Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов)

21 марта 2022 г.

Сегодня мы беседуем с секретарем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонахом Стефаном (Игумновым).

– Поговорим об актуальном, о конце света. Сегодня в храмах мы слышали строки из Книги Бытия о том, как Господь повелел Ною построить ковчег. Ной строил ковчег в преддверии великого Потопа, который погубил все живое на земле, кроме семьи Ноя и некоторых животных. По сути, для большинства населения земли случился конец света. Чего нам не делать, чтобы с нами не произошло то же самое? Чтобы Господь не смёл все живое на земле таким страшным образом?

– Соглашусь с Вами, это актуальный вопрос для нас сегодня. Господь год от года как будто пытается показать нам через те события, которые происходят в мире, что близок конец мира. Каждый должен задуматься, что ждет нас после этой земной жизни, сколько этому миру отпущено времени и насколько будущая судьба этого мира зависит от нас с вами, от действий каждого из нас.

То же самое делает Святая Церковь через страницы Священного Писания, в данном случае Ветхого Завета, которые читаются за богослужениями в дни Великого поста. В Ветхом Завете Господь особенно строго отслеживал поведение человечества, народов, тогда живших на земле, и действительно попускал жестокие, на наш взгляд, наказания (такие, как потоп, когда большая часть человечества была уничтожена), наказания, когда человечество и народы уклонялись от того пути, который был задан Богом.

«Наказание» по-славянски значит «научение». Отроков, которые учились в то время, наказывали. Процесс научения был процессом наказания. Первоначальный смысл слова сводится к этому. Господь, точно так же наказывая, научал человечество правильному пути. Потому что человечество и этот мир – любимое создание Божие, самая большая драгоценность в руках Господа. И конечно, Он хотел ее сохранить, чтобы она не была испоганена, опорочена и разрушена сама в себе. Ветхий Завет нам иногда кажется жестоким, но все это очень просто и ясно осмысляется в русле того замысла, который был у Бога о мире.

И сегодня продолжается Промысл Божий о мире. И Господь точно так же хочет, чтобы мы ходили правыми стезями в нашей жизни. Мы не должны этого забывать. Господь хочет, чтобы мир процветал и существовал очень долго. Но, к сожалению, человек сам делает все для того, чтобы этот мир уничтожить.

Мы знаем, как произойдет конец света. Это описано в Священном Писании: будет Второе Пришествие Господа на землю, будет Суд над теми, кто жил до этого, кто будет жить на тот момент. Но человек почему-то все время старается приблизить этот конец света своими руками и сделать все не так, как Господь замыслил. Ему хочется уничтожить самого себя, всех окружающих и весь этот мир. Все то, что происходит год за годом, что мы видим, свидетельствует о таком нашем поведении. Каждый из нас очень часто вносит прямой вклад в это разрушительное дело. Христиане в особенности должны быть солью земли и теми, кто являет пример поведения в русле замысла Божия об этом мире.

Если говорить о конце света, которого мы боимся, надо понимать, что это тот самый вариант конца света, который каждый же из нас и приближает своими действиями. А если мы говорим о конце света, который вожделен для христиан, то это тот конец света, который и будет в том варианте, когда Господь придет на землю и будет нас судить.

Ной показал нам очень правильный пример. Он послушал призыв Бога, проявил послушание. Он не стал задумываться и задавать себе вопросы: «А как это может быть, что все вдруг вокруг погибнут? Откуда возьмется столько воды, что она затопит всю землю?» Такие праздные вопросы, которые мы очень часто задаем себе, он не стал задавать. Он сделал то, что ему велел Господь, и он спас ту часть человечества, которая нужна была для продолжения существования этого мира. Очень большой урок для всех нас: это послушание, следование воле Божией; и поменьше неправильных рассуждений, которые отвлекают нас от реализации Божьей воли.

– Люди даже смеялись над Ноем. Он им рассказывал абсолютно искренне и честно, что будет потоп и все погибнут. Все смеялись над ним, и никто не поверил в это.

Вопрос телезрительницы: «Может ли быть крестным человек, крещенный в старообрядческом храме?»

– Отношения со старообрядческими согласиями были урегулированы еще в середине прошлого века, когда Русская Православная Церковь приняла решение, что клятвы, которые когда-то были наложены на старообрядцев, снимаются. И со стороны Православной Церкви нет никаких претензий к тем из старообрядцев, кто принимает учение Православной Церкви, признает допустимость и старого, и нового обряда. Пусть им даже более люб старый обряд, но нет ненависти к православию. Никаких препятствий для общения с ними не существует. И позиция эта не изменилась.

Те старообрядцы, которые приходят в Православную Церковь даже в качестве восприемников при крещении, допускаются туда. Не всегда это возможно в обратном варианте, когда православные приходят к старообрядцам, например, тоже в качестве восприемников или сомолитвенников. Есть и единоверческие приходы, где сохраняется старый обряд, но они находятся в лоне Православной Церкви. Со стороны православных не существует никаких препятствий для прихода к нам старообрядцев.

– Многие вопросы о крещении можно разузнать на беседах о крещении. Такие беседы очень полезны и стали обязательными не так давно, в годы служения Святейшего Патриарха Кирилла.

Вопрос телезрителя: «Я болею. Заболевание головного мозга. Читала святого отца, который говорит ничего не просить, а другие говорят, что можно просить исцеления. Как же лучше мне поступить?»

Есть святые отцы, которые говорят, что можно просить у Бога только духовные вещи: спасения и избавления от грехов. А есть такие, которые разрешают молиться и о земных вещах. Кого слушать?

– Во-первых, если мы пытаемся сами толковать святых отцов, нужно как минимум полностью перечитать того или иного святого отца и понять, в каком контексте он говорил ту или иную фразу. Но есть путь проще: есть церковная традиция, есть устоявшееся понимание тех или иных вещей.

Церковь за каждым богослужением, особенно на литургии, молится и о здравии людей, и об упокоении, и о многих нуждах. И когда человек тяжело болеет, конечно, он может и должен просить Бога об облегчении этих страданий. Особенно когда эта болезнь заслоняет для него очень многие вещи в жизни, которые он мог бы совершать, в том числе и молитвы. Может, настолько у человека болит голова, что ему тяжело даже молиться.

У Бога надо не требовать, а просить: «Господи, помоги, чтобы я пожил подольше, если на то есть воля Твоя; чтобы я был здоров, чтобы прославлять имя Твое в этой жизни; чтобы приносить Тебе плоды покаяния, молитвы, трудов во славу Твою». Такая молитва угодна Богу. Но ни и в коем случае не требование. Важно, чтобы человек не дошел до отчаяния, когда он начинает хулить Бога.

Судя по вопросу, человек, который его задал, далек от такого состояния. Вопрос задан очень правильно, смиренно, кротко. В подобных случаях благословляется молиться о том, чтобы Господь даровал здравие, если на то есть Его воля.

– В православии есть достаточно большая литургическая традиция. В ектеньях, которые присутствуют на Божественной литургии, на вечерних богослужениях, мы часто просим не только духовные вещи.

– Конечно. Сейчас Великий пост, когда по нашему обычаю в церквях проводится таинство Соборования. Этот случай как раз тот самый, который для этого и потребен. Для таких случаев и установил Господь таинство Елеосвящения. Человек может его принять и молить Бога о даровании здравия.

Слова святых отцов «ничего не просите» о том, что не нужно просить ничего суетного и тщетного. Например, человек не болеет и идет собороваться: может, этого делать и не нужно. Церковь в лице Священного Синода высказалась на эту тему несколько лет назад, приняв соответствующий документ о таинстве Соборования, где поясняется его смысл. Для тяжело болеющих людей и хронических больных самое правильное дело – принять таинство Соборования Великим постом.

– Очень показательный момент, когда на богослужении мы просим «о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных». Куда уж материальнее? Мы просим о том, чтобы у нас были фрукты, овощи, пшеница, чтобы мы не голодали в течение ближайшего года.

Мы начали разговор с Потопа, когда Господь погубил население земли. Может быть, люди перестали молиться, поэтому Он их погубил? Мы воспринимаем молитву как связь с Богом. Может быть, они окончательно и бесповоротно потеряли эту связь и у Него не было другого выбора?

– Самый главный смысл молитвы в том, что она сохраняет, поддерживает связь человека с Богом. Человек обращается к Богу, и Господь его слышит. Молитва была потеряна той частью человечества, которая погибла от Потопа. Если они и совершали молитву, то она была ложная. Или обращались не к Богу, а к каким-нибудь истуканам, то есть это был вариант язычества. Если люди доходят до беззакония в нравственном смысле, то почти наверняка это приводит к такому состоянию, когда человек становится язычником. Трудно быть православным, творя при этом абсолютное нравственное беззаконие.

Если какая-то часть людей и сохраняла в своем сознании обращение именно к Единому Богу, то понимание этого было настолько искажено, настолько омрачено грехом, что это их не спасло. Человек спасается не молитвой. Об этом тоже нужно помнить. Не молитвой, а чем-то другим, о чем мы как раз и должны думать во время Великого поста и стараться стяжать именно то, что приближает нас к спасению.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что душевнобольных по уровню сознания приравнивают к младенцам. Можно ли крестить умалишенных, если они не буйные? Младенцев же крестят».

– Можно, конечно. У таких людей есть семья, есть близкие, есть какое-то окружение. Конечно, психически больных людей крестят.

– Думаю, вопрос родился из того, что, как и младенец, такой человек не способен исповедовать веру.

– Человек в таком состоянии не способен сам о себе заботиться, как и младенцы. Я не зря упомянул об окружении таких людей, о семье. Если нет семьи, есть люди, которые несут попечение о них. И в данном случае их прямая обязанность проявлять заботу о таком человеке не только физическую, но и духовную. Его можно причащать, молиться о нем. Конечно, можно и так за него молиться. Но после крещения он становится членом Церкви, даже если этого до конца не понимает. Церковь молится литургической молитвой за крещеных, потому что мы все одна семья.

Представьте, что у того же младенца есть семья и близкие, которые за него молятся, его поддерживают. Потом он вырастает и сам обретает какую-то силу. Вся Церковь – это одна большая семья. Представьте, какую силу имеет эта молитва, если мы действительно воспринимаем себя одной большой семьей.

– Часто используется метафора, что Церковь – большая семья.

Сейчас очень популярно и модно считать, что ребенка можно не крестить, что он вырастет и сам выберет, какой религии ему придерживаться. Что думаете об этом?  Как-то нехорошо человека выкидывать из семьи и ждать, захочет ли он сам к нам присоединиться. Не по-семейному.

– Церковь в свое время очень глубоко думала на эту тему и пришла к тому, что младенцев можно крестить. Но это крещение должно сопровождаться рядом условий, о которых мы очень часто забываем. Должны быть восприемники, те люди, которые берут на себя ответственность за духовное состояние этого младенца, чтобы он рос и воспитывался в христианской вере. Родители тоже не должны быть далеки от Церкви. Раньше крещение младенцев совершалось регулярно, массово, и ни у кого не возникало вопросов. Допустим, семья жила в какой-то деревне. Вся деревня была православной, все ходили в храм, все знали друг друга. И очень странно в таких условиях было бы не крестить ребенка, который родился в этой деревне в какой-то семье. Когда все православные ходят в храм, то и этого младенца начинают сразу же воцерковлять и причащать.

До сих пор во многих древних церквях, которые сохранили такую традицию, мальчиков крестят на 40-й день, девочек чуть позже. И совершенно ни у кого не возникает никаких вопросов, потому что все люди, которые относятся к той или иной церкви, воцерковленные. У нас эта традиция была прервана 70 годами безбожной власти. Но постепенно нам нужно возвращаться к этому пониманию. И тогда не будет таких вопросов.

Что касается того, что человек должен сам принять решение, безусловно, это так. Если у него нет таких условий, которые помогли бы ему с детства расти в православной вере, в храме, в церковной общине, то, конечно, у такого человека не остается другого варианта, как самому потом принять правильное решение. И очень многие из нашего поколения именно таким путем и приходили к Церкви и к Богу. А кого-то тайно крестили бабушки в советское время. И такое было. Господь всегда оставляет человеку пути, дает возможности, чтобы он пришел к правильному и лучшему для него. Решать за Бога здесь не нужно. Нужно очень аккуратно следовать тому, что Церковь советует и рекомендует в данной ситуации. 

Как сейчас наша Церковь благословляет? Она благословляет каждому перед принятием таинства Крещения или перед крещением ребенка пройти огласительные беседы. На самом деле это очень хорошая возможность хоть что-то узнать. Кто-то этим пользуется, кто-то стремится избежать.

Священник, который проводит эти беседы, может узнать людей поближе (тех, кто приходит креститься или крестить ребенка) и дать добрые и правильные советы, которым нужно следовать. Тогда все будет нормально. Тогда и ребенок будет расти православным. И тогда можно крестить детей в самом раннем возрасте. Но бывает и такое, к сожалению, что ребенка крестишь, а он вырастает и отворачивается от Церкви и Бога. Это страшно.

– Вопрос телезрительницы: «Написано, что Ной родил детей, когда ему было пятьсот лет. Но также в Ветхом Завете мы читаем: когда столетнему Аврааму Бог пообещал, что он родит Исаака, считалось, что он уже был дряхлым и неспособным к деторождению. Получается, что в то время в пятьсот лет люди были еще вполне молодые?»

– Во-первых, между Ноем и Авраамом прошло какое-то время. Во-вторых, отдельным Своим избранникам Господь даровал такое долголетие. Для чего? Это было нужно для вполне конкретной цели. Из Предания мы знаем мнение некоторых отцов, что Адам жил очень долго. Почему? Чтобы земля наполнилась людьми. Ною после Потопа нужно было восстановить население земли. Поэтому Господь ему дал и долголетие, и плодовитость.

Мы знаем и другие примеры. У того же Авраама была вполне конкретная задача, данная Господом в обетовании, что от него произойдет богоизбранный народ, на котором исполнится обетование Божие о пришествии Мессии. В таких случаях многие ветхозаветные патриархи имели очень продолжительную жизнь. Это непреложный факт, мы не можем это воспринимать как-то образно. Они действительно жили столько лет. Но не все в ветхозаветном человечестве отличались таким долголетием. Если Господь избирает человека для какой-то роли, то может давать ему соответствующие возможности, дары, инструменты, чтобы он эту волю исполнил (в данном случае – долголетие).

– Действительно, Авраам в сто лет родил своего второго сына, от которого и появился весь израильский народ.

– В случае с Авраамом еще было важно, чтобы была явлена сила Божия, некое чудо. Господь хочет показать, что это было не просто рождение, что именно от сына, который родился у Авраама в таком возрасте, произойдет богоизбранный народ, через него совершится обетование Божие. То же самое мы можем сказать и о родителях Пресвятой Богородицы и привести другие примеры из нашей Священной истории. Господь иногда так делает для того, чтобы люди хоть через это обратили внимание на то, что происходит нечто важное.

– Мало кто в это верил. Даже Сарра, которая услышала слова Господа, что у нее через год будет ребенок, усмехнулась и не поверила в это. Вернемся к Ною. Давайте немного о нем поговорим. Ной строит ковчег, а над ним все смеются. Воды нигде нет, а он говорит, что будет потоп, который все затопит, и только его огромный корабль (который и на корабль-то не был похож, скорее ящик) всех спасет. Был ли у Ноя шанс всех убедить в том, что он прав, а они – нет, заставить покаяться?

– Я бы сказал иначе. Был ли у тех людей, которые окружали Ноя, шанс понять его правоту? Безусловно, был. Потому что Господь всем всегда оставляет пути ко спасению. А для человечества того периода спасение заключалось в их способности к покаянию. Точно так же, как и для ниневитян, с которыми произошел именно такой случай. Господь хотел истребить Ниневию, это было Его озвученное намерение. Это не была какая-то бравада или еще что-то в этом роде. Если Господь сказал, значит, Он намеревался это сделать. Но ниневитяне покаялись, а человечество, которое жило при Ное, не покаялось.

И мы, которые сейчас живем и проходим поприще Великого поста, думаем о чем угодно. Господь к нам лично обращает тот же самый призыв: покайтесь, используйте время Великого поста для покаяния, потому что через него спасетесь. Покаяние явит то, чего ждет Господь. Господь хочет всех нас помиловать. Мы спасаемся по милости Божией, но не без нашего участия. Покаяние, сокрушение сердечное, должно рождаться в ходе духовных трудов, которые мы несем Великим постом. Это то, что необходимо Господу для того, чтобы спасти нас. Этого не нашлось у соотечественников – современников Ноя. Они не смогли услышать голос Божий в своем сердце.

– Господь каждому из нас желает спасения. Он создал мир и всех нас в этом мире, чтобы поделиться Своей любовью. Поскольку мы знаем, что любовь без разделения с кем-то как будто несовершенная. Почему люди не принимают эту любовь от Него? В частности, то поколение, которое жило с Ноем, не приняло Его любовь. Только Ной и его семья ее приняли. Почему?

– Можно все это списать на некую людскую глупость. Потому что всегда человек делает выбор в сторону какого-то более надежного сиюминутного удовольствия перед огромным и вечным счастьем. Конечно, это можно назвать глупостью, слабоволием. Потому что нужно совершить некое усилие хотя бы ради того, чтобы подождать, когда тебе будет дано нечто более ценное, чем ты имеешь сейчас. Не увлекайся этими сиюминутными, тленными вещами.

А можно вспомнить о том, что против человека с самого его первого дня ведется борьба некими духовными силами, которые все время пытаются нас увести с правого пути. Человек слушает их голос, доносящийся до него, вместо того чтобы слушать голос Божий. Но разве не так же мы поступаем каждый раз, когда бываем в храме на службе? Когда батюшка говорит очень правильные слова на проповеди, призывает к тому, что полезно для нашей души. Мы слушаем, выходим из храма и начинаем делать нечто совершенно иное.

Разве не то же самое происходит с нами, когда Святейший Патриарх регулярно обращает к нам те слова, которые должны руководствовать нас в нашей жизни во всех ситуациях, самых сложных и простых? Мы слушаем и, бывает, даже удивляемся мудрости, а потом выходим из храма (или выключаем телевизор, по которому слушали эту проповедь) и возвращаемся к каким-то совершенно посторонним вещам, тут же начиная следовать научению дьявольскому, а не Божьему.

Человечество, которое жило при Ное, дошло в таком своем поведении до того, что уже, видимо, не было обратного пути. Это очень страшное состояние. И Господь через страницы Священного Писания учит нас тому, что, упорствуя в грехе, можно дойти до такого состояния, после которого обратной дороги уже не будет.

– Что использовать в качестве критерия, чтобы отделять голос Божий от голоса дьявола? Как различить для себя эти два голоса? Можно ли что-то сделать или сказать, чтобы сразу становилось понятно: вот этот голос слушать можно, а этот нельзя?

– Мы сейчас немножко осуждали ветхозаветное человечество, тех, кто погиб во времена Ноя, тех, кто в другие моменты неправильно себя вел. Но, наверное, ветхозаветных людей можно в чем-то и пожалеть, потому что у них не было того, что есть у нас. У нас есть то, что является ответом на Ваш вопрос. Для нас абсолютный путеводитель и ковчег спасения (Ноев ковчег существует сейчас для каждого из нас) – наша Церковь. Ноев ковчег был прообразом. Ной туда всех приглашал, но за ним пошло мало людей.

Нас всех в Церковь пригласил уже Христос – Тот, Кто есть путь и истина и жизнь. Для чего Им создана Церковь? Для того, чтобы мы не жили так, как ветхозаветные люди, когда они могли запутаться, чего-то не понять и в результате унаследовали такое наказание, такой конец своей жизни. Хотя мы не можем сказать, что они были совсем не виноваты, иначе Господь не попустил бы их гибель.

У нас есть нечто гораздо большее, чем было у них, – Церковь. Что значит воцерковленный человек? Это человек, который живет церковной жизнью. И для него не может стоять вопрос, где голос Церкви, голос Божий, а где голос того, кто хочет увести от Бога.

Мы должны знать, для чего Церковь существует, для чего мы к ней принадлежим и как она устроена. Если мы этого еще не узнали, нам срочно и очень усиленно нужно стремиться к тому, чтобы это сделать. То есть нам нужно воцерковляться. Через воцерковление мы получаем все те инструменты, которые необходимы для спасения, в том числе возможность слышать голос Божий, правильно определять, где голос Божий, а где голос лукавого, и следовать правильным путем. Если мы принадлежим к Церкви, если мы настоящие христиане, церковные люди, мы получаем эти инструменты.

Почему Церковь с такой болью относится к греху раскола и с такой строгостью церковные каноны нам говорят, что раскол не искупается даже мученической кровью? Потому, что без Церкви (например, человек был в Церкви и покинул ее) человек гарантированно не услышит голос Божий. И наоборот, если человек все больше и больше воцерковляется, Церковь для него – спасительный корабль, Ноев ковчег. Как и голос Святейшего Патриарха, голос епископов, через которых Господь строит Свою Церковь, и голос каждого батюшки на каждом приходе.

Только мы не должны бегать с прихода на приход, ища батюшку, который скажет то, что нам понравится. Церковное поведение должно быть таким, чтобы человек был верен какому-то одному приходу (если такая возможность есть), чтобы у него был духовник, чтобы этот духовник тоже согласовывал свое церковное поведение с волей архиерея, чтобы все это было в русле того, что говорит Святейший Патриарх. Все так и устроено в Церкви, просто нам нужно самостоятельно в эту систему включиться; мы должны к ней себя отнести, то есть воцерковиться, быть воцерковленными людьми. Это очень облегчит нашу жизнь.

– Следующий вопрос, может быть, немножко провокационный, искусительный, но, думаю, люди его себе задавали, задают и будут задавать. Может ли новозаветный ковчег сбиться со своего пути?

– Нам не нужно задавать себе этот вопрос, потому что ответ на него Господь давно дал. И обетование Его очень четкое: Церковь будет существовать до конца времен – и никакие врата ада ее не поглотят. И тот, кто будет пребывать в Церкви, имеет надежду на спасение. Это сказал Сам Господь.

– Вы сегодня сказали, что тяжело быть православным и одновременно безнравственным человеком. Но в целом каждый из нас в той или иной степени грешник. Но при этом мы остаемся православными.

– Я сказал нечто иное: что нельзя совершенно утратить нравственный закон в своей жизни и при этом сохранять правильное богословие в своей душе, быть православным человеком, считать себя воцерковленным и следующим воле Божией. Конечно, каждый из нас грешник: мы ежедневно, ежечасно, ежеминутно совершаем грехи, каемся в них, то есть идем этим тяжелым путем духовного делания. Но бывают такие ситуации (и примеров таких очень много), когда безнравственный закон становится для человека законом жизни, и тогда такой человек уже не может в богословском смысле следовать  верным истинам.

Пример некоторых сообществ на Западе, которые когда-то были Церквами, нам об этом говорит. Были некоторые протестантские Церкви, которым навязывался извне безнравственный закон жизни. От них требовали признать сначала одни либеральные нововведения, потом другие, потом признать браком то, что им не является. И так далее. Какие-то Западные Церкви сопротивлялись этому, а какие-то приняли. Кстати, с такими Церквами (которые уже даже и Церквами сейчас нельзя назвать) наша Русская Православная Церковь прервала общение в тот же самый миг, как только мы узнали, что такие решения приняты.

Святейших Патриарх уже тогда, много лет назад, когда это происходило, объяснял, что дело не в том, что мы их как-то отсекаем, ненавидим или презираем за их выбор. Дело в том, что они приняли такое решение, которое необратимо. После этого нет надежды на то, что когда-то они вернутся на правильный путь.

Тем более что мы ждали от инославных Церквей, что наступит момент, когда они вернутся и к православному богословию. И до сих пор от тех, кто сохраняет добрую нравственность, мы ждем, что когда-то наступит момент (в том числе и в результате наших усилий, если мы будем вести с ними длительные переговоры и разъяснять им православное богословие), когда они вернутся к тому пониманию богословия, которое было в первые века. Это один случай. Но с теми, которые приняли необратимые решения в нравственной сфере, закончено.

И жизнь показала, что Святейший Патриарх был прав. Эти безнравственные процессы, которые там развились, продолжают развиваться все дальше и дальше. Сегодня для многих из таких сообществ уже и аборт не грех, и какие-то другие вещи. Это необратимый путь. О каком возвращении к православному богословию здесь может идти речь?

Так и отдельный человек может дойти до этого. Если какой-то человек посчитает и будет декларировать, например, что аборт – не грех, что брак – это союз не только между мужчиной и женщиной, но и нечто другое, как такого человека можно считать православным? И как можно предположить, что у него сохранится при этом образ православного мышления? Вот это я имел в виду.

– Существуют подтверждения, что если во времена, когда общество подвергается шатаниям, Церковь сохраняется вне этих шатаний, она потом притягивает людей и остается стержнем, соединяющим две стабильные эпохи. Как я понимаю, Церкви, которые поддались этим шатаниям, выпадают из общественного внимания и больше не воспринимаются всерьез.

– Те примеры, которые я привел, как раз об этом говорят. Церковная история показывает, что если даже в том или ином церковном сообществе произошли какие-то богословские отклонения, мы все-таки еще имеем надежду привести эти сообщества обратно. Но очень страшен грех раскола, когда человек или какая-то церковная группа, сознательно зная, что она делает, откалывается от Церкви – того спасительного корабля, спасительного тела, которому она принадлежала. Это страшно. Как правило, раскол заводит людей очень далеко, и крайне редко бывает, что такая рана раскола исцеляется. Но такое бывает в истории.

Бывают разные варианты богословских различий, заблуждений: бывает страшное, бесовское закоснение в заблуждениях; бывает, сохраняется надежда на то, что это будет исцелено и люди когда-то вернутся к православному пониманию богословских истин. Жизнь показала, что нравственное закоснение во грехе, принципиальное признание греха не грехом, называние черного белым – это необратимый процесс, который приводит к полному отпадению человека от Бога.

– Вопрос в Telegram: «Сегодня на работе мне сказали, что у Адама сначала была жена Лилит, а потом Ева. В Интернете читали… Вопрос: как вразумить человека?»

– Нужно сказать, что если человек говорит об Адаме в русле той или иной религии, то нужно оперировать источниками этой религии. Если он говорит о христианском Адаме, то должен оперировать христианскими источниками: пусть скажет, какой источник он использовал. Если речь идет о том, как Адама понимали в исламе, – тут исламские источники. Если речь о писаниях, вообще не имеющих отношения к традиционным религиям, – грош цена таким писаниям. Какое отношение имеет Адам к тому культурному, цивилизационному срезу, которое эти писания представляют? Как я могу рассуждать и писать трактаты на тему явлений, которые ко мне никак не относятся, и использовать источники, которые тоже к этому не относятся? Это выглядит очень странно. Наверное, это личные фантазии.

– Вопрос телезрителя: «В Ветхом Завете люди жили по 500–700 лет. Не кажется ли Вам, что считались луны?»

– И что?

– Ваше мнение, могло такое быть или нет.

– Насколько лунный календарь отличается от солнечного? За 500 лет набежит сколько-то... В чем тут принципиальная разница, которая может смутить? Не вижу смысла в этом вопросе.

– Вопрос из любознательности. В заключение программы прошу Вас подвести итог нашей беседе, дать напутствие для телезрителей.

 – Я очень рад, что наша беседа проходит в дни Великого поста и у нас была возможность об этом не забыть. Каждый день и час в течение этого времени мы должны приводить себе на память, что это непростое время в церковном году, нашей жизни. Господь отпустил каждому из нас не так много лет жизни, возможностей праздновать Пасху, переживать Великий пост. Насколько драгоценны эти дни, часы и минуты! Давайте использовать их так, чтобы наша душа не просто получала пользу и то, что приближает ее к Богу, но чтобы мы обретали земное счастье через это. Потому что человек, живя правильной жизнью, жизнью с Богом, радуется каждой минуте. Тот, кто еще не постиг всей радости жизни в Церкви, может иногда со страхом ожидать Великого поста. А человек церковный с радостью ожидает постные дни, потому что сколько сокровищ дает нам Господь через эти дни, церковные службы, сам пост и труды, которые нас очень порой отягощают! Как сложно делать поклоны в начале поста и как радостно делать их потом; как мы обогащаемся через все, что имеем от Церкви в дни Великого поста! Хочу пожелать каждому из нас использовать эти дни и минуты.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать