Беседы с батюшкой. Протоиерей Василий Гелеван

13 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.

– Поздравляю Вас и наших телезрителей с праздником апостола Андрея Первозванного, который традиционно считается апостолом, начавшим просвещать наши пределы. О просвещении Руси и  его путешествиях по землям скифов, возможно, землям славян сказано достаточно много. Хотел бы Вас спросить в первую очередь: в чем особенности личности и характера апостола Андрея?

– Это дорогой сердцу покровитель нашей земли, многих земель христианских – как восточных, так и западных; первый ученик Господа Христа Спасителя, был призван даже раньше, чем святой Петр. Чтобы описать его личность, нужно иметь в виду, что они родные братья – Петр и Андрей. На этом контрасте мы сможем увидеть портрет, лик святого апостола Андрея Первозванного. Святой Петр всегда – уста апостольские. Многократно в Евангелии на все вопросы Господа Христа, даже риторические, святой апостол Петр отвечает сразу, реагирует молниеносно. Такая особенность характера.

Какая же особенность у Андрея, который стоит рядом с таким ярким и скорым братом? Как часто бывает в жизни – второй скромен, молчалив. В Евангелии мы редко слышим какие-то реплики от святого апостола Андрея, но все же они есть; например, в чуде о насыщении пяти тысяч.  Всем понятно, что апостолы не могут накормить такое большое собрание. Но как это выразить? И тут слово берет святой Андрей, он говорит так: «Есть у нас тут две рыбы и три хлеба, но что это для такого количества людей?» «Что это?» – уникальная фраза, она вскрывает самую глубину характера апостола Андрея. Безусловно, он верит в то, что Мессия все может, может и накормить этих людей, потому что Он создал их. Андрей пришел к Петру и говорит: «Мы обрели Мессию!» Вот где вера! Он, конечно, верит, что Христос может и двумя этими рыбами накормить всех, но не говорит напрямую: «Ты Христос, Ты можешь, будь добр», как те, кто грубо кричал: «Сойди с креста!» Он деликатен в своей вере, скромен в своих выражениях. Эта скромность по-другому еще называется смирение. Провидя именно это качество, Господь назвал Андрея Первозванным. Он не будет никогда превозноситься над другими или утверждать свое первенство, ни разу этого не было. Христос уже видел это в его сердце.

Святой Андрей, если мы помним, действительно проповедовал в будущих землях нашей страны. Этот замечательный памятник показывает тот исторический момент, когда святой пришел с Евангелием проповедовать распятого Христа и водрузил крест на холмах Киевских. Будущий град уже тогда виделся ему цветущим, с золотыми куполами, каким он и является сегодня. Андрей изрек: «На сем месте». А в 70 году он принял мученическую кончину, как и большинство из апостолов. Он был распят на особом кресте, Х-образном, который сегодня символ для нас.

– Действительно, Андреевский крест – это  элемент флага Военно-морского флота России; и высшая награда в Российской Федерации – орден Андрея Первозванного, установленный еще Петром I.

– Приятно осознавать, что глава Церкви в этом году получил из рук главы государства эту высшую награду в знак признания его деятельности, которую он проводит на уровне всего народа и всего мира – христианского и всего в целом. Этот орден по заслугам дан Святейшему Патриарху в юбилей – 75 лет. Дай Бог ему много лет и крепкого здоровья, физического и духовного.

Приятно осознавать, что этот орден был еще до революции;  это тот редкий случай, когда орден претерпел революцию и трудные потрясения в нашей стране. Было у нас такое, когда не хотели признавать ничего из прошлого. Но святой Андрей прошел сквозь все эти века, как и святой Александр Невский. Кстати, орден Александра Невского  тоже уникальный: прошел и императорское, и советское время, и сейчас это действующая награда. Но все же орден апостола Андрея – самый важный, самый главный...

Крепкий Андреевский стяг, «славный Андреевский стяг» всегда украшал наши корабли во всех войнах: русско-турецкой, в Севастополе… И он вернулся. Когда заходишь, например, в собор Казанской иконы Божьей Матери, кафедральный Казанский собор в Петербурге, там, где могила Михаила Илларионовича Кутузова, висит Андреевский стяг – потрепанный, боевой, порохом пропахший. Я знаю, в Морском соборе завеса, катапетасма, – в виде Андреевского стяга, и это очень логично, потому что это крест – священное изображение,  оно уместно и для Морского собора.

– Апостол Андрей распят не на таком кресте, как Иисус Христос. Х-образный крест –это, может быть, отсылка к имени «Христос»? Так он даже ближе ко Христу, чем апостол Петр, получается.

– Да. Я вспоминаю святыню, которую в 2013 году привезли в Москву, потом в другие города. Огромного размера, выше человеческого роста Х-образный крест с мощами святого Андрея Первозванного великолепно украсил Храм Христа Спасителя. Конечно, это привлекло внимание. В Москве есть святыня – десница святого апостола Андрея в Елоховском соборе. Так что, если кто не знал этого, пожалуйста, торопитесь, лобызайте честные мощи. Один раз в год они доступны, только в этот день духовенство выносит из алтаря ковчег и полагает его на середину храма для поклонения мирянам. Если в этом году не успели, дай Бог дожить, в следующем году будет такая возможность приложиться.

Конечно, святыня величайшая, и народы наперебой претендуют взять апостола в качестве своего небесного покровителя. Это покровитель ромеев, как мы их сейчас называем – византийцев, хотя они сами себя так никогда не называли. Для них это было бы унизительно, если бы их называли по названию деревни, из которой потом выросла столица, но так уж сложилось в литературе, что они византийцы. Покровитель Византийской империи – святой апостол Андрей Первозванный. Также он покровитель Российской империи, России, Руси, Ирландии.

Интересно, что апостол Андрей – почитаемый святой и в католическом мире, а иначе и быть не должно, потому что он апостол, и его главная миссия в том, чтобы проповедовать. Мы читаем в Евангелии последние слова Господа Христа: Итак идите, научите все народы.

Сначала сделайте что? Научите. Так и мы сейчас огласительные беседы проводим – подражаем святым апостолам, их делу. Они шли и учили. Мы изображаем святого с крестом, потому что он проповедует распятого Христа и держит в руке Евангелие, главное содержание которого – повествование о земной жизни и подвиге Господа Иисуса Христа, о Светлом Христовом Воскресении. Мы, подражая апостолам, учим наших оглашенных, а потом только крестим.

– Получается, сам апостол Андрей еще в I веке, когда посетил окраины будущей Киевской Руси, как бы заложил основу учения, миссии, но спустя только девять веков князь Владимир крестил Русь. Апостол Андрей начал учить, а Владимир крестил.

– Я сейчас хочу немного отступить от возвышенной беседы, хочу что-то совершенно приземленное рассказать.

Интересно взглянуть на лик, увидеть личность. Для нас, людей, это важно – видеть в апостоле не только монументальную, грандиозную и потрясающую фигуру, а человека, распознать в нем какие-то личные качества, те же скромность и смирение. Рисуя этот портрет, мы понимаем одну пронзительную мысль: Христос пришел для людей. И христианство, и Церковь, и вера наша Христова – это про меня, для меня. Чем больше я познаю личные качества святого апостола, чем больше открываю для себя его жизнь, житие, тем яснее для меня мысль: я имею право на спасение. Надо только жить достойно своему призванию, все во мне есть: я могу.

В продолжение этой мысли я расскажу про книгу Нестора Летописца – она появилась вскоре после Крещения Руси. Когда на Русь пришло Евангелие, тогда пришла и письменность. Нестор пишет историю Руси с самых азов. В том числе он описывает момент, когда апостол Андрей пришел на горы будущего Киева, водрузил там честной крест и прорек свое пророчество о том, что славный христианский народ будет жить на этой земле. После этого пророчества апостол направил свои стопы в пределы новгородские. Кто там жил? Пусть историки размышляют над этой темой. Люди, которые там жили, по культуре были близки нам; во всяком случае, они парились в банях. И вот Нестор Летописец пишет, как Андрея, этого грека по культуре, иудея, эллина, который никогда ничего такого не делал, вдруг пригласили в баню. Нестор Летописец описывает нам человека, культурный шок... Устами апостола Андрея Первозванного Нестор Летописец красиво излагает этот случай (вообще он пишет красиво, на славянском, читать его – эстетическое наслаждение). Святой апостол удивлялся, что там люди такое делают: натопят избу докрасна, каменья красные огнем горят, потом разденутся и залазят туда. И не то чтобы их кто-то мучил, они сами себя бьют вениками так долго, что еле живые выползают из этой бани.

Я представляю себе фильм «Гардемарины, вперед!», там тоже иностранца пригласили в баню и лупили так, что он, бедный, еле живой оттуда вылез… Я представляю себе этот фрагмент из жития святого апостола. Может быть, он не такой сотериологический, догматический, важный, но для меня он важен, потому что это штрих к человеческому портрету. Это важно для нас, чтобы мы не воспринимали христианство как что-то такое, что там, на небесах. Это не христианство, а язычество, когда  Бога представляешь совершенно непричастным к миру. Как буддисты говорят: «Он трансцендентен». Нет, Христос здесь! Он воплотился – в этом стержень православного богословия. Апостол – человек, и когда ты читаешь про его человеческие качества, это очень трогательно и назидательно. Значит, и я могу пойти по этому пути. Раз Христос воплотился, претерпел страдания – значит, и я, раз Он прислал меня в этот мир, могу исполнить Его заповеди. Это все реально. Я могу небольшой пост выдержать в Его славу, язык свой грешный, празднословный и лукавый прикусить; могу руку протянуть и сделать щедрый поступок, помочь человеку; могу сесть сегодня вечером, почитать Евангелие; могу завтра исповедоваться и причаститься – это все в моих силах.

Святой Иоанн Златоуст говорит: в аду муки – вовсе не кастрюли со сковородками и вилами, а осознание того, что ты мог быть рядом с Богом. Это твой выбор, и ты его сделал. Ужас в том, что ты лично сделал этот выбор: мог, но не стал ходить в храм, причащаться, освящаться, бороться со своими страстями. Ты мог, но ты этого не делал, а теперь получил то, что заслужил. От того, что это выбрал лично ты, – очень глубокое страдание. Бог мог быть рядом, ты мог бы быть в Боге, но ты сам выбрал быть без Него – это самое главное страдание. Человечные штрихи в портрете святого апостола Андрея убеждают меня, что я могу сделать этот выбор и пойти по его стопам.

Существует гипотеза: когда эти строки создавались Нестором, была определенная конкуренция Киева и Новгорода. Возможно, что человек, который был в Киеве, описал этот момент пренебрежительно по отношению к Новгороду: апостол благословил землю в Киеве и сказал, что здесь будет свет христианства спустя много веков (как и получилось при Владимире и в годы самого Нестора). А в Новгороде, конкуренте Киева, он в банях парился.

– Какая прозаическая вещь! Тут крест воздвиг, а там в бане попарился.

Вы показали человеческую черту апостола Андрея. Если в Киеве он – святой апостол, посланник Христа, то в Новгороде – человек, такой же, как и мы, с такими же желаниями.

– Я читал поверхностный комментарий относительно текста Нестора Летописца и хочу добавить: есть версия, что история про баню возникла, когда в Церкви появились споры о бане в целом. Нужно было доказать, что апостол ею не брезговал: «Братья монахи, вы, конечно, большие молодцы, но нельзя же настолько, чтобы в баню не ходить!» В эту эпоху были серьезные утверждения: баня – зло, никакой бани не надо, мы не будем мыться, будем ходить в баню раз в год. В результате вспомнили про апостола Андрея, и Нестор живописал эту картину, чтобы всем было ясно: баня – это хорошо.

– Апостол Андрей получился настоящим человеком, таким же, как мы. Ведь и сейчас могут быть среди нас святые, как Вы думаете?

– Я в этом ни капли не сомневаюсь. Святые похожи на святого Андрея в скромности: не существует ни одного святого, который бы заявил о своей святости. Я сейчас вспомнил схиархимандрита Власия из Пафнутьево-Боровского монастыря, мною глубоко почитаемого.  Он на эту тему когда-то высказался: «Некоторые люди думают, что я святой». Интересно, что человек говорит на эту тему: многие люди лучше бы об этом умолчали. Не согласен, что ты святой, – не говоришь на эту тему. А отец Власий сказал, причем сразу опроверг: «Я себя таким не считаю». Правильно, никто не должен себя считать святым. Не человек считает себя святым, а Церковь. Канонизация – действие дидактическое, когда Церковь ставит человека в качестве примера, святой угодник Божий – всегда пример.

Я ни капельки не сомневаюсь, что сейчас, в наше время, дышат тем же самым воздухом, стоят на той же самой земле те, которые сегодня-завтра будут святыми. Когда проживешь четыре, пять, шесть десятков – вспоминаешь духовенство, благочестивых мирян, с которыми ты общался и видел в них свет Христов. Как у митрополита Антония Сурожского: он не канонизирован, но святой жизни человек. Однажды он сказал: «Я читал Евангелие, и у меня возникло чувство, что Христос напротив сидит, что Он  присутствует здесь». Ты в человеке можешь увидеть Христа, и твоя жизнь изменится: будь то батюшка, бабушка, дедушка, молодой человек, близкий или дальний человек, но ты в нем увидел реальное воплощение христианских заповедей, он святой человек.

Я сейчас не говорю про пророчества, но бывает так, что человек сказал – как в воду глядел. Это не самое главное. Главное, что он не злой, он в Церкви, во Христе. В Церкви это даже важнее: Мария Египетская, например, только один раз в жизни причастилась, когда пришел батюшка Зосима. Она 40 лет ходила по пустыне и не причащалась, но перед смертью причастилась. И это важно, что она в Церкви, во Христе. Святой и добрый во Христе.

– Иронично получается: только сам решил, что ты святой, – уже во грехе прелести и гордости. Самого себя святым не признаешь.

– Это уже гордость, шаг назад или даже шаг вперед и два шага назад. Анатомию стремления к святости очень хорошо описал гениальный Лев Николаевич в своей книге «Отец Сергий». Наверное, многие ее знают. Я только напомню, что сюжет повести навеян житиями святых. В частности, в православном календаре есть такой сирийский святой – Иаков Постник. Все идет пошагово до какого-то момента: тоже великие подвиги, молитва, падение, а потом сюжетная линия расходится. Отец Сергий просто растворился в вымышленном небытии. В финальной сцене спросили, как его зовут, а он ответил: «Никак». Безличность, деизм – это пошло от Руссо. Художник, автор в своем персонаже реализует свои собственные философские конструкции, заблуждения – это оставим. А что касается жития святого, то читаешь житие после «Отца Сергия», и у тебя на душе гармония. Думаешь, что одно он придумал, специально закрутил, а это развитие – для меня. Потому что Иаков Постник после грехопадения раскаялся, убежал от людей, от славы, когда его все называли святым. Он увидел свой грех и поступил по попущению Божию так, чтобы увидеть свой грех: затворился и много времени, годы провел в молитве на коленях. Потом Бог через других людей показал, что Иаков на самом деле святой.

Есть момент, когда Иаков идет по дороге, встречает монаха и говорит: я грешник. А монах ему сказал простые вещи: вспомни Давида, он же пал, но после этого раскаялся, 50-й псалом написал, и он дает глубокое раскаяние (мы теперь читаем псалом и тоже каемся); вспомни Петра: он отрекся от Христа Господа Спасителя, изшед вон, плакася горько. Но он покаялся и потом каждое утро вставал и, когда слышал, как кричат петухи, встречал их уже на коленях, каждое утро с петухами уже молился Господу. Так и здесь: монах его утешил, Иаков обрел надежду и пошел вымаливать свой грех на коленях. Кажется, что и жизни не хватит, чтобы замолить свой грех, но Бог устроил такую сюжетную линию.

В Александрии засуха. Епископ спит, и во сне ему является ангел и говорит: ступай в такую-то пещеру, найдешь там святого человека; если он помолится, будет вам дождь. Архиерей организовал крестный ход с хором, хоругвями. Пошли с молитвой, с пением псалмов. Пришли и стали звать: «Выходи, святой человек, очень нужна твоя помощь; дети голодные, скот умирает, засуха. На тебя только надежда, нам Господь сказал через ангела». Иаков  молчит, думает, что кого-то зовут, но только не его. Какой же, думает, я молитвенник? Падший человек и грешник. Архиерей постоял, никто не открывает. Что делать? Все развернулись и ушли обратно.

Во вторую ночь снова ангел является к архиерею и говорит: «Что же вы не достучались? Он там». И снова пошел крестный ход с пением, молитвой. Когда пришли, уже не стали стучаться, просто отвалили камень от входа. А там человек стоит на коленях и молится. Его вывели из темной пещеры, а он ничего не видит, светит яркое солнце. И снова просят его: «Помолись, Иаков, дети болеют, умирают; помолись Господу, чтобы дал дождь». Чем заканчивается житие? Иаков поднял руки, и в этот момент пошел дождь. Для всех людей дождь стал доказательством святости Иакова, а для самого Иакова дождь стал доказательством того, что Бог принял его покаяние.

Как бы и нам, по примеру преподобного Иакова, не отчаиваться, впадая в какой-то грех? Как обрести эту надежду, как каяться? И хорошо бы тоже какой-то получить знак, что наше покаяние принято.

– Знаки мы получаем каждый день: это то, что мы дышим, что проснулись. Мы же каждый вечер говорим: Господи, да не будет мне одр сей гроб. Что это значит? То, что мы готовы предстать перед Судом каждый день, каждый вечер, каждую минуту. Надо следить за собой и быть осторожным. В любую минуту может случиться непоправимое; особенно сейчас, в пандемию, когда и молодые, и пожилые вдруг переходят в жизнь вечную. Поэтому христианин всегда бодрствует, всегда готов дать ответ в своем уповании. Для этого у нас есть пост, покаяние, дела милосердия.

Дела милосердия – это реальные дела. Святой апостол говорит: вера без дел мертва. Что это значит? Это значит, что мы можем наговорить много слов и прочитать молитвы, но без дел плода не будет. Поэтому сегодня я хочу призвать всех нас поучаствовать в жизни телеканала «Союз». Это реальное дело милосердия. Если мы пожертвуем копеечку, то мы поддержим нужный нам всем телеканал и принесем пользу для себя. Святой Иоанн Златоуст говорит: тот, кто дает сидящему на земле, тот дает сидящему на небе, то есть нашему Богу. Бог принимает эту милосердную жертву. На пути деятельной любви надо уметь жертвовать: поддержать телеканал, свою престарелую мать, знакомых, которым нужна наша помощь. Это и есть вера, воплощенная в действии; милосердие, которое приемлет Господь. Написано: уклонись от зла и сотвори благо. Уклонился – это хорошо; а дальше надо действовать.

Господь говорит: просящему у тебя дай. Но в жизни очень часто нас о чем-то просят. Всегда ли нужно давать просящему?

– В Евангелии сказано так: пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. То есть ты даешь, а сам не думаешь об этом. В житии святого Филарета Милостивого говорится, что чем больше он давал, тем больше ему возвращалось. Праведный Иов так жил. Это первая ступенька к святости. Потом, если ты прошел это искушение, будет следующая.

Но я считаю, что это надо делать с умом. Однажды я купил просящему билет и отправил его домой; другому купил хлеб. Если видишь пьяного человека, лучше не давать денег, потому что ты будешь потворствовать ему в его грехе, он все равно их пропьет.

Но есть другие ситуации: родители, люди в больницах, в тюрьмах, которым нужна помощь. Человек пребывает в унынии, и вдруг приходят сестры милосердия, например, что-то достают из корзинки и поздравляют с Рождеством. Какое это утешение! Мы можем в этом поучаствовать. Сколько у нас социальных служб, они есть в каждой епархии... Позвоните, предложите свою помощь. Будьте уверены, что рука дающего не оскудеет.

– Как в этом остаться уверенным?

– Наши желания должны совпадать с нашими возможностями. Для состоятельного человека это мелочи, которые на нем никак не отразятся. Вдовица принесла лепту, это совсем другое дело. Она дала немного (ей после этого, может, есть стало нечего), но у нее есть в этом потребность. В эти минуты про бюджет не думаешь, тебе просто хочется отдать. А дальше ты уже получил свое – ты отдал Богу. Как святой Феофан Затворник говорит, что через руки того, кто брал у тебя  на земле, ты получишь на небе. Вот такая причинно-следственная связь.

Тому, кто строит большой, уютный и красивый дом, нужно много средств. Человек построил дом, а потом умер. Пришел он на небо и спрашивает:

– А где мой дом?

– Пойдем покажу, – отвечает ангел. Идут по дороге и видят дворец.

– Чей? – спрашивает у ангела.

– Иван Иваныча.

– Я знаю Иван Иваныча – он уважаемый человек. Правда, я бы не сказал, что он благочестивый; не видел я за ним большого благочестия.

Дальше идут, снова видят дом лучше первого.

– А это чей дом?

– Василия Ивановича.

– Знаю такого. Но этот совсем неблагочестивый, откуда у него такой дом? Уж у меня тогда какой дом будет! Потому что я добрый, честный, умный, порядочный человек.

И тут ангел говорит:

– Вот твоя хижина. Мы тут строим, нам очень нужны стройматериалы. Мы всю жизнь ждали, что ты пришлешь нам стройматериалы; каждый день готовы были принять. В последний момент построили из того, что было; чтоб хотя бы дождь не лил тебе на голову. Это твой дом.

Конечно, это не значит, что на небе строят дворцы или хижины. Это образное сравнение с нашей дальнейшей участью, чтобы лучше понять: чем больше мы на земле сделаем реальных вкладов, тем больше радости, милосердия и утешения от Господа ждет нас там, в Царствии Небесном. Вот об этом надо думать.

Конечно, бюджет надо рассчитывать, у нас есть дети, их надо кормить и так далее. Надо всегда советоваться с супругой; вообще все надо делать вместе. Я не понимаю, когда в семье раздельный бюджет. Зачем тогда люди создавали семью? Это ненормально. Нормально, это когда двое – единая плоть; когда все моё – твоё; и наоборот. Надо советоваться и вместе принимать решение.  

В притче, насколько я понял, речь идет о трех состоятельных мужчинах. Герою притчи те двое казались не совсем благочестивыми, потому что вели неправедную жизнь. Но втайне они делали добрые дела.

– Можно и так понять. Но можно предположить, что они были совсем не богатые. Их пожертвования были подобны лепте вдовицы, стоимость которой существенно больше, чем стоимость лепты богатых людей. В этом смысле они были простыми людьми, пожертвования для них были ощутимой суммой, но давали они от сердца. Это имеет значение; это и есть «стройматериалы», которые там ценятся особенно.

Вопрос не в количестве, а в том, насколько это важно и принципиально для тебя?

– Я бы хотел развить эту тему и поделиться опытом заграничной жизни. Я восемь лет служил в храме за границей. Это особый опыт, в России этого нет. Там существует десятина и системность (регулярность) этих пожертвований.

Человек, который желает быть прихожанином храма, не просто регулярно посещает этот храм. Он обязательно жертвует; пусть один рубль, два рубля, но каждый месяц, регулярно. У каждого русского прихожанина в Рио-де-Жанейро был именной конвертик, куда он складывал свои пожертвования, когда приходил в храм. Все стараются придерживаться регулярности.

И это позволило храму выжить в этой агрессивной среде, когда нет богатых спонсоров, нет поддержки от властей. Забота о содержании храма всецело лежит на плечах людей, которые называют себя прихожанами. И они свою принадлежность выражают в этой заботе. Эта договоренность идет с самого начала основания храма и до сих пор  сохраняется. Но это делают только русские прихожане, бразильцы этого не понимают; они просто приходят на службы, ставят свечки…

Чтобы это понять, нужно оказаться за границей. Первые русские оказывались там вынужденно, все они были обездоленными; они понимали, что им нужен храм. Сами еле-еле сводили концы с концами, брались за самую черную работу и ходили молиться в антиохийский, сирийский храм, где службы совершенно не похожи на наши, ни язык, ни традиции… Поэтому мысль о строительстве собственного храма не покидала их ни на минуту. Только через пятнадцать лет после приезда они смогли выкупить участок (потом сорок лет еще рассчитывались за него) и быстро построить храм своими силами за пять лет. Я считаю, что это самый красивый русский храм: во имя святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро.

Наверное, это и есть жизнь и деятельность настоящей общины в ее основополагающем христианском смысле.

– Именно так. И десятина – это здоровое проявление заботы о своей общине и о своем храме. И священники живут от алтаря. Так было с апостольских времен еще в Иудее, где священники жили от алтаря. И сегодня у священника нет других доходов; он всецело зависит от того, сколько принесут люди. Много или мало – не важно; главное, чтобы это было гармонично; а если то густо, то пусто, это плохо. Когда все сбалансировано, тогда есть возможность планировать какие-то мероприятия, осуществлять новые проекты.

Мы сегодня начали разговор со святого апостола Андрея, с его святости, потом снизошли к чертам характера, а закончили основой – земной жизнью Церкви. Поэтому я желаю, чтобы телеканал «Союз» развивался; он нуждается в нашей поддержке. Если уже сегодня чем-то кто-то поможет – это будет проявлением дел любви.

Я всех поздравляю с Рождественским постом. Пост – это праздник, он никак иначе не должен восприниматься; это подготовка к празднику. Я желаю, чтобы оставшиеся дни мы провели в Боге, в молитве, исповеди, покаянии; а главное – в причастии Святых Христовых Таин. Пусть будет мир в ваших семьях, ибо Христос пришел на землю и даровал людям мир: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать