Беседы с батюшкой. Игумен Арсений (Соколов)

22 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Арсений, насколько мне известно, областью Ваших научных интересов в том числе являются пророческие книги Ветхого Завета. Определение «ветхий» у обывателей стоит в одном ассоциативном ряду с такими словами, как «устаревший», «обветшалый». Зачем ученые-богословы изучают эти книги?

– Действительно, слова «ветхий», «ветхозаветный» могут наполняться каким-то пренебрежительным, уничижительным содержанием. Но так быть не должно. Ведь Ветхий Завет,  как и Новый Завет, содержит вечное, нетленное Божие слово, о котором Господь Иисус сказал: скорее небо и земля прейдут, нежели хоть одна йота прейдет из закона. Вечное Божие слово не может обветшать, не может стать ветхим; в нем содержится та же самая спасительная весть для современного человека, какая была спасительной для первых слушателей пророческих речей и читателей пророческих книг.

Для христианина Ветхий Завет является Священным Писанием, словом Божиим. Если мы устраним из новозаветных текстов все, что связано с Ветхим Заветом, – все аллюзии, прямые и скрытые цитаты, интертекстуальность Нового и Ветхого Заветов, все перекличку ветхозаветных текстов с новозаветными, – что останется от Нового Завета? Не останется ничего.

Новый Завет начинается родословием Иисуса Христа (Евангелие от Матфея так начинается), Иисус называется сыном Давидовым, сыном Авраамовым. А что мы можем узнать о Давиде и Аврааме из Нового Завета? О них мы узнаем из Ветхого Завета. А что бы мы знали о происхождении мира, если бы не было Книги Бытия? Как бы мы научились молиться, если бы не было Псалтири – главного молитвенника не только ветхозаветной, но и новозаветной Церкви? Пожалуй, самое ценное в псалмах – не то, что это наш молитвенник, а то, что это молитвенник Самого Господа Иисуса Христа: в самые напряженные моменты Своей жизни и даже на пороге смерти Он молится строками псалма. Это очень ценно и важно для нас.

Ветхий Завет и Новый Завет – это единое Священное Писание. Новый Завет – это актуализация Ветхого Завета. Слово, которое было произносимо пророками, записываемо буквами, слово Божие, вечное, нетленное, воплотилось, стало Человеком во Христе.

– «Что по своей сути представляют собой книги пророков?» Это вопрос из Интернета.

– Следует заметить, что пророчества – это устный жанр. Пророки произносили устные речи. От многих пророков дописьменного периода – Моисея, Самуила, Илии, Елисея, Натана и других великих пророков – мы не имеем каких-то записанных текстов, потому что они не записывали тексты. Что мы можем сказать об Илии? Чему он учил? В чем содержание его проповеди? В том, что Истинным Богом является Господь Бог Израилев, а не Ваал. Вот, пожалуй, и все, что мы знаем о содержании проповеди Илии. Эти пророки показывали силу Божию, насколько велик и могуч Господь Бог Израиля по сравнению с ничтожными ваалами.

Мы имеем жития этих пророков, так называемые пророческие циклы, но не имеем книг этих пророков. Примерно с VIII века до Р.Х. пророчества начинают записываться, до нас дошли, сохранились пророческие книги.

Первым письменным пророком был пророк Амос, пророчествовавший в северном Израильском царстве, потом – его младший современник Осия. После падения Шомрона (722 год до н.э.) пророчества развиваются на юге. Собственно, южные пророки разгоняют волну, поднятую северными коллегами, появляются пророки Михей и Исаия (конец VIII века до Р.Х.), а потом целая плеяда других письменных пророков. Вот так из устных постепенно появляются пророчества письменные. Потом эти письменные тексты группируются, собираются в сборники, в отдельные книги, потом – в сборники книг, и появляется огромная пророческая литература в корпусе Священного Писания.

– В чем польза и важность этих книг для современных христиан? Ведь VIII век до н.э. – это величайшая древность...

– Со времени пророка Амоса прошло двадцать восемь веков, но его пророчества и в наше время не менее актуальны. Пророк Амос (его называли пророком социальной справедливости) обличает социальные язвы своего времени, своего общества. Есть обличения и в идолопоклонстве, но они у него на втором плане. В идолопоклонстве очень громко прозвучат обличения у его младшего современника – Осии. Амос обличает  социальную несправедливость, коррумпированность правосудия, что продают бедного за пару сандалий; на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. И так далее. Социальная несправедливость, коррумпированность правосудия: разве в наше время эти темы не звучат столь же актуально, как они звучали совсем в другом обществе, в другой культуре, в другую эпоху?

– Даже страшно становится. Вы сейчас описываете все словами достаточно современными...

– Так и есть. Общество не стало лучше за эти двадцать восемь веков, и христианство не сделало более человечным наше общество, в котором мы живем.

Пророк Осия, младший современник Амоса, обличает  другой порок – идолопоклонство. Идолопоклонство для Осии – это духовное прелюбодеяние, когда народ изменяет Единому Истинному Богу, Богу Авраама, Исаака и Иакова, Богу Моисея, Всевышнему, Который вывел народ из плена египетского и даровал ему землю обетованную. Книга пророка Осии начинается пространной супружеской метафорой, и дальше на протяжении всей книги постоянно звучат обличения в духовном прелюбодеянии. Израиль – это неверная жена, Бог – разгневанный и обманутый супруг, который, несмотря на измены своей жены с идолами, ваалами, не перестает любить свою жену, то есть свой народ. Такая супружеская метафора – пожалуй, самая яркая и впечатляющая метафора, содержащаяся в Ветхом Завете, метафора о взаимоотношениях Бога со своим народом.

Потом идут южные пророки VIII века до н.э. – Исаия и Михей. Исаия – иерусалимский вельможа, столичный житель; Михей – провинциал, но в их пророчествах так же громко звучат темы социальной несправедливости, идолопоклонства в самых разнообразных формах. Ведь идолопоклонство – это не только грубый фетишизм («Целуйте тельцов!» – цитирует Осия народный лозунг своего времени). Для Осии идолопоклонство – это также и преклонение перед силой оружия, перед сверхдержавами, человекопоклонство, человекоугодие и какие бы то ни было другие формы, которые он квалифицирует именно как идолопоклонство.

Обличения Исаии в социальной несправедливости своих современников тоже хорошо известны. Можно вспомнить первую главу Книги пророка Исаии, которую мы читаем в первый день Великого поста для нашего отрезвления, духовного вразумления, где говорится о том, что Бог не принимает от человека даров, жертв, молитв, богослужений, если внутри народа происходят бесчинства, беззакония социального характера. Если богатые угнетают бедных, если бедные вгоняются в ипотечную кабалу, если дома и поля крестьян, которые по закону должны обладать своим земельным участком, конфискуются... Как говорит пророк Михей, люди из землевладельцев становятся безземельными сельскими пролетариями, вынужденными продавать свой труд, обрабатывать чужие поля с помощью чужих сельскохозяйственных инструментов, и в субботний год им не возвращают их надел, участок, как это положено по закону. Сейчас другие формы рабства, но ипотечная кабала никуда не делась.

– Неужели в те времена тоже использовалось слово «ипотечный»?

– Нет, конечно же, этого слова нет в еврейском тексте, но то, о чем говорят пророки, может быть переводимо словом «ипотека», то есть долговое рабство, ростовщичество. Человек втягивается в долговое рабство и вынужден выплачивать огромные проценты за предоставленные дома, инструменты для обработки земли и так далее. Сейчас это другие формы, но человек в XXI веке тоже часто вгоняется сильными и богатыми людьми мира сего в ипотечную кабалу. «Как же хорошо, что взял ипотеку, все у нас – чтобы помочь человеку. Сорок восемь лет пролетит – и я погашу кредит». Замечательная команда «Уральские пельмени» сочинила вот такую сатирическую песню.

– Я сам живу в ипотеку...

– В народе Божием не должно так быть. Ведь не случайно был субботний год, юбилейный год, чтобы человек вернулся в свое социальное состояние, в котором он был, чтобы ему возвращался участок земли, дом, сам он отпускался на свободу и все долги ему прощались. Так учит закон Моисеев. Эти законы нарушались, эти человеколюбивые правила и нормы, данные Самим Богом, попирались. Коррумпированные судьи, которым богатые давали взятки, осуждали бедняка, вгоняли его в еще большее долговое рабство, а богатого оправдывали.

Что означает выражение: «продают бедного за пару сандалий»? Например, идет судебная тяжба: богач с бедняком решают какие-то имущественные вопросы, имущественная тяжба. Богатый дает взятку в виде пары сандалий судье, и судья решает этот спор в пользу богатого, потому что бедный ничего дать не может. Судья должен быть абсолютно независим, совершенно беспристрастен, не должен взирать на лица. Подарки делают судей слепыми, говорит Писание. Судья закрывает глаза, несправедливо оправдывает богача и осуждает бедняка, который как раз нуждается в судебной защите. Разве сегодня это не актуально? Разве сегодня нет того правосудия, которое народ так красноречиво называет басманным?

Говоря о ветхозаветных пророках, необходимо вспомнить и о других очень важных составляющих их пророческих вестей. Это, во-первых, эсхатология; во-вторых, – связанное с ней мессианство. Мессианско-эсхатологические пророчества очень важны для нас, христиан. Пророчества о пришествии избавления, о пришествии Избавителя, Того, Кого Иеремия и Иезекииль прямо называют Давидом. Давид давно умер, но они говорят о потомке Давида, Который избавит и израильский народ, и дарует светлое будущее всему человечеству. Перекуют мечи свои на орала... и не будут более учиться воевать. Эти пророчества еще ждут своего исполнения, но начало исполнения этим пророчествам уже положено с пришествием Иисуса Христа.

Михей говорит о месте, где родится Избавитель, Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. То есть это не просто потомок Давида, к нему такие слова неприменимы; речь идет о Христе. Христианская Церковь видит в словах Михея пророчество о рождении не просто потомка Давида, не просто царя для восстановления израильской монархии, а рождение Царя царей, Господа господствующих, Владыки мира. Пророк Исаия воспевает Его, нарекая именно такими титулами: Владыка мира, Князь мира, Отец будущего века и так далее. Это, в общем-то, титулатура ассирийских царей, которые ее на себя навешивали. Но с точки зрения истинной религии, истинной веры они это делали неправомочно. А здесь – настоящий Владыка мира.

Мессианские пророчества для христиан чрезвычайно важны, и Новый Завет постоянно к ним обращается. В каждом событии, связанном с рождением, проповедью, жизнью, страданиями и смертью Иисуса Христа, новозаветные авторы, евангелисты видят исполнение тех или иных пророчеств, которые мы называем мессианскими, потому что в них речь идет о Мессии (по-гречески «Христос», «Помазанник»). Вот это предчувствие избавления, освобождения, спасения израильского народа и всего человечества через потомка Давида, через Мессию, предвозвещается очень многими пророками. Это и Михей, и Исаия, и Захария, и целый ряд других ветхозаветных пророков.

– У них было предвозвещение о рождении Христа. Мы живем в XXI веке. Чего ждем мы? На что мы надеемся?..

– Целый ряд пророчеств уже свершился в Новом Завете. Порой какое-то ветхозаветное пророчество может не один раз исполниться, а два раза или даже три раза. Целый ряд пророчеств исполнился непосредственно во время жизни пророков, потом эти же самые пророчества исполняются вновь с пришествием в мир Христа, и некоторые из этих пророчеств еще ждут своего завершающего, окончательного исполнения.

Например, самое известное пророчество Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. У Исаии это пророчество продолжается и говорится о конкретных событиях того времени: царе Ахазе, ассирийской угрозе, что прежде, чем Младенец начнет говорить и подрастет, уже сокровища иудейского царя понесут перед царем ассирийским. То есть это пророчество (там много о чем говорится) каким-то образом в своих начатках уже исполнилось во времена ассирийцев. Оно свершилось в то время, восемь веков назад. «Дева во чреве приимет и родит Сына...» – это пророчество совершается с рождением Христа. Не случайно евангелист Матфей, рассказывая о событии рождества Христова, ссылается именно на текст Исаии.

То есть пророк видит события, которые у него сливаются воедино, но проходит время – и события разделяются. Они могут быть разделены веками или тысячелетиями, могут иметь одно, два или более исполнений в перспективе.

Ряд пророчеств еще не исполнился. Например, пророчество Исаии (2-я глава) и Михея (4-я глава), где сказано, что все народы потекут к Сиону, перекуют мечи на орала, не будут более учиться воевать, будет мир во всем мире, несокрушимый, вечный мир Царства Божия. В чем-то это пророчество уже исполнилось: все народы действительно устремились к Сиону. Новозаветное событие Пятидесятницы, описанное в Книге Деяний, является как бы частичным исполнением этого пророчества: все народы устремились к Богу Израиля. Но ведь в полноте это пророчество не исполнилось: военные училища до сих пор продолжают функционировать, на некоторые военные специальности даже существует конкурс.

Вот когда наступит новый мир богоправления, будет Единый Царь и единое Царство, которому, как мы исповедуем в Символе веры, не будет конца, когда не будет никаких царств-государств, кроме Царства Божия, и на земле, на небе и во всей Вселенной будет один суверенный Владыка – Господь, вот тогда это пророчество исполнится в совершенстве. Тогда люди не будут воевать друг с другом, и слова пророка Исаии: «перекуют мечи свои на орала...», написанные на стене перед зданием ООН в Нью-Йорке, станут уже реальностью, а не надеждой человечества. Не Организация Объединенных Наций приведет к установлению нерушимого и непоколебимого мира на земле, а именно решительное и окончательное вмешательство Бога в историю, Второе Пришествие Христа, Суд Божий и наступление нового мира добра и справедливости, когда не будет ни болезней, ни смерти, ни войн, будет Царство Божие на земле. Обо всем этом предвозвещают и предсказывают пророки, об этом очень много говорится в пророческих книгах. Это наша надежда, наше упование. Поэтому надо читать пророчества, изучать и знакомиться с завтрашним днем, который нас ждет.

– Малые пророки и великие пророки: как их делят?

– Как сказал блаженный Иероним, начиная свой комментарий к книге малых пророков, эти пророки малы не потому, что их учение незначительно – их учение велико, они часто цитируются в Новом Завете. Малыми они называются по размеру своего писания; это небольшие, незначительные книги, потому их удобно было собрать в одну. Например, книга Авдия: одна глава, двадцать один стих. Поэтому пророчества малых пророков сгруппировали.

Кстати, ни иудейская, ни христианская традиция не знает отдельных книг малых пророков. И иудейская традиция, и христианская экзегетическая знают только одну книгу двенадцати малых пророков, она так и называется по-арамейски «Двенадцать». В Деяниях апостолов она называется книгой пророков. В своей речи Стефан, цитируя Книгу пророка Амоса, не говорит: «как сказано в книге пророка Амоса», а говорит: «как сказано в книге пророков». Также книга Иисуса, сына Сирахова, и другие дохристианские и раннехристианские памятники говорят о единой книге двенадцати пророков.

В книге двенадцати малых пророков собраны разные тексты начиная от пророка Амоса (VIII век до н.э.) до Малахии (приблизительно IV век до н.э.), то есть это достаточно продолжительный период времени в 400–500 лет. Эти тексты претерпели какую-то редактуру, даже сама расстановка этих книг нарушает хронологию. Первая книга – пророка Осии, а не Амоса. Книгу Иоиля вообще не знаем, как датировать: одни датируют VII веком до н.э., другие – VI до н.э., третьи – чуть ли не эллинистической эпохой. То есть само расположение этих книг – уже элемент редактирования. И внутри этих книг тоже расположение тех или иных пророчеств, тем имеет свое богословское значение. Но это отдельный долгий разговор.

– Можно еще раз встретиться, затронуть этот вопрос. Вы рассказали бы, как все устроено, расположено, в том числе какое это имеет значение.

– Нельзя забывать о пророческом аспекте служения Самого Христа. Читая Евангелие, мы порой этого не замечаем, но Христос и учит, и поступает часто как пророк. Например, Христос воскрешает сына наинской вдовы. Какова реакция народа? Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой. Христос накормил пять тысяч человек пятью хлебами, потом четыре тысячи человек семью хлебами. Ведь эти же самые жесты совершили великие пророки Илия и Елисей: и тот, и другой воскрешают сына вдовы, кормят во время голода и засухи ту же самую бедную вдову с ее сыном небольшим количеством муки и елея, которые чудесным образом умножаются.

Христос пришел не для того, чтобы решить социальные проблемы во время Своего Первого Пришествия; это были мессианские жесты, действия, которые являли воочию Его мессианство, что это не просто проповедник из Галилеи, а Мессия, давно ожидаемый Пророк. Поэтому народ так и реагирует: Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой. Вот она, заря грядущего освобождения не только от римлян, но и от зла всего мира.

– Хочется завершить программу позитивным настроением, какой-то ремаркой от Вас. Если древние пророки говорили о пришествии в мир Бога, Христа, то к чему готовимся мы в период Рождественского поста?

– Мы готовимся к ежегодному празднованию Рождества. Христос не рождается каждый год заново, Он один раз родился в Вифлеемской пещере, но мы каждый год вспоминаем это событие как важнейшее в человеческой истории. Бог стал Человеком, пришел в мир Спаситель, спас и избавил нас от вечной погибели. Каждый год в чьем-то сердце, в чьей-то душе рождается Христос. Мы готовим наши жилища, украшаем наши храмы, ожидая этого праздника Рождества Христова, дня рождения нашего Спасителя. Хорошо в это время перечитать все те пророчества, которые говорят о рождении Христа. Хорошо перечитать евангельские тексты, которые говорят о Рождестве как об уже исполнившемся событии. Это все очень важно.

– Спасибо Вам большое за ответы! Хочу еще раз пригласить Вас в нашу студию, чтобы продолжить интереснейший разговор. Знаю, что Вы, по своему служению, в России не так часто бываете. При удобном случае, если Бог даст, приезжайте в Екатеринбург, и мы обязательно еще поговорим о пророках и пророческих книгах.

– С радостью!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать