Беседы с батюшкой. Современное христианство. Протоиерей Максим Плетнев

10 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В нашей студии протоиерей Максим Плетнев, председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Социальном отделе Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

– Мы меняемся, и наш взгляд на христианство в современном мире меняется. Можно вспомнить историю Церкви от Крещения Руси до 1917 года и восстановления патриаршества. Можно говорить об этом очень много. Христианство прежних времен отличалось от того христианства, которое сейчас. Когда возникает тема современного христианства, появляется много вопросов, один из которых: разве может быть христианство «современным»?

– Христианство как та Благая Весть, которую нам дает Господь, неизменно. Эта весть о спасении, о Божественной любви вне времени. Но меняется то, как эта весть распространяется в мире и какое действие оказывает на него. Меняется историческая канва христианства. По сути, история Церкви и есть христианство во времени, в процессе развития. Каждое время дает свои особенности. Благая Весть от Бога, но ее несут люди, и эта ее передача имеет свои особенности во времени за счет человеческого фактора.

Одна из проблем современного христианства в том, что мы не считываем большую часть информации из Евангелия, только самую главную. Если смотреть какой-нибудь английский или шотландский фильм, где своеобразный английский язык, мы очень многого не поймем. Нам будут непонятны многие отсылки к их осознанию мира, к их ментальности, те же шутки, поговорки, та реальность, которой они живут, которая для них является актуальной. То же самое, и даже в большей степени, происходит со словами, которые были обращены к людям 2 000 лет назад. Многие вещи мы не считываем. Специалисты, которые интересуются Священным Писанием, стараются посмотреть на этот текст глазами человека, который жил 2 000 лет назад. А среднестатистический человек многое пропускает. Но самое главное мы слышим, понимаем. Ту самую Благую Весть о том, что Бог пришел нас спасти, Бог явил величайшую любовь, Он пожертвовал Собой ради нас и нашего спасения. Он открыл нам возможность спасения. Он делает возможным богообщение и в конечном итоге соединение человека с Богом. Это все для нас открыто. Но, конечно, в современной жизни есть свои особенности. Словосочетание «современное христианство» не совсем наше, но его часто используют. И порой современное христианство ругают, говорят, что оно не такое.

– Говорят, что оно не отвечает запросам современного молодого человека.

– Ругают, что оно не отвечает запросам современного человека и что когда-то оно было лучше. Какие сейчас проблемы в христианском мире? Первая проблема – это раскол. Обычный прихожанин не совсем это осознает. Мы родились в этой данности, нам кажется нормой, что есть католики, протестанты, неопротестанты, православные, старообрядцы. Для нас это данность, но это ненормально. Господь говорит: одно стадо и один Пастырь. Изначальный замысел о Церкви был в том, что она одна и едина. Историческое разделение, которое мы наблюдаем в христианской Церкви, – это укор христианам: и тем, которые жили многие сотни лет назад, и современным.

Первый большой раскол монофизитский в V веке, IV Вселенский Собор. Этот раскол не уврачеван до сих пор. Миллионы людей пребывают в этом расколе. Потом раскол 1054 года, разделение православия и католицизма. Далее протестантизм, у нас – старообрядчество. И, переходя к современности, сегодня мы видим раскол православия. Он происходит на наших глазах, и не видно тенденции к его остановке. Идет разделение православного мира на два: греческое православие и славянское. Мы в этом живем, это наша реальность, и это неправильно. Господь говорил о другом.

Это происходит по немощи человеческой. Эта тема разделения идет сквозь века. Мы можем эту проблему, которая началась много столетий назад, соотнести и с современным нашим миром. Это современная история, происходящая на наших глазах. 

Следующая мощная проблема – обмирщение христиан, потеря духовности, потеря глубины веры.

– Христианин не с крестом, а с крестиком.

– Эта тема сложна для осознания. Есть документы о том, как религиозно жили люди в России 150 лет назад, но нам сложно представить тот мир. Мы не совсем осознаем, что же там происходило и как это происходило, насколько реально документы передают ту жизнь. Документы не передают всей полноты жизни. Мы не можем понять, как было тогда. Но мы можем сказать сегодня, что многие христиане не удовлетворены своей духовной жизнью и тем, что происходит вокруг. В некоторых странах народы отходят от христианства. В России это не так, но мы жили в XX веке, который был катастрофой для Церкви. Эпоха гонений – страшный период в России. Сейчас происходит возрождение, но это непросто, и все-таки христиане – это меньшинство народа. И христиане ныне уже не те, нет высоты духовной жизни. Но в то же время есть и позитивные моменты, стала модной тема осознанности. Она развивается в психологии и в других сферах, в том числе в христианстве.

–  Очень интересная тема – осознанность. Более того, есть один важный аспект – осознанный поступок в христианстве.

Вопрос телезрительницы Варвары из Москвы: «В выступлениях одного очень известного психолога, да и не только у него, звучит такое утверждение, что семья как проект провалилась, что через какое-то время семьи не будет, потому что она не нужна ни мужчинам, ни женщинам. Будет некая свободная любовь, свободные отношения. В современном мире женщины независимые, им не настолько нужны мужья, не нужно, чтоб их кто-то содержал, да и мужчины не особо хотят обременять себя. Как священник видит развитие института семьи? Действительно ли через несколько десятков лет, как говорят специалисты, этот институт закончит свое существование и будет только среди верующих людей?»

– Это важный вопрос. Я на него имею определенные ответы, много рассуждаю, потому что занимаюсь помощью зависимым людям. И, как показывает практика, большинство этих людей, около 90%, вышли из деструктивной семьи, то есть из той семьи, в которой были ненормальные отношения.

В нашей работе мы видим, что семья важна, ее значение в жизни человека трудно переоценить. Детско-родительские отношения – это фундамент человека.

Заповедь из Ветхого Завета о почитании родителей подтверждается нынешними психологическими исследованиями. Родитель в жизни ребенка имеет мощное влияние. При этом не важно, какие взаимоотношения между родителями и детьми. Человек может перерасти, преодолеть плохое влияние родителей, но оно тотально.

У нас проводятся занятия в виде тренингов. Например, даем задание: расскажите счастливый случай из своей жизни. И практически у всех это связано с семьей. Что-то из детства. Или связано с близкими людьми. Поэтому мое убеждение – семья неуничтожима. И я вижу, насколько деструктивная, неправильная семья коверкает и ломает человека. Семья – это Богом данная часть человеческой жизни. Именно Господь благословил семью и взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Благословил появление детей в этих отношениях. Это константа, которую нельзя уничтожить, и семья выдержит все. И, наоборот, люди, которые растут в каких-то странных отношениях, будут менее дееспособны. Они будут в меньшей степени влиять на этот мир. По моему мнению, будущее потомков этих людей будет тяжелым. Если в семье какая-то дисфункция, то это очень тяжело сказывается на детях.

К примеру, у мальчика папа и папа. У такого ребенка будет изуродованное детство, а в дальнейшем изуродованная жизнь. Исследования на эту тему не очень популярны, но они есть. Среди таких детей на порядок выше количество самоубийств, психических расстройств. В этом смысле традиционная семья как институт сама себя защитит. Скорее всего экономические условия повлияют на семейные отношения. Сегодня мы переживаем такой период, когда человеку экономически необязательно жить в семье. Человек может жить в одиночестве. Но это очень трудно психологически и духовно. Недаром библейские слова звучат с новой значимостью, что нехорошо человеку быть одному. Это непреложные слова, и они не изменятся.

Если нет нормальной семьи, люди создают симулякры. Заводят собак, кошек. Но это все подмена. Это не даст того благословения Божьего, которое дает человеку семья. Поэтому надеюсь, что семья останется.

Давайте вернемся к теме осознанности. Когда человек начинает осознанно относиться к своей жизни, появляется момент, который объединяет тему семьи и тему зависимости. Это поступок, который меняет мир. Удивительно, как два-три человека на приходе могут сделать столько, сколько не делают остальные 150. Я говорю о тех людях, которых мы осознанно называем христианами. Не хватает рук, но эти несколько человек проделывают огромную работу, потому что делают ее осознанно. Они осознанные христиане. А неосознанное христианство порождает суеверие, мифы о христианстве, сюсюканье. То, что Леонтьев назвал «розовым христианством».

–  Мы подошли к еще одной теме – «розовое христианство». Но давайте про осознанность. Я убежден, что современные российские христиане другие, чем, скажем, 50 лет назад. Мне нравятся современные христиане. Мы привыкли ругать все современное. Поднимается тема современной бездуховности. Есть анекдотичный случай из дневников Федора Михайловича Достоевского. Это случай реальный. Иеромонах Троице-Сергиевой лавры состоял в любовной связи с двумя женщинами. У каждой из них были ключи от его кельи. И вот одна более молодая любовница совершила кражу у второй любовницы. Вторая любовница подала заявление в суд о краже. Все это попало в газеты и получило всеобщую огласку. Это Троице-Сергиева лавра, это иеромонах и это середина ХIХ века. Казалось бы, время сугубо христианское, а это только один пример. Насколько это соответствует благочестию ХIX века? Что там происходило? Как могла сложиться такая ситуация? Это не смущало спорящих женщин так, как это смущает нас.

В этом смысле современный христианин – хороший христианин. Не будем его ругать, он другой. Я бы подчеркнул такие особенности современного христианина, как образовательный ценз. Мы его не осознаем, но он обязательно должен проявиться. Сейчас такой уровень образованности народа, которого не было 100 лет назад. Современные христиане – это образованные люди. Это люди думающие, задающие вопросы. Современный человек очень требовательный к ответам и пытается осознанно понять Христа и христианство. Он пытливый, он будет до чего-то докапываться, спорить. И это хорошо. Это тот потенциал, который мы не всегда осознаем, и это замечательный период нашей церковной жизни. Он принесет свои плоды.

Вопрос телезрителя: «Чем отличается обличение от осуждения»?

– Если говорить про обличение, то не каждый человек должен обличать. Лучше вообще никого не обличать. Но бывают такие должности, при которых ты вынужден обличать. Бывают жизненные ситуации, в которых это приходится делать, когда указываешь другим людям на их грехи. Но при этом ты можешь не осуждать грешника. Говоря о грехе, можно любить грешника. Обличать его, но при этом его любить.

А в осуждении нет любви. Любовь сходит на нет, к минимальному своему значению. Когда я осуждаю другого человека, то становлюсь как бы Богом. А у нас один Судья, это Господь Бог. Кто ты такой, чтобы осуждать другого человека?    

– У нас каждый день есть масса причин осудить кого-то…

– К сожалению, да. Но надо это как-то пережить, хотя много чего нерадостного происходит вокруг нас. Это каждодневный опыт: научиться любить и не осуждать. Надо учиться этому, постоянно упражняться. Духовная жизнь подобна физкультуре. Человек занимается физическими упражнениями, чтобы изменить свое тело, свои физические способности. То же самое и духовная жизнь: мы можем менять свои духовные способности через духовные упражнения. Это такое нравственное духовное упражнение: увидеть, когда я начинаю осуждать, и попробовать эту ситуацию внутри себя перевернуть и включить любовь.

– Я где-то прочитал о том, как человек каялся в осуждении;  батюшка ему говорил: «Представьте, Вы приходите на исповедь и говорите Господу: прости меня, Господи, я взял на себя Твои функции». Если бы мы только осознавали свои собственные грехи…

Вернемся к современному христианству. Вы правильно сказали, что современные христиане и образованные, и стараются узнавать новое. Но при этом очень часто наше служение Богу превращается в формальную историю; много суеверий. И это тоже современное христианство. Может быть, мы тоже становимся суеверными людьми, если наша вера не обновляется каждый день?

– Здесь мы касаемся символизма в Церкви. Многие вещи мы не совсем осознаем. Символ имеет внутреннюю благодатную силу. Возьмем наш Символ веры.  Символ в религиозном понимании – это единство с Богом. Через символизм церковных служб мы реально можем сподобляться богообщения.

Но здесь нужна настоящая молитва. Чтобы происходящее было не формальным обрядовым исполнением, а настоящим молитвенным деланием. Тогда это приобретает другой смысл. Протестанты такой символизм совсем отторгли, они сказали, что это идолопоклонство; поэтому они отрицают иконы, различные святыни, мощи святых и так далее. Когда была Реформация (по сути, революция), происходили настоящие гонения на святыни, часто с жертвами. Происходила религиозная война.

Мы должны держаться золотой середины. Не уйти в обрядоверие, когда действительно что-то становится идолом, когда это замещает Бога: будь то святыня, событие или действие. Когда уже не Бог ценен, а действие становится самоценным или какой-то объект поклонения. И мы не должны уходить в другую сторону, в сторону рационализма. Когда все непонятное мне я отторгаю; если я этого не понимаю, значит, оно пустое. Мы опять приходим к этому: кто ты такой, чтобы судить? Есть вековая практика церковной жизни. Практика, освященная столетиями благочестивой жизни христиан. Кто ты такой, чтобы ломать церковный устав, устои Церкви?

Но здесь мы подошли к другой теме. Она не так характерна для общего христианского мира, а характерна для нашей Православной Церкви. Это тема реформ, которая очень часто обсуждается, поднимается. Мы знаем, как появился старообрядческий раскол. Это был ответ на реформы патриарха Никона. Это нас должно многому научить. У нас нет задачи устроить еще один раскол. Но темы эти (календарь, русский язык, переустройство приходской жизни, возрождение приходов, роль епископа и так далее) постоянно муссируются. Мы не будем в это углубляться, но это тоже часть нашей современной христианской жизни. Одно движение, другое. И здесь появляются условно церковные консерваторы и церковные либералы, «розовое христианство».            

– Так называли либеральных христиан в начале XX века.

Вопрос телезрителя: «Я в последнее время много думаю про послушание. Христос нам показал самый главный пример, Он был послушен до смерти. Не у каждого христианина есть духовник. Но, по-моему, через любого священника Господь помогает. Могу ли я быть уверена, что у меня все будет хорошо в духовной жизни, если я буду послушна своему духовнику?»

– Мы говорили об осознанности. Я за самостоятельность христиан. Духовническая практика может быть разная. Духовник – это не тот, кто берет за тебя ответственность в твоей духовной жизни, а тот, кто помогает тебе духовно возрастать; но ответственность несешь ты сам. Это очень важный момент. Мне кажется, что в  современной духовнической практике очень часто прихожане эту ответственность с себя переносят на духовника. Мне кажется, что это неправильно, даже пагубно.

Должно быть ответственное отношение к христианству, своим поступкам, своим действиям. Не духовник будет отвечать за мои грехи и поступки, за мой выбор в конечном итоге, а я буду отвечать. Бывает, что духовник кого-то благословит на что-то, но не духовнику же жить этой жизнью, а человеку. Это очень серьезно. Недаром такая тема, как младостарчество, звучала даже в синодальных документах, постановлениях Собора. С большим трепетом надо относиться пастырям к духовному руководству. Это отдельная тема.

Тема современного христианства перекликается с другой. У нас есть образ спасения для монашествующих; он отображен в святоотеческом наследии. Но четкого пути спасения для мирян нигде не прописано. В «Лествице» для монашествующих написано: первая ступень – это послушание, а потом надо отдать свою волю старцу, духовному руководителю. Это институт монашеского бытия. Но такое подчинение, отречение от мира невозможно, когда человек живет в миру.

У нас не так много разобранных, проанализированных и понятных примеров, как спастись мирянину. Что делать? С кого брать пример? У нас есть святой Иоанн Кронштадтский. Он относился к белому духовенству. Тем не менее они с женой не жили полнотой семейной жизни. У нас есть современные представители Церкви за границей, целый ряд интересных пастырей. Но они не канонизированы. Например, протопресвитер Александр Шмеман. Мне нравятся его труды, его наследие. Но это спорная фигура в Церкви. Многие не принимают его позицию, хотя она у него менялась; не так все было просто.

Если говорить про расколы в Церкви, то нас это должно очень огорчать. Мы должны сетовать в сердце и молиться о том, чтобы это разделение в Церкви прекращалось. На наших глазах произошло, слава Богу, уврачевание раскола между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. Этот раскол уврачеван, и это чудо. Мы как-то уже особо не вспоминаем об этом чуде, свидетелями которого были. Но мы удивлялись и радовались.

Нет четкого понимания, как спасаться мирянину; четкой школы, схемы. Но есть творчество в этом поиске; есть институт духовничества, есть богослужебная жизнь. Мне кажется, что сейчас эта тема очень обсуждается: кто-то говорит про пиетистов (протестантских мыслителей); кто-то про церковных творцов-делателей; кто-то обращается к афонским старцам.

Сейчас «модная» тема под названием «сирийские мистики»; есть целый подкаст про сирийских мистиков. Это подача основ христианства очень современным языком, понятным, родным для молодежи. Все мы знаем святого преподобного Исаака Сирина. Но там был целый ряд и других подвижников, это как бы отдельное христианство. Почему к этому обращаются? Потому, что они описывали реальный опыт богообщения. В греческом православии этот опыт не описывается. Святые об этом не писали, они скрывали свой опыт. В «Лествице» тоже не описано, какие переживания проходит подвижник, когда он достигает Бога и когда происходит богообщение. Но это есть у сирийских мистиков.

Современный христианин ищет. Это прекрасно, что он ищет ответы, как спастись, как это должно реально выглядеть. Не просто знать, что надо жить со Христом, а как жить со Христом. Какова реальная практика обретения Христа в своей жизни. Нужна пошаговая инструкция. Это очень интересно. Идут живые дискуссии в современном церковном сознании благодаря той самой коммуникации, которая есть в современном мире.

Церковь большая. Мне нравится, что есть условно одно крыло, либеральное; другое – консервативное. Я, конечно, против, когда происходит война между ними; но хорошо, что это есть. Не должно быть одного узкого мнения, которого все придерживаются. Люди разные; хорошо, что есть обсуждение, дискуссия. Это жизнь. Мы видим, что та истина, которая была открыта миру более двух тысяч лет назад, жива. Она до сих пор живет. Это сама жизнь, это биение жизни. И этот пульс жизни в современных христианах есть. Слава Богу!                       

– Это удивительно, несмотря на треволнения в нашей жизни. Слава Богу за все! Мы по-новому смотрим на православную веру и современное христианство; и мы в нем – современные христиане.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать