Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

13 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) и Покровского храма в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Сегодня важная дата в истории подворья Оптиной пустыни, где Вы являетесь настоятелем: 25 лет со дня первой службы. Как это было 25 лет назад? Как это начинали?

– Если честно, мне уже и не помнится, что было 25 лет назад. С другой стороны, все пролетело незаметно. Жизнь короткая. По содержанию вроде долгая, но длину временного отрезка душа не ощущает. Когда мне было 30 лет, я неожиданно спросил у отца Иоанна (Крестьянкина), которому было 80 лет, какой ему жизнь показалась, долгой или нет; я понять не мог, что такое 80 лет. Он не ожидал такого вопроса и говорит: «Вы знаете, такое впечатление, что что-то начали, что-то сделали – и жизнь прошла». Я тогда про себя подумал, раз у него в 80 лет так (а неизвестно еще, доживу ли до этого я), значит, надо относиться к жизни еще более серьезно.

Апостол Павел говорит: дорожите временем, потому что дни лукавы.  В чем лукавство времени? Кажется, будет бесконечное количество дней. Особенно в школе,  институте кажется, что после этого еще столько времени, жизнь такая длинная... А после 40 лет она просто летит. Если раньше месяцы щелкались, то теперь десятилетия.

Сегодня, ближе к какому-то закату, я начал задумываться, как надо относиться ко времени, как его ценить и наполнять содержанием. Осталось совсем немножко. В Священном Писании написано: Дней лет наших  семьдесят лет, а при большей крепости  восемьдесят лет. Про себя задумался, сколько бы хотел прожить, подумал: 80 лет – многовато, 70 лет – маловато, а вот посередине нормально. 75 лет – это середина. И сейчас подумал: осталось-то всего 15 лет.

– Мечта батюшки дожить до 75 лет. Все молимся о здравии.

– Всем бы нам как по Писанию. Осталось совсем мало. Поэтому тем, кто начинает жизнь и у кого она по возрасту еще с какими-то перспективами, надо дорожить временем. Многие в пенсионном возрасте жалуются на бессонницу, а философ Иван Ильин говорит, что бессонница в пожилом возрасте – это благословение Божие. В молодости, если появляется возможность, все спят. У православных с выходными-то непонятно: с понедельника по пятницу работа, а потом суббота, воскресенье. Если у тебя выходной и есть возможность, до которого часу ты спишь?

– До девяти или десяти часов. В семейной жизни сложно.

– В основном в воскресный день спят чуть ли не до двенадцати.

– Это преступление. Я понял это совсем недавно.

– В детстве, юношестве мы очень много спали и много чего проспали. Бессонница пожилым людям – это благословение вернуть упущенное в юности время. Сколько человек во время бессонницы передумает хорошего, плохого... Плохое вспомнит – покается, попросит прощения, хорошее – поблагодарит. Вернется к непрочитанной книге, к молитвам, которые не прочитал, все было некогда. Господь посылает этот отрезок времени, чтобы наполнить его содержанием.

Самое интересное, что наша жизнь складывается из одного дня. Вчера нет, завтра нет, только сегодня. И так каждый день из одного дня. И этот день надо наполнять содержанием. Если есть возможность, чуть-чуть подумать, что будет завтра, послезавтра. но главное – этот день наполнить содержанием. Как это сложно! Кажется, что будет бесконечное множество этих дней, а на самом деле жизнь проходит очень и очень быстро.

Пользуясь моментом, хочу пожелать помощи Божией и выразить особую благодарность всем, кто соприкасался с нашим подворьем, кто трудовой копейкой, советом, трудом помогал в сложные времена становления подворья. Теперь уже несколько храмов у нас в Ясеневе, новый собор построили, стало совсем по-другому, чем было в первые годы, когда в Нагорном микрорайоне был один храм, который не вмещал в себя всех прихожан сначала на ранней, потом на поздней литургии. Милостью Божией очень много было замечательных людей рядом, которые помогали, и сотрудники, и местные жители. Грех было жаловаться.

Сегодня в молитвах и за трапезой вспоминали отца Александра Торопова, который был настоятелем до меня. Он смог в советское время два гектара земли оградить, а когда я стал настоятелем, я это только узаконил. Смелость города берет. Под лежачий камень вода не течет. Вали кулем – потом разберем. Если все делать с оглядкой: «а как сделать?», «а что скажут?», «а как посмотрят?» – ничего не сделаешь. Надо сначала делать, потом узаконивать. Если сейчас делать только по лекалам, то с места не сдвинешься. В церковной жизни нужна смелость. Александр Васильевич Суворов говорил, что отвага – это половина победы.

Авиценна говорил, что тревога – это 50 % болезни. Это актуально и с ковидом; то омикрон, то дельта, то растет, то спадает. Человек постоянно живет с какими-то переживаниями, страхами, которые без конца нагнетаются. Это не значит, что нужно равнодушно относиться к здоровью, но не надо тревожиться и входить в ступор.

– Позитивные эмоции должны быть. Их нужно искать.

– Слышишь о ковиде, но ты не заболел, позвони врачам, знакомым, которые переболели, спроси, как это протекало, чем лечились. Заранее в аптеке купи лекарство, пусть дома лежит; и не переживай, что кто-то чихнул, что в метро много народа.  Чего ты переживаешь? Накроет – так накроет.

– На опережение работать.

– Мы не можем это контролировать. Маску надели, руки помыли, нос эфирными маслами смазали, промыли после службы. Ой, а вдруг накроет? Накроет, так будет как у всех. Лекарство дома есть, и не надо потом беспокоить родных, близких. А кто один живет, тем более нужно заранее об этом позаботиться.

– Пока не заболел – на исповедь, причащаться.

– Совершенно верно. Покойный наместник архимандрит Венедикт (Пеньков) учил всех: во всех обстоятельствах жизни уготовихся и не смутихся. Если ты можешь просчитать ситуацию, максимально ее просчитывай. Нельзя жить, надеясь на авось. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Жить, надеясь на авось и не рассуждая о будущем и о твоих возможностях, – безумно». Если б знал, где упаду, – соломку б подстелил. А ты заранее подумай, что можно сделать.

Старец Амвросий Оптинский рассказывал историю. Раньше электричества не было, телевидения не было. А с лучиной что вечерами делать? Прядут пряжу, чтобы потом носить носки, кофты. Сидят пять девушек, вдруг на печке кошка пробежала. Обычно там дрова сушатся. Кошка пробежала, и вдруг полено падает на ведро. Оно стояло рядом с печкой, чтоб теплая вода была. Ведро падает со скамейки. Девушка перекрестилась и говорит: «Слава Тебе, Боже, что я не замужем, что у меня нет мужа, нет сыночка, а то он бы здесь лежал – и ему бревно точно бы по голове попало». Такие навороты, безумные тревоги и фантазии никому не нужны. Запомним, Авиценна говорил: «Тревога – это 50 % болезни». А Суворов говорил, что отвага – половина победы. Но отвага должна быть в делах, связанных не со здоровьем. В прорубь нырять не надо, если вы ничего не соображаете, если здоровья нет, если рядом нет никакой помощи. А когда дело касается Церкви, богослужений, строительства, надо всегда дерзать. В учебе за все надо браться, школьникам везде поступать, во всех олимпиадах участвовать.

– Детей рожать, семьи создавать.

– Да, во всех обстоятельствах должна быть отвага.

– Вопрос телезрительницы: «Что означает жить в Боге?»

– Жить в Боге означает жить с Богом. Когда мы живем с Богом? Апостол Павел говорит: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Жить в Боге – это когда мы в доброделании, в богомыслии, в доброй совести, в доброжелательности, в любви, в долготерпении, в служении. Наша жизнь – это служение, а не наслаждение. А кто путает наслаждение со служением, тот будет всегда разворован. Николай Иванович Пирогов, наш великий хирург, говорил: быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни. Когда мы в доброделании, тогда мы в Боге и с Богом.

Однажды святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, вышел на проповедь и говорит: «Братья и сестры, а знаете, что надо, чтобы Бог был с нами и в нас?» Ему отвечают: «Не знаем». И святитель говорит: «Чтобы Бог был с нами, надо, чтобы мы были с Богом». Он был инициатором строительства Храма Христа Спасителя, там находятся его мощи. Храм строился долго, более 40 лет, до освящения храма святитель не дожил.

Теперь давайте сравним. Мы во что сеем: в плоть или в дух? Я у многих спрашиваю, в том числе у самого себя: где мы больше времени проводим – в телефоне, в телевизоре или с молитвословом и Евангелием? Если в общей сложности сложить наше время, которое мы посвящаем душе и Богу, чтобы быть в Боге и с Богом, это 15 минут утренняя молитва и 15 минут вечерняя. Это в идеале. Кто-то, может быть, еще главу Евангелия читает. Многие по одной кафизме читают, особенно в Великий пост. Если в общей сложности собрать, будет не более часа, когда мы в конкретном богомыслии. А сколько мы в телефоне, сколько мы в телевизоре и с компьютером? В это время мы точно не с Богом. Не говоря уже про нашу мирскую жизнь, когда и некогда вспомнить о Боге.

Святые отцы дали нам определенный алгоритм для повседневной жизни: дело в руках, а молитва в устах. Святитель Феофан Затворник Вышенский в переписке с одной женщиной писал: «Вы – жена, мать, хозяйка, и в исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам: ожидайте и вы венца мученичества». И вы можете уподобляться священникам и монахам в вашей повседневной жизни. «Кто? Я? У меня муж, трое детей. И я могу уподобляться священникам и монахам в богослужении и богомыслии?» Да! А как это может быть? Феофан Затворник пишет: «Да можете, можете. Начиная с утра суп варить, скажите: «Господи, благослови». Варите обед, скажите: «Господи, помоги». Закончили готовить обед, скажите: «Господи, благодарю». И так ваше дело, начатое с Богом, с благословения Божия, продолжающееся с Богом и закончившееся благодарением Богу, будет уже не суетой, а богослужением и делом, приятным и угодным Богу». Ведь вы это делали по любви к своей семье, делали, находясь в Боге.

Кто-то спрашивает: «А что такое молитва?» Возношение ума к Богу. Что для этого нужно? Ничего, никаких условий, никаких обстоятельств. Это дело любви. Феофан Затворник приводит пример, как нам быть в Боге. Он пишет: «Надо иметь память о любимом. Ты Бога любишь? О Нем имей память и будешь в Боге». А с кого пример взять? Феофан приводит элементарный пример. Юноша влюбился в девушку, девушка влюбилась в юношу, у них заискрило. Он встает, думает о ней, ест – думает о ней, дрова колет – думает о ней, поехал на учебу – думает о ней… Что им мешает думать друг о друге, если они по-человечески полюбили? Да ничего, никакие обстоятельства им не мешают.  Если любовь искренняя, то ничего не мешает.

Старец Силуан Афонский говорил: «Любить Бога никакие дела не мешают». А он был экономом, в его подчинении было около тысячи работников, которые жили на Святой Горе Афон. В то время в монастыре было около трех тысяч монахов. Только в нашем русском монастыре и на наших подворьях. Чтобы быть в Боге, прежде всего должна быть молитва и память о Боге. А для этого нужна только любовь. Кстати, ее можно и нужно просить у Бога. Для того чтобы искренне понимать, что Господь для нас сделал, нужно читать Евангелие. Евангелие приводит к любви. Когда я впервые прочитал Евангелие и понял, что за меня и вместо меня умер Господь, я задумался, что надо Его как-то благодарить. А как отблагодарить? Только всей жизнью, насколько это возможно.

Люди спрашивают: это прочитать или не прочитать... Если любишь – прочитаешь. Что такое молитва? Собеседование с Богом. Любишь – будешь разговаривать. Не любишь – найдешь сотни причин, чтобы не взять в руки молитвослов. Можно его и не брать, можно молиться своими словами, как угодно. Только по этому все определяется. Говорят: «Мне некогда молиться». Нет, ты просто не любишь Бога. А любви надо просить и начинать с понимания того, что Господь сделал. Каких-то сверхъестественных вещей не будет. Просто задумайся над Евангелием, что Господь ради тебя и ради меня конкретно сделал. Если у тебя отзывчивое сердце – мимо это не сможет пройти. Сейчас будет Великий пост, богослужения Страстной седмицы. И был некий поклеп в Церкви на пассии, нападки на пассии...

– Якобы слишком много чувств.

– Я был возмущен всем этим движением. Было очень неприятно. Я вспоминал свои ощущения, когда был мирянином и приходил на эти богослужения. Это реальные мысли, реальное Евангелие, реальные богослужебные тексты о нашем Господе. Безумно называть это каким-то неуставным или католическим богослужением.

– Может, оно и не совсем уставное. Но есть традиции.

– Я у людей спрашиваю: если на «Жигули» привесить эмблему «Мерседеса», «Жигули» станут из-за этого «Мерседесом»? Нет. Если навесить на православное богослужение этикетку католического, оно из-за этого не станет католическим. Начинаем разбирать. Евангелие католическое или нет? Евангелие православное. Прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» какой? Это из Великой Пятницы. Акафист и канон, сочиненные Иннокентием Херсонским? Иннокентий Херсонский (Борисов) – знаменитый наш архиепископ и миссионер, проповедник. Он католик был или православный? Православный. А стихира «Господи, помилуй»? Православная. Так если все православное, если все части православные, то как может быть богослужение католическое?

 Такие вещи начинают лентяи, которые не хотят служить богослужение и вечером еще раз собирать паству.

– Сложилась такая традиция, даже и в музыкальной сфере.

– Конечно, когда в Москве до 1988 года и чуть позже было всего 48 храмов, в воскресенье вечером они были битком набиты людьми, которые хотели еще раз погрузиться в эту атмосферу евангельских чинных богослужений, которые связаны со страданием нашего Господа, чтобы пост был не просто переменой на столе, а чтобы это было на самом деле соучастие в жизни Господа. Это было проявление человеческой любви.

– Вопрос телезрителя: «Почему Бог не уничтожит сатану? Ведь он враг человеческий, а Богу подвластно все».

Было бы мало проблем, если бы Бог разобрался с сатаной в те самые дни.

– Интересный вопрос. Даже не знаю, как на него ответить с ходу. Кто такой сатана? Это падший ангел, который имеет волю, чувства и желания. Такова характеристика ангела. «Ангел» переводится с греческого языка как «благовестник», а «сатана» – «клеветник». Наверно, Господь не может уничтожить то, что Он создал Своей волей. Душа любого человека, которая появилась на белый свет, уже неуничтожима. И дух, и ангелы были Богом созданы. Господь не может уничтожить Свое создание.

Есть только надежда, что человеческая жизнь обратится к лучшему. Для нас тайна и загадка, что будет с падшими ангелами. Дай Бог никому из нас с ними не соприкасаться в своей жизни. Для этого и существует молитва «Живый в помощи Вышняго», а также «Да воскреснет Бог» и исполнение евангельских заповедей. Кто-то из наших праведников сказал: зло вокруг нас не должно касаться нас, тем более оно не должно исходить от нас.

Однажды Иоанн Златоуст во время проповеди задал вопрос: «Братья и сестры, а знаете, где ад и рай?» – «Нет, не знаем». – «Это где-то в глубине этого мира, но нам надо доискиваться не местоположения ада и рая, а того, как избежать одного и сподобиться другого». Надо думать не о том, почему Господь не уберет сатану из нашей жизни. Раз он в нашей жизни так или иначе присутствует, независимо от нашего к нему отношения, надо сделать так, чтобы наша жизнь никаким образом не была с ним связана. В таинстве Крещения мы отрекались от сатаны, от всех дел его, от гордыни его и сочетались со Христом. Нам надо стремиться всю свою жизнь умом, сердцем и делами быть с Богом, и тогда мы точно не будем с сатаною.

Иногда люди говорят: ругаемся матом, лжем, делаем блудные вещи... Вы знаете, когда человек говорит матерные слова, он протягивает руку дьяволу. Он за эту руку возьмется. А вот выпустит ее или нет, это под большим вопросом, ведь ты это делаешь добровольно.

Надо не теоретически, философски думать, как и чего, а стараться не иметь никакой связи с дьяволом, всецело стремиться к Богу, быть в Боге и с Богом. А когда особые нападки гнева, раздражения, лжи и какие-то безумные слова лезут, мат, нужно молиться. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Вот об этом надо думать. Зло вокруг нас, зло не должно касаться нас, тем более оно не должно исходить от нас. Живая рыба плавает в соленом море или океане, но море соленое, а рыба пресная. Если же разрезанную рыбу бросить обратно в море, она станет соленой. Мы в миру живем, но если мы живые, то зло может нас не коснуться. Но как только мы станем мертвыми душой, зло войдет в нас.

Если надвигается шторм, то все люки на корабле задраивают, чтобы, не дай Бог, в трюм ничего не попало… Надо стремиться к тому, чтобы зло не касалось нас.

– Иоанн Дамаскин пишет: «Если же скажешь: зачем Он позволил дьяволу воевать против людей, я отвечу, что для пользы, – ибо многие через это увенчиваются».

– Не дай Бог нам никакой войны, кроме как с самими собой.

– И самое главное, дьявол тоже творение Божие. И по благости Своей Он не может уничтожить Свое творение.

– В Евангелии есть такие слова: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Он дал жизнь, но обратно-то хода нет.

– Это одно из свойств Бога.

– Кстати, очень серьезный философский вопрос. Златоуста спросили: если Бог предвидел, что не все правильно воспользуются свободой, а многие уклонятся ко злу, почему Он все равно сотворил мир, свободного человека, зная, что многие даже отпадут от Бога? И тогда Златоуст ответил: «Не должно было, руководствуясь неизбранием добра одних, не привести к жизни других, которые добровольно изберут добро». То есть не стоило не давать всем жизнь только из-за того, что некоторые не воспользуются этой свободой к добру. Человек был создан по любви.

– К нам пришел следующий вопрос: «У меня органическая депрессия, то есть не хватает гормонов радости. Как молиться в периоды обострения? Возникает уныние и суицидальные мысли».

– Если депрессия органическая, она связана с биохимией и физиологией. За это отвечают совершенно конкретные лекарства. Поэтому обязательно надо обратиться к психиатру, чтобы он подкорректировал внутреннее состояние, которое может быть связано с органикой. Где-то какой-то сосуд переклинило, недостаточное питание частей мозга – и пошло-поехало.

Наши душевные состояния не всегда связаны только с областью души и духа. Еще очень много связано с нашим телесным состоянием. А поскольку Вы сказали, что у Вас не хватает гормонов, в том числе гормона радости, говорят, что особенно женщинам помогает сладкое: тортики, шоколадки, мед, варенье, пастила, зефир. Говорят, что сладкое чуть-чуть повышает человеку настроение.

В Греции в монастырях есть комната приема, которая называется «архондарик» (или комната для гостей). И людям предлагают так называемые «керазмы» (переводится как «утешение»). Казалось бы, утешение относится к душе, а дают физические предметы – стакан воды, лукум, анисовую водку и, если уж совсем почетные гости, еще и кофе.

Поэтому, когда депрессия, немного радуйте себя эндорфинами из доступных средств. Еще смотрите телепередачи телеканалов «Союз», «Спас». И, конечно, важно чтение Евангелия. Потому что иногда в таком состоянии даже молитва на ум не идет. Евангелие Вам тоже поможет, Вы услышите какие-то слова конкретно для Вашей души, которые Вам скажет Господь.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами». И не всегда у нас хватает сил начать беседу самим, но через Евангелие мы можем услышать какие-то вдохновенные слова. Иногда бывают такие ситуации, что помощь возможна только от Бога. Поэтому один епископ говорил: «Чаще читайте Евангелие, потому что Христос сокрыт в Священном Писании. И открыть Его можно вдумчивым, неторопливым чтением Священного Писания». Всякое сидение в Интернете, чтение депрессивных новостей, наоборот, только в большую депрессию нас будет вгонять. Человек ничего не знал, а там так накрутят, что, конечно, никакой радости уже нет. Поэтому первое дело, чтобы начать выходить из депрессии, – выключить телевизор вместе с компьютером на три дня.

– Есть такое выражение, что Господь любит смелых. Можем мы его применить к нашей сегодняшней беседе? У меня был такой случай. Когда мы поступили на первый курс семинарии, было распределение по хорам, и кто-то попал к отцу Матфею, а кто-то нет. Один говорит: «Хочу к нему попасть, боюсь подойти». Я говорю: «Чего ты боишься? Иди, надо смелее быть». Он пошел и попал в нашу большую матфеевскую братию. Скажите, правильно ли это выражение, что Господь любит смелых?

– В Священном Писании таких слов нет. Но много раз мы слышим слова Господа: «Дерзайте». Дерзновение созвучно смелости. Дерзайте – то есть не бойтесь. Потому что есть такая поговорка: если что-то доброе и полезное попытаться сделать – может получиться, а если не пытаться – не получится точно. Поэтому относительно всякого доброго дела в нашей жизни мы должны пытаться устроить всё к лучшему: свой быт, общение с родными, близкими, работу.

О том, что касается здоровья (насколько это зависит от тебя), тоже надо заботиться. Кто-то сказал: «Наше тело – это осел. Если ты его перекормишь, то он скинет тебя из седла, если недокормишь – копытами переставлять не будет и ношу не понесет». Поэтому надо к своему телу и здоровью относиться благоразумно.

– Вы рассказывали про то, как узаконивали землю, какие были искушения. Часто в миру сначала придумывается проект, только потом на него деньги ищут. А у нас обычно так: думаем сначала, где деньги взять...

– Нет, сначала идея.

– Это очень важно, но порой сталкиваешься с обратной ситуацией: нет денег – зачем начинать?

– Есть такая замечательная мысль: мечта начинается с мечтателя. То есть кто-то должен захотеть, потом все к этому найдется.

– Вы мечтали?

– Мечтал.

– Наверное, стать врачом?

– Это была не мечта, а желание. Мечта – это что-то несбыточное. Если это все обозримо и к этому есть конкретные, понятные шаги, то это не мечта, надо просто брать и делать: поступать учиться, трудиться. А когда ты понимаешь, что это не очень-то реально, это уже становится мечтой.

Например, когда возникла идея строительства Покровского храма, это на самом деле была мечта. Потому что у нас было всего несколько десятков тысяч рублей, а один проект Покровского храма стоил восемь миллионов рублей. Только один проект, не говоря уже о его строительстве. Тогда это на самом деле была мечта. Потому что не был понятен алгоритм, какие шаги предпринять.

А когда мечтаешь приобрести какую-то профессию, она же не фантастическая, ты прекрасно знаешь, как к этому двигаться, даже если это связано с космонавтикой. Оказывается, у нас даже актрисы могут в космос полететь. Таким путем, конечно, идти не надо. Но если ты хочешь, поступай в военное летное училище – и какие-то шансы есть, если у тебя хорошее здоровье. Алгоритм понятен. А когда непонятно, как все это будет осуществляться, тогда это мечта.

Но о добром, полезном и святом мечтать надо. Особенно надо мечтать о том, чтобы мы были святыми. Это на самом деле добрая мечта, чтобы быть любвеобильным, тихим, спокойным, кротким, смиренным. Как Господь говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Алгоритм известен.

На последней неделе Великого поста читаются потрясающие слова Господа. Они как гвозди вбиваются в наше сознание, чтобы мы запомнили их на всю жизнь: «Я, Господь и Учитель, омыл ваши ноги. И вы омывайте ноги друг другу. Я пришел не для того, чтобы мне послужили, но чтобы послужить». Кто будет жить с этим алгоритмом, с мечтой, что он хочет служить, тот точно будет служить. И будут у него для этого здоровье, средства, будет и кому послужить.

Я часто говорю: лучше в дом престарелых ходить, чем там лежать; лучше в тюрьме навещать кого-то, чем в ней сидеть; лучше любить, чем нуждаться в любви; лучше помогать, чем нуждаться в помощи. А будет все так, как мы относимся к людям.

Блаженный Августин однажды на молитве сказал: «Господи, делай со Мной то, что я делал с моим ближним». Кто из нас сможет сказать, что готов это понести в своей жизни? Вот об этом надо мечтать – о внутреннем преображении, потому что это чрезвычайно полезная мечта. А мечтать о внешнем – это пустое, ведь когда наш внешний человек тлеет, внутренний со дня на день обновляется, если мы взираем на невидимое, а не на видимое. Невидимое – вечно, а видимое – временно. Поэтому надо взирать на невидимое: на свою душу, на Бога, Который дает нам, православным христианам, силы стать другими.

В начале передачи мы хотели поговорить о чуде. Самое главное чудо, когда блудники становятся целомудренными, эгоисты – самоотверженными, вруны – искренними, открытыми людьми, жадные – щедрыми. Это настоящее чудо, когда человек становится другим. Есть замечательная мысль: кем бы ты ни был, ты должен становиться лучше.

Как говорил наш наместник архимандрит Венедикт (Царство ему Небесное), гайка духовной жизни по миллиметру должна закручиваться, но не раскручиваться. Колесо имеет свойство от вибрации раскручиваться. Если ты этого вовремя не заметишь, то в конце концов его можно на трассе потерять и куда-нибудь врезаться. Поэтому основное чудо в нашей жизни, когда мы всё обращаем на внутреннего человека. Гайка подкручивается, подкручивается – и мы становимся лучше, кем бы ни были. Это самое главное стремление, самая главная мечта, самое главное чудо. Об этом неплохо бы всем нам мечтать по жизни.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать