Беседы с батюшкой. Игумен Павел (Полуков)

22 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала насельник Сретенского монастыря города Москвы игумен Павел (Полуков).

– В евангельском чтении, которое традиционно читается в дни памяти святителей, есть слова Христа: Азъ есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы. В полной мере эти слова воплотил в себе человек, день памяти которого мы сегодня празднуем, – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Как это отразилось на его жизни?

– Да, «пастырь добрый» – это настолько запоминающиеся слова Спасителя, что они остались на века и стали образцом не только для святителя, но для каждого священнослужителя. Пастырь – тот, кто окормляет людей, которых поручил ему Бог.

Святейший патриарх Тихон с начала своего епископского служения воплощал эти слова Евангелия в своей жизни. Само его служение даже по географии было огромным, великим. Он служил в западном крае, на территории Холмщины в Польше. Он служил в русской Америке, на Аляске. Он служил в самом центре России, в Ярославле. Такое всеобъемлющее служение заранее пророчествовало о его будущем патриаршем служении. Он знал свою паству от младых ногтей: все народности, все особенности, все языки. На любом месте его служения запоминали, насколько он был легок и учтив в обращении с другими, насколько был добр, насколько всегда старался воспитывать людей во Христе, призывать их к миру между собой. В тех местах, где он служил, было много инославных, иноверных, и даже у них о нем всегда оставалось самое благое, радостное впечатление. Когда его переводили с Холмщины, люди, униаты, собирались и переживали за то, что из их мест забирают такого необычного святителя.

Это было подготовление к его патриаршеству. Он был избран патриархом в условиях, когда рушились устои, когда Церковь в государстве объявлялась фактически врагом, ненужным пережитком, когда ставилась цель на ее уничтожение. И одновременно большое количество людей нуждалось в пастыре, во всероссийском патриархе: в его слове, его разъяснении ситуации, ведь она менялась каждый день, было очень много лжи. Весь период патриаршества святителя Тихона советские газеты каждый день писали о нем что-то отрицательное, издевались. И редкие воззвания, служение Святейшего патриарха, его общение с людьми, его связь с народом не прекращались и давали многим верным правильное представление о происходящем в это очень сложное и запутанное для простого человека время.

– Последние несколько лет его жизни совпали с периодом патриаршества. Он нес служение в условиях революции и Гражданской войны. Какой пример он нам подает, проживая свое патриаршество, остаток своей жизни в таких тяжелых условиях?

– На первом месте – его беззаветное служение. Все его служение было каждодневным мученичеством. Он и сам так говорил, и мы это читаем в документах того времени. Нам известно даже больше, чем было известно в то время. В нашей жизни обычно нужно совершать гораздо менее трагичный выбор, и мы иногда чего-то не хотим, не знаем, не готовы сделать. Мы не готовы к подвигу, который, в общем-то, может быть простым ежедневным служением ближним, Богу, Церкви.

– Святитель Тихон не новомученик, но исповедник, поэтому он входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем значение подвига этих святых для нас, для нашей Церкви сейчас?

– Как говорится в одном из церковных песнопений, они «святые сродники наши». Это люди, жившие не так давно, о жизни, о подвиге которых сохранилось очень много документов. Мы рассматриваем их жизни, читаем документы, изучаем их и поражаемся тому, что подвиг возможен в любое время. Возможен даже в малом.

В то время был очень страшный период в истории Церкви – период изъятия церковных ценностей. Период, когда Ленин предлагал расстреливать как можно больше представителей духовенства, и это осуществлялось. Святейший патриарх Тихон в свое время служил в Северной Америке и имел хорошие связи, знакомства, потому что и там он поражал многих своим отношением к людям. И он обратился к знакомым ему американским епископам – католическим, православным, других конфессий, с просьбой помочь России.

Большевики, благодаря изъятию церковных ценностей, смогли получить примерно 4,5 миллиона советских рублей. При этом погибли многие произведения культуры, отечественной истории, искусства. Патриарх Тихон, обращаясь к верующим Америки за помощью, сумел собрать около 50 миллионов долларов. Это огромная, колоссальная сумма, которую привлекла Русская Церковь. Естественно, власть не хотела об этом говорить, не хотела такого авторитета Церкви. И это тоже для нас пример: делать все, что возможно, чтобы помочь.

– Буквально в эти дни – сто лет с начала кампании по изъятию церковных ценностей. Декреты советской власти по изъятию ценностей действительно были направлены на то, чтобы добыть средства на помощь голодающим? Или же это было сделано для уничтожения Церкви?

– Как показывают документы, многочисленные записки, изъятие церковных ценностей для борьбы с голодом фактически ничего не дало. Были проведены судебные процессы, и по их итогам расстреляно большое количество представителей духовенства, в том числе епископов. Были противостояния, бунты, власти расстреливали верующих. Под предлогом изъятия ценностей закрывались церкви, рушились храмы. Это был очень большой удар. Хотя изначально Церковь сама предлагала эти ценности отдать. Все это было предлогом для решающей борьбы с Церковью.

– Что произошло с людьми в то время? Ведь многие сами избивали священников, выносили ценности, отдавали их красноармейцам. Как так изменились люди? Ведь они семь лет назад были прихожанами этих же священников.

– На самом деле было немного таких случаев. Может быть, церковное воспитание было поверхностным. Тогда было такое время: новая идеология, все новое. «Разрушаем старое, идем к новому» – это всегда так занимательно, интересно, и многие люди поддавались на это. Но многие оказывали сопротивление.

И тогда был очень сильный красный террор. Священник был фактически отцом для села или станицы, всем помогал, не брал деньгами за свои требы, был любимым всеми. Но когда его расстреливали за околицей, никто не мог выйти не то что заступиться, а часто даже забрать тело. Сложно судить, был очень сильный страх, люди были запуганы.

– Красный террор сопровождал кампанию по изъятию ценностей? Это тоже была кампания, направленная против Церкви?

– Конечно. Значительная часть средств от изъятия церковных ценностей пошла на поддержку «Интернационала». А когда люди пытались из золоченых иконостасов получить золото, выходили какие-то граммы. Никакого смысла в этом не было.

– Как патриарх Тихон отнесся к этим событиям в стране?

– Мученически. Он обращался к властям, старался где-то что-то смягчить, выступить в защиту, писал свои воззвания и декреты. Но у власти были совершенно другие цели.

– Я ознакомился с делом патриарха Тихона. На допросе его спрашивали про эту кампанию, почему он запрещал отдавать ценности представителям советской власти. Он говорил, что не запрещал отдавать оклады с икон, но запрещал отдавать чаши и предметы…

– Святыни богослужебного использования.

– У следователя, который вел дело, было искреннее непонимание, почему патриарх эти вещи отделяет... Неужели люди не осознавали этого? Буквально за 10 лет до этого у нас была православная страна.

– Может быть, в какой-то мере была церковная неграмотность, несмотря на то, что были церковноприходские школы. Мы сейчас изучаем воспоминания, документы, даже те, что готовились для Поместного Собора 1917–1918 годов (а подготовка к нему началась еще до революции). И многие благочинные, многие известные священнослужители, даже епископы в своих докладных записках писали о ситуациях на приходах, с прихожанами как о чем-то плачевном. Мы знаем и пророчество Иоанна Кронштадтского. Он предвидел это. И Феофан Затворник. Они все говорили о том, что религиозность, вера, в русском человеке падает.

– Это даже не пророчество, а констатация факта.

– Да, констатация факта. Пророчество – о том, что это все закончится кровью. «Реки русской крови прольются». К этому вели в том числе и эти причины.

– Современная ситуация с падением религиозности, падением веры в людях похожа ли на ситуацию столетней давности?

– И да, и нет. Не похожа в том, что сейчас человека, который хочет ходить в храм, к этому не принуждают. Это не является его обязанностью перед государством: посещение воскресной службы, регулярные причащения и так далее. Сегодня люди в храмах в большинстве своем образованные в вопросах церковной жизни. Сейчас огромнейший плюс – это Интернет, наличие информации. Мы видим на исповеди, в беседах, что наши прихожане в городских храмах, приходах, монастырях достаточно образованны и начитанны.

Общее падение нравов связано не совсем с религиозностью, а с какой-то расхлябанностью, вседозволенностью. Это то, что в свое время неправильно определили как понятие «свобода». Человек, имея возможность глубоко и широко узнать о Церкви, считает это для себя ненужным и этим не пользуется. Интернет одновременно одним помогает найти для себя крупицы, жемчуг православного, евангельского слова, а другим – статьи, которые направлены против Церкви и отравляют ядом душу наших современников, особенно молодежи.

– Выбор остается исключительно за человеком.

– Да, всегда. Недавно читал священника, который служил в селе недалеко от Ярославля. Грамотный, образованный священник. Что он делал кроме своей пастырской деятельности? Например, он видел, что крестьяне часто голодают из-за неурожаев. И он выписывал сортовые семена пшеницы из других стран, делал опытный участок, на котором сажал эти семена, проверял их. И те, что давали всходы, умножались, бесплатно раздавал людям. Также организовывал для своих прихожан что-то вроде лектория по сельскому хозяйству – как правильно сажать, как правильно убирать урожай с точки зрения современной на тот момент науки. На его лекции приходило до 600–900 человек.

Но когда пришло соответствующее время, его убили. Убили просто какие-то бандиты, красноармейцы. Власть менялась: одни пришли, другие пришли. Все очень просто. Кого-то надо в этом селе расстрелять. Кого на выбор: кузнеца или попа? И понятно, что кузнец тоже в чем-то провинился, раз его решили расстрелять. Но подумали, что кузнец пригодится, и расстреляли священника. То же самое здесь: никто не заступился из-за красного террора.

Но это для нас пример, что мы не только словом Божиим, исповедью и советом можем помочь. Мы можем помогать тем, чем можем, что в наших силах. Как, впрочем, и каждый человек. Я по образованию врач, и прихожане, которые об этом имеют информацию, иногда на исповеди что-то спрашивают. Приходится давать советы. Это всегда в пастырстве ценилось. Не только сказать доброе слово, принять исповедь, но в том числе помочь чем-то, что знаешь по своей гражданской профессии.

– Священник может не только словом окормлять.

– Да, тогда священники были для людей отцами. Почему их не защищали? Не потому, что многие были озлоблены, далеко не во всех случаях, а именно потому, что не могли защитить в силу сложившихся обстоятельств. Даже семья не могла: матушке, детям запрещали это. Они оставались. Его за околицей расстреливали, а они приходили наутро, забирали тело.

– Как по жребию какому-то. Вспоминается личность митрополита Владимира Богоявленского. Ему просто, по сути, не повезло, это не был целенаправленный расстрел. Его убили просто потому, что хотели ограбить.

– Да, плюс в ответ на его некие замечания. Убили без какой-либо вины, просто так захотели. Тогда был беспредел.

– От этих грустных событий стоит перейти к более радостным. Тридцать лет назад было обретение мощей патриарха Тихона, новое явление его людям. Что нам известно об этом событии? Почему оно так важно для современников, в том числе и для нас?

– Обстоятельства его смерти были необычны, до сих пор много вопросов. На его похороны пришло огромное количество людей. Удивительно, после нескольких лет разгромных статей в советской прессе, когда слово «патриарх» для большинства не было  слышно, огромное количество людей пришло проводить своего патриарха. Похороны его прошли при странных обстоятельствах, что понятно по тому времени. Большую часть своего патриаршества он находился под домашним арестом. Место захоронения его не было известно. Было примерно понятно, что в Малом соборе в Донском монастыре, но точно об этом не знали. Святейший патриарх Тихон был прославлен на Архиерейском Соборе 1989 года. Обретение мощей состоялось в 1992 году. Вскрыли полы в Малом соборе, но захоронения не было обнаружено – ни склепа, ни какого-то намека на него. И потом, в каком-то воздуховоде, в каком-то отверстии нашли. В поисках принимал участие многолетний наместник Сретенской обители, нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон. Он человек живой, интересующийся. Непосредственно он и просунул руку в этот воздуховод и нашел мощи. Когда их извлекли, позвонили Святейшему патриарху Алексию II, и, несмотря на то, что была ночь, он сразу приехал.

Мы почитаем дела святителей, учимся жизни у наших святых. Обретение мощей святителя Тихона имеет серьезное символическое значение. Его патриаршество началось с очень тяжелого для России периода времени: не было царя и одновременно 200 лет не было патриарха. А немного позже еще и произошел расстрел царской семьи. И в условиях этого крушения всего и вся появился патриарх, который для народа был главой Отечества, можно сказать, этнархом. И это придавало людям уверенность.

– Большевики относились к этому как к части старого мира, который должен быть уничтожен.

– Обретение мощей произошло в 1992 году – тоже сложное для России время. И в экономическом, и в политическом плане. Время, когда еще раз могла пролиться большая кровь. Символично, что именно тогда были обретены мощи Святейшего патриарха Тихона. Сейчас они находятся в Донском монастыре. Удивительная тишина на территории монастыря. Может, это связано с захоронениями, которые там есть. Поднимаешься в собор, подходишь к мощам Святейшего патриарха Тихона, есть возможность приложиться, выразить свое почтение. Это есть в нашей догматике. Мы почитаем святых, почитаем даже их тела. У мучеников почитаем следы ран. У патриарха было много сердечных глубоких, мучительных ран за время его служения. Мы просим его молитв, как и многих святых.

– О чем молятся святителю Тихону?

– Каждому святому можно молиться обо всем. Мне задавали подобный вопрос: кому в какой ситуации молиться? Конечно, есть какие-то определенные моменты, связанные с жизнью святого. Если великомученик Пантелеимон или святитель Лука (Войно-Ясенецкий) были врачами, им стараются молиться в случае болезни, если Кирилл и Мефодий занимались просвещением, им часто молятся ученики. Но я на тот вопрос ответил, что у Кирилла и Мефодия можно попросить исцеления от болезней, а у Пантелеимона можно попросить помощи в учебе. И это будет верно.

К Святейшему патриарху Тихону мы обращаемся как к подвижнику, исповеднику. Он всегда стоял перед непростым выбором: как поступить, как сделать так, чтобы уменьшить гонения на Церковь и одновременно не допустить раскола внутри Церкви. Он совершенно не заботился о своем имени. И если человек находится в ситуации, требующей выбора, решения, или у него есть страх перед выбором, можно помолиться Святейшему патриарху Тихону. Приходишь в Донской монастырь и с благоговением прикладываешься к мощам, просишь молитв.

– Мне кажется, что обретение мощей стало еще и своеобразным символом возрождения Церкви. Хотя, конечно, возрождение Церкви началось намного раньше. Но связь с теми событиями, когда пытались уничтожить Церковь, патриарха Тихона и когда были обретены его мощи, явно показывает, что Церковь уничтожить не получилось. Как Вы думаете, почему?

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Мы знаем, что Церковь действительно сохранилась. И патриарх Тихон, и его преемники тоже думали о том, чтобы Церковь не была уничтожена. И определенные компромиссы (с внешней точки зрения), даже уступки тоже были направлены на сохранение Церкви. Когда, казалось бы, ей грозила неминуемая гибель, обстоятельства изменялись благодаря молитве, подвигу и крови новомучеников, я в этом уверен.

Известна фраза: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Мы в своей стране в этом убедились. Многие говорят, что наше теперешнее возрождение основано на их подвиге. И подвиг этот, конечно, должен изучаться. Это ведь не так давно было. За последние десятилетия много документов было раскрыто и опубликовано. Конечно, мы понимаем, что некоторых новомучеников знают церковные люди. Но их много. Допустим, священника из какого-нибудь башкирского села даже и церковные люди не знают, кроме тех, кто жил в той местности и епархии. Но как-то рассказывать о них нужно.

В Сретенском монастыре создан интерактивный музей, посвященный памяти новомучеников. В нем рассказывается об истории гонений на Церковь, о персоналиях, о которых мы сейчас говорим, есть фильм про Соловецкий лагерь. Когда люди приходят в музей, мы просим оставлять отзывы в социальных сетях или в книге, которая  там есть. И даже церковные люди бывают поражены, находясь в этом небольшом музее.

– В Сретенском монастыре находятся мощи одного из сподвижников патриарха Тихона, тоже священномученика.

– Священномученик Иларион (Троицкий), который в течение двух лет был наместником Сретенского монастыря (его справедливо называют правой рукой патриарха Тихона), был умнейшим человеком своего времени. Когда мы изучаем историю России, мы иногда выносим за скобки имена епископов, религиозных деятелей (как-то повелось так в XX веке). А это был умнейший человек, который написал много книг, знал много языков, много путешествовал, имел огромную силу воли, убеждения, силу духа. Обновленческое движение начало расшатываться из-за его деятельности.

В итоге он оказался в лагерях и там совершал свой подвиг, был примером для других заключенных. Ведь он пользовался уважением даже у лагерных охранников и руководства. Это был необыкновенный человек. Его мощи находятся в Сретенской обители. Часть экспозиции нашего Сретенского музея посвящена его памяти. Пожалуйста, приходите в Сретенский монастырь, изучайте это. Мы можем провести экскурсию. Вход свободный, музей открыт ежедневно.

– Вы вспомнили фразу Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви». Как так получается, что Церковь действительно начинает усиливаться тогда, когда в ней больше мучеников? То есть когда начинаются гонения на Церковь, страдания членов Церкви, именно в это время Церковь почему-то начинает необычайно расти.

– Во-первых, мы понимаем, что сакральны молитвы мучеников за Церковь, ее людей. И об этом мы действительно имеем много свидетельств. Во-вторых, это пример для многих других, кто жил и видел их страдания и исповедание веры. Мы знаем о том, что священномученика Илариона уважало лагерное начальство. Значит, оно видело в нем священнослужителя высокого уровня духовности. И это тоже для них было примером, приносило свои плоды.

Есть пример из книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». Один из начальников Соловецкого лагеря искал на острове схимника. Было известно, что тот живет на острове, но не знали, где именно. А он жил в какой-то землянке в глубине острова. И когда его обнаружили и зашли в землянку, увидели, что схимник молится на коленях перед иконой с зажженной лампадой. Цель прибытия была его расстрелять. Начальник его окрикнул, тот повернулся, посмотрел на него безмолвно и продолжил молитву. И этот начальник упал на колени и попросил схимника помолиться о нем. У человека, который расстреливал верующих людей, от этого взгляда что-то изменилось внутри, и он попросил молитв. Конечно, такие сакральные моменты имеют значение для расширения, возрождения Церкви. Мы понимаем, что во времена гонений Церковь очищается, в ней остаются только преданные.

– Перейдем к вопросам телезрителей. Один из них: «Подскажите, пожалуйста, насколько большой грех уходить из храма после причастия, не дождавшись целования креста?»

– Во-первых, от причастия до целования креста остается совсем немного времени. Мы знаем, что есть молитва, которая называется «отпуст» (она как бы отпускает с богослужения). Потом мы читаем благодарственные молитвы, благодарим в них Бога. Если сравнить литургию с трапезой, то получается, что человек пришел к накрытому столу, где много угощений, наелся, повернулся и ушел. Но надо хоть немного времени уделить хозяину, спросить про здоровье детей, прежде чем уходить. Так и здесь. Конечно, мы стоим до целования креста.

Понятно, что есть какие-то ситуации, когда человек вынужден так поступить. Сейчас много людей даже в воскресенье работает на двух-трех работах. И если они вырвались на раннюю литургию причаститься и срочно нужно бежать на другую работу – это совсем другое дело. А если просто так, без причины, не причастился и ушел, не подождав каких-то пять-десять минут, это все же не очень хорошо.

– Еще один вопрос: «Подскажите, пожалуйста, возможно ли венчание без предварительной регистрации брака, если и для мужчины, и для женщины это первый брак? Мужчина не хочет идти в ЗАГС, но не против венчания».

– По «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» мы признаем государственный брак (так называемый гражданский, когда совершен акт регистрации гражданского состояния) и лишь после этого венчаем. Почему? Многие задаются вопросом, важна ли для нас печать из ЗАГСа. Однако если человек хочет венчаться, но не хочет каким-то образом нести перед государством ответственность, то это как минимум странно. Во-вторых, в церковной практике бывали случаи, когда люди даже обманывали. Человек, оказывается, не был разведен в предыдущем браке, но говорил, что разведен, и просил совершить венчание.

Тот случай, который описан в вопросе, – простой, и ответ здесь тоже будет простой. Вы уж решитесь, возьмите на себя ответственность перед государством, а потом берите благословение Божие и несите ответственность перед Богом.

Есть моменты, связанные с некоторыми финансовыми обязательствами, с тем, что при заключении государственного брака происходит какая-то финансовая потеря. Кто-то в кредитах, у кого-то ипотека, и есть юридические вещи, которые не позволяют заключить брак, потому что тогда человек много потеряет в финансовом плане. Мы с этим сталкивались. Это считается в какой-то степени уважительной причиной, и ситуация решается епископом.

– Такие случаи исключительны, и, наверное, лучше всего идти к епископу.

– Конечно, так и положено.

– Еще такой вопрос от телезрителя: «Как укрепиться в молитве, чтобы не мешали помыслы и разные мысли, не отвлекали от нее?»

– Всем бы нам этому научиться – сосредоточенной молитве. Когда говорят на исповеди, что рассеиваются на молитве, я часто для укрепления отвечаю, что и я тоже такой. Молитва – это общение с Богом. Общение в духовном плане заключается не в словах, а в предстоянии перед Богом. И в этом предстоянии мы должны быть внимательными. А чтобы быть внимательными, мы должны понимать, что сейчас делаем, к Кому обращаемся, Кому говорим те или иные слова.

Я часто на исповеди привожу пример: «Вы же меня внимательно слушаете? И я Вас. Если я сейчас буду думать о чем-то своем, я пропущу Ваши слова и не смогу дать Вам совет. И Вы, если не будете внимательно слушать мои слова, не сможете реализовать мой совет». Это то же самое. Внимание – это прежде всего понимание, перед Кем мы предстоим.

– Есть еще один вопрос про брак: «Почему Церковь требует регистрации брака? Где Иисус сказал, что нужна роспись в ЗАГСе? Почему считается, что отношения без регистрации – это блуд?»

– Мы же понимаем, что при Иисусе Христе многих институтов не существовало, они появились позже. Но не забываем, что мы граждане своей страны, у нас есть определенные права и обязанности. Заключая брак, мы берем на себя ответственность. И Церковь видит в заключении брака ответственность и серьезные намерения. Иисус Христос о многом не говорил, даже о том, что было в Его время.

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу. Мне кажется, что мы достойно отметили день памяти святителя Тихона, день обретения его мощей. Благодарим Вас!

– Благословение Божие на наших телезрителей. И, конечно, призыв – изучать жизнь наших новомучеников и их подвиги.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать