Беседы с батюшкой. Воля и вера. Священник Александр Зайцев

16 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Тема сегодняшней передачи: «Воля и вера». Отец Александр, тема интересная, сложная, и разобраться в том, что такое «воля», – это уже целая передача. Воля бывает разная: Бога, человека, от врага человеческого и так далее – очень много понятий. Вспоминается спор Платона и Диогена по поводу того, что такое на самом деле человек. Люди употребили века своих умственных усилий, чтобы понять, что такое человек и в чем все-таки его отличие от скота. Да, воля во многом определяет человека, отделяет понятия человека и животного, но при этом оказывается, что тут тоже можно быть в заблуждении. Так что же такое воля?

– Воля – это в первую очередь дар Божий, неотъемлемое свойство души человеческой, причем не просто воля, а свободная воля, что во многом отличает человека от всего другого творения. В большей степени человека от животных отличает наличие бессмертной души, а также разум, умственные способности; и воля, конечно, тоже. Вы совершенно правильно упомянули два вида воли: Божью и человеческую. Но в Божьем мире и внутри нас действуют как бы три воли: человеческая, Божественная и демоническая, злая. В этом уникальность человека: он всегда стоит перед выбором, куда свою волю направить.

В данном случае вера является неким вектором для того, чтобы правильно направить волю. Вера всегда имеет какое-то направление, она на что-то нацелена, именно она направляет волю в то или иное русло. Иногда и во зло бывает направлена воля человеческая. И наша задача – правильно приложить свою волю, соединить ее органично с Божественной. Именно тогда человек раскрывается, раскрываются все его свойства, способности души. Божья  воля имеет  абсолютный смысл, так как Господь есть Абсолют, Ему присущи абсолютные качества. Так же и воля абсолютна, вечна, неизменна, абсолютно добра. Дьявольская же воля имеет относительное существование, потому что понятно, что воля падших духов зависит от Бога, и когда-то эта воля прекратится, ей неизбежно наступит конец. Каким образом, это знает уже только Господь.

Человеческая воля находится между этими двумя полюсами, она колеблющаяся, имеет мало устойчивости. Человек обретает смысл своего существования только тогда, когда он добровольно, свободно, в любви к Богу, в стремлении к собственному совершенству, гармонии, соединению с Господом эти воли совмещает. Тогда наша человеческая задача становится выполнимой; это уникальная задача, которую мы все здесь выполняем. Мы пришли в этот мир как странники Божьи, чтобы выполнить свою функцию: нести добро в этот мир, творить Божьи дела. Человек сам по себе почти ничто, все-таки мы – прах. Но как только мы открываем сердце для наполнения Божественной волей, человек и его личностные качества исполняются.

– Хорошо, когда мы приходим к пониманию того, что исполнение и наполнение себя, предание себя в руци Божии, в волю Его – это путь спасительный. Но ведь когда мы совсем молодые, нам пятнадцать-шестнадцать, когда происходит период становления, сама юность, у нас очень много вопросов. Мы пытаемся найти на них ответы, но в этот момент, как было в мое время, прийти к Богу, просто прийти в церковь – это путь, подвиг очень редких людей. Но мы пытались понять, что происходит с нами.

– Непростой путь. Достоевский говорил, что через многие искушения его осанна прошла.

– Нам все время говорили, что надо бороться, тренировать силу воли. По этому поводу тогда же появился такой анекдот: сила есть, воля есть, а вот силы воли нет. Я понимаю, что именно Божья воля теперь для меня понятная вещь. И сейчас мы часто говорим: «Имей силу воли ходить в храм, имей силу воли молиться». Что же в этом случае сила воли и вера? Во-первых, в чем сила? Во-вторых, та ли это сила воли, которая нам позволяет делать гимнастику, тягать штанги и прочее?

– Фактически да, потому что сила воли у нас одна, как и любовь одна. Та раздвоенность, которую мы испытываем, – это уже последствия грехопадения, а Бог замыслил нас цельными. Поэтому воля у нас одна, любовь одна, вера одна.

Другое дело – как направить волевые усилия, куда они направлены. Они могут понадобиться спортсмену для достижения каких-то результатов, ученому – для того, чтобы корпеть за столом, ученику – чтобы делать уроки и так далее. Безусловно, очень важна эта воля тогда, когда мы начинаем заниматься духовной работой, жить духовной жизнью. В каком-то определенном смысле она здесь нужна даже больше. Когда ученик делает домашнюю работу, все понятно, задача ясна: нужно это сделать от сих до сих – завтра тебе это отвечать, сдавать. У ученого то же самое. У предпринимателя – то же: его подстегивают обстоятельства; если он что-то сейчас не сделает, то просто потеряет деньги, разорится. А в вопросах веры, как мне иногда кажется, мы слишком свободны.

Даже иногда хочется сказать: «Господи, хоть бы Ты нас принудил, что ли, хоть чуть-чуть!» Но нет, Он не принуждает абсолютно. И вот здесь как раз надо собраться, собрать волю в кулак, направить ее на молитву,  доброделание,  подготовку к причащению,  дела милосердия и так далее. В духовной работе бывает сложнее, потому что никто нас не подхлестывает, здесь свобода у нас просто страшная!

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, Вы только что сказали, что мы страшно свободны, я хочу согласиться с этим. У меня был серьезный выбор: замужество. И я очень просила: «Господи, только Твоя воля! Меня вообще не слушай. Как Ты хочешь, пусть так и будет в моей жизни!» И все равно Господь поставил меня в такое положение, когда нужно было сделать свой выбор; видимо, чтобы потом ты Господу не роптал. Все говорят, что Бог создал человека для любви, счастья, вечного блаженства, и даже в этой жизни Господь не хочет, чтобы мы страдали. Это логично. Если я прошу воли Божьей ради того, чтобы мне в этой жизни было легче спастись, есть ли в этом лукавство? И вообще правильно ли я рассуждаю, что это самый лучший – легкий и счастливый – путь спасения?»

– Спасибо Вам за вопрос и Вашу реакцию. Я сразу хочу поправить: Бог совершенно не желает страданий ни человеку, ни творению (всякая тварь страдает, животные в том числе, даже насекомые). Все творение погружено в страдания, и это последствие грехопадения, от этого никуда не деться. Мы сами себя вовлекли в страдания, потому что согрешили когда-то в лице прародителей Адама и Евы, согрешаем и сейчас. А умножается зло только через нас самих. Человек – это проводник, сосуд. Когда мы начинаем проводить через себя зло, свою волю слагаем со злой, демонической волей, то умножается не только грех, но и страдания.

Бежать от страданий не нужно. Господь не хочет страдания, но Он вынужден пока это принять, как и мы это принимаем. Важно понять, что когда Бог приходит в этот мир, Он страдает. Иисус Христос, Бог, пришел в этот мир, и Он берет на Себя именно страдание. Через страдание, Искупительную Жертву Он нас спасает, и мы, следуя за Христом, тоже идем путем страдания. К сожалению, такова данность этого падшего мира, никуда не денешься. На страдания нужно смотреть трезво и спокойно по мере наших сил. Безусловно, мы пытаемся их уменьшить, уйти от страданий, но если мы будем по-христиански трезвы, то будем смотреть мужественно в этот мир, потому что страдания – вокруг нас. Посмотрите на то, что сейчас творится в мире: люди умирают от инфекции, локальные войны продолжаются. А ХХ век – страшно подумать! Это гекатомбы всевозможных жертв. Когда смотришь на наш мир – ужасаешься. Но не надо бояться страданий, надо понимать, что каждому из нас уготована чаша, и мы должны ее испить: у каждого она своя, по силам.

По поводу Вашего впечатления о том, что Вы хотели поступить по-своему, а воля Божия все равно Вас настигла, у меня есть очень интересный пример из «Отечника»: некие старцы, собравшись, согласились представить патриарху некоего авву Исаака для рукоположения во священники. Авва Исаак не хотел быть пресвитером – он убежал в Египет, скрылся в поле и спрятался в траве. Отцы, которые его искали, тоже оказались на этом поле. Наступила ночь, а утром осел святых отцов, который бродил по полю, пришел к тому месту, где спал авва Исаак, и остановился там. Отцы пошли за ослом – нашли авву Исаака. Тогда он, глядя на этого осла, понял, что от воли Божией ему не уйти. А они уже хотели его связать. В древности все было просто: не хочешь в пресвитеры – мы тебя свяжем, все равно будешь. Он говорит: «Не надо меня вязать, а уже не убегу. Вижу, что на то есть воля Божия, и мне не уйти от нее». Такая покорность воле Божьей от вышних. Он не покорялся ей из лучших побуждений, он просто по смирению не хотел принимать священный сан. Это благостный пример. Но страшно, когда мы бежим от воли Божьей совсем не из высших побуждений, а просто потому, что не хотим ее принимать.

Можно вспомнить пророка Иону с его отказом служения Господу.

– Действительно, очень яркий пример.

– Он должен был спасти целый город. Ведь не хотел – но спас.

– Да, но все-таки они покаялись от проповеди Ионы. Хоть ненадолго, но наказание Божие отступило от ниневитян.

– Вы очень хорошо сказали, что иногда нам бы не хотелось столько свободы. Может, мы просто не умеем пользоваться свободой воли, которая нам дается? Когда нам Господь дает возможность творить, милосердствовать, мы не знаем, как этим пользоваться. Возникает вопрос: насколько воспитание моей ничтожной, меньше горчичного зерна, веры может помочь пользоваться этой свободой? Иногда хочется сказать: «Да будет воля Твоя, но не моя», – так и должно быть. Как научиться пользоваться той свободой, которую нам дает Господь?

– Я думаю, тому, как направлять свою волю, нас учит Сам Бог в Своем Откровении. Мы часто задаем вопросы: в чем воля Божия? как исполнить волю Божию? Это фактически тот же самый вопрос: как свою свободу использовать так, чтобы это было во благо?

 Воля Божия открывается в Писании, заповедях, учении святых отцов – я прочитал бытийный фрагмент, но это тоже учение. То, что мы прочитали, – внешнее, пусть даже это Священное Писание, слово Божие, Священное Предание Церкви, в которое мы погружаемся, когда по-настоящему воцерковляемся. Не просто ходим в храм и ставим свечку, но приобщаемся Христу, говорим: «Господи Иисусе Христе, Ты Бог мой, Ты Спаситель мой, и мне от Тебя никуда не уйти, без Тебя я ничто». Эти чувства начинают наполнять нашу волю дополнительными силами. Есть еще и внутреннее раскрытие. Это те же слова Иисуса Христа: где вы ищете Царства? Оно внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Это те слова, которые каждого из нас, когда мы только начинали читать Священное Писание, больше всего поразили. Лично меня эти слова особенно поразили, когда я первый раз читал Евангелие. Это было настоящим откровением, что Царство Божие – не где-то там. Ведь такие мысли есть. Свидетели Иеговы до сих пор считают, что Бог сидит пусть не на облаке, но на какой-то звезде. А все пути к Богу, Царствию Божию и в том числе к раскрытию воли Божией тоже внутри нас есть. Только при кропотливой, усидчивой, практической работе над собой, через покаяние, самопознание, смирение духа эта воля начинает в нас открываться как некий источник.

Этот источник есть, но он у нас завален, захламлен, там суета – я уже не говорю про большие грехи. Иногда даже сложно: больших грехов нет, но песок мелких грехов забивает эти источники внутри нас, и пока мы это не расчистим – не поймем, что такое воля Божия. Даже читая Писание, мы можем до конца этого не понять, пока все остается внешним. Но как только познание воли Божией переходит в наше сердце, во внутреннюю суть, бытийное, настоящее богопознание – что-то начинает раскрываться, и эта вода, живительная влага начинает питать человека. У него уже не возникает вопросов: в чем воля Божия? как мне поступить? Люди часто мучаются, приходят к священнику: «Батюшка, что мне сделать в этом случае?» Иногда вопрос формальный, светский, касается бытовой жизни. В таком случае я говорю: «Вы меня спросите тот вопрос, который касается закона Господня, заповедей Божиих, я Вам подскажу, как его не нарушить. А купите Вы двухкомнатную квартиру или трехкомнатную – Ваше дело. Сами принимайте решение, помолясь и взяв благословение».

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Раньше я читала, что есть три признака приближения конца света: первый – когда Матерь Божия покинет Святую Гору Афон, а второй – когда засохнет Мамврийский дуб, под которым отдыхала Святая Троица. Третий не могу вспомнить. Батюшка, подскажите».

– Те признаки, которые Вы назвали, не являются догматическими: это народная молва, которая не оправдывается. Уже несколько лет, как  Мамврийский дуб засох. Я сам был там в то время, когда он уже неживой стоял на подпорках: говорят, что все это рухнуло. Нашли утешение, оправдание в том, что поросль пошла, мол, это теперь Мамврийский дуб. Это, конечно, вызывает только улыбку и не является признаками последних времен или антихриста. Признаком является, например, то, что Евангелие будет проповедано по всему миру. Это евангельский, догматический признак. Но Евангелие до сих пор не проповедано по всему миру. Проповедано – это не то, что оно продается в каждом магазине, а то, что оно донесено, смысл его воспринят. Мы знаем, что у японцев, китайцев евангельская степень почти нулевая.

– Да и наши люди не все просвещены…

– В православной Руси Евангелие тоже не доведено до массового сознания.  Это является признаком. Господь называет еще признаки: война, болезни. Но это тоже все относительно, потому что это все было, постоянно повторяется в мировой истории. Допустим, наша революция. Все признаки были как бы налицо. Поэтому писатель Сергей Нилус однозначно считал, что пришел антихрист в лице Ленина, что конец близок. Но оказалось не так.

Много ходит разных слухов, рассказов, предсказаний каких-то старцев. К этому надо всегда относиться аскетично, очень трезвенно. Даже если услышали что-то, сразу не принимайте, пусть полежит на полочке; время пройдет, возьмите с полочки, посмотрите и убедитесь, что на самом деле это было не так.

Давайте вместе будем молиться, чтобы эти времена не настали слишком быстро. Мы уже вспоминали Иону: когда люди каются, наказание отодвигается. Поэтому давайте будем приносить покаяние, и Милостивый Господь даст нам еще пожить.

– До тех пор пока совершается литургия, врата ада не одолеют Церковь. Иногда приезжаешь в какую-нибудь маленькую деревню, в которой и живет всего сто человек (и приход составляют все сто человек; все являются прихожанами церкви). Если бы у нас Петербурге все жители были прихожанами церквей, то надо было бы в сотни раз больше храмов, чтобы вместить всех желающих. Но наши храмы не наполнены, поэтому у нас есть еще место и время для того, чтобы проповедовать Евангелие.

– Когда придет антихрист, никаких сомнений не будет, потому что он воссядет именно в Церкви. Еще говорят, что он воссядет в Иерусалимском восстановленном храме. На самом деле библейская наука говорит о том, что он не в конкретном храме воссядет, а в Церкви. Что это будет за Церковь, где будет главенствовать ставленник сатаны? Будет что-то страшно жуткое. Сейчас, слава Богу, наша Святая Православная Церковь является носительницей благодати Божьей. Слава Богу!

– Возникает интересное взаимодействие между волей и верой. Наша вера воспитывается в течение всей нашей жизни. Но бывает так, что человек отходит от веры и думает, что он верующий человек. Когда человек чувствует, что теряет веру, может ли он в этом случае предпринять какое-то волевое усилие, чтобы остановить это падение?

– Не то что может, а должен. Об этом и святые отцы говорят. Цитата святого Марка из «Отечника»: «Само по себе забвение никакой силы не имеет». Имеется в виду отход от веры. Как человек забывает первую любовь (сказано у апостола Иоанна в Апокалипсисе).

«Само по себе забвение никакой силы не имеет. Но его поддерживает наше небрежение, и чем его больше, тем забвение сильнее». То есть человек начинает проявлять небрежение к вере. Ему был дан какой-то драгоценный сосуд, он возрадовался, он пил эту воду, а потом ему стало скучно, неинтересно; он отвлекся.

«Как небрежение происходит от любви к удовольствиям, так и забвение происходит от небрежения». То есть человек начинает возвращаться к своим прежним удовольствиям. Он начинает вспоминать старые привычки; телевизор не смотрел – стал смотреть. Появились разные гаджеты, компьютер... Это очень серьезная проблема. Многие прихожане жалуются, что залипают в гаджетах (даже простой какой-нибудь яндекс-дзен, просто информативная строка, но все равно суета сует). Человек ползает по этим картинкам и чувствует, что он опустошен.

«Не говори: «Что мне делать, если я не хочу, а забвение приходит?» Просто ты помнил, что нужно сделать, но исказил, что знал, и совершил недолжное». Поэтому вспоминай, каким ты был, и делай то, что делал раньше.

– То есть нужно волевое усилие.

– Без воли никак.

– Вопрос телезрителя: «С усилением молитвы всегда усиливаются напасти, неприятности, включая бытовые. А если еще какие-то добрые дела стараешься сделать, то напастей еще больше становится. Почему так происходит? Как с этим бороться? И нужно ли бороться?»

– Надо к этому быть готовым всегда. Потому что доброе дело всегда вызывает раздражение у лукавых злых сил. Но иногда и мы к этому слишком суеверно относимся, можем притянуть то, чего и нет совсем. Здесь надо быть очень рассудительным, внимательным, поменьше об этом думать.

Я считаю, что любой христианин не должен думать об этом: как отзовется наше добро со стороны темных сил. Мы не должны этого бояться. Например, старец Силуан говорил: «Молиться за ближних – кровь проливать». Это трудно – молиться за мир, за ближних своих; это вызывает реакцию злых сил. Мы должны быть готовы и не бояться этого. И чем искреннее мы будем молиться, тем надежнее Господь защитит нас от каких-либо нападок.

– Прекрасный ответ. Потому что действительно иногда даже во время поста бывают искушения. Главное – не обращать на это внимания.

– Как только мы начинаем бороться, сразу появляется противник. Но, с другой стороны, если человек не борется, нет и противника, – и мы уже побеждены.

– Мой вопрос по поводу волевых усилий. Иногда нам кажется, что человеческая воля не имеет никакого отношения к нашему пребыванию в церкви. На литургии, где стоят люди, скамеек нет. Все-таки тяжело стоять полтора часа. В других конфессиях есть скамеечки. Нам надо напрягаться, чтобы понять богослужебный язык; чтобы молиться.

Чем человек моложе, тем ему сложнее. Я помню, когда  начал ходить в церковь,  не мог устоять на месте. Мне казалось, что у меня все болит, хочется прислониться к стеночке. Только несколько лет спустя я выработал в себе навык долгого стояния на службах. В этом случае нужно волевое усилие или что-то другое? Вспомнилась фраза: лучше сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах. Как все-таки соединить молитву с физическим неудобством?

– Чаще мы страдаем от помыслов, чем от реальных вещей. У нас многодетная семья, и мы получили квартиру. По этому вопросу нужно было заниматься долгой процедурой оформления документов. В одной организации пришлось стоять несколько часов; там не было стульев. Но люди терпеливо стояли в очереди и смирялись. А когда речь идет о церкви, люди удивляются, почему мы там стоим.

То есть все начинается с помыслов, помыслы больше рождают в человеке дискомфорт и искушения, чем само по себе данное событие. Это касается любых вещей. Чаще мы страдаем от помыслов, а не от проблем. Если бы мы справились с помыслами в отношении какой-то проблемы, то сама проблема выглядела бы иначе.

Очень простой пример: мужу кажется, что его жена плохо готовит. И у него начинается борьба помыслов: плохо готовит, плохо еще что-то делает и так далее; и начинается поиск недостатков. А жена, оказывается, смиреннейший человек. Да, у нее есть маленький недостаток, но при этом у нее масса положительных качеств: она терпит этого мужа, который раздражается, и так далее. Но он этого ничего не видит. У него одни помыслы, из-за которых может разрушиться семья.

Поэтому следите за своими помыслами. Если вы чувствуете, что они, как навязчивые мухи, начинают вас атаковать, это от лукавого. Это та вражья воля, о которой мы сегодня говорили. В чем ее отличия от воли Божьей? Божья воля абсолютна добра, она нежная; ждет нас, призывает. У дьявола воли немного, но он очень наглый; он осаждает наш разум. Поэтому не давайте ему возможности издеваться над нашей бедной головой.

– Я где-то читал, что путь в ад – это путь в огонь. Но путь этот лукавый украшает так, что мы идем по этому пути с радостью. По этому пути можно бежать без воли. Получается, что воля дает нам возможность разбираться, познавать. Воля в любом случае Божья, она есть и должна быть. Потому что мы все созданы по образу и подобию Божьему; слушая свою совесть и волю Божью, мы способны разобраться в том, что происходит с нашей жизнью.

– Воля ведет к познанию, покаянию,  смирению.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать