Беседы с батюшкой. Иеромонах Сергий (Филиппов)

20 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).

– Начинается Неделя о блудном сыне. Давайте коротко расскажем это евангельское повествование. Какие важные моменты мы должны для себя уяснить?

– Церковь постепенно готовит нас к Великому посту. Сегодняшний воскресный день является небольшим этапом этой подготовки. Заблаговременно, за несколько недель, мы слышим в храмах определенные песнопения, которые вводятся в богослужение. Евангельские чтения, особенно воскресных дней, говорят нам о каких-то событиях, о поучительных примерах, которые Господь рассказывает в притчах и историях. Сегодня в храмах звучало евангельское чтение о блудном сыне. Так Церковь его именует, но скорее можно было бы назвать: «О милосердном отце». Это притча о милосердии, что отец, под которым подразумевается образ Бога, являет своим детям, чадам. Хотим мы этого или не хотим, заблудшие мы или идущие по пути спасения, мы все являемся Его творениями, Его чадами.

В притче рассказывается о человеке, у которого было два сына. Младший сын решил оставить родительский дом. Это естественная потребность, все птенцы рано или поздно должны вылететь из родительского дома, создать свои семьи, пойти своим путем. Сын решает пойти своим путем, но не для того, чтобы создать семью или начать самостоятельную жизнь по примеру отца, который трудился и был в почете у местных жителей. Он решил забрать свою часть наследства, которая бы причиталась ему после смерти отца, то есть он заживо хоронит отца. Затем живет в блуде, разврате, пьянстве. Так проводит свою жизнь. У него много «друзей». Пока человек имеет деньги, вокруг него всегда собирается много тех, кто хочет поживиться за счет других.

Но когда деньги заканчиваются, сын оказывается в бедственном положении. У него нет денег на пропитание, все «друзья» его оставили. Он нанимается работником к местному жителю той далекой страны, куда он ушел из родительского дома. Он даже не осознает, что находится в бедственном положении, но он остался один и готов питаться пищей свиней, что он пасет. Они питались рожцами. Это плоды библейского рожкового дерева. Оно до сих пор растет на Святой Земле, род акациевых. Плоды очень сладкие и питательные. Их едят и свиньи, и люди, из них делают специальный сладкий соус, который используется в кулинарии. Младший сын желал питаться ими, но ему не позволяли. Настолько бедственное было положение! Дойдя до крайности, до этой бездны, когда, казалось бы, смерть неминуема, он приходит в осознание этого положения, понимает, что даже рабы в доме отца живут лучше. И он говорит себе: «Неужели отец не простит и не проявит милосердие?» Тут сработало воспитание и любовь, что отец являл, когда тот был ребенком. Это очень важно.

Воспитание детей происходит в раннем возрасте. Надо ходить в храм, надо приобщать детей к тому, что мы сами считаем правильным и важным. В бытовом плане люди считают важным умываться, чистить зубы. Так и в духовном плане очень важно давать детям духовное воспитание: водить в храм, учить молитвам, учить надеяться на Бога в любых ситуациях, благодарить Бога за все, что происходит: и за радости, и за скорби, и за плохие оценки, и за хорошие оценки, за ссоры с друзьям, за конфликтные ситуации. Учить во всех ситуациях делать определенные выводы. Это задача родителей, и надо не просто словами что-то объяснять, а являть пример. Чем раньше начать этому учить, тем больше пользы будет.

В притче сын получил это воспитание в родительском доме. Он идет домой побитый, израненный, искалеченный. Важный момент притчи в том, что отец ожидает его, надеется, что тот вернется, и, увидев его издалека, сам выходит к нему навстречу с распростертыми объятиями. Отец принимает его и своей любовью прощает все ошибки младшего сына.

– Вопрос от телезрительницы: «В этой притче есть старший сын, который осудил своего отца. Отец сказал ему: ты всегда со мною, и все мое твое. Объясните этот момент, пожалуйста».

– Мы все блудные сыновья в той или иной степени. Каждый бунтует против Бога, уходит от Бога. Дай Бог нам найти дорогу назад, вернуться. Господь нас принимает с распростертыми объятиями. Сам выходит навстречу. Сам послал Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на крестную смерть, на страдания, чтобы исцелить нас от тех ран, которые мы получили при грехопадении наших прародителей Адама и Евы.

Вторая часть притчи тоже поучительная. В наших отношениях с Отцом мы бываем не только в образе  блудного сына, но очень часто и в образе старшего сына. Обретя дорогу ко Христу, встав на этот путь (может быть, с падениями, ошибками, победами,  поражениями), мы потихоньку продвигаемся. По-христиански мы должны смотреть внутрь себя. Мы должны направлять все свои усилия на то, чтобы себя совершенствовать, развивать, духовно обогащать. Но очень часто мы смотрим по сторонам, что там у соседа, что у другого прихожанина в храме, что у того, кто давно в Церкви и кто недавно... Мы смотрим так не для того, чтобы поучиться, взять пример, а очень часто  начинаем осуждать, что у них не так, как у нас, или, может, они идут не тем путем.

В христианской жизни нет определенных стандартов. Сколько людей, столько и путей к Господу. Каждая душа уникальна. И каждый человек находит свой путь, через свои искушения, через свои испытания. Никто не знает все обстоятельства жизни другого человека. Своя душа потемки, а уж другого тем более! Смотря на жизнь другого человека, мы начинаем осуждать и его, и его взаимоотношения с Богом, и в итоге Самого Бога, Который, как нам кажется, или очень жесток, или очень милосерден, или не так проявляет заботу о ком-то, как нам бы хотелось, или о нас заботится не так, как о других. Мы начинаем смотреть по сторонам, это приводит к осуждению не только других людей, но и Бога. Тем самым мы ставим себя на место Бога и выносим неправильный суд, ведь мы не знаем всех обстоятельств жизни других людей.

Святые отцы советуют внимать себе, смотреть только на себя, не обращать внимания на других. Если мы начнем с себя, то и вокруг все начнет меняться и преображаться. Парадокс святых заключается в том, что они даже не замечали, что приблизились к Богу, хоть немножко духовно поднялись. Чем ближе к Богу, ближе к источнику света, тем больше своих недостатков они видели. Своих, а не чужих.

В старшем сыне очень часто мы можем увидеть себя. Почему отец говорит: «Все мое твое»? Потому, что мы – чада Божии, мы призваны к усыновлению, чтобы действительно стать сынами и дочерьми Божиими, чтобы не служить греху, а совершенствоваться в добродетели, то есть уподобляться Богу. Все, что Господь имеет, Он нам дает: все возможности для радости, счастья, добродетельной жизни.

– Вопрос от телезрителя: «В современном мире часто бывает, что дети делят имущество. Насколько корректно с точки зрения уважения к родителям просить их при жизни разделить наследство? Если этого не сделать, часто бывают конфликты».

– Мы не только духовные существа, но и телесные. Мы живем в материальном мире и заботимся не только о душе, но и о нашем телесном бытии. Вопрос в том, корректно ли при жизни родителей разговаривать с ними на тему, кто будет распоряжаться имуществом. Вполне корректно. Если родители не составят завещание, пустят все на самотек, это вызовет еще больше конфликтов среди наследников, которые будут судиться, просто разругаются и перестанут общаться. Когда есть воля родителей или каких-то родственников, которые нам оставляют завещание, надо стараться ее исполнить, ведь это последняя воля умершего человека.

Никто не знает, когда мы завершим свой земной путь. Надо быть готовым всегда, дела наши должны быть в порядке. Это проявление заботы – не оставлять неустроенными наши дела, чтобы это не стало головной болью для тех, кто примет наше наследство или будет после нас разгребать эти завалы.

Конечно, можно поговорить с родителями, но не перетягивать одеяло на себя, мол, «я к вам хорошо отношусь, а брат (или сестра) вас забыл, ему ничего не надо». Это неправильно. Просто сказать: «Хотелось бы, чтобы вы сейчас распорядились своим имуществом, чтобы у нас не было проблем, когда вас призовет Господь». Может быть, мы раньше уйдем. Я, может, напишу завещание на родителей. И пускай так воля исполнится, если меня Господь раньше призовет. В этом нет ничего плохого. Есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». Важно распоряжаться земными делами так, как мы считаем правильным и нужным исходя из собственного опыта.

– Нужно содержать свои дела в порядке, это касается и тех, кто работает, имеет свои зоны ответственности.

– По наследству может перейти не только имущество, которое имеет ценность, но еще и долги. Не совсем правильно и корректно обременять выплатой долгов тех, кто и так будет в горе. Лучше долгов не иметь.

– Вопрос от телезрителя Максима: «Насколько большой грех уходить из храма сразу после причастия, не дождавшись целования креста?»

– Какая необходимость раньше уходить со службы? Литургия – это целостное богослужение от начала до конца. Причастившись, мы не должны убегать сразу. После причастия произносятся благодарственные молитвы, ектения, мы благодарим Бога. Священник читает благодарственную молитву про себя, в некоторых храмах благодарит за Причастие вслух от лица верующих, призывает Божье благословение на предстоящий период жизни. Потом люди подходят к Кресту, спрашивая Божьего благословения. Это целостное таинство, и разрывать его, уходить, только причастившись, неправильно. Это не совсем тяжкий грех, но грех.

Смотря какие обстоятельства. Если человек торопится на работу или домой, где у него лежачий больной или малые дети, которые не могут долго находиться без родителей или попечителей, то можно уйти, испросив у Бога прощения за то, что такие обстоятельства сложились и нет возможности задержаться. А если просто невтерпеж – это неправильно.

– Вопрос от телезрителя: «Зачем нужны подготовительные недели к посту? Ведь люди все равно как совершали грехи, так и будут совершать. Мало людей благочестивых».

– С этим не поспоришь, люди как грешили, так и будут грешить. И этот процесс, к сожалению, будет происходить до конца существования мира, до Второго Пришествия Христова, будут те, кто будет спасаться, и будут те, кто будет идти в погибель.

В чем суть поста? Церковь предлагает нам Великий пост как подражание подвигу, который совершил Господь наш Иисус Христос. Сорок дней Он пребывал в посте и молитве в Иудейской пустыне, после того как принял крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана. Живя в греховном мире и решив следовать за Христом, мы сталкиваемся с огромными препятствиями. Против нас действуют все бесовские силы. Эта борьба идет не только на духовном, но и на физическом уровне. Эти дьявольские силы действуют через других людей, которые пытаются нас сбить с пути.

Церковь предлагает нам аскетические упражнения в виде поста, молитвы, добрых дел, милосердия, которое мы можем проявить к другим людям. Они помогают нам вырвать себя из круговерти греховного мира, в которую нас пытаются загнать. Нужно выделить для молитвы особый период дня, недели (как среда, пятница – постные дни, посвященные страданиям, смерти Христовой). И сорокадневный период Великого поста – Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Аскетические упражнения позволяют нам немножко потрудиться над своей душой, задуматься над тем, что мы можем сделать хорошего, доброго, какие дары можем принести Христу за Его милосердие, любовь, за Его крестную смерть и за бесценный дар Святой Евхаристии, который Он нам предлагает.

Войти в этот период сразу очень сложно, потому что мы пребываем в суете, беготне,  рассеянности. Церковь предлагает нам постепенно духовно и физически готовиться к тому, чтобы себя ограничивать. Прошедшая неделя была сплошной неделей. В среду и пятницу не было поста. Следующая неделя с постом в среду и пятницу, последняя неделя, когда можно вкушать мясную пищу для тех, у кого нет ограничений по здоровью. И потом уже масленичная неделя, когда только молочная пища, яйца. Мы постепенно готовим свой организм к строгости Великого поста.

В духовном плане Церковь предлагает нам песнопения «Покаяния отверзи ми двери», настраивающие нас на покаяние, а это не просто сказать: «Господи, прости». Покаяние – это изменение нашего отношения к самому себе, к происходящим событиям, к окружающим нас людям, осознание того, что мы делали что-то не то, и исправление себя. Истинное покаяние в том, чтобы мы приложили усилия исцелить с помощью Божественной благодати свои духовные недуги.

Сегодня в храмах звучал 136-й псалом «На реках Вавилонских». Он будет звучать еще несколько воскресных дней. Этот псалом говорит нам о покаянии, о том, что Господь милосерден. Мы хоть и впадаем в грехи, но надеемся на милосердие Божие. Псалом был написан, когда евреи оказались в Вавилонском плену, когда, казалось бы, произошел крах всей прежней жизни, нет никакого просвета впереди: Иерусалим разрушен, храм разрушен, они находятся в плену в чужой стране. Куда им дальше идти? Но здесь звучат нотки и покаяния, и милосердия. Если Господь попустил, то есть надежда, что Он и избавит от этих испытаний, искушений, даст их пройти достойно – и они смогут вновь принести хвалу Богу в Иерусалиме. Так и другие песнопения и евангельские чтения этих дней готовят нас к Великому посту.

Очень важна постепенность и постоянность. Лучше взять на себя меньший подвиг. Например, воздержание в пище. Если у нас есть ограничения по здоровью, мы можем воздерживаться только от каких-то определенных продуктов, к которым привязаны. Сладкое, кофе. Может, мы их килограммами употребляем, жить без них не можем. Пускай лучше в пост будут малые меры, которые мы будем постепенно вводить, ужесточать.

И даже если что-то не получилось, надо сказать: «Господи, я такой немощный, такой слабый, не все у меня получается, но не на себя надеюсь, на Тебя, помоги и дай мне хотя бы малую часть исполнить». Хуже будет, если мы исполнили все, что наметили, и от этого начинаем гордиться. Это духовное падение. Смысл поста для нас прошел мимо. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Подвижники не замечали того, что что-то доброе делают. Все, что у них получалось, они приписывали действию благодати Божией. Это не они такие замечательные, хорошие, это Господь Своей милостью и поддержкой их укрепляет и дает силы делать что-то хорошее.

– Вопрос от телезрительницы: «Правильно ли будет взять на себя крест причащаться каждую субботу?»

– Это не крест.

– Перефразируем: взять такое обязательство.

– Крест – это страдания. Если сказать, что я буду причащаться и от этого буду страдать, – это неправильное духовное устроение.

– Видимо, для человека это понуждение. Сложно исполнить.

– Может, ему тяжело правило читать, поститься перед этим? Все надо делать по благословению священника, которому человек исповедуется, которому доверяет. Евхаристия служится для того, чтобы на ней верные причащались, чтобы каждый, кто пришел на Божественную литургию, участвовал в Божественной трапезе, которую Господь нам предлагает. Наше желание причащаться на каждой Божественной литургии – это правильное устроение. Другое дело, что есть такое понятие, как епитимья. Епитимья накладывается как лекарство.

– Епитимья – это обидно.

– Многие воспринимают ее как обиду. Это неправильно. Это лекарство. Вы пришли к врачу, у вас проблема со зрением, слухом, с сердцем… Врач проводит диагностику и назначает лечение. Оно может быть поддерживающее, может быть корректирующее, может быть сильнодействующее, которое будет бить по источнику боли. Так и в духовном плане. Мы приходим на исповедь, и священник, исходя из своего опыта и опыта Церкви, может назначить нам какую-то епитимью. Это лекарство, помогающее нам избавиться от тех страстей, которые находятся за любым грехом.

Грех – это действие, которое человек совершает своим поступком, мыслью, словом. Есть причина этого действия – страсти, в которых человек находится. Мы можем не совершать действие. Человек может иметь блудные мысли или желания, но не впадать в блуд. Блудная страсть может действовать в человеке на протяжении десятилетий. Чтобы победить блудную страсть, необходимы духовные аскетические упражнения. Например, епитимья. Она может заключаться в виде молитв, которые священник рекомендует читать, в виде каких-то добрых дел и поступков, противоположных этой страсти.

Например, человек гневается, раздражается на кого-то, у него есть неприязнь к какому-то человеку. Священник дает епитимью: на каждую встречу с этим человеком приносить подарок. Он тебе неприятности делает, а ты ему доброе слово.

За тяжкие грехи иногда отлучают от причастия на определенный период. В Древней Церкви эти периоды могли быть очень продолжительными – 5, 7, 15 лет. Человек каждый день, когда совершалась Евхаристия, приходил в храм, определенное время находился с верными, потом уходил вместе с оглашенными. Или при некоторых видах епитимьи человек вообще не заходил в храм, находился в притворе и у каждого, кто приходил в храм, испрашивал прощения, потому что грехом, который он совершил, он виноват перед всей христианской общиной. Человек 10–15 лет ходил и не причащался. Так просил прощения. Это был действительно духовный подвиг, который человек нес.

Мы люди немощные, слабые, мы уже не назначаем таких епитимий. Церковь дает нам такое послабление. Может быть, человеку не пойдет на пользу причастие каждую неделю, потому что мы в суете. Человек рассеивается и причащается по привычке. Это надо решать со священником. Хорошо бы причащаться на каждой литургии, но не всегда это может принести нам духовную пользу.

Вопрос: «Почему Иисус Христос был распят именно в 33 года? Что это значит?»

– Насколько я знаю из своего опыта и образования, изначально никакого символического значения здесь нет. Вообще в Церкви нет нумерологии. То есть мы не верим в символичность чисел. Хотя в некоторых схоластических произведениях авторов, которые следовали такому образу богословской мысли, некая схематичность  прослеживается. Хотя я считаю, что это не совсем верно, потому что духовные законы не подлежат никаким человеческим объяснениям. Мы, конечно, можем некими образами как-то попытаться объяснить, представить некие аналогии. Но то, что в Божественной жизни происходит, мы отчасти только знаем и видим, и Священное Писание нам это лишь приоткрывает.

Поэтому, конечно, никакой веры в числа и в какие-то символические значения нет. Да, есть, например, учение о загробной участи человека в третий, девятый, сороковой день, то, что происходит с душой. Но опять же настолько, насколько нам это открыто. То есть некая малая часть, которую мы знаем из церковного Предания, из духовного опыта святых отцов. А почему Христос в 33 года пострадал? Почему три года продолжалось его общественное служение? Я не знаю здесь какого-либо объяснения. Да, Христос вышел в 30 лет на проповедь, это возраст совершеннолетия в еврейском обществе. До этого человек и слова не мог сказать в обществе, с ним никто не считался. То есть в 30 лет он уже мог хоть что-то говорить и иметь свое мнение. В 30 лет Христос, подчиняясь тем законам еврейского общества, которые Сам же как Законодатель, как Бог установил в Законе Моисеевом, Он выходит на проповедь, и три года продолжается Его общественное служение. Значит, больше для Промысла Божьего необходимости не было в земной жизни нашего Спасителя. 

Вопрос: «Помогал фондам сначала с радостью. Затем стали приходить постоянные сообщения от этих фондов с просьбой помочь. Надо ли стараться помочь всем, кто просит? Грех ли не помогать кому-либо?»

– Надо смотреть, с каким устроением Вы помогаете, с каким сердцем. Бывает, человек весь кипит и с ненавистью что-то отдает. Господь и такую принимает жертву. Но для нас в этом будет меньше духовной пользы. Конечно же, мы не можем чисто физически всем помогать. Кстати, у нас подворье тоже занимается благотворительной деятельностью, социальной. Много обращений. Но помогаем только тем (определили для себя такой принцип), кто проживает на территории нашего района, Рузского городского округа. Потому что другим мы просто физически не можем помочь. В своем районе мы можем проверить документы, у соседей узнать, действительно ли человек нуждается. Но это мы как религиозная организация, как подворье имеем больше возможностей.

А если человек сделал раз какое-то пожертвование и потом его внесли в базу данных меценатов и спонсоров, начинают письмами заваливать, это может вызвать некое отторжение. Я это прекрасно понимаю. Но определитесь для себя; может, отпишитесь от рассылки, если Вам неприятно постоянно получать эти письма. Или определите ту сумму, которую Вы готовы ежемесячно выделять на добрые дела.

Фонды помогают и аккумулируют такие ресурсы, которые один человек не совсем способен сам собрать. Они имеют юридическую базу, волонтеров, спонсоров, меценатов… Но если не хотите в этом участвовать через фонды, начните сами кому-то помогать. Можно оглянуться вокруг и увидеть нуждающихся, которые оказались в бедственном положении, прихожан своего же храма. Можно даже к священнику подойти и спросить, есть ли на приходе те, кто нуждается? Кстати, ко мне тоже иногда люди незнакомые приходят и говорят: «Батюшка, я вот хотел помочь…» И я состыковываю их с другими, люди начинают общаться помимо меня, дружат; так реализуются очень важные дела милосердия. Есть много разных способов.

– Вопрос: «Мы при храме читаем молитву по соглашению для детей, алкоголиков и наркоманов. Батюшка благословил. Сначала было пять мам, пять мальчиков. Сейчас у нас большое количество детей даже со всей России: 20 мам, 20 детей. Я не знаю всех мам, все ли дети крещеные… И не может ли быть еще больше искушений у меня и у этих детей, за которых мы читаем?»

– Эта проблема решаема, если мы доверяем Богу, всецело пытаемся положиться на волю Божью. Это страшная болезнь. И можно только посочувствовать тем людям, кто попал в этот капкан (сам или их родственники, потому что такие люди являются созависимыми). То, что вы молитесь, – это очень хорошо. Молитесь по благословению священника – это замечательно. И раз священник благословил, продолжайте молиться. И хорошо, что еще больше людей к вам присоединяется в этом благом деле. Ведь Господь ничего не попускает просто так. И не надо думать, что если я молюсь, то еще больше искушений появится. Если мы будем бояться искушений, Господь может попустить их нам для вразумления. Опять же все то, что с нами происходит, происходит для нашего вразумления, Господь все контролирует.

И наш духовный рост происходит только тогда, когда мы прилагаем усилия и преодолеваем искушения, физические или духовные, которые Господь нам попускает. Поэтому молитесь, искушений не бойтесь. Старайтесь доверять Богу. Может, человек где-то не исполнит правило, где-то послабление себе даст. Вы об этом не думайте. Старайтесь отвечать за себя и сами исполняйте то, на что подписались. С чем обращаются ко Христу, то Господь и принимает, это ценит и поддерживает, Сам пребывает среди людей.

Даже если кто-то из них некрещеный?

– Ничего страшного, это же домашняя молитва, не евхаристическая. Да, во время Евхаристии мы не можем молиться за тех, кто не является членом Церкви Христовой, это участие только для верных, кто последовал за Христом, принял крещение, таинство Миропомазания, вошел в Церковь и идет этим путем. Только такие люди могут участвовать в таинстве Евхаристии.  А в келейной молитве можно и о некрещеных молиться, здесь нет никакой проблемы. Наоборот, о вразумлении таких людей молитесь. Они еще больше нуждаются в нашем милосердии и нашей любви.

Я встречал такой вопрос: «Слышит ли Бог мои молитвы, если я не крещен?»

 – Господь слышит молитвы всех, крещеных и некрещеных, грешников и праведников. Другое дело, что порой не исполняет все просьбы, с которыми обращаются люди грешные, падшие или не совсем понимающие того, что просят. Святые понимали, что правильно, что нужно и в их жизни, и в жизни тех, кто их окружает. Правильно расставляли приоритеты. Они просили о небесном, о том, чтобы Господь принял их в Своих обителях, не вменил им грехи, которые каждый из нас совершает вольно и невольно. А что касается земных благ, надо говорить: «Господи, если все это пойдет мне на пользу, пускай так и будет». Нужна квартира – будет квартира, нужна машина – будет машина, нужны средства в достатке, в изобилии – так и будет. Постараюсь употребить все на пользу. А если человек идет по пути греха, тогда это не пойдет на пользу. Тогда для чего Господь будет это исполнять? Чтобы человек еще больше грешил и уходил еще дальше от Бога, падал в ту пропасть, из которой уже не способен будет выбраться? Конечно, такие молитвы Господь не исполняет.

Батюшка, подведем итог. Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Рад, что постарался как-то ответить на вопросы. И желаю всем нам задавать вопросы как можно чаще. Задавать вопросы себе, искать смысл жизни и каждый раз корректировать свой путь, потому что очень часто мы сбиваемся с того пути, по которому обещали Богу идти. Духовная работа очень этому способствует. Чтение Священного Писания, святых отцов, духовной литературы, общение с теми людьми, кто устремлен к Богу. Не только со священнослужителями, и среди мирян есть те, которые находятся, может, даже на ступень выше самих священнослужителей. Поэтому старайтесь искать эти сокровища на своем пути и их держаться. И традиционно хотел уже в завершение эфира всем пожелать, чтобы мы старались поддерживать телеканал «Союз» в просветительской работе, которую он осуществляет. Старайтесь делать регулярные пожертвования; по возможности, конечно. Это очень важно. Храни всех Господь, Божие благословение всем вам.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать