Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Парамонов

16 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Искренне рад приветствовать в гостях кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии, настоятеля прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске иерея Иоанна Парамонова.

– Батюшка, последний раз мы с Вами встречались в прошлом году, с тех пор прошло много времени. Хочется спросить, как продвигается строительство вашего храма?

– Благодарю за интерес к нашему приходу, к нашему храму. Вопросов очень много, и мы стараемся их решать. Но, к сожалению, то, что мы хотели сделать, не сделали. Мы не можем начать строительство по финансовой причине. Как мы говорили на прошедших программах, всю документацию мы готовили несколько лет, серьезно готовились к этому моменту, получили разрешение на строительство. Сначала нашлись люди, которые хотели помочь, но в силу объективных причин – пандемии – строительство немножко затормозилось.

Не скрою, за это достаточно короткое время мы собрали определенную сумму – четыреста (с небольшим) тысяч рублей. Это целевые деньги, которые собирали и наши прихожане, и неравнодушные к строительству храма люди. Деньги находятся на счете и в дальнейшем будут реализованы непосредственно на строительство. Конечно, этих денег мало. Чтобы организовать только первый этап строительства, нужно около двух миллионов рублей. У нас есть смета и вся соответствующая документация.

Каждую неделю мы собираемся на приходе, читаем акафист святому страстотерпцу Евгению, врачу, совершаем молебен. Каждый, конечно, молится и о своей нужде, сейчас молятся о здравии и спасении родных и близких, которые болеют или перенесли коронавирусную инфекцию. Так или иначе это коснулось, наверное, каждой семьи. К сожалению, такое сейчас тяжелое время. Но унывать не надо, надо воспринимать это как данность, как некое испытание для нас. Человек всегда проверяется в каких-то экстремальных ситуациях. Эта ситуация дана нам не случайно, для того, чтобы мы духовно окрепли и имели определенную здравость по отношению к организации нашей жизни.

Сейчас существуют определенные предписания по организации богослужений, по взаимоотношениям в социальной среде. Конечно, все устали носить маски, обрабатывать руки, но без этого никуда, надо соблюдать какой-то минимум, чтобы сохранить здоровье свое и окружающих. Здоровье – дар Божий. А любой дар Божий человек обязан беречь. Поэтому в плане эпидемиологических санитарных требований мы должны соблюдать все, что от нас зависит.

Если мы говорим о приходской жизни в этот суровый период, то в нашем приходе мы одни из первых в благочинии, как только появилось соответствующее предписание, всё это ввели. Нашлись прихожане, которые выступали категорически против ношения масок, соблюдения социальной дистанции, обработки рук и так далее. Мы беседовали, вразумляли таких. Все было непросто; к сожалению, люди прошли через скорби. Но в итоге они поняли, что все это делается не для того, чтобы надругаться над святыней, а чтобы сохранить и сберечь здоровье окружающих. Нашлись те (их единицы), которые категорически не согласились с новыми требованиями, и это их право, но большая часть прихожан стала исполнять те предписания, которые благословило священноначалие. И по сей день все меры мы соблюдаем.

На нашем приходе приобретены два рециркулятора, чтобы очищался воздух. В конце декабря я был в командировке в Москве, посетил многие московские храмы, посмотрел, как там все эти моменты соблюдаются. Соблюдение этих требований, конечно же, обеспечит положительный результат в плане нераспространения коронавирусной инфекции.

Каждый должен ответить себе на вопрос: что конкретно я могу сделать для того, чтобы эта болезнь не распространялась? Надеть маску посильно? Да, это дискомфортно, неудобно, но надо смириться. Регулярно мыть руки посильно? Посильно. И другие моменты исполнять посильно. А если ты настоятель, то, конечно, нужно руководствоваться не только своими представлениями, а существующими церковными канонами, предписаниями и благом людей. Наша задача – чтобы здоровье людей, приходящих в храм, сохранилось, чтобы мы ушли из храма исполненными благодати Божией, а не с коронавирусной инфекцией. Мы всё делаем для того, чтобы сберечь здоровье людей. Может быть, у нас получается не так идеально (в наше время это очень сложно), но требования у нас четкие для всех.

Когда Святейший Патриарх совершает богослужение, мы видим, что и духовенство в масках, и народ в масках. Все эти требования можно соблюдать. А если высказывать свое мнение и эмоции по поводу того, плохо это или хорошо, правильно или неправильно, – это к добру не приведет. Лучше это принять и в этом показать послушание не только светской власти, но и власти церковной. Это очень важно.

– Откуда тогда столько разговоров?

– Мне сложно сказать. К сожалению, и среди духовенства тоже все неоднозначно. Везде люди. Я не спешу кого-то осуждать, говорить, что тот прав, а этот не прав. У каждого в этом плане своя правда, ведь каждый чем-то руководствуется, говорит не от ветра головы своея. Практика показывает: когда человека, выступающего против, или его близких посещает эта болезнь, мнение меняется. Через скорби Господь призывает к здравости и пониманию сути вещей. Поэтому разговоры – до поры до времени; когда болезнь постучится, все разговоры заканчиваются.

– Как еще изменилась жизнь прихода в связи с пандемией?

– Она не изменилась кардинально. Но есть люди, которые находятся дома, не могут посещать регулярно храм Божий в силу различных недугов, заболеваний, профессиональной деятельности или каких-то семейных тягот. И они обратились ко мне с просьбой, что неплохо было бы иметь возможность подавать записки онлайн. Это, кстати, не новость, многие храмы и монастыри имеют данную возможность. Но мы одни из первых в благочинии создали такую возможность на сайте нашего прихода, чтобы люди могли попросить приход помолиться о здравии или упокоении родных и близких. Когда нет возможности прийти в храм, это можно сделать в удаленном формате.

Не скажу, что это востребовано и все ринулись подавать записки. Нет. Несколько записочек о здравии и упокоении в течение недели появляется; как правило, это делают одни и те же люди. Я этих людей знаю, они болеют, не могут посещать храм потому, что высоки риски заболеть, и принимают участие в жизни прихода вот таким образом – просят помолиться. Почему бы и нет? Это одно из веяний времени.

Особое внимание мы уделяем деятельности воскресной школы. Не всегда у нас есть возможность с детьми собираться, поэтому имеют место встречи в Zoom, в чатах,  социальных сетях. Конечно, по времени это не такие большие встречи, но все-таки мы стараемся наших юных прихожан не оставить без внимания.

– Как вы вступили в подготовительный период к Великому посту? Как прошли богослужения?

– Сейчас идет период подготовительных недель к Великому посту. Это очень важное, ответственное время. Церковь нас готовит прежде всего евангельскими повествованиями: каждый воскресный день посвящен тому или иному евангельскому событию, евангельской притче. В прошедшее воскресенье в храмах мы слышали повествование о мытаре и фарисее, далее услышим о блудном сыне, о Страшном Суде. Все это дано нам в назидание. Богослужение и молитвенная жизнь – это неизменно для каждого прихода.

Еще мы готовимся к великопостным концертам. У нас есть хор из активных прихожан, они постоянно совершенствуются, ведут активную певческую деятельность благодаря, наверное, нашему регенту, человеку неравнодушному. Именно в это время они как раз готовят великопостный концерт. Сочетание «великопостный концерт» звучит своеобразно, но практика показывает, что и в других храмах и епархиях проходят такие концерты. Цель их и значимость в том, чтобы акцентировать внимание на духовной музыке Великого поста. Ведь этот особый пласт православной культуры мало представлен, мало изучен и мало известен широкой аудитории. Хотя там есть о чем поразмышлять. Лучшие отечественные композиторы брали духовные сочинения и делали переработку для хоров или сольных партий. Человек, который приобщен к великопостным песнопениям, только обогащает свой внутренний мир.

Поэтому, братья и сестры, важно в дни Великого поста посетить великопостный концерт. Вы не пожалеете, потому что глубина духовной жизни, к которой нас призывает Церковь, сполна представлена и в великопостных песнопениях.

Наши певчие готовятся, постоянно ходят на спевку. Концерт будет примерно в середине Великого поста; как правило, он проходит на Крестопоклонной неделе.

– Дай Бог, чтобы все получилось и никакие внешние обстоятельства не помешали реализации ваших задумок и чаяний.

– Надеемся на это.

– Врач-страстотерпец Евгений Боткин: некоторые факты о нем мы знаем, это врач, он пострадал с царской семьей. Более глубокой информацией о нем мы не обладаем, да и не интересуемся. Храмов в честь этого святого человека, ныне прославленного, не так много: в какой-то митрополии один на множество епархий, а где-то вообще нет. Имя святого есть, а знаний о нем нет...

– К сожалению, это так. До недавнего времени и о царской семье говорили сквозь зубы. Только после деятельности Комиссии по канонизации, особого изучения исторических сведений о царской семье мы получили какую-то четкую картину о царствовании Николая II и о благочестии этой семьи. Что касается  верных слуг, то работа по ним не заканчивается и до сегодняшнего дня.

Если мы обратимся к истории вопроса канонизации святого страстотерпца Евгения, врача, то Уральская земля сделала все от нее зависящее. В частности, большую работу по вопросу канонизации этого святого провели сестры Ново-Тихвинского монастыря: они собирали документы, переписку, очень много работали в архивах. То есть была проделана колоссальнейшая работа. Многие материалы впервые открыты для изучения, исследования широкой аудиторией. Изданы письма святого страстотерпца Евгения. Ведь это уникальная возможность – почитать письма о том, как русский мужик, интеллигент владел языком в конце XIX – начале XX века. Если представители русской интеллигенции так говорили, писали такие письма, то какие это были глубокие люди!

Каждое письмо святого страстотерпца Евгения, врача, пропитано верой в Бога, упованием на Промысл Божий, надеждой на то, что Господь никогда не оставляет. Не секрет, он не раз высказывался о том, что в профессии врача безбожников много. Но он сохранил твердость в вере, несмотря на то, что семейная жизнь его оставляла желать лучшего. Он был женат, но развелся. Представляете? Святой развелся. Жизнь есть жизнь, никто ни от чего не застрахован. Как это произошло?

Он много времени проводил в командировках, был на военной службе, в царской семье и, конечно же, не уделял должного внимания семейной жизни, воспитанию детей. У его супруги, по всей видимости, произошел роман с гувернером, и она осталась с этим человеком. С мужем развелась. Евгений переживал, сетовал, что виновен в этом он, потому что не уделял должного внимания семье, не был учтив, не понимал сути вещей, потому что полностью жил работой. Для него это, конечно, был колоссальнейший удар, тяжелый крест, тяжелое бремя. После этого он сохраняет чистоту и целиком и полностью погружается в работу. С детьми он общался до последних своих дней через переписку (она опубликована и доступна). Переписка раскрывает всю суть этого святого человека.

Канонизация святого страстотерпца Евгения как раз нам показала, что святость достижима в самые различные исторические эпохи и при любом служении, которое несет человек во благо людей и Церкви. И если человек взял слово служить Отечеству, то от этой клятвы он ни при каких условиях не может отойти. Ведь Евгений Боткин был искусный врач, ему предлагали остаться с новой властью. Может быть, у него было бы положение, возможности, но он остался с царской семьей, даже когда был лишен жалованья, содержания. Деньги не платят – а ты работаешь. Все это сложно. Он прекрасно понимал, что вопрос его жизни – считанные дни или месяцы, но добровольно остался с царской семьей. И это подчеркивает его особое отношение и к тому служению, которое он принимает, и к тому долгу, который он испытывает по отношению к царской семье и к Отечеству.

Поэтому святость достижима, когда человек воспринимает свою деятельность как служение. Служение Богу, людям и Отечеству. Если каждый из нас возьмет для себя примером служение святого страстотерпца Евгения и будет с таким чувством подходить к делу, думаю, многое в нашей стране может измениться лишь только во благо…

Знаю врачей, которые сейчас, в условиях пандемии, сутками на работе. Их подвиг вроде бы не видно: вроде бы не явная война. Но люди болеют, надо оказывать соответствующую помощь. И в ущерб семье врачи несут свое служение. Уверен, это не будет забыто ни людьми, ни Богом… Святость достижима. Каждый человек призван к святости. Только как эту святость мы воспринимаем – вопрос.

Уверен, о Евгении Боткине еще многое скажут. Когда идут Царские дни, говорят, конечно, о царской семье. Хотя, если внимательно посмотреть, в календаре сейчас есть приписка: «...и святого страстотерпца Евгения, врача». В нашей епархии это достаточно актуализировано; в частности, наш митрополит носит монашеское имя в честь святого страстотерпца Евгения. И Царские дни в Екатеринбурге проходят достаточно широко. Что касается других епархий, это просто вопрос времени. Говорить об этой уникальной личности начала XX века можно и нужно и с точки зрения медицины, и с точки зрения семейных отношений (несмотря на то, что была такая трагедия в его жизни), и с точки зрения его отношения к своему служению, призванию. Евгений Боткин был многогранной личностью.

Но посмотрите, какой интересный феномен: многогранная личность, но он находится в тени. Скромность всегда украшает любого человека, кем бы он ни был. И скромность святого должна нам служить неким уроком. Еще раз повторю, о святом страстотерпце Евгении мы постепенно будем узнавать, и все те исторические, социальные мифы, которые у нас есть в голове, постепенно рассеются благодаря активной деятельности епархиальных структур, телеканала «Союз» и многих приходов, которые носят имя страстотерпца Евгения. Надо просто немножко подождать.

Не случайно владыка митрополит Кирилл благословил в Первоуральске приход и строительство храма в честь святого страстотерпца Евгения, врача. Мы вроде бы живем в Уральском регионе, но абсолютно ничего об этом человеке не знаем. Могу сказать, что когда мы этот вопрос поднимали в 2016 году (а именно в 2016 году святой страстотерпец был канонизирован), в администрации ничего понять не могли – путали Евгения Боткина с Сергеем Боткиным, его отцом. Но теперь в сознании многих первоуральцев эта фамилия ассоциируется с нашим приходом, с царской семьей и со святостью.

А вообще фамилия Боткиных уникальна. Я изучал этот вопрос. В доме Боткиных постоянно присутствовали передовые деятели русской интеллигенции, духовенства. Они всегда были очень религиозны, поддерживали религиозность. И целью их жизни было служение Отечеству. Евгений Боткин не боялся никакой работы. Он мог быть хорошим чиновником, возглавлять министерство, но шел к простым солдатам, к нуждающимся, помогал тем, кому мог помочь, будучи искусным врачом.

Это счастье – помогать людям. Я всегда говорю прихожанам, что наша задача – помочь кому-либо. Сделали что-то доброе, помогли кому-то – какое благо! Может быть, Христу помогли. Ведь Христос посреди нас. Христос Сам говорит: «То, что вы сделали ближнему, сделали Мне».

Поэтому о личности святого страстотерпца Евгения мы еще будем говорить. Личность эта уникальная.

– Можно в одной из следующих программ поговорить конкретно о нем.

– О его учебе в университете, об участии в русско-японской войне. Ведь у него есть замечательнейшие письма об этом событии. Война глазами врача. Интересно посмотреть, какова судьба его детей. Уважаемые телезрители, не пропустите следующую программу.

– Надеюсь, она состоится в этом году, не в следующем... Вы сказали о служении, что служить можно по-разному. Никто не знает, к какому служению тебя призовет Господь. Вы в том числе несете послушание педагогического характера, заведуете кафедрой в Миссионерском институте, занимаетесь непосредственно преподаванием, богословием...

– Сколько себя помню, лет с четырнадцати я хотел быть священником и учителем, но не понимал, как это можно совместить. Но милостью Божией все эти моменты в моей жизни сочетаются.

Кафедра теологии в Миссионерском институте, которую я возглавляю, активно действует, несмотря на тяжелую ситуацию пандемии. Изначально наш вуз, как и другие высшие учебные заведения, перешел на дистант. Сейчас мы уже говорим о смешанном формате обучения: не только у нас в институте, но и в других высших учебных заведениях какие-то лекции читаются очно, что-то проходит дистанционно.

Мы акцентируем внимание научно-педагогических работников на необходимости формирования цифрового контента, то есть разработанных богословских курсов, которые были бы в интернет-пространстве, в частности на учебном портале Миссионерского института. Это должен быть динамичный методический продукт, в котором была бы представлена и визуальная информация, и аудиоинформация, и какие-то графики, схемы, таблицы, помогающие раскрыть содержание того или иного вопроса. Это колоссальнейшая методическая работа, которая является вызовом для наших педагогов, но с ней мы справляемся. Тому свидетельство – участие Миссионерского института совместно с Уральским государственным педагогическим университетом в гранте по цифровизации теологического образования. Мы выиграли грант, чтобы разработать новое направление в теологическом образовании, выявить основные теоретические аспекты цифровизации теологического образования и представить конкретные научно-методические продукты, помогающие дальнейшему развитию теологического образования как такового. Цифровизация для теологии – это новое...

– Вы меня сейчас удивляете. Во-первых, слово «цифровизация» приобрело окраску негативного характера. Во-вторых, теология и цифровизация: это как вообще?

– Где Церковь, там преображение всего. Если Церковь войдет в цифровую среду, я уверен, она и ее преобразит. Наша задача – преобразить соответствующим образом цифровую среду и в этой среде говорить о вечном: о Боге, Евангелии, вероучении Церкви. Эти методические продукты действительно востребованы.

Обратите внимание, мы находимся в ситуации всеобщего дистанта. Как быть студентам, которые находятся дома и не имеют возможности участвовать в очных занятиях ввиду объективных причин? Они вынуждены обращаться к данному цифровому контенту, который несет не только некую сумму знаний, но и помогает развить в том числе практические умения. Теолог должен не только знать, но еще и уметь применить свои знания. Решение всевозможных проблемных вопросов, конструирование образовательно-катехизаторского пространства на приходе – эти задачи подвластно решать именно теологу.

Практика показала, что студенты обращаются к данному цифровому материалу, с удовольствием участвуют в этих занятиях. Недавно закончилась сессия для студентов заочной формы обучения, она полностью прошла дистанционно, и здесь есть свои плюсы. Во-первых, если я нахожусь в Москве, а учусь в Екатеринбурге, то могу, не выходя из дома, участвовать в сессии и соответствующим образом ее сдавать. Хорошо это? Безусловно, хорошо. Это расширяет границы студенческой аудитории и помогает Миссионерскому институту быть полезным Церкви и обществу. Поскольку мы взяли на себя своего рода обязательство по изучению вопросов цифровой дидактики в плане теологического образования, то от того, как мы данный вопрос теоретически и практически осмыслим, представим, будет зависеть будущее теологического образования именно в цифровой среде.

В ноябре 2021 года Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Евгений и министр просвещения Сергей Кравцов встречались с учителями, и решался вопрос о дальнейшей судьбе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательной школе, в частности модуля ОПК. Святейший Патриарх акцентировал внимание на необходимости цифровизации методических продуктов для учителей, которые преподают «Основы православной культуры» в светских школах. Это новое направление, новая проблема для Церкви. Наш владыка митрополит – мобильный архипастырь, и на сегодняшний день Миссионерский институт совместно с Синодальным отделом реализует курс повышения квалификации для педагогов всей России. Они не только слушают лекции, участвуют в проблемных семинарах, но и имеют возможность конкретно для себя по тому или иному уроку скачать нужный методический продукт, освоить его и достойно, качественно провести учебное занятие.

То есть вырисовывается хорошая перспектива. Потому что многие общеобразовательные курсы в цифре представлены, а что касается «Основ православной культуры», то проверенных, адекватных, педагогически целесообразных методических продуктов для учителей ОПК, к сожалению, мы не наблюдаем. Эту нишу, этот профессиональный дефицит на сегодняшний день мы совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации решаем.

Поэтому у Миссионерского института очень много задач. Это не только реализация программы по направлению теологии, но и дополнительное профессиональное образование  для учителей нашего региона и для желающих получить ту или иную профессиональную подготовку и повышение квалификации, а также в целом для педагогов всей России. Мы рады, что мы востребованы, что держим руку на пульсе. И от того, как мы сейчас этот паровоз повернем, возможно, зависит и цифровое будущее для теологии.

– Весна – это не только период подведения итогов, но и новых начинаний. Например, день открытых дверей...

– Традиционно в марте Миссионерский институт проводит день открытых дверей. В этом году, как и в прошедшем, он будет в формате онлайн. Расстраиваться не нужно, я считаю, это плюс, поскольку география абитуриентов будет расширена, каждый желающий сможет подключиться. Нужно лишь периодически заходить на сайт, внимательно следить за информацией. Думаю, через две недели информация уже будет представлена, по ссылке можно будет заходить, подключаться, и в формате Zoom мы проведем соответствующую встречу.

Мы будем рады видеть абитуриентов в числе наших студентов в дальнейшем. У нас традиционно будут две формы обучения: очно-заочная (то есть вечерняя) и заочная. Образование в институте бесплатное. Что это значит? Это значит, что за каждого студента платит Церковь. В этой связи Миссионерский институт как конфессиональное учебное заведение уникален, поскольку это единственное учебное заведение на Урало-Сибирский регион, где полноценное духовное образование за счет Церкви бесплатно может получить любой желающий (как мужчины, так и женщины). Молодые люди, которые желают стать священниками, обычно идут в семинарию. Это правильно и хорошо. А как быть мирянам, которые уже получили высшее образование либо окончили колледж, училище, но хотели бы получить высшее богословское образование? Вот есть такая возможность и форма обучения: вечерняя – как правило, для жителей Екатеринбурга и окрестностей; заочная – для всех жителей нашей необъятной страны. Несколько лет назад у нас даже учился студент из Сербии.

Приходите, будет интересно. Формат обучения смешанный (как и во всех вузах Российской Федерации): будут и дистанционные занятия, и очные встречи во время сессии. Мы сделаем так, чтобы учеба была не только полезна для духовной жизни, для формирования профессиональной компетенции, но чтобы было и интересно, приятно и, самое главное, – мобильно, чтобы в любое время можно было подключиться и быть в курсе всего.

– Благодарю Вас за эту беседу. Обязательно встретимся еще и продолжим наши беседы на темы, которые обозначили ранее.

– С удовольствием! Всегда рад!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать