “спасибо” только “благодарю”. Скажите, правильно ли такое утверждение, что нужно говорить “благодарю”, а не “спасибо”»?

– Вопрос очень интересный, и я отчасти соглашусь с Вами, что правильно говорить слово «благодарю». Объясню почему: имея общение с тем или иным человеком, мы должны обязательно понимать, в каком состоянии тот находится. Зачастую люди, не открывшие для себя Господа, не совсем готовы слышать, что слово «спасибо» является некой хулой на Духа Святого. Если Вы встречаетесь с такой ситуацией, то нужно с большим терпением и любовью относиться к этим людям. Если вдруг у Вас возникает непреодолимое желание обличить ошибку человека, то нужно обязательно помолиться перед этим и посмотреть, будут Ваши слова услышаны или станут очередным способом, поводом похулить Бога, потому что человек не совсем готов услышать, что Вы хотите сказать. Здесь нужна мудрость и слушающего, и говорящего. Я надеюсь, что Господь дает Вам эту мудрость, чтобы Вы могли отличить одно от другого и с любовью помогать людям вставать на путь исправления.

Вопрос телезрителя в Telegram: «Как подготовиться к Великому посту в духовном смысле?»

– Я думаю, что лучше всего подготовиться морально. Люди зачастую сильно боятся приближения Великого поста, все время связывая его с определенными ограничениями. Нужно понять, что Великий пост – не экзамен. Великий пост – особое время и особый способ размягчить сердце человека, чтобы оно стало более мягким, восприимчивым для того, чтобы проявлять свою любовь к Господу и ближним.

Если мы говорим о подготовке к Великому посту, то в первую очередь нужно поразмышлять, что для тебя есть Великий пост, как бы ты хотел его провести. Если  понимаешь, что в чем-то не готов, не можешь выстоять все долгие службы, себя ограничить в пище, то эти вопросы можно задать священнику и сказать, что не готов. Я не вижу в этом преступления, потому что человек взирает на свое сердце и видит, готов или не готов. Нужно относиться к Великому посту как к уникальной возможности не испытать себя, а лишний раз попытаться сделать свое сердце более мягким. На это направлены и молитвы, и ограничения, которые Церковь предлагает нам, называя это аскетическими упражнениями.

Самое главное – не должно быть страха. Нужно выбрать свою меру. Для современного человека мера чрезвычайно важна. Если ты не готов отказаться от пищи – попробуй отказаться, например, от злости на какой-то период. Нужно подумать, в чем ты можешь попробовать себя ограничить, чтобы почувствовать свободу, дополнительное пространство в своем сердце. Главное – не бояться и все свои действия с легкостью обсуждать со священником, прося совета, как правильно поступить в той или иной ситуации. Подготовка нужна моральная.

– От чего еще можно попробовать отказаться?

– Можно попробовать побороться с одной главной страстью. Хотя бы одной. Наверняка человек, живущий в Церкви, исходя из Писания, святых отцов и наследия Церкви, знает, что его беспокоит больше всего: раздражительность, грех осуждения, злословия или очень распространенное сейчас состояние души – гнев. Это очень страшное состояние. С этим нужно попытаться побороться: почитать что-то, с кем-то посоветоваться, какие упражнения нужно выполнить, как можно воздержаться от того или иного случая. Это мне кажется правильным, тем, чего хочет от нас Господь: не того, чтобы мы натренировались не употреблять молоко, а чтобы смогли почувствовать победу над своим греховным состоянием; почувствовать, что мы можем при помощи Господа и ближних побороться со своими греховными наклонностями; почувствовать легкость чистоты души хотя бы на это время.

– Как, например, побороть гнев?

– Сразу не получится.

У нас целый пост для этого.

– Для этого целая жизнь. Пост – короткая разминка перед большой духовной жизнью. Самый легкий способ борьбы с любой страстью – воздержание. Как только чувствуешь, что к тебе подкатывает страсть (гнев, осуждение или еще что-то), ты должен научиться ее распознавать на подходе: не когда она уже охватила тебя, а когда только чувствуешь признаки. У каждого человека свои признаки, колокольчики, которые начинают срабатывать перед тем, как возьмет верх страсть. Как только чувствуешь, что сейчас тобой будет обладать гнев, как минимум нужно удалиться от источника гнева. Если все-таки гнев тебя посетил – нужно найти в себе силы закрыть рот, не наговорить человеку неприятных вещей, которые можешь сказать в порыве страсти. Лучше сдержаться, остыть, прийти в себя и после этого продолжить общаться с человеком или делать дело, которое ты совершал до этого.

– Вопрос телезрителя: «В проповедях, в народе – везде ругают Иуду. Даже друг друга мы обзываем иудами при ссорах. Но Иуда был выбран по жребию, Господь знал его заранее. Вы мне скажете: Он его предупреждал. Тогда как, если бы Иуда понял, что нельзя так поступать, исполнилось бы Писание, когда Господь говорит, что из Писания ни одна йота не пропадет? Мы сейчас хуже Иуды – почему его все ругают? Сердце кровью обливается, мне его очень жалко».

– Вы на самом деле очень сильно меня порадовали. Когда возникает чувство сожаления от поступка того или иного человека, это правильно и хорошо; когда есть чувство сожаления и переживания, ощущение чужой боли – это самое лучшее чувство, которое необходимо нам для христианской жизни. Я очень рад, что Вы испытываете это состояние даже к Иуде, потому что Иуда уже стал притчей во языцех в христианской жизни, символом.

Конечно, я разделяю Ваше состояние. Мне нравится вопрос. Я благодарен Вам за него и за то, что вам жалко Иуду; за то, что Ваше сердце милосердное и жалостливое. Я думаю, что если Вы сохраните такое устроение своего сердца, то за одно такое душевное состояние Господь дарует Вам спасение. Я смею предположить и надеяться на это, потому что Господь от всех нас ждет именно такого милосердного, сожалеющего сердца.

Но вопрос о предопределении: мог ли Иуда избежать своей участи, хотя Христос говорит, что ни одна йота из Писания не прейдет?

– Когда Иуда совершал свой поступок, не было того Писания, что описывает поступок Иуды, и слова Спасителя не были положены на Писание. Это из серии вопросов, когда Господь молился о Своей чаше в Гефсиманском саду. 

– Молился – в значении пытался ее избежать?

– Нет. Он общался с Отцом. Для нас молитва – это общение с Отцом. И тогда Господь в саду молился с Отцом; и мы, когда произносим молитву, тоже общаемся с Отцом. Поэтому, когда Он молился о чаше, Он просил Отца, чтобы чаша эта миновала Его. Но потом говорит: «Да будет воля не Моя, но Твоя».

Мог ли Иуда не сделать того, что сделал? Думаю, что мог. Говорить о том, что Иуда был создан для того, чтобы предать Господа, ужасно. Создать человека, готовить его для того, чтобы он убил Спасителя, безнравственно. Иуда обладал свободой, как все мы. Но так было расположено его сердце, что он совершил такой поступок.

– Действительно, возникает вопрос. Кто-то должен был предать, и предателем стал Иуда. Значит, кто-то был предопределен к этому?

– Вы думаете, они не могли бы распознать Спасителя без этого человека? Господь Сам говорит, когда Его взяли стражники: «Что вы вышли на Меня ночью?» Они же днем знали, Кто Он. Это странная история. Как будто Господь три года ходил проповедовал – и никто не знал, как Он выглядит, и нужен был обязательно Иуда, чтобы показать на Него. Это смешно; можно было Его распознать; те, что Его брали, точно знали, Кто Он.

Примеры Иуды, апостола Петра нужны нам для того, чтобы понять, как действовать в случае нашего грехопадения. Если мы падаем, мы должны обязательно вспоминать о том, что есть два примера, два пути: вставать или отчаяться. Нам нужно вставать, нам не нужно отчаиваться.

Вопрос предопределения – очень сложный богословский вопрос, над которым думали все богословы нашего времени и будут думать дальше. Ответа на него нет, потому что он находится в области тайны Божьего домостроительства. Преподобный Максим Исповедник пишет очень хорошо об этом. Сретенский монастырь недавно издал книгу «Промысл Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника». Пример Иуды и апостола Петра – это две прекрасные иллюстрации для нас: как можно каждому человеку сделать выбор после совершения греха – встать и покаяться или отчаяться и закончить жизнь духовной смертью или физической.

– После события, когда Иуда приходит со стражей и стража собирается брать Христа, Петр отрубает ухо одному из рабов первосвященника по имени Малх. Почему Господь осуждает этот поступок? Хотя Петр сделал это, чтобы защитить Спасителя.

– Евангелие не описывает все события, оно описывает лишь те события, которые назидательны для каждого читающего человека. Мы живем в 2022 году, а события происходили много лет назад. Но Господь премудро устроил: Духом Святым руководил апостолами, когда они писали эти тексты для нашего назидания.

Апостол Петр в своей горячности делает то, что может, чтобы защитить своего Учителя. Что он может? Он пытается защитить Его с оружием. Господь говорит, что оружие – не способ защиты. Желание апостола Петра понятно, но Господь говорит: неправильно ты выбираешь это действие. Говорит очень важные слова: «Неужели ты думаешь, что если бы Я захотел остановить все происходящее, здесь не явилось бы полчище ангелов?»

Господь четко и ясно говорит о том, что у всего есть свой предел. Есть предел у человека, а все остальное находится за пределами, в области Бога. И когда мы желаем на себя перетянуть одеяло этого предела, мы пытаемся взять на себя функцию Бога: осудить кого-то  или сказать, что Бог сказал бы или сделал, если бы Он был здесь и видел это.

Пример, который Вы привели, я использую в беседе с людьми. Ко мне приходят и говорят: «Батюшка, я хочу, чтобы мой родственник уверовал в Господа». И начинают этого человека насильно воцерковлять. Господь любит этого человека не меньше нас, а больше, и любит бесстрастной любовью, абсолютно ничем не обусловленной. Если Господь захочет, он может явить полчища ангелов перед лицом этого человека, чтобы тот уверовал и пришел в храм, если это нужно.

Но если Господь пока его удерживает и не происходит встречи в сердце человека с этой призывающей благодатью, то не нужно переоценивать свои возможности. Делай то, что можешь. Самое лучшее – это являть пример достойной христианской жизни; будь примерным христианином. Человек, взирающий в твои глаза, должен видеть твою веру в Бога так, чтобы сказать: расскажи мне о Нем, я тоже хочу верить. Это самый лучший пример…

– Господь говорил еще о мече: кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Видимо, Петр опирался на эти слова, взяв меч. Но что Христос имел в виду, говоря ученикам взять меч?

– Мы знаем, что слово «меч» имеет два значения: прямое и духовное. При совершении монашеского подвига монаху вручают четки, при этом говорят: «Прими меч духовный, который есть слово Божие». Когда Христос переправляется через озеро на лодке с учениками после чуда насыщения хлебами, Он говорит: бойтесь закваски фарисейской. Иногда ученики не понимают, о чем хочет сказать Спаситель. А Спаситель, прозревая вперед, говорит: в путь возьмите с собою меч. Это значит: возьмите с собой слово Божие, которое вы знаете, запомнили и которое живет в вашем сердце.

Очень много образов с мечом: это то, что рассекает человека, что проникает в сердце человека. Меч – это слово Божие, против которого ничего нельзя противопоставить. Это обоюдоострый меч, который иногда разделяет семью, иногда жизнь до и после; разделяет  плоть и душу. Это сложное и комплексное понятие.

Но мы должны помнить одно: меч – это глагол Божий, слово Божие, что всегда помогает нам в самой главной войне, которую ведет каждый день и каждый миг каждый христианин. Это война против духов злобы поднебесной, борьба приспешников дьявола, борьба против собственных грехов. Слово Божие – самый эффективный способ бороться со своими грехами, наклонностями и теми прилогами дьявольскими, которые в нашей жизни бывают постоянно.    

– Сатана даже просил Христа о Петре. Как понять эти слова? Получается, что Христос разговаривал о Петре с сатаной…

– Конечно; потому что сатана – Божье творение. Христос разговаривает со всеми нами, но иногда мы не понимаем этого. Из этого события мы должны для себя вынести очень важный урок на всю жизнь. Об этом говорит множество святых отцов, это согласие святых отцов, мнение Церкви: дьявол не свободен в своих действиях. Дьявол просил рассеять учеников, Господь не разрешил ему этого.

Как было с Иовом, когда Господь попустил Иову впасть в лишения, чтобы посрамить дьявола, так и здесь – Господь попустил Петру впасть в отречение, чтобы посрамить дьявола. Поэтому дьявол действует лишь только там, где отводит ему область его действий Господь. Дьявол действует лишь тогда, когда человек добровольно открывает ему свое сердце и говорит: войди и живи рядом со мной. Если нет нашего согласия на действия дьявола, то он не может действовать. Это очень важно. Мы должны помнить об этом постоянно.

– Когда мы читаем в молитве «Отче наш»: и не введи нас во искушение, – мы о чем просим?

– Мы просим, чтобы Он защитил нас от тех искушений, которые превыше наших духовных и физических сил.

– Почему Господь не отправляет нам легионы ангелов, а предлагает действовать самостоятельно? Ведь тем самым можно было избежать каких-то искушений, грехов, ошибок людей.

– Было бы проще послать легион ангелов, когда дьявол искушал Еву, тогда мы бы вообще не имели никаких проблем, которые у нас сейчас есть; и не имели бы падшей природы. Господь хочет, чтобы любовь к Нему была свободной и непринужденной. Наш опыт в жизни (негативный, положительный; опыт падения и опыт восстания)  исключительно позволяет нашему сердцу свободно и по-настоящему, искренне любить Господа.

Это свойственно нашей падшей природе: мы ценим лишь то, что сами заработали либо потеряли. Поэтому Господь позволяет пройти через жизненные испытания для того, чтобы нам по-настоящему свободно, искренне любить Его и прийти к жизни в Царствии Небесном. Чтобы мы обрели своим исключительно свободным нравственным выбором добро и Господа, а не грех и дьявола.

– На горе Елеонской Христос говорит ученикам: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

– Это прекрасно. Почему очень важно брать с собой меч? Отправляясь в большое путешествие по земной жизни, проводя духовную жизнь, очень важно помнить, есть ли с тобой меч сейчас. Очень важно напитывать свою душу и сердце словом Божиим, потому что это тот самый меч, который помогает проводить борьбу с самим собой и с духами злобы. Господь об этом говорит прямо: молитесь, чтобы не впасть вам в искушение. Искушений нас окружает большое количество, мы иногда сами для себя являемся искушением. Наша греховная природа, привычка грешить – тоже искушение для нас.

Мы должны помнить, что слова Писания – истинные. Если Господь говорит, что молитва является эффективным способом, чтобы избежать искушений, мы должны в это по-настоящему поверить. Но чтобы это сработало, мы должны понимать, молимся ли мы на самом деле. Если воспринимать молитву как формальное исполнение предписаний молитвослова – это одна история. Часто приходится сталкиваться с тем, что люди говорят: «Батюшка, Вы знаете, сил у меня нет, я помолился правилом Серафима Саровского».

Это большое искушение. Если мы беремся за небольшое правило, которое называется правилом Серафима Саровского, мы должны тогда учесть, что преподобный Серафим пребывал в непрестанной Иисусовой молитве. Если ты пребываешь в непрестанной Иисусовой молитве, ты можешь ограничиться этими небольшими молитвами. Но этого в нашей жизни нет. Мы выбираем то, что легко, и этим довольствуемся.

Мы должны помнить, что есть молитва. Молитва – разговор с Богом, это искреннее общение с Богом. Как я сейчас общаюсь с Вами, с телезрителями, так и в своей молитве  искренне пытаюсь общаться с Богом, с Отцом, с Тем, Кто меня создал, Кто меня любит, Кто меня слышит и защищает. Это не просто какой-то звук, посыл куда-то в небо, это общение с конкретной Личностью. Поэтому Господь и дал возможность Второму Лицу Святой Троицы обрести личностные свойства, чтобы человек как личность мог молиться с Богом – Личностью. Это самое большое приобретение нашей веры и догматики, что у нас есть такая возможность. Другие религии лишены этого.

– Молитва по молитвослову уступает личной молитве?

– Такая молитва тоже нужна. Мы не можем ее избежать. Если мы желаем стать олимпийскими чемпионами в любом виде спорта, то должны начинать утро с разминки или элементарных упражнений. Когда этого нет, мы никогда не достигнем успеха в том или ином виде спорта. Молитвослов очень нужен как первый опыт молитвы. Дальше нужно выходить на уровень искреннего общения с Богом своими словами. Нужно обращаться к Богу и своими словами, а не только словами святых подвижников нашей Церкви.

– Подведите, пожалуйста, итог нашей программы.

– Я благодарю, что наши телезрители остаются с телеканалом «Союз»; приятно приходить, беседовать, слышать вас. В преддверии Великого поста хочется пожелать всем нам памяти о примере апостола Петра, который совершил, быть может, главное в своей жизни падение, но и главное восстание. Мы должны помнить, что Господь, как чадолюбивый Отец, нас не оставит, всегда подаст руку. Нам только надо сказать: «Господи, я утопаю, помоги!» И обязательно Господь придет и поможет нам встать и дальше двигаться по верному пути в Царствие Небесное. Аминь.   

Ведущий Александр Черепенин

         Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать