Беседы с батюшкой. Сила слабого человека. Священник Олег Герасимов

25 марта 2022 г.

Сегодня у нас в гостях священник Олег Герасимов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в деревне Керро.

− Тема нашей сегодняшней передачи звучит так: «Сила слабого человека». Эта тема затрагивает, наверное, от малого до старого. Я, например, помню то время, когда в школе на уроках физкультуры нас выставляли по росту. Конечно, человек, который стоял в самом конце, чувствовал себя маленьким и ущербным, а первый, наоборот, считал, что у него все в жизни удалось. Проходило время, жизнь расставляла другие акценты, но нам памятно то время, когда сильный всегда добивался многого, потому что физически сильному человеку, кажется, жить действительно легче. Но потом наступали времена, когда, казалось бы, слабый человек выходил из тех жизненных ситуаций, в которых не мог справиться сильный человек. И в Священном Писании мы очень много видим примеров силы в слабости. Поэтому вопрос я хочу задать такой: на Ваш взгляд, что такое сила и слабость?

− Вопрос на первый взгляд, конечно, очевидный. Сила – это когда ты можешь поднять огромную гирю, а слабость – когда тебя сдувает ветром. Но, к сожалению, все не так очевидно, потому что вопрос о силе и слабости, как мне представляется, лежит не совсем в физической области. Это вопрос, может быть, очевидного для всех лидерства, когда человек идет, сокрушая все на своем пути, добивается цели любой ценой. Такого человека и называют сильным. Соответственно, тот, кто сдается, сгибается, смиряется, в глазах людей, ищущих брутальной силы, представляется слабым. Но это не всегда так, потому что мы видим множество примеров, когда слабый физически, тщедушный и мало что из себя внешне представляющий человек вдруг оказывается способным на очень большие деяния, перед которыми пасует человек физически сильный.

Классический пример силы слабого человека – это, конечно же, Послание апостола Павла к Коринфянам. В нем он рассказывает, что был восхищен до третьего неба, а потом, чтобы не превозносился, говорит апостол Павел, Господь дал ему некое жало в плоть. Он просил, чтобы Господь его отнял, но Господь сказал: сила Моя в немощи совершается. Об этом толкователи говорят по-разному. По словам некоторых толкователей, в частности Иоанна Златоуста, апостол Павел был человеком по нашим меркам невысоким (порядка метра пятидесяти). А язва, которую ему дали в плоть, по некоторым толкованиям, связана с глазами: это гнойные отеки или еще что-то. Потому что в другом послании он пишет: вы, братия мои, готовы были очи свои вынуть и отдать мне. И вот представьте себе маленького человека, которого бьют, всячески гонят, у которого гноятся глаза, но при этом он совершает такие дела, что вряд ли кому-то под силу.

Источник силы лежит, очевидно, не в физических данных, не в том, что ты накачан, здоров, силен, несокрушим духом. Несокрушимость и сила духа − это тоже фетиш, на который некоторые люди опираются. Мне очень часто приходится слышать от людей нецерковных: «Я только на себя полагаюсь, на свои силы, ни перед кем не сокрушаюсь». Как правило, Господь таких людей смиряет: они сталкиваются с проблемами, которые сильнее их. Вот они какие-то препятствия преодолевают на своем пути, идут к своей цели, они лидеры, и вдруг они сталкиваются с препятствием, которое выше их сил. Если оказывается, что они уповали только на свои силы, то это может быть сокрушительным ударом по их самолюбию, самооценке. Человека это может погубить.

Нужно четко понимать, в чем источник нашей силы. Сила Божия в немощи совершается − это как раз и есть ответ на этот вопрос. Люди, которые читают Библию, особенно в первый раз и с таким настроем, что сила − это когда ты на лихом коне с шашкой наголо показываешь, какой ты крутой, видят, что, оказывается, сила – это совсем не то, что мы себе представляем. Она имеет источник в совершенно другом измерении. И этому примеров очень много в том же Священном Писании. И прежде всего, конечно же, это Сам Господь наш Иисус Христос, Которого ждали как царя: все ждали, что Он придет и покажет, что израильский народ самый крутой, всех победит и станет властелином мира. Христос сразу всех разочаровал: «Я Царь, но не этого царства, не мира сего». Люди сказали: «Хоть что-нибудь сделай, чтобы мы увидели, что Ты действительно так велик, как мы ждем». Но Господь и в этом их разочаровал. Эта вроде слабость Христа на самом деле оборачивается величайшей силой, потому что Он победил саму смерть. При этом он всегда сдавался, всегда преклонял голову и перед властью, и перед хулителями, никогда не показывая силу. Он никогда не совершал чудеса напоказ.

− Можно вспомнить Гефсиманский сад. Когда Петр вынул меч свой и отсек воину ухо, Христос сказал ему: «Вложи меч свой в ножны». А Он ведь мог позвать двенадцать легионов ангелов…

− И Он этого не сделал. Или есть еще замечательный пример, когда их не пустили пройти через Самарию, потому что видно было, что они идут в Иерусалим. И один из апостолов сказал: «Давай мы на них сейчас огонь сведем?» Христос говорит: Не знаете, какого вы духа. Он пришел не убивать, не демонстрировать Свою силу. Он пришел совсем с другой целью. И это самый важный, самый яркий пример, на который надо ориентироваться.

− Вопрос Евгения из Белгорода: «Слышали крылатое выражение из фильма: сила в правде? А я бы переиначил: может, сила в истине? За кем истина, тот всегда будет силен. А Христос сказал: Я есмь путь и истина и жизнь. Может, как раз в Нем и есть сила?»

− Я думаю, Вы правы в переиначивании этой крылатой фразы. Я слышал другую фразу: правд много, истина одна. Так что сила не в правде как таковой (правда у каждого своя), а именно в истине.

Мы к этому аккуратно подходим, потому что пытаемся понять, в чем же действительно сила и как она должна проявляться. Человек физически сильный, сокрушающий все на своем пути, − вовсе не образец силы. Это заблуждение. Для всех очевидно, что он силен, но когда он сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то происходит одно из двух: либо препятствие его сломает и он перестанет быть сильным (потому что потеряет веру в то, на что опирался, − веру в самого себя, в свои силы), либо поймет, что его сила вовсе не в том, что у него накачанные мышцы или он обладает лидерскими качествами. Человек, который таким образом мыслит, ошибочно полагает, что наличие лидерских качеств, силы − его личная заслуга. Ничего подобного! Это то, что дал ему Господь. И хорошо, если он это поймет, потому что вовремя понять, в чем источник твоей силы, − это уже половина дела.

Что же значит, что сила совершается в немощи? Я рассуждал, для себя пытался это осознать и пришел к таким выводам: немощи наши − это то, что делает нас видимо слабыми. Это могут быть немощи и телесные, и душевные (например, лень, жадность или какая-то другая страсть). Как же в них совершается сила Божья? Она проявляется в том, что мы, заведомо слабые люди, не имеющие никакого собственного источника силы, вдруг оказываемся способными эти немощи преодолевать. Когда нам, например, жалко что-то ценное для нас самих отдать другому, мы можем через эту жадность переступить и после этого почувствовать колоссальное вдохновение, потому что мы преодолели себя. И в этом нам помогает Господь. Он дает нам сделать то, что с первого взгляда нам кажется невозможным. И вот здесь получается парадокс: я слабый человек, полон немощей (как апостол Павел говорит, я только ими и могу хвалиться), и вдруг оказывается, что я что-то могу. Причем не я, а Господь, Который меня укрепляет. Он дает мне силы это делать. Понимание того, что ты, будучи немощным человеком, все-таки силен в Господе, открывается постепенно.

Беда заключается в том, что мы с нашими немощами сживаемся как с друзьями, мы не видим в них врагов. Мы говорим, что это наша особенность: я не ленивый, а просто медленно двигаюсь, люблю размеренность; я не жадный, а бережливый. И ты уже не хочешь бороться с этой немощью. Господь же не может тебя заставить, когда ты этого не хочешь.

− Я вдруг вспомнил Гоголя, его «Мертвые души». Там каждый из персонажей не хочет преодолеть себя. Плюшкин считает себя бережливым и никак не преодолеет это. Ноздрев не то что рубаха-парень, а обыкновенный развратник и так далее. Но самый страшный человек – это Чичиков, который вроде слабый. Но бывает так, что слабый человек, если живет без упования на Господа, без смирения, если в нем появится гордыня, способен причинить гораздо больше вреда, потому что будет как бы мстить за свою слабость. Нет? Я не прав?

− Вы правы. Более того, такие люди способны на то, что мы называем подлостью и низостью, потому что смелости и силы сделать что-то открыто у них не хватает. А сделать исподтишка какую-то гадость они могут. При этом я глубоко убежден, что нет людей (или их мало), которые делают зло ради зла. Люди, делая какие-то неприглядные поступки, считают, что они восстанавливают справедливость. Когда у наших прихожан возникают вопросы по поводу того, как им простить другого человека, я вспоминаю один пример. Преподаватель в каком-то университете взял в руки книгу и стал спрашивать у студентов, какого она цвета. Те говорят: «Зеленая» (обложка была зеленая). А преподаватель говорит: «Нет, она красная». Все говорят: «Да нет же, зеленая!» А преподаватель: «Красная». И он поворачивает книгу той стороной, которая была к нему, а там обложка действительно красная. Получается, они смотрят на одну и ту же книгу, но говорят разные вещи. Они спорят об одном и том же, но каждый отстаивает свою правду. Получается, если человек хочет восстановить справедливость (в его понимании) и при этом наносит нам обиду или ущерб, то прежде, чем обидеться на него, надо попробовать посмотреть на это с его стороны.

− Хороший пример.

− Научившись смотреть на ситуацию чужими глазами, мы избавимся от привычки осуждать. Но в этом смысле человек, который слаб, который не находит в себе силы бороться со своей слабостью, но тем не менее горит желанием восстановить справедливость, скатывается до низости и подлости, потому что по-другому не может. Потом из этого человека может вырасти тиран.

– Вопрос телезрителя: «Существует примитивное мнение, что просит прощения слабый человек. Но ведь на самом деле прощение обладает колоссальной силой. Расскажите об этом».

– Как мне видится, попросить прощения – это акт очень большой духовной силы. Во-первых, надо переступить через свою гордыню, подойти к человеку и сказать: «Прости меня. Я понимаю, что не прав». Многие люди начинают возражать: «Как же я буду просить у него прощения, если он не прав?» Собственно, это часто и останавливает людей от того, чтобы попросить прощения. На это я предлагаю им посмотреть на эту ситуацию отстраненно. Потому что в споре абсолютно правой стороны не бывает; кто-то прав в одном, кто-то прав в другом, и, собственно, спор происходит не потому, что один абсолютно прав, а второй абсолютно не прав, а потому, что люди не могут донести друг до друга свою точку зрения.

Если я прошу прощения, я вовсе не становлюсь на позицию этого человека, я просто понимаю ту неправоту, которую допустил. Предположим, я повысил голос, или обозвал человека, или позволил себе резкое заявление в его адрес – я за это прошу прощения, при этом оставаясь на своей позиции. То есть я прошу прощения за то, что поступил с человеком не по-христиански, будучи несогласным с ним в каком-то мнении.

Когда нам кажется, что человек нас обидел, есть замечательный прием, который я всегда советую своим прихожанам: научитесь заглядывать человеку за спину. Научитесь понимать, что он всегда действует не сам по себе, а как инструмент в руках Божиих. Для того чтобы вас вразумить, Господь выбрал именно этого человека, с таким набором качеств и именно его поставил на вашем пути, чтобы он сказал вам обидное слово. Надо научиться делать вывод из такой ситуации и понимать, что же Господь хотел этим до нас донести. И к этому человеку мы не имеем претензий, потому что он подвернулся (условно говоря) Господу под руку. Не было бы его – был бы другой; и было бы то же самое, потому что внутри меня есть что-то, что Господь мне хочет этим самым показать.

Поэтому когда я человека прощаю, это говорит о том, что я к нему лично претензий не имею и буду разбираться с Тем, Кто его ко мне послал. Тогда это будет по-настоящему прощение. А иначе мы вроде бы и простили человека, но все время будет оставаться обида, что он меня обидел, так поступив. Надо понимать, что Господь послал этого человека. Поэтому попросить прощения – это все-таки акт духовной силы, а не слабости.

– Приведу два примера. Первый – Давид и Голиаф. Когда мы читаем об этом в Священном Писании, мы переживаем и радуемся, что Давид победил этого ужасного Голиафа, будучи юношей. Но ведь Давид не сам по себе пошел на такую битву? Второй пример, который я прошу Вас прокомментировать, тоже из Ветхого Завета – Самсон. Вот уж где сила богатырская! Почему он был побежден слабой женщиной?

– Это очень хорошие примеры, и они как раз диаметрально противоположны по своему смыслу: в одном случае слабый человек получил силу, в другом случае сильный человек, положительный во всех смыслах персонаж, вдруг эту силу потерял. Мне кажется, ответ на вопрос кроется в том, что же является источником силы. Это не просто желание бороться с какими-то своими недостатками, не просто стремление к Богу, но именно подчинение себя воле Божией. То есть я хочу стать таким, каким хочет видеть меня Господь.

– И это Давид.

– Давид явил себя проводником воли Божией. Маленькому мальчику, юноше предлагают биться с явным фаворитом, как сейчас сказали бы. С человеческой точки зрения это абсолютно проигрышная ситуация, абсолютное, что называется, самоубийство. Но Давид находит в себе духовные силы согласиться с этим, потому что знает, что в этом воля Божия. Несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла это выглядит безумием, Давид идет на это. И Господь через этого немощного человека показывает Свою силу. Давид бросил из пращи маленький камешек и поразил Голиафа в лоб. Это тот пример, когда видно, что Господь может показать Свою силу даже в такой ситуации...

– Вопрос телезрительницы: «Я являюсь прихожанкой храма Петра и Павла в Петергофе, воцерковляюсь. Хочу рассказать о своей ситуации и спросить, как мне к ней относиться. В сентябре меня насильно привили на работе, поставив условие: или прививаешься, или увольняешься. Сама я медик с тридцатилетним стажем, у меня есть медицинские противопоказания, но главная медсестра меня все-таки привила. В итоге 12 сентября я пошла на службу, но вместо храма оказалась в реанимации: у меня случился судорожный синдром после прививки. Три недели я пролежала в реанимации, поправилась. Вышла на работу – меня второй раз привили. И я снова в реанимации. Как мне простить этого человека?»

– Только что на эту тему я и говорил. Надо понимать, что все, что с нами происходит, не может происходить без воли Божией либо без попущения Божьего. Поэтому бессмысленно, вредно и неправильно видеть в этом злую волю какого-то конкретного человека. Если бы не было на это воли Божией или попущения Божьего, то никакой человек не смог бы Вас к этому принудить.

Здесь надо смотреть не на то, что сделал человек. Надо попытаться изменить угол зрения на этот вопрос, как бы ни было тяжело. Конечно, легче всего сказать: вот он виновник всех моих бед, он негодяй, он это сделал. Но это не так. Господь этого человека выбрал Своим орудием для того, чтобы донести до Вас какую-то очень важную мысль. Какую – это Вам надо понять самой. Я сейчас могу высказывать много всяких предположений, но очевидно, что это было сделано для того, чтобы Вы поняли что-то важное в своей жизни. Этот человек – не злодей, не негодяй; этот человек просто инструмент в руках Божиих.

Как медик с тридцатилетним стажем представьте, что в руке у хирурга вдруг оказался ржавый скальпель, и Вы начинаете сердиться на этот ржавый скальпель. Не на хирурга, который его над Вами занес, сделав надрез, а на сам скальпель. Какой в этом смысл? Почему нужно было использовать именно этот скальпель – нужно спрашивать у врача, и это будет правильно. Попробуйте в молитве сформулировать вопрос к Богу: «Для чего Ты, Господи, послал мне эту череду бед, несчастий, связанных со здоровьем? Что я должна понять, перенеся эти испытания?»

Человека, который послужил посредником между нами и Богом, нужно только поблагодарить, потому что Господь посылает нам людей (и хороших, и плохих, с нашей точки зрения) отнюдь не случайно.

– Вернемся к вопросу о Самсоне, богатыре, который потерял свою силу. Вспоминаю в этой истории еще один момент: как он окончил свою жизнь, какой подвиг совершил. Расскажите, почему Самсон, который посвятил свою жизнь служению Богу, впал в такую историю.

– Как мне представляется, причиной было то, что он, посвятив свою жизнь служению Богу, в какой-то момент от этого служения отступил. В какой момент? Очевидно, когда вступил в связь с Далилой, которая отрезала ему волосы.

Сам источник появления силы или ее исчезновения зависит от того, с Богом ты или от Бога отпадаешь. Это очень явный, на мой взгляд, пример того, как человек, отпадая от Бога, лишается того, что он считал своим. Ведь сила была присуща Самсону – он же был богатырь, как бы символ силы. И вдруг он лишается силы только из-за того, что женщина отрезала у него локон.

Мне кажется, это очень яркий пример того, что источник силы – Господь. Если ты с Богом – ты силен. Если пошел против Бога (в чем бы это ни заключалось) – то, что ты считал своей силой, тебя покидает. Потому что сила – не твоя заслуга, не твоя принадлежность; это то, что Господь тебе дает по Своей воле, по Своему усмотрению. Надо всегда понимать, что получить силу или лишиться ее можно буквально в одно мгновение. И для этого надо понимать, в каких отношениях ты состоишь с Богом. Самсон в данном случае, мне кажется, переоценил себя.

– Это тоже пример для нас. Когда он был уже слабым, враги издевались над ним. Может быть, он должен был претерпеть какое-то наказание?..

– Я всегда опасаюсь говорить, что Господь наказывает. Господь не наказывает, Он вразумляет. Когда написано: «Осторожно! Убьет!», а ты все равно суешься туда, потому что ты – человек свободной воли и делаешь то, что хочешь, Господь тебя не наказывает, ты сам себя наказываешь, потому что делаешь то, от чего Он тебя предупредил.

В данном случае то, что произошло с Самсоном, – мне кажется, это для того, чтобы достичь глубины покаяния. Он понял, что сделал, покаялся перед Богом – и Господь вернул ему силу, дав возможность достойно выйти из создавшейся ситуации. Как он вышел – повторю для наших зрителей. Когда его привязали к колоннам, он их сдвинул – и свод обрушился. В результате он погиб, но и всех врагов погубил.

Самсон сделал правильный вывод из того падения, которое совершил. Падение, которое попустил ему Господь, стало, с одной стороны, причиной его низвержения, а с другой стороны – причиной еще большего возвышения.

Наверное, когда человек приходит к самомнению, что он такой и другим быть не может, Господь попускает ему пасть. Так бывало неоднократно. Так было и с Давидом, у которого потом родился замечательный (50-й) псалом. Это же тоже результат низкого падения. Так было и с Самсоном, который покаялся, – и Господь в этом покаянии дал ему возможность снова проявить силу Божию.

Это очень глубокие, хорошие примеры, которые нам показывают, что сила человеческая – миф, который очень быстро развеивается, исчезает. Если человек все свое упование возлагает на свои волевые качества, на свои силы, то, к сожалению, чаще всего его ждет разочарование, если только он, подобно Самсону, не поймет, в чем действительно был источник его силы.

Этот ветхозаветный пример очень в тему. Сейчас, в дни Великого поста, нам кажется, что все так тяжело! А еще только середина поста. Нам хочется, чтобы скорее уже была Пасха. Но надо использовать эту тяжесть поста и свое видимое, ощутимое бессилие, чтобы попытаться найти в себе те слабые точки, на которые хочет указать Господь, и сделать их сильными с Божией помощью. По слову апостола Павла, сила Божия совершается в немощи. Но для этого надо, чтобы мы в наших немощах, страстях, каких-то греховных привычках увидели врага. И с ним надо бороться. Тогда Господь сможет помочь.

– Еще хочется привести в пример Иова. Мне кажется, это пример невероятной силы.

– Это самый хрестоматийный пример. Человек был силен и внешне, потому что вначале мы видим его процветающим: у него много детей, и богатство, и большое имение, и много скота. Потом Господь лишает его внешнего атрибута успешности и силы...

– И здоровья лишает.

– Кстати, на здоровье у нас тоже люди полагаются. Человек здоров как бык, но вдруг что-то произошло – и куда девалась вся сила?..

– Сосудик в голове лопнул – и всё...

– Как у Булгакова: сегодня человек думает, что он чем-то управляет, а завтра – саркома легкого...

Иов – пример не только внешнего проявления силы; он показал несокрушимую внутреннюю силу. Будучи лишенным всего, что делает его в глазах других людей сильным и успешным, он не сокрушился духом и остался верен Господу. И даже лучшие друзья уговаривали его похулить Бога...

– Жена ему говорила: похули Бога и умри...

– Она говорила из хороших побуждений: мол, как так можно существовать? Но он отвечал ей, что она говорит как безумная. Пример Иова – это пример силы как она есть. Силы, которая не во внешних только проявлениях, но в глубинном понимании ее источника. И потом Господь Иова вознаграждает – Он не может оставить без награды такую верность. Этот пример на века.

Понятно, что пока мы сильны, пока у нас есть деньги, положение, нам горы по плечу и море по колено. Но стоит чему-то из этого пошатнуться – и где наша сила? И мы начинаем роптать: «За что Ты, Господи, меня оставил?» Господь не оставил, Он рядом, Он смотрит на то, каковы мы в разных ситуациях. Даже не так. Он знает нас и знает, на что мы способны, это мы себя не знаем. И Господь нам мягко и деликатно показывает: посмотри, ты думаешь, что ты такой успешный и молодец, но тебе еще над многим нужно поработать.

Для этого нужно знать своих врагов в лицо. Враги – это наши страсти, наши грехи. Это не особенности характера, не изюминка, которой можно хвалиться; это враги, те самые тараканы, которые полчищами гуляют в нашей душе и время от времени показывают, что мы далеко не такие хорошие, какими хотим себя видеть.

– Если говорить не только о ветхозаветных примерах, то пример силы в новейшее время – Ксения Петербургская. Городская сумасшедшая – так ее именовали, когда она в мужской одежде появлялась на улицах Петербурга. Уже не говорю о наших новомучениках. Люди не отличались здоровьем, при этом подвиг их был настолько прост и велик, что мы теперь молим их о том, чтобы они молились о нас.

Совсем недавно погиб священник нашей епархии отец Олег Артемов – военный священник. Он был маленький, тщедушный, но моряки называли его «штормовым» батюшкой.

–  Упокой Господь его душу. Можно говорить о том, что Господь счел его уже достойным того, чтобы войти в Царство Небесное. Конечно, страшно терять таких людей, он многое еще мог бы сделать. Лично отца Олега я не знал, но очень много хорошего о нем слышал. Это, конечно, огромная потеря. Но мы знаем о том, что живем не только для этой земной жизни, но и для вечности. И я абсолютно уверен, что отец Олег сделал все для того, чтобы войти в Царство Небесное...

– Человек был тщедушный, но такой невероятной силы!..

– Слабый по людским меркам, но какой несокрушимой силы духа! Это для нас такой пример, что и комментировать не надо: вот сила.

Слабость – это когда ты без Бога. Тогда каким бы ты ни был здоровым и огромным, какие бы мускулы ни имел, будешь слабым. Сила – когда ты с Богом, для Бога и в Боге. Это самое главное, для чего мы, собственно, и живем. Потому что сила Божия в немощи совершается.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать