Беседы с батюшкой. Игумен Пимен (Ивентьев)

13 июля 2022 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев).

– День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год. Совсем скоро, 21 июля, состоятся торжества, которые объединят не только православных жителей Татарстана, но и многих паломников из других регионов России. Об истории почитания этого образа Божией Матери, традициях его прославления, чудесах и любви народа Божьего к нему предлагаю сегодня поговорить.

– Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь ее явления в граде, которое произошло 8 (21) июля 1579 года, – это торжество для Казани и знак милости Царицы Небесной к нашему городу. От Казани началось почитание Пречистой Богородицы в Ее Казанском образе, и в настоящее время нет ни одного храма, ни одной православной семьи, где не было бы хотя бы маленького изображения этого чтимого образа. Это говорит о многовековом народном почитании этой святыни. И Царица Небесная отвечает на молитвы обращающихся к Ней и снова и снова прославляет Свой Казанский чудотворный образ.

– Вы сами родом из Казани...

– Да, вся моя жизнь связана с Казанью.

– Это Ваша родина, тот город, в котором Вы возрастали, в том числе и в духовном плане. Как произошел Ваш приход в Церковь? С какого момента Вы начали чувствовать необходимость быть в церковной среде?

– Верующим человеком у нас в семье была только прабабушка, которая соблюдала посты, почитала церковные праздники, причащалась. Видимо, в моем раннем детстве ей удалось зародить в моей душе какие-то семена веры, представление о православии. Она была 1906 года рождения, но, в отличие от многих своих сверстниц, владела грамотой, училась в сельской приходской школе в начале XX столетия. Благочестие было у людей того времени в крови. Они, может быть, многого не понимали из богословских истин, но внешне проявляли благочестие твердо, и это обращало на себя внимание окружающих. Мне всегда было интересно, почему прабабушка питается по-другому, живет по-другому. И первые походы в храм, конечно, связаны с ней.

Мое взросление пришлось на период возрождения церковной жизни. Помню, что знаковым событием для Казани стало возвращение верующим Петропавловского собора. Это замечательный памятник, который выстоял в советские годы. Богослужения в нем, конечно, не совершались, но он не был разрушен, сохранился даже интерьер. Храм этот был выстроен в 1723–1726 годы, в память посещения Казани Петром Великим.

Когда этот храм в 1989 году был возвращен для богослужений, это было торжеством для всего города. Недавно мы пересматривали черно-белые фотографии, репортажи казанских газет, и могу сказать, что такое количество верующих можно представить, пожалуй, только на праздник Казанской иконы Божией Матери. В то время открытие нового храма было чем-то небывалым, и люди собрались во множестве. Это был не только церковный народ, но и люди, любящие город, его историю, они тоже принимали в этом участие, наблюдали за этим событием. Событие действительно было знаковое. В этом Петропавловском соборе мне доводилось бывать еще в те годы, когда там был планетарий, а тут вдруг открылся храм для молитвы.

Спустя год там открылась первая в Казани воскресная школа. Когда я об этом узнал, мне захотелось пополнить число ее учеников. Кстати, со многими учениками этой первой воскресной школы мы до сих пор общаемся, вместе молимся. Кто-то из учеников тоже стал священнослужителем и даже архиереем (владыка Мефодий тоже посещал эту воскресную школу). Это было время всеобщего духовного подъема, люди готовы были трудиться ради храма, жертвовать последним. Поэтому Петропавловский собор в довольно короткие сроки был приведен в надлежащий вид и стал центральным храмом Казани.

– Что в это время происходило с Казанским собором?

– К сожалению, о Казанском монастыре мы получали представление лишь по старинным открыткам, фотографиям из дореволюционных казанских газет, где видели величественный собор, другие храмы и постройки монастыря. Надежды, что когда-то все это будет восстановлено, не было. Конечно, мы молились об этом, но смутно представляли, что такое возможно.

В 1994 году первой ласточкой возрождения стало открытие маленькой надвратной Софийской церкви на месте бывшего Казанского монастыря. Там собиралась молодежная община (сейчас это уже люди зрелого возраста, которые имеют свои семьи). Многие радовались открытию Софийской церкви как началу возрождения почитания Казанской иконы Божией Матери.

Надо сказать, что в советские годы почитание Казанского образа при «помощи» (в кавычках) тогдашних властей сводилось к минимуму: никаких крестных ходов, шествий, больших собраний людей. Вообще власти прилагали усилия к тому, чтобы память о святынях и святителях стиралась, забывалась. И отчасти они в этом преуспели, потому что торжественных богослужений в день Казанской иконы Божией Матери с таким размахом, как в других городах, не было. Поэтому когда рядом с местом обретения чудотворного образа стала возрождаться церковная жизнь, люди потянулись к этому святому месту.

В советские годы одно из помещений монастыря (Крестовоздвиженский храм) занимал Педагогический институт, и я, будучи студентом, тоже посещал занятия в этом здании. Большую часть территории монастыря занимала табачная фабрика. Но православные казанцы все равно жили надеждой, что это святое место будет восстановлено. Тем более что Господь сохранил в годы гонений чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, который после закрытия Богородицкого монастыря был перенесен сначала в Петропавловский собор, а потом еще в несколько храмов (потому что храмы подвергались закрытию безбожниками) и в конце концов нашел пристанище в единственном действующем храме в честь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. И этот маленький храм, который при создании не получил своего прихода (был приписным), стал единственным действующим храмом. Туда во множестве стекались люди, чтобы помолиться в праздники и будни. Именно этому храму суждено было стать вместилищем величайших святынь: Казанской иконы Божией Матери, святых мощей святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и многих чтимых икон из монастырей и храмов тогдашней огромной Казанской епархии.

По мере возвращения храмов и монастырей в период возрождения святыни вернулись на свои места. Это и Грузинская икона Божией Матери, и образ великомученицы Варвары, и еще несколько чтимых образов. А некоторые святыни так и пребывают в этом храме. Этот храм с любовью называют сердцем православной Казани, потому что место действительно святое, почитаемое и любимое православными казанцами. В тяжелые годы вокруг этого храма собирались люди.

– Вернемся к тому моменту, когда начались первые подвижки по восстановлению святого места...

– Это относится, наверное, уже ко второй половине 90-х годов, даже к началу 2000-х годов, когда всерьез встал вопрос о возрождении монашеской жизни на территории бывшего Казанского монастыря. Мы знаем, что монастырь всю свою историю был женским, в наше же время он возрожден как мужской. Видно, такова воля Божия.

Серьезные подвижки стали наблюдаться, когда встал вопрос о возможности возвращения одного из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, который на тот момент пребывал в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II. На очень высоком уровне с большим представительством от Казани велись переговоры о передаче этого образа, и папа Римский передал этот образ Русской Православной Церкви, Святейшему патриарху Алексию (ныне покойному). Патриарх поставил условие о возрождении монашеской жизни на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, и руководство республики, руководство города Казани стало обдумывать, в какой храм можно поместить переданную икону.

На тот момент в более-менее сохранившемся виде был только больничный Крестовоздвиженский храм. Храм сам по себе небольшой, но очень уютно расположен. Пединститут в короткие сроки был выселен (ему нашлось другое достойное помещение), и начались интенсивные работы. В праздник Казанской иконы Божией Матери в 2005 году Святейший патриарх Алексий прибыл в Казань и привез обещанную икону, которая с радостью была встречена православными казанцами. Храм к тому времени был приведен в порядок, в нем начались регулярные богослужения, и встал вопрос о создании мужской монашеской общины. Святейший патриарх Алексий дал благословение на учреждение мужского монастыря и благословил братию переданной святыней. Перед иконой ежедневно стала совершаться молитва, потянулся народ.

Воссоздание Казанского собора на месте явления иконы тогда мыслилось как что-то гипотетически возможное, но когда-то, в обозримом будущем. Выяснилось, что остались проекты архитектора Старова. Кстати, архитектор Старов является автором проекта Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Это был признанный архитектор, и именно ему в начале XIX века было поручено проектирование собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, на месте обветшавшего старинного храма. На закладке Казанского собора тогда был император Павел I, но освящение собора происходило уже без императора – он не дожил до этого дня. Казанский собор стал тогда вместилищем чудотворной иконы, но в годы лихолетья собор разделил участь большинства других храмов нашей Русской Церкви.

В начале 2000-х годов стали раздаваться голоса православной общественности и духовенства о возможности воссоздания Казанского собора. Никто не говорил ни да, ни нет, но какая-то подготовительная работа велась, причем кропотливо, особенно подвижниками из числа краеведов, историков и инженеров, которые готовили проект воссоздания. Особый перелом наступил с назначением на Казанскую кафедру владыки митрополита Феофана (ныне покойного), который сам загорелся идеей воссоздания Казанского собора и в буквальном смысле заразил многих и многих людей, в том числе из власти (сильных мира сего, как мы говорим). И дело было сдвинуто с мертвой точки, обрело жизнь.

В кратчайшие сроки был подготовлен проект, и на очень высоком уровне было выполнено воссоздание Казанского собора с привлечением всех возможных сил и средств. Событие было знаковое. Год назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Казанского собора. Это было долгожданное событие. Когда-то мы смотрели на старинные фотографии и даже не могли представить, что войдем в воссозданный храм. Но по милости Царицы Небесной храм воссоздан и привлекает большое количество богомольцев.

– Хотелось бы сделать несколько акцентов. Во-первых, это историческое место. Еще очень занимательна история, связанная с подземным храмом. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Пещерный храм оказался сюрпризом для тех, кто приступил к воссозданию собора. Изначально на историческом фундаменте должны были поработать археологи, и они провели очень кропотливую работу в кратчайшие сроки. Археологические работы не подразумевают быстроты, но в данном случае археологи максимально ускорились и наткнулись на сюрприз. Оказывается, в подвале Казанского собора в начале XX века по инициативе святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой был создан пещерный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, непосредственно над местом обретения Казанской иконы (то есть над тем местом, откуда она была взята после пожара в 1579 году).

Елизавета Федоровна в кратчайшие сроки подготовила проект, привлекла знаменитого архитектора Щусева, который уже был известен в дореволюционные времена. Он продолжал трудиться и в советские годы. Пример его зданий: Казанский собор, несколько храмов, в том числе Марфо-Мариинская обитель. В советские годы он трудился и проектировал в гражданской сфере.

Все проекты, чертежи пещерного храма были сохранены; они были понятны современным архитекторам и инженерам. И было принято решение воссоздать еще и пещерный храм, вернее начать воссоздание Казанского собора с воссоздания пещерного храма. Перед тем как заливать бетонную подушку над старым фундаментом, были проведены работы по воссозданию объема, а потом уже и по воссозданию интерьера. Интерьер этот уникальный; по всей видимости, преподобномученица Елизавета, которая обладала прекрасным вкусом, сама принимала участие в проектировании убранства храма. Даже есть достоверные сведения, что она сама вышивала некоторые иконы для иконостаса будущего пещерного храма.

– Почему такая любовь, такое внимание?

– Мы знаем, что Елизавета Федоровна была духовной дочерью преподобного старца Гавриила (Зырянова), которого мы называем Гавриилом Седмиезерным или Спасо-Елеазаровским (по местам его подвигов). Когда он проживал в Казани в Седмиозерной пустыни, будущая преподобномученица Елизавета неоднократно приезжала к батюшке за духовным советом, а после его упокоения решила почтить его память. Он скончался в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война. Елизавете Федоровне всячески не советовали куда-то выезжать из столицы, но она приняла решение лично присутствовать на похоронах своего духовника и молилась на отпевании в храме Казанской духовной академии. Потому что большинство начальствующих и учащихся на тот момент в Казанской духовной школе были духовными чадами преподобного Гавриила. Поэтому и ректор академии епископ Анатолий, и еще несколько будущих архиереев и священномучеников совершали погребение старца. Так получилось, что на отпевании одного святого собрались еще несколько святых, которые в последующее десятилетие мученически прославили имя Христово.

Старанием преподобномученицы Елизаветы был создан пещерный храм. Это тихое и уединенное место; храм воссоздан буквально до миллиметра. Первым радостным и ощутимым событием в деле воссоздания Казанского собора было именно освящение пещерного храма в честь Рождества Божией Матери, которое совершил владыка Феофан (ныне покойный) в начале 2020 года.

– Расскажите для тех, кто еще не бывал в Казанском соборе, доступно ли это место, где произошло обретение? Как оно выглядит?

– Это так называемая крипта под собором, подвальное помещение. На протяжении большей части XIX и вплоть до начала XX века это был обыкновенный подвал, который использовался, наверное, под какие-то хозяйственные нужды. Преподобномученице Елизавете пришла мысль сделать там храм. Мы не знаем, насколько он был доступен в дореволюционные годы, но сейчас люди все больше проявляют интерес к этой святыне. Богослужения там совершаются регулярно. Сам владыка митрополит Кирилл любит там служить. В будние дни там собираются любители тихой молитвы. Место действительно святое. Заходя в этот храм, не чувствуешь, что это что-то новое, воссозданное, современное, а сразу погружаешься в атмосферу святой древности, старины. В этом храме все располагает именно к тихой молитве. Это уникальное место, и оно доступно для тех, кто посещает Казань. Конечно, составлено определенное расписание, потому что помещение храма все-таки небольшое, чтобы люди, не толпясь, в спокойной обстановке могли помолиться.

Само место явления Казанской иконы Божией Матери тоже обозначено и напоминает место Рождества Христова в Вифлееме. Вспоминается, что в начале 2000-х годов, когда разрешили первые крестные ходы, люди приходили на это место (кто-то краской на асфальте на территории табачной фабрики обозначил примерное место обретения Казанской иконы Божией Матери) и служили молебен. Но на тот момент это уже казалось большим достижением. Сейчас мы спускаемся в крипту и в благоговейной тишине прекрасного пещерного храма молимся Царице Небесной на месте явления Ее чудотворного образа. Это, конечно, великая милость Божия и проявление покрова Царицы Небесной над городом Казань и над нашим Отечеством.

– Спасибо, что рассказали о подземном храме. Думаю, мало кто о нем знает…

– Даже казанцы до последнего времени не знали.

– Воссозданный Казанский собор – тоже точная копия?..

– Нынешний Казанский собор, который сейчас мы можем наблюдать, воссоздан по старому проекту, на старом фундаменте, по старым очертаниям. Восстановлено подробно и его внутреннее убранство. Кстати, в XIX веке, перед тем как проектировалось убранство, архитектор Иван Старов заложил максимально роскошный иконостас из разных пород камня, но в то время Священный Синод почему-то определил, что, поскольку город не столичный, можно сделать иконостас и поскромнее. Он был установлен добротный, золоченый, но деревянный. И когда встал вопрос о воссоздании, владыка Феофан настоял, что нужно делать именно по первоначальному проекту. Многие схватились за голову, потому что это более серьезные вложения, но потом согласились, ведь все-таки будет воссоздано на века. И сейчас мы видим прекрасный иконостас из разных пород камня, который поражает своим величием и красотой.

– Советский период Вы обозначили. Что было до советского периода?

– Мы знаем, что традиция паломничества в Казань на летний праздник явления иконы во граде Казани существовала. Об этом есть свидетельства современников. Приходит на память автобиографическая книга владыки митрополита Евлогия, который окормлял эмигрантскую паству в Париже в предвоенные годы.

Он, будучи молодым священнослужителем, архимандритом, поехал перед новым назначением помолиться Царице Небесной в Казань и довольно подробно описывает торжества, которые происходили в городе именно в этот день и накануне. Божественная литургия в Кремле, крестный ход к месту явления иконы, торжественные молебные пения, осенения чудотворным образом сотни паломников из разных концов России.

Когда это читаешь, тоже мысленно переносишься туда, в старую Казань. Город был намного меньше, а храмов в нем было намного больше, чем сейчас. Это всегда удивляло. Но почитание Казанской иконы Божией Матери, несомненно, было в дореволюционной Казани на очень высоком уровне. Для приема паломников создавались даже пусть не идеальные, но все-таки условия. И люди ежегодно прибывали в Казань, добирались, кто как мог, чтобы вознести свои молитвы на месте явления святыни.

– Сейчас торжества тоже на несколько дней распределены?

– В общем-то, да. С каждым годом празднование становится торжественнее. Конечно, последние два года, связанных с ограничениями, не было массовых крестных ходов, но богослужения все равно совершались под открытым небом, с соблюдением дистанции. Это тоже войдет в историю.

А вообще с 2005 года, после исторического визита патриарха Алексия II, крестные ходы стали регулярными, дважды в год. Но сформировалась такая традиция, что литургия служилась в Благовещенском соборе, куда доставлялась Казанская икона. Потом вместе с иконой многолюдная процессия шла на место явления иконы, служился молебен – и люди подходили к святыне.

Сейчас, после воссоздания Казанского собора, наверное, будет другая традиция. С утра пораньше крестный ход выходит из Кремля, тоже с иконой, и приходит в Казанский собор уже к началу литургии. Начинается соборное служение. Торжества, наверное, будут не только чисто богослужебного характера. Это именно церковно-общественное, народное торжество, как и должно быть. Потому что стремление поклониться Казанской иконе имеют очень многие люди, живущие в других городах.

– А с чем связана такая любовь к этому образу Царицы Небесной?

– Я полагаю, все-таки люди, возносившие молитвы перед чудотворной иконой, получали просимое. И, конечно, началу всероссийского прославления этого образа послужили печальные события Смутного времени, когда в ополчение Минина и Пожарского была принесена из Казани чудотворная икона. Заступничеству Царицы Небесной благочестивые люди приписывали спасение России от иностранных интервентов и воцарение новой династии.

– Сейчас собирают какие-то данные, факты о Ее помощи, ведется ли их запись?

– В Казанско-Богородицком монастыре ведется запись этих фактов. Собственно говоря, в Ее помощи никто и не сомневался, потому что народ идет во множестве, люди с благоговением подходят к святыне. Даже видно, что идет туристическая группа – и люди в ней не особо религиозные. Но, заходя в Казанский собор, они начинают вести себя более сдержанно, собранно, приобретают свечи, идут к иконе, какое-то время стоят в тишине. Люди не православного вероисповедания или нерелигиозные все равно идут к святыне для того, чтобы воздать ей честь. Это, конечно, очень трогательно наблюдать. Верим, что такая традиция будет продолжена.

– В этом году торжества начнутся 21 июля?

– Начнутся накануне, 20 июля, всенощным бдением. Ожидается много гостей из числа иерархов, духовенства, монашествующих. И, конечно, паломнические группы из разных городов имеют намерение прибыть в наш город. Для нас это пока относительно новое явление. Но мы верим, что традиция всероссийского почитания, паломничества к Казанской иконе Божией Матери будет восстановлена. Это даст импульс к продолжению возрождения самого Казанско-Богородицкого монастыря, его комплекса, чтобы там была создана подходящая инфраструктура для приема паломников, богомольцев. Потому что еще не весь комплекс воссоздан. Но верим, молимся, что по благословению Царицы Небесной все будет во благовремении.

– По молитвам к Ней многое свершается. Вы упомянули, что комплекс был больше, он еще не до конца воссоздан. А что он в себя включал раньше? Что еще там было?

– Во-первых, женская Богородицкая обитель была очень густонаселенной (в лучшие годы  число монахинь доходило до четырехсот). Это был один из крупных монастырей не только этого края, но вообще всей Русской Церкви. И насельницы Богородицкого монастыря были искусными иконописицами. Уникально, что женщины писали иконы, и сформировалась своя узнаваемая технология на рубеже XIX–XX веков.

Эти шедевры представлены в наше время в Музее Казанской иконы Божией Матери, который был создан несколько лет назад. На золоченой доске прозрачными лаками писали изображение. В основном это были изображения Казанской иконы Божией Матери, точный размер явленного образа. Также писались изображения святых и по заказу. Иконописная мастерская Казанского монастыря была очень известна в России.

Потом там было швейное производство, вышивали церковные изделия. И вообще насельницы Казанско-Богородицкого и других монастырей Казанской епархии в этом очень сильно преуспели в предреволюционные годы. Все это требовало помещений. Была монастырская больница. Кстати, Крестовоздвиженский храм – это как раз больничный храм, чтобы болящие могли посещать богослужения, не выходя на улицу (то есть из палаты могли пройти на богослужение).

В комплекс монастыря был включен храм Николы Тульского, который окаймляет полукругом собор. Изначально это был приходской храм, в который была помещена икона Казанской Божией Матери после ее обретения, поскольку это был ближайший приходской храм к месту пожарища. Именно туда будущий патриарх Гермоген принес образ и там совершил первые молебные пения.

А в XIX веке храм Николы Тульского стал монастырским и был включен в комплекс монастыря. Кстати, буквально позавчера было празднование чтимого образа Николая Чудотворца, именуемого Тульским, потому что туляки тоже принимали участие в освоении Казани после событий 1552 года. И, видимо, в честь своей домашней чтимой святыни они тоже создали храм и усердно молились Николаю Чудотворцу. Храм сохранился уже, конечно, в перестроенном виде. Но надеемся, что скоро и до него дойдет очередь. В нем еще не восстановлены богослужения, ведется подготовительная работа к этому. Будем надеяться, что в скором времени в Казанском монастыре будет еще один храм.

– Прошу Вас сказать еще несколько слов в преддверии торжества для всех наших многоуважаемых зрителей.

– Празднование в честь явления Казанской иконы Божией Матери – это событие не только для Казани, а для всей России. Кто-то из писателей даже назвал Казанскую икону святым знамением России. Поэтому почитание ее есть не только в Казани, а во всех городах. Конечно, те, кто имеет возможность, желание, время, пусть приезжают в наш город и примут участие в этом торжестве. Потому что традицию нужно возрождать. А возрождать ее нам, ныне живущим. Я думаю, что совместная молитва многих сотен людей перед чтимым образом в очередной раз приклонит милость Царицы Небесной и к нашему Отечеству, нашему общему дому, и к каждому из нас в отдельности.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать