Беседы с батюшкой. Как приобрести Божию любовь и научиться любить грешников. Священник Алексий Дудин

11 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
У нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар и руководитель социального отдела Гатчинской епархии. Тема сегодняшней передачи: «Как приобрести Божье прощение, Божью любовь и как научиться любить грешника».

− Отец Алексий, когда мы говорим о Божьей любви и Божьем прощении вообще, у нас возникает несколько очень сложных подводных камней, как это ни парадоксально. Мы все время говорим о том, что получаем от Бога любовь, которая должна быть всегда такой, чтобы все в моей жизни было хорошо. Если же какие-то испытания приходят, значит, Бог меня не любит. То же и прощение: мы просим прощения у Бога так, как будто сотворили что-то не очень тяжелое. Как в детстве, когда съел варенье. «Кто съел варенье?» − «Не знаю». Подобного рода грехи мы позволяем себе озвучивать, потому что не копаемся в себе, не стараемся увидеть в себе те грехи, которые нас обличают так, что если бы мы серьезно к ним относились, наверное, спать бы не могли.

Вторая тема − когда мы общаемся с грешниками, то очень любим себя: «Какой же он грешник! И я грешник, но все-таки не такой». В результате у нас возникает просто ералаш. Серьезный вопрос: как заслужить Божье прощение? Что нужно сделать для того, чтобы хотя бы немного почувствовать, что ты хоть в чем-то прощен и что Господь тебя любит в любом случае?

− Действительно, для нас с вами, братья и сестры, бывает зачастую непонятно, как любящий Бог, имя Которому есть Любовь, Который Своей любовью обнимает и небо, и землю, может допустить то, что мы с вами страдаем или испытываем какой-то дискомфорт; что те молитвы, которые, как нам кажется, направлены ко благу, по какой-то причине не сбываются или исполняются не сразу. Но это действительно бывает у человека, который не углублен в свою духовную жизнь. К сожалению, сейчас это всеобщая, можно сказать, болезнь, потому что при всем прогрессе, при всестороннем охвате Вселенной, когда все знания все время под рукой и человек может обратиться к любым проверенным источникам, ему не хватает глубины души, глубины самопознания. Это то, к чему призван христианин и на что у современного человека не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов.

Если человек начинает заглядывать вглубь себя, вглубь своего сердца и своих взаимоотношений с Богом, он действительно открывает новый мир, в котором есть свои правила. В этом мире, оказывается, Господь не только любящий Отец, но и Отец справедливый. Бог наказывает грешников не потому, что Он их не любит, а потому, что Он жаждет, чтобы грешник исправился. Ведь сказано в Писании: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Без наказания, без исправлений не может быть Божьей любви. Размышляя об этом, действительно вникая в это, человек потихоньку начинает видеть во всех тех вещах, которые он при поверхностном взгляде воспринимал как Божий недосмотр и недостаток Божьей любви, глубину Божьего Промысла, Божьего участия в его жизни, которая подтверждается евангельскими словами о том, что даже волос человека не падает без воли Божьей. Единственное, что многие вещи нам становятся видны с расстояния, с того временного промежутка, который прошел между событием и осознанием этого события. Если человек не занимается осмыслением своей жизни, не пытается усвоить те уроки, которые посылает ему Господь, глядя поверхностно на все, что происходит, он может сделать вывод, что Господь не есть любовь.

Божьей любви искали многие. Если мы вспомним, скажем, Силуана Афонского, известного русского монаха, подвизавшегося на Святой Горе, то он Божьей любви искал до истощения. Он взывал к Господу, дошел до такого состояния, когда у него кончились все силы. Он много постился, постоянно был в бдении, и при этом ему казалось, что Господь его не слышит. Последний вопль его души был: «Господи, Ты неумолим!» В этот момент он увидел свет, исходящий от иконы Господа Иисуса Христа. Как свидетельствует сам Силуан Афонский, если бы этот свет продлился хотя бы еще секунду, то его душа не смогла бы остаться в теле. Изобильная любовь Божия простирается на человека, но не всегда он готов эту любовь принять и оценить.

Господь наш − Бог ревнитель. Вы знаете, что любой любящий человек всегда расстраивается, если объект его любви не отвечает ему или вменяет ни во что его чувство. Понятно, что Господь, жаждущий от нас ответной любви, дает эту любовь только тем людям, которые искренне к ней стремятся и всю свою жизнь полагают на то, чтобы стяжать ее. Недаром любовь является высшей христианской добродетелью, которую невозможно стяжать, не потрудившись в остальных духовных деланиях.

Любовь Божья является конечной целью всего нашего духовного развития. Понятно, что требовать от Бога сразу любви без подвига с нашей стороны, без того, чтобы у нас действительно была жажда любви Божьей, невозможно. Без жажды любви Божией невозможно эту любовь стяжать, невозможно к ней прикоснуться. Хотя Господь, конечно, человеку, идущему духовным путем, иногда дает ее почувствовать. Каждый из нас, кто жил духовной жизнью, помнит эти минуты озарения, когда Господь касается сердца. После того как человек прошел какой-то духовный путь, совершил какие-то подвиги, он прикасается к этой милости Господней.

− Вопрос: «Христос сказал просто и ясно: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Мы хорошо соблюдаем обряды, четко отчитываемся в своих грехах, вычитываем все правила, но почему-то у нас постоянно есть проблемы с заповедями. Не то что заповеди блаженств, мы даже ветхозаветные заповеди не можем соблюсти. Я хотел бы услышать Ваш комментарий».

− Наверное, когда Вы говорите о ветхозаветных заповедях, Вы имеете в виду десять заповедей Моисея (Декалог). Вряд ли Вы имеете в виду те шестьсот тринадцать заповедей, которые присутствуют в Ветхом Завете. Конечно, как Вы уже правильно сказали, тот, кто хочет исполнить заповедь о любви Христовой, должен соблюсти Его заповеди. С другой стороны, Сам Господь упрощает задачу человеку: Он объясняет, что весь закон, заповеди Моисея, все заповеди блаженств, по сути, заключаются в двух заповедях, о которых мы сегодня и говорим. Это заповедь любви к Богу и ближнему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Все остальные заповеди проистекают из этих двух.  Поэтому, с одной стороны, трудно исполнить закон Христов, но, с другой стороны, просто. Тут нужны и мудрость, и простота. Вот такое интересное сочетание.

Если человек начинает себя искренне спрашивать: «Вспоминаю ли я о Боге? Часто ли я что-то делаю не так, как хочется мне, а как нужно для Господа? Часто ли я чем-то жертвую Христа ради?», анализирует свою жизнь, то он может посмотреть, насколько действительно любит Бога. Кроме того, у апостола есть такая замечательная лакмусовая бумажка для того, чтобы проверить, любишь ли ты Бога: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец. Действительно, как можно любить Бога и при этом не любить Его творение?

Здесь, наверное, нам следует немного поговорить о втором аспекте нашей сегодняшней темы − о любви к ближнему. Понятно, мы все являемся грешниками, нет ни одного человека, который был бы жив и не согрешил пред Господом. Говоря о любви к ближнему, мы можем смело говорить о любви к грешнику. Как любить грешника – это на самом деле целая дилемма: как можно любить того, кто недостаточно любит своего Творца? Как можно хорошо относиться к тому, кто тебя ненавидит, обижает, злословит, желает тебе всяческих злоключений, злорадствует о твоем горе? Это действительно серьезная духовная наука, которая святыми отцами, в общем-то, хорошо описана. И в своем духовном делании любой человек может вполне ее проходить.

Сейчас идет Великий пост, время, когда я всегда советую перечитывать книгу аввы Дорофея. Там замечательно показано, как люди должны относиться друг к другу, что нужно разделять грех и грешника. Как, прощая человека, не впадать самому в злобное состояние. Говорится про одного монаха, который всегда оставался спокойным, несмотря на то, что его поносят и ругают. Авва Дорофей говорит: «Как тебе это удается?» А тот отвечает: «Что обижаться на этих псов, которые лают?» Действительно, можно абстрагироваться от людей, которые могут нанести нам те или иные душевные раны, но это еще не есть любовь. Терпеть грешника можно и принижая его человеческое достоинство, а проникнуться состраданием к человеку, прощением, понять, что все, что он сотворил, есть следствие греха, – это серьезная наука. И если человек ее проходит, ему становится понятно, как любить ближнего, несмотря на то, что он грешник.

Для этого есть духовные рецепты. Во-первых, есть такая духовная истина: если человек занимается своим внутренним миром, то у него совершенно нет времени на то, чтобы кого-то осуждать и гневаться. Всегда можно заглянуть внутрь себя и спросить: «Чем я занимаюсь?» Если думаю, как спастись, как самому исправить свои недостатки, грехи, то иду вперед, и в этот момент моя душа будет созвучна и сострадательна душе человека, который рядом со мной. Понятно, бывают моменты, когда мы уже прогневались на кого-то, осудили, и грех оставил шрам на нашей душе, и этот шрам болит. Для этой раны тоже есть свои духовные пластыри. В частности, Оптинские старцы советуют читать молитву за человека, против которого восстает душа: спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного. И земной поклон. Такое духовное средство помогает человеку уврачевать ту злобу, которая идет на ближнего. Врачуя свои собственные раны, человек научается снисходительно относиться к своему ближнему, и постепенно возникает сострадание, а уже из сострадания возникает сочувствие, желание помочь. И из этой добродетели потом потихонечку произрастает и любовь к ближнему – высшая добродетель, которая является следствием личного покаяния прежде всего, прощения ближнего, заботы о ближнем и проявляется в полноте Христовой любви, которая является всеобъемлющей. И только потом можно молиться со святыми: «Господи, да познают Тебя все народы земли Духом Твоим Святым».

– Мне всегда казалось, что ближние – это семья, люди, которых я знаю, с которыми общаюсь. Но есть люди, которых я совсем не знаю, но которые приносят в мою жизнь дискомфорт. Например, пьяные орут под окнами всю ночь. Это вызывает не то чтобы ненависть, но я не могу подумать об этих людях благое... И, как Вы правильно сказали, это наносит мне рану, потому что я не могу с этим справиться. Что делать в этом случае? Каким образом оставаться спокойным, если я ночь не сплю, а рано утром на работу?

– Чтобы научиться этому, требуется определенный труд над собой. Хочется дать какие-то практические советы. Если наша душа жутко возмущена, для начала нужно сделать несколько (примерно десять) глубоких вдохов и выдохов. Хорошо, если есть навык молитвы Иисусовой – к этим вдохам можно присоединить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это поможет успокоиться в моменте.

Далее надо подумать, как выходить из этого состояния. Если я гневаюсь и раздражаюсь на ближнего, то, по сути, мой корабль уже идет ко дну, уже произошло определенное кораблекрушение. В состоянии такого стресса главное – успокоиться в моменте, и для этого у каждого человека есть свои способы. Самый простой способ я транслировал.

Та ситуация, которую Вы описали, мне понятна. Я живу за городом, и такие веселые компании периодически приезжают к нам, отмечают дни рождения. Самое главное – успокоиться в моменте. Потом уже будет работа над ошибками, покаяние и молитва за этих людей. Главное – изначально уйти из-под удара. Ведь пока в моем сердце клокочет гнев, он разрушает меня изнутри, ранит и уничтожает меня. Поэтому нужно любыми средствами этот гнев изгнать. Если есть возможность, можно в этот момент подойти к ближнему, который тоже не спит, взяться за руки, вместе помолиться, что-то обсудить. Можно даже пойти гулять. В общем, когда штормит, когда корабль трещит по швам, нужно найти способ выйти из этого состояния. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Как бы ни казалось в момент раздражения, что ты поступаешь справедливо, в итоге это обязательно окажется ошибкой.

Вспомним слова известной «Сказки о царе Салтане»: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить». Действительно, любой человек в гневе начинает чудесить, начинает делать то, о чем потом обязательно пожалеет. Поэтому надо из этого состояния гнева выходить; у каждого в этом отношении свой путь, свои духовные силы. А потом потихонечку можно прикладывать духовные пластыри: молиться за этих людей, в записках писать (если это люди крещеные), класть земной поклон с молитвой, сделать им что-то доброе, благое.

Если не делать добродетель, противоположную греху, то грех будет и дальше съедать. Слава Богу, у нас богатое святоотеческое наследие, к которому каждый человек имеет возможность приобщиться. Посмотрите, почитайте – и найдете советы, которые будут применимы именно для вас.

– Вопрос телезрителя из Гродно: «По притче о самарянине ближним является тот, кто оказал человеку помощь. Нельзя каждого считать ближним. Батюшка говорит, что все у нас ближние. Как определить ближнего?»

– Если нужно, я готов еще раз объяснить притчу о милосердном самарянине. Во-первых, это притча о человеке, который, с точки зрения иудеев, был одним из самых страшных богохульников. Самаряне – это были люди, которые претендовали на знание и исполнение ветхозаветного закона, но при этом, с точки зрения иудеев, были еретиками, богохульниками. Это были люди, которые хуже язычников. Если с язычниками иудеи разговаривали, то с самарянами даже не общались, не вступали с ними в вербальный контакт, считая их чем-то скверным, нечистым.

Тот иудей из притчи в здоровом состоянии не стал бы с этим самарянином даже разговаривать, отвернулся бы от него. И у самарянина не было никаких с точки зрения человеческой логики и справедливости мотиваций этому иудею помогать. Тем не менее он поступает противоположным образом и для человека, который его ненавидел, отвергал, желал зла, творит великую милость. Он творит милость только потому, что оказался рядом, а этот человек оказался нуждающимся. Притча раскрывает тот смысл, что ближним является любой человек, находящийся рядом с нами и нуждающийся в нашей помощи и нашем попечении.

– Здесь есть ответ и на мой вопрос: когда под окнами мы слышим крики пьяных, наверное, надо вспомнить эту притчу о самарянине и подумать о любви, которая может принести мир, помочь в ситуации.

Вы каждодневно работаете с людьми, которые очень долгое время пребывали в грехе и дошли до состояния зависимости. У вас реабилитационные центры. Вы работаете с такими людьми постоянно...

– Мы с ними работаем 24 часа в сутки. Конечно, у меня есть помощники, которые находятся с ними постоянно. У нас две реабилитационные площадки. Работа с такими людьми помогает лично мне решить такую проблему, которую мы только что смоделировали и которая часто касается всех нас.

Человеку в пьяном угаре кажется, что ему хорошо, а на самом деле ему плохо. Ему кажется, что он силен, весел и могуч, а на самом деле он теряет образ Божий, который несет в себе от рождения. При этом он теряет и свои силы, и разум. Сострадание к этому человеку, который несет такие потери, помогает относиться к нему по-христиански, помогает прочувствовать ту боль, которую несет этот человек и его ближние.

Одно из заблуждений, которое бытует в нашем обществе, что содеянный человеком грех никого больше не касается. Мол, это мое дело: как хочу, так и живу, как хочу, так и веселюсь; хочу и употребляю те или иные психоактивные вещества. Но, как показывает практика и работа с зависимыми людьми, серьезные разрушения бывают не только у этих людей, но еще более серьезные психические разрушения души бывают у ближних, которые находятся рядом с ними. Люди, принимающие психоактивные вещества,  имеют некоторое псевдоутешение, отвлечение, забвение, а их ближние находятся под прессингом негативного психологического влияния постоянно, 24 часа в сутки, и у них нет никакого выхода из этого состояния, они очень страдают.

Если бы мы отдавали отчет в том, что любой грех, который мы совершаем (даже втайне), всегда негативно отражается на наших ближних, то, наверное, многие грехи не были бы сотворены, греховные раны не были бы причинены. Очень важно понимать, что если мы творим тот или иной грех, он обязательно отражается на окружающих нас людях, будь то наши дети, родители, родственники.

Ближний – тот, кто находится рядом с тобой. Если что-то случится, каждый из нас по заповеди Христовой должен оказать другому помощь, вне зависимости от политических, религиозных или каких-либо других убеждений. Люди все взаимосвязаны, это надо помнить.

– Не только алкоголь, наркотики, но любой грех приносит нестроение в семью... Поговорим еще об одном аспекте, который касается Вашего служения. У вас есть реабилитационный центр, который находится на острове...

– Не на острове, просто в отдалении.

– Я считаю, что это остров, потому что добраться туда можно либо зимой, либо на лодке. Бывают ситуации, когда человек прячет свой грех от других людей. Представим ситуацию, что человек уехал на остров и там продолжает грешить. Он один, без людей. В этом случае грех будет для человека опасен в той же степени, как и в обществе?

– Человек, который уезжает из общества, чтобы не наносить своим грехом обществу рану, можно сказать, уже понимает, что наносит вред, и пытается этот вред минимизировать. Пусть он еще совершает этот грех, но он уже, во-первых, этот грех признал грехом; во-вторых, признал, что этот грех наносит вред его ближним. Думаю, если такой человек не остановится в своем духовном развитии, то, скорее всего, дойдет до того, что зло, которое он сотворил своим ближним, надо будет как-то исправлять.

Если уж мы заговорили о зависимости, хочется сказать родителям, женам зависимых людей, которые нас слышат, чтобы они понимали, что этот грех, который разъедает их ближних, нанес тяжелые раны и их душе тоже. Так называемая созависимость зачастую требует более серьезного отношения и более серьезной проработки, чем зависимость человека. Потому что зависимость очевидна. Например, человек употреблял те или иные психоактивные вещества или играл в те или иные игры на деньги, а потом перестал это делать, отошел от этого. А для созависимого человека зачастую не очень очевидно, что его душа тоже нуждается во врачевании.

Работа с созависимыми – это целое отдельное направление, которым мы занимаемся. Если рядом с вами находится зависимый человек и вы с ним контактируете, вам обязательно надо предпринять меры по защите вашей души от разрушения. Этот момент, к сожалению, в нашем обществе не всегда понимают и признают.

Бывает так, что человек попадает в реабилитационный центр, исправляет свою жизнь, а потом возвращается в свою семью, которая уже деформирована его пьянством, и происходит ряд трагедий, семья может распасться. Таких примеров много. Часто бывает, что жены не принимают своих мужей трезвыми...

– Почему?

– Можно говорить научными терминами, но я постараюсь объяснить просто. Раньше жене было все понятно: есть муж-пьяница и есть определенная совокупность жизненных проблем, которые, собственно, от этого мужа-пьяницы и происходят. А когда трезвый муж возвращается из реабилитационного центра, эта кипа проблем почему-то не исчезает. Жена думает: «Как так? Он, хитрец такой, не пьет, а мне по-прежнему плохо. Значит, он еще хуже делает, он лукавит». Раньше все было на своих местах: во всех проблемах был виноват пьяный муж. А тут он трезвый, а у нее по-прежнему все не ладится в жизни. Зачастую из-за этого распадаются семьи.

Бывает наоборот: возвращается человек из реабилитационного центра трезвый, но под влиянием своей семьи, которая привыкла его воспринимать как пьяницу, снова возвращается к своим порокам. В таком случае, если созависимый не работал над собой, зачастую бывает рекомендация, что человеку надо уйти из семьи (будь то родители или даже супруга). Лучше оставаться трезвым и духовно развиваться, чем погибать в пьянстве с созависимым человеком.

– Не мог представить, что такое может быть... Поговорим о прощении. Например, я не в состоянии решить какую-то проблему в семье. Представим ситуацию, что я пойму свою вину, искренне, от всей души попрошу прощения и так же от всей души получу прощение. Может ли прощение человеческое привести к избавлению от тех грехов, которые остались ранами на душе?

– Прощение человеческое касается прежде всего тебя лично. Если ты не простил человека – это твой груз, тормоз, твое препятствие произнести даже молитву «Отче наш», потому что слова остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим становятся  обличением и чуть ли не проклятием. Простить другого человека – это святая обязанность каждой христианской души. Простят ли тебя? Конечно, тяжело, когда тебя не прощают. Но если тебя не простили, а ты все для этого сделал, то нет твоей вины перед Богом, и это не будет препятствием в твоем движении к Господу.

– Когда мы пытаемся построить свои отношения с Богом таким образом, чтобы почувствовать Его тепло и любовь, нужно ли быть готовым к тому, что получишь наказание? «Кого люблю, того и наказываю». Получение этого наказания можно расценивать как проявление любви Божией? Ведь человек не может оценить, откуда пришло наказание. Может быть, заслужил. Это как со здоровьем: если все время пить, это приведет к болезни печени...

– Если человек действительно углубляется в свою душу, если, прочитывая вечерние молитвы и говоря, что согрешил словом, делом и прочими чувствами, действительно вспоминает, чем в этот день согрешил, думаю, такого багажа грехов вполне хватит для того, чтобы понять, за что могло «прилететь из духовной канцелярии». По сути, у каждого человека огромное количество грехов. Если человек действительно осознает свои грехи и в них вникает, у него никогда не возникнет вопрос: «За что?» Но могут возникнуть вопросы: «Для чего? Что от меня хочет Господь? Что я в своей жизни должен исправить? К чему мне дальше надо двигаться?»

И для этого у каждого человека должен быть духовник, священник, которому он исповедуется. Мало научиться терпеть, проходя искушения из последних сил, скрипя зубами. Надо чувствовать и понимать, к чему тебя ведет Господь, что Он от тебя хочет, посылая те или иные события. Хотя в целом мы принимаем все, что послал Господь, и просим Его (если обладаем определенной духовной опытностью), чтобы Он и дальше творил и исправлял нашу жизнь по Своей святой воле.

В вопросе есть интересный аспект. Бывает, человек боится, что если начнет молиться: «Господи, исправь меня», то на него посыпятся искушения, Господь начнет давать горькие пилюли...

– Епитимью.

– Конечно, не надо от Бога просить епитимью – это гордая, неправильная молитва. Но вполне можно Бога просить, чтобы Он вел тебя по жизни по Своей святой воле. И бояться Бога не нужно, потому что Господь – более любящий и милосердный, чем справедливый. Если бы это было не так, мы все давно уже предстали бы перед Судом, и вряд ли хоть одна человеческая душа вытерпела бы этот Суд.

Господь нас любит, и надо научиться Ему доверять. Вся жизнь человеческая – это урок, чтобы мы научились не руководить собственным спасением и собственной жизнью, а все-таки основное упование возлагали на Господа Бога. Когда человек проходит такие послушания, он приобретает духовную премудрость и начинает осознавать, насколько Бог любит его. И, видя в жизненных примерах, как Бог его любит, в ответ начинает любить Господа. Сначала появляется чувство благодарности, осознание премудрости Божией, благости, а потом потихонечку разгорается то великое чувство любви Божией, о которой мы сегодня говорим.

– Прекрасная беседа! Я получил очень много советов, которые пригодятся в моей каждодневной практике духовной жизни. Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови всех нас на добрый пост, чтобы в этом посту приблизиться к великой добродетели – любви к Богу и ближнему.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать